Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы российской Федерации'

Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SYSTEM / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимирясова Асия Витальевна

Цель: разработать предложения по совершенствованию институционального окружения образовательной системы России. Методы: институциональный и системный. Результаты: Выявлено, что развитие институциональной среды и повышение инновационной активности становятся мощными драйверами международной конкурентоспособности и экономического роста России и решение этих задач во многом зависит от преобразований в образовательной сфере. Представлены пути решения проблем неэффективного использования государственного имущества в государственных образовательных учреждениях на основе использования управленческих бизнес-технологий и государственно-частного партнерства. Научная новизна: Предложено и обосновано сегментирование институциональной среды образовательной отрасли по структуре капитала образовательных учреждений и по стадиям его формирования и использования. Дана характеристика выделенных сегментов. Предложены основные направления совершенствования институционального окружения образовательной отрасли в России (по выделенным сегментам) на основе теории управления интеллектуальным капиталом с учетом российской специфики. Практическая значимость: Предложенное в работе сегментирование институциональной среды образовательной отрасли по структуре капитала образовательных учреждений и по стадиям его формирования и использования предназначено для использования менеджерами-практиками в процессе управления образовательными учреждениями и образовательной отраслью в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимирясова Асия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATING RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION EDUCATION SYSTEM

Objective: To elaborate proposals for improving institutional environments of the Russian educational system. Methods: institutional and systemic. Results: It is revealed that the institutional environment development and innovative activity increase become the powerful drivers for international competitiveness and economic growth of Russia, and solving of these problems to a large extent depends on transformations in educational sphere. The ways are proposed of solving the problems of inefficient state property utilization in state educational establishments, basing on managerial business-technologies and state-private partnership. Scientific novelty: Segmenting of institutional environment of educational sphere is proposed and grounded by the capital structure of educational establishments and by stages of its forming and utilization. Characteristics are given to the partitioned segments. The main directions are proposed for improving the institutional environment of educational sphere in Russia (by partitioned segments) basing on the theory of intellectual capital management taking into account the Russian peculiarities. Practical value: The proposed segmenting of institutional environmet of educational sphere by the capital structure of educational establishments and by stages of its forming and utilization is intended for practical managers in the process of managing the educational establishment and educational sphere as a whole.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы российской Федерации»

УДК 338.46:37

А.В. ТИМИРЯСОВА,

кандидат экономических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Цель: разработать предложения по совершенствованию институционального окружения образовательной системы России.

Методы: институциональный и системный.

Результаты: Выявлено, что развитие институциональной среды и повышение инновационной активности становятся мощными драйверами международной конкурентоспособности и экономического роста России и решение этих задач во многом зависит от преобразований в образовательной сфере. Представлены пути решения проблем неэффективного использования государственного имущества в государственных образовательных учреждениях на основе использования управленческих бизнес-технологий и государственно-частного партнерства.

Научная новизна: Предложено и обосновано сегментирование институциональной среды образовательной отрасли по структуре капитала образовательных учреждений и по стадиям его формирования и использования. Дана характеристика выделенных сегментов. Предложены основные направления совершенствования институционального окружения образовательной отрасли в России (по выделенным сегментам) на основе теории управления интеллектуальным капиталом с учетом российской специфики.

Практическая значимость: Предложенное в работе сегментирование институциональной среды образовательной отрасли по структуре капитала образовательных учреждений и по стадиям его формирования и использования предназначено для использования менеджерами-практиками в процессе управления образовательными учреждениями и образовательной отраслью в целом.

Ключевые слова: институциональное окружение; образовательная система; интеллектуальный капитал.

Введение

Причинами повышенного внимания к образованию в настоящее время являются необходимость построения общества, основанного на знаниях, и ускорение процессов глобализации. В условиях глобализации возрастает международная конкуренция во всех сферах. В этих условиях образование становится не только полноценной отраслью бизнеса, но и одной из передовых отраслей, от которой во многом зависит международная конкурентоспособность всей экономической системы.

