Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа'

Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ ЕВРАЗЭС / MEDICAL ACTIVITIES / HEALTH CARE / CHILDREN / ADOLESCENTS / ORGANIZATION OF EDUCATION / HARMONIZATION OF LEGISLATION / STATES MEMBERS OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якубова Ирек Шавкатовна, Еремин Геннадий Борисович, Суворова Анна Васильевна, Блинова Любовь Тимофеевна

В работе изложены основные результаты проведенного исследования по сравнительно-правовому анализу национальных законодательных актов в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в организациях образования различного типа для разработки рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якубова Ирек Шавкатовна, Еремин Геннадий Борисович, Суворова Анна Васильевна, Блинова Любовь Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of recommendations for legislation’s harmonization of EurAseC member states in the field of children''s healthcare rights in educational institutions of various types

In the paper there are presented the main results of the performed study on comparative legal analysis of national legislative acts in the field of providing of children’s rights for health care in institutions of various types for the delivery of recommendations for harmonization of legislation of States members of the Eurasian Economic Community.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа»

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.95:614.2-053.2]:347.151

ЯкубоваИ.Ш., ЕреминГ.Б., СувороваА.В., БлиноваЛ.Т.

разработка рекомендаций по гармонизации ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА государств - членов евразэс в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа

ГБОУ ВПО СЗГМУ им.И.И.Мечникова Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург

В работе изложены основные результаты проведенного исследования по сравнительно-правовому анализу национальных законодательных актов в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в организациях образования различного типа для разработки рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС.

Ключевые слова: медицинская деятельность; медицинская помощь; дети; подростки; организации образования; охрана здоровья; гармонизация законодательства; государства-члены ЕврАзЭС.

Yakubova I. Sh., Yeremin G. B., Suvorova A. V., Blinova L. T. — DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR LEGISLATION'S HARMONIZATION OF EURASEC MEMBER STATES IN THE FIELD OF CHILDREN'S HEALTHCARE RIGHTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VARIOUS TYPES

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St.-Petersburg, Russian Federation, 191015

In the paper there are presented the main results of the performed study on comparative legal analysis of national legislative acts in the field of providing of children’s rights for health care in institutions of various types for the delivery of recommendations for harmonization of legislation of States - members of the Eurasian Economic Community.

Key words: medical activities; medical care; children; adolescents; the organization of education; health care; harmonization of legislation; states - members of the Eurasian Economic Community.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание медицинской помощи. Особенно важно понимание этих процессов при обеспечении прав на охрану здоровья такой социальнозначимой категории населения, как дети и подростки. Несмотря на общее развитие процессов регулирования медицинской помощи детскому населению в целом, отсутствует гармонизация законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей на охрану здоровья.

Целью данного исследования являлся сравнительноправовой анализ национальных законодательных актов в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в организациях образования различного типа для разработки рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей на охрану здоровья.

Исследование было проведено в соответствии с Программой законотворческой деятельности на 2012 и последующие годы и при поддержке Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, постоянной комиссии по социальной политике.

Объектами исследования были: Международные договоры, законодательство государств-членов ЕврАзЭС:

Для корреспонденции: Еремин Геннадий Борисович, [email protected]

Конституционные законы, законы об охране здоровья населения, о здравоохранении, об организациях здравоохранения, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о детях, о правах ребенка, об образовании, постановления правительств и приказы министерств, утверждающие типовые положения об организациях образования. В анализ было включено более 60 законных и подзаконных актов стран Содружества [1].

Охрана здоровья детей в современных условиях при сохраняющейся депопуляции населения приобретает особую государственную значимость. В странах Содружества в законах, постановлениях правительств, ведомственных нормативно-правовых актах в той или иной мере отражены вопросы охраны здоровья и организации медицинской помощи детям, в республиках Казахстан, Кыргызстан, Российской Федерации, в основных законах о здравоохранении вопросы охраны здоровья детей и организации медицинской помощи рассматриваются как с позиции охраны прав граждан, так и с позиции прав детей на охрану здоровья и медицинскую помощь, что вполне обоснованно, в Республике Беларусь - с позиции определения прав граждан. В законе определены права родителей и опекунов, возникающие при лечении детей в условиях стационара, гарантирующие их присутствие в стационаре на период лечения детей. Определено право детей от 16 до 18 лет самостоятельно давать согласие на простые медицинские вмешательства. Установлено право органов внутренних дел запрашивать информацию о состоянии здоровья детей в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении.

