Научная статья на тему 'Разработка Школы здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ "ОКБ на ст. Киров ОАО "РЖД" с диагнозом межпозвонковая грыжа'

Разработка Школы здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ "ОКБ на ст. Киров ОАО "РЖД" с диагнозом межпозвонковая грыжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / SWOTАНАЛИЗ / МЕЖПОЗВОНКОВАЯ ГРЫЖА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипицына Вера Викторовна, Мухачева Елена Алексеевна, Кропачева Олеся Сергеевна, Одинцова Людмила Юрьевна Людмила Юрьевна

Целью исследования явилась разработка Школы здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО РЖД» с диагнозом спинномозговая грыжа. Проведены SWOTанализ для изучения возможностей неврологического отделения на предмет создания Школы здоровья и анкетирование пациентов для выявления дефицита знаний о своем заболевании. По результатам исследования разработан учебно-методический комплекс для Школы здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипицына Вера Викторовна, Мухачева Елена Алексеевна, Кропачева Олеся Сергеевна, Одинцова Людмила Юрьевна Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка Школы здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ "ОКБ на ст. Киров ОАО "РЖД" с диагнозом межпозвонковая грыжа»

14. Oganov R.G., Maslennikova G.Ya. A mortality from cardiovascular and other chronic noninfectious diseases among able-bodied population of Russia. Cardiovascular therapy and prophylaxis. 2002, no. 3, pp. 4-8.

15. Pershina T.A., Spitsin A.P. Features of a hemodynamics and BapHa6entHOCTHB a cordial rhythm at males with the increased arterial pressure with sympathetic type of a regulation in different age groups. Vyatskiy meditsinskiy vestnik. 2014, no. 1, pp. 4-8.

16. Pshennikova M.G. Phenomenon of stress. Emotional stress and its role in disease Pat. fiziologiya i eksp. terapiya. 2000, no. 2, pp. 24-31.

17. Savitskiy N.N. Biophysical fundamentals of blood circulation and clinical methods of studying hemodynamics. L.: Medicine, 1974, 307 p.

18. Turovaya A.Yu., Kade A.H., Velichko M.A. Implications of a psychoemotional stress at medical students depending on progress in the period of session etc. International magazine of applied and basic researches. 2014, no. 5, pp. 145-146.

19. Khanin Yu.P. Brief guide to the application of the scale of reactive and personality anxiety of Ch.D. Spielberger. Leningrad: LNIIFK, 1976, 18 p.

20. Licht C.M., Geus de E.J. Assosiation between anxiety disorder and heart rate variability. Psychosomatic Medicine. 2009, vol. 71, pp. 508-518.

21. Marco M., Chinali M., Roman M. et al. Predictors of Four-Year Incident Arterial Hypertension From Initial Prehy-pertension: The Strong Heart Study. Circulation. 2007, no. 116, pp. 833-835.

22. Spielberger C.D. Measuring the experience, expression and control of anger. Am. Psych. Assoc., 1994, pp. 25-29.

23. Starr Yu. Clinical test as simple method of estimating cardiac stroke volume from blood pressure and age. Circulation. 1954, no. 9, P. 664.

24. Yu D., Huang J., Hu D. et al. Prevalence and risk factors of prehypertension among Chinese adults. J Cardiovasc Pharmacol. 2008, no. 52 (4), pp. 363-368.

УДК 616.832-007.43(035.3)

РАЗРАБОТКА ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ НУЗ «ОКБ НА СТ. КИРОВ ОАО «РЖД» С ДИАГНОЗОМ МЕЖПОЗВОНКОВАЯ ГРЫЖА

Шипицына В.В., Кропачева О.С, Мухачева Е.А., Одинцова Л.Ю.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: shipitsynavera@gmail.ru

Целью исследования явилась разработка Школы здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО РЖД» с диагнозом спинномозговая грыжа. Проведены SWOT- анализ для изучения возможностей неврологического отделения на предмет создания Школы здоровья и анкетирование пациентов для выявления дефицита знаний о своем заболевании. По результатам исследования разработан учебно-методический комплекс для Школы здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа.

Ключевые слова: Школа здоровья, неврологическое отделение, SWOT- анализ, межпозвонковая грыжа.