Настоящая работа посвящена вопросам совершенствования институционального окружения образовательной системы России как базы для дальнейших преобразований институциональной среды и инновационной активности экономиче-

ской системы в России в условиях ускорения процессов глобализации и усиления международной конкуренции на рынке образовательных услуг

Актуальность выбранной темы подтверждается также результатами опроса бизнес-сообщества в России, посвященного выявлению барьеров для ведения бизнеса в России [1].

Низкий уровень развития институциональной среды и инновационного потенциала российской экономики подтверждается результатами формирования рейтинга глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) России, представленного в World Economic Report 2012-2013 [1].

Согласно указанному рейтингу, индикаторы качества государственного управления в России находятся на крайне низком уровне, даже по

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 11-02-00427а.

сравнению с другими развивающимися рынками. Более того, они снижаются. По развитию общественных институтов Россия находится на 133 месте в рейтинге на основе Индекса глобальной конкурентоспособности, составленного World Economic Forum (из 144 стран, включенных в текущий рейтинг). В 2011 г Россия занимала в указанном рейтинге 128 позицию. Инновационный потенциал, согласно рейтингу, также снизился: 85-е место в этом году по сравнению с 57 местом в издании GCI 2010-2011.

Таким образом, развитие институциональной среды и повышение инновационной активности становятся мощными драйверами международной конкурентоспособности и экономического роста России. Решение этих задач во многом зависит от преобразований в образовательной сфере.

Результаты исследования

Современное развитие российского образования характеризуется рядом специфических особенностей: идет процесс активного реформирования системы высшего образования в соответствии с международными стандартами в рамках Болонского процесса; вступление во Всемирную торговую организацию открывает дополнительные возможности для зарубежных конкурентов в России во всех отраслях. Членство в ВТО, конечно, затрагивает и рынок труда России, который становится более мобильным и конкурентным. Как следствие, еще больше возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг.

В работе М.Г. Подопригора [2] указывается ряд характерных особенностей функционирования высшей школы в России:

- наличие нерациональной финансовой политики государства, которая не учитывает инвестиционный потенциал образования [3];

- кризиса ресурсов, выраженный в сокращении финансирования образования из средств государственного бюджета [4, с. 109-135],

- повышение уровня коммерциализации образовательной деятельности,

- нехватка квалифицированных менеджеров в вузах, способных в новых условиях развития высшей школы,;

- необходимость соблюдения баланса консерватизма в высшем образовании, обеспечивающего его устойчивость и фундаментальность, и

адаптивности, как характеристики необходимой для оперативного учета динамики потребностей современного общества [5];

- существование проблем в практической реализации научных достижений российской науки [6; 7].

На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что высшее учебное заведение в большей степени превращается в один из субъектов рыночной деятельности, предоставляющий образовательные услуги, а также активно воздействующий на рынок труда. Данное утверждение прямо или косвенно подтверждается в работах [8-10], а также следует из результатов исследований [2; 11, 12].

Соглашаясь с наблюдением М.Г Подопригора, следует отметить, что в рамках формирующейся экономики знаний в России образовательные учреждения не просто включаются в рыночные процессы, они становятся центральным элементом формирования ценности в обществе, именно в них и при их участии формируется интеллектуальный капитал и потенциал страны, не только дающий максимальную отдачу на инвестированные средства, но и определяющий международную конкурентоспособность страны в XXI в.

Следовательно, конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, в том числе и на международном уровне, резко возрастает. Российская образовательная система должна успешно конкурировать с зарубежными школами. Поэтому в российских образовательных учреждениях необходимо системно и комплексно внедрять рыночные механизмы. Образовательные учреждения нуждаются в управленцах, умеющих работать в рыночных условиях, владеющих инструментами конкурентной борьбы на быстроменяющихся высокотехнологичных рынках. Образовательная сфера нуждается в трансфере управленческих технологий из других высококонкурентных секторов.

На основе учета общеэкономических условий и особенностей современного этапа развития образовательной отрасли в России определены основные направления совершенствования ее институционального окружения.

