Научная статья на тему 'К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании'

К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2276
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / STAGE OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS / TECHNOLOGY OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT IN PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Светлана Николаевна

В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании»

Е ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

I_

С. Н. Мухина

К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании

Мухина Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Москва, Россия)

В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.

Ключевые слова: психомоторное развитие, уровень психомоторного развития дошкольников, технологии психомоторного развития дошкольников.

Development of Psychomotor Sphere of Children in Contemporary Preschool Education Svetlana N. Mukhina, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Adaptive Education, "Academy of Social Management" (Moscow, Russia) The article discusses the importance of the psychomotor development in preschool age. The author considers psychomotor development as one of the most challenging and significant problems in contemporary preschool education. Given the proved fact of the association between psychomotor and mental development, attention is given to the fact that health data of modern preschool children indicates low level of psychomotor development compared to those of the previous generation. The author attempts to explore socio-pedagogical factors, which determine this negative dynamic, and raises a question about the lack of attention to discussed problem in preschool pedagogy and preschool educational practice. Methods of pedagogical study of psychomotor development in preschool children and the experimental developing program for senior preschool children are introduced. Keywords: psychomotor development, stage of psychomotor development in preschoolers, technology of psychomotor development in preschoolers.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В

Психомоторное развитие и проблемы современного образования

Проблема развития психомоторной сферы дошкольников сегодня актуальна, поскольку названная сфера является одним из показателей гармоничности развития личности, и ее правильное развитие обеспечивает социальное благополучие ребенка.

Сензитивным периодом психомоторного развития является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника на этапе его школьного старта, необходимым условием для его успешного обучения и адаптации в современном мире. Очень важно именно в этом возрасте уделять серьезное внимание развитию психомоторной сферы. Однако в программах дошкольного воспитания и развития это направление работы не прописано, поэтому ни воспитатели, ни методисты не осознают его важность.

Современные исследования показывают, что признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и понимая желательную необходимость построения и организации процесса воспитания и обучения детей в игровой форме, педагоги на практике, к сожалению, из-за существующей и увеличивающейся с каждым годом плотности наполнения групп, вынуждены больше использовать настольный игровой дидактический материал, чем развивающий потенциал двигательной активности детей. Интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для свободной деятельности дошкольников являются выраженными психотравмирующими факторами для них, что в сочетании со снижением уровня двигательных игровых заданий и двигательных упражнений негативно отражается на состоянии их здоровья, на физическом и психическом развитии, что ведет к их утомлению, нежеланию обучаться в дальнейшем. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2012 года подтвердили снижение доли здоровых детей. Частота встречаемости функциональных нарушений у детей в возрасте до 10 лет составляет 65-75%, у младших подростков 10-14 лет - 80-90%, с одновременным увеличением вдвое числа детей, имею-

щих хроническую патологию и инвалидность. В результате обследований установлено, что ведущее место в структуре хронической патологии детей и подростков занимают хронические заболевания костно-мышечной системы (Руководство по диагностике и профилактике, 2012).

Анализ уровня развития психомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста, проводимый в течение последних пяти лет сотрудниками кафедры адаптивного образования АСОУ в дошкольных организациях Московской обл., свидетельствует, что от 25% до 40% воспитанников имеют низкие показатели по таким компонентам психомоторной сферы, как статическая и динамическая координация, скорость, отчетливость и одновременность движений, моторика рук; ритмическая организация - чувство ритма, темпа, метра; восприятие, внимание, память и оперативность движений. Тестовые задания оценивались по пятибалльной системе, критерий количественной оценки базировался на учете степени сфор-мированности исследуемых компонентов.

Недостаточный уровень развития компонентов психомоторной сферы рассматривается нами как очевидная предпосылка трудностей детей в школьном образовании, для которого основополагающей базой служит развитие у детей крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости, владения основными движениями и возможности контролировать и управлять ими, соблюдение правил поведения, что, несомненно, характеризует психомоторику, исходя из определения И.М. Сеченова, которую он рассматривает как связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Считаем важным заметить, что психомоторное развитие детей во многих западных странах тщательно контролируется, и, например, во Франции в состав группы психологической службы (кроме специалистов по школьной психологии и психологии обучения) входит и специалист по психомоторному развитию. Уже с 1967 г. функционирует «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Françaised' Educationet de Rééducation Psychomotrice»), где занимаются образованием педагогов психомоторной практики (А. Лапьерр, специалист по психомоторному развитию, Филипп Костка, президент Парамедицинского совета ФАСР (Кретель).

В Брюсселе с 1987 г. открыта ASEFOP (L'Association Européenne des Ecoles de

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Formation en Pratique Psychomotrice - Европейская Ассоциация образовательных учреждений по психомоторной практике). В 196070-х гг. открылись образовательные центры, готовящие специалистов по психомоторному развитию в Италии, Испании, Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии.

Изначально психомоторная сфера рассматривалась как область коррекционной педагогики для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно развитием психомоторики стали заниматься и с детьми с отклоняющимся развитием, не имеющими ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). На сегодня во многих перечисленных странах идет повальное увлечение занятиями по психомоторике в дошкольных образовательных учреждениях. Активно используется методика французского педагога и методиста Бернара Окутюрье, который поясняет, почему необходимо уделять большое внимание этапам психомоторного развития для детей с особенностями в развитии. Немецкими специалистами М. Альтхерр, Р. Берг, А. Вельфль и др. разработана программа психомоторного развития - кинезиотерапия или мотопедагогика, в которой авторы предлагают систему педагогической помощи гиперактивным детям, основанную на коррекции их психомоторного развития на специальных занятиях и в повседневной жизни (Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Фишер К., Люкерт Х., 2004).

В нашей стране направление психомоторного развития детей в образовательных организациях находится на стадии зарождения и повышение профессиональной компетентности специалистов в области дошкольного образования по проблеме развития психомоторных способностей у детей является чрезвычайно актуальным. В связи с этим значим вопрос о создании программы по психомоторному развитию детей. Такая программа автором статьи создана, апробирована и успешно используется в инновационной педагогической практике (Мухина С.Н., 2014). В настоящее время идет интенсивная работа по созданию педагогической технологии.

На научно-теоретическом уровне рассматривались психофизиологические основы развития психомоторной сферы, включающие механизмы двигательной и ритмической организации деятельности, а также психические процессы. Сегодня мир вышел на качественно новый уровень знаний о человеке. Ученые, опираясь на работы И.П. Павлова, И.М. Сеченова и П.Ф. Лесгафта о человеке как единой систе-

ме, внутри которой физические и психические способности являются основой саморегуляции, начали понимать, что изучать нужно не только отдельные элементы этой системы, а закономерности ее функционирования как целостного единства. Прежняя тенденция развития отдельных функций и даже сфер человека (физическая, интеллектуальная, духовная, личностная) без раскрытия глубинных связей между ними в настоящее время признана непродуктивной. Как пишет В.Д. Шадриков, каждая психическая функция реализуется специализированной функциональной системой, которая является частью единой, функциональной системы мозга (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., 2015). Это утверждает нас в мысли о необходимости тщательного изучения психомоторной сферы дошкольников для ее развития и коррекции неблагополучий.

Следует отметить, что проблеме формирования психомоторной сферы уделяли внимание многие ученые. В современных исследованиях ставятся вопросы о влиянии индивидуальных особенностей психомоторной организации человека на выраженность как темпераментных, так и приобретаемых личностно-поведенчес-ких и профессиональных качеств, непосредственно не связанных с двигательной координацией (Суворов Г.Б., Чесноков В.Б., 2009); о роли психомоторного развития и становления произвольности регуляции психомоторных актов как одного из условий успешности начального обучения (Журавлева Е.А., Макарова И.В.); о психолого-педагогических условиях эффективного развития психомоторных способностей младших школьников при выполнении разного рода учебных заданий по письму (Безбородова М.А.); о преодолении неблагоприятного влияния низкого уровня психомоторного развития путем организации психокор-рекционной деятельности, направленной на совершенствование психомоторных функций первоклассника с учетом его индивидуальных особенностей (Рыжкова В.В.). Зарубежными специалистами в данном направлении ставятся вопросы теории перцептивно-моторного поведения, инструкции эффективности психомоторного развития, отсутствия специфических задач, ориентированных на психомоторное развитие, модели моторного развития, результаты дополнительных систематических занятий по психомоторному развитию (Aspin D.N., 1983; Cratty B.J., 1966; Blais C., 1991; Crocker P.R.E., Wilberg R.B., 1985; Kerr R., 1982; Crocker, P.R.E., & Dickinson, J., 1984).

Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я

в

К сожалению, сегодня, на мой взгляд, в нашей стране развитие психомоторной сферы в дошкольной педагогике и образовательной практике представлено явно недостаточно. В рамках общей педагогики проблема по-прежнему требует дальнейшей разработки как на научно-теоретическом, так и научно-методическом уровнях.

Есть лишь отдельные исследования в этом направлении, выполненные в рамках специальной педагогики: создание системы работы, направленной на развитие психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Нефедова Ю.В.), особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития (Бутко Г.А.).

Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами психомоторной сферы детей требует применения системного подхода, который позволит адаптировать образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывать их возрастные и психофизические возможности и потребности и тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

На научно-методическом уровне проведен анализ современных программ дошкольного воспитания, который показал, что они направлены главным образом на развитие некоторых психофизических качеств организма ребенка (рост, вес, ощущение, восприятие) в рамках возраста. Не учитываются, однако, закономерности развития двигательной сферы и ее влияние на психическое развитие детей. Недостаточно разработанным остается вопрос содержания и форм организации специальной работы, направленной на развитие дефицитных компонентов психомоторной сферы детей. Решение этих вопросов является одним из важнейших способов повышения эффективности педагогической работы с детьми в непосредственно образовательной и специально организованной деятельности.

