МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В. И. ТРУШЛЯКОВ В. В. ШАЛАЙ В. В. МАРКЕЛОВ Н. Н. ИВАНОВ В. Н. БЛИНОВ
Омский государственный технический университет
КБ "Полет" УДК 629.7: 378
ГКА ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ
ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОРБИТАЛЬНОГО СТЕНДА НА ОСНОВЕ КОСМИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ ДЛЯ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, ПОВЫШЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАССМОТРЕННЫХ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОРБИТАЛЬНОГО СТЕНДА (АУИОС) НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМ НАНОС ПУТНИКОВ (Д010-20 КГ). ВТОМ ЧИСЛЕ И НЕОТДЕЛЯЕМЫХ ОТ ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ (РН) В ОБЩЕМ СЛУЧАЕ КОСМИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ВПОСЛЕДСТВИИ ЭТО БУДЕТ ДОСТАТОЧНО ОБШИРНЫЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛАСС ЗАДАЧ, ВОСТРЕБОВАННЫЙ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН.
Вводные замечания
Для определения проектно-конструкторского облика автоматического учебно-исследовательского орбитального стенда (АУИОС) в связи с нетрадиционностью решаемых задач, необходимо рассмотрение ряда научно-методических и научно-технических проблем, связанных с целью исследования (повышение эффективности, в том числе и космического образования) и задачами исследо-
вания (определение методов и способов реализации цели исследования).
К этим проблемам можно отнести:
1. Какие научно-образовательные задачи целесообразно возложить на АУИОС в общей проблеме повышения эффективности космического образования?
2. Разработка технологии увязки АУИОС в общей системе учебно-лабораторных работ образовательных стандартов среднего и высшего образования.
3. Технологии проведения экспериментов на борту АУИОС, программы экспериментов, доступность получаемых результатов, периодичность их проведения и т.д.
4. Технические, экономические и социальные вопросы создания и эксплуатации серии АУИОС, в том числе программы запуска АУИОС, возможность их коммерциализации и т.д.
Простой неполный перечень проблем научно-методического и научно-технического характера, возникающий при анализе рассматриваемого вопроса, говорит о том, что формируется новый самостоятельный класс задач на разработку специализированной ракетно-космической техники, отличающейся от традиционной. При этом еще не сформированы и сам перечень задач, который должны решать АУИОСы, методология их использования в образовательном процессе достаточно значительной аудитории (школьники, студенты техникумов и вузов, аспиранты).
Разрабатываемые программы, концепции, имеющиеся отдельные эксперименты [1-3] позволяют конкретизировать направления разработок АУИОС.
Постановка задачи исследования
Модернизация содержания преподавания, методик преподавания и учебно-лабораторного оборудования ряда фундаментальных, общепрофессионапьных и специальных дисциплин в интересах подготовки широкого круга специалистов, преимущественно ракетно-космического направления (далее космическое образование) предлагается осуществлять на основе использования современных достижений практической космонавтики.
Имеющиеся возможности Омского ракетно-космического комплекса (производство и эксплуатация ракетно-космического комплекса на базе ракеты-носителя "Кос-мос-ЗМ", производство и эксплуатация большой номенклатуры различных космических аппаратов, в том числе и мини-спутников), образовательного потенциала в лице ОмГТУ позволяют рассмотреть практические шаги в направлении модернизации космического образования и разработке конкретных предложений.
В конечном итоге предлагаемые исследования предусматривают создание скорректированных учебных планов, курсов, учебно-лабораторной базы с учетом возможностей задействованных орбитальных и наземных космических средств как промышленных предприятий, так и вузовской научно-исследовательской и учебно-лабораторной базы.
В образовательном стандарте по направлению подготовки, например, 65.26.00 "Ракетостроение и космонавтика" [5] приведены дисциплины космического образования для большинства из которых, по мнению авторов, возможно и целесообразно использование АУИОС, имеющую наземную инфраструктуру - КБ "Полет' и ОмГТУ.
