Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ИНКАР")'

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ИНКАР") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ANALYSIS / PROFIT FROM SALES / FINANCIAL RESULTS / ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоркина А.Ю.

Важнейшей составляющей финансовых результатов коммерческой организации является прибыль от продаж, на величину которой оказывают влияние объем производства и себестоимости. В этой связи повышается значение факторного анализа прибыли от продаж организации, поскольку он позволяет оценить влияние каждого из факторов, выявить резервы роста эффективности производства и принять эффективные управленческие решения по использованию производственных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE PROFIT FROM SALES OF THE ORGANIZATION BASED ON FACTOR ANALYSIS (ON THE EXAMPLE OF ZAO "INKAR")

The most important component of the financial results of a commercial organization is the profit from sales, the amount of which is influenced by the volume of production and cost. In this regard, the value of factor analysis of profits from sales of the organization increases, as it allows to assess the impact of each factor, to identify reserves for growth of production efficiency and to make effective management decisions on the use of production factors.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ЗАО "ИНКАР")»

5. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практическое пособие / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 208 с.

УДК 336.74

Егоркина А.Ю. студент магистратуры Воронежского государственного университета

г. Воронеж

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

(НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ИНКАР»)

Аннотация: Важнейшей составляющей финансовых результатов коммерческой организации является прибыль от продаж, на величину которой оказывают влияние объем производства и себестоимости. В этой связи повышается значение факторного анализа прибыли от продаж организации, поскольку он позволяет оценить влияние каждого из факторов, выявить резервы роста эффективности производства и принять эффективные управленческие решения по использованию производственных факторов.

Ключевые слова: анализ, прибыль от продаж, финансовые результаты, бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Yegorkina Alina Yur'evna, Candidate for a Master's Degree of the Voronezh State University

Voronezh

DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE PROFIT FROM SALES OF THE ORGANIZATION BASED ON FACTOR ANALYSIS (on the example of ZAO «Inkar»)

Abstract: The most important component of the financial results of a commercial organization is the profit from sales, the amount of which is influenced by the volume of production and cost. In this regard, the value of factor analysis of profits from sales of the organization increases, as it allows to assess the impact of each factor, to identify reserves for growth of production efficiency and to make effective management decisions on the use of production factors.

Keywords: analysis, profit from sales, financial results, accounting (financial) statements.

Рассмотрим возможности факторного анализа прибыли от продаж ЗАО «Инкар», основным видом деятельности, которого являются перевозка грузов. Результаты, полученные в ходе анализа, будут являться основой для формирования рекомендаций по повышению финансовых результатов анализируемого предприятия. Исходные данные для факторного анализа

взяты из Отчета о финансовых результатах организации за 2017г и представлены в таблице 1.

Таблица 1

_Исходные данные для факторного анализа

Показатели 2016г 2017г 2017гв сопоставимых ценах

1 2 3 4

Выручка (К), тыс.руб. 397 997 634 229 538 787

Объем оказанных услуг км 22 742 686 30 787 816 30 787 816

Средняя стоимость услуг (р), руб. 17,5 20,6 17,5

Полная себестоимость услуг, тыс.руб. (в) 392588 667594 531464

Себестоимость 1 км.(б.). тыс.руб. 17,3 21,7 17,3

Прибыль от продаж (Р), тыс.руб. 5409 -33365 7322

Общее изменение прибыли от продаж определяется путем сопоставления прибыли отчетного и предыдущего периода (-33 365-5409 = -38 774 тыс.руб.). Таким образом, в результате воздействия разных факторов, прибыль от продаж снизилась на 38 774 тыс.руб.. Теперь определим степень влияния на прибыль от продаж разных факторов.

1. Влияние роста объема продаж в связи с увеличением объема оказываемых услуг (AP1) определяется формулой:

API = (P0* AN%)/100, (1)

где Ро - прибыль предыдущего периода, тыс.руб.;

AN% - темп прироста продаж в ценах предыдущего периода, рассчитывается по формуле:

AN% = Ni,o/No*100-100, (2)

где N1,0 - выручка отчетного периода в ценах предыдущего, тыс.руб.;

N0 - выручка предыдущего периода, тыс.руб.;

При проведении факторного анализа прибыли следует принимать во внимание влияние инфляции. Цены на услуги по перевозки грузов ЗАО «Инкар» в 2017г выросли по сравнению с предыдущим периодом на 17,7%, тогда индекс цен (Ip) составит: (100+17,7)/100 = 1,177. Следовательно, выручка в отчетном периоде в сопоставимых ценах (N i.0) равна 538 787 тыс.руб. (634 229/1,177). Темп прироста продаж в ценах предыдущего периода (AN%) составит 35,4% (538 787 /397997*100-100). Для нахождения влияния изменения объема продаж на прибыль (A P1), прибыль предыдущего периода необходимо скорректировать на данный процент и разделить на 100% (: AP1 = 5409*35,4%/100% = + 1914 тыс.руб.

