УДК 338.2
РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Е.В. Уфимцева, Н.Н. Минаев
В статье выделены субъекты городского хозяйства, взаимодействующие с инфраструктурой образования в целях реализации качественного обеспечения образовательного процесса и предоставления образовательных услуг. Определены тенденции закономерности функционального взаимодействия инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства. Предложена сбалансированная система показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия сферы образования.
Ключевые слова: инфраструктура образования, взаимосвязь, сбалансированная система показателей, городское хозяйство.
Многие ученые-исследователи обращаются к проблемам городской инфраструктуры, но при этом сосредотачиваются на изучении лишь отдельных отраслей инфраструктурного комплекса города.
Авторское утверждение, доказанное в научной статье «Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов», где выделены связи между инфраструктурами городского хозяйства как целостной социально-экономической подсистемы, которых будем придерживаться далее (рисунок 1) заключается в следующем: «Инфраструктуры города имеют четко выраженный сетевой характер, поскольку, так или иначе одна из инфраструктур городского хозяйства выполняет заказы другой, таким образом, создают необходимые общие условия для нормальной деятельности всех экономических субъектов. Другими словами, инфраструктуры города в аспекте социально-экономических процессов следует рассматривать комплексно, так как в целом - это сложная подсистема, в которой все взаимосвязано, где организация одного создана для обслуживания и функционирования другого» [1].
Идея дальнейшего научного исследования заключается в подробном рассмотрении каждой связи конкретной инфраструктуры с другими инфраструктурами городского хозяйства и разработке четких методических положений по оценке управления взаимодействием инфраструктур городского хозяйства в целостной социально-экономической подсистеме.
Следуя логике исследования, в настоящей статье обратимся к инфраструктуре образования, которая имеет важное социальное значение в городском хозяйстве и играет ведущую роль, как в экономике города, так и в национальной экономике в целом.
Система образования относится к числу важнейших социальных институтов городского хозяйства, обеспечивающих социализацию индивидов. Функция процесса социализации заключается в передаче культуры и развитии личности.
Институты системы образования призваны воспроизводить духовное богатство общества, сохранять достигнутый уровень знания и интенсивно развивать его, готовить тех, кто будет делать все это, а именно общество с высокоэффективными системами образования сможет занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире [2]. Инфраструктура образования городского хозяйства выполняет важную социальную функцию - обеспечение условий для воспроизводства населения.
Сказанное выше обуславливает актуальность данного исследования, т. к. оценивать эффективность функционирования инфраструктуры образования необходимо комплексно в контексте развития городского хозяйства [3], для этого необходимо выделить субъекты городского хозяйства, взаимодействующие с инфраструктурой образования и установить их функциональные связи. Затем разработать сбалансированную систему показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования в контексте развития городского хозяйства.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены субъекты городского хозяйства, взаимодействующие с инфраструктурой образования в целях реализации качественного обеспечения образовательного процесса и предоставления образовательных услуг, другими словами, обеспечения условий для воспроизводства населения (рисунок 2);
2. Определены тенденции закономерности функционального взаимодействия субъектов инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства (таблица 1);
3. Разработана сбалансированная система показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования в контексте развития городского хозяйства (таблица 2).
Методика исследования состоит в выделении субъектов городского хозяйства, взаимодействующих с инфраструктурой образования, определении тенденции закономерности функционального взаимодействия инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства, разработке сбалансированной системы показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры
образования в контексте развития городского хозяйства.
Рисунок 2 - Взаимодействие инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства в целях обеспечения условий для воспроизводства населения
Из рисунка 2 видно, что организации образования функционирует во взаимодействии со сферами здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, а также СМИ. На объекты управления инфраструктуры образования влияют такие инфраструктуры как транспортная, коммунальная, благоустройства и озеленения территорий, жилищная и общественной безопасности.
Далее в таблице 1 представлены тенденции закономерности функционального взаимодействия субъектов инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства.
Таким образом, можно утверждать, что оценивать развитие инфраструктуры образования города необходимо комплексно, основываясь на пересекающиеся связи, показанные на рисунке 2 в целях выявления недостатков в деятельности одной инфраструктуры для удовлетворительного функционирования другой.
Далее последовательно графически представим стратегическую карту взаимодействия инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства (рисунок 3) и предложим сбалансированную систему показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования в контексте развития городского хозяйства (таблица 2).
На рисунке 3 графически представлены причинно-следственные связи между стратегическими целями по составляющим сбалансированной системы показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства в виде стратегической карты.
Предлагаемая сбалансированная система показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования представлена четырьмя перспективами: клиентской составляющей, финансовой составляющей, составляющей
внутренних процессов, составляющей обучения и развития (инноваций) [4]. Однако их состав не является догмой, поскольку могут рассматриваться и другие, в том числе заменяющие и дополняющие в зависимости от осуществляемой стратегии, точки зрения лиц, принимающих управленческие решения [5].
