Научная статья на тему 'Разработка понятия "патриотическое воспитание" в отечественной педагогике в 1990-е годы в аспекте решения проблемы воспитания патриотизма'

Разработка понятия "патриотическое воспитание" в отечественной педагогике в 1990-е годы в аспекте решения проблемы воспитания патриотизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОДИНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономаренко А.А.

В данной статье рассматривается проблема решения вопроса патриотического воспитания в 1990-е годы. Раскрываются понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Обозначенная проблема рассматривается в социальном контексте. Анализируются основные теоретические работы в педагогике того времени. В этот период ученые предпринимали попытки создания концепции патриотического воспитания. Возрождение патриотического воспитания начинается с конца 1990-х годов, как ответная реакция на происходящие социально-политические изменения в стране. Опираясь на выводы исследователей патриотического воспитания установлено, что его содержание изменяется от политико-экономических и социокультурных условий, образовательной политики в конкретный исторический период, а также зависит от национальных, религиозных и других особенностей. В связи с этим, человек постоянно находится под влиянием изменяющейся внешней среды и одновременно сам оказывает воздействие на ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка понятия "патриотическое воспитание" в отечественной педагогике в 1990-е годы в аспекте решения проблемы воспитания патриотизма»

Разработка понятия «Патриотическое воспитание» в отечественной педагогике в 1990-е годы в аспекте решения проблемы воспитания патриотизма

Пономаренко Антон Александрович,

аспирант кафедры педагогики, Педагогический институт ТОГУ, ponomarenko-nadya@mail.ru

В данной статье рассматривается проблема решения вопроса патриотического воспитания в 1990-е годы. Раскрываются понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Обозначенная проблема рассматривается в социальном контексте. Анализируются основные теоретические работы в педагогике того времени. В этот период ученые предпринимали попытки создания концепции патриотического воспитания. Возрождение патриотического воспитания начинается с конца 1990-х годов, как ответная реакция на происходящие социально-политические изменения в стране. Опираясь на выводы исследователей патриотического воспитания установлено, что его содержание изменяется от политико-экономических и социокультурных условий, образовательной политики в конкретный исторический период, а также зависит от национальных, религиозных и других особенностей. В связи с этим, человек постоянно находится под влиянием изменяющейся внешней среды и одновременно сам оказывает воздействие на ее формирование.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, воспитательная деятельность, Родина, образовательные учреждения.

В 1990-е годы в сознании граждан укоренилось ложное и запутанное представление о патриотизме, чему способствовали тяжелые условия происходивших преобразований.

В исследуемый период понятие «родина» также претерпело значительные изменения. Главным фактором этого процесса стал распад Советского Союза. Тем самым, одномоментно перестал существовать тот образ и идеал, который выстраивался на протяжении многих десятилетий.

Другим фактором, способствовавшим девальвации и размыванию понятия «родина», стало неумеренное возвеличивание космополитизма, начатое в период перестройки [1].

Произошедшее в рассматриваемое десятилетие размывание основных смысловых понятий, составляющих содержание патриотического воспитания, обусловило необходимость его адаптации к новым политическим и социокультурным условиям.

Следует отметить важность неоднородности периода с 1990 по 2000 гг. В.И. Лутовинов выделяет в рассматриваемом десятилетии два периода, характеризующих отношение государства и общества к патриотическому воспитанию и патриотизму, в частности. Отличительной чертой первого периода (с начала 1990-х до конца 1995 года) являлось разрушение прежней системы патриотического воспитания, исчезновение ее социально-педагогического компонента, направленного на формирование у молодежи мировоззренческих взглядов и позиций по наиболее важным политическим, социальным, историческим, нравственным и другим проблемам, а также понимания и осознания своего места и роли в служении Отечеству. Во второй период (1996 - 2000 годы) происходит постепенный рост внимания к патриотизму, особенно со стороны государства [2]. Это проявлялось в возвращении и частичном восстановлении компонентов патриотического воспитания, нашедших свое отражение в нормативных правовых актах [3].

Исследователями (В.И. Лутовинов, Н.В. Иппо-литова, А.А. Щеголев, А.В. Лукинова и др.) установлено, что до середины 1990-х годов к патриотическому воспитанию со стороны государства и общества наблюдалось пренебрежительное или негативное отношение. Сложившуюся ситуацию в

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

сч

м

01 г

воспитании осуждал Б.Т. Лихачев. Он призывал определиться с государственной идеологией, которая существенно влияет на воспитание молодого поколения и приводил в качестве примера государственную идеологию США, в основе которой лежит идея патриотизма, демократизма, торжества права [4].

Учеными отмечалось, что мероприятия по патриотическому воспитанию не находили отражение в образовательной практике, что обуславливалось отсутствием у субъектов образовательного процесса (школа, общественные объединения, государство и т.д.) представлений о содержании, целях, задачах и принципах патриотического воспитания [5].

А.В. Лукинова в своей работе пишет, что в начале 1990-х гг. отсутствовал социальный заказ, педагогическая общественность не имела конкретных представлений о том, какой человек нужен российскому обществу, а воспитание осуществлялось на внутривузовском уровне. Каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывало направления работы по патриотическому воспитанию [6]. В связи с этим, отсутствовало единое представление о содержании патриотического воспитания молодежи.

Причинами, определившими необходимость активизации патриотического воспитания, по мнению Н.В. Ипполитовой, стали: процессы деполитизации системы образования и демократизации общества, увеличение потока информации, сложность происходящих преобразований в обществе, расширение международных связей, усиление внимания к личности [7].

Понимание важности воспитания патриотизма стало отмечаться на высшем академическом уровне. В опубликованной статье «Российская академия образования: стратегия деятельности» говорилось, что Российская академия образования осознает свою ответственность в решении проблемы, связанной с возрождением в российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов свободы, добра, гражданственности и патриотизма [8]. Таким образом, были обозначены необходимые качества личности гражданина России, которые необходимо формировать.

В работах А.А. Крупника и В.И. Лутовинова указывалось на важность наполнения патриотизма новым содержанием, возвращением в арсенал патриотического воспитания первостепенного педагогического понятия «Родина», дальнейшего совершенствования самой системы патриотического воспитания и организации серьезного научного изучения проблемы патриотизма [9].

И.Ф. Харламов рассматривает воспитание патриотизма, как часть гражданского и национального воспитания или как вид деятельности (патриотической) в процессе воспитания [10]. Схожую позицию разделяет Л.Д. Столяренко, определяя патриотическое воспитание с позиции деятельностного подхода и рассматривая его как целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по

своему содержанию с развитием патриотизма [11]. Иной точки зрения, в рассматриваемый период, придерживались исследователи проблем патриотического воспитания.

По мнению С.Е. Матушкина [12] и С.Н. Винни-ковой [13], патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса, неразрывно связано с гражданским, нравственным и трудовым воспитанием, но обладающее относительной самостоятельностью. Учитывая структуру и содержание понятия «патриотизм», Н.В. Ипполи-това определяет патриотическое воспитание, как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» Также она соглашается с точкой зрения других исследователей (Т.А. Ильина и И.Т. Огородников), которые выделяют патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы с сохранением его органической связи с другими направлениями [14].

В своем исследовании С.В. Марзоев определяет патриотическое воспитание, как «воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян» [15]. На основе анализа педагогической литературы исследуемого периода автор приходит к выводу, что патриотическое воспитание считалось тогда составной частью гражданского воспитания, сущностной характеристикой которого было формирование у подрастающего поколения политической культуры, интегрирующей в себе три компонента: политическое сознание, политическая сознательность и политическое мышление [16].

В работе В.И. Лутовинова и Е.Г. Радионова предлагается свое видение патриотического воспитания с учетом накопленного историко-педагогического опыта. Авторы попытались научно обосновать программу патриотического воспитания в государстве, представив ее в виде определённой системы с участием государственных институтов и общественных объединений. Они рассматривают патриотическое воспитание как сложный, непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на личность, организуемый органами государственной власти для формирования у нее патриотического сознания [17]. В данном случае личность выступает пассивным объектом воздействия по отношению к субъектам патриотического воспитания (педагог, школа, вуз и т.д.).

В конце 1990-х годов была принята Программа развития воспитания в системе образования России (утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.10.1999 года № 574). Согласно этому документу, государство признало патриотическое воспитание одним из важнейших направлений государственной политики и образования. Деятельность образовательных учреждений в этом направлении должна была решать задачи по

воспитанию гражданина и патриота России. Педагог В.А. Мосолов писал, что идеология приоритета общечеловеческих ценностей под воздействием определенных политических факторов переставала носить навязчивый и всеобъемлющий характер [18].

Таким образом, к исходу 1990-х годов патриотическое воспитание рассматривалось как вид деятельности, целью которой являлось развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения в процессе взаимодействия воспитателей и воспитанников, а также как целенаправленное воздействие на личность.

После возникшего перерыва, связанного с отказом и разрушением прежней системы советского идеологизированного патриотического воспитания, был запущен процесс создания новой системы российского патриотического воспитания. Он характеризовался сложностью и неопределенностью, обусловленной разрозненностью в деятельности субъектов воспитания и отсутствием консенсуса в обществе и государстве по основным положениям, составляющих ядро патриотического воспитания: система ценностных установок, выраженных в образе гражданин-патриот России, содержание патриотического воспитания (цели, задачи, направления, мероприятия и т.д.), соотношение и взаимосвязь с другими направлениями воспитания.

Преобразования общественно-государственного уклада нашей страны создали крайне сложные условия для восстановления системы патриотического воспитания, так как у государства не было четких ориентиров и стратегий развития, общество находилось в состоянии «социального хаоса» и состояло из людей с размытым ценностно-смысловым мировоззрением. Возрождение патриотического воспитания начинает прослеживаться с конца 90-х годов, как ответная реакция на указанные выше условия.

Литература

1. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Диссертация доктора философских наук. Ставрополь. 2004. С. 182.

2. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие/ под общ. ред. С.В. Смуль-ского. - М.: Изд-во РАГС. 2010. С. 10-11.

3. Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России»; Федеральный закон от 19.05.1995 г. «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. Заведений и

слушаний ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт. 1998. С. 24.

5. Федосов А.Б. Кризис патриотического воспитания в России в конце XX. //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 244.

6. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины XX -начала XXI века. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва. 2010. С. 33.

7. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Гуманитарные науки Югории: сборник научных трудов. Вып. 7. - Ханты-Мансийск, 2009. С. 127136.

8. Российская академия образования: стратегия деятельности // Педагогика. 1993. № 1. С. 3.

9. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореферат диссертации кандидата философских наук. Москва. 1995. С 16.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардари-ки, 1999.

11. Столяренко Л.Д. Педагогика/Л.Д. Столя-ренко - Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. С. 353.

12. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям/ С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. 19 с.

13. Винникова С.Н. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами художественной литературы. Автореферат Диссертации кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 1998. С. 3.

14. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей патриотическому воспитанию учащихся. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Челябинск. 2000. С. 18.

15. Марзоев С.В. Теория и практика патриотического воспитания: содержание, принципы, технологии. Диссертация кандидата педагогических наук. Владикавказ. 2000. С. 5.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Прометей. 1996. 528 с.

17. Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. М.: ВУ. 1995. С. 15.

18. Мосолов В.А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России IX-XX вв. Диссертация доктора педагогических наук. Санкт-Петербург. 2000. С. 258.

19. Современная российская политика: институты, процессы, технологии / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Ермаков Д.Н., Зозуля О.А., Клементьев Д.Ю., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Постников Н.Д., Сидоров Д.В., Федорченко С.Н. Москва, 2016.

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

Development of the concept of "Patriotic education" in the national pedagogy in the 1990-ies in the aspect of solving the problems of education of patriotism Ponomarenko A.A.,

Pedagogical Institute of the Pacific state University This article deals with the problem of solving the issue of patriotic education in the 1990s. The concepts of "patriotism" and "patriotic education" are revealed. The identified problem is considered in a social context. The main theoretical works in pedagogy of that time are analyzed. During this period scientists attempted to create the concept of patriotic education. The revival of patriotic education begins in the late 1990s, as a response to the ongoing socio-political changes in the country. Based on the findings of researchers of patriotic education, it has been established that its content varies from political, economic and socio-cultural conditions, educational policy in a particular historical period, and also depends on national, religious and other features. In this regard, a person is constantly under the influence of a changing external environment and at the same time has an impact on its formation. Key words: patriotic education, patriotism, educational activity,

Motherland, educational institutions. References

1. Ivanov S.Yu. Patriotism in the culture of modern Russia. Dissertation of the Doctor of Philosophy. Stavropol. 2004. p. 182.

2. Lutovinov V.I. Military-patriotic education of Russian youth: a teaching aid / under total. ed. S.V. Smulsky - M .: Publishing house of RAGS. 2010. p. 10-11.

3. Federal Law of March 13, 1995, No. 32-03 "On Days of Military

Glory and Memorable Dates of Russia"; Federal Law of 19.05.1995 "On perpetuation of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941 -1945"; Federal Law of 28.06.1995 No. 98-FZ "On State Support for Youth and Children's Public Associations"; Presidential Decree of 16.05.1996, № 727 "On measures of state support of public associations, leading the work on the military-patriotic education of youth"

4. Likhachev B.T. Pedagogy. Course of lectures: Textbook. Manual

for students ped. studies Institutions and hearings IPK and FPK. - M .: Prometheus, Yurayt. 1998. p. 24.

5. Fedosov A.B. The crisis of patriotic education in Russia at the end of

XX. // Bulletin of KSU them. ON. Nekrasov. 2008. V. 14. S. 244.

6. Lukinova A.V. Patriotic education of teachers in the theory and

practice of national pedagogical education in the second half of the 20th - beginning of the 21st century. The dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow. 2010. p. 33.

7. Ippolitova N.V. Patriotic education of students in modern conditions // Humanities of Yugoria: a collection of scientific papers. Issue 7. - Khanty-Mansiysk, 2009. P. 127-136.

8. Russian Academy of Education: strategy of activity // Pedagogy.

1993. № 1. S. 3.

9. Krupnik A.A. Patriotism in the system of civic values of society

and its formation in the military environment: Author's abstract of the dissertation of the candidate of philosophical sciences. Moscow. 1995. C 16.

10. Kharlamov I.F. Pedagogy. - M .: Gardariki, 1999.

11. Stolyarenko LD. Pedagogy / L.D. Stolyarenko - Rostov-on-Don: Phoenix. 2000. p. 353.

12. Matushkin S.E., Ippolitova N.V. The essence and features of patriotic education in modern conditions: to help teachers / S.E. Matushkin, N.V. Ippolitov. Chelyabinsk: Publishing House of ChGPU. 2000. 19 s.

13. Vinnikova S.N. Patriotic education of cadets of higher educational institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of fiction. Abstract of thesis Candidate of Pedagogical Sciences. St. Petersburg. 1998. p. 3.

14. Ippolitova N.V. Theory and practice of preparing future teachers for the patriotic education of students. Abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Chelyabinsk. 2000. p. 18.

15. Marzoev S.V. Theory and practice of patriotic education: content, principles, technology. The dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Vladikavkaz. 2000. p. 5.

16. Likhachev B.T. Pedagogy. Lecture course. Tutorial. M .: Prometheus. 1996. 528 p.

17. Lutovinov V.I., Radionov E.G. Patriotic education of youth in modern conditions: problems and directions for their solution. M .: VU. 1995. p. 15.

18. Mosolov V.A. Paradigms of education in pedagogical thought of Russia of the 9th-20th centuries. The dissertation of the doctor of pedagogical sciences. St. Petersburg. 2000. p. 258.

19. Contemporary Russian politics: institutions, processes, technologies / Egorov V.G., Abramov A.V., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Ermakov D .N., Zozulya O.A., Klementyev D.Yu., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Postnikov N.D., Sidorov D.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2016.

e w

M

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.