УДК 331.225.3.001.76
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКИХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
К. Е. Литвинова Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: rebecca2005@rambler.ru
Приводятся рекомендации для совершенствования организации заработной платы работников путевого хозяйства.
Ключевые слова: бригадная система оплаты труда, сдельный заработок, КТУ.
DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF THE SALARY OF EMPLOYEES OF TRAVELLING FACILITIES OF RUSSIAN RAILWAYS
K. E. Litvinova Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: rebecca2005@rambler.ru
Recommendations for improvement of the organization of the salary of employees of traveling facilities are provided.
Keywords: diagnostics: brigade system of compensation, price-work earnings, KTU.
При всем разнообразии форм и методов повышения мотивации персонала проблема выбора оптимальной системы вознаграждения не теряет своей актуальности. При всей уникальности каждой организации существуют некоторые закономерности, учет которых в практике построения систем вознаграждений помогает обеспечить наибольшую отдачу. На предприятии железнодорожного транспорта работники должны действовать как единый механизм, подчиняясь безальтернативным требованиям технологических процессов.
Действующая система оплаты руда работников дистанции пути недостаточно эффективна: тарифная часть заработной платы достаточно мала, а размер премии большую часть года намного меньше базисного из-за невыполнения показателей премирования.
Применение бригадной формы оплаты труда в дистанции возможно в бригадах по неотложным работам и планово-предупредительным работам по должностям монтер пути, бригадир пути, дорожный мастер.
Внедрение бригадной формы организации труда и его оплаты за конечные результаты в значительной степени способствует усилению воздействия системы материального поощрения на развитие производства и достижения высоких конечных результатов. Для повышения эффективности работы бригады важно обеспечить внедрение основных принципов организации рабочего места, иметь исправный производительный инструмент и механизмы, использовать передовую технологию, т. е. то, что мы называем научной организацией труда [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
Перевод на бригадную форму организации и оплаты труда с применением коэффициента трудового участия (КТУ) осуществляется с согласия рабочих решением общего собрания членов бригады. Необходимо следить за соблюдением расчетной нормативной численности рабочих, соответствием среднего разряда работ среднему разряду членов бригады. Принципы оплаты труда и премирования должны быть направлены на заинтересованность членов бригады в достижении конечных результатов (отремонтированный километр, содержание каждого километра в исправном состоянии и т. д.).
В дистанциях пути каждой бригаде, как правило, выдается наряд-задание (формы ПУ-23) с указанием расчетного контингента, потребного фонда заработной платы. Планирование и учет выполнения заданий производятся по полумесячным графикам (ПУ-74). Бригадам по ремонту пути в дистанциях пути задания выдаются на месяц [3].
С сентября 2016 г. в дистанциях пути утверждена «Методика планирования и учета выполнения работ в дистанции пути». Согласно этой методике ведется годовое, месячное, недельное, суточное планирование. При внедрении бригадной формы оплаты труда учет выполненных работ, представленных в ПУ-74 будет сравниваться с плановым объемом работ.
Для объективного и правильного подхода к оплате труда при бригадной форме его организации необходимо:
1. убедиться в правильности установления каждому рабочему квалификационного разряда;
2. строго учитывать отработанное время, объем выполненных работ с тем, чтобы заработок между членами бригады был распределен в зависимости от фактически затраченного труда;
3. предусмотреть освоение и совмещение членами бригады смежных профессий, что позволяет обеспечить взаимозаменяемость членов бригады и полную их загрузку в течение рабочего времени.
Качество выполненной работы в дистанции пути отслеживается ежемесячным проходом рабочего и контрольного вагонов путеизмерителей. Итогом прохода служит форма ПУ-32, в которой отражены выявленные неисправности. Если обнаруженные неисправности находятся на участке, на котором недавно работала бригада и доказан факт допущенных производственных упущений, то в ПУ-74 данная работа для расчета сдельного заработка бригады не учитывается [2].
Для примера расчета месячной заработной платы монтера, бригадира пути возьмем работников линейного участка (11 монтеров пути, 2 бригадира пути). Тарифные ставки разрядов выполненных работ составлены исходя из сложности и уровня квалификации работников, выполняющих данные работы. С целью определения оптимального размера тарифных ставок была проведена экспертная оценка. В качестве экспертов выступили инженеры по организации и нормированию труда Красноярской дирекции инфраструктуры. В результате проведенной оценки были определены значения тарифных ставок разрядов выполненных работ. Так за выполнение работ 2 разряда - 200 руб., 3 разряда - 250 руб., 4 разряда - 350 руб., 5 разряда - 450 руб.
Проанализируем, принесет ли внедрение бригадной системы оплаты труда пользу предприятию. В таблице 1 и 2 представлен расчет заработной платы работника до и после внедрения бригадной формы оплаты труда.
Годовой фонд заработной платы по бригаде в среднем составит 5663,1 тыс. руб.
Таблица 1
Расчет заработной платы при повременно-премиальной системе оплаты труда, руб.
Должность Тарифная часть заработной платы Средний % премии Доплата за интенсивность (среднее значение), % Районные коэффициенты (в дистанции -1.6) Доплата за вредность (4%) Заработная плата, руб.
Монтер пути 3 разряда 12138 (55%) 6676 (10%) 1213,8 12308 485,5 32821,3
Монтер пути 4 разряда 14075 (55%) 7741,3 (10%) 1407 14271,78 563 38058
Бригадир пути 17202 (55%) 9461 (10%) 1720 11353 39736
Таблица 2
Расчет заработной платы при бригадной форме оплаты труда
Должность Общий заработок, руб. Районный коэффициент, руб. Заработная плата, руб.
Монтер пути 3 разряда 24300,86 14580 38880
Монтер пути 4 разряда 28186,4 16912 45098
Бригадир пути 34442,7 20665,6 55108
Годовой фонд заработной платы по бригаде в среднем составит 6902,4 тыс. руб. Увеличение составит 1239,3 тыс. руб.
Как видно из таблиц 1 и 2, применение бригадной сдельной оплаты труда несет рост заработной платы работников в среднем на 18%. Данный уровень может колебаться в зависимости от объема выполненных работ, что будет стимулировать работников к эффективному и качественному труду.
Библиографические ссылки
1. Шкурина Л. В. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железных дорогах Российской Федерации и Республике Казахстан: Учеб. пособие / Л. В. Шкурина и др.; под ред. Л. В. Шкуриной и К. Ж. Даубаева. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». - 2015. - 352 с.
2. Давыдов С. С. Совершенствование системы стимулирования труда работников структурных подразделений ОАО «РЖД// Известия ПГУПС. - 2012. - № 4. - С. 140-146.
3. Курочкин В. Н. Организация, нормирование и оплата труда. Изд. Директ-Медиа. 2014.
234 с.
© Литвинова К. Е., 2017