Научная статья на тему 'Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета'

Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / ПСИХОМОТОРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / МОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПСИХОМОТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА / МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / PSYCHOMOTORICS / PSYCHOMOTOR PROFILE / GRAPHOLOGICAL ANALYSIS / GRAPHICAL ACTIVITY / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / MOTOR APTITUDE / PSYCHOMOTOR DIAGNOSTICS / MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коренкова Наталья Евгеньевна

В статье представлен обзор психологических исследований, посвященных изучению психомоторики человека, которые проводились на факультете психологии, педагогики и социологии Московского гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Psychomotorics Issue at the Department of General Psychology and the History of Psychology of Moscow University for the Humanities

The article presents a review of psychological studies devoted to the study of human psychomotorics, which were conducted at the Faculty of Psychology, Pedagogy and Social Science of Moscow University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета»

DOI: 10.17805/й^у.2018.1.4

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ПСИХОМОТОРИКИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. Е. Коренкова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье представлен обзор психологических исследований, посвященных изучению психомоторики человека, которые проводились на факультете психологии, педагогики и социологии Московского гуманитарного университета.

Ключевые слова: психомоторика; психомоторный профиль; графологический анализ; графическая деятельность; психомоторное развитие; моторная одаренность; психомоторная диагностика; Московский гуманитарный университет

DEVELOPMENT OF THE PSYCHOMOTORICS ISSUE AT THE DEPARTMENT OF GENERAL PSYCHOLOGY AND THE HISTORY

OF PSYCHOLOGY OF MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

N. E. Korenkova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article presents a review of psychological studies devoted to the study of human psychomotorics, which were conducted at the Faculty of Psychology, Pedagogy and Social Science of Moscow University for the Humanities.

Keywords: psychomotorics; psychomotor profile; graphological analysis; graphical activity; psychomotor development; motor aptitude; psychomotor diagnostics; Moscow University for the Humanities

Расширение междисциплинарных исследований, направленных на комплексное, всестороннее и многоаспектное рассмотрение психических феноменов, необходимость интеграции знаний смежных с психологией дисциплин, определение и уточнение исходных теоретических и методологических положений, лежащих в основе современного комплексного человекознания, потребность в повышении достоверности и точности психодиагностического инструментария — можно обозначить в качестве условий, обусловливающих актуальность исследований в области психомоторики. Изучение психомоторики является актуальным как для дальнейшего развития теории психологии, так и для ее прак-

тических приложений в различных областях общественной практики.

Разработка проблемы психомоторики человека на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета имеет уже достаточно продолжительную историю (почти два десятка лет) и реализуется в рамках преподавания курсов «Развитие и диагностика психомоторики», «Психология спорта». Данная статья представляет собой обобщение материалов, полученных самим автором, а также результатов работ студентов и магистрантов, выполненных под его руководством.

Началом данного направления исследований на кафедре общей психологии и истории психологии послужила кандидатская диссертация Н. Е. Коренко-вой (Коренкова, 2000) под научным руководством Ю. Н. Олейника. Исследование было направлено на выявление и описание типологических особенностей структуры психомоторных показателей человека в форме индивидуальных психомоторных профилей и изучение их взаимосвязей с индивидными, личностными и субъектно-деятельностными характеристиками человека как интегральной индивидуальности. В данной работе впервые был проведен историко-теорети-ческий анализ взглядов ученых на определение и ключевые проблемы психомоторики, предложена авторская периодизация истории разработки проблемы; рассмотрены особенности психомоторной организации человека в структуре интегральной индивидуальности; эмпирически выявлены общая структура психомоторики юношей и девушек 15-17 лет, а также типологические особенности их психомоторной организации, дан психологический портрет подростков с различными психомоторными профилями; эмпирически доказана взаимосвязь психомоторных характеристик юношей и девушек с их индивидно-личностными свойствами и характеристиками человека как субъекта деятельности; показана возможность эмпирического определения типа индивидуального психомоторного профиля (ИПП) юношей и девушек (Коренкова, 1999, 2005, 2006, 2007).

