Научная статья на тему 'Разработка рамных узлов стальных конструкций с учетом пластических деформаций'

Разработка рамных узлов стальных конструкций с учетом пластических деформаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
433
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ НОРМЫ РАСЧЕТА СТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / УЗЛЫ РАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ / УСТАЛОСТНАЯ ЖИВУЧЕСТЬ / МАЛОЦИКЛОВЫЕ РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ / ПОЛНАЯ РАСЧЕТНАЯ НАГРУЗКА / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ УСИЛИЙ / EUROPEAN STANDARDS / CALCULATION OF STEEL ELEMENTS / NODES OF FRAME STRUCTURES / BEARING CAPACITY / PLASTIC DEFORMATIONS / FATIGUE SURVIVABILITY / LOW-CYCLE DESIGN LOADS / FULL DESIGN LOAD / REDISTRIBUTION OF INTERNAL FORCES / FLEXIBILITY OF RIGID NODES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Трастян Н. А., Линьков Н. В.

Рассматривается возможность использования европейских норм, руководств и пособий для расчета элементов рамных узлов конструкций стальных каркасов по критериям, которые не нашли на сегодняшний день отражения в российских нормативных документах. Численными методами произведен анализ несущей способности рамных узлов при различных комбинациях продольных усилий и изгибающих моментов. Рассматривается образование в элементах рамных узлов стальных конструкций остаточных пластических деформаций. Расчет узлов выполнялся по нормам ЕN и РФ, а так же с применением программного комплекса «ANSYS». Выполнен сравнительный анализ результатов расчета по европейским и российским нормам. Ставится вопрос о необходимости дальнейших численных исследований работы стальных рамных узлов, в том числе с проведением натурных испытаний, а так же выработки новых методик расчета рамных узлов с учетом пластических деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of steel framework frames with regard to plastic deformations

The possibility of using European standards, manuals and manuals for the calculation of elements of nodes of frame structures according to criteria that have not been reflected in Russian standards today is being considered. Numerical methods have been used to analyze the bearing capacity of frame nodes for various combinations of longitudinal forces and bending moments. The formation of residual plastic deformations in the elements of the nodes of the frame structures is considered. The nodes were calculated using the ANSYS software package, and a comparative analysis of the calculation results according to European and Russian standards was performed based on the results of the calculation. The question is raised about the need for further numerical studies of the work of steel frame assemblies, including the conduct of field tests, as well as the development of new methods for calculating frame assemblies with regard to plastic deformations. As a result of the calculations and calculations, the need to take into account the fatigue survivability of steel frame assemblies is established, which is associated with the probability of the occurrence of full design loads for the design life

Текст научной работы на тему «Разработка рамных узлов стальных конструкций с учетом пластических деформаций»

Разработка рамных узлов стальных конструкций с учетом

пластических деформаций

1 2 Н.А. Трастьян , Н.В.Линьков

2

2

1 ООО "СтальПроект ", 'Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет (НИУМГСУ)

Аннотация: Рассматривается возможность использования европейских норм, руководств и пособий для расчета элементов рамных узлов конструкций стальных каркасов по критериям, которые не нашли на сегодняшний день отражения в российских нормативных документах. Численными методами произведен анализ несущей способности рамных узлов при различных комбинациях продольных усилий и изгибающих моментов. Рассматривается образование в элементах рамных узлов стальных конструкций остаточных пластических деформаций. Расчет узлов выполнялся по нормам EN и РФ, а так же с применением программного комплекса «ANSYS». Выполнен сравнительный анализ результатов расчета по европейским и российским нормам. Ставится вопрос о необходимости дальнейших численных исследований работы стальных рамных узлов, в том числе с проведением натурных испытаний, а так же выработки новых методик расчета рамных узлов с учетом пластических деформаций.

Ключевые слова: европейские нормы расчета стальных элементов, узлы рамных конструкций, несущая способность, пластические деформации, усталостная живучесть, малоцикловые расчетные нагрузки, полная расчетная нагрузка, перераспределение внутренних усилий, податливость жестких узлов.

