Научная статья на тему 'Разработка региональной модели аудита системы обращения лекарственных препаратов'

Разработка региональной модели аудита системы обращения лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ / МОДЕЛЬ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ОБРАЩЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / AUDIT / DRUGS / MODEL OF RESULTS / DRUGS DISTRIBUTION / CLINICAL PHARMACOLOGY / EXPERTISE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Дьяченко Сергей Владимирович, Слободенюк Елена Владимировна, Ушаков Владимир Александрович

Предложена стратегия повышения эффективности функционирования системы обращения лекарственных препаратов на региональном, муниципальном и уровне отдельного ЛПУ по результатам медицинских, социальных и экономических показателей, которая позволяет повысить качество оказания медицинской помощи населению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Дьяченко Сергей Владимирович, Слободенюк Елена Владимировна, Ушаков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT OF REGIONAL AUDIT MODEL OF DRUGS DISTRIBUTION SYSTEM

Strategy aimed at effi ciency of functioning of drugs distribution system at regional, municipal level and level of a separate medical institution according to the results of medical, social and economic indicators is offered. This strategy allows improving quality of rendering of medical service to the patients.

Текст научной работы на тему «Разработка региональной модели аудита системы обращения лекарственных препаратов»

С.В. Дьяченко, Е.В. Слободенюк, В.А. Ушаков

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ АУДИТА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Дальневосточный государственный медицинский университет,

680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-30-53-11, е-mail: [email protected], г. Хабаровск

По мнению многих специалистов как в России, так и за рубежом, процесс обеспечения качества фармакотерапии должен быть построен так, чтобы лекарства давались надлежащим образом, безопасно и эффективно [4]. Оценка применения лекарственных средств, основанная на многоступенчатом процессе аналитических и контрольных процедур, должна обеспечить безопасность, эффективность и обоснованность назначенных лекарств [3, 5].

Результаты исследований по вопросам эффективности оказания медицинской помощи говорят о том, что в настоящее время, как в регионе в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях в частности, реализуются медицинские услуги преимущественно затратного характера. Следовательно, система производства медицинских и фармацевтических услуг в регионе требует незамедлительного реформирования.

Основываясь на главных составляющих: свободной информации относительно качества имеющихся товаров и услуг, последовательных и разумных потребителях, компетентных производителях, рынок может достичь уровня эффективности и качества, гораздо более высокого, чем мог предположить самый смелый прогноз [7]. Следовательно, чтобы добиться необходимого уровня качества производства медицинских и фармацевтических услуг, следует реализовать систему управления качеством [4].

В настоящее время известны три модели управления качеством в здравоохранении: профессиональная, бюрократическая и индустриальная [1, 2, 6].

Модель обращения лекарственных препаратов включает в себя производителя лекарств, цепочку посредников между изготовителем и розничным звеном (аптекой) и непосредственно потребителя — пациента. Как и любая другая система, данная модель должна быть регулируемой и иметь конечные результаты медицинского, социального и экономического плана.

Для нормального функционирования системы следует сформировать механизмы поддержки равновесия между интересами фармацевтических компаний в получении прибыли и социальными интересами потребителей. Это механизмы государственного регулирования рынка обращения лекарственных средств.

Среди ведущих причин, приводящих к неэффективному функционированию системы обращения лекарственных препаратов в регионе, можно отнести следующие:

1. Отсутствие стратегии нормативного планирования лекарственного обеспечения населения Хабаровского края на отдаленную перспективу с использованием программ математического прогнозирования и ситуационного моделирования.

Резюме

Предложена стратегия повышения эффективности функционирования системы обращения лекарственных препаратов на региональном, муниципальном и уровне отдельного ЛПУ по результатам медицинских, социальных и экономических показателей, которая позволяет повысить качество оказания медицинской помощи населению.

Ключевые слова: аудит, лекарственный препарат, модель конечных результатов, обращение лекарственных препаратов, клиническая фармакология, экспертиза.

S.V. Dyachenko, E.V. Slobodenuk, V.A. Ushakov

WORKING OUT OF REGIONAL AUDIT MODEL OF DRUGS DISTRIBUTION SYSTEM

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

Strategy aimed at efficiency of functioning of drugs distribution system at regional, municipal level and level of a separate medical institution according to the results of medical, social and economic indicators is offered. This strategy allows improving quality of rendering of medical service to the patients.

