Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭКСКУРСИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЁНИГСБЕРГ"'

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭКСКУРСИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЁНИГСБЕРГ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарифова М.С., Корнеев А.С.

Статья посвящена особенностям разработки проекта экскурсии «Литературный Кёнигсберг» в рамках направления социально-культурного проектирования в филологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭКСКУРСИИ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЁНИГСБЕРГ"»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 82:004

М.С. Гарифова, А.С. Корнеев РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭКСКУРСИИ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЁНИГСБЕРГ»

Статья посвящена особенностям разработки проекта экскурсии «Литературный Кёнигсберг» в рамках направления социально-культурного проектирования в филологической деятельности.

Ключевые слова: экскурсия, литературная экскурсия, проект.

Калининград и Калининградская область - это особенное место на карте России, уникальным его делают богатое историческое и культурное наследие: это и природные достопримечательности, и многочисленные военные действия на данной территории, смешение культурных традиций, и национальные языки множества народов, проживавших здесь.

Сегодня Калининград - экономически и успешно развивающийся город, инфраструктура которого отвечает требованиям современных жителей, и, в связи с этим нельзя не отметить активное развитие в нём городского туризма.

В условиях возрастающего на сегодняшний день интереса к истории довоенного периода (вплоть до 1946 года) города, когда он ещё назывался Кёнигсбергом, нам показалась интересной идея создания проекта экскурсии «Литературный Кёнигсберг», сочетающего в себе социальную и культурную направленность.

Согласно К. В.Асламовой, и И. Е. Карасеву «литературные туры связаны с феноменом почитания авторов, их произведений, а также с традицией изучения региональной литературы». [1] Следовательно, наиболее интересными персоналиями для текста нашей экскурсии будут поэты и писатели, жившие в Кё-нигсберге и оставившие в своих текстах упоминания об этом городе и области.

© М.С. Гарифова, А.С. Корнеев, 2020.

Научный руководитель: Васкиневич Анжелика Игоревна - кандидат филологических наук, доцент, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия.

Культурный образ Кёнигсберга при всём многообразии его составляющих, ассоциируется, в том числе, с именами признанных писателей: Симоном Дахом, Э.Т.А. Гофманом, Кристионасом Донелайтисом, Людвикасом Резой. Данные персоналии станут объектами нашей экскурсии.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что практика литературных экскурсий не получила широкое распространение на территории Калининграда как современная туристическая услуга.

Целью нашей работы является выявление особенностей разработки литературной экскурсии на материале исторических и биографических данных писателей проживавших в Кёнигсберге в период с XVII до XX века и их литературных произведений.

Базой для исследования послужили научные монографии, учебные издания и справочники, художественная литература, а также материалы музейных фондов.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что теоретическое исследование и проектирование литературных экскурсий в рамках филологической деятельности - это сравнительно новое направление в отечественной науке, не получившее еще широкое распространение на территории Калининграда.

Проблема данной работы состоит в том, что при наличии богатого практического опыта, существует также недостаток теоретических исследований в области экскурсоведения на литературную тематику.

Обращение к работам Л.Г. Бавиной и А.В. Мантровой [2], Н.А. Гейнике [3], Г.П. Долженко [4] помогло в разработке теоретической части нашей экскурсии.

Согласно Т.А. Силаевой в современной отечественной науке литературный туризм определяют как «вид культурного туризма, связанный с местами и событиями, описываемыми в литературных произведениях, а также с жизнью авторов этих произведений». [7]

Вместе с тем важно отметить, что в соответствии с классификацией тематических экскурсий [6], наша экскурсия будет относиться к группе историко-литературных, опирающихся на национальную литературную базу, а также на периодизацию с точки зрения историко-литературного процесса, это определит содержание и структуру нашей экскурсии.

В практической части исследования нам удалось реализовать начальные этапы подготовки экскурсии, мы определили её цель - это культурно-просветительская деятельность, а также обозначили ряд задач:

1.Провести отбор и анализ исторического и литературного наследия Кенигсберга для написания текста экскурсии

2.Согласно результатам первичного обхода маршрута разработать итоговый тематический экскурсионный маршрут движения по городу и совершить по нему обход.