Формулировку задачи предлагаемого направления исследований представим в следующем виде:
- анализ общих тенденций развития космического образования и выявления наиболее эффективных путей его модернизации;
- на основе результатов анализа формирование требований к космическому сегменту (АУИОС, космической платформе, составу оборудования) для реализации сформированной программы экспериментов;
- разработка предложений по модернизации учебных планов, курсов, схем проведения лабораторных работ с учетом наличия космического и наземного учебно-лабораторных стендов, возможностей КБ "Полет" и ОмГТУ.
1. Основные направления повышения эффективности космического образования и вытекающие общие технические требования кАУИОС
Тенденция развития мирового сообщества показывает, что космическая деятельность, стремительно развиваясь, становится определяющим фактором прогрессив-
ного развития цивилизации. Космические знания, космическая техника, космические технологии проникают во все сферы жизни общества. Быстро развивается рентабельность космической деятельности. Космические науки и техника все в большей степени являются фактором национальной безопасности государства, поэтому космическое образование общества становится необходимым, оно позволяет обеспечить согласование достигнутого уровня развития цивилизации и интеллектуального потенциала каждого члена общества.
Повышение эффективности профессионального космического образования имеет особое значение в современных условиях, характеризующихся ограниченным бюджетным финансированием и, как следствие, ограниченными возможностями кадрового и ресурсного обеспечения, а также неустойчивым состоянием предприятий аэрокосмического профиля.
Решение рассматриваемой проблемы (повышение эффективности профессионального космического образования) предлагается осуществлять по следующим направлениям [1]:
- повышение качества всех ступеней космического образования на базе совершенствования и развития методического обеспечения, а также совершенствования деятельности существующих структур космического образования;
- формирование интеграционных взаимодействий учебных заведений и аэрокосмических предприятий и организаций, развитие кооперации и координации деятельности существующих образовательных структур вне зависимости от их ведомственной принадлежности;
- использование инновационных разработок;
- информатизация космического образования.
В дальнейшем, используя эти базисные направления, рассмотрим общие технические требования к АУИОС для реализации проблемы повышения эффективности космического образования.
1.1. Повышение качества космического образования складывается из трех главных составляющих: совершенствования содержания, учебно-методического и материально-технического обеспечения. Учитывая текущее состояние указанных составляющих, предлагается:
- провести анализ общих мировых тенденций в подготовке инженерных кадров для аэрокосмической отрасли;
- проанализировать существующие образовательные стандарты и разработать предложения по их совершенствованию, в том числе корректировку учебных планов, курсов, лабораторных занятий и т.д.
Учитывая цели работы, предусматривающей создание АУИОС на основе последних ступеней ракет-носителей, платформ (нано-, макро-, мини-спутников), естественным образом возникают вопросы содержания, методического и материально-технического обеспечения проводимых экспериментов.
Необходимо провести увязку технических возможностей, представляемых АУИОС, и требований действующих обязательных стандартов, мировых тенденций в подготовке инженерных кадров, целесообразность и востребованность данного направления космического образования. Из этого направления повышения эффективности космического образования в части разработки АУИОС следует сформировать перечень возможных реализуемых лабораторных экспериментов с учетом их содержания, учебно-методического обеспечения (способов реализации этих лабораторных работ на борту АУИОС), материально-технического оснащения АУИОС для многоразового проведения экспериментов, обеспечения наглядности и условий доступности этих экспериментов для широкой общественности (школьники, студенты, аспиранты).
Последнее условие накладывает требования как на космический сегмент системы (АУИОС, его орбиты, оборудование), так и на наземный сегмент (доступные по цене
приемные устройства, необходимые объемы информации и т.д.).
1.2. Формирование интеграционного взаимодействия учебных заведений и аэрокосмических предприятий при реализации общей проблемы по повышению эффективности космического образования, в конкретном случае по разработке АУИОС основывается на участии всех партнеров (школа, профессиональное техническое училище, техникум, вуз, завод-изготовитель, конструкторское бюро) в реализации проекта.
