Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИНЬ УНИВЕРСИТЕТА ВЬЕТНАМА'

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИНЬ УНИВЕРСИТЕТА ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / TEACHING SKILLS / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПРОГРАММА / PROGRAM / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ВИНЬ УНИВЕРСИТЕТ / VINH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лам Куок Фан

Для повышения качества обучения регулярным педагогическим навыкам (ОРПН) и качества формирования навыков студентов специальности начального образования необходимо обновлять программу обучения. Первостепенной задачей является разработка программы ОРПН с конкретными целями и содержанием. Для этого в качестве основы необходима научная теория о начальных педагогических навыках и проведение соответствующего тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИНЬ УНИВЕРСИТЕТА ВЬЕТНАМА»

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИНЬ

УНИВЕРСИТЕТА ВЬЕТНАМА

Лам Куок Фан ©

Доктор наук, заместитель декана по образованию Винь Университет, г. Винь, Вьетнам

Аннотация

Для повышения качества обучения регулярным педагогическим навыкам (ОРПН) и качества формирования навыков студентов специальности начального образования необходимо обновлять программу обучения. Первостепенной задачей является разработка программы ОРПН с конкретными целями и содержанием. Для этого в качестве основы необходима научная теория о начальных педагогических навыках и проведение соответствующего тестирования.

Ключевые слова: студенты, начальное образование, педагогические навыки, качество, программа, обучение, Винь университет.

Keywords: students, preschool education, teaching skills, quality, program, teaching, Vinh University.

1. Основы теории разработки программы ОРПН

На основе теории психологии деятельности мы определили другие подходы к проблеме, основанные на знании навыков. В соответствии с этим навыки могут разделяться на две основные категории: опытные и теоретические. Опытными навыками являются опытные знания, образные старые модели поведения для решения новых ситуаций. Однако ввиду отсутствия универсальности результат не может быть достоверным. Теоретические навыки формируются на основе научных знаний, сущность которых является универсальная модель действий. Поэтому обеспечивается достоверный результат при решении новых ситуаций. Для каждого типа навыков имеется собственный путь формирования. Опытные навыки формируются путем практического обучения - непосредственными и повторными действиями. Теоретические навыки формируются путем изучения теории, применения научных знаний для решения конкретных различных ситуаций [4,17].

Исходя из вышесказанного мы определили, что педагогические навыки имеют две категории с двумя различными путями формирования: теоретическим и опытным. Теоретические педагогические навыки позволяют студентам и преподавателям обладать развивать способность адаптации к разнообразным педагогическим ситуациям при условии непрерывного обновления школы [1,5]. В процессе проектирования содержания, процедуры обучения профессиональным навыкам для студентов специальности начального образования мы обращаем внимание на следующие основные вопросы:

- формирование педагогических навыков является результатом взаимодействия множества различных факторов: базовые системы знаний, системы действия и умений, методы и средства обучения, содержание, процесс обучения, психо-физиологических характеристик, присущих отдельным студентам;

- организация процесса формирования педагогических навыков студентов основана на: профессиональной педагогической практике; правилах формирования навыков, научных

© Лам Куок Фан, 2016 г.

достижениях о связи между навыками и другими психическими факторами, такими как: знания, техника, умение, характеристики педагогической профессии, университетская дидактика, правила и положения Министерства образования и профессиональной подготовки, учебный процесс Винь университета [5,28];

- процесс формирования педагогических навыков на основе теории обычно проходит через следующие этапы: формирование универсального действия в соответствеии с профессиональным знанием для решения ряда ситуаций подобного характера; анализ конкретного сценария, перевод этого сценария на ряд ситуаций, выбор соответствующих действий для решения; анализ реальной педагогической ситуации, выбор и использование универсального действия для успешного решения;

- пути формирования педагогических навыков студентов: учебная деятельность, другие виды деятельности, профессиональная педагогическая практика [3,123];

- кроме общего характера педагогические навыки в начальных классах имеют свои особенности в связи с особым характером начального образования: субъект и объект, роль учителей начальных классов в процессе обучения и воспитания;

- формирование педагогических навыков учителей начальных классов проходит три основных периода: 1. Период до образования. 2. Период образования содержит три стадии: а) Стадия аудиторного обучения; б) Стадия обучения в процессе педагогической деятельности. Но следует отметить, что самой главной является процесс ОРПН с формированием основных педагогических навыков для выполнения задач учителей начальных классов; в) Стадия педагогической практики: переоценка полученных результатов, укрепление и совершенствование системы профессионального умения. 3. Период завершения формирования профессионального умения во время реальной педагогической деятельности начального образования.