3.Подготовить и написать контрольный текст экскурсии

4.Разработка электронной версии экскурсии с помощью сайта https://tilda.cc/ru/

Основой текста стали историко-биографические данные и художественные произведения центральных объектов нашей экскурсии: Симоном Дахом, Э.Т.А. Гофманом, Кристионасом Донелайтисом, Людви-касом Резой.

В соответствии с данными персоналиями мы определили и разработали маршрут экскурсии с предшествующим и последующим обходом:

1. Вступление. Начало экскурсии проходит у памятника Людвикасу Резе. Основная часть. Рассказ о жизни и творчестве писателя.

2. Движение по проспекту Мира. Рассказ о жизни и творчестве писателя Кристионаса Донелайтиса.

3. Остановка - Эстакадный мост, Ленинский проспект, вид на Кафедральный собор. Рассказ о жизни и творчестве Э.Т.А. Гофмана.

4. Движение и остановка возле Кафедрального собора. Рассказ о жизни и творчестве Симона Даха. Заключение.

Далее мы приступили к подготовке контрольного текста экскурсии. Его структура определялась тремя частями: вступление, основная часть (подтемы) и заключение. Например, подтема экскурсии «Литературный Кёнигсберг», раскрывающая один из периодов жизни поэта Симона Даха : «Сейчас мы находимся в очень необычном месте. Это место с интересным названием «Тыквенная хижина» появилось, когда Симон Дах его друг Генрих Альберт основали поэтический кружок. Не менее интересным стало название объединения - «Общество ревнителей бренности».

Где же располагалось место встречи членов объединения «ревнителей бренности»? «Тыквенная хижина» - сад, хозяином которого был Генрих Альберт, находился в живописном месте, на берегу реки Пре-гель (ныне - река Преголя), в районе острова Ломзе. Сейчас на этом месте находится «Рыбная деревня» -стилизованный городской квартал, здания которого оформлены в духе построек довоенного Кёнигсберга».

Также мы подготовили методическую разработку, согласно образцу [5], разработанному Б.В. Емельяновым для «портфеля экскурсовода» (см. таблицу .1):

Таблица 1

Методическая разработка экскурсии_

Маршрут с указанием остановок Победы проспект,14 - Победы проспект,1. Литовский сквер, в котором расположен памятник Л. Резе. Победы проспект, д.1; Ленинский проспект. (Эстакадный мост); ул. Канта. Остановка около эстакадного моста, затем проходит прогулкадо острова Канта.

Объекты Памятник Людвикасу Резе; кирха памяти королевы Луизы. Здание Кафедрального собора, памятник герцогу Альбрехту, могила И.Канта, «Рыбная деревня».

Время С 11:00 до 12:00 С 13:00 до 14:00

Подтемы Подтема I: Литературный Кёнигсберг Признанные авторы литовской художественной литературы. Подтема II: Литературный Кёнигсберг Признанные авторы немецкой художественной литературы.

Организационные указания Пешеходная экскурсия,начинается у памятника Л.Резе, далее при передвижении к театру кукол ведется рассказ о К. Донелайтисе, его жизни и творчестве. Группу вывести из автобуса, проводить к эстакадному мосту, рассказать про жизнь и творчество Э.Т.А Гофмана. Затем спуститься с моста и подвести к Кафедральному собору, рассказывая группе о жизни и творчестве Симона Даха.

Методические указания Вести рассказ синхронно относительно показа объектов, расположенных на улице, обратив внимание на сохранившиеся здания довоенной постройки. Показать фотоальбомы (с помощью нашего электронного приложения для экскурсии) с изображением представленных улиц, портретами писателей (довоенный период). После просмотра объектов и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектами (запланированный перерыв - 1 час). Характеризуя архитектурный облик конца XIX - начала XX в., использовать для показа планировки и застройки. Использовать в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики образа довоенной эпохи. Упомянуть о сохранившихся домах (Вилла Шмидт, вилла Хонкамп, вилла Либек и т. д.) Словесная реконструкция образа острова Канта довоенного периода. Показать фотоальбомы (с помощью нашего электронного приложения для экскурсии) с изображением острова (довоенный период). Рассказать о каждом писателе, цитируя отрывки произведений "Ан-хен из Тарау" Симона Даха, "Майорат" Э.Т.А. Гофмана.

После подготовки методической разработки мы приступили к созданию электронной версии экскурсии на бесплатной онлайн-платформе https://tilda.cc/ru/.

Данная платформа позволяет самостоятельно конструировать сайты с индивидуальной структурой и дизайном.