С этой целью перечень возможных задач, выносимых для решения на АУИОС, должен входить в разной степени во все ступени космического образования, либо в образовательные стандарты (региональные компоненты), либо в форме дополнительного образования по выбору обучающегося.
Наиболее приемлемой формой интеграционного взаимодействия в рассматриваемом случае может быть ассоциация, центр, территориальная интегрированная научно-производственно-образовательная структура и т.д.
В конкретном виде это направление повышения эффективности космического образования влияет на проектный облик АУИОС, методологию его использования на различных жизненных циклах (проектирование, испытание, эксплуатация), количества привлекаемых задач на борт АУИОС, количества организаций, участвующих в разработке перечня задач и т.д.
1.3. Использование инновационных разработок предусматривает формирование инновационного пути развития космического образования. Возникает необходимость вовлечения вузовских ученых, специалистов, аспирантов и студентов в инновационную деятельность, использования результатов этой деятельности для повышения качества подготовки специалистов, в том числе за счет применения инновационных образовательных технологий.
Возникает дополнительное связующее звено для координации и интеграции вузов с предприятиями аэрокосмической отрасли в сфере инновационных разработок для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях современной экономики.
Этот тезис повышения эффективности космического образования оказывает влияние на методологию использования АУИОС, перечень оборудования, программ задач на конкретные АУИОС. Возможно, это будет целая программа пусков АУИОС, решающая задачи коммерциализации инновационных разработок.
1.4. Информатизация космического образования предусматривает:
-формирование информационного пространства, в том числе на основе компьютерных технологий;
- разработка различных типов компьютерных обучающих программ, систем коммуникаций и общения для реализации дистанционного обучения;
- обеспечение непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения.
Для рассматриваемого случая (создание АУИОС) это направление сводится к созданию приемлемых по цене приемопередающих устройств как на борту АУИОС, так и у потребителя (школа-техникум-вуз). На первом этапе это могут быть коллективные центры пользования с требуемым объемом и скоростью передачи информации.
Приведенный обобщенный анализ проблем, сформулированных в [1], в направлении повышения эффективности профессионального космического образования и направления их решений может позволить сформировать элементы технического задания на такой уникальный объект, каким может быть АУИОС.
Этот анализ показывает, что АУИОС должны:
-удовлетворять требованию повышения эффективности всех ступеней образования (школы, техникумы, ПТУ, вузы, система переподготовки кадров и повышения квалификации);
- обеспечивать интеграцию учебных заведений и предприятий аэрокосмического профиля для разработки и эксплуатации АУИОС;
- базироваться на инновационных разработках и давать коммерческий результат;
-позволять реалиэовывать процесс непрерывного развития информатизации космического образования.
Эти направления впоследствии должны бьггь формализованы и транслированы в конкретные технические условия, критерии, ограничения для разработки принципов и методов проектирования АУИОС, кроме общетехнических, таких как стоимость, эффективность, надежность и др., использующиеся при разработке ракетно-космической техники.
Учитывая специфику развития космонавтики, а именно разработку малых спутников, оперативность их создания, сравнительную дешевизну (до 10 кг, до 50 кг и т.д.) наиболее целесообразным является развитие этого направления и для создания АУИОС.
С другой стороны, разработке АУИОС должны предшествовать эксперименты на базе сравнительно дешевых и оперативных разработок. Такие эксперименты можно реалиэовывать с использованием малых спутников, последних ступеней ракет-носителей. В дальнейшем для этих экспериментов предлагается использование нано-спутников, размещаемых на последних ступенях РН «Кос-мос-ЗМ», в том числе и неотделяемых.
2. Анализ основных и реализованных космических образовательных программ
Наиболее характерным с точки зрения системного подхода является российско-австралийский проект «Колибри-2000», который предусматривает создание программы научно-образовательных микроспутников.