2. Разработка программы ОРПН в условиях кредитной системы

2.1. Программа ОРПН для студентов специальности начального образования создана, протестирована и реализована во время реальной годовой учебной системы образования в Винь университете. С 2010 года Винь университет переходил на кредитную систему образования. Таким образом, программа ОРПН также должна быть разработана, чтобы соответствовать новой системе образования. Исследовательская группа скорректировала программу, в особенности срок обучения, и конкретизировала некоторые аспекты содержания. В частности, новая программа по-прежнему является модулем, но преобразованным в четыре подмодуля, реализованных в четырех семестрах (2,4,6,7). Каждый модуль соответствует одному кредиту и имеет цель, конкретные требования, заключающиеся в следующем:

2.1.1. Подмодуль 1.

Знание: применять знания, полученные в области психологии, психологии начального образования и педагогического анализа, высшей математики, вьетнамского языка, литературы, обществознания для анализа обучения и образования обучающихся начальных классов.

Формирование навыков: педагогический анализ применяет некоторые способы исследования для ознакомления с психологией школьников начальных классов, индивидуальные замечания учителей, оценку; ознакомление с характером речи школьников; ознакомление с обучением предметов на практике: математики, вьетнамского языка, естественными и социально-гуманитарными предметами в начальных классах.

Отношение: формирование позитивного отношения к практической деятельности, связанной с отношением к школе, обучающимся и учителям; тесное сотрудничество, энтузиазм в групповой деятельности; серьезность при осуществлении научно-практических мероприятий [2,34].

2.1.2. Подмодуль 2.

Знание: применение знаний, полученных в области педагогики, педагогики начального образования и оценки результатов обучения, физиологии детей, предметов на выбор (вьетнамский язык, математика, литература) в педагогической деятельности начальных классов на практике.

Навыки: повышение уровня навыков, сформированных в подмодуле 1, навыков слушания, говорения, чтения и писания; формирование навыков: организации образовательных мероприятий школьников начальных классов, воспитания школьников; оценка деятельности обучения в начальной школе; анализ содержания учебников по математике и вьетнамскому языку в начальном образовании.

Отношение: положительное отношение к педагогике.

2.1.3. Подмодуль 3:

Знание: применение полученных знаний по способам обучения вьетнамскому языку, музыке, этике; предмет на выбо (способ обучения вьетнамскому языку) в процессе обучения в начальной школе.

Навыки: формирование навыков ознакомления с психологией обучающихся начальных классов, педагогического анализа, обучения и воспитания обучающихся начальных классов; формирование навыков обучения дисциплинам: вьетнамскому языку, этике, музыке. анализу программы обучения, оценке учебных часов, созданию лекций, преподаванию, организации внеклассной деятельности, занятий с отстающими обучающимися, выявлению и развитию талантливых обучающихся; практике и повышению уровня сформированности навыков слушания, говорения, чтения и письма.

Отношение: формирование положительного отношения к педагогике начального образования.

2.1.4. Подмодуль 4:

Знание: применение полученных в модуле знаний: способы обучения математике, способы обучения естественным и социально-гуманитарным предметам, технике и способам обучения ремеслу, изобразительному искусству, деятельности Молодой пионерской организации Хо Ши Мина в процессе обучения в начальной школе.

Навыки: формирование навыков планирования и выполнения плана, педагогического анализа, обучения в начальных классах, формирование навыков обучения и изучения предметов: математики, естественных и социально-гуманитарных предметов, технике ремесла, изобразительному искусству, включая анализ программы обучения, оценку учебных часов, проектирование лекций, преподавание, организацию внеклассной деятельности, занятия с отстающими учениками, выявление и развитие талантливых школьников; формирование навыков организации деятельности молодежи и юных артистов.

Отношение: формирование положительного отношения к педагогике начального образования [6, 45].

Новая программа разработана на основе логики общего учебного плана и реального образования по кредитной системе специальности начального образования университета Винь в соответствии с правилами овладения знаниями, формирования навыков студентов и условиями организации деятельности обучения педагогическим навыкам. По продолжительности модуль состоит с четырех подмодулей, соответствующих четырем кредитам. Таким образом, студенты могут быстро пройти обучение, окончить университет досрочно, учиться на второй специальности или самостоятельно планировать расписание обучения, соответствующее своему личному плану. Условия обучения подмодулям зависят от теоретических курсов, которые накопили студенты. Наполнение групп подмодулям невелико (около 10 студентов) в связи с персонализированным процессом обучения студентов сегодня. Студенты могут посещать занятия в своей группе, а не ждать, когда сформируется группа из 40-50 студентов, как это было раньше.

В рамках подмодуля у студентов происходит взаимодействие между индивидуальной и групповой деятельностью, между теоретическими учебными модулями, практическими, самостоятельной учебной деятельностью в домашних условиях и на школьных мероприятиях. Таким образом, срок практики в начальной школе по каждому подмодулю длится 5 недель, 2 дня в неделю. Это согласуется с фактическим осуществлением обучения в течение 5 недель за каждый семестр в университете Винь. Тем не менее, эта программа до сих пор имеет некоторые недостатки, такие как: привязка к фиксированному времени учебного года, отсутствие условий, максимально способствующих для автономии и самообучению каждого студента.

2.2. Развитие программы ОРПН для студентов специальности начального образования в соответствии с подходом CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate).

В настоящее время университет Винь реализует инновационную учебную программу в соответствии с подходом CDIO. Таким образом, учебная программа должна быть полностью переработана. Процесс ОРПН для студентов специальности начального образования должен в дальнейшем развиваться в соответствии с новой учебной программой и преодолеть недостатки текущего. Разработка этой программы реализуется в следующих направлениях: цель и основное содержание модуля остаются такими же, но подмодули будут построены по группам учебных дисциплин: основной, базовый и специализированный. В каждом подмодуле темы будут соответствовать конкретным дисциплинам. Это позволит студентам приобретать знания в более короткие сроки в соответствии с новой учебной программой и условиями обучения каждого конкретного студента [8]. Новая программа состоит из четырех подмодулей, продолжительность которых соответствует одному кредиту с конкретным содержанием:

2.2.1. Подмодуль 1 включает в себя темы, соответствующие следующим модулям: психология, педагогика, введение в педагогику, психология обучения детей, начальное образование и научные методы исследования образования.

2.2.2. Подмодуль 2 включает в себя темы, соответствующие содержанию следующих модулей: итература, вьетнамский язык, разработка программы начального образования.

2.2.3. Подмодуль 3 включает в себя темы, соответствующие содержанию таких модулей, как математика, природоведение, обществознание, изобразительное искусство.

2.2.4. Подмодуль 4 включает в себя темы, соответствующие содержанию следующих модулей: способы обучения естественно - социальным предметам, организация творческой деятельности для обучающихся начальных классов, способы обучения специальным предметам первой группы (музыка, искусство), способы обучения специальным предметам второй группы (гимнастика, спорт, рукоделие, техника), способы обучения вьетнамскому языку, математике в начальном образовании [7].

2.3. Разработка программы ОРПН других специальностей

На основании результатов, полученных при формировании и развитии программы ОРПН в начальной педагогике, мы применяли эту модель при разработке программы ОРПН для других специальностей в университете Винь. В том числе, программа специальности Дошкольное образование была разработана на основе ОРПН. Студенты, получившие образование в рамках этой программы, были положительно оценены дошкольными учреждениями. Выпускники специальности Управление образованием также разработали и эффективно используют программу ОРПН для своих студентов.

Вывод

Результаты, полученные в ходе создания и развития программы ОРПН с целью формирования профессиональных навыков для студентов начального дошкольного образования университета Винь показывают: определение содержания и формирование научно-эффективного технического процесса является фундаментальным для повышения эффективности и качества подготовки студентов педагогических специальностей. Таким

образом, следует определить содержание и уровень профессиональных навыков, установить взаимосвязь между профессиональными знаниями и навыками соответственно, объяснить процесс формирования профессиональных навыков в учебной деятельности обучения студентов для каждого конкретного задания и выполнять упражнения на регулярной основе параллельно с теоретическим процессом обучения.

Литература

1. Phan Quoc Lam, Kinh nghiem to chuc thuc hanh phan tarn ly hoc sinh tieu hoc cua sinh vien nganh Giao due tieu hoc, Tap chi Giao duc, so dac biet thang 11/2005.

2. Phan Quoc Lam,To chuc ren luyen nghiep vu su pham thuong xuyen nham hinh thanh ki nang nghe cho sinh vien nganh Giao duc Tieu hoc truong Dai hoc Vinh, Ki yeu hoi thao khoa hoc "Nang cao chat luong dao tao giao vien tieu hoc co trinh do dai hoc", Dai hoc su pham Hue , thanh 5 nam 2006.

3. Phan Quoc Lam, Muc tieu, noi dung hoat dong ren luyen nghiep vu su pham thuong xuyen cua sinh vien nganh giao duc tieu hoc truong dai hoc Vinh, Tap chi Giao duc , so 22 thang 11/2006

4. Ho Quang Hoa, Phan Quoc Lam, Psykhologitrecki podxod k yzurenhie navuk, Sosiophera, No 4, 2012 (tr.110-112)

5. Ho Quang Hoa, Phan Quoc Lam," Elments constintute teachrs teaching skills", Innovation and modern technollogies in the education system,Materials of the IV international scientiic conferrence on February 20-21, 2014, (tr. 173-177)

6. Dai hoc vinh, 2010, Chuong trinh RLNVSPTX cua SV khoa GDTH

7. Chu Thi Thuy An, Doi moi qui trinh ren luyen ky nang nghe nghiep cho sinh vien nganh Giao duc Tieu hoc Truong Dai hoc Vinh, http://khoagiaoduc.vinhuni.edu.vn/

8. Tran Hoang Yen, Nang cao chat luong ren luyen nghiep vu su pham thuong xuyen. http://khoagiaoduc.vinhuni.edu.vn/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.