Разработка рекомендаций по повышению ликвидности компании ООО «Яндекс» Development of recommendations for increasing liquidity of the company "Yandex"
Уварова Л.А.
Магистрант 1 курс Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева
РФ, г. Самара e-mail: [email protected]
Uvarova L.
1st year Master student Institute of Economics and Management Samara National Research University Russia, Samara e-mail: ladauvarova08@gmail. com
Красносельцева И.Е.
Магистрант 1 курс Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева
РФ, г. Самара e-mail: [email protected]
Krasnoseltseva I.
1st year Master student Institute of Economics and Management Samara National Research University Russia, Samara e-mail: [email protected]
Аннотация.
В работе проведена оценка ликвидности финансовых активов компании ООО «Яндекс», а также приведены рекомендации по улучшению платежеспособности. Актуальность темы заключается в том, что оценка платежеспособности и ликвидности является основой эффективного управления предприятием. К тому же с ростом компаний, предоставляющих информационные услуги, формируется необходимость в дополнении финансов инструментов. Научная новизна работы заключается в изучении факторов и формировании системных мероприятий по улучшению платежеспособности в ИТ-отрасли с учетом особенностей вида деятельности. Рекомендации, предоставленные в работе, благоприятно повлияют на ликвидность компаний отрасли информационного обеспечения. В работе использовались экономический и системный анализ предприятия, а также пятифакторная модель Альтмана.
Annotation.
The paper assessed the liquidity of the financial assets of Yandex, as well as recommendations for improving solvency. The relevance of the topic is that the assessment of solvency and liquidity is the basis of effective enterprise management. In addition, with the growth of companies providing information services, the need is formed to supplement financial instruments. The scientific novelty of the work lies in the study of factors and the formation of systemic measures to improve solvency in the IT industry, taking into account the characteristics of the type of activity. The recommendations provided in the work will favorably affect the liquidity of companies in the information support industry. The work used the economic and system analysis of the enterprise, as well as the five-factor Altman model.
Ключевые слова: платежеспособность, окупаемость, ликвидность, рынок поисковых услуг, финансы, оптимизация, финансовое состояние предприятия, модель оценки платежеспособности предприятия, модель Альтмана.
Key words: solvency, payback, liquidity, search services market, finance, optimization, financial condition of the enterprise, model for assessing the solvency of an enterprise, Altman model.
Платежеспособность и ликвидность являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие платежеспособно
и ликвидно, оно имеет преимущество перед другими организациями в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров [1]. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность и поддерживать свою платежеспособность, свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии [2]. Положение предприятия зависит от результатов его деятельности.
Компании, занимающиеся разработкой, предоставлением, совершенствованием ИТ-технологий, на данный момент играют значительную роль на мировом рынке. Однако лишь 50 лет назад сложно было представить, что данная сфера будет неразрывно связана с развитием общества и активно распространяться во всем мире. Существенное развитие ИТ-отрасли неразрывно связано с модернизацией инструментов финансового анализа, которые претерпели изменения с момента возникновения данной сферы деятельности. Компании, работающие в информационной сфере, имеют ряд особенностей баланса, которые с точки зрения финансов не изучены в полной мере. Новизна сферы информационных технологий обязывает руководителей искать новые способы и методы совершенствования управления финансовым положением компании. В том числе данные меры необходимы и с точки зрения важности развития сферы ИТ-технологий как одной из основополагающих для успешной цифровизации и внедрения технологий, таких как искусственный интеллект, в повседневную жизнь. Разумный подход к управлению финансовой деятельностью компании существенным образом поможет повысить прибыль. В связи с этим основной задачей работы является формирование мер по улучшению платежеспособности компании с учетом специфики вида деятельности - сферы ИТ-технологий.
Яндекс — крупная российская компания, владеющая самой одноимённой системой поиска «Яндекс.поиск», а также крупнейшими сервисами услуг: такси, карты, транспорт, метро, музыка и т.д. [3].
Приоритетное направление компании - разработка поискового механизма. В 2016 году «Яндекс» предоставлял более 50 служб [4].
Поисковая система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов. По состоянию на сентябрь 2019 года, согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 21-е место в мире и 1-е - в России [4].
По данным Яндекс.радара на российском рынке поисковых систем «Яндекс» в 2019 году занимает первое место, завоевав 58% от общего объема поисковых запросов [3]. Вместе с тем 40% российских пользователей Интернета предпочитают сервис Google, еще 2% - пользуются услугами других поисковых систем.
По данным рейтингового агентства TAdviser в 2019 году число поисковых запросов в России с августа 2010 по август 2012 года почти удвоилось. Доминирующим поисковиком на август 2019 года оставался «Яндекс» [4].
Краткий анализ финансовых результатов компании «Яндекс» за 2011-2018 представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика финансовых результатов ООО «Яндекс» за 2011 -2018 гг.
По данным рисунка 1 можно сделать следующие выводы:
• показатели выручки компании Яндекс существенно растут - с 2011 года выручка возросла примерно в 5 раз;
• прибыль до вычета процентов и налогов (ЕВ1Т) также стабильно растет, снижение наблюдается только в 2016 году;
• чистая прибыль также имеет стабильный рост кроме периода 2015-2016 годов в период экономического кризиса в РФ.
В период с 2011 года по настоящее время компания Яндекс разработала для своих пользователей такие услуги как Яндекс.Радио, Яндекс.Навигатор, Яндекс.Транспорт, Яндекс.Такси, Яндекс.Услуги, Яндекс.Драйв, Яндекс.Еда и прочие. Как можно заметить, с 2011 года выручка компании линейно растет, одной из причин данного роста является разработка и вывод на российский рынок новых услуг, ранее не имевших место в российской среде. Также рост выручки обеспечивается тем, что компания Яндекс является лидером по числу представления рекламных услуг в поисковых сервисах.
Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств организации его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Данное свойство достигается путем установления равенства между обязательствами организации и ее активами. На рисунке 2 приведены значения ликвидности организации за 2011-2018 гг.
Рисунок 2. Динамика условий ликвидности баланса за 2011-2018 гг.
Компания Яндекс обладает ликвидными средствами для погашения наиболее срочных обязательств в рассматриваемый период. Согласно принципам оптимальной структуры активов модели Альтмана, краткосрочная дебиторская задолженность должна покрывать среднесрочные обязательства [5].
В рассматриваемой ситуации под отношением понимается возможность компании покрытия объемом краткосрочной дебиторской задолженности среднесрочных обязательств. Согласно рисунку 2, медленно реализуемые активы не покрывают долгосрочные пассивы - наблюдается небольшой недостаток в размере в среднем от 0,13 до 1,14 млрд. руб., однако наблюдается динамика роста обязательств.
Труднореализуемые активы (4 показатель) меньше постоянных пассивов (при условии наличия у компании собственных оборотных средств), то есть соблюдение условия финансовой устойчивости [5]. К тому же недостаток активов увеличивается: с 8,2 млрд. руб. в 2011 году до 43,15 млрд в 2018 году [6].
Таким образом, исходя из результатов анализа компании за 2018 год, только два условия полностью удовлетворены. Баланс организации в 2018 году характеризуется неабсолютной ликвидностью.
Динамика показателей ликвидности за 2011-2018 года представлена на рисунке 3.
7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
6,46
2015 2016 2017 2018
— Коэффициент абсолютной ликвидности
2011 2012 2013 2014
—Общий показатель ликвидности
— Коэффициент текущей ликвидности
Рисунок 3. Динамика коэффициентов ликвидности, 2011-2018 гг.
Проанализируем полученные данные.
- Коэффициент абсолютной ликвидности в среднем превышает норму (в 2018 году - 2,6 при норме 0,2). За рассматриваемый период рост составил 0,205.
- Коэффициент текущей ликвидности в исследуемом периоде выше нормативного значения равного 2. Данные текущей ликвидности подчеркивают, что компания может полностью покрыть срочные обязательства собственными средствами. За 2011-2018 года коэффициент текущей ликвидности вырос на 0,473.
- Общий показатель ликвидности - коэффициент, который показывает отношение оборотных активов к текущим обязательствам. При нормативном значении 1,5-2,5 показатель благоприятно характеризует положение компании. Однако в 2016 и в 2018 году наблюдается существенный спад (до 1,6).
Таким образом, исходя из оценки ликвидности, можно сделать следующие выводы.
Предприятие имеет достаточный уровень ликвидности. Согласно функциональному подходу анализа ликвидности, организация имеет несбалансированность запасов и кредиторской задолженности, несбалансированность дебиторской задолженности и краткосрочных обязательств. Кроме этого, имеется негативная тенденция опережающего роста краткосрочных обязательств по сравнению с изменением дебиторской задолженности. В целом к 2018 году текущая платежеспособность предприятия возросла.
Основной задачей работы является улучшение платежеспособности компании Яндекс. Для решения данной проблемы были выбраны группы мер по совершенствованию финансовой политики ИТ-компании. Предлагается реализовать следующие программы:
- Разработка системы учета рабочего времени производственного персонала. Проектная деятельность непрерывно связана с выполнением задач, в связи с этим оптимальным решением станет формирование рабочей ставки в фактически отработанных часах или в разрезе выполненных задач. Данная мера позволит более точно сформировать себестоимость проекта.
- Введение максимальной автоматизации планирования денежных потоков и составление реестра заявок на оплату и платежного календаря. Описанные меры позволят заранее выявлять кассовые разрывы и
проводить мероприятия по их предотвращению. С учетом автоматизации мероприятий, связанных с осуществлением денежных расчетов, будут значительно сокращены временные издержки на выполнение финансовых операций. Также благодаря использованию платежного календаря компания «Яндекс» сможет контролировать финансовые операции, в которые ежедневно могут вноситься фактические данные о наличии средств на счету компании.
- Смена юридической локации в свободные экономические зоны или кластеры (например, инновационный центр Сколково, особая экономическая зона Иннополис). Благодаря перемещению офиса компании на особые территории, где предусматриваются налоговые льготы для резидентов, возможно сокращение налоговых расходов (пониженные тарифы страховых взносов, освобождение от налога на прибыль, пониженные таможенные платежи) и снижение отчислений с фонда оплаты труда. Становясь резидентом особой экономической зоны или наукограда, компания Яндекс также будет иметь право на льготы участника, разного рода финансирование проектов (выполнении условий). Научная и деловая среда, которая формируется на территории подобных проектов, в свою очередь, способствует развитию партнерских отношений между участниками и разработке новых совместных технологических проектов.
- Формирование учета и прогнозирования только денежных потоков. Для контроля за перемещением денежных средств предприятия целесообразно работать систему управленческого учета и прогнозирования. Автоматизируя планирование денежных потоков компании, имеет место одновременная разработка информационной системы, основной целью которой является совместное управление притоками и оттоками денежных средств Яндекса для упрощения и прозрачности в целом финансовой системы управления.
- Внедрение скользящего бюджетирования в измерениях «План», «Прогноз», «Факт». Использование скользящего бюджетирования является современным трендом долгосрочного планирования. Основным преимуществом данной методики являются:
о координация ресурсов компании (в нашем случае планирования трудовых и финансовых ресурсов в рамках проектной деятельности);
о своевременное прогнозирование уровня продаж (анализ позволит ИТ-компании сформировать комплексную картину о структуре спроса информационных продуктов);
о объективные показатели прогноза (основными показателями отчета является не величина расходных средств, а структура расходов и их эффективность, например, инвестиции в отрасль сатеЬап^, сервисы доставки и облачные технологии).
- Привлечение заемных средств и инвестиций для работы над долгосрочными проектами. Необходимость в поиске заемных средств обуславливается разработкой новых онлайн-сервисов компании, на финансирование которых требуются определенные денежные вложения.
- Разработка нового сервиса для работы с финансовыми средствами пользователей. Например, учреждение приложения Яндекс.Банк, который будет осуществлять онлайн-деятельность по предоставлению банковских услуг клиентам. Реализация плана внедрения нового банковского онлайн-приложения будет способствовать расширению сферы деятельности компании и привлечению новых доходов за счет ведения банковской деятельности.
- Внедрение программы лояльности для постоянных пользователей сервисов Яндекса. Для повышения лояльности клиентов, пользующихся различными сервисами компании, возможно внедрение системы привилегий. При индивидуальном подходе, выражающемся в предоставлении акционных предложений, сниженной стоимости услуг, бесплатной услуги, к клиентам, которые часто пользуются такими сервисами, как Яндекс.Еда, Яндекс.Такси, имеет место заинтересованность людей в частом пользовании сервисами компании
Яндекс. Благодаря увеличению предоставляемых услуг по сниженной стоимости, возможен рост прибыли компании, что благоприятно влияет на повышении ликвидности.
Таким образом, специфические проблемы компаний в информационной среде формируются прежде всего за счет специфики проектной работы и особенностей баланса (например, в сравнении с производством). Вышеперечисленные меры позволят оптимизировать расходы компании и оказать значительное влияние на повышение ликвидности Яндекса. Рекомендации возможны к реализации в аналогичных компаниях в отрасли информационного обеспечения.
Список используемой литературы:
1. Богданова, Т.К. Инструментальные средства прогнозирования вероятности банкротства авиапредприятий // Журнал «Бизнес-информатика», НИУ ВШЭ. - 2008. - №1. - С. 45-61.
2. Власовец, О.В. Оценка платежеспособности компании: курсовая работа, НИУ ВШЭ - М., 2016. - С.
44.
3. radar.yandex: аналитический ресурс, Поисковые системы [Электронный ресурс] / radar.yandex.ru. -Режим доступа - URL: https://radar.yandex.ru/search (дата обращения: 23.12.2019).
4. Altman Edward I. Corporate Financial Distress and Bankruptcy: Predict and Avoid Bankruptcy, Analyze and Invest in Distressed Debt, 3rd Edition// John Wiley and Sons, Ltd. - 2005.
5. Богданова, Т.К. Прогнозирование вероятности банкротства предприятий с учетом изменения финансовых показателей в динамике // Журнал «Бизнес-информатика», НИУ ВШЭ. - 2011. - №1. - С. 51-60.
6. Tadviser: аналитическое агентство, Рынок поисковых систем [Электронный ресурс] / tadviser.ru -Режим доступа - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Интернет_поиск_ (дата обращения: 23.12.2019).