Key words: audit, drugs, model of results, drugs distribution, clinical pharmacology, expertise.

2. Недостаточный уровень организации работ по обеспечению региональной системы здравоохранения качественными и безопасными лекарственными средствами в результате отсутствия координации субъектов обращения лекарственных средств и недостаточной подготовки и профессиональной компетенции должностных лиц, ответственных за лекарственное обеспечение населения.

3. Сужение функций контролирующих государственных органов до проведения формальных экспертиз без анализа моделей конечных результатов (медицинских, экономических и социальных) функционирования региональной системы обращения лекарственных средств.

Управление качеством лекарственного обеспечения может быть достигнуто только при внедрении моделей конечных результатов, ведущим из которых является социальная удовлетворенность потребителей лекарственных средств.

Материалы и методы

Проведенный нами в 2005-2009 гг. анализ удовлетворенности населения лекарственной помощью дал

неоднозначные результаты. В результате обработки полученных данных выяснилось, что лекарственные средства в учреждениях стационарного профиля закупали 46% госпитализированных пациентов, в структуре приобретаемых за счет личных средств лекарств преобладали антимикробные препараты — 42,4%. В дневных стационарах поликлиник за счет личных средств приобретали лекарства более 40% пациентов. В структуре приобретаемых за счет личных средств лекарств ведущая роль принадлежала также противомикробным препаратам — 45,4%. Казалось бы, что получаемая информация о социальной удовлетворенности пациентов качеством лекарственной помощи, дополнив имеющуюся статистическую информацию ЛПУ, позволит получить новый стимул для эффективного управления системой обращения лекарственных средств.

Информация для управления лекарственным обеспечением медицинских технологий должна отвечать следующим требованиям: соответствовать существующей организационной структуре ЛПУ; укладываться в единое информационное пространство; предполагать единую технологию сбора, обработки и предоставления информации; соответствовать требованиям принципа однократного ввода данных; предполагать наличие перспектив развития системы лекарственного обеспечения; быть ориентированной на пользователя — лечащего врача.

Формирование информационной базы для управления функционированием системы обращения лекарственных препаратов на уровне региональной системы здравоохранения и отдельного ЛПУ является сложным процессом, реализуемым в несколько этапов.

Первый этап. Определение цели и задач. Стратегической целью является социальная защита пациента (качественная медицинская и лекарственная помощь) и медперсонала (оплата по труду), а задачами — механизмы реализации компонентов новой идеологии управления функционированием системы обращения лекарственных препаратов.

Второйэтап. Организация информационной системы. На этом этапе создается информационно-аналитическое подразделение, для чего необходима материально-техническая база, обученный технический персонал, адаптированный компьютерный продукт и т. п.

Третий этап. Обучение медицинского персонала учету медицинских и фармацевтических услуг. Составляются справочники-классификаторы медицинских услуг, формулярные списки лекарственных препаратов, с персоналом проводится тренинг.

Четвертый этап. Информационный анализ. Включает организацию обработки необходимых для дальнейшего анализа информационных данных, то есть составляется «меню» выходных информационных форм с учетом спроса пользователей.

Пятый этап. Оптимизация финансово-экономической деятельности ЛПУ. Включает разработку и внедрение в деятельность отрасли в целом и отдельного ЛПУ, в частности, следующих компонентов учета: финансовое планирование; договорные отношения и взаиморасчеты внутри отрасли в целом и в отдельном ЛПУ, в частности; управление использованием ресурсов; планирование и исполнение региональной программы государственных гарантий, муниципального заказа и заказа для отдельного

ЛПУ; управление потоками лекарственных препаратов; управление потоками пациентов.

Шестой этап. Разработка комплекса внутриучреж-денческого хозрасчета.

Седьмой этап. Разработка и переход на дифференцированную оплату труда медицинского и фармацевтического персонала.

Восьмой этап. Организация медико-экономической экспертизы.

