Научная статья на тему 'Разработка психолого-педагогической модели прогнозирования профессиональной мобильности учащейся молодежи в изменяющихся условиях рынка труда'

Разработка психолого-педагогической модели прогнозирования профессиональной мобильности учащейся молодежи в изменяющихся условиях рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА / КАРЬЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манухина Светлана Юрьевна, Палт Екатерина Александровна

Создание и разработка психолого-педагогической модели прогнозирования профессиональной мобильности молодежи в изменяющихся условиях рынка труда подразумевает анализ сложившихся принципов и основных аспектов традиционных подходов к оценке и прогнозированию профессиональной мобильности. Авторами подчеркивается необходимость пересмотра, их дополнения и модификации под современные запросы изменяющейся образовательной и рыночной среды. Так, особо актуальными для решения этих задач представляются комплексные подходы, позволяющие провести анализ причин профессионального выбора молодежи и позволить выстроить прогностическую картину профессиональной мобильности подрастающего поколения. Для создания максимально развернутой модели и получения достоверных прогностических результатов по исследуемой тематике необходимо учитывать подходы, разработанные в разных областях знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манухина Светлана Юрьевна, Палт Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MODEL PREDICTING PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS IN A CHANGING LABOR MARKET

Creation and development of psycho-pedagogical models predicting occupational mobility of young people in a changing labor market implies examining existing principles and fundamental aspects of traditional approaches to assessment and prediction of occupational mobility. The authors emphasize the need to revise, supplement and their modification requests for modern education and changing market environment. Thus, particularly relevant to the solution of these problems are presented comprehensive approaches to analyze the causes of occupational choice and allow young people to build a predictive picture of occupational mobility of the younger generation. To create the most deployed model and to obtain reliable results from the study of prognostic category, consider the approaches developed in different areas of knowledge.

Текст научной работы на тему «Разработка психолого-педагогической модели прогнозирования профессиональной мобильности учащейся молодежи в изменяющихся условиях рынка труда»

УДК 159.9.072

С.Ю. Манухина РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Е.А. Палт МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА

Аннотация. Создание и разработка психолого-педагогической модели прогнозирования профессиональной мобильности молодежи в изменяющихся условиях рынка труда подразумевает анализ сложившихся принципов и основных аспектов традиционных подходов к оценке и прогнозированию профессиональной мобильности. Авторами подчеркивается необходимость пересмотра, их дополнения и модификации под современные запросы изменяющейся образовательной и рыночной среды. Так, особо актуальными для решения этих задач представляются комплексные подходы, позволяющие провести анализ причин профессионального выбора молодежи и позволить выстроить прогностическую картину профессиональной мобильности подрастающего поколения. Для создания максимально развернутой модели и получения достоверных прогностических результатов по исследуемой тематике необходимо учитывать подходы, разработанные в разных областях знания.

Ключевые слова: психолого-педагогическая модель, профессиональная мобильность, психологическая помощь и поддержка, карьерное планирование, прогностические факторы.

DEVELOPMENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MODEL PREDICTING PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS IN A CHANGING LABOR MARKET

Annotation. Creation and development of psycho-pedagogical models predicting occupational mobility of young people in a changing labor market implies examining existing principles and fundamental aspects of traditional approaches to assessment and prediction of occupational mobility. The authors emphasize the need to revise, supplement and their modification requests for modern education and changing market environment. Thus, particularly relevant to the solution of these problems are presented comprehensive approaches to analyze the causes of occupational choice and allow young people to build a predictive picture of occupational mobility of the younger generation. To create the most deployed model and to obtain reliable results from the study of prognostic category, consider the approaches developed in different areas of knowledge.

Keywords: psychological model, professional mobility, psychological assistance and support, career planning, prognostic factors.

Одним из лозунгов современного образования можно назвать тезис «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь». Непрерывное образование, тесные связи между школой, вузом и будущим предприятием становятся во главу угла современных педагогических технологий. В этих условиях профессиональное самоопределение также обретает форму непрерывного процесса. Оно перестает быть «одноразовым» процессом», направленным на выбор профессии и вуза. В этой связи можно говорить о присутствии в жизни ученика, абитуриента и студента двух кульминаций социально-профессионального самоопределения: при поступлении в вуз и при поиске первой работы по специальности в течение обучения в вузе. Грандиозной задачей обучения студентов последних курсов во многом становится формирование у студентов внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию своего профессионального и социального развития.