В частности, рассматривается три направления:
- образовательное;
- научно-исследовательское;
-техническое, включая технологическое и конструкторское.
Образовательные задачи решаются исходя из того, что микроспутник - это высокотехнологическое учебное пособие, достаточно дорогое и сложное, в первую очередь из-за применения в нем высоких космических технологий, недоступных для обычной системы среднего школьного образования. Участвуя в этой Программе, школьники более углубленно изучают физику, математику, компьютеры, прикладные предметы в форме лабораторного специализированного практикума. Техническая сторона -создание микроспутника - реализуется при прямом участии профессиональных организаций.
Важным звеном программы является развертывание школьных наземных пунктов управления и приема телеметрической информации.
Научно-исследовательские задачи программы, разработка на основе того, что получаемые с микроспутников данные должны:
- давать школьникам дополнительные знания о современных проблемах фундаментальной физики;
- быть привлекательными и доступными для понимания школьниками;
-давать ученым, участвующим в программе, новые данные об исследуемых процессах.
Технические и конструкторские задачи ставятся, в первую очередь, исходя из того, что бортовые высокотехнологические приборы и устройства разрабатываются профессиональными организациями, а школьники привлекаются к постановке образовательных задач. Для каждого микроспутника составляется отдельная программа, которая позволяет оптимально использовать космический ресурс и его приложение к образовательной программе.
В [1] разработана концепция федерально-региональной программы космического образования, предусматривающая создание теоретических и практических направлений деятельности с привлечением Росавиакосмоса, Федерации космонавтики, Минобразования, Минобороны И т.д.
Известен проект «Икарус» разработки студентов аэрокосмического факультета Мичиганского университета, представляющий собой разработку и изготовление спутника для использования по программе HACA. До этого студенты проводили работы с экспериментальными установками на «Шаттле» и участвовали в разработке субспутников. Основная задача проектируемого аппарата - служить в качестве груза, разматывающего трос длиной 14,5 км с барабана, установленного на второй ступени РН «Дельта 2». [3].
Существует (значительная часть ее уже реализована) большая программа школьных экспериментов на пилотируемых станциях как в США, так и в СССР (РФ). Однако имеются принципиальные различия между пилотируемыми станциями, где эти эксперименты проводят космонавты и АУИОС, специально разрабатываемые для этих целей.
3. Основные требования к учебно-научным лабораторным работам, реализация которых возможна на борту АУИОС.
Примерный перечень направлений
В отличие от проекта «Калибри-2000», при разработке АУИОС предполагается привлечение, кроме школьников, преимущественно, студентов аэрокосмического факультета вуза, авиационного техникума, аспирантов.
Сформулируем основные принципы, на основании которых формупируется предлагаемая программа:
1. Востребованность учебно-исследовательских процессов при изучении дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами космического образования техникума и вуза аэрокосмического профиля.
2. Возможность реализации эксперимента в условиях ограниченного энергопотребления, габаритов, массовых характеристик.
3. Многократность повторения эксперимента в течение срока активного существования АУИОС (до 2-3 лет и выше).
4. Возможность передачи на наземные станции необходимых результатов измерений, по которым можно судить о результатах проводимых экспериментов.
5. Минимизация элементов, требующих механических приводов, движущихся элементов.
6. Возможность разработки усложняющихся экспериментов на нескольких АУИОС.
7. Кроме задач, имеющих образовательный и научно-исследовательский характер, предполагается самостоятельный класс технических задач, а именно технологические и конструкторские, предусматривающие отработку перспективных проекгно-конструкгорских решений космических аппаратов.
Отдельные требования предъявляются при разработке специализированных АУИОС, например, для отработки целого комплекса научно-технических и фундаментальных проблем космонавтики, например, тросовым системам, с помощью которых можно решать чрезвычайно широкий круг задач, в том числе маневрирование на орбите, стабилизация и ориентация, получение электричества и т.д.
