Научная статья на тему 'Разработка принципов международно-правовой политики как юридической гарантии обеспечения надежной защиты интересов субъектов международных отношений'

Разработка принципов международно-правовой политики как юридической гарантии обеспечения надежной защиты интересов субъектов международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL LAW POLICY / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE SUBJECTS OF INTERNATIONAL RELATIONS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шмелева Марина Владимировна

В настоящей статье рассматривается значение международно-правовой политики, основанной на нормах международного права, и ее принципов в мировой жизни современного общества. Обосновывается необходимость нормативного закрепления принципов международно-правовой политики и применения этих принципов в деятельности всех субъектов международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Principles of International Law Policy as Legal Guarantees Reliable Protection Interests of Subjects of International Relations

The author of this article considers the importance of international law policy, based on the norms of international law, and principles of this policy in the world of modern society. Increase the need to fix the normative principles of international law policy and the application of these principles in the activity of all subjects of international relations.

Текст научной работы на тему «Разработка принципов международно-правовой политики как юридической гарантии обеспечения надежной защиты интересов субъектов международных отношений»

6 URL:http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-891_en.htm?locale=en#PR_metaPressRelease_bottom (дата обращения: 09.09.2013).

7 Council Directive 92/84/EEC of 19 October 1992 on the approximation of the rates of excise duty on alcohol and alcoholic beverages.

8 Council Directive 2011/64/EU of 21 June 2011 on the structure and rates of excise duty applied to manufactured tobacco.

9 URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/excise_duties/energy_prod-ucts/rates/excise_duties-part_ii_energy_products_en.pdf (дата обращения: 09.09.2013).

10 URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/gen_info/economic_analysis/ tax_structures/2012/booklet.pdf (дата обращения: 09.09.2013).

11 URL:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:157:0038:0048:en:PDF (дата обращения: 09.09.2013).

12 URL: http://www.hmrc.gov.uk/esd-guidance/ (дата обращения 09.09.2013).

13 Direct Taxation: Introduction // European Union Official website URL: http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/ lvb/l26036.htm (дата обращения: 09.09.2013).

14 См.: Парламент Великобритании. URL: http://www.parliament.uk/search/results/?q=maximum+sta ndard+rate+vat (дата обращения: 09.09.2013).

15 URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-03-149_en.htm (дата обращения 09.09.2013).

16 См.: Информационный сайт о Мальте. URL: http://www.maltavista.ru/library/article/214 (дата обращения: 09.09.2013).

М.В. Шмелева

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ*

В настоящей статье рассматривается значение международно-правовой политики, основанной на нормах международного права, и ее принципов в мировой жизни современного общества. Обосновывается необходимость нормативного закрепления принципов международно-правовой политики и применения этих принципов в деятельности всех субъектов международных отношений.

Ключевые слова: международно-правовая политика, международное право, безопасность, субъекты международных отношений, принципы.

M.V. Shmeleva

DEVELOPMENT OF PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW POLICY AS LEGAL GUARANTEES RELIABLE PROTECTION INTERESTS OF SUBJECTS OF INTERNATIONAL RELATIONS

The author of this article considers the importance of international law policy, based on the norms of international law, and principles of this policy in the world of modern society. Increase the need to fix the normative principles of international law policy and the application of these principles in the activity of all subjects of international relations.

Key words: international law policy, international law, security, the subjects of international relations, the principles.

© Шмелева Марина Владимировна, 2014

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, научный сотрудник научно-образовательного центра фундаментальных исследований (Саратовская государственная юридическая академия); civil2012@mail.ru

*Работа выполнена при финансовой поддержке Саратовской государственной юридической академии, проект «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство» в рамках задания № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в 120 базовой части государственного задания Миноборнауки России.

Международно-правовая политика приобрела большое значение для международных отношений с конца ХХ в., когда началось формирование единого взаимозависимого мира. Такой мир стал следствием глобализации, под которой в первую очередь понимается размывание границ между государствами из-за интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время не только страны третьего мира зависят от развитых стран, но все страны находятся в определенной зависимости друг от друга. Перед человечеством встают все новые и новые сложные проблемы, требующие коллективного решения. Так, с каждым годом увеличивается угроза ядерной катастрофы. Несмотря на действующие в мире международные договоры, сложившееся недоверие между государствами приводит к постоянному накоплению и модернизации ядерного оружия. Кроме того, принятый Договор о нераспространении ядерного оружия1 фактически предоставил право иметь ядерное оружие не только крупным, но и небольшим странам и даже некоторым развивающимся. Все это, безусловно, вызывает определенную тревогу, поскольку у человека появилась возможность уничтожить целые страны, континенты и все живое на Земле. Следовательно, дальнейшая жизнь на планете сегодня зависит от отношений, складывающихся между странами.