2. Влияние изменения отпускных цен на услуги определяется как разность между выручкой отчетного периода и скорректированной выручкой (отчетного периода в ценах предыдущего):

AP2 = N 1 - N 1.0 = 634 229 - 538 787 = + 95 442 тыс.руб. (3)

3. Влияние себестоимости на сумму прибыли от продаж определяется путем сравнения фактической полной себестоимости отчетного периода с фактическим объемом продаж, но по себестоимости предыдущего года:

ДР3 = 81,0 - 31 = - (667 594 - 531 464) = - 136 130 тыс.руб. (4)

где 81;0 - полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс. руб.;

- полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде, тыс.руб.

Далее рассчитываем балансовую увязку: ДР = Р 1 - Р 0 = ДР1+ ДР2 + ДР3 = (1914 + 95442 - 136130) = - 38 774 тыс.руб.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что:

- рост объема оказываемых услуг способствовал росту прибыли на 1914 тыс.руб.;

- за счет реализации услуг по более высоким ценам, в результате пересмотра тарифов на оказываемые услуги с учетом нового уровня инфляции и роста стоимости топлива и ГСМ, прибыль от продаж увеличилась на 95 442 тыс.руб.;

- между уровнем себестоимости и прибылью от продаж наблюдается обратная зависимость: снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. В связи с увеличением стоимости оказанных услуг, прибыль продукции снизилась на 136 130 тыс.руб.

Результаты проведенного исследования более наглядно представлены на рисунке 1. Из рисунка видно, что наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж ЗАО «Инкар» в 2017г оказал рост себестоимости продукции, за счет которых прибыль снизилась на 136 310 тыс.руб. В то же время, положительно отразился на прибыли от продаж рост цен на оказываемые услуги в результате пересмотра тарифов.

100000 50000 0

-50000 -100000 -150000

Изменение прибыли от продаж

□ Увеличение объема продаж ПРост отпускных цен на услуги

□ Рост себестоимости продукции

Рисунок 1 . Результаты факторного анализа прибыли от продаж ЗАО

«Инкар», 2017г.

На основе проведенного исследования нами сделан вывод, что мероприятия по улучшению финансовых результатов организации должны быть направлены в первую очередь на снижение себестоимости услуг по перевозке грузов. Значительное уменьшение транспортных расходов произойдет в результате установки автомобильному парку ЗАО «Инкар», работающему на бензиновом двигателе, газоболонного оборудования (5 машин). Основная причина использования газобаллонного оборудования для автомобилей - более низкая стоимость газового топлива по сравнению с бензином. Литр бензина АИ-92 стоит в 1,5 раза больше, чем литр сжиженного газа, значит будет расходоваться меньше средств на топливо.

Расчет выгоды ЗАО «Инкар» от установки газового оборудования на 100 км. пробега представлен в таблице 2. Из приведенных расчетов видно, что выгода от стоимости топлива на 100 км пробега составит 580 руб. Стоимость установки оборудования окупится через 37 дней (21 500 / 580). Годовое снижение себестоимости грузоперевозок перевозок за счет представленных мероприятий составит: 30 787 816 км/100км*0,58 тыс.руб. = 178 569 тыс.руб.

Таблица 2

Расчет периода окупаемости затрат ЗАО «Инкар» на установку _газового оборудования_

Показатели Значение

Стоимость установки газового оборудования 21 500 р.

Цена 1 литра бензина АИ-92 43 руб.

Цена 1 литра газа 28 руб.

Среднесуточный пробег автомобиля 100 км.

Расход бензина на 100 км пробега 20 л

Расход газа на 100 км пробега 10 л

Полученная выгода от стоимости топлива на 100 км. пробега (43*20-28*10)=580р.

Таким образом, на основе факторного анализа прибыли от продаж можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж ЗАО «Инкар» в 2017г оказал рост себестоимости продукции, за счет которой прибыль снизилась на 136 310 тыс. руб. Поэтому мероприятия по улучшению финансовых результатов организации должны быть направлены в первую очередь на снижение себестоимости услуг по перевозке грузов. Значительное уменьшение транспортных расходов произойдет в результате установки газоболонного оборудования.

Использованные источники:

1. Замбржицкая Е.С. Особенности анализа безубыточности в транспортных компаниях / Е.С. Замбржицкая, А.У. Мурзакаева, Р.И. Уелданова // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 533-536. URL https://moluch.ru/archive/204/50043/ (дата обращения: 06.12.2018).

2. Хлопин С. А. Описание методики проведения маржинального анализа на примере действующего фитнес-центра // Молодой ученый. - 2018. - №18. -С. 387-389. - URL https://moluch.ru/archive/204/50043/ (дата обращения: 06.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.