Коррупция и бюрократия, отмеченные как основные барьеры ведения бизнеса в России, являются также препятствиями развития образовательной отрасли. Сравнительный анализ

степени проявления данных негативных явлений в государственных и частных вузах показывает значительные преимущества последних. Бюрократия резко снижает конкурентоспособность вуза, работающего в рыночных условиях. Как следствие, в частных образовательных учреждениях она сведена к минимуму. Коррупционные возможности также резко ограничены в негосударственном образовательном учреждении. Поэтому формирование конкурентных условий для государственных образовательных учреждений будет способствовать борьбе с коррупцией и бюрократией в них.

Составляемые в последнее время Министерством образования и науки РФ рейтинги государственных вузов наглядно показывают, что конкурентная среда распространилась и в этой сфере образовательных услуг.

Вследствие выхода на конкурентное поле образовательные учреждения должны в полной мере учитывать и использовать современные рыночные концепции - в сфере управления стоимостью, корпоративном управлении, стратегическом менеджменте, управлении интеллектуальным капиталом.

В эпоху постиндустриальной экономики информация становится одним из самых ценных ресурсов, рентабельность интеллектуального капитала значительно превышает рентабельность материальных активов, наличие знаний и специальных компетенций значительно повышают конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Поэтому в настоящем исследовании институциональную среду образовательной отрасли предложено сегментировать на основе структуры капитала образовательных учреждений, а также по стадиям его формирования и использования (табл. 1).

Таблица 1

Сегментирование институциональной среды образовательной отрасли по структуре капитала

образовательных учреждений и по стадиям его формирования и использования*

*Источник: составлено автором.

Первый сегмент институционального окружения характеризует сферу финансирования деятельности образовательных учреждений. Положение государственных и частных образовательных учреждений в этом сегменте различно.

Финансирование лидирующих частных образовательных учреждений соответствует рыночным законам, оно направлено на поддержание их финансовой устойчивости и в минимальной степени регламентируется государством.

Финансирование образовательных учреждений в государственном секторе определяется не только рыночными факторами. Существующее российское законодательство ограничивает возможности использования образовательными учреждениями современных рыночных подходов, механизмов и инструментов управления имуществом. В частности, ограничена самостоятельность в сфере управления финансами и имуществом учреждений профессионального образования, уровень которой определяется его организационно-правовой формой, собственником (учредителем), источниками финансирования его деятельности. Кроме того, ограничивающим фактором является бюджетное финансирование, которое зависит от статуса учреждения и количества учащихся на бюджетных местах, при котором образовательные учреждения не могут свободно пользоваться своими доходами от аренды неиспользуемого оборудования и имущества и пр.

Указанное ограничение обосновывается необходимостью контроля деятельности образовательного учреждения со стороны государства (учредителя) в целях снижения рисков нерационального использования и потери (порчи, отчуждения и т. д.) государственного имущества из-за отсутствия у бюджетных образовательных учреждений опыта использования рыночных механизмов управления имуществом.

Повышение самостоятельности образовательных учреждений обусловлено в некоторой степени распространением автономных учреждений. В отличие от государственных и муниципальных учреждений, они обладают большей свободой по отношению к переданному им имуществу, а также при достижении поставленных перед ними целей. В то же время передача большей самостоятельности образовательным учреждениям порождает проблемы, связанные с отсутствием

Элемент/Стадия Формирование Использование

Материальный, финансовый капитал Сегмент 1 Сегмент 2

Интеллектуальный капитал Сегмент 3 Сегмент 4

у большинства образовательных учреждений навыков работы в конкурентной среде, необходимого опыта использования рыночных механизмов управления, современных инструментов финансового и стратегического менеджмента.

В действующем российском законодательстве относительно хорошо проработаны такие механизмы государственно-частного партнерства, как соинвестирование, в рамках которого частный бизнес может арендовать и использовать имущество образовательных учреждений на выгодных для всех заинтересованных сторон условиях.

Важнейшим направлением в реформировании первого сегмента институциональной среды образовательной отрасли является предоставление равных возможностей учреждениям государственной и частной форм собственности. Первый значимый шаг в этом направлении - выделение бюджетных мест негосударственным образовательным учреждениям - показал свою эффективность: повысил гибкость государственного заказа в образовании, увеличил уровень конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг, что положительно повлияет на их качество ближайшем будущем.