Управление системой обращения лекарственных препаратов должно дополняться системой мониторинга закупок лекарственных средств, позволяющего определить проблемные места поступления медикаментов в ЛПУ отрасли здравоохранения, системой аудита обращения лекарственных средств в виде экспертиз закупки и использования медикаментов, а также заключительным моментом системы мониторинга должна стать программа аудита обращения лекарственных средств (рисунок).

Результаты и обсуждения

Органы управления здравоохранением различного уровня сегодня имеют ясные критерии моделей конечных результатов оказания медицинской помощи, логическую структуру проведения аудита, но отсутствует четкая взаимосвязь между моделями конечных результатов деятельности систем здравоохранения, отдельных ЛПУ и системой обращения лекарственных средств.

В этой связи мы предлагаем управленческую схему взаимоотношений субъектов обращения лекарственных средств, базирующуюся на новых условиях оплаты труда работников здравоохранения. Она представлена несколькими основными блоками.

1 блок. Оценка деятельности врача и его стимулирующие выплаты должны зависеть от удовлетворенности пациента; определяется по результатам анкетирования и показателей качества жизни больного, которые оцениваются по опросникам, рекомендуемым ВОЗ.

2 блок. Эффективность работы лиц, ответственных за обеспечение лекарственными средствами ЛПУ, и денежные выплаты им должны зависеть от удовлетворенности врачей закупленными ЛС, показателей смертности в ЛПУ, частоты осложненных форм заболеваний, послеоперационных осложнений, ятрогенно-ассоциированных состояний, полипрагмазии и экономической эффективности закупки лекарственных средств.

3 блок. Эффективность и соответственно стимулирующие выплаты лицам, осуществляющим тендерные или аукционные закупки, должны зависеть от удовлетворенности ЛПУ закупками лекарственных средств, а также показателей экономической эффективности торгов.

4 блок. Защита интересов потребителей медикаментов полностью ложиться на страховые компании, которые обязаны осуществлять вневедомственный аудит обращения лекарственных средств.

5 блок. Общее руководство и внедрение этой системы возлагается на органы управления здравоохранением, в функции которых входит и проведение внутриведомственного аудита. Для эффективного функционирования системы в целом необходимо проводить подготовку организаторов здравоохранения различного уровня в рамках тематического усовершенствования по избранным вопросам клинической фармакологии, фармакоэпидеми-

Схема взаимоотношений субъектов обращения лекарственных средств на уровне региона

ологии, фармакоэкономики, касающихся лекарственного обращения.

Формирование стратегии повышения эффективности функционирования системы обращения лекарственных препаратов на региональном, муниципальном и уровне отдельного ЛПУ, включающей управление по результатам деятельности (медицинским, социальным и экономическим), а также подготовку организаторов здравоохранения по вопросам фармакоэкономики, позволит повысить качество производства медицинских и фармацевтических услуг населению.

Литература

1. Кондо Е. Хосин-канри - один из подходов японского менеджмента качества // Методы менеджмента качества. - 2001. - №5. - С. 4-10.

2. Захарова Е.В. Система обеспечения качества медицинской помощи на региональном уровне // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2006. - №1. - С. 41-43.

3. Berwick D., Enthoven A., Bunker J. Quality management in the NHS: the doctor’s role // I. British Medical Journal. -1992. - Vol. 25, №1. - P. 235-239.

4. Guide to quality assurance. The Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations. - Chicago, Illinois: Delmar Publishers, 1988. - 43 p.

5. Kume H. Statistical Methods of Quality Improvement.

- Tokyo: Association for Overseas Technical Scholarship, 1987. - 238 p.

6. Neuhauser D., McEachern J. E., Headrick L. A book of readings Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations. - Oslo, Norway: Department of Publications, 1995. - 134 p.

7. Nemoto M. Total Quality Control for Management: Strategies and Techniques from Toyota and Toyota Gosei. -N.J.: Pontiac Hall, 1987. - 184 p.

Координаты для связи с авторами: Дьяченко Сергей Владимирович — доктор мед. наук, доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-30-53-11, е-mail: [email protected]; Слободенюк Елена Владимировна — доктор биол. наук, доцент, зав. кафедрой фармакологии и клинической фармакологии ДВГМУ; Ушаков Владимир Александрович

— ассистент кафедры фармакологии и клинической фармакологии ДВГМУ.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.