Помимо угрозы ядерной катастрофы, вызывают тревогу сложные экологические проблемы, поскольку даже самая эффективная природоохранительная деятельность на внутригосударственном уровне не позволяет обеспечить охрану окружающей среды и экономно использовать природные ресурсы в мировых масштабах. Вне пределов национальной юрисдикции каждого государства имеются общие природные ресурсы Космоса, Мирового океана и Антарктики, которые постоянно подвергаются интенсивной эксплуатации.

Все эти изменения, произошедшие в мире, вследствие обозначенных факторов, значительны для человечества, и свидетельствуют о проблемах международного взаимодействия.

Как предусмотрено в Концепции внешней политики Российской Федерации2, сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

В связи с вышеизложенным считаем, что взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в условиях быстроизменяющегося и противоречивого мира между всеми субъектами международных отношений требует научно обоснованной и продуманной юридической формы выражения политических целей и интересов мирового сообщества в виде адекватной и последовательной международно-правовой политики. Необходимо учитывать, что при разработке международно-правовой политики большое значение имеют общие подходы к пониманию содержания такой политики.

Содержание международно-правовой политики можно рассмотреть через призму принципов, на которых она должна основываться. Как считает Е.В. Вавилин, «концептуальное осмысление того или иного феномена всегда требует определения его начал, основ, принципов. Невозможно изучить явление, не уяснив его первооснов»3.

В современной юридической науке под принципами принято понимать основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм

какой-либо отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

В настоящее время ряд основополагающих принципов международного права закреплен в Декларации о принципах международного права4, к которым относятся следующие:

принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций;

принцип, в соответствии с которым государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, обязанности не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, обязанности государств сотрудничать друг с другом согласно Уставу; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип суверенного равенства государств;

принцип, в соответствии с которым государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом.

К сожалению, в настоящее время отсутствует прямое нормативное закрепление принципов международно-правовой политики. Эти принципы нигде прямо не поименованы, их значение нормативно не раскрывается.

Учитывая вышесказанное, мы пришли к выводу, что международно-правовая а политика должна строиться на следующих принципах:

? Принцип невмешательства во внутренние дела государств. Важность выделения

3 такого принципа представляется очевидной, поскольку его нарушение несет в себе угрозу подрыва международного правопорядка и влечет наступление соот-I ветствующих негативных последствий для всего мирового сообщества.

1 В Декларации о принципах международного права подчеркивается, что ни | одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо | или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела | любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все

2 другие его формы или всякие угрозы, направленные против правосубъектности ° государства или против его политических, экономических и культурных основ, 1 являются нарушением международного права.

| Помимо Декларации о принципах международного права, указанный прин-

е цип нашел свое закрепление в Уставе ООН5, Заключительном акте Совещания 1 по безопасности и сотрудничеству в Европе6 и ряде резолюций Генеральной Ас-

0

° самблеи ООН7. Так, в п. 7 ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что этот документ ни

го

в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство

1 в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, | и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие

дела на разрешение в порядке настоящего Устава. В этом же пункте также закреплено, что указанный принцип не затрагивает применения принудительных мер в соответствии с гл. VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

На основании изложенного и в связи с тем, что каждое государство обладает

122

неотъемлемым правом самостоятельно выбирать политическую, экономическую,

социальную и культурную систему своего государства, принцип невмешательства во внутренние дела государств выступает, на наш взгляд, базовым и служит основой для существования всех других принципов международно-правовой политики.

Принцип неделимости безопасности современного мира. Все глобальные проблемы современного мира так или иначе связаны с человеческими ошибками. Однако, как свидетельствует исторический опыт, совместные усилия государств очень эффективны в обнаружении и разрешении таких проблем, что оказывает серьезное положительное влияние на общую безопасность в мире. По этой причине на всем мировом сообществе постоянно лежит тяжелое бремя ответственности по обеспечению общемировой безопасности.

Кроме того, в связи с тем, что современный мир характеризуется многообразием и сложностью международных проблем, вызванных ростом военно-политических конфликтов, сепаратизма и экстремизма, экологическими кризисами, которые затрагивают интересы всех государств и могут быть решены исключительно коллективными усилиями, представляется возможным говорить о неделимости безопасности современного мира. Считаем, что юридической гарантией обеспечения надежной и равной защиты для каждого члена мирового сообщества будет закрепление принципа неделимости безопасности современного мира как одного из важнейших принципов единой международно-правовой политики.

Принцип осознанного и ответственного поведения каждого участника международного взаимодействия. Этот принцип основан на том положении, что международно-правовая политика должна обязывать государства к максимально точному, осторожному, осмысленному и ответственному поведению.

