Научная статья на тему 'Разработка политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности'

Разработка политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА / ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИННОВАЦИОННЫЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА / COMPLEX BUSINESS SAFETY / POLICY TO ENSURE CORPORATE SECURITY / INNOVATIVE ENTITIES / TRANSFORMATION OF RESOURCE POTENTIAL INTO INNOVATION ONE / COMPETITIVENESS OF INNOVATIVE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стерхов Анатолий Петрович

Предложен путь трансформации ресурсного потенциала в инновационный. Приведены основные базовые принципы функционирования субъектов инновационной деятельности. Сформулирована главная цель обеспечения комплексной безопасности инновационного предприятия. Определена главная роль в обеспечении конкурентоспособности инновационного бизнеса. Приведена схема обеспечения конкурентоспособности инновационного бизнеса. Проанализированы данные исследований по виктимизации субъектов предпринимательской деятельности. Сформулированы некоторые фундаментальные свойства безопасности. Даны основные свойства сложных систем применительно к вопросам безопасности инновационного бизнеса. Приведены основные факторы, составляющие внутренние угрозы безопасности инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF COMPLEX BUSINESS SAFETY POLICY BASED ON KEY PRINCIPLES OF INNOVATIVE ENTITY OPERATION

The article proposes a method to transform a resource potential into an innovative one. The basic functioning principles of innovative entities are given. The main goal of ensuring complex safety of an innovation enterprise is formulated. The major role in providing innovative business competitiveness is determined. A scheme to provide innovative business competitiveness is given. Research data on business entity victimization are analyzed. Some fundamental security features are formulated. The key properties of complex systems as applied to innovative business safety problems are provided. The key factors that constitute the internal threats of innovative business safety are outlined.

Текст научной работы на тему «Разработка политики обеспечения комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности»

В процессе работы сотрудников инкубатора малого бизнеса с кафедрами, лабораториями и центрами университета необходимо выявлять и привлекать к сотрудничеству авторов перспективных инновационных проектов. Авторов следует приглашать на обучение основам предпринимательской деятельности, ведения бизнеса. В процессе обучения предлагается закреплять за каждым инновационным проектом куратора из управления инновационной деятельности университета или другой подобной структуры, который будет направлять авторов в процессе коммерциализации проекта, оказывать консультационную поддержку в области проработки бизнес-модели, написания бизнес-плана, проведения маркетинговых исследований.

При объявлении конкурса по отбору резидентов инкубатора малого бизнеса авторы, за которыми были закреплены кураторы, смогут представить к оценке более проработанный проект.

Затем, в зависимости от степени проработанности проекта, он либо направляется на доработку (в частности, авторов проекта возможно направить на обучение), либо автор совместно с куратором работают над поиском инвесторов: дорабатывают бизнес-модель, рассчитывают финансовые и инвестиционные показатели, представляют проект на инвестиционных комитетах. При этом автору может быть предоставлен доступ к центрам коллективного пользования оборудованием, а в отдельных случаях - помещение бизнес-

инкубатора на льготных условиях. Схема описанной модели представлена на рис. 3.

Далее, в случае получения автором инвестиций на реализацию проекта, предполагается создание малого инновационного предприятия и получение статуса резидента инкубатора малого бизнеса со всеми привилегиями, предоставляемыми резидентам.

В случае если проект не получает инвестиций и грантов, он направляется на доработку. Если же и после доработки автор не получает инвестиций, работа по продвижению проекта завершается, но при этом данные о проекте вносятся в базу инкубатора, которая доступна всем потенциально заинтересованным лицам.

Однако при существующей ориентации вузов на отчетные показатели представленная модель не сможет работать эффективно, так как вероятность того, что будет обеспечено необходимое количество вновь образующихся предприятий, мала.

Есть и ещё одна проблема, препятствующая внедрению данной модели: низкий уровень поддержки инкубаторов малого бизнеса при вузах со стороны властей. Предусматривается, что вся консультационная поддержка, оказываемая на первоначальных этапах, будет бесплатной для предприятий. Соответственно, средства предприятий инкубатора не могут быть направлены на оплату труда кураторов проектов. В данном случае необходимы субсидии со стороны муниципальных бюджетов.

Библиографический список

1. Инновации: ключ на старт. Экосистема венчурных ком- 2. Кудрин А. Технопарки и бизнес-инкубаторы проверят на паний посевного цикла: состояние и перспективы / ООО эффективность // Сайт ИА «Альянс-Медиа».

Наутех, коллектив авторов. М.: Бизнес-журнал, ИД Компью- http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=869103 терра, 2010. 288 с.