HEALTH SCHOOL FOR NEUROLOGY UNIT PATIENTS DIAGNOSED WITH SPINAL HERNIA IN «OCH ON THE STATION KIROV, JSC «RUSSIAN RAILWAYS»

Shipitsina V.V., Kropachevа O.S., Mukhacheva E.A., Odintsovа L.Yu.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: shipitsynavera@gmail.ru

The objective of the research was to organize Health School for Neurology Unit patients diagnosed with spinal hernia treated in « OCH on the station Kirov of JSC «Russian Railways». SWOT-analysis was carried out to evaluate whether the Neurology Unit has adequate facilities to organize Health School. The patients were inquired to detect deficient knowledge of the disease. Due to the results of the research an educational and didactical complex has been made for Health School to help patients diagnosed with spinal hernia.

Key words: Health School, neurology unit, SWOT-analysis, spinal hernia.

Введение

Увеличение продолжительности жизни населения стран Европы привело к увеличению глобального бремени неинфекционных заболеваний, которые, по мнению экспертов ВОЗ, представляют собой крупнейшую угрозу общественному здравоохранению и становятся главной причиной заболеваемости и смертности во всем мире. Современный образ жизни характеризуется малоподвижностью, неправильным питанием и другими факторами [3].

Восстановительное лечение и реабилитация пациентов, страдающих дорсопатиями, на протяжении

многих лет остаются одной из приоритетных проблем отечественной неврологии, что обусловлено значительным ростом заболеваемости, а также тяжестью медицинских, экономических и социальных последствий этого заболевания как для пациентов и их родственников, так и для общества в целом [8]. Остеохондроз является ведущей патологией в структуре заболеваний периферический нервной системы. Неврологические проявления поясничного остеохондроза наиболее распространены среди хронических болезней человека. При этом отмечается высокая заболеваемость трудоспособной категории населения:

у каждого пятого человека старше 30 лет отмечаются дискогенные боли. Заболеваемость остеохондрозом позвоночника составляет 51,2 на 1000 жителей. Люмбалгия является второй по частоте причиной обращения к врачу и третьей по частоте причиной госпитализации. В общей структуре инвалидности при заболеваниях костно-суставной системы дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника составляют 20,4%. Инвалидизация при дегенеративных заболеваниях позвоночника составляет 4 на 100 000 жителей. За последние 10-15 лет отмечается рост заболеваемости дегенеративными изменениями позвоночника, что ставит проблему их диагностики, лечения и профилактики на уровень государственной задачи [1, 3, 8]. Неосведомленность больных о своем заболевании, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарственными средствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи, приводит к снижению качества жизни и удорожанию лечения [9].

В связи с этим совершенствование и внедрение методов ранней диагностики, профилактики развития социально значимых заболеваний, а также повышение эффективности лечения и медицинской реабилитации этих заболеваний является актуальной приоритетной задачей государственной политики в сфере здравоохранения. Новая концепция ранней диагностики и профилактики социально значимых заболеваний у лиц трудоспособного возраста в целях сохранения психического, физического здоровья и повышения профессионального долголетия как один из долгосрочных приоритетов развития медицинской науки нашла отражение в Седьмой рамочной программе по научным исследованиям и инновациям в Европейском союзе - «Горизонт 2020» [1, 3].

Медико-образовательные программы для пациентов становятся неотъемлемой частью лечения. Все большую популярность приобретают оздоровительные технологии и практики Школ здоровья [4, 6, 7]. Школа здоровья является медицинской технологией, направленной на повышение уровня знаний пациентов, информированности и отработке практических навыков по рациональному лечению неинфекционных заболеваний, повышению приверженности пациентов к лечению и профилактике осложнений, улучшению прогноза и повышению качества жизни [2, 5].

Таким образом, разработка и внедрение Школ здоровья для пациентов с неинфекционными заболеваниями являются актуальной проблемой. Школы здоровья для пациентов с неврологическими заболеваниями малочисленны, несмотря на широкое распространение данной патологии, и нуждаются в дальнейшей разработке.

Цель исследования: разработать Школу здоровья для пациентов неврологического отделения НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД» с диагнозом межпозвонковая грыжа.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе неврологического отделения негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Киров Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД»).

Проводились:

1. SWOT-анализ для изучения возможностей неврологического отделения на предмет создания Школы здоровья.

2. Математический подсчет и статистическая обработка данных методом дисперсии и стандартного отклонения для определения среднего возраста пациентов.

3. Анкетирование для выявления дефицита знаний о своем заболевании у пациентов неврологического отделения НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД» (использована модифицированная анкета Гиенко Г.И.).

Результаты и их обсуждение

Изучение возможностей неврологического отделения на предмет создания Школы здоровья методом SWOT- анализа.

НУЗ «ОКБ на ст. Киров» ОАО «РЖД» - это многопрофильное медицинское учреждение, количество обслуживаемого населения - 29 338 человек.

