Научная статья на тему 'Разработка прогнозной модели пассажирского транспорта'

Разработка прогнозной модели пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ / SERVICE SECTOR / PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT / ROAD TRANSPORT / FORECAST / PREDICTIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина Валентина Александровна

Прогноз сферы услуг начинают и завершают построением прогнозной модели. Естественные науки оперируют главным образом теоретическими моделями, которые основаны на существующих закономерностях окружающего мира с высоким уровнем формализации и огромными возможностями измерения с помощью вычислительной техники и программных продуктов, специально разработанных для таких целей. Причина высокий уровень математизации экономических исследований, готовность к формализации исследуемых процессов и явлений. Поэтому прогнозная модель выглядит как система таблиц, графиков, правил, и т.п. и представляет собой совокупность измеряемых показателей, которые полно отображают структуру и характер предмета исследования. Прогноз в этом случае преобразование определённых индикаторов конкретных значений заданной модели в изменённые индикаторы двух других (поисковой и нормативной). Тенденцией последних десятилетий становится развитие сферы услуг (транспортных, экономических, информационных, коммуникационных, управленческих, торговых, научных) и постепенное избавление от тяжелых вредных производств, находящихся на территории города. Это естественный процесс развития мегаполиса, в городе итак хватает перерабатывающих предприятий, которые загрязняют окружающую среду. Прогнозная модель сферы услуг это объект проводимого исследования, который формализован так, чтобы предстать в форме, которая поддаётся количественным оценкам аналитических и прогностических свойств. Прогнозная модель разрабатывается на примере наземного пассажирского транспорта города Москвы. Автомобильный пассажирский транспорт Москвы одна из наиболее значимых услуг как для населения, так и для экономики города в целом. Поэтому необходимо для дальнейшего развития данной услуги осуществлять постоянное прогнозирование будущего состояния с целью сохранения положительных тенденций и недопущения кризисных ситуаций. Разработка прогнозной модели наземного пассажирского транспорта это процесс, который включает определённые этапы. Результаты каждого этапа разработки прогнозной модели потребуют сбора статистической информации о состоянии наземного пассажирского транспорта в Москве, определения конкретных процессов функционирования транспортной системы города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подхалюзина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PREDICTIVE MODEL OF PASSENGER TRANSPORT

Building of predictive model starts and finishes the forecasting of service sector. Natural sciences operate mainly with theoretical models, which are based on the existing common factors of the surrounding world with a high level of formalization and enormous potential of measurements through computer technology and software products specifically designed for such purposes. High level of mathematization of economic research and commitment to formalization of the processes and phenomena are the reason of it. Therefore, predictive model appears as a system of tables, graphs, rules, and so forth, and is a set of measurable indicators that fully reflect the structure and nature of the research subject. Forecast in this case is transforming certain specific values of the indicators of specified model in the changed indicators of search and normative models. Development of the service sector (transport, economic, information, communication, management, trade, scientific) and gradual freedom from harmful heavy industries in the territory of the city are the trend of the last decades. This is a natural development process of the metropolis; there are enough plants in the city polluting the environment. Predictive model of service sector is the object of this study formalized in such a way as to make possible to quantitative estimate of analytical and prognostic properties. Predictive model is developed by the example of land passenger transport of Moscow. Road passenger transport in Moscow is one of the most important services for both the population and the economy of the city as a whole. Therefore it is necessary for the further development of this service to carry out continuous prediction of the future to preserve the positive trends and to prevent crisis situations. Development of a predictive model of land passenger transport is a process involving certain stages. The results of each stage of the predictive model development will require the collection of statistical information about the status of land passenger transport in Moscow, the definition of specific functioning processes of the city’s transportation system.

Текст научной работы на тему «Разработка прогнозной модели пассажирского транспорта»

УДК 338.001.36 Б01: 10.12737/212013

Разработка прогнозной модели пассажирского транспорта

Подхалюзина Валентина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и бизнес-процессов в сфере туризма и сервиса,

valya74@rambler.ru

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт туризма и сервиса (г. Люберцы), г. Люберцы, Российская Федерация