Сталь обладает разнообразными свойствами и определенными специфическими особенностями, которые требуется учитывать, для того что извлекать максимальное число преимуществ от ее применения в строительной отрасли. Это определяет в целом проект сооружения - характер конструкции каркаса. В связи со строительством таких объектов-гигантов, как Ямал СПГ и Амурский ГПЗ, на фоне проектирования и возведения малоэтажных зданий с применением стальных конструкций [1], возникает необходимость развития методов расчета рамных узлов стальных каркасов, выполненных по рамной и рамно-связевой схеме с применением опыта, полученного международной практикой в стальном строительстве [2], в т.ч. применение упрощенных конструкций стальных узлов в любом сочетании сечений сопрягаемых колонн и балок. Применение полужестких узлов при расчете рам и связанное с этим перераспределение внутренних усилий в

элементах каркаса приводит к снижению веса всего металлокаркаса на 1214% [3] за счет учета податливости жестких узлов.

Цель исследования состояла в применении европейских норм и руководств [4, 5] для расчета конструктивных элементов рамных узлов по критериям, не отраженным в российских нормативных документах. Выполнен расчет узлов и проведен сравнительный анализ результатов расчета по европейским и российским нормам и руководствам. Численными методами в программном комплексе ANSYS проведен поиск зон риска и неиспользованных резервов несущей способности рамных узлов при различных комбинациях продольных усилий и изгибающих моментов, в частности получены значения остаточных пластических деформаций в узлах. Ведется поиск и выработка практических рекомендаций для применения серии рамных узлов как для европейской, так и для российской практики стального строительства. Рассмотрено образование в элементах рамных узлов остаточных пластических деформаций. Пластическая работа полужестких узлов имеет крайне важное значение и рассмотрена в ряде отечественных [6, 7] и зарубежных исследований [8, 9].

hK Sf Sf а - а

Рис. 1. Рамный узел из европейской практики

Были выполнены аналитическим по Европейским и Российским нормам и численным в программном комплексе ANSYS методами расчет рамного узла по схеме, представленной на рис. 1 при следующих типоразмерах основных элементов: ригель - двутавр 80Ш2, колонна - двутавр 40К3 по СТО АСЧМ 20-93, болты - M27 сталь 40X, с преднапряжением Pb = 244кН. Для обеспечения достоверности результатов расчета узлов в программном комплексе ANS YS были приняты: фактические диаграммы растяжения материала для стали С345 на основании инженерной диаграммы растяжения, приведенной в СП16.13330.2017; для высокопрочных болтов и сварочного материала были применены билинейные диаграммы расширения стали с упрочнением. Коэфициент трения принят ц=0,3.

Вычисления, выполненные по нормативным документам показали, что расчетная несущая способность рамного узла [10], определенная по по нормам Российской федерации составила МРФ=1093 кН*м, по Еврокодам -Ме=1492 кН*м, т.е. на 36% больше. Данный результат объясняется допущением локальных пластических деформаций в 5% (EN 1993-1-5 приложение C параграф C.8 примечание 1). Под максимально допустимой для российских норм нагрузкой локальные пластические деформации не превышают условного предела упругости с остаточными деформациями s=0,2%. Это показывает, что несущая способность рамных узлов в европейских нормах увеличена за счет условного снижения усталостной живучести. Данный факт требует более подробного обоснования и выявления необходимого и достаточного уровня усталостной живучести стальных рамных узлов, т.к. остаточные деформации 5% могут привести во многих случаях к ускоренному разрушению узла даже при малоцикловых расчетных нагрузках.

Вычисления, выполненные в программном комплексе ANSYS (рис. 2) показывают, что в рамном узле имеется значительный резерв несущей

:

способности, который может быть выявлен за счет применения фактических диаграмм деформации металла. Результаты показывают, что при нагрузке, допускаемой отечественными нормами при М=1093 кН*м, остаточные деформации составляют в = 0,089% для пластин и 0,027% для болтов. При нагрузке, допускаемой еврокодами при М=1492кН*м, остаточные деформации составляют в = 0,092% для пластин и 0,029% для болтов. а.

в.