В качестве основных направлений Программы на первом этапе предлагается рассмотреть следующие: строение магнитного поля Земли, тепловые процессы в космосе, небесная механика, передача информации, наблюдение земной поверхности из космоса, экология, проектно-конструкторские задачи ракетно-космической техники,
технологии управления космическими аппаратами и т.д.,т.е. лабораторные работы, выполнение которых в земных условиях затруднено или невозможно.
4. Направления разработки АУИОС на основе космических платформ
Для реализации экспериментов предлагается разработка непосредственно АУИОС, на котором размещается лабораторное оборудование и космической платформы (КП), на которой размещается АУИОС.
КП в своем составе должна иметь следующие служебные бортовые системы:
- управления, включающую в свой состав бортовой комплекс, обеспечивающий ориентацию КП и управление функционированием всей служебной аппаратуры КП;
- энергоснабжения для систем КП и АУИОС;
-терморегулирования (при необходимости);
- передачи информации;
- конструкцию, обеспечивающую механическое соединение всех систем.
АУИОС в своем составе должен иметь:
- целевую аппаратуру, реализующую конкретные эксперименты;
- блок управления целевой аппаратурой (возможно совмещенной с КП);
- адаптеры для соединения систем АУИОС и систем КП (энергоснабжение, прием и передача целевой и управляющей информации);
- другие системы, зависящие от типа используемой В общем случае АУИОС совместно с КП представляет собой космический аппарат (КА), который после отделения от последней ступени РН (а может и не отделяться), выполняет свою целевую функцию.
Отделение КА от последней ступени имеет давнюю традицию, обусловленную рядом объективных и субъективных причин, например:
- выведение нескольких КА в одном пуске;
- конструкция ступени РН снижает эффективность КА;
- наличие неопределенных количеств жидких остатков топлива на борту приводит к ухудшению динамических характеристик ступени и КА;
- газовые выделения из топливного отсека ступени РН негативно воздействуют на системы КА;
- разделение ответственности между ведомствами, решающими разные задачи: средства доставки и целевая аппаратура, что позволяет легче управлять процессами разработки и эксплуатации ракетно-космических комплексов.
Установившаяся схема разработки КА и средств выведения имеет ряд преимуществ и достоинств, что позволило создать унифицированные семейства КА различного назначения и средства выведения полезных нагрузок. Для эффективного использования средств ракетно-космической техники в ряде экспериментов предлагается не отделять ступень РН и использовать остаточные энергетические ресурсы на последней ступени после доставки КА на орбиту функционирования и выключения двигательной установки. К этим ресурсам можно отнести:
- остатки запаса электричества в химических батареях;
- остатки сжатого газа в шар - баллонах;
- остатки жидкого топлива в баках;
- масса ступени, представляющая собой набранный запас кинетической и потенциальной энергии на орбите, который можно использовать для маневров [4];
- конструкция ступени, на которых можно разместить элементы АУИОС;
- система бортовой телеметрии для передачи данных от АУИОС и т.д..
Следует отметил», что практическое использование всех этих ресурсов будет связано со значительными конструктивными доработками, снижением вероятности безотказной работы дорабатываемых бортовых систем ступени РН.
На первых этапах создания КП для АУИОС целесообразно использовать энергетические ресурсы ступени РН в двух направлениях:
- в качестве целевой аппаратуры для проведения экспериментов над бортовыми системами неотделившейся ступени РН. Этот блок экспериментов формируется отдельно при разработке Программы;
- использование в качестве служебных систем КП, например, система телеметрии, конструкция, остатки запасов электричества в аккумуляторных батареях.
В общем случае при доработке бортовых систем последней ступени РН с целью ее использования в качестве элемента КП необходимо руководствоваться следующими принципами:
- сохранение достигнутой надежности функционирования бортовых систем ступеней РН на всех этапах жизненного цикла;
- обеспечение возможности проведения всех штатных операций при подготовке к пуску, пуске РН, выведении на орбиту функционирования без каких-либо ограничений со стороны элементов КП и АУИОС.