Прогноз сферы услуг начинают и завершают построением прогнозной модели. Естественные науки оперируют главным образом теоретическими моделями, которые основаны на существующих закономерностях окружающего мира с высоким уровнем формализации и огромными возможностями измерения с помощью вычислительной техники и программных продуктов, специально разработанных для таких целей. Причина - высокий уровень математизации экономических исследований, готовность к формализации исследуемых процессов и явлений. Поэтому прогнозная модель выглядит как система таблиц, графиков, правил, и т.п. и представляет собой совокупность измеряемых показателей, которые полно отображают структуру и характер предмета исследования. Прогноз в этом случае - преобразование определённых индикаторов конкретных значений заданной модели в изменённые индикаторы двух других (поисковой и нормативной). Тенденцией последних десятилетий становится развитие сферы услуг (транспортных, экономических, информационных, коммуникационных, управленческих, торговых, научных) и постепенное избавление от тяжелых вредных производств, находящихся на территории города. Это естественный процесс развития мегаполиса, в городе итак хватает перерабатывающих предприятий, которые загрязняют окружающую среду. Прогнозная модель сферы услуг - это объект проводимого исследования, который формализован так, чтобы предстать в форме, которая поддаётся количественным оценкам аналитических и прогностических свойств. Прогнозная модель разрабатывается на примере наземного пассажирского транспорта города Москвы. Автомобильный пассажирский транспорт Москвы - одна из наиболее значимых услуг как для населения, так и для экономики города в целом. Поэтому необходимо для дальнейшего развития данной услуги осуществлять постоянное прогнозирование будущего состояния с целью сохранения положительных тенденций и недопущения кризисных ситуаций. Разработка прогнозной модели наземного пассажирского транспорта - это процесс, который включает определённые этапы. Результаты каждого этапа разработки прогнозной модели потребуют сбора статистической информации о состоянии наземного пассажирского транспорта в Москве, определения конкретных процессов функционирования транспортной системы города.

Ключевые слова: сфера услуг, пассажирский транспорт, транспорт, автомобильный транспорт, прогноз, прогнозная модель

Введение

В отличие от других индустриальных городов России, экономика которых базируется на предприятиях промышленности, в структуре ВРП Москвы наибольший удельный вес занимает сфера услуг, включая торговлю топливно-энергетическими ресурсами. На втором месте находится деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями и разработками, а также информационными технологиями. Промышленность занимает третье место по объёму добавленной стоимости42.

Тенденцией последних десятилетий становится развитие сферы услуг (транспортных, экономических, информационных, коммуникационных, управленческих, торговых, научных) и постепенное избавление от тяжелых вредных производств, находящихся на территории города. Это естественный процесс развития мегаполиса, в городе итак хватает перерабатывающих предприятий, которые загрязняют окружающую среду [1].

Автомобильный пассажирский транспорт Москвы - одна из наиболее значимых услуг как для населения, так и для экономики города в целом. Поэтому необходимо для дальнейшего развития данной услуги осуществлять постоянное прогнозирование будущего состояния с целью сохранения положительных тенденций и недопущения кризисных ситуаций.

Теоретическая основа разработки прогнозной модели

Разработка прогнозной модели наземного пассажирского транспорта - это процесс, который включает определённые этапы [2]. Результаты каждого этапа разработки прогнозной модели потребуют следующих шагов:

-сбор статистической информации о состоянии наземного пассажирского транспорта в г. Москве;

-определение конкретных процессов функционирования транспортной системы г. Москвы [5].

Этапы разработки прогнозной модели наземного пассажирского транспорта г. Москвы.

Первый этап:

-выявление и формулировка цели, которую необходимо достигнуть в ходе разработки прогнозной модели;

42Отчёт правительства Москвы о социально-экономическом развитии и реализации государственных программ города Москвы в 2014 году // Департамент экономической политики и развития города Москвы. URL: http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/socio-economic-development/on-the-main-indicators-of-socio-economic-development-of-the-city-of-moscow/ (дата обращения: 14.02.2016)

-формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели;

-определение перечня показателей, которые необходимо спрогнозировать.

Второй этап. Моделирование системы наземного пассажирского транспорта г. Москвы:

-выдвижение и оценка гипотез механизма функционирования пассажирского транспорта;

-определение факторов, которые воздействуют на объём пассажиропотока.

Третий этап. Сбор статистической информации:

-сбор и выверка статистической информации об объёме перевезённых пассажиров наземным пассажирским транспортом г. Москвы.

Необходимо отметить, что чем больше информации, тем точнее получится прогнозная модель.

Выверку статистических данных необходимо проводить на основе следующих признаков: отсутствующие значения, присутствие нулевых и/или отрицательных показателей, выверка минимальных и максимальных показателей, пояснение «всплесков» и/или «провалов», наличие цепей одинаковых показателей [3].

