Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба (на примере ФК «Химки»)'

Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба (на примере ФК «Химки») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
474
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «ХИМКИ» / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / «KHIMKI» FOOTBALL CLUB / SPORT / SPORT INDUSTRY / SPORT MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фуренко Александр Андреевич, Бабенкова Юлиана Валерьевна

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что спортивная отрасль играет важную роль в экономике различных стран, многие из которых относят ее к индустрии развлечений. Поэтому, исследование процессов, происходящих на данном рынке, является существенным аспектом деятельности маркетологов. Исследование в области мотивации и поведения потребителей в любой сфере деятельности является важным этапом и составляющей маркетинга. И сфера спорта не исключение. Во всем мире футбол давно уже перестал быть только лишь игрой. Это бизнес, который подвержен множественному влиянию факторов внешней и внутренней среды организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of recommendations for improving the marketing activities of a football club (on the example of FC Khimki)

The sports industry plays an important role in the economy of various countries, many of which relate it to the entertainment industry. This is the relevance of the chosen topic of research. Therefore, the research of the processes which occurre in this market, is an important aspect of the marketers`activities . The research in the field of consumers` motivation and behavior in any field of activity is an important stage and component of marketing. And the field of sports isn`t an exception. Football has long ceased to be just a game throughout the world. This is a business that is subject to multiple influences of factors of external and internal environment of the organization.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба (на примере ФК «Химки»)»

Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности футбольного клуба (на примере ФК «Химки»)

The development of recommendations for improving the marketing activities of a football

club (on the example of FC Khimki)

Фуренко Александр Андреевич

магистр 2 курса, направление «Спортивный менеджмент», Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова РФ, г. Москва

Электронная почта: sasha.furenko777@yandex.ru

Aleksandr Furenko

student, direction «Sports management», Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow E-mail: sasha.furenko777@yandex.ru

Бабенкова Юлиана Валерьевна

магистр 2 курса, направление «Спортивный менеджмент», Российский экономический университет

им. Г. В. Плеханова РФ, г. Москва

Электронная почта: babenkova96@gmail. com

Yuliana Babenkova

student, direction «Sports management», Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow

E-mail: babenkova96@gmail.com

Аннотация.

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что спортивная отрасль играет важную роль в экономике различных стран, многие из которых относят ее к индустрии развлечений. Поэтому, исследование процессов, происходящих на данном рынке, является существенным аспектом деятельности маркетологов.

Исследование в области мотивации и поведения потребителей в любой сфере деятельности является важным этапом и составляющей маркетинга. И сфера спорта - не исключение.

Во всем мире футбол давно уже перестал быть только лишь игрой. Это бизнес, который подвержен множественному влиянию факторов внешней и внутренней среды организации.

Annotation.

The sports industry plays an important role in the economy of various countries, many of which relate it to the entertainment industry. This is the relevance of the chosen topic of research. Therefore, the research of the processes which occurre in this market, is an important aspect of the marketers'activities .

The research in the field of consumers' motivation and behavior in any field of activity is an important stage and component of marketing. And the field of sports isn't an exception.

Football has long ceased to be just a game throughout the world. This is a business that is subject to multiple influences of factors of external and internal environment of the organization.

Ключевые слова: Футбольный Клуб «Химки», спорт, спортивная индустрия, спортивный маркетинг.

Key words: «Khimki» football club, sport, sport industry, sport marketing.

Футболисты ФК «Химки» совершили за добрый десяток лет поистине фантастическое восхождение - от коллектива физической культуры (1996), созданного на базе двух команд «Родина» и «Новатор» для участия в любительских соревнованиях по четвертой лиге, до команды Премьер-Лиги (2007). В этот же период клуб добился почетного звания финалиста Кубка России 2005 года.

Как мы знаем, с прошлого сезона ФК «Химки» проводят свои домашние матчи на «Арене Химки». Хоть это спортивное сооружение было возведено не накануне самого чемпионата, к наследию ЧМ-2018 его можно отнести. Во время проведения ЧМ-2018 на арене базировалась сборная команда Перу. «Арена Химки» не только

комфортабельная, она еще и инновационная. Впервые в России на этом стадионе начали применять инновационные технологии по выращиванию газона. Самый первый стадион, на котором была установлена автоматическая система идентификации болельщиков и система стабилизации основания газона, которая помогает выдерживать максимальные нагрузки, улучшает технические характеристики поля [7].

Из этого нужно сделать вывод, что такие объекты не просто должны сохраниться, а должны работать и приносить прибыль. Исследовав основные особенности и проблемы управления в спортивной индустрии, было выявлено, что абсолютное большинство спортивных команд не используют маркетинговые принципы управления командой с целью максимизации прибыли и улучшения бренда. Основная причина данного упущения состоит в том, что в профессиональных спортивных клубах отсутствуют специалисты по маркетингу, способные разрабатывать маркетинговую стратегию клуба. Именно поэтому были сформированы методические указания по разработке маркетинговой стратегии спортивной команды [1].

Проведя анализ зарубежной и российской литературы, мы поняли, что конкретных исследований по разработке маркетинговой программы не проводилось. Есть предпосылки на обычные методики по организации маркетинговой программы торгового или промышленного предприятия, а так же возможность создания методики, подходящей к спортивной индустрии, которая подразумевает разработку миссии, видения и целей спортивного клуба, но не отражает других, более значимых положений [2].