Неэффективное, нерациональное использование государственного имущества в государственных образовательных учреждениях является следствием низкой квалификации их менеджеров по работе в рыночных условиях, в использовании управленческих бизнес-технологий. Решение проблемы может быть достигнуто несколькими путями, основными из которых, на наш взгляд, являются:

1) внедрение национальной системы подготовки управленцев образовательных учреждений, подобно ряду других стран. Например, в США такая программа называется «Администрирование в образовании» (Educational Administration program);

2) использование механизмов государственно-частного партнерства, в рамках которого частные образовательные учреждения будут привлечены к управлению активами государственных учреждений с целью формирования у менеджеров последних навыков работы в рыночных условиях.

Для разработки рекомендаций по реформированию институционального окружения образовательной отрасли в сфере формирования и использования интеллектуального капитала (сегменты 3 и 4) необходимо учесть его структуру.

Указанная структура включает (табл. 2):

1) рыночные активы;

2) человеческие активы;

3) инновационные активы;

4) инфраструктурные активы;

5) институциональные активы;

6) интеграционные активы.

Таблица 2

Элементы ИК в образовательном учреждении*

Структурный элемент Элементы ИК в образовательном учреждении

Рыночные активы Имидж образовательного учреждения; учащиеся; уровень лояльности потребителей образовательных услуг

Человеческие активы Знания и компетенции административно-управленческого аппарата и профессорско-преподавательского состава

Инновационные активы Образовательные технологии; содержание образовательных программ; программы повышения квалификации своих сотрудников

Инфраструктурные активы Организационно-управленческая структура учреждения и совокупность механизмов информационного обмена и внутриоргани-зационных коммуникаций

Институциональные активы Корпоративная культура, институты взаимодействия сотрудников, внутриоргани-зационные правила принятия решений, правила работы с потребителями, институты управления лояльностью потребителей услуг и персонала и др.

Интеграционные активы Корпоративные взаимосвязи с работодателями, заинтересованными в приеме на работу выпускников образовательного учреждения, партнерство с другими образовательными учреждениями как пользователями его учебно-методических продуктов; опыт сотрудничества и связи с организациями, осуществляющими переподготовку своих работников, с государственными организациями, организующими проекты по разработке и проведению образовательных программ подготовки и переподготовки предпринимателей и менеджеров; а также с иными заинтересованными группами

Источник: составлено автором.

Выводы

Согласно представленной выше структуре интеллектуального капитала предлагаются следующие направления совершенствования третьего сегмента институционального окружения образовательной отрасли в России:

1) формирование системы продвижения российских вузов как на российском информационном пространстве, так и за рубежом; внедрение

институтов корпоративного управления по позиционированию российских образовательных учреждений на рынках образовательных услуг;

2) повышение мобильности администрации и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений; организация системы стажировок за рубежом, международного обмена преподавателями;

3) обеспечение активного обмена опытом, образовательными программами и технологиями между российскими и зарубежными организациями, проведение совместных конференций, круглых столов и пр.; особое внимание необходимо уделить программам подготовки управленцев (качество высших школ менеджмента в России имеет 115 рейтинг в вС1 2012-2013);

4) активизация государственной политики по обеспечению российских учреждений доступом в лучшие международные и зарубежные библиотеки;

5) внедрение институтов верификации отечественных научных исследований на основе международного опыта;

6) создание механизмов межвузовского информационного обмена и внутриорганизационных коммуникаций;

7) создание институтов стимулирования партнерских отношений образовательных учреждений с другими учебными заведениями, с работодателями, их союзами и ассоциациями, а также с широким спектром организаций, заинтересованных в повышении квалификации и переподготовки кадров.