Неврологическое отделение НУЗ «ОКБ на ст. Киров» ОАО «РЖД» имеет лицензию по оказанию врачебной помощи по неврологии. Отделение рассчитано на 40 коек и предназначено для оказания экстренной и плановой неврологической помощи пациентам прикрепленного населения. Работа отделения осуществляется круглосуточно, посменно. Большое отделение - это сильная сторона.

Из анализа штатного расписания неврологического отделения следует, что штат недоукомплектован средним медицинским персоналом: палатными медсестрами на 16% и процедурными на 20%. Не хватает 0,5 ставки процедурной медицинской сестры и 1,5 ставки палатной медицинской сестры (Приказ МЗ РФ от 15 ноября 2012 года № 926н). Это является слабой стороной отделения.

Весь средний медицинский персонал имеет квалификационные категории (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 № 240н). В неврологическом отделении преобладает персонал с высшей и первой категорией (28 и 36% соответственно). Две медицинские сестры отделения имеют высшее образование по специальности «Менеджер сестринского дела». Это сильная сторона отделения. Постоянное повышение квалификации позволяет медицинской сестре не только подтвердить статус профессионала, но и удовлетворяет ее потребность в самореализации.

В неврологическом отделении преобладают сотрудники в возрасте 40-49 лет с большим стажем работы в данном отделении (55% - стаж работы 10-15 лет). Это сильная сторона работы отделения. Однако в дальнейшем возрастная категория сотрудников может усугубить дефицит кадров в связи с выходом на пенсию. Это угроза в работе отделения.

Структура и оснащение отделения соответствуют требованиям нормативной документации, приказа МЗ РФ от 15 ноября 2012 г. № 926н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы». Это сильная сторона работы отделения. Однако неврологическое отделение недостаточно обеспечено компьютерами: в наличии только 37,5% от необходимого количества. Это слабая сторона.

На базе больницы, сочетая науку и практику, осуществляет деятельность кафедра внутренних болезней и физической реабилитации Кировского ГМУ,

что является благоприятной почвой для внедрения и ведения обучающих программ для больных. Это сильная сторона работы отделения.

Кроме медикаментозного лечения в отделении широко применяется немедикаментозное лечение: иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, физиотерапевтическое лечение, лечебный массаж.

Среди методов физиотерапевтического лечения, применяемых на этапе реабилитации в неврологическом отделении: электромиостимуляция, фоно- и электрофорез, УВЧ, парафиновые аппликации, ультразвук, магнитотерапия. Неврологическое отделение имеет в своей структуре кабинет иглорефлексо-терапии и массажа. В больнице имеется зал лечебной физкультуры (ЛФК). С пациентами индивидуально занимается врач ЛФК и проводит групповые занятия инструктор по лечебной физкультуре. С тяжелобольными пациентами занятия проводятся индивидуально в палате. Это сильная сторона работы отделения и возможность создания программ реабилитации для пациентов неврологического профиля.

Для диагностики применяется широкий спектр исследований: рентген-отделение и клиническая лаборатория. Клиническая электроэнцефалография, электронейромиография и наличие аппарата МРТ позволяют обследовать больных в сжатые сроки и проводить раннюю диагностику заболеваний нервной системы: плановых больных в период госпитализации, экстренных больных - в первые сутки, часы с момента поступления в стационар. Это сильная сторона работы отделения.

По результатам качественного SWOT-анализа внутренней среды следует, что в деятельности неврологического отделения сильные стороны превышают слабые, а возможности преобладают над угрозами. Выявлены слабые стороны: недоукомплектованность отделения средним медицинским персоналом, низкая компьютеризация рабочих мест. Угрозы - возрастная

категория сотрудников может усугубить дефицит кадров в связи с выходом на пенсию, увеличить объемы нагрузки на средний медицинский персонал.

Количественный SWOT-анализ внутренней среды также выявил, что в деятельности неврологического отделения сильные стороны (параметрический индекс Ps =4,78) превышают слабые в 2,5 раза (Рб = 1,93), а возможности (Рб = 4,50) преобладают над угрозами (рб = 3,00).

Наличие хорошей материальной и технической базы, высококвалифицированный персонал (наличие в штате 2 медицинских сестер с высшим медицинским образованием), наличие клинической базы кафедры Кировского ГМУ тесное сотрудничество с физиотерапевтическим отделением, наличие зала ЛФК и врачей-реабилитологов в штате больницы позволяют организовать на базе отделения Школу здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа.

Изучение дефицита знаний у пациентов неврологического отделения с диагнозом межпозвонковая грыжа.