Принцип экономической взаимозависимости государств. В современном мире активно развиваются экономические отношения между государствами. Этот процесс, в свою очередь, с одной стороны, характеризуется усилением конкурентной борьбы между государствами, основанной на стремлении удовлетворения собственных национальных интересов, а с другой стороны, приводит к усилению взаимозависимости государств, которая заключается в том, что каждому субъекту международных правоотношений, чтобы наладить стабильные международные экономические отношения, требуется не только учитывать собственные интересы, но и интересы партнеров и мирового сообщества. Следовательно, можно сказать, что национальные интересы все больше приобретают интернациональный характер.

Поскольку взаимозависимые государства заинтересованы в сохранении мирных и дружественных отношений, то можно сделать вывод о том, что их экономическая взаимозависимость способна выступить гарантией поддержания стабильности в мире, а следовательно, выделение такого принципа представляется практически целесообразным.

Принцип коллективного решения международных проблем, или принцип консенсуса. Реализация указанного принципа осуществляется благодаря взаимодействию государств в международных организациях и объединениях в целях коллективного поиска решений общих проблем.

Важными условиями воплощения в жизнь указанного принципа является укрепление институтов демократического общества и поддержка международных неправительственных организаций, занимающихся решением ключевых

международных задач и обеспечивающих представление интересов большинства государств.

К сожалению, в настоящее время мы можем констатировать, что из-за увеличения количества участников международных отношений многие международные организации стали отказываться от применения принципа консенсуса в своей деятельности. Так, отказ от этого принципа применяется в ВТО при заключении секторальных соглашений, в которых участвуют лишь заинтересованные страны. ВТО мотивировала такой отказ тем обстоятельством, что с увеличением числа участников ВТО (на Бали 160-м членом Организации стал Йемен) достижение консенсуса по широкому кругу вопросов стало чрезвычайно трудным делом.

Безусловно, коллективное решение международных проблем -труднореализуемая цель международно-правовой политики. Однако, на наш взгляд, практика отказа от применения принципа консенсуса несет в себя еще большую потенциальную угрозу, поскольку такой отказ может привести к раздроблению международных организаций и утрате их всемирного значения.

Принцип запрета на применение принудительных мер. Международное сотрудничество должно строиться на равноправии и взаимном уважении. В связи с этим международно-правовая политика должна предусматривать запрет на применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Совета безопасности ООН и в нарушение положений Устава ООН, а в будущем вообще отказ от применения вооруженных мер.

Нормативным основанием указанного вывода может служить, в частности, ст. 2 Устава ООН, согласно которой все члены Организации должны разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями объединенных наций.

Рассматриваемый принцип связан не только с непосредственными действиями участников международных отношений по мирному разрешению возникающих конфликтов, но и предусматривает условие о недопущении развязывания новой гонки вооружений между странами и распространения оружия массового поражения.

Принцип партнерства между государствами и другими участниками международного взаимодействия. Отношения между государствами должны складываться как полноценный межцивилизационный диалог, направленный на достижение согласия между представителями различных религий, конфессий и культур. Такое станет возможно только при установлении равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений между странами.

На наш взгляд, именно такая группа принципов может выступать не просто декларациями, а реальным механизмом обеспечения международной законности. Указанные принципы, конечно, должны носить характер общепризнанных и быть универсальными с точки зрения их применения и понимания.

Все принципы международно-правовой политики тесно взаимосвязаны. Нарушение одного принципа влечет за собой нарушение другого (например, нарушение принципа партнерства между государствами и другими участни-

ками международного взаимодействия фактически разрушает всю систему принципов).

Как справедливо отмечала С.Т. Максименко, «практическая значимость принципов состоит в способности выступать критерием надлежащей и ненадлежащей реализации прав и исполнения обязанностей»8.

Таким образом, крупные экономические, политические и социальные перемены и научный прогресс, которые произошли в мире за последние десятилетия, усиливают необходимость нормативного закрепления принципов международно-правовой политики и применения этих принципов в деятельности всех субъектов международных отношений.

1 См.: Договор о нераспространении ядерного оружия: одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 г.. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /npt.shtml (дата обращения: 30.05.2014).

2 Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена 12 июля 2008 г. № Пр-1440. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. С. 176.

4 См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии: сборник. Нью-Йорк, 1970. C. 151-155.

5 См.: Устав Организации Объединенных Наций: принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 См.: Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977.

7 См.: Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принята резолюцией 36/103 XXXVI Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.) (извлечение) // Международное право: сборник документов. М., 2000.

8Максименко С.Т. Принципы реализации гражданских прав и обязанностей // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик: сборник материалов. Саратов, 1971. С. 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.