Не менее важными представляются преобразования в четвертом сегменте институционального окружения образовательной отрасли в России, связанном с использованием интеллектуального капитала, созданного в образовательной сфере:

1) внедрение как технологических, так и управленческих институтов коммерциализации инноваций;

2) внедрение программ повышения квалификации в сфере инновационного менеджмента, направленных на формирование корпоративной культуры, обеспечивающей высокую инновационную активность корпоративного сектора экономики;

3) создание инфраструктуры реализации совместных межвузовских междисциплинарных проектов на базе действующих предприятий;

4) формирование рынка услуг по реализации прикладных научных исследований;

5) формирование единой оперативно обновляемой информационной базы, отражающей потребности экономики в кадрах в разрезе специальностей, на основе регулярных опросов (заявок) работодателей и с учетом текущей государственной политики в данной сфере;

6) подготовка законодательной базы и реализация институциональных механизмов государственно-частного партнерства для формирования в государственных образовательных учреждениях компетенций по работе в рыночных условиях; особое внимание следует уделить компетенциям риск-менеджмента;

7) развитие системы научно-образовательных кластеров в целях повышения общего уровня кон -курентоспособности российского образования, совместимости образовательных программ различного уровня, а также их адаптации к текущим потребностям рынка труда.

Таким образом, в работе предложены основные направления совершенствования институционального окружения образовательной отрасли в России на основе одной из передовых современных концепций экономической науки -теории управления интеллектуальным капиталом, с учетом российской специфики. В дальнейших исследованиях планируется рассмотреть институциональную среду российского образования с точки зрения стоимостного подхода и аспектов корпоративного управления.

Список литературы

1. The Global Competitiveness Report 2012-2013: Full Data Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Benchmarking Network. - Geneva: World Economic Forum, 2012. - URL: www.weforum.org/gcr

2. Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 216 с.

3. Джаримов Н.Х. Разработка методологии анализа и моделирования взаимодействия региональной социально-экономической системы и системы образования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Ростов-н/Д: РГЭУ - 2003. - С. 18-19.

4. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. - М.: Экономика, 2003. - 426 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Куклин В.Ж., Беляков С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. -№ 3. - С. 10-23.

6. Князев Е.А. Глобальные тенденции в высшем образовании и их влияние на институциональный дизайн // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах: сб. статей / под ред. Е.А. Князева. - Казань: Унипресс, 2001. - С. 10-16.

7. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С. 3-8.

8. Ворошилова Л.Л. Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. - 2002. - № 11. - С. 76-81.

9. Иванова И.А., Меркурьева Ю.В. Согласование интересов потребителей и производителей как основа раз-

вития образовательной услуги. - URL: http://msk.treko.ru/ show_article_1604 (дата обращения: 27.03.2010)

10. Основы маркетинга образовательных услуг. - URL: http://upr.1september.ru/2005/03/10.htm (дата обращения: 18.09.2010)

11. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 123-130.

12. Крамин Т.В. Система управления стоимостью компании в институциональной экономике. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 236 с.

13. Сафиуллин Л.Н., Шагиахметова Г.И. Развитие региональной инновационной инфраструктуры как путь в информационное общество // Вестник КГАУ. - 2009. -№ 3. - С. 56-59.

В редакцию материал поступил 25.03.13

© Тимирясова А.В., 2013

Информация об авторе

Тимирясова Асия Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по экономическим вопросам, Институт экономики, управления и права (г Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: timirasova@ieml.ru

Г \

Как цитировать статью: Тимирясова А.В. Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы РФ // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2(26). - С. 101-107.

V_)

A.V. TIMIRYASOVA,

PhD (Economics), associate professor Institute of economics, management and law (Kazan), Russia ELABORATING RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION EDUCATION SYSTEM1 Objective: To elaborate proposals for improving institutional environments of the Russian educational system. Methods: institutional and systemic.

Results: It is revealed that the institutional environment development and innovative activity increase become the powerful drivers for international competitiveness and economic growth of Russia, and solving of these problems to a large extent depends on transformations in educational sphere. The ways are proposed of solving the problems of inefficient state property utilization in state educational establishments, basing on managerial business-technologies and state-private partnership.

Scientific novelty: Segmenting of institutional environment of educational sphere is proposed and grounded by the capital structure of educational establishments and by stages of its forming and utilization. Characteristics are given to the partitioned segments. The main directions are proposed for improving the institutional environment of educational sphere in Russia (by partitioned segments) basing on the theory of intellectual capital management taking into account the Russian peculiarities.