Резюмируя результаты исследования, заключим следующие основные направления:
1. Рекомендуем использовать сбалансированную систему показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия сферы образования с учетом пересекающихся связей с городскими инфраструктурами в целях выявления недостатков в деятельности одной для удовлетворительного функционирования другой, затем по мере необходимости разрабатывать и внедрять предложения по оптимизации их деятельности;
2. Оценка управления взаимодействия инфраструктур городского хозяйства позволит более точно планировать их совместную деятельность, а с точки зрения результативности и в совокупности обеспечить комплексное экономическое и социальное развитие данных инфраструктур и города в целом;
3. Предлагаем создать единую электронную базу о деятельности учреждений образования города на основе сбалансированной системы показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия сферы образования с учетом пересекающихся связей с городскими инфраструктурами для удобства и достоверной информированности граждан при выборе конкретного образовательного учреждения.
Таблица 1 - Функциональное взаимодействие инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства_
Наименование инфраструктуры Функциональное взаимодействие инфраструктур городского хозяйства
Инфраструктура образования и инфраструктура здравоохранения Взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с детскими территориальными поликлиниками, учреждениями по охране репродуктивного здоровья; оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия.
Инфраструктура образования и инфраструктура физической культуры и спорта Взаимодействие образовательных учреждений с организациями физической культуры и спорта предполагает организацию физического воспитания и образования, а именно создание условий для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся; формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физкультурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Так же физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов, разрабатывают учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта.
Инфраструктура образования и инфраструктура культуры и искусства Взаимодействие культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из
культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Данное взаимодействие может рассматриваться в разных аспектах: на уровне социума, в историческом контексте; на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека; на уровне учебных дисциплин.
Инфраструктура образования и коммунальная инфраструктура Здания учреждений образования обеспечиваются коммунальной инфраструктурой по таким направлениям как водоснабжения, водоотведения и сточных вод, утилизации бытовых отходов, электроснабжение, теплоснабжения и другим без которых организовать полноценный образовательный процесс просто невозможно [6].
Инфраструктура образования и информационная инфраструктура Система образования является полюсом общественного диалога. Каналами осуществления такого диалога являются СМИ. Взаимодействие образования и СМИ заключается в формировании системы сбора и анализа информации об отношении различных общественных структур как к государственной политике в области образовательной деятельности, так и об их потребностях в информации в этой области; налаживании системы обратной связи, организации возможностей обсуждения актуальных вопросов образовательной деятельности; вовлечение общественности в активное взаимодействие с органами управления образованием, а также со СМИ по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительских программ, передач и других материалов.
Инфраструктура образования и транспортная инфраструктура Для удобства обучающихся любой возрастной категории необходима адекватно развития инфраструктура городского пассажирского транспорта, призванная удовлетворять потребности населения в перемещениях как к месту учебы и обратно, так и поездок, не связанных с обучением. Здания учреждений образования должны иметь хорошую транспортно-пешеходную доступность [7]. Следует отметить, что и студенческие общежития должны отличаться транспортно-пешеходной доступностью.
Инфраструктуры образования и инфраструктура благоустройства и озеленения территорий Данная инфраструктура создается условия для здоровой комфортной, удобной среде для отдельного учащегося по месту учебы. Это способствует воспитанию у учащихся любой возрастной категории эстетического вкуса, формированию чувства ответственности за свое учебное заведение и желанию изменить облик учебного заведения к лучшему. Территория учебного заведения становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания [8]. Отметим, что благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
Инфраструктуры образования и жилищная инфраструктура Объекты инфраструктуры образования должны активно возводиться и сдаваться одновременно с жильем. Отсутствие детских садов и школ ущемляет интересы детей, становясь недопустимым препятствием для полноценного развития и формирования детей, вносит социальную напряженность в общество [9].
Инфраструктура образования и инфраструктура общественной безопасности Объекты инфраструктуры образования являются субъектами безопасности, поэтому организуется защита участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них.