Литература
1. Разработка проекта национальной программы космического образования. Отчет по НИР «Базис», Москва, МАИ, 2001 г.
С. С. ЕФИМОВ
Омский государственный технический университет
УДК 681.3.069
Курс «Сортировка и поиск» входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин, относящихся к национально-региональному (вузовскому) компоненту при подготовке специалистов по информационным системам.
Большое влияние на формирование данного курса оказал классический труд известного американского ученого профессора Д.Э.Кнута «Искусство программирования» [1]. Третий том этой книги так и называется - «Сортировка и поиск». В 2000 году было опубликовано второе издание данной монографии. Более четверти века она использовалась автором в качестве учебного пособия для студентов как старших, так и младших курсов Станфордского университета. Билл Гейтс так оценил материал, представленный в книге: «Если вы сможете прочесть весь этот труд, то вам определенно следует отправить мне резюме».
Алгоритмы и методы сортировки и поиска за прошедшие десятилетия не только не потеряли свою значимость, но и, наоборот, стали более актуальными в связи с проникновением вычислительной техники абсолютно во все сферы знаний и области деятельности человечества. В настоящее время сформировалось большое количество систем информационного и слравочно-информационного характера. Гигантские объемы информации, которыми
2. Проект «Колибри-2000». МОО Микроспутник, Москва, 2002 г.
3. И. Черный, Л. Александров. «Икар» на проволоке. // Новости космонавтики. 2000, №4 (207).
4. И.М.Сидоров. Принципиальная возможность использования тросовых систем для реализации гравитационных маневров в окрестности планеты. Докл. Академии наук, 2002, том 384, №4, с.483-485.
5. Образовательный стандарт по направлению «Ракетостроение и космонавтика», Москва, Минобразования, 2000 г.
ТРУШЛЯКОВ Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматические установки» Омского государственного технического университета.
ШАЛАЙ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматические установки», декан аэрокосмического факультета Омского государственного технического университета. МАРКЕЛОВ Виктор Викторович, кандидат технических наук, главный конструктор КБ «Полет». ИВАНОВ Николай Николаевич, кандидат технических наук, заместитель главного конструктора КБ «Полет». БЛИНОВ Виктор Николаевич, доктор технических наук, заместитель главного конструктора КБ «Полет».
ежедневно оперируют подобные системы, требуют высокой эффективности используемых методов сортировки и поиска данных. Информационные базы многих поисковых серверов глобальной сети Интернет охватывают десятки и сотни миллионов документов.
Качество специалистов по информационным системам различного характера зависит, в частности, и от того, насколько хорошо они владеют арсеналом существующих методов сортировки и поиска данных. Для подготовки качественных специалистов следует уделять должное внимание эффективности процесса их обучения.
Материал дисциплины «Сортировка и поиск» преподавался студентам кафедры «Прикладная математика и информационные системы» Омского государственного технического университета в течение последних четырех учебных лет. Лекционный курс подготовлен и читается с использованием видеопроектора в среде программы для электронных презентаций Power Point. Каждая лекция, по существу, представляет собой электронный слайд-фильм из 10-15 слайдов, содержащих описание методов, их статическую и динамическую иллюстрацию, оценку методов. Изданы методические указания [2] по методам внутренней сортировки и поиска.
СИСТЕМА
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ
«СОРТИРОВКА И ПОИСК»_
РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «СОРТИРОВКА И ПОИСК», РЕАЛИЗОВАННОЙ В СРЕДЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI. ПОЗВОЛЯЕТ СГЕНЕРИРОВАТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ВАРИАНТЗАДАНИЯ, ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ С УКАЗАНИЕМ ОШИБОК, ВЫСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ. ИСПЫТАНА НА ПОТОКЕ ИЗ ТРЕХ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ 2002/3 УЧЕБНОГО ГОДА.