Practical value: The proposed segmenting of institutional environmet of educational sphere by the capital structure of educational establishments and by stages of its forming and utilization is intended for practical managers in the process of managing the educational establishment and educational sphere as a whole.

Key words: institutional environment; educational system; intellectual capital.

1 The work is carried out with the financial support of the RHSF, within research project № ll-02-00427а.

References

1. The Global Competitiveness Report 2012-2013: Full Data Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Benchmarking Network. Geneva: World Economic Forum, 2012, available at: www.weforum.org/gcr

2. Podoprigora M.G. Mekhanizm strategicheskogo upravleniya konkurentosposobnost'yu vuza na rynke obrazovatel'nykh uslug na osnove benchmarkinga i metodiki raspoznavaniya obrazov (Strategic management mechanism of university competitiveness at educational services market basing on benchmarking and pattern recognition technique), Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2011, 216 p.

3. Dzharimov N.Kh. Razrabotka metodologii analiza i modelirovaniya vzaimodeistviya regional'noi sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy i sistemy obrazovaniya (Elaboration of methodology of analysis and modeling of interaction between regional social-economic system and educational system), Rostov on Don: RGEU, 2003, pp. 18-19.

4. Bagautdinova N.G. Vysshaya shkola segodnya i zavtra: puti preodoleniya krizisa (Higher education today and tomorrow: ways of overcoming the crisis), Moscow: Ekonomika, 2003, 426 p.

5. Kuklin V.Zh., Belyakov S.A. Sistemnye aspekty obrazovatel'noi politiki i upravleniya obrazovaniem (Systemic aspects of educational policy and management of education), Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2003, No. 3, pp. 10-23.

6. Knyazev E.A. Global'nye tendentsii v vysshem obrazovanii i ikh vliyanie na institutsional'nyi dizain (Global trends in higher education and their influence on institutional design), Razvitie strategicheskogo podkkhoda k upravleniyu v rossiiskikh universitetakh, Kazan: Unipress, 2001, pp. 10-16.

7. Kolesov V. Rynok obrazovatel'nykh uslug i tsennosti obrazovaniya (Mezhdu VTO i Bolonskim protsessom) (Educational services market and values of education (between WTO and Bologne process)), Vysshee obrazovanie vRossii, 2006, No. 2, pp. 3-8.

8. Voroshilova L.L. Innovatsii i konkurentosposobnost' vuza na rynke obrazovatel'nykh uslug (Innovations and competitiveness of a university at educational services market), Rossiiskoepredprinimatel'stvo, 2002, No. 11, pp. 76-81.

9. Ivanova I.A., Merkur'eva Yu.V. Soglasovanie interesovpotrebitelei i proizvoditelei kak osnova razvitiya obrazovatel'noi uslugi (Balanc-ingte consumers' and producers' interests as the basis of educational service development), available at: http://msk.treko.ru/show_article_1604 (accessed: 27.03.2010)

10. Osnovy marketinga obrazovatel'nykh uslug (Bases of educational services marketing), available at: http://upr.1september.ru/2005/03/10. htm (accessed: 18.09.2010)

11. Akmaeva R.I., Zhukov V.M. Vozmozhnosti i problemy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professional'nom obrazovanii (Possibilities and problems of competence approach implementation in higher professional education), Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, No. 1, pp. 123-130.

12. Kramin T.V. Sistema upravleniya stoimost'yu kompanii v institutsional'noi ekonomike (Company cost management system in institutional economy), Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta, 2006, 236 p.

13. Safiullin L.N., Shagiakhmetova G.I. Razvitie regional'noi innovatsionnoi infrastruktury kak put' v informatsionnoe obshchestvo (Development of the regional innovative infrastructure as a way to informational society), VestnikKGAU, 2009, No. 3, pp. 56-59.

Information about the authors

Timiryasova Asiya Vitalyevna, PhD (Economics), associate professor, vice rector on economic issues, Institute of economics, management and law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: timirasova@ieml.ru

How to cite the article: Timiryasova A.V. Elaborating recommendations for improving the institutional environment of the Russian Federation education system, Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2013, No. 2(26), pp. 101-107.

© Timiryasova A.V., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.