Дальнейшие исследования автора разворачивались в русле расширения и уточнения полученных ранее данных, а также рассмотрения различных теоретических и прикладных аспектов феномена психомоторики. Так, в ряде исследований поднимается проблема сохранения психологической безопасности специалиста, осуществляющего свою деятельность в особых условиях. Обеспечение специалистом собственной психологической безопасности рассматривается в качестве одного из главных условий сохранения профессионального здоровья, минимизации физического и психического травматизма. Обосновывается необходимость изучения базовых механизмов психомоторики человека в целях формирования у специалистов необходимых знаний и навыков для реализации психологически безопасного поведения (Коренкова, 2008, 2012, 2017).

Ряд студенческих дипломных и бакалаврских работ, выполненных под руководством автора, был посвящен изучению уровня развития двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Проблема моторной одаренности детей и подростков изучалась Е. В. Медведевой в аспекте выявления особенностей психомоторного и умственного развития у детей младшего школьного возраста (Медведева, 2016), взаимосвязи психомоторики со стилем

реагирования личности на фрустрацию Т. И. Киселевой (Киселева, 2006), особенностей индивидно-личностных характеристик школьников с разными функциональными состояниями Л. А. Савиной (Савина, 2009), взаимосвязи адаптивности и психомоторных показателей подростков; а также соотношения психомоторики с телосложением и характером Н. А. Толкачевой (Толкачева, 2017).

Интересная серия студенческих работ в разные годы была посвящена графологическому анализу почерка. Так, графологические характеристики исследовались Л. В. Калининой во взаимосвязях с рядом темпераментальных и личностных свойств (Калинина, 2005), с уровнем развития интеллекта — Е. И. Зотиной (Зотина, 2003), акцентуаций характера и нейродинамическими особенностями — Е. В. Коршуновой (Коршунова, 2012).

В целях формирования представления о взаимосвязи психического расстройства и почерка человека были проведены исследования на базе дневного стационара и медико-реабилитационного отделения Психиатрической клинической больницы №1 им. Н. А. Алексеева. Результаты исследований отражены в бакалаврских работах А. А. Бекетовой «Графологические особенности почерка лиц с расстройствами психического здоровья» (Бекетова, 2017) и А. И. Бекетова «Использование графологического анализа почерка для оценки динамики признаков агрессии у больных шизофренией» (Бекетов, 2017). В этих исследованиях выявлены значимые отличия почерка лиц с органическими поражениями головного мозга от почерка психически здоровых лиц. Наиболее информативными графологическими показателями оказались: размер букв, ширина и непрерывность почерка. Специфику почерка лиц с шизофренией могут отражать: характерное расположение текста на листе, а также беглость почерка, его вычурность, оригинальность, витиеватость. Также, в данных работах показана динамика графически проявляемых признаков агрессии у пациентов, страдающих шизофренией, при переходе из психоза в состояние ремиссии.

Рассмотрение метода графологического анализа как объективной диагностической методики имеет большие перспективы в современной психологии. Умение выявлять особенности психического развития, а также наличие расстройств психиатрического спектра средствами графологии, может применяться во многих областях деятельности практического психолога, от профориентации и трудовой экспертизы до коррекционной работы в нейропсихологии.

Интереснейшее исследование под нашим научным руководством на базе психофизиологической лаборатории и с непосредственным участием проф. В. М. Звоникова было проведено магистранткой кафедры общей психологии и истории психологии Е. А. Захаревской (Захаревская, 2015). Исследование было направлено на выявление и описание взаимосвязей между показателями моторной активности рук с индивидно-личностными особенностями человека при выполнении сложнокоординированной графической деятельности в моделируемых условиях. В работе был проведен эксперимент с использованием специфической аппаратуры, в том числе, психофизиологического тестирования. В рамках многоэтапного исследования была разработана моторная проба для измерения моторной активности рук при выполнении сложнокоординированной графической

деятельности в моделируемых условиях (в состоянии покоя и под воздействием дополнительного сбивающего фактора). В результате исследования были установлены взаимосвязи между индивидно-личностными особенностями человека и показателями моторной активности рук при выполнении сложнокоординиро-ванной графической деятельности. Выявлена специфика индивидуально-психологических характеристик и моторных показателей в группах с разными типологическими особенностями. Доказано, что психомоторные характеристики могут выступать в качестве объективных индикаторов психической деятельности человека, психических свойств и состояний личности.

Научная работа Е. А. Захаревской на тему «Взаимосвязь индивидно-личност-ных особенностей человека с показателями моторной активности рук» по итогам конкурса студенческих научных работ Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области за 2016 г. была удостоена золотой медали.