Рисунок 3 - Стратегическая карта взаимодействия инфраструктуры образования с иными инфраструктурами городского хозяйства в целях обеспечения условий для воспроизводства населения
Таблица 2 - Сбалансированная система показателей оценки эффективности управляющего взаимодействия инфраструктуры образования в контексте развития
городского хозяйства
Клиентская составляющая Раздел 1. Клиентская составляющая относительно дошкольных образовательных учреждений 1.1. Показатели состава детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения 1.2. Показатели эффективности управления и деятельности педагогических работников дошкольные образовательные учреждения Раздел 2. Клиентская составляющая относительно организаций общего образования 2.1. Показатели состава, обучающиеся в организациях общего образования 2.2. Показатели эффективности управления и деятельности педагогических работников организаций общего образования Раздел 3. Клиентская составляющая относительно организаций среднего профессионального образования 3.1. Показатели состава, обучающиеся в организациях среднего профессионального образования 3.2. Показатели эффективности управления и деятельности педагогических работников организаций среднего профессионального образования Раздел 4. Клиентская составляющая относительно организаций высшего образования 4.1. Показатели состава, обучающиеся в организациях высшего образования 4.2. Показатели эффективности управления и деятельности педагогических работников организаций высшего образования Клиентская составляющая должна включать специфические показатели ценности предложений, получаемых потребителями (гражданами) от целевого сегмента городского хозяйства. Клиентская составляющая рассматривается как потребительская база, а также как показатели результатов деятельности отрасли в целевом сегменте городского хозяйства.
Финансовая составляющая Раздел 1. Обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения Финансовая составляющая должна включать показатели, оценивающие экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии образовательного учреждения, ее осуществления и воплощения общему плану усовершенствования деятельности образовательного учреждения в целом.
Составляющая внутренних процессов Раздел 1. Взаимодействие с организациями здравоохранения (инфраструктура здравоохранения) Раздел 2. Взаимодействие с организациями физической культуры и спорта (инфраструктура физической культуры и спорта) Раздел 3. Взаимодействие с организациями культуры и искусства (инфраструктура культуры и искусства) Раздел 4. Взаимодействие с организациями средств массовой информации (информационная инфраструктура) Раздел 5. Взаимодействие с организациями транспортной отрасли (транспортная инфраструктура) Раздел 6. Взаимодействие с организациями жилищной отрасли (жилищная инфраструктура) Раздел 7. Взаимодействие с организациями коммунальной отрасли (коммунальная инфраструктура) Раздел 8. Взаимодействие с организациями благоустройства и озеленения территорий (инфраструктура благоустройства и озеленения территорий) Раздел 9. Взаимодействие с организациями общественной безопасности Данная составляющая определяет те главнейшие внутренние процессы, которые необходимо довести до совершенства. Показатели данного направления сосредоточены на оценке внутренних процессов, от которых в огромной степени зависит удовлетворение потребностей граждан и достижение финансовых задач образовательного учреждения в целом.
(инфраструктура общественной безопасности)
Обучение и развитие (инновации) Раздел 1. Повышение кадрового потенциала образовательных учреждений для целей качественное и своевременное удовлетворение (обеспечение) потребностей граждан в образовательных услугах Четвертая составляющая определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременные рост и совершенствование сферы образования.
In article the subjects of municipal economy cooperating with an infrastructure of formation with a view of realization of qualitative maintenance of educational process and granting of educational services are allocated. Tendencies of law of functional interaction of an infrastructure of formation with other infrastructures of municipal economy are determined. The balanced system of parameters of an estimation of efficiency of managing interaction of sphere of formation is offered.
Key words: an infrastructure of formation, the interrelation, the balanced system of parameters, municipal economy.
Список литературы
1. Уфимцева Е.В. Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов // Экономическое возрождение России. 2014. № 2.
2. Елисеев А.М., Волчкова И.В., Подопригора Ю.В. Проблемы межотраслевых взаимодействий в контексте экономического развития территорий (на примере сибирского федерального округа) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2009. Т. 6-2. № 90. С. 40-44.
3. Кудяков В.А., Минаев Н.Н., Устинова М.В. Оценка эффективности функционирования инновационных территорий на основе индикативного планирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2008. Т. 5. № 64. С. 206-210.
4. Уфимцева Е.В. Универсальная система показателей как инструмент управления оценки эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41). С. 602-609.
5. Эйсен Н.Ф., Ротарь В.Г., Лукъянец А.А., Ерофеев Е.Л. Сбалансированность народного хозяйства, экономик регионов и солидарное финансирование инновационного развития // Региональные проблемы. 2012. Т. 15. № 1. С. 74-80.
6. Филюшина К.Э., Минаев Н.Н. Управление рисками в жилищно-коммунальном комплексе // Экономика и предпринимательство. 2013. №12-1 (41). С. 509-512.
7. Волчкова И.В. Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 29. С. 42-49.
8. Подопригора Ю.В. Управление развитием муниципальных образований в контексте экономического взаимодействия отраслей / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирская академия государственной службы. Томск, 2009.
9. Минаев Н.Н., Галямов Ю.Ю., Селивёрстов А.А., Шадейко Н.Р. Инструменты и механизмы проведения инновационной политики в жилищно-коммунальном комплексе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2010. Т. 4. № 102. С. 127-131.
Об авторе
Уфимцева Е.В. - кандидат экономических наук, доцент Томского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected]
Минаев Н.Н. - доктор экономических наук, профессор Томского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected]