Научная статья на тему 'Разработка практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия'

Разработка практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Светлана Александровна

В работе рассмотрены и проанализированы определения и методики оценки инновационного потенциала предприятия. Основной задачей исследования явилась разработка конкретных практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия»

РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБОСНОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ С.А. Медведева Научный руководитель - к.э.н., профессор В.П. Кустарев

В работе рассмотрены и проанализированы определения и методики оценки инновационного потенциала предприятия. Основной задачей исследования явилась разработка конкретных практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия.

Введение

В современных условиях быстро меняющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. Экономическая практика хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что инновационная деятельность в современных условиях является наиболее существенным фактором, определяющим количественные и качественные параметры развития экономической системы любого уровня сложности. Инновационные процессы становятся существенным фактором, определяющим стратегический успех предприятия на рынке товаров и услуг, устойчивость и стабильность его развития.

Сегодня наряду с техническим, производственным и ресурсным потенциалами особую значимость приобретает инновационный потенциал [1]. В научной литературе потенциал предприятия определяется как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области». Этому понятию уделяют значительное внимание специалисты в прикладных отраслях экономической науки - менеджменте и маркетинге. При этом многие авторы подчеркивают роль инноваций как основного источника развития промышленности. В настоящий момент в научной литературе не существует единого мнения относительно понятия «инновационный потенциал». В некоторых работах он отождествляется с научно-техническим потенциалом, научно-инновационным потенциалом, потенциалом трансформации технологии. Следовательно, остается открытой и проблема эффективной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия [2].

Основной задачей исследования являлось изучение вопросов определения и оценки инновационного потенциала. В работе были изучены и проанализированы основные предлагаемые определения и методики оценки инновационного потенциала предприятия. Достоинство заключается в разработке конкретных практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала предприятия.

Основные положения исследования

Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение по Фримену представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [3].

Более расширенное определение ИПП предлагают Е.Н. Сафонов, Г.А. Палама-ренко, а также О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И.А. Коршунов, кроме того, их подходы достаточно схожи. Так, Е.Н. Сафонов, Г.А. Паламаренко отмечают, что сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим в себя:

- квалифицированные научные кадры;

- материально-техническое обеспечение, которое существенно влияет на уровень научно-технических решений, а также сроки создания и освоения нововведений. Включает в себя научный инструментарий, оборудование, приборы, а также уровень его новизны в технологическом смысле, наличие опытно-экспериментальной базы;

- информационно-методическое обеспечение. Отражает опыт исследований и разработок, существующий научно-технический задел, а также степень информации о проводимых в данных областях разработках;

- организационное обеспечение. Формирует направленность научно-технической деятельности, а также отвечает за организацию ее связей с другими подразделениями предприятия.

О.П. Коробейников, А. А. Трифилова, И.А. Коршунов отмечают, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие ИПП, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

- интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

- материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

- инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

- иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Более детально к вопросу оценке ИПП подошли О.В. Косолапов, О.А. Гиренко-

Коцуба. Их точка зрения заключается в том, что ИПП в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Анализ основных методик оценки инновационного потенциала предприятия

В настоящий момент времени не существует единой методики оценки инновационного потенциала предприятия. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

• частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

• комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:

• дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т. е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели;

• устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам;

• анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала;

• составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т. д.).

Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

• оценка управляющих воздействий;

• оценка состояния внешней среды;

• ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические);

• ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

• установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

• наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

• оценка структурных параметров;

• определение интегральной оценки потенциала организации [4].

Однако и для частной оценки, и для комплексной необходима выработка универсальных критериев оценки инновационного потенциала организации. Разные авторы предлагают разные способы оценки инновационного потенциала. Основными из них являются:

1) бизнес-анкета (табл. 1). Однако, как представляется автору, данная анкета не способна оценить реальный потенциал предприятия, поскольку все оценки проставляются по качественной шкале, которая не отражает реальных цифр, а выражает просто абстрактную, субъективную оценку;

2) А. А. Трифилова предлагает оценивать потенциал по собственным оборотным средствам; собственным оборотным средствам и долгосрочным кредитам; собственным оборотным средствам, долгосрочным и краткосрочными кредитам.

Она обосновывает это тем, что одной из основных задач анализа финансовой устойчивости предприятия является определение степени обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, а также соотношения объемов собственных и заемных средств. Такой анализ проводится на основе материалов финансовой отчетности. Использование методики этого анализа позволяет выявить соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств для формирования.

Фактор оценки Очень плохое состояние Является слабой стороной организации Требует ограниченных изменений Полностью удовлетворяет инновационной цели

Материально-технические ресурсы

Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие

Площади и рабочие места, связь и транспорт

Оборудование и инструменты

Трудовые ресу рсы

Состав и компетентность руководителей

Состав и квалификация специалистов

Состав и квалификация рабочих

Информационные ресурсы

Научно-технический задел; патенты и ноу-хау

Экономическая информация

Коммерческая информация

Финансовые ресурсы

Возможность финансирования из собственных средств

Обеспеченность оборотными средствами

Обеспеченность средствами на зарплату

Инвестиционная привлекательность

Организационный блок

Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления

Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей

Отношения: разделения прав и ответственности по звеньям

Технология процессов (общая оценка)

Прогрессивность используемых методов и технологий

Уровень автоматизации

Организационная культура

Коммуникативная система и язык общения

Система нефинансовой мотивации

Система финансовой мотивации

Модели наставничества

Восприятие ценностей компании сотрудниками как своих собственных

Управленческий ресурс

Система управления в целом

планирование

общая организованность

контроль

модели корректировки на этапах развития и изменений (на сколько быстро и качественно реагирует система на информацию о препятствии)

Стили управления руководителей подразделениями

Стили взаимодействия руководителей между собой

Таблица 1. Бизнес-анкета для оценки инновационного потенциала

Для полного отражения разных видов источников (собственных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов) в теории финансового анализа необходимо сначала осуществить расчет следующих показателей.

1) Наличие собственных оборотных средств. Этот показатель вычисляется как разность собственных средств и основных средств и вложений (внеоборотных активов) по формуле:

Ес = Ис - F ; (1)

где Ес - наличие собственных оборотных средств; Ис - источники собственных

средств (итог раздела III баланса «Капитал и резервы»); F - основные средства и вложения (итог раздела I баланса «Внеоборотные активы»).

2) Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат. Вычисляется как сумма собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов:

Ет = Ес + Кт = (Ис + Кт ) - F ; (2)

где Ет - наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат; Кт - долгосрочные кредиты и заемные средства (итог раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства»).

3) Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат. Рассчитывается как сумма собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов:

ЕЕ = Ет + Кт = (Ис + Кт + Kt) - F . (3)

где Е^ - общая величина по основным источникам средств для формирования результатов и затрат; Kt - краткосрочные кредиты и займы (итог раздела V баланса «Краткосрочные обязательства»).

На основе этих показателей, характеризующих наличие источников, которые формируют запасы и затраты для производственно-хозяйственной деятельности, рассчитываются величины, позволяющие оценить размер (достаточность) источников для покрытия запасов и затрат. Такая оценка инновационного потенциала позволяет, прежде всего, проанализировать финансовую устойчивость предприятия к инновационному развитию. Определение на этой основе типа инновационного потенциала позволяет проконтролировать правильность выбранного направления инновационного развития с позиций современного и дальнейшего финансового состояния предприятия. Сформированный метод может стать содержательной основой формирования стратегии инновационного развития и эффективной коммерциализации новых технологий.

Данный метод оценки инновационного потенциала предприятия обосновывает возможность проведения в последующем инновационной деятельности, но не дает качественную оценку инновационному потенциалу предприятия.

О.В. Косолапов, О.А. Гиренко-Коцуба предлагают оценивать инновационный потенциал, используя систему базовых показателей:

Пи - интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационной деятельностью в общей численности трудящихся;

Пнт - научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

Пм - удельный вес используемых новых методов;

Пно - удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем их количестве;

Пу - наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

Пд - удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

Данную методику тоже нельзя считать наиболее полно отражающей возможность оценки ИП.

Наиболее конкретной представляется автору методика оценки ИП, предложенная С.М. Бухоновой и Ю.А. Дорошенко [1]. Основные положения методики представляют последовательность этапов. 1) На основе анализа устанавливаются индикаторы оценки ИП. Индикаторы объединяются в пять групп, охватывающих все ключевые аспекты потенциала. 2) Определяется группа экспертов. Каждым экспертом устанавливаются значения оценок индикаторов в соответствии со шкалой Харрингтона. 3) На основании анкет с оценками экспертов рассчитываются количественные оценки каждого элемента инновационного потенциала. 4) На базе количественных оценок отдельных элементов рассчитывается интегральный показатель инновационного потенциала.

Для анализа и оценки инновационного потенциала считается необходимым выделить в рамках этого понятия две основные составляющие: научно-исследовательский потенциал и ресурсный потенциал. Для успешной инновационной деятельности, реализуемости инновационного потенциала (далее - ИП) необходимы обе эти составляющие. Без наличия ресурсов невозможна как разработка инноваций, так и их внедрение, а без проведения научных исследований и внедрения их результатов в производство невозможно поддержание на должном уровне конкурентоспособности предприятия, даже при наличии у него достаточного количества материально-технических и финансовых ресурсов. Ресурсный потенциал предприятия в свою очередь включает в себя такие составляющие, как финансовый потенциал, кадровый потенциал, материально-технический потенциал и организационно-структурный потенциал.

Для проведения оценки ИП при помощи указанных характеристик необходимо создать экспертную комиссию, в состав которой должны входить компетентные специалисты. Для объективности оценки они должны представлять различные сферы деятельности, такие как наука, производство, органы власти, учреждения, связанные с инновационной деятельностью. Для формализации экспертных оценок и обеспечения адекватного перевода качественных оценок в количественные предлагается использовать шкалу Харрингтона, доказавшую свою эффективность в различных областях знаний. Общий вид шкалы Харрингтона приведен в табл. 2.

Качественная оценка параметра Количественное значение

Отсутствие выраженности 0,0

Очень слабая выраженность 0,10

Слабая выраженность 0,285

Средняя выраженность 0,50

Более средней, но не сильная выражен- 0,715

ность

Сильная выраженность 0,90

Очень сильная выраженность 1,00

Таблица 2. Вербально-числовая шкала Харрингтона

В табл. 3 приведена методика оценки инновационного потенциала предприятия, включающая оценки по 32 позициям.

По каждому элементу инновационного потенциала экспертные оценки обобщаются и находится их среднее арифметическое.

Интегральный количественный показатель инновационного потенциала предприятия предлагается определять по формуле: ИП = НИП*РП,

где НИП - научно-исследовательский потенциал; РП - ресурсный потенциал.

Составляющая инновационного потенциала Ее оценка

Научно-исследовательский потенциал

1. Наличие зарегистрированных изобретений, патентов, ноу-хау, компьютерных программ и других объектов интеллектуальной собственности Доля объектов, обозначенных в пункте 1, во внеоборотных активах организации

2. Научный уровень сотрудников, наличие у них ученых степеней и званий

3. Доля персонала, занятого в НИИ и ОКР

4. Осуществление в организации фундаментальных исследований

5. Наличие государственной поддержки осуществляемых предприятием НИОКР

6. Наличие собственных разработок, внедренных и принесших экономический эффект

7. Доля результатов внедрения НИОКР в выручке

8. Доля расходов на НИОКР в себестоимости

9. Принципиальная новизна разработок, их соответствие мировому уровню

10. Степень завершенности разработок (доля разработок, доведенных до прототипа, промышленного образца, серийного производства) Суммарная оценка составляющей:

Кадровый потенциал

11. Наличие в организации лидера-новатора

12. Достаточность основного и вспомогательного персонала

13. Наличие кадров, имеющих специальное образование и опыт проведения НИР

14. Наличие опытных и квалифицированных специалистов в области маркетинга, управления, финансов

15. Образовательная и научная структура кадров Суммарная оценка составляющей:

Финансовый потенциал

16. Достаточность собственных финансовых ресурсов

17. Возможности привлечения заемных средств

18. Возможность получения бюджетного финансирования, грантов, спонсорской помощи, других видов внебюджетного льготного финансирования

19. Возможности привлечения венчурного капитала

20. Возможность получения налоговых льгот Суммарная оценка составляющей

Материально-технический потенциал

21. Наличие необходимых производственных площадей

22. Наличие производственного оборудования и транспорта

23. Наличие специализированных лабораторий, экспериментальной базы, приборов, установок и т. п.

24. Уровень автоматизации производства

25. Уровень износа основных средств

26. Наличие доступа к необходимым ресурсам (земельные участки, вода, полезные ископаемые, источники энергии и др.) Суммарная оценка составляющей:

Организационно-структурный потенциал

27. Ориентированность организационной структуры на разработку и внедрение инноваций

28. Наличие специализированных подразделений (конструкторского отдела, отдела маркетинга, патентного отдела, отдела стратегического развития)

29. Наличие лаборатории контроля качества

30. Наличие опыта в управлении проектами

31. Наличие партнерских и личных связей с НИИ, предприятиями, зарубежными партнерами

32. Наличие зарегистрированных торговых марок, товарных знаков, известного бренда и положительной репутации на рынке Суммарная оценка составляющей:

Таблица 3. Оценка инновационного потенциала предприятия

Такой порядок определения количественных значений ИП и его составляющих предложен, исходя из изложенной выше предпосылки, суть которой в том, что для успешной инновационной деятельности и эффективного использования ИП необходимы обе его составляющие - и научно-исследовательский задел, и ресурсы, необходимые для его реализации. Если какая-то из составляющих ничтожно мала или отсутствует, эффективная инновационная деятельность невозможна, а инновационный потенциал в нашем его понимании близок к нулю.

Основные результаты исследования и разработка практических рекомендаций по обоснованию и оценке инновационного потенциала

Проанализировав и обобщив все приведенные определения ИП, под ним следует понимать совокупность, в которую входят:

• материально-технические ресурсы;

• интеллектуальные ресурсы (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

• финансовые ресурсы (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, гран-товые);

Рис. 1. Алгоритм проведения оценки инновационного потенциала

• кадровые ресурсы (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

• инфраструктурные ресурсы (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

• информационно-методическое обеспечение;

• организационное обеспечение;

• маркетинговые исследования рынков сбыта товаров и конкурентной среды;

• комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые приводят к инновациям;

• иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Как представляется автору статьи, на основе изученных методик оценки инновационного потенциала предприятия и их анализа можно выработать общую методику-алгоритм комплексной оценки инновационного потенциала предприятия, носящую рекомендательный характер (рис. 1). На основе проведенных мероприятий представляется возможность дать общую, комплексную оценку инновационного потенциала предприятия.

Заключение

Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

Однако на сегодняшний день не существует единого мнения относительно самого понятия «инновационный потенциал», равно как и не существует единой методики его оценки. В своей работе автор сделал попытку конкретизировать данное понятия и разработал алгоритм оценки инновационного потенциала предприятия, который может носить общий, рекомендательный характер и способен оценить инновационный потенциал в текущий, интересующий момент времени.

Литература

1. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Оценка эффективности и моделирование интеграционных подходов к активизации инновационной деятельности предприятия //Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 9.

2. Макаренко О. В. Формирование инновационного потенциала промышленного предприятия на принципах бенчмаркинга: Дис... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2006. - 162 с.

3. Ромашова И. Инновационный потенциал предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.birzhaplus.ru/fin/79566

4. Инновационная деятельность МП. - Режим доступа: http://www.dist-cons.rU/modules/innova/section3.html#3.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.