Скорость прохождения третьего этапа зависит от оперативности сбора и выверки статистической информации [4].

Четвертый этап. Численное моделирование.

Моделирование может осуществляться с помощью таких программ, как MatLab, Statistica, SPSS [6].

Результат этапа - прототип прогнозной модели наземного пассажирского транспорта г. Москвы. Прототип оформляют при помощи программы MS Excel с целью наличия возможности изучить структуру полученной прогнозной модели:

-набор переменных;

-характер взаимосвязи между переменными;

-коэффициенты рассматриваемых переменных [7].

Пятый этап. Экспертное тестирование:

-определение требований к точности работы прогнозной модели;

-установка критериев готовности прогнозной модели.

В итоге данный этап позволяет:

-уточнить спецификации разработанной прогнозной модели;

-предоставить экспертам необходимую информацию по транспортной системе г. Москвы.

Методология разработки прогнозной модели

Прогнозирование - это выявление и предвидение объективных тенденций, соответственно, объектом прогнозирования являются объективные тенденции

43

экономического развития .

Прогноз - это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах относительно будущих параметров экономического объекта. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то её сферы) при условии, что характер государственного воздействия на неё останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом, поисковый прогноз определяет сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства на преодоление негативных

44

процессов .

Понятие «организация прогнозирования» включает в себя три составляющие: во-первых, это формирование определённой организационной структуры, предназначенной для разработки прогнозов;

во-вторых, определение состава прогнозных документов, порядка и сроков их разработки, исполнителей;

в-третьих, определение последовательности процедур и методов, применяемых при разработке конкретного прогноза, так называемая технология прогнозирования45. Описание прогнозной модели

Автомобильный транспорт - самый распространённый транспорт Москвы по перевозке грузов, а также занимает второе место по пассажирским перевозкам среди всех видов транспорта (табл. 1, рис. 1).

43 Economic Forecasting // Academic Dictionaries and Encyclopedias. URL: http: // www.enacademic.com/ (дата обращения: 14.02.2016)

44 Russia. Economic Forecasts 2016-2020 Outlook // Trading Economics. URL: http://www.tradingeconomics.com/russia/forecast (дата обращения: 14.02.2016)

45 Global Economic Forecasting Instinute. URL: http://www.econ-cast.com/ (дата обращения: 14.02.2016)

Таблица 1 - Количество автомобильного транспорта, тыс. ед.

Кол-во автотранспорта 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

На конец периода 2 932 3 587 3 641 3 892 3 996 4 195 4 316 4 369

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве46

4 500- —■

4 000- г

3 500-

3 000- f=?

2 500- — —

2 000- — —

1 500- — —

1 000- — —

500 0 ■с

2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 1 - Численность автомобильного транспорта в Москве, тыс. ед.

Источник: составлено автором по данным таблицы 1.

По данным таблицы 1 рассчитаем показатели динамики количества пассажирского автомобильного транспорта (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели динамики количества автомобильного транспорта в г. Москва

Показатель: 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Темп роста (%) 101,51 106,89 102,67 104,98 102,88 101,23

Темп прироста (%) 1,51 6,89 2,67 4,98 2,88 1,23

Базисный темп роста (по 2008 г.) 101,51 108,5 111,4 116,95 120,32 121,8

Базисный темп прироста (по 2008 г.) 1,51 8,5 11,4 16,95 20,32 21,8

Источник: рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве47

Одним из самых предпочтительных видов автомобильного пассажирского транспорта г. Москвы являются автобусы (табл. 3).

46 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL: http://ehd.moscow/index.php?id_src=361&id_ind=302&id_ mode=1&id_tab=1 &action=show_details_open&show=inds&show_full=1&exist=un&source=-9999&id_root[0]=361_361&id_root[1]=361_302 (дата обращения: 14.02.2016)

47 Там же. (дата обращения: 14.02.2016)

Таблица 3 - Число пассажирских автобусов, ед.

Кол-во пас. автобусов 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

На конец периода 8 900 7 620 9 515 9 744 10 233 11 044 10 739 9 857

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве48

Представим данные таблицы 2 графически (рис. 2).

2013 2011 2009 2005

0 5 000 10 000 15 000

Рисунок 2 - Численность пассажирских автобусов в Москве, тыс. ед.

Источник: составлено автором по данным таблицы 3.

Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать следующие выводы: -до 2012 года количество пассажирских автобусов постоянно увеличивалось, однако в 2013-2014 гг. имеет обратную тенденцию;

-по сравнению с 2012 годом эта разница в 2013 году составила 305 ед., а в 2014 году - 1187 ед.;

-максимальное значение наблюдалось в 2012 году (11,04 тыс. ед.), минимальное значение - в 2008 году (7,62 тыс. ед.).

По данным таблицы 3 рассчитаем показатели динамики количества пассажирских автобусов (табл. 4).

48 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL: http://ehd.moscow/index.php?id_src=361&id_ind=295&id_mode =1&id_tab=1&action=show_details_open&show=inds&show_full=1&exist=un&source=-9999&id_root[0]=361_361&id_root[1]=361_295 (дата обращения: 14.02.2016).

]

-1

]

=1

Таблица 4 - Показатели динамики количества автобусов в г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель: 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Темп роста (%) 124,87 102,41 105,02 107,93 97,24 91,79

Темп прироста (%) 24,87 2,41 5,02 7,93 -2,76 -8,21

Базисный темп роста (по 2008 г.) 124,87 127,87 134,29 144,93 140,93 129,36

Базисный темп прироста (по 2008 г.) 24,87 27,87 34,29 44,93 40,93 29,36

Источник: рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве49

В 2009-2012 гг. темпы прироста положительные, а с 2013 г. наблюдается падение. В 2013 г. темп прироста составил -2,76%, а в 2014 - -8,21%. Максимальное же значение темпа прироста составило в 2009 г. (24,87%).

Однако, по сравнению с 2008 годов, наблюдается прирост в количестве пассажирских автобусов. Максимальное значение по сравнению с базисным 2008 годом наблюдается в 2012 году (44,93), а минимальное - в 2009 году (24,87).

По данным таблицы 5 можно заключить, что максимальное количество пассажиров было перевезено в 2005 году, в 2008-2012 годы показатель был нестабильный, то увеличиваясь как это было в 2011 году, то уменьшаясь, в 2013-2014 годы наблюдалась тенденция к увеличению перевезённых пассажиров автобусным транспортом (рис. 3).

Таблица 5 - Перевезено пассажиров (во всех видах сообщений), млн. чел.

Кол-во пассажиров 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

На конец периода 2 464 1 317 1 256 1 231 1 235 1 234 1 240 1 245

Источник: Федеральная служба государственной статистики50

49 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL: http://ehd.moscow/index.php?id_src=361&id_ind=295&id_mode =1&id_tab=1&action=show_details_open&show=inds&show_full=1&exist=un&source=-9999&id_root[0]=361_361&id_root[1]=361_295 (дата обращения: 14.02.2016).

50 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL: http://ehd.moscow/index.php?id_src=271&

id_ind=8101350&id_mode=1&id_tab=1&action=show_details_open&show=inds&show_full=1&exist=un&sou rce=-9999&id_root[0]=271_271&id_root[1]=271_8101350 / (дата обращения: 14.02.2016)

3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

т-1-1-1-г

Рисунок 3 - Численность перевезенных пассажиров в Москве, млн. чел.

Источник: составлено автором по данным таблицы 5.

По сравнению с 2005 годом, в 2014 показатель количества перевезённых пассажиров автобусами снизился на 1,22 млрд. чел. (табл. 6).

Таблица 6 - Динамика перевезенных пассажиров автобусным транспортом

Показатель: 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Темп роста (%) 95,37 98,01 100,33 99,92 100,49 100,4

Темп прироста (%) -4,63 -1,99 0,33 -0,08 0,49 0,4

Базисный темп роста (по 2008 г) 95,37 93,47 93,77 93,7 94,15 94,53

Базисный темп прироста (по 2008 г) -4,63 -6,53 -6,23 -6,3 -5,85 -5,47

Источник: рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве 51

В 2009, 2010 и 2012 годы темпы прироста отрицательны, т.е. можно говорить о сокращении количества перевезённых пассажиров на 4,63%, 1,99% и 0,08% соответственно. В 2011, 2013 и 2014 годы, наоборот, наблюдается увеличение прироста в перевозках пассажиров - 0,33%, 0,49% и 0,4% соответственно.

При вычислении темпа прироста в сравнении с базисным 2008 годом можно наблюдать только отрицательные темпы, поскольку 2008 год имел максимальный показатель по количеству перевезённых пассажиров.

Следующий вид автомобильного пассажирского транспорта - таксомоторные перевозки (табл. 7).

51 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL:

http://ehd.moscow/index.php?id_src=271&id_ind=8101350&id_mode=1&id_tab=1&action=show_details_open &show=inds&show_full=1&exist=un&source=-9999&id_root[0]=271_271&id_root[1]=271_8101350 (дата обращения: 14.02.2016).

Таблица 7 - Перевезено пассажиров таксомоторами, млн. чел.

Кол-во пассажиров 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

На конец периода 1,9 5,8 9,0 7,8 4,0 5,1 3,8 8,2

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве52

Для наглядности изобразим данные таблицы 7 графически (рис. 4).

f ' ' '

]

2013 ]С- -1

II и

201l]l- -1

г а

J 1 1 1

200Q II II

Н 1 1

Ii 1

20051-Ч

- - - -<

0 2 4 6 8 10

Рисунок 4 - Численность перевезённых пассажиров таксомоторами в Москве, млн. чел.

Источник: составлено автором по данным таблицы 7.

По данным таблицы 7 рассчитаем данные для таблицы 8.

Таблица 8 - Динамика перевезенных пассажиров таксомоторным транспортом

Показатель: 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Темп роста (%) 155,17 86,67 51,28 127,5 74,51 215,79

Темп прироста (%) 55,17 -13,33 -48,72 27,5 -25,49 115,79

Базисный темп роста (по 2008 г) 155,17 134,48 68,97 87,93 65,52 141,4

Базисный темп прироста (по 2008 г) 55,17 34,48 -31,03 -12,07 -34,48 41,4

Источник: рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве53

В 2009, 2012 и 2014 годы наблюдается положительный темп прироста - 55,17%; 27,5% и 115,79% соответственно. В 2010, 2011 и 2013 годы - отрицательный темп прироста, 13,33%; 48,72% и 25,49% соответственно. Минимальный темп прироста наблюдается в 2011 году.

52 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL:

http://ehd.moscow/index.php?id_src=361&id_ind=301&id_mode=1&id_tab=1&action=show_details_open&sho w=inds&show_full=1&exist=un&source=-9999&id_root[0]=361_361&id_root[1]=361_301 (дата обращения: 14.02.2016)

53 Там же (дата обращения: 14.02.2016)

При расчёте базисного темпа роста, на основе 2008 года, видно, что темп прироста является отрицательным в 2011, 2012 и 2013 годах, равный 31,03%; 12,07% и 34,48% соответственно. А в 2009,2010 и 2014 годах базисный темп прироста является положительным - 55,17%; 34,48% и 41,4% соответственно. Максимальный базисный темп прироста наблюдался в 2009, а минимальный - в 2013 году.

Полученные результаты

По итогам получившейся прогнозной модели можно рассчитать прогноз объёма пассажиропотока всеми видами транспорта в Москве на 2015 год.

Исходные данные для целей прогнозирования представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Перевезено пассажиров (во всех видах сообщений), млн. чел.

Кол-во пассажиров 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

На конец периода 2 464 1 317 1 256 1 231 1 235 1 234 1 240 1 245

Источник: Федеральная служба государственной статистики54

Для прогнозирования будем использовать формализованные методы прогнозирования, в частности методы эстраполяции. Поскольку для получения оптимального варианта прогнозирования необходимо использовать три метода прогнозирования, то расчёты проведём с помощью методов: скользящей средней, экспоненциального сглаживания и наименьших квадратов. Результаты каждого метода будут отражены в расчётных таблицах для наглядности (табл. 10, 11, 12).

Таблица 10 - Расчетная таблица метода скользящей средней

Год Y m

2008 1317

2009 1256 1268,00

2010 1231 1240,67

2011 1235 1233,33

2012 1234 1236,33

2013 1240 1239,67

2014 1245

Источник: рассчитано автором по данным таблицы 9.

54 Автомобильный транспорт // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве URL: http://ehd.moscow/index.php?id_src=271&

id_ind=8101350&id_mode=1&id_tab=1&action=show_details_open&show=inds&show_full=1&exist=un&sou rce=-9999&id_root[0]=271_271&id_root[1]=271_8101350 / (дата обращения: 14.02.2016)

Количество перевезенных пассажиров по методу скользящей средней в 2015 году составит 1241 млн. чел.

Таблица 11 - Расчётная таблица метода экспоненциального сглаживания

Год Y U

2008 1317 1317,00

2009 1256 1317,00

2010 1231 1301,75

2011 1235 1284,06

2012 1234 1271,80

2013 1240 1262,35

2014 1245 1256,76

Количество перевезённых пассажиров по методу экспоненциально сглаживания в 2015 году составит 1254 млн. чел.

Таблица 12 - Расчетная таблица метода наименьших квадратов

Год Yф x x2 Yф*x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 1317 1 1 1317

2009 1256 2 4 2512

2010 1231 3 9 3693

2011 1235 4 16 4940

2012 1234 5 25 6170

2013 1240 6 36 7440

2014 1245 7 49 8715

I 8758 28 140 34787

Количество перевезенных пассажиров по методу наименьших квадратов в 2015 году составит 1216 млн. чел.

Основные выводы

В результате проведённого исследования была разработана прогнозная модель наземного пассажирского транспорта г. Москвы, на основе которой разработан прогноз количества перевезённых пассажиров всеми видами транспорта в Москве на 2015 год с использованием формализованных методв прогнозирования, а именно методы экстраполяции: метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания и метод наименьших квадратов.

По итогам расчётов получены следующие результаты.

Метод экспоненциального сглаживания - 1254 млн. чел. - оптимистичный результат.

Метод наименьших квадратов - 1216 млн. чел. - пессимистичный результат.

Метод скользящей средней - 1241 млн. чел. - оптимальный результат.

Таким образом, количество перевезённых пассажиров всеми видами транспорта в Москве составит 1241 млн. чел.

Литература

1. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Инфра-М,

2012.

2. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. учебно-методическое пособие / В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Ю.В. Зайцев, О.В. Федорова. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2014.

3. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. М.: Юрайт, 2016.

4. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2015.

5. Подхалюзина В.А. Экономика России: регулирование, планирование, прогнозирование. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2015.

6. Семин А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. М.: КноРус, 2016.

7. Семин А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. М.: КНОРУС, 2015.

DEVELOPING PREDICTIVE MODEL OF PASSENGER TRANSPORT

Podhalyuzina Valentina, PhD in Economics, Associate Professor, valya74@rambler.ru

Institute of Tourism and Service (branch) Russian State University of Tourism and Service,

Lyubertsy, Russian Federation

Building of predictive model starts and finishes the forecasting of service sector. Natural sciences operate mainly with theoretical models, which are based on the existing common factors of the surrounding world with a high level of formalization and enormous potential of measurements through computer technology and software products specifically designed for such purposes. High level of mathematization of economic research and commitment to formalization of the processes and phenomena are the reason of it. Therefore, predictive model appears as a system of tables, graphs, rules, and so forth, and is a set of measurable indicators that fully reflect the structure and nature of the research subject. Forecast in this case is transforming certain specific values of the indicators of specified model in the changed indicators of search and normative models. Development of the service sector (transport, economic, information, communication, management, trade, scientific) and

gradual freedom from harmful heavy industries in the territory of the city are the trend of the last decades. This is a natural development process of the metropolis; there are enough plants in the city polluting the environment. Predictive model of service sector is the object of this study formalized in such a way as to make possible to quantitative estimate of analytical and prognostic properties. Predictive model is developed by the example of land passenger transport of Moscow. Road passenger transport in Moscow is one of the most important services for both the population and the economy of the city as a whole. Therefore it is necessary for the further development of this service to carry out continuous prediction of the future to preserve the positive trends and to prevent crisis situations. Development of a predictive model of land passenger transport is a process involving certain stages. The results of each stage of the predictive model development will require the collection of statistical information about the status of land passenger transport in Moscow, the definition of specific functioning processes of the city's transportation system.

Keywords: service sector, passenger transport, transport, road transport, forecast, predictive model

References

1. Babich T.N. Forecasting and planning in market conditions. M.: Infra-M, 2012.

2. Macroeconomic planning and forecasting: Training manual / Krutikov V.K., Dorozhkina T.V., Zajcev Ju.V., Fedorova O.V., - Kaluga: Publishing House «Jejdos», 2014.

3. Nevskaja N.A. Macroeconomic planning and forecasting. M.: Jurajt, 2016.

4. Nevskaja N.A. Macroeconomic planning and forecasting: Textbook and workshop manual for bachelor degree course. - M.: Publishing House Jurajt, 2015.

5. Podhaljuzina V.A. Russian Economy: Regulation, Planning, Forecasting -Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2015.

6. Semin A. N. Macroeconomic planning and forecasting. M.: KnoRus, 2016.

7. Semin A.N. Macroeconomic planning and forecasting. - M.: KNORUS, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.