В период социально-экономических трансформаций вопрос прогнозирования профессиональной мобильности подрастающего поколения стоит особенно остро. Вводятся новые принципы и мо-

Svetlana Manuhina Ekaterina Palt

© Манухина С.Ю., Палт Е.А., 2014

дели обучения, но пока остается большой разрыв между запросами рынка труда и знаниями, умениями и навыками, которые предоставляет традиционная образовательная система. Решение об открытии профильных классов большинством школ принимается на основе престижности профессиональных направлений обучения среди абитуриентов. Вузы, в свою очередь, предоставляют план набора студентов, опять же ориентируясь на запросы абитуриентов и престижность специальностей. Вся система образования перестраивается на основе запроса со стороны абитуриентов (и их родителей). Рынок труда преобразуется за те 5-10 лет, в течение которых молодой человек получает образование по выбранному направлению, основываясь на престиже специальности 10-ти летней давности. Парадокс заключается в том, что в итоге выпускники самых конкурсных специальностей в значительно большем процентном количестве случаев оказываются невостребованными на рынке труда. Они вынуждены получать другую специальность или идти работать не по своему профессиональному профилю. Так, данные статистического исследования показывают, что только 5 % выпускников направления «Антикризисное управление» идут работать по своей прямой специальности; выпускники направления «Международная экономика» - 7,5 %; «Государственное и муниципальное управление» - 9 % выпускников. В то время как конкурс на эти специальности достигает 60-70 человек на место, а в некоторых вузах и выше.

Для того чтобы быть конкурентоспособным и востребованным, современному выпускнику необходимо быть гибким, целеустремленным, обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств - быть профессионально-мобильным. Современные подростки сильно отличаются от тех, которые учились 50, 20 и 10 лет назад. Формирование их мировоззрения складывается в качественно иной социальной и ментальной среде. Для того чтобы понимать, как и зачем они должны тратить время на обучение сейчас, у них должно быть актуализировано представление о своем будущем социально-профессиональном пути. Уже сейчас их обучение должно быть направлено на развитие способности и готовности личности быстро определять сферу недостающих знаний, выбирать направление их поиска, овладевать ими и использовать на практике - психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на формирование особого ценностно-смыслового базиса ученика. Успех профессионального образования, прежде всего, определяется тем, насколько вчерашний выпускник способен применять его и использовать в своей профессиональной области, насколько он гибко реагирует на требования изменяющихся условий среды.

Основным социальным заказом в период активного развития современного отечественного образования становится принцип инновационности, который обеспечивает высокий уровень подготовки молодых специалистов и вводит в повседневную образовательную практику новые современные критерии формирования личности профессионала. Профессиональная мобильность современного специалиста по мнению многих авторов становится одним из педагогических условий создания инновационного пространства образовательного учреждения. Именно поэтому данный феномен стал предметом исследования в социологии, истории, педагогике и психологии. Таким образом, профессиональная мобильность современного специалиста является важнейшим условием развития личности конкретного индивида и общества в целом.

Первыми работами, описывающими феномен мобильности населения, можно считать труды классиков социологии [5; 7] П. Сорокина, Э. Дюркгейма, М. Вебера, в которых профессиональная мобильность рассматривалась как социальное явление, определенный функциональный процесс перемещения групп граждан в пространстве или внутри различных слоев общества. Поскольку в процессе языкового, культурного, профессионального перемещения происходит смена профессионального и социального статуса индивида, то основной задачей высшего профессионального образования становится формирование и развитие особой социальной компетенции - умению и готовности быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим и профессиональным условиям и содержанию

профессиональной деятельности, заинтересованность в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Таким образом, в рамках данного подхода мобильность населения выступает определенным инструментом для приобретения мультикультурных навыков и подготовки студентов к работе в международной профессиональной среде. В нашем исследовании одной из ключевых тем является анализ современных психолого-педагогических факторов, оказывающих влияние на профессиональную идентичность молодежи. Планируется разработать современную модель, позволяющую прогнозировать данные психолого-педагогических и социально-экономических факторов современной России.

Теоретические исследования академической мобильности студентов в свете реализации положений Болонского процесса, а также в контексте интернационализации и глобализации высшего образования были представлены в работах В.И. Байденко [3; 4], В.Б. Касевича, Г.И. Лукичева, A.B. Петрова, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова и др. Авторы данного подхода рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования. Наше исследование дополняет данные подходы, изучая не только целевую установку высшего образования, но и требования современного работодателя к выпускнику вузов. В рамках научно-педагогического подхода, представленного в работах Л. Амировой [1], А.А. Гераськовой [5], М.А. Ставрук [12], профессиональная мобильность рассматривается в тесной связи с понятием академической мобильности. В рамках данного подхода мобильность субъекта является необходимым ключевым навыком как студента, так и педагога. Н.В. Семин, Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук [2; 11] в своих работах обращаются к понятию академической мобильности. О. А. Кипина [10] подчеркивает психологическую составляющую данного феномена, уделяя внимание готовности студентов и преподавателей к саморазвитию и самоконструированию. Данная идея отражается в позиции Л.В. Горюновой [3], которая обращает внимание на важность умения принимать самостоятельные, нестандартные решения, а не только способность менять род деятельности. Э.Ф. Зеер [8; 9] выделяет различные психолого-педагогические характеристики мобильной личности и развивает технологии развития профессиональной мобильности. Таким образом, педагогический подход тесно связан и с личностно-психологическим анализом феномена мобильности, описывающий проблему мобильности как инструмент развития личности и способ самореализации индивидуума, формирования определенных личностных качеств. Важным направлением нашего исследования мы видим в выявлении прогностических факторов, позволяющих оценить осознанность профессионального выбора и возможность как следовать, так и корректировать его.