Научные работы, связанные с изучением проблематики психомоторной сферы человека в отечественной психологии, очень немногочисленны и роль психомоторных методов в психодиагностике до сих пор остается недооцененной. Таким образом, несомненным вкладом наших исследований в развитие теории и практики психологии является обозначение роли и психодиагностической значимости характеристик психомоторики в структуре целостной индивидуальности человека.

В целом, подводя итоги обзора, можно обозначить перспективы дальнейших исследований проблемы психомоторики в сторону расширения и объективизации психомоторной диагностики как психодиагностического инструментария индивидуально-психологических особенностей человека. Особое практическое значение данное положение приобретает в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности, психологической коррекции, реабилитации и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Коренкова, Н. Е. (1999) К проблеме периодизации исследований психомоторики // Формирование и развитие личности: теоретические и методологические проблемы. М. : Институт молодежи. С. 34-40.

Коренкова, Н. Е. (2000) Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека: Период ранней юности : автореф. дис.... канд. психол. наук. М.

27 с.

Коренкова, Н. Е. (2005) Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека : учеб. пособие. Моск. гуманитар. ун-т, Каф. общ. психологии и истории психологии. Москва, 2005. 164 с.

Коренкова, Н. Е. (2006) Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека // Психологический журнал. Т. 27. № 1. С. 54-66.

Коренкова, Н. Е. (2007) Типологические особенности психомоторной организации человека // Учебные записки: вопросы экономики, социологии и права / глав. ред. В. И. Пароль. Таллинн : Русское академическое общество Эстонии. № 10. С. 19-24.

Коренкова, Н. Е. (2008) К вопросу о совершенствовании системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта // Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы: Материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф., 13-16 мая 2008 г. / отв. ред. Г. М. Романова. Сочи : РИО СГУТиКД. С. 108-117.

Коренкова, Н. Е. (2012) Психомоторные аспекты психологической безопасности человека // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» (Москва, 14-18 февраля 2012 г.): науч. материалы. М. : РПО. Т. 2. С. 415.

Коренкова, Н. Е. (2017) К вопросу обеспечения психологической безопасности специалиста в деятельности, осуществляемой в особых условиях // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы (Рязань, 31 марта 2017 г.) /Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань). С. 591-595

Медведева, Е. В. (2016) Особенности психомоторного и умственного развития у детей младшего школьного возраста : бакалаврская работа. Рукопись. М. 69 с.

Коршунова, Е. С. (2012) Взаимосвязь индивидно-личностных свойств и графологических характеристик почерка у студентов : дипломная работа. Рукопись. М. 58 с.

Киселева, Т. И. (2006) Взаимосвязь психомоторики со стилем личности реагирования на фрустрацию : дипломная работа. Рукопись. М. 56 с.

Калинина, Л. В. (2005) Взаимосвязь графологических характеристик с инди-видно-личностными особенностями человека : дипломная работа. Рукопись. М. 46 с.

Савина, Л. А. (2009) Особенности индивидно-личностных характеристик школьников с разными функциональными состояниями : дипломная работа. Рукопись. М. 63 с.

Зотина, Е. И. (2003) Взаимосвязь графологических характеристик с уровнем развития интеллекта (на примере юношеского возраста) : дипломная работа. Рукопись. М. 46 с.

Толкачева, Н. А. (2017) Взаимосвязь адаптивности и психомоторных показателей подростков : курсовая работа. Рукопись. М. 49 с.

Бекетова, А. А. (2017) Графологические особенности почерка лиц с расстройствами психического здоровья : бакалаврская работа. Рукопись. М. 55 с.

Бекетов, А. И. (2017) Использование графологического анализа почерка для оценки динамики признаков агрессии у больных шизофренией : бакалаврская работа. Рукопись. М. 48 с.

Захаревская, Е. А. (2015) Взаимосвязь индивидно-личностных особенностей человека с показателями моторной активности рук : магистерская работа. Рукопись. М. 83 с.

Дата поступления: 20.02.2018 г.

Коренкова Наталья Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 37467-20. Эл. адрес: korenkova75@mail.ru

Korenkova Natalya Evgenyevna, Candidate of Psychology, Assistant Professor, Department of General Psychology and the History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: korenkova75@mail.ru

Для цитирования:

Коренкова Н. Е. Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 1. URL: http:// journals.mosgu.ru/trudy/article/view/679 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/ trudy.2018.1.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.