С; М* пи ЕМ

№4.1*100-1.1 Ьфгмйош ЕРИ 1*100

№.02.201 В1436

М2Ш1ГМЫ

(ШйЭД

П. 023476

(Ш0№

0.01625?

Й. 01565

С.ОПЗМЗ

мотои олт®

С.КН6КИ 11 М"|

программном комплексе ANSYS:

а) Общие эквивалентные напряжения в элементах узла; б) Остаточные пластические деформации в полке колонны, в) Остаточные пластические деформации в высокопрочных болта

На основании выполненных расчетов сделаны следующие выводы.

1. Расчеты в программном комплексе ANS YS с учетом фактических диаграмм работы металла элементов и соединений показывают значительные отличия от результатов, полученных с применением диаграмм растяжения стали по Прандтлю и билинейных с упрочнением для основного и сварочного материала.

2. Требуются дальнейшие численные исследования выявленных резервов в работе стальных рамных узлов и натурные испытания для определения фактической работы и выработки новых методик расчета рамных узлов с учетом пластических деформаций.

3. Необходим учет усталостной живучести стальных рамных узлов, что связано с вероятностью возникновения полных расчетных нагрузок за проектный срок эксплуатации.

Литература

1. Туснин А. Р., Вараксин П. А. Типовой стальной каркас пятиэтажного здания // Промышленное и гражданское строительство. 2018. № 10. C. 45-49.

2. Harrell T.J., Pinon J.P., Shane C.D. State College, Pennsylvania, 2016. pp.12-28.

3. Бесалаев Н.А. Проектирование многоэтажных зданий с металлическим каркасом для повышения их сопротивления прогрессирующему обрушению // Инженерный вестник Дона, 2018, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5316.

4. BS EN 1993-1-8: Eurocode 3: Design of steel structures. Design of joints. BSI, 2005. 133 p.

5. Joints in Steel Construction. Moment-resisting Joints to Eurocode 3. Steel Construction Institute. 2013. 163 p.

6. Туснина В.М. Податливые соединения стальных балок с колоннами // Инженерно-строительный журнал. 2017. № 5(73). С. 25-39.

7. Гранкина Д.В., Иванов Н.В., Современные конструктивные решения высотных зданий на примере строительства Лахта Центра // Инженерный вестник Дона, 2018 №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5290.

8. Harrell T. J., Pinon J. P., Shane C. D. Building enclosure design for modular construction. 3rd Residential building design and construction conference (March 2-3, 2016). State College, Pennsylvania, pp. 12-28.

9. Haapio, Jaakko & Heinisuo, M. (2010). Minimum cost steel beam using semi-rigid joints. Journal of Structural Mechanics. 43. pр.1-11.

10. Харт Ф., Хенн В., Зонтаг Х. Атлас стальных конструкций. Многоэтажные здания. М.: Стройиздат, 1977. 351 с.

References

1. Tusnin A. R.. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo № 10. 2018 pp. 4549.

2. Harrell T.J., Pinon J.P., Shane C.D. State College, Pennsylvania, 2016. pp.1228.

3. Besalaev N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5316.

4. BS EN 1993-1-8:Eurocode 3: Design of steel structures. Design of joints. BSI, 2005. 133 p.

5. Joints in Steel Construction. Moment-resisting Joints to Eurocode 3. Steel Construction Institute. 2013. 163 p.

6. Tusnina V.M. Podatlivye soedinenija stal'nyh balok s kolonnami. Inzhenerno-stroitel'nyj zhurnal. 2017. № 5 (73). pp. 25-39.

7. D.V. Grankina, N.V. Ivanov. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2018, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5290.

8. Harrell T.J., Pinon J.P., Shane C.D. State College, Pennsylvania, 2016. pp.1228.

9. Haapio, Jaakko & Heinisuo, M. (2010). Minimum cost steel beam using semirigid joints. Journal of Structural Mechanics. 43. pp.1-11.

10. Hart F., Henn V., Sontag H. Atlas stal'nyh konstrukcij. Mnogoehtazhnye zdaniya. [Atlas of steel structures. High-rise buildings]. M.: stroiizdat, 1977. 351 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.