В рамках компетентностного подхода [1; 3; 6; 8; 9; 11] выделяют несколько ключевых компетенций, составляющих профессиональную мобильность специалиста, таких как 1) социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие социализацию индивида в современном обществе, формирование готовности к работе в новых условиях; 2) образовательные компетенции, определяющие готовность субъекта к системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии; 3) общенаучные компетенции обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности; 4) ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, описывающие готовность личности действовать ради гуманистических, общечеловеческих ценностей. Вместе с исследованием компетенций предполагаемое исследование будет направлено на создание модели подготовки подрастающего поколения к осознанному профессиональному выбору. Особенно это актуально в связи с изменяющимися стандартами в российском образовании. В дальнейшей работе представителям образовательной и кадровой политики предстоит учитывать основные приоритеты государственной политики в области образования, значимые для проводимых исследований, отраженные как в

новых нормативных актах (Закон об образовании, новое поколение Федеральных образовательных стандартов), так и Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 гг. Так, Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования в основной и старшей школе по-новому трактуется роль педагогической поддержки помощи подростку в проектировании послешкольного будущего. В отношении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи стандарты характеризуются современной трактовкой требований к результатам освоения и структуре основных образовательных программ, а также условиям их реализации, определенным ФГОС. В основной школе с позиции личностных результатов освоения молодыми людьми основной образовательной программы ФГОС указывает на необходимость формирования у них «готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, <...> способности строить жизненные планы» - способность быть активными, гибкими и профессионально-мобильными. Мы рассматриваем мобильность субъектов педагогического процесса как определенный механизм перехода от классической идеи «образование на всю жизнь» к идее «образование через всю жизнь», охватывающее весь жизненный путь человека и включающий в себя как формальные (школа, вуз, курсы повышения квалификации), так и новые формы обучения, саморазвитие и ассимиляцию новых достижений общества.

Создание модели психолого-педагогического прогнозирования профессиональной мобильности молодежи позволит пересмотреть принципы воспитания и социально-культурного развития подрастающего поколения. Ориентация на долгосрочные прогнозы позволит выстроить систему, которая могла бы выполнять управляющую, регулирующую, мотивационную и развивающую функции. В данном исследовании авторами разрабатывается психолого-педагогическая модель прогнозирования профессиональной мобильности будущих выпускников средних и высших учебных заведений. В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей проблема ценностных ориентации личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие личности. В этой связи особое значение в исследовании придается выявлению не только ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения, но и выявлению прогностических факторов, оказывающих воздействие на социально-культурное развитие молодежи, формирование ценностно-смысловой сферы, профессиональной идентичности, ведь от того, какие ценностные и профессиональные ориентиры сформированы у подрастающего поколения, зависит успешность выполнения ими своих профессиональных задач, возможность творческой реализации своего жизненного пути. Предполагается создание развернутой прогностической модели, включающей учет психолого-педагогических факторов, оказывающих влияние на профессиональную идентичность молодежи, социально-культурных и преобразований запросов рынка труда.

В исследовании планируется описать прогностические факторы, позволяющие выявить зрелость выбранного профессионального пути и возможность как следовать, так и корректировать его в зависимости от изменений в социально-экономической жизни страны. Необходимо отметить, что в исследовании будут выявлены как предпочитаемые специальности современного подрастающего поколения, так и сделан анализ причин и последствий данного выбора. Авторы рассматривают предпочитаемые специальности как с точки зрения школьников и студентов, то есть, будущего работающего поколения, так и представления родителей (текущего работающего поколения) и их видения перспектив социально-экономического развития России. Предполагается выделение критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения подрастающего поколения в изменяющихся условиях рынка труда, так, как показывает практика, возможность мобильности зачастую связана с возможностью получить психологическую консультацию у специалиста.

Библиографический список

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л. А. Амирова. - Уфа: Восточный университет, 2006.

2. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. - М., 2006.

4. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

5. Гераськова А.А. Социальная мобильность специалистов в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Читинской области: автореф. дис. ... канд. социол. наук / А.А. Гераськова. - Улан-Удэ, 2000.

6. Горюнова Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Сборник научных трудов «Естествознание и гуманизм». - 2005. - Т. 2, Вып. 5.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1990. -575 с.

8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2005. - № 1(37). - С. 5-12.

9. Зеер Э.Ф. Профессиональная мобильность как фактор реализации образовательных инноваций // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5.

10. Кипина О.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Ишим, 2009.

11. Семин Н.В. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение / Н.В. Семин [и др.]. - МГУ, 2007.

12. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: автореферат дис. ... канд. пед наук. - Сургут, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.