Важно отметить, что сайт предполагает адаптацию к различным видам электронных носителей, следовательно познакомиться с электронной версией экскурсии будет возможно даже через смартфон (см. Рис.1 - Рис.4).

Для удобства пользователя на сайте прикреплено приложение геолокации (см. Рис. 5.). Оно необходимо для самостоятельного обхода, здесь отмечены основные точки маршрута экскурсии «Литературный Кёнигберг», а также оно может использоваться как онлайн-карта местности города Калининграда и Калининградской области.

Пользователи, прошедшие регистрацию на сайте, получают доступ к этой карте.

На рисунке 6 представлен фотоальбом, который будет постоянно дополняться администратором и гостями сайта. Для входа на сайт будет необходимо пройти онлайн-регистрацию.

Также фотоальбом поможет гиду в пользовании «портфелем» экскурсовода. Здесь можно будет найти фотографии достопримечательностей недоступных для просмотра во время экскурсии, но важных для составления визуального образа «литературного Кёнигсберга».

Сайт оснащен сервисом онлайн-связи пользователей (см. Рис.7.) с кураторами проекта. Есть возможность оставлять сообщения администратору сайта, беседа будет отображаться в формате чата.

Добро пожаловать! Перед вами электронная версия экскурсии "Литературный Кёнигсберг".

Рис. 1. Стартовая страница сайта

Добро пожаловать! Перед вами электронная версия экскурсии "Литературный Кёнигсберг". Приглашаем вас в путешествие по страницам истории и литературы нашего города, вы сможете окунуться в удивительную атмосферу сказочных сюжетов и потрясающих тайн писательских

биографий. Рис. 2. Страница приветствия

Рис. 3. Меню сайта

Где же располагалось место встречи членов '

объединения «ревнителей бренности»? «Тыквенная хижина» - сад, хозяином которого был Генрих Альберт, находился в живописном месте, на берегу реки Прегель (ныне - река Преголя), в районе острова Ломзе Сейчас на этом месте находится «Рыбная деревня» -стилизованный городской квартал, здания

которого оформлены в духе построек довоенного Кёнигсберга. Этот район очень привлекателен для жителей Калининграда и гостей города, чаще здесь отдыхают семьями, но даже одиночная прогулка по красивой набережной реки Преголи обязательно доставит вам удовольствие.

Вернёмся к месту встречи членов поэтического кружка. Интригует его название? «Тыквенная хижина» - почему? Симон Дах и его друзья собирались и сидели в большой тыкве прямо на набережной? Друзей кружка угощали исключительно блюдами из тыквы? Ответ не менее интересен, чем догадки.

Рис. 4. Фрагмент текста экскурсии

Рис. 5. Фрагмент приложения геолокации на сайте экскурсии

Рис. 6. Фрагмент фотоальбома сайта

В заключение хотелось бы отметить, что на данный момент наш проект находится на начальном этапе разработки, и нам ещё предстоит оформление «портфеля» экскурсовода, совершенствование контрольного текста и сайта проекта «Литературный Кёнигсберг», расчёт стоимости экскурсии и определение стратегии её продвижения на рынке туристических услуг.

Библиографический список

1.Асламова К. В., Карасев И. Е. Литературный туризм как фактор развития культурного воспитания (на примере омского региона) // Вестник ЮГУ. 2015. №S4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/Hteraturnyy-turizm-kak-faktor-razvitiya-kulturnogo-vospitaniya-na-primere-omskogo-regiona (дата обращения: 24.02.2020).

2.Бавина Л.Г., Мантрова А.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2009. - 168 с.

3.Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии // Культурно-исторические экскурсии. Сб. статей под общ. ред. Н.А. Гейнике. М., 1925.

4.Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д: Изд. Рост. ун-та, 1988

5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учеб. пособие. Ч. 1—3. М., 1992 (Рос. междунар. акад. туризма).

6.Мышева Т.П. История отечественного экскурсионного дела в аспекте музейной педагогики // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/istoriya-otechestvennogo-ekskursionnogo-dela-v-aspekte-muzeynoy-pedagogiki (дата обращения: 26.02.2020).

7.Силаева Т. А. Литературный туризм как специализированный подвид культурного туризма // Вестник Рос. нового ун-та. 2013. № 2. С. 201-204.

ГАРИФОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград), Россия.

КОРНЕЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.