В структуре нозологических форм неврологического отделения в 2015 г. межпозвонковая грыжа явилась самым распространенным заболеванием и составила 31,8% от общего числа пациентов. Все случаи этого заболевания не являлись жизненно опасными, но часто становились причиной выхода на инвалидность или резко нарушали качество жизни человека.

Для изучения дефицита знаний по заболеванию межпозвонковая грыжа было проведено анкетирование 43 пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа. Средний возраст пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа составил 37±6 лет. Выявлено, что все опрашиваемые пациенты имели рабочую специальность, либо профессию, связанную с сидячим положением и малоподвижностью, тяжелой физической нагрузкой.

Таблица 1

Структура межпозвонковых грыж по месту локализации и половому признаку

Диагноз Мужчины Женщины

Грыжа шейного отдела позвоночника (шифр по МКБ Х - М50) 3 1

Грыжа грудного отдела позвоночника (шифр по МКБ Х - М51) 0 0

Грыжа поясничного отдела позвоночника (шифр по МКБ Х - М51) 24 15

Стаж заболевания

Таблица 2

Стаж заболевания % (чел.)

Менее 1 года 11,6 (5)

До 5 лет 37, 2(16)

Более 5 лет 51,2 (22)

Из таблицы 1 и 2 следует, что большинство межпозвонковых грыж отмечены в поясничном отделе позвоночника у пациентов мужского пола. Большинство пациентов имели стаж заболевания более пяти лет - 51,2%, до пяти лет - 37,2% и менее года 11,6%.

Заболевание характеризовалось частыми обо-

стрениями: у большинства пациентов - 53% - обострения заболевания наблюдались раз в полгода, а у 7% - раз в три месяца.

Подавляющее большинство пациентов - 60% -считает, что определяющим фактором риска при диагнозе межпозвонковая грыжа является неправильная

физическая нагрузка, 18% - несоблюдение рекомендаций врача, 12% - вредные привычки и 10% - неправильное питание.

Уровень знаний пациентов о комплексах ЛФК при межпозвонковых грыжах был очень низкий: 48,8% (21) пациентов не знакомы с комплексами ЛФК при данной патологии, 30% (13) знают, но не умеют

Выполнение пациента

их выполнять; 11,6% (5) знают, умеют выполнять и 9,3% (4) - знают, но не выполняют. Такой низкий уровень знаний может быть обусловлен недостатком информации, неправильной техникой выполнения упражнений и/или ипохондрическим отношением к своему заболеванию.

Таблица 3

и рекомендаций врача

% (чел.)

11,6 (5) 67,4 (29)

Выполнение рекомендаций врача

Выполняю Не выполняю

Сочетаю с рекомендациями других пациентов

Из таблицы 3 следует, что большая часть пациентов не выполняют рекомендаций лечащего врача -67,4%, сочетают рекомендации врача с рекомендациями друзей и других пациентов - 21% и только 11,6% следуют рекомендациям врача.

Дефицит знаний о принципах рационального питания при данном заболевании имели 79% (34) пациентов и только 21% (9) пациентов являются информированными. Также у пациентов отмечалась низкая информированность о методах немедикаментозного лечения межпозвонковой грыжи - 69,8%.

Получить дополнительную информацию о своем заболевании изъявили желание 90,7% пациентов и лишь 9,3% отрицательно относятся к дополнительной информированности.

Таким образом, из результатов анкетирования следует, что у пациентов неврологического отделения с диагнозом межпозвонковая грыжа, несмотря на большой стаж заболевания и частые обострения, присутствует дефицит знаний о своем заболевании. Пациенты мало информированы о комплексах ЛФК - 9%, правильном питании - 21%, не осведомлены о принципах немедикаментозного лечения заболевания -30,2%, высокий процент пациентов не соблюдает рекомендаций лечащего врача - 67,4%. При этом 90,7% пациентов изъявили желание получить дополнительную информацию о своем заболевании. Все это подтверждает необходимость открытия Школы здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа на базе неврологического отделения НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД». Исходя из выявленного дефицита знаний появляется возможность для определения тем занятий, необходимых для разработки учебно-методического комплекса к Школе здоровья.

В соответствии с разработанным и принятым в НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД» Положением о Школе здоровья задачами Школы здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа являются:

1. повышение информированности пациентов о заболевании межпозвонковая грыжа и его факторах риска;

2. повышение информированности пациентов о рациональном питании при своем заболевании;

3. формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (двигательная активность, вредные привычки) в сочетании со своим заболеванием;

4. повышение информированности пациентов о методах немедикаментозного лечения заболевания;

21 (9)_

5. формирование рационального и активного отношения пациента к своему заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Учитывая результаты проведения анкетирования пациентов на предмет выявления дефицита знаний о своем заболевании, разработан учебно-методический комплекс к Школе здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа, включающий 4 занятия по темам:

1. Межпозвонковая грыжа: факторы риска, диагностика;

2. Рациональное питание;

3. ЛФК в комплексной терапии заболевания межпозвонковая грыжа;

4. Немедикаментозные методы лечения межпозвонковой грыжи.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Самым распространенным диагнозом в структуре заболеваний неврологического отделения в 2015 г. является межпозвонковая грыжа - 31,8%. По результатам SWOT-анализа неврологического отделения: хорошая материально-техническая база, высококвалифицированный персонал, наличие клинической базы кафедры Кировского ГМУ, тесное сотрудничество с физиотерапевтическим отделением позволяют организовать на базе отделения Школу здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа.

2. По результатам анкетирования выявлен дефицит знаний пациентов о своем заболевании: низкая информированность о комплексах ЛФК - 9%, правильном питании - 21%, не осведомлены о принципах немедикаментозного лечения заболевания -30,2%, высокий процент пациентов - 67,4% - не соблюдает рекомендаций лечащего врача. При этом 90,7% пациентов изъявили желание получить дополнительную информацию о своем заболевании.

3. В соответствии с разработанным и принятым в НУЗ «ОКБ на ст. Киров ОАО «РЖД» Положением о Школе здоровья разработан учебно-методический комплекс для проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с диагнозом межпозвонковая грыжа, включающий 4 занятия по темам: «Межпозвонковая грыжа: факторы риска, диагностика»; «Рациональное питание»; «Лечебная физкультура в комплексной терапии заболевания межпозвонковая грыжа»; «Немедикаментозные методы лечения межпозвонковой грыжи».

Список литературы

1. Биктимиров Р.Г. Остеохондроз позвоночника // Альманах клинической медицины. Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, 2011. № 7. С. 328-337.

2. Васильев О.В., Королева И.П., Лаврова Е.А., Алуф О.Б. Школы здоровья для пациентов - одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра. 2013. № 4. С. 8-9.

3. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. № 1. Elibreri.ru (Дата обращения 25.10.2016 г.)

4. Галь И.Г. Актуальность проблемы формирования Школ здоровья // Главная медицинская сестра. 2011. № 6. С. 30-32.

5. Злобина ГМПрименение специалистами сестринского дела современных технологий управления при обучении пациентов // Главная медицинская сестра. 2012. № 1. С. 32-43.

6. Иванова Л.К. Школа активного долголетия // Сестринское дело. 2011. № 1. С. 44-45.

7. Киселевич М.М. Медико-образовательные программы для пациентов // Медицинская сестра. 2014. № 5. С. 38-40.

8. Костенко Е.В. Факторная обусловленность состояния здоровья пациентов с дорсопатиями и ее роль в проведении оздоровительных мероприятий // Российский медицинский журнал. 2013. № 3. С. 11-14.

9. Полевая О.А., Карабиненко А.А. Школа здоровья

для больных бронхиальной астмой // Лечебное дело. 2011. № 3. С. 42-44.

References

1. Biktimirov R.G. Osteochondrosis of the spine. Almanac of clinical medicine. Moscow Regional Scientific Research Clinical Institute n. a. M.F. Vladimirsky, 2011, no. 7, pp. 328337.

2. Vasiliev OV, Koroleva IP, Lavrova EA, Aluf OB Schools of health for patients - one of the measures of secondary and primary prevention. Nurse. 2013, no. 4, pp. 8-9.

3. Bulletin of new medical technologies. Electronic edition. 2014, no.1. Elibreri.ru (accessed 25.10.2016).

4. Gal I.G. The urgency of the problem of the formation of Health Schools. The main nurse. 2011, no. 6, pp. 30-32.

5. Zlobin G.M. Application of modern technologies of management by nursing specialists in patient education. Main nurse. 2012, no. 1, pp. 32-43.

6. Ivanova L.K. School of Active Longevity. Sister s Degree . 2011, no. 1, pp. 44-45.

7. Kiselevich M.M. Medical and educational programs for patients. The nurse. 2014, no. 5, pp. 38-40.

8. Kostenko E.V. Factor conditionality of the health status of patients with dorsopathies and its role in the conduct of recreational activities. Russian Medical Journal. 2013, no. 3, pp. 11-14.

9. Polevaya O.A, Karabinenko A.A. School of health for patients with bronchial asthma. Medical treatment. 2011, no. 3, pp. 42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.