В законах об охране здоровья государств Стран Содружества определены пути реализации прав детей на

55

[гиена и санитария 2/2014

охрану здоровья и медицинскую помощь среди которых: периодические медицинские осмотры и динамическое наблюдение в республиках Казахстан и Таджикистан; диспансерное наблюдение в республиках Кыргызстан, Таджикистан, Российской Федерации; образование в области охраны здоровья в республиках Казахстан, Кыргызстан, Российской Федерации; информация о состоянии здоровья в доступной форме в республиках Кыргызстан, Российской Федерации; обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья, и исключение воздействия на них неблагоприятных факторов в республике Кыргызстан и Российской Федерации; медицинские консультации при определении профессиональной и военной пригодности в республике Кыргызстан и Российской Федерации; присутствие одного из родителей при оказании медицинской помощи ребенку в стационарных условиях в республиках Беларусь, Казахстан, Таджикистан.

В Республике Беларусь в законе «О правах ребенка» закрепляется неотъемлемое право ребенка на жизнь и, поскольку это право связано с охраной здоровья и медицинской помощью, государство выступает гарантом реализации этих прав, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение. В Российской Федерации в законе «Об основных гарантиях прав ребенка» декларируется, что в государственных и муниципальных организациях осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, профилактике заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение. Следует отметить, что в Республике Казахстан в законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» и Кодексе Республики Кыргызстан «О детях» вопросы охраны здоровья и медицинской помощи детям отражены достаточно подробно.

В Республике Казахстан в законе отдельной статьей закреплено как неотъемлемое право право на охрану здоровья ребенка и закреплена обязанность государства по обеспечению охраны здоровья матери для обеспечения рождения здорового ребенка. Определены пути обеспечения прав детей на охрану здоровья. Среди отмеченных путей - развитие законодательства Республики Казахстан, пропаганда и стимулирование здорового образа жизни детей, поддержка научных исследований в области охраны здоровья детей, контроль за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактика детских заболеваний, оказание квалифицированной медицинской помощи и создание благоприятной окружающей среды, контроль за производством и продажей продуктов питания надлежащего качества. Среди мер по охране здоровья детей особое внимание уделяется вопросам труда детей. Согласно закону, запрещен труд детей на тяжелых физических работах с вредными и опасными условиями труда.

Реализация прав детей осуществляется на основе государственных и региональных дополнительных стандартов по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания. В Республике Кыргызстан в «Кодексе» основным принципом реализации прав детей закреплено признание права первоочередности интересов детей с их закреплением в законодательстве, в том числе недопустимость дискриминации по состоянию здоровья ребенка его родителей. Целью же государственной политики является содействие физическому и духовному развитию. Среди основных задач Правительства Республики Кыргызстан - осуществление выбора

приоритетных направлений в области охраны здоровья детей, в то время как среди задач уполномоченного органа в сфере здравоохранения:

- организация бесплатной медицинской помощи, реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области здравоохранения, разработка нормативных правительственных и ведомственных актов, государственных целевых программ в области охраны здоровья детей, осуществление контроля за качеством и доступностью медицинских услуг, оказываемых детям государственными и негосударственными организациями здравоохранения.

Следует отметить закрепление в законе ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за ненадлежащий уход за здоровьем ребенка. Определены обязанности госорганов в области здравоохранения совместно с организациями здравоохранения в форме мер по охране здоровья, а также мер по оказанию детям бесплатной, доступной квалифицированной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение. Закон регулирует использование детского труда, запрещает причиняющий вред детскому здоровью труд в любой форме, а также деятельность на работах с вредными и опасными условиями труда и иных работах, на которых может быть причинен вред нравственному и физическому здоровью ребенка.

В соответствии с законом «Об образовании» Республики Беларусь медицинская помощь обучающимся и воспитанникам учреждений образования оказывается государственными органами здравоохранения, а также организациями образования.

В Российской Федерации медицинское обслуживание обеспечивается органами здравоохранения. В Республике Казахстан органами системы здравоохранения осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников, их медицинским обслуживанием.

В Республике Таджикистан в обязанности учредителя входит обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов медицинской и оздоровительной помощью. За организацию медицинского обслуживания и безопасность условий обучающихся, воспитанников отвечают органы государственной власти, органы управления здравоохранением и его организации.

В Республике Кыргызстан отмеченный закон устанавливает, что дошкольные образовательные учреждения создаются в том числе в целях охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. В целях обеспечения государственной защиты государство создает условия для медицинского обслуживания, в то время как образовательные организации и органы местного самоуправления создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. В целях обеспечения социальной защиты обучающихся государство устанавливает льготы на питание, медицинское обслуживание и оздоровление.