В укреплении имиджа спортивного клуба ФК «Химки» участвуют рекламные и PR-материалы.

«Среди жанрообразующих факторов РЯ-текстов, применяемых в деятельности спортивного клуба ФК «Химки» можно выделить: предмет отображения, целеустановка, метод отображения, функции и стилистико-языковой фактор.

Для РЯ-текста сущностью отображения могут стать - спортивные, политические или культурно-духовные мероприятия. Кроме того, подобные тексты отображают определенную ситуацию - повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, которое сложилось между социальными группами» [6].

Мозолин А.В. считает, что «основными целями РЯ-текста стали: информирование и создание оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта РЯ.

Можно выделить две основные группы методов:

- методы сбора информации (наблюдение и опрос);

- методы анализа информации.

Основными функциями РЯ-текста стали:

- информационная;

- познавательная;

- конструирование публичного дискурса» [4].

На данный момент у спортивного клуба ФК «Химки» отсутствует слоган. Разработка оригинального слогана неотделима от фирменного стиля компании и названия фирмы. Слоган должен стать неотъемлемой частью общей рекламной концепции, поддерживать визуальный ряд, образы, согласовываться с логотипом, выражать основную идею.

Предложим следующие его варианты:

ФК Химки - С нами здорово побеждать!

ФК Химки - То, что вы давно искали!

ФК Химки - Нашим болельщикам здорово!

ФК Химки - Отличная команда

Применение названия в слогане придадут ему индивидуальность.

Интерес потребителей к фирменному стилю компании в процессе осуществления данного мероприятия специалисты спортивного клуба ФК «Химки» привлекают за счет:

- издание брендбука;

- акцента на фирменный стиль компании;

- улучшения качества продукции, услуг, дружеской атмосферы обращения, открытости;

- личных контактов членов команды с болельщиками [5].

Мониторинг и оценка эффективности действий

Характер бренда описывает ощущения и эмоции, которые должны возникать при каждом соприкосновении с нашим брендом. Визуальный стиль позволит создать особый, привлекательный и безошибочно узнаваемый мир спортивного клуба ФК «Химки».

Визуальный образ бренда со временем устаревает. Отсюда необходимость периодически обновлять визуальную стилистику, чтобы держаться в контексте современности [3].

Стратегической целью мероприятий используемых спортивным клубом ФК «Химки» для укрепления визуального имиджа является завладение вниманием и поддержкой аудитории для будущего продвижения клуба.

Необходимость применения маркетинга стоит во всех сферах деятельности, а в спортивной сфере особенно. Безусловно, футбол является один из самых популярных видов спорта за счет зрелищности спортивного мероприятия. Следовательно, одной из главных задач футбольных клубов считается не только привлечение потребителя услуг, но и удержание его, ведь болельщики, хотя и не перестают поддерживать команду, могут изменять свои привычки и переключаться на другие виды развлечений. В данном случае потери несут не только клубы, футбольная индустрия в целом и спонсоры в частности. Хочется отметить, что для продуктивного взаимодействия с болельщиками, требуются профессионалы-маркетологи, которые и будут организовывать работу с болельщиками. Уровень взаимодействия определяют знания предмета, своей аудитории, понимание ее проблем и потребностей - все в комплексе приводит к успешной организации. Поход на матч должен ассоциироваться с получением удовольствия от просмотренного матча, уровнем безопасности, культурой поведения на трибунах и очередью в кассы за билетами. Информация о клубе должна быть доступной для всех болельщиков, которые пришли на матч, и не только для фанатов. Хорошая организация спортивного мероприятия и привлечет в ряды болельщиков клуба новых потребителей зрелищных услуг. Но и сам клуб должен отслеживать активность своих фанатов, вознаграждать за внимание и преданность не только различными скидками и подарками, но и хорошей игрой в футбол.

В силу определенных рыночных факторов и изменчивости в желаниях потребителей, функционировать организации в сфере спорта очень сложно, поэтому одной из главных задач спортивной организации (клуба, федерации) считается построение правильной маркетинговой стратегии.

Футбольный клуб «Химки» провел 14 домашних матчей на «Арене Химки» и еще, как минимум, должен будет провести 6 матчей на своем поле в сезон 2019-2020 на стадионе, который принимал участие в проведении ЧМ-2018. Из этого сделаем вывод, что опытные спортивные менеджеры должны привлекать болельщиков на спортивные арены для быстрой окупаемости и увеличения доходов клуба.

Список использованной литературы:

1. Любанова, Т. П. Современный маркетинг [Текст] : учеб. Пособие для студентов вузов / Т. П. Любанова, К. М. Повловская, А. В. Румяецев. -М. : ИКЦ «Март», 2014. - 474 с.

2. Беляевский, И. К. Маркетинг [Текст] : учебник / И. К. Беляевский, А. Данченок, А. В. Коротков, А. А. Романов. - М.: МЭСИ, 2015. - 188 с.

3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : учебник /под ред. проф. В. А. Алексунина. - 3-е изд., М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 716 с.

4. Мозолин А.В. Методика анализа имиджа и его положения в информационном пространстве. - 8 с.

5. Щадных А.Л., Шупранова В.А. Маркетинговая деятельность в современном мире [Электронный ресурс] (дата обращения: 14.03.20).

6. https://mybiblioteka.su/6-118827.html

7. http://www.fckhimki.ru/ (дата обращения: 7.03.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.