Научная статья на тему 'Разработка сбалансированной системы показателей возвратной логистики на промышленном предприятии'

Разработка сбалансированной системы показателей возвратной логистики на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутусин А.С., Мирошниченко О.В., Селиванов А.В.

Предлагаются методы управления процессами возвратной логистикой с помощью которых регулируются потоки вторичного сырья в производственной системе предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка сбалансированной системы показателей возвратной логистики на промышленном предприятии»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.7: 339.9

А. С. Бутусин, О. В. Мирошниченко Научный руководитель - А. В. Селиванов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗВРАТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Предлагаются методы управления процессами возвратной логистикой с помощью которых регулируются потоки вторичного сырья в производственной системе предприятия.

Возвратная логистика - современная концепция управления отходами предприятий, как потоками вторичных ресурсов. Такая деятельность, предназначена для сокращения объема материалов в системе прямого перемещения и обеспечения повторной переработки остатков материалов.

Основой использования вторичных материальных ресурсов является их потенциальная способность заменять первичные ресурсы в обороте сырья. То, что вторичные ресурсы имеют материальную ценность, предопределяет их полезность. Как и для любого товара, полезность вторичных ресурсов субъективна, а поэтому разнообразна. Следовательно, все направления коммерции и логистики вторичных ресурсов обусловлены их полезностью, экономикой и экологично-стью [1; 2].

Так, например, для ОАО «Машзавод» процесс образования отходов на предприятии не отслеживается и не сопровождается необходимой документацией, не формируются их базы данных. Из-за этого возникает проблема учета имеющихся и уже использованных отходов и соответственно возникает проблема с регулированием потоков вторичных ресурсов. Для устранения этой проблемы необходимо обеспечить решения ряда задач: классифицировать отходы по признакам; определиться с размещением склада возвратных потоков; установить условия хранения (отслеживать соблюдение условий и сроков хранения); экономичный раскрой материалов (использовать программные продукты, обеспечивающие эти возможности); маршрутизация отходов; автоматизация документооборота возвратной логистики; технологии утилизации отходов (повторное использование в новых проектах или продажа невостребованных отходов); разработать систему показателей движения возвратных ресурсов сбалансированной с ключевыми показателями производственной системы предприятия; формирование временной матричной структуры управления возвратными ресурсами; разработать систему рейтинговых оценок участников управления возвратной логистикой предприятия.

Для решения первой задачи в настоящее время предлагаются несколько классификаций возвратных потоков. Отходы, которые могут образоваться в процессе производства на ОАО «Машзавод» можно классифицировать по признакам [3]: марка, геометрические размеры, масса, остаточная стоимость, срок и условия хранения, направления использования отходов. Из данной классификации можно определить значения некоторых технико-экономических показа-

телей, которые способствуют оценке эффективности возвратной логистики на предприятии. Совокупность показателей должна согласовываться с общепринятой на предприятии сбалансированной системой ключевых показателей [4]. К общим показателям относятся: рентабельность продукции; удельная материалоемкость; коэффициент использования материалов; экономия расхода первичных материальных ресурсов; чистый дисконтированный доход. К частным показателям: коэффициент использования возвратных материальных ресурсов; коэффициент включения возвратных материалов (в проектных работах); коэффициент обмена возвратными ресурсами (учет работы группы предприятий или объединений холдингового формата); трудоемкость доставки возвратных ресурсов на рабочее место; коэффициент срока хранения возвратных материальных ресурсов; коэффициент пролёживания металлолома. Следует добавить, что рациональные области применения частных показателей характеризуются тем, что не допускается перерасход материальных ресурсов, поддерживается оборот возвратных ресурсов, выгодно замещаются первичные потоки ресурсов возвратными потоками.

Отходы образуются на двух этапах производства ОАО «Машзавод». В процессе подготовки материала к производству изделия и после производства. Образующиеся отходы, могут использоваться в производстве других изделий или не использоваться. Решение задач размещения, хранения, маршрутизации отходов имеет свои особенности для конкретных типов производств. Важными задачами, из перечисленных, являются экономичный раскрой материалов и автоматизация документооборота возвратной логистики.

Решение перечисленных задач должно производиться в локальном контуре управления процессами возвратной логистики [5]. Так, специалисты разных подразделений предприятия участвуют в подобной деятельности, что способствует повышению качества принимаемых управленческих решений и устранению упущенной выгоды в области возвратной логистики.

Следует добавить ещё возможности возвратной логистики на формирование дополнительной прибыли предприятия.

Возвратные отходы могут послужить дополнительным источником сырья и материалов и являются дополнительным доходом предприятия [6].

В заключении, следует сделать вывод, что эффективное управление процессами возвратной логистикой возникает в том случае, когда при анализе логистических операций определяется наилучшее соот-

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

ношение между издержками и устанавливаются направления деятельности предприятия, обеспечивающие повышение его прибыльности за счет регулирования потоков вторичного сырья.

Библиографический ссылки

1. Букринская Э. М. Реверсивная логистика : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 79 с.

2. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика эко-лого-экономического управления горным производством // Горный информационно аналитический бюллетень. М. : Изд-во МГГУ, 2009. № 11. С. 241-245.

3. Мирошниченко О. В., Селиванов А. В. Учет и классификация возвратных потоков промышленного предприятия // Современные проблемы экономииче-ского и социального развития : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. Ю. В. Ерыгина ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2012. Вып. 8. С. 72-74.

4. Дыбская В. В. Взаимодействие смежных служб компаний при управлении логистическим сервисом //

Логистика: современные тенденции развитии: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : СПбГИЭУ, 2012. С. 92-94.

5. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // LOGISTICS & SUSTAINABLE TRANSPORT : Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 279-283.

6. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия // Логистика: современные тенденции развития: материалы XI-ой Международной научно-практической конференции (19-20 апреля 2012 г., Санкт-Петербург) /ред. кол. В. С. Лукинский и др. СПб. : С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2012. С. 80-81.

© Бутусин А. С., Мирошниченко О. В., 2013

УДК 339.56.055

А. С. Бутусин, О. И. Чуркина Научный руководитель - Д. А. Прокопович Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ТЕРМИНАЛА

В условиях рыночных отношений логистика решает вопросы эффективного продвижения товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. И в современном мире именно внешнеэкономическая деятельность является важным инструментом обеспечения прогресса российской экономики.

Особая роль при этом отводится таможенному регулированию как механизму, который обслуживает участников ВЭД. Однако в настоящее время на таможне РФ существует ряд проблем, которые препятствуют нормальному развитию нашей страны и существенно увеличивают логистические издержки на продвижение материального потока от производителя до потребителя. Во-первых, из-за досмотра вручную сильно увеличивается срок прохождения таможенного контроля. Также наблюдаются простои грузовых единиц из-за отсутствия предварительного информирования таможенной службы со стороны производителя. И еще одной проблемой является слишком большой объем бумажного документооборота. В свою очередь данное несовершенство процесса прохождения таможни РФ отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания различных грузов, а также создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличения количества преступлений. А так как данная модель разработана еще в начале 1990 годов и на сегодняшний день безнадежно устарела и, мы считаем, что она требует немедленного переосмысления и модернизации.

В данной работе предлагается изменить модель таможенного контроля в России следующем образом - предполагается, что предприятие-производитель будет оснащать свои товары специальными метками наподобие ИРГО-меток, в которых хранится вся ин-

формация о товаре. После сравнения различных методов идентификации объектов ИРГО технология была выбрана благодаря своим характеристикам, которые на наш взгляд наиболее полно отвечают задачам, поставленным в работе. При этом для модернизации таможенного контроля на территории таможенно-логистических терминалов предполагается создание специальных ленточных конвейеров, по которым будет проходить груз и сканироваться стационарными считывателями, закрепленными рядом с конвейером на пути следования товаров, также для бесконтактного досмотра грузов будут использоваться рентгеновские сканеры. Предполагается, что перед отправкой груза для прохождения таможенного контроля производитель направит уникальные коды, присвоенные каждому товару, на таможню, где будет осуществляться сравнение заявленных и фактических кодов, что позволит исключить вариант провоза контрафак-та. Далее груз будет сканироваться, и вся информация о товаре попадет в компьютер. Если груз соответствует всем требованиям, он продолжает свое движение до потребителя, в противном случае - он помещается на специальный склад, где проводится детальная проверка груза, а в случае нарушения законодательства -проводятся меры реагирования. Необходимо также отметить, что таможенная пошлина должна быть уплачена до непосредственной проверки груза, иначе партия не допускается к досмотру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.