Законы об образовании стран Содружества устанавливают обязанность организаций образования создавать надлежащие условия для охраны и укрепления здоровья в республиках Беларусь, Таджикистан. В Республике Кыргызстан данная обязанность возложена на образовательные организации и органы местного самоуправления, в то время как, согласно отмеченному закону, в Республике Казахстан ответственность за создание

56

здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда возложена на руководителей образовательных организаций.

В Республике Беларусь закон предусматривает осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся, в Республике Казахстан органы здравоохранения обеспечивают систематический контроль за состоянием здоровья детей и медицинское обслуживание. В законе Республики Беларусь особое значение уделяется организации питания и соблюдению санитарных норм, правил, нормативов и режимов занятий, объема учебной нагрузки, в то время как в Республике Казахстан органы образования должны предусмотреть перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников, а также контроль за качеством питания, который осуществляется органами здравоохранения. В Республике Таджикистан образовательные учреждения вправе самостоятельно организовывать питание обучающихся, учителей и иных работников за счет средств, направленных в их распоряжение.

Законами стран Содружества об образовании устанавливаются требования к медицинскому обслуживанию персонала. В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся и воспитанников педагогические работники обязаны проходить медицинские обследования.

В целях организации медицинского обслуживания органы образования обязаны предоставить помещения организациям здравоохранения, обеспечивающим работу медицинских кабинетов в республиках Казахстан, Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении типовых положений об образовательных учреждениях соответствующего типа устанавливается, что медицинское обслуживание в них обеспечивается медицинским персоналом учреждений здравоохранения или штатными работниками, которые наряду с административным и педагогическим персоналом несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания [2].

За организацию работы медицинских пунктов в Республике Казахстан ответственны органы управления здравоохранением и муниципальных образований и конкретные медицинские учреждения и администрация образовательных учреждений. В типовых правилах деятельности организаций образования, утвержденных постановлениями правительства, реализующих образовательные программы среднего общего профессионального образования, установлено, что учебная нагрузка и режим занятий определяются утверждаемыми организациями положениями, подготовленными на основе государственных общеобразовательных стандартов, учебных планов, рекомендуемых органами здравоохранения и образования.

В Республике Таджикистан в типовом положении об учреждениях дополнительного образования, утвержденных постановлением правительства, определено, что ответственность за охрану здоровья, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, в то время как типовом положении о негосударственном образовательном учреждении ответственность за соблюдение требований охраны жизни и здоровья детей несет учреждение.

Охрана здоровья детей и медицинское обслуживание в ряде стран Содружества регулируются, в том числе ведомственными актами уполномоченных органов в сфере образования. Постановлениями министра образования Республики Беларусь о проведении учебных

занятий в общеобразовательных школах по сменам, образовательные организации обеспечивают соблюдение санитарных норм, правил, гигиенических нормативов. В постановлениях об утверждении положений о детском доме, детской деревне в обязанности юридических лиц входит обеспечение охраны жизни и укрепление здоровья воспитанников, производственной санитарии, организации углубленных ежегодных медицинских осмотров воспитанников, выполнение медицинских рекомендаций и назначений по результатам углубленных медицинских осмотров. В Республике Казахстан в приказе Министерства образования и науки об утверждении типовых правил по организации семейных детских садов медицинское обслуживание обеспечивается персоналом штатных единиц или специально закрепленным органами здравоохранения персоналом.

Таким образом, проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что в государствах - членах ЕврАзЭС создана соответствующая правовая база в области охраны здоровья детей, а также сформированы условия для дальнейшей работы по унификации законодательства в указанной области, но требуется гармонизация законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в образовательных организациях. В частности, Парламентам государств Сообщества было предложено:

1. В основные законы о здравоохранении включить:

1.1. В обязанности уполномоченных органов в сфере здравоохранения и организаций здравоохранения осуществлять ежегодные периодические медицинские осмотры детей и мониторинг состояния здоровья (Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация).

1.2. В права на охрану здоровья детей:

• право на медицинские консультации при определении профессиональной и военной пригодности (Республика Таджикистан, Республика Казахстан);

• право на информацию о состоянии здоровья в доступной форме (Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Казахстан);

• право на образование в области здравоохранения (Республика Таджикистан);

• определить пути (меры) обеспечения прав детей на охрану здоровья (Республика Беларусь, Республика Таджикистан).

