Научная статья на тему 'Разработка программы диверсификации как направление улучшения финансового состояния предприятия'

Разработка программы диверсификации как направление улучшения финансового состояния предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диверсификация / финансовое состояние / мотивы диверсификации / цели диверсификации / стратегия диверсификации / diversification / financial condition / motives for diversification / goals of diversification / strategy of diversification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Василюк, Е. В. Кузьмина

В условиях рыночных отношений повышается роль и значении анализа финансового состояния предприятии и поиска направлений его стабилизации и повышения. В данной статье рассмотрены основные теоретические вопросы разработки программы диверсификации как фактора улучшения финансового состояния предприятия. Проанализированы различные взгляды на трактовку понятия «диверсификация» и предложено свое определение. Выделены цели диверсификации в зависимости от финансового состояния предприятия. Обозначены основные стратегии диверсификации и дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE DIVERSIFICATION PROGRAM AS A DIRECTION OF IMPROVEMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE

In the conditions of market relations, the role and importance of analyzing the financial condition of the enterprise and searching for ways to stabilize and improve it increases. This article discusses the main theoretical issues of developing a diversification program as a factor for improving the financial condition of an enterprise. Various views on the interpretation of the concept of "diversification" are analyzed and their definition is proposed. The goals of diversification depending on the financial condition of the enterprise are highlighted. The main strategies of diversification are outlined and their brief characteristics are given

Текст научной работы на тему «Разработка программы диверсификации как направление улучшения финансового состояния предприятия»

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.А. Василюк, студент

Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10203

Аннотация. В условиях рыночных отношений повышается роль и значении анализа финансового состояния предприятии и поиска направлений его стабилизации и повышения. В данной статье рассмотрены основные теоретические вопросы разработки программы диверсификации как фактора улучшения финансового состояния предприятия. Проанализированы различные взгляды на трактовку понятия «диверсификация» и предложено свое определение. Выделены цели диверсификации в зависимости от финансового состояния предприятия. Обозначены основные стратегии диверсификации и дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: диверсификация, финансовое состояние, мотивы диверсификации, цели диверсификации, стратегия диверсификации.

Одна из главных проблем предприятий, развивающихся в постоянно изменяющихся условиях рыночной среды - это проблема выживаемости и обеспечения стабильного экономического и финансового состояния. Каждое предприятие решает эту проблему по-разному, в зависимости от складывающихся обстоятельств и условий функционирования, но в основе каждого управленческого решения лежит трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Одним из методов решения обозначенной проблемы является диверсификация, как эффективный способ адаптации к требованиям рынка и изменяющимся потребностям общества.

Для начала обратимся к определению понятия «диверсификация». Оно восходит к латинскому diversus - разный и facere -делать. В самом общем смысле данное понятие можно охарактеризовать как разнообразие видов деятельности хозяйствующего субъекта [1, с. 5].

Стоит отметить, что в экономической литературе встречается большое количество интерпретаций понятия «диверсификация» в связи со сложностью изучения его сущности. Отсутствие единого подхода к определению данного термина и рассмотрение его, как правило, лишь в одной сфе-

ре экономической жизни, привело к появлению различных точек зрения у зарубежных и отечественных ученых относительно трактовки диверсификации.

Наиболее ранние исследования определяют диверсификацию с точки зрения границ рынков или отраслей функционирования компании. Далее развитие теории диверсификации сосредоточилось на определении ее как процесса ведения нескольких бизнесов за счет вхождения компании в новые сферы деятельности. На современном этапе ряд ученых определяет диверсификацию как процесс проникновения предприятия в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью минимизации рисков и стабилизации денежных потоков [2].

Опираясь на вышесказанное, остановимся в нашем исследовании на следующем определении диверсификации - это процесс освоения новых сфер производственной, экономической, финансовой сферы деятельности предприятия с целью повышения его конкурентоспособности и показателей финансового состояния.

Таким образом, стратегия диверсификации в своей сущности подразумевает перераспределение внутренних ресурсов хозяйствующего субъекта между разными по типу сферами деятельности, позволяю-

щие открывать новые перспективные направления своего развития. При этом каждое предприятие самостоятельно определяет мотивы применения диверсификации. Основные из них представлены на рисунке 1.

Таким образом, если предприятие находится на уровне выживания, то в качестве приоритетных целей диверсификации будут выступать производство новых товаров (работ, услуг), повышение конкурентоспособности с целью получения прибыли. Если предприятие получает умеренную прибыль, то в приоритете становится под-

г

V

Финансовое состояние убыточных, умеренных и успешных предприятий определяет выбор и разработку различной программы диверсификации. То есть от типа финансового положения предприятия зависит успешность проведения диверсификации его деятельности.

Правильно подобранный стратегический инструмент также способствует эф-

держание ее уровня, обеспечение экономической стабильности и финансовой устойчивости. Соответственно, когда предприятие имеет высокую прибыль, кроме вышеперечисленных целей на первый план выходит освоение новых рынков и социальные цели.

Остановимся подробнее на финансовых мотивах выбора стратегии диверсификации. Цели диверсификации напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия. На рисунке 2 представлен приоритет целей диверсификации.

фективности диверсификации для повышения финансового состояния предприятия, так как этот процесс требует временных затрат, тщательного анализа и финансовых ресурсов. В зависимости от целей диверсификации выбирается тот или иной тип стратегии.

Рис. 1. Группировка мотивов выбора стратегии диверсификации

Уровень прибыльности

Ступени приоритетности

Высокая прибыль

Умеренная прибыль

Уровень выживания

Экономическая стабильность и финансо вая устойчивость. Завоевание других рынков. Социальные цели

Прибыль. Экономическая стабильность. Финансовая устойчивость

Новый товар, услуга, работа. Конкурентоспособность. Прибыль -►

Рис. 2. Приоритет целей диверсификации [3, с. 270]

Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает приобретение или разработку таких новых продуктов, которые можно продать текущим потребителям или клиентам компании. Стратегия вертикальной диверсификации предполагает движение компании «вверх или вниз» по производственной цепочке. Стратегия концентрической или связанной диверсификации означает расширение производственного портфеля за счет продуктов (или направлений бизнеса), позволяющих более эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. Конгломеративная или несвязанная диверсификация подразумевает ведение двух абсолютно независимых направлений бизнеса, которые не улучшают друг друга. Выбор правильной

стратегии способствует сохранению работоспособности и прибыли компании в нестабильных рыночных условиях.

Таким образом, диверсификация является одним из направлений повышения финансового состояния предприятия. Но принимать решение об осуществлении той или иной стратегии нужно взвешенно и планомерно. Необходимо четко обозначить цель, проанализировать временные, финансовые и иные ресурсы, факторы внутренней и внешней среды. Только в таком случае можно будет добиться снижения рисков, улучшения финансовой устойчивости, увеличения объемов прибыли и повышения рентабельности, то есть качественного развития всей деятельности хозяйствующего субъекта.

Библиографический список

1. Махнушина В.Н., Шинкевич А.Н. Эволюция понятия «диверсификация» в экономической мысли // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. - №3. -С. 5-9.

2. Пономаренко Т.В., Рейшахрит Е.И. Понятие и оценка фактора корпоративной диверсификации горной компании: теоретический аспект // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2011. - №3.

3. Орехов С.А. Корпоративное управление: учебник для академического бакалавриата // С.А. Орехов [и др.]; под общ. ред. С.А. Орехова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 312 с.

DEVELOPMENT OF THE DIVERSIFICATION PROGRAM AS A DIRECTION OF IMPROVEMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE

A.A. Vasilyuk, Student

E.V. Kuzmina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. In the conditions of market relations, the role and importance of analyzing the financial condition of the enterprise and searching for ways to stabilize and improve it increases. This article discusses the main theoretical issues of developing a diversification program as a factor for improving the financial condition of an enterprise. Various views on the interpretation of the concept of "diversification" are analyzed and their definition is proposed. The goals of diversification depending on the financial condition of the enterprise are highlighted. The main strategies of diversification are outlined and their brief characteristics are given.

Keywords: diversification, financial condition, motives for diversification, goals of diversification, strategy of diversification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.