Построение адаптивной системы образования невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников. Огромное сожаление вызывает тот факт, что этой сфере педагогической работы в практике дошкольных организаций уделяется недостаточное внимание.

Технология развития психомоторной сферы: путь решения проблемы

В качестве теоретико-методологической основы разработки технологии развития психомоторной сферы детей дошкольного возраста мы опирались:

• на положения уровневой теории организации движений Н.А. Бернштейна, которая позволяет представить сложный двигательный акт как результат определенных этапов закономерного развития движений, определить необходимую для каждого этапа последовательность приемов развивающей и коррекционно-разви-вающей работы, определить их роль как в регуляции движений, так и их осмысленности;

• на биогенетический подход, который позволяет понять, что двигательные действия ребенка осваиваются не только «снизу вверх» (от движения к мышлению), но и «сверху вниз» по принципам развития движений в онтогенезе (ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища) (Дмитриев С.В., 2006);

• на теорию практического действия А.В. Запорожца;

• на понимание структурно-функционального анализа деятельности П.Я. Гальперина, включающего ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия, т.е. умения осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий для формирования произвольности поведения и деятельности (Гальперин П.Я., 1969).

В результате теоретического анализа публикаций и изучения опыта педагогической работы по проблеме развития психомоторной сферы дошкольников выявлены противоречия между:

• требованиями ФГОС дошкольного образования к результатам (в виде целевых ориентиров) освоения основной образовательной программы, предусматривающими развитие крупной и мелкой моторики; подвижность, выносливость, владение основными движениями, умение контролировать свои движения и управлять ими; способность к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдение правил безопасного поведения и ежегодным увеличением числа дошкольников с отклоняющимся психомоторным развитием (ФГОС дошкольного образования, 2014);

J

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

• значимостью психомоторной сферы детей для достижения ими целевых ориентиров дошкольного образования и недостаточной теоретической и содержательной разработанностью методики развития психомоторной сферы;

• необходимостью декларируемой ФГОС организации коррекционно-развивающей работы в ДОО по устранению проблемных зон развития детей и недостаточной научно-методической разработанностью ее содержания в отношении такой значимой стороны развития, каковой является психомоторная сфера.

Психомоторное развитие, ввиду своего основополагающего значения, универсальности, естественности для детей, должно занимать ведущее место в общем комплексе психолого-педагогических воздействий. Все это обусловливает необходимость разработки педагогической технологии, опирающейся на знание психофизиологических особенностей и закономерностей психомоторного развития ребенка. Данная технология позволит объединить усилия различных специалистов сферы дошкольного образования, заинтересованных в эффективности своей работы, в конечном счете, будет способствовать воспитанию детей с оптимальным физическим и психическим развитием. n

Литература

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Фишер К., Люкерт Х. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. - М.: Академия.- 2004. - С. 158.

2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. - М.: Национальное образование, 2015.

3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. - 1969. - №1.

4. Дмитриев С.В. «Стартовое развитие» предметных движений ребенка (дискурс-анализ проблемы для специалистов по адаптивной педагогике) // Адаптивная физическая культура. - 2006 - №2.

5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. - Харьков: Харьковский университет, 2002. - 146 с.

6. Мухина С.Н. Программа детского психомоторного развития «Шире круг» с методическими рекомендациями. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 68 с.

7. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольни-

ков в специально организованной деятельности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01.- Москва, 2009.- 168 с.

8. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И. - М., 2012. - 181 с.

9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. -М.: Академия, 2006. - 368 с.

11. Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека и ее психомоторная составляющая. - 2 вып. Ч. I «Вестник СПбУ», серия 12, 2009 (статья), СПбГУ 2009 Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. II. - СПБ.: Вестник Санкт-Петербургского университета.

12. ФГОС дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - С. 29.

13. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. - 2015. Т. 64. - № 2. - С. 68-83.

14. Aspin D.N. On human movement studies // Momentum. - 1983. - Vol. 8.-№2. - P. 2-11.

15. Blais, C. Instructions as constraints on psychomotor performance // Journal of Human Movement Studies. - 1991. - 21, 217-231.

16. Cratty B.J. A Three factor - level theory of Perceptual - motor Behavior // Quest. - 1966. -P. 3-10.

17. Crocker P.R.E., Wilberg R.B. The absence of orienting task specificity in psychomotor learning // Percept, and Mot. Skills. - 1985. - Vol. 61. -№2. - P. 399-405.

18. Crocker, P. R. E., & Dickinson, J. (1984). Incidental psychomotor learning: The effects of number of movements, practice, and rehearsal. Journal of Motor Behavior, 16, 61-75

19. Kerr R. Motor development: a possible model // Mot. Skills: Theory Pract. - 1982. - Vol. 6. - № 1. - P. 19-28.

20. http://www.caravan.kz/art/chto-takoe-psikhomotorika-94660/

Статья поступила в редакцию 14.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.