2. В статьи закона о правах несовершеннолетних ввести норму, что охрана здоровья детей в процессе образования и воспитания в образовательных организациях обеспечивается образовательными организациями соблюдением санитарных норм и правил и гигиенических нормативов, установленного режима занятий и объема учебной нагрузки, организацией бесплатного питания, медицинской помощи, обеспечением безопасности. (Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан).

3. В специальных законах о санитарно-эпидемиологическом благополучии (безопасности) стран Содружества сформулировать норму о запрещении использования в дошкольных организациях и школах в воспитательных и учебных целях технических средств и мебели, не отвечающих требованиям стандартов и санитарным нормам и правилам (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация).

57

[гиена и санитария 2/2014

4. В законы об образовании:

4.1. В цели государственной политики в области образования включить обеспечение безопасности, охраны здоровья и организацию медицинской помощи (Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Беларусь).

4.2. Включить в ответственность органов местной исполнительной власти ответственность за обеспечение безопасных условий, охраны здоровья и организацию медицинской помощи при обучении и воспитании (Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Беларусь).

4.3. Включить в обязанности организаций образования:

• необходимость предусматривать достаточный продолжительности перерыв для организации питания и активного отдыха воспитанников, обучающихся, а также контроль за качеством питания (Республика Таджикистан, Республика Беларусь, Республика Кыргызстан, Российская Федерация);

• предоставлять медицинским организациям помещения для организации обслуживания детей и персонала (Республика Беларусь, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан);

• обеспечивать прохождение работниками образовательных учреждений (педагогических и иных работников) профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Кыргызстан, Российская Федерация);

• устанавливать ответственность организаций образования, должностных лиц, педагогических и иных работников образовательных организаций за обеспечение условий, гарантирующих безопасность, охрану здоровья и медицинскую помощь (Республика Беларусь, Российская Федерация).

4.4. Установить обязанность организаций образования возместить вред, причиненный здоровью детей в процессе обучения и воспитания (Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Беларусь).

На основе проведенного анализа был подготовлен также проект Рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в организациях образования различного типа, в котором авторами впервые были сформулированы оригинальные предложения по совершенствованию национальных законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с учетом национального и международного опыта в решении данной проблемы [3]. В частности, национальным органам высшей исполнительной власти - правительствам и министерствам всех стран Содружества - было рекомендовано:

1. Разработать стандарты медицинской помощи детям и подросткам, включающие систему организационных, диагностических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые осуществляются территориальными лечебно-профилактическими учреждениями на базе организаций образования различных типов: дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), организациях начального профессиональ-

ного образования, а также медицинским персоналом, находящимся в штате этих организаций.

2. Разработать классификаторы услуг, а также номенклатуру работ и услуг в области оздоровительных и профилактических мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками детям и подросткам на базе организаций образования различных типов.

3. Разработать правила, порядок и стандарты проведения периодических профилактических осмотров, диспансеризации и мониторинга состояния здоровья детей и подростков, осуществляемых территориальными лечебно-профилактическими учреждениями.

4. Разработать правила, порядок и стандарты диспансеризации детей с выявленными морфофункциональными отклонениями и начальными формами заболеваний.

5. Разработать стандарты оздоровительно-реабилитационных мероприятий для детей и подростков, имеющих морфофункциональные отклонения и начальные формы заболеваний.

6. Разработать правила и порядок проведения углубленных медицинских осмотров, диспансеризации и мониторинга состояния здоровья детей и подростков на базе организаций образования различных типов, осуществляемых территориальными лечебнопрофилактическими учреждениями.

7. Ввести требование, что диспансеризации подлежат дети и подростки с выявленными морфофункциональными отклонениями и начальными формами заболеваний.

8. Разработать стандарты оздоровительно-реабилитационных мероприятий для детей и подростков, имеющих морфофункциональные отклонения и начальные формы заболеваний.

9. Разработать порядок организационно - методического взаимодействия территориальных ЛПУ и медицинских кабинетов, медпунктов, здравпунктов, оздоровительных центров организаций образования различных типов.

10. Включить работы и услуги соответствующих видов медицинской помощи детям и подросткам, выполняемых медицинскими работниками организаций образования разных типов, в систему оплаты по ОМС.

11. Разработать правила и порядок расследования случая и установления связи заболевания ребенка и окружающей среды, воздействующими в процессе пребывания детей и подростков в организациях образования различного типа. Определить перечень заболеваний, при которых расследование производится в обязательном порядке.