УДК 338.22

РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© А.П. Стерхов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предложен путь трансформации ресурсного потенциала в инновационный. Приведены основные базовые принципы функционирования субъектов инновационной деятельности. Сформулирована главная цель обеспечения комплексной безопасности инновационного предприятия. Определена главная роль в обеспечении конкурентоспособности инновационного бизнеса. Приведена схема обеспечения конкурентоспособности инновационного бизнеса. Проанализированы данные исследований по виктимизации субъектов предпринимательской деятельности. Сформулированы некоторые фундаментальные свойства безопасности. Даны основные свойства сложных систем применительно к вопросам безопасности инновационного бизнеса. Приведены основные факторы, составляющие внутренние угрозы безопасности инновационного бизнеса. Ил. 1. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: комплексная безопасность бизнеса; политика обеспечения корпоративной безопасности; субъекты инновационной деятельности; трансформация ресурсного потенциала в инновационный; конкурентоспособность инновационного бизнеса.

1Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, директор Центра взаимодействия с работодателями и ассоциацией выпускников ИрГТУ, тел.: 89641026955, e-mail: rabota @istu.irk.ru

Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Director of the Center for Employers and ISTU Graduate Association Interaction, tel.: 89641026955, e-mail: [email protected]

ELABORATION OF COMPLEX BUSINESS SAFETY POLICY BASED ON KEY PRINCIPLES OF INNOVATIVE ENTITY OPERATION A.P. Sterkhov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article proposes a method to transform a resource potential into an innovative one. The basic functioning principles of innovative entities are given. The main goal of ensuring complex safety of an innovation enterprise is formulated. The major role in providing innovative business competitiveness is determined. A scheme to provide innovative business competitiveness is given. Research data on business entity victimization are analyzed. Some fundamental security features are formulated. The key properties of complex systems as applied to innovative business safety problems are provided. The key factors that constitute the internal threats of innovative business safety are outlined. 1 figure. 6 sources.

Key words: complex business safety; policy to ensure corporate security; innovative entities; transformation of resource potential into innovation one; competitiveness of innovative business.

Наша страна, а регионы Сибири в особенности, богата различными ресурсами, но, как сказал один известный политик, богатство страны определяется не столько количеством имеющихся ресурсов, сколько умением ими распорядиться. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед нашей экономикой, является трансформация ресурсного потенциала в инновационный.

Одним из путей такой трансформации может быть объединение в составе инновационного потенциала ресурсной и организационно-экономической составляющей, которая проявляется в степени эффективности инновационного механизма и уровне развития инновационной инфраструктуры.

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с таким количеством угроз для создания и развития своего бизнеса, что это настоятельно требует обеспечения его комплексной безопасности. В первую очередь это касается предприятий инновационной сферы. Без осмысления механизма обеспечения их безопасности невозможно в целом разработать концепцию инновационного развития Российской Федерации.

В качестве основных базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности можно предложить:

• комплексность - комплексная модернизация всех сфер общественных отношений, влияющих на формирование инновационной экономики;

• системность - согласованное, целеориенти-рованное, взаимосвязанное развитие политической, экономической, социально-культурной, законодательной и общественных формаций с целью создания условий для инновационной экономики;

• последовательность - последовательное проведение всех вышеуказанных процессов;

• унификация - формируемая инновационная среда должна удовлетворять широкому спектру задач экономической системы;

• приоритетность - ориентация формируемой инновационной среды на основные запросы потребителей на временном интервале создания и использования эффективных инноваций;

• относительная закрытость - при рассмотрении внешней среды как общего пространства и готов-

ности экономической системы к участию в процессах глобализации, внутренняя инновационная среда должна обладать конкурентными преимуществами;

• новизна - инновационная среда должна обеспечивать решение качественно новых управленческих проблем на последующих этапах развития, а не автоматически повторять приёмы управления инновационными процессами, реализуемые ранее.

Главной целью обеспечения комплексной безопасности инновационного предприятия как хозяйствующего субъекта является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования, а также достижения высокого уровня его конкурентоспособности.

В экономической политике последних лет понятие конкурентоспособности иногда приравнивалось к понятию приоритетности тех или иных отраслей и видов деятельности. Хотя если какое-либо предприятие (или отрасль) становится приоритетным не по объективным причинам, а в результате лоббистской деятельности, добившись для себя каких-либо преференций, то вряд ли можно такое предприятие назвать конкурентоспособным.

Идея повышения конкурентоспособности России была включена в «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» [5].

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6] отмечает, что обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В Указе также отмечается, что главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленно-

сти и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Для противодействия угрозам экономической безопасности в стране должна проводиться политика, направленная на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики.

Таким образом, прослеживается четкая связь между понятиями «конкурентоспособность» и «безопасность».

Фатхутдинов Р.А. в работе [2] говорит о том, что конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентного преимущества - эксклюзивной ценности