Научная статья на тему 'Разработка системной стратегии по утилизации старой электронной техники с переходом на замкнутый цикл'

Разработка системной стратегии по утилизации старой электронной техники с переходом на замкнутый цикл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ / RECYCLING / МУСОР / GARBAGE / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / РЕЦИКЛИНГ / СИСТЕМНАЯ СТРАТЕГИЯ / SYSTEM STRATEGY / ЭКОМЕНЕДЖМЕНТ / ОТХОДЫ / WASTE / ШТРИХ-КОД / UTILISATION / EKO-MANAGEMENT / BAR CODE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системной стратегии по утилизации старой электронной техники с переходом на замкнутый цикл»

РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОЙ СТРАТЕГИИ ПО УТИЛИЗАЦИИ СТАРОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ С ПЕРЕХОДОМ НА ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ

WORKING OUT OF SYSTEM STRATEGY ON RECYCLING OF OLD ELECTRONIC TECHNICS WITH TRANSITION TO THE

CLOSED CYCLE

E.B. Орлов

E.V. Orlov

ГОУ ВПО МГСУ

Научно-технический прогресс во всем мире привел к бурному росту промышленности в XX веке (например, производство компьютерной и бытовой техники), что, в конечном итоге, привело к появлению огромных проблем, связанных с утилизацией отработанного или устаревшего товара [1].

К 2017 году во всех странах мира количество одной только устаревшей компьютерной техники может достигнуть порядка 1,1 млрд, поэтому необходимо переосмыслить политику борьбу с "электронным мусором", который без адекватной переработки может нанести огромный урон окружающей среде (рис. 1) [2].

Рис. 1. Электронный мусор

На сегодняшний день в России нет пока четкой и обоснованной стратегии по утилизации технически сложного "электронного мусора", куда относят такой товар, как:

- компьютерная техника и периферийные устройства (ноутбуки, компьютеры, источники бесперебойного питания, мыши, клавиатуры и т.д.);

- оргтехника (принтеры, сканеры, копиры, плотеры и т.д);

2/2П11 ВЕСТНИК _2/201_]_МГСУ

- бытовая техника (холодильники, электрические плиты, пылесосы, миксеры и

т.д.);

- аудио и видео техника (телевизоры, видеокамеры, аудио-видео плееры и т.д.);

- другая электронная техника (мобильные и домашние радио и проводные телефоны, рации, электронные часы-будильники и т.д.).

Сказать по-честному, в России, выше перечисленные устаревшие приборы просто выносятся из дома в контейнеры, расположенные на улице, или просто выкидываются, куда попало, что является недопустимым действием. Естественно, продажа бывшего в употреблении товара по объявлениям или по интернету может только решить проблему нахождения данного "мусора" в квартире человека, но проблему утилизации совсем не решает, т.к. потом данный товар, нашедший нового хозяина, рано или поздно все равно окажется на улице.

Для того, чтобы понять, почему так необходимо утилизировать электронную технику, необходимо понять из чего-же она все таки состоит. Данная техника является технически сложным товаром, т.е. состоящим из огромного количества деталей, сделанных из разных материалов, которые могут быть токсичными или ядовитыми при условии нарушения целостности данной вещи. Однако, большинство этих элементов и материалов, при правильной переработке, могут являться ценным сырьем, которое может впоследствии использоваться повторно (рециклинг) для изготовления новых деталей для электронной технике, так и самих приборов.

Быстрый экономический рост и увеличение численности населения во всех странах, а также снижение цен на данную продукцию приводит к более активному использованию электронных приборов людьми. Этот процесс, к сожалению, обгоняет по скорости внедрение современных и экологически безопасных систем обработки отходов. Например, в России, в 1998 году сотовыми телефонами пользовались только единицы, т.к. огромная стоимость самих телефонных трубок, а также минуты разговора сильно ударяла по карману простым людям. Спустя 13 лет, за счет снижения цен на оборудования и услуги, рынок просто насытился данным товаром.

Сегодня в мире между фирмами-производителями идет буквально война за клиента, за счет внедрения новых технологий и предложение новых функций. Например, одна известная фирма несколько лет назад, для того, чтобы взорвать рынок продаж выпускает первый в мире холодильник со встроенным телевизором, который имел огромный успех. Это, конечно, хорошее дело - предложить более качественный и интересный товар потребителю, но кто же будет утилизировать старый холодильник, который, скорее всего будет выброшен на помойку и отправится на захоронение на полигон, тем самым подорвав экологическую репутацию своего бывшего хозяина.

К концу 2010 года все фирмы, производящие электронную технику, насытили рынок до предела, произведя огромное количество товаров. Одних только моделей телефонов одной корейской фирмы насчитывается 95 штук, не говоря уже про телевизоры, ноутбуки, новые модели которых сменяют друг друга буквально каждые 6 месяцев, вынуждая уже через год потребителю менять товар на новый. Это конечно же хорошая прибыль для компании, но забывать экологическую составляющую не стоит.

Сегодня на территории России работают немногочисленные частные фирмы, которые предлагают клиентам услуги по утилизации технически сложной техники, но, к сожалению, за счет средств самого клиента. За определенную стоимость к клиенту приедет курьер и заберет у него продукцию на утилизацию. Также не совсем понятно, будут ли данные приборы по настоящему утилизированы или они попадут в руки пе-

рекупщиков, которые затем разберут неработающий товар на запчасти или перепродадут его где-нибудь, если он исправен.

С недавнего времени сами компании-производители технически сложного товара начинают масштабные акции по утилизации оборудования, к сожалению, в основном за рубежом. Например, корпорация Samsung реализует программу сбора и переработки отработавшего электронного оборудования. В первый год реализации программы было собрано 12 млн фунтов отработавшей электроники. Программа "Прямая рециркуляция" стартовала 3 года назад в 200 пунктах на все территории США. Этот проект является частью инициативы компании "Экоменеджмент-2013", которая направлена на осуществление экологически ответственного бизнеса. При этом корпорация планирует сократить на 50% выбросы парниковых газов посредством продажи крупных заводов, снизить на 84 млн т выбросы парниковых газов при производстве продукции и сделать эту продукцию "экологически ориентированной" в течение 5 последующих лет. Компания Motorola начала реализацию программы по переработке отработавшей электроники, согласно которой при сдаче использованного оборудования плата с пользователей не взимается. Принимаются отработавшие мобильные телефоны, портативные радиоприемники, переносные мобильные компьютеры, мониторы, ноутбуки, аккумуляторные батареи для этих устройств и пр [3].

В последнее время, если обратить внимание, ряд фирм-производителей электронных товаров начинают обращать внимание потребителей на экологическую составляющую своего товара, размещая этикетки о том, что данный технически сложный товар был сделан с использованием экологических материалов, которые могут быть вторично переработаны (рис. 2) [4]. Таким образом, фирма психологически пытается стимулировать своего клиента через несколько лет после истечения срока эксплуатации изделия сдать его в свои пункты по утилизации оборудования. Это конечно же хорошо, но только для зарубежных стран, где экологическое воспитание выше, чем в России. В нашей стране, встретить человека, готового через 5 лет сдать свой ноутбук на утилизацию, достаточно сложно, а скорее всего даже невозможно. Многим легче его перепродать и получить кое-какие деньги, чем бесплатно сдавать на переработку.

щцщ^ш Щ 14«

Quality with Е iivl'OTKimni m Mind

Рис. 2. Наклейка с уведомлением о применение в изделии экологических материалов

2/2011

ВЕСТНИК _МГСУ

В ноябре 2010 года в нашей стране компания Эльдорадо, специализирующаяся на продаже электронных товаров, провела первую акцию по утилизации старого оборудования (рис. 3). Условие акции по утилизации были достаточно просты. Необходимо было прийти в магазин и сдать свой старый электронный прибор, относящейся к одной из 20 категорий техники (холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры, сотовые телефоны и др.), и получить скидку в размере до 2000 рублей на новый товар, который необходимо было приобрести в магазине. Прибор, который сдается на утилизацию, мог быть неработоспособным. С каждым клиентом подписывался договор, на основании которого клиент разрешал компании утилизировать свой старый технически сложный прибор с учетом сил специализированных компаний, обладающей необходимой лицензией на право утилизации. Таким образом, компания Эльдорадо выступала в качестве посредника и, естественно, назвать эту акцию программой утилизации в полном смысле этого слово нельзя, т.к. это была скорее всего маркетинговая акция, которая принесла компании большую выручку. Клиенты сдали астрономический объем старой техники, а компания повысила свой уровень продаж к новогодним праздникам в несколько раз. Таким образом, несмотря на такую маркетинговую уловку, утилизация была впервые осуществлена в полном объеме на всей территории нашей страны.

МЕНЯТЬСЯ ВЫГОДНО!

Г

НА УТИЛИЗАЦИЮ

1ВйО>

Рис. 3. Реклама по утилизации компании Эльдорадо

На сегодняшний день проблемы по утилизации старого "электронного мусора" требуют незамедлительного решения. Один только переход на материалы, которые могут быть впоследствии переработаны, проблему не решат. Для этого предлагается несколько выходов из ситуации. При совместных решениях возможно создание системной стратегии, которая должна решить проблему захоронения электронных товаров на полигонах и перейти к полному замкнутому циклу в этой области, т.е. когда устаревший электронный товар никогда больше не сможет попасть в природную среду.

Итак, для рециклинга отработавшей электроники необходимо выполнить следующие условия:

1) Фирмы-производители электронного оборудования обязаны при производстве каждого изделия снабжать его специальным штрих-кодом, устойчивым к порче, (наподобие кода, который наносится на двигатель машины), который будет заноситься в базу данных при продаже данного оборудования потребителю через дилерскую сеть. Дублировать штрих-код на гарантийном талоне. На случай порчи данного штрих-кода должен быть предусмотрен его дубликат, который будет устанавливаться внутри оборудования. Место установки данного дубликата должно содержаться в секрете.

2) Продавать технику по паспорту (как было ранее с сотовыми телефонами). При продаже заносить в базу данных модель техники, её штрих-код, паспортные данные владельца. Это позволить найти человека, который выкинул технику на улицу.

3) Законодательно с помощью государства ввести санкции к людям, которые будут выбрасывать на помойку данную технику. Будет допускаться только утилизация. Найти хозяина техники по штрих-коду на изделии будет легко. В случае порчи штрих

кода, отвести технику в фирму-производителя, где эксперты внутри корпуса найдут штрих-код дубликат, по которому можно выйти на бывшего хозяина.

4) Запретить покупку фирмам бывшей в употреблении техники (б/у) у населения и ее продажа. Продажа между частными лицами будет возможна, правда, если техника окажется на помойке, виновным окажется человек, на которого записан штрих-код.

5) Фирмам-производителям повысить цены на электронную технику, чтобы в новую стоимость товара входила цена на ее утилизацию за счет фирмы производителя после истечения срока эксплуатации изделия.

6) После срока эксплуатации товара потребитель может обратиться в фирму, где его идентифицируют по штрих-коду, например, через 5 лет и попросить утилизировать технику. Также потребителю фирма выплачивает некоторую сумму после утилизации и он может сходить в магазин и купить новую технику.

7) Потребитель может продолжать пользоваться старой техникой после истечения срока эксплуатации. Клиенту необходимо связаться с фирмой-производителем для уточнения необходимости проведения возможных профилактических действий со своим старым оборудованием (например, смазка, чистка и т.д.).

8) Снизить количество моделей выпускаемой продукции под контролем государства. Более 100 моделей сотовых телефонов каждый год от одной фирмы это слишком много, даже в условиях жесткой конкуренции.

9) Фирмам-производителям убрать из продажи модели, незначительно отличающиеся друг от друга, т.е. модели-близнецы, которые незначительно отличаются дизайном, расцветкой и т.д., но имеющие одну и ту же внутреннюю техническую составляющую.

10) Ввести понятия ценовой категории техники: бюджетную, среднюю, элитную.

11) Выпускать технику из комплектующих, которые можно потом переработать на 100% и не захоранивать на полигонах.

12) Выпускать технику из экологически чистых материалов, государству создать подразделение по проверке и мониторингу данных изделий (наподобие контрольной закупки).

13) Государству контролировать и сдерживать выпуск большого количества электронных товаров фирмами-производителями, т.к. рынок уже перенасыщен, а утилизировать придется очень большой объем старого хлама.

14) На государственном уровне в течение несколько лет организовывать похожие программы утилизации, которые провела компания Эльдорадо, с целью изъятия из оборота старой электронной продукции у населения.

15) На государственном уровне проводить агитационную политику и рекламу в средствах массовой информации с целью избавления от старых электронных товаров в пользу новых и современных экологически чистых.

Выше перечисленный список не является исчерпывающим (он должен впоследствии дополняться), но позволяет, при условии выполнения выше перечисленных пунктов, создать системную стратегию по утилизации "электронного мусора" и, таким образом, перейти к полному рециклингу данной техники, снизить нагрузку на мусоропроводы в зданиях, а также на контейнеры для отходов. В целом это поможет прийти к более лучшему экологическому состоянию для нашей планеты.

Вступить в новый век с новой выше перечисленной стратегией, которая в чем-то похожа на круговорот воды в природе - это наша главная задача и думаю, что при поддержке правительства это возможно осуществить.

2/2011 ВЕСТНИК _2/201т_МГСУ

Литература

1. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета водоснабжение и водо-отведение. Под редакцией Ю.В. Воронова и А.Л. Ивчатова. Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2004.

2. ТБО. Твердые бытовые отходы. Научно-практический журнал. №5 (47) 2010.

3. ТБО. Твердые бытовые отходы. Научно-практический журнал. №4 (46) 2010.

4. По материалам сайта http://ru.asus.com/.

Literature

1. The manual for students of a correspondence education department of faculty water supply and water-assignment. Under J.V. Voronova and A.L. Ivchatova's edition. The Manual. - M: Izdatelst-in ASV, 2004.

2. A firm household waste. Scientifically-practical magazine. № 5(47) 2010.

3. A firm household waste. Scientifically-practical magazine. №4(46) 2010.

4. On site materials http://ru.asus.com/.

Ключевые слова: утилизация, мусор, окружающая среда, рециклинг, системная стратегия, жо-менеджмент, отходы, штрих-код

Keywords: utilisation, garbage, environment, recycling, system strategy, eko-management, a waste, a bar code

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, дом 26, тел/факс: 8-499-183-36-29,

e-mail: viv-k@yandex.ru

Рецензент: Павлинова И.И., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Коммунальное и промышленное водопользование" ГОУВПО МГАКХиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.