12. Разработать порядок оценки и учета неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, непосредственно связанных с пребыванием в организациях образования различного типа и процессами в них.

13. Разработать правила и порядок возмещения вреда по случаю несвоевременного выявления заболевания обусловленного, неисполнением установленного порядка и периодичности профилактических медицинских осмотров детей и подростков, организации лечения и диспансеризации.

14. Рассмотреть вопрос о необходимости организации системы охраны здоровья и медицинского обслуживания детей и подростков с позиций того что учебный процесс в организациях образования для детей и подростков является профессиональной деятельностью.

15. Определить порядок оценки и учета неблагопри-

58

ятных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, непосредственно связанных с пребыванием в организациях образования различного типа и процессами в них, и основания для проведения расследования по факту возникновения случая заболевания, обусловленного этими факторами.

16. Рассмотреть вопрос о разработке единых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству, содержанию, режиму работы, организации обучения и воспитания детей и подростков в организациях образования различного типа.

17. Разработать правила и порядок возмещения морального и материального вреда, обусловленного возникновением нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в результате воздействия неблагоприятных факторов в ходе образовательного и иных процессов, воздействующих на здоровье в условиях организации образования.

18. Разработать правила и порядок преемственности передачи персонифицированных данных о состоянии здоровья каждого ребенка, которые накапливаются в медицинской документации организации образования в амбулаторно-поликлиническую карту лПУ и из лПУ в организацию образования.

19. Разделить полномочия по оказанию медицинской помощи детям и подросткам, по уровню ответственности между территориальными лПУ, руководителями организаций образования и медицинскими работниками, находящимися в штате этих учреждений.

Разработанные рекомендации были одобрены 17-й Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, а также рассмотрены и согласованы всеми профильными комитетами (комиссиями) национальных парламентов стран - участников ЕврАзЭС, Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в полном объеме без дополнений и изменений.

Литер атура

1. Еремин ГБ., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С., Суворова А.В., Мельцер А.В., Блинова Л.Т., Поляшова А.С. Охрана здоровья и медицинская помощь детям в образовательных организациях различного типа в государствах-членах ЕврАзЭС. Монография. СПб: ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздравсоцразвития России; 2012. Деп. ВИНИТИ 20.07.2012, № 315-В2012.

2. Еремин Г.Б., Суворова А.В., Якубова И.Ш., Маймулов В.Г., Чернякина Т.С., Блинова Л.Т., Петрашевич В.А. О проблемах обеспечения качества при организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Профилактическая и клиническая медицина. 2010; 2: 9-20.

3. Якубова И.Ш., Еремин Г.Б., Суворова А.В., Блинова Л.Т. Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа. В кн.: Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ «Научно-методологические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути их решения». 13-14 декабря 2012 г. Москва. М.; 2012: 503-7.

References

1. Yeremin G.B., Yakubova I.Sh., Chemyakina T.S., Suvorova A.V., Melcer A.V, Blinova L.T., Poljashova A.S. Children’s healthcare and medical care in educational institutions of various types in EurAsEC member states [Okhrana zdorov’ya i meditsinskaya pomoshch ’ detyam v obrazovatel’nykh organizatsiyakh razlichnogo tipa v gosudarstvakh-chlenakh EvrAzES. Monografiya]. St.-Petersburg: GBOU VPO SZGMU im.I.I. Mechnikova; 2012. Dep.VINITI 20.07.2012, № 315-B2012. (in Russian)

2. Yeremin G.B., Suvorova A.V, Yakubova I.Sh., Majmulov V.G., Chernyakina T.S., Blinova L.T., Petrashevich V.A. Problems of quality assurance in organized medical care for children and teenagers in educational institutions. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2010; 2: 9-20. (in Russian)

3. Yakubova I.Sh., Yeremin G.B., Suvorova A.V., Blinova L.T. Development of recommendations for harmonization of legislation of- EurAsEC member states in the field of children’s healthcare rights in educational institutions of various types. In: Scientific-methodological and legislative foundations of preventive healthcare’s regulatory framework improvement: problems and solutions: Proceedings Plenary Session of the Scientific Council for Human Ecology and Environmental Health of the Russian Federation [Materialy plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gigiene okruzhayushchey sredy RF «Nauchno-metodologicheskie i zakonodatel’nye osnovy sovershenstvovaniya normativno-pravovoy bazy profilakticheskogo zdravookhraneniya: problemy i puti ikh resheniya»]. Moscow; 2012: 503-7 (in Russian)

Поступила 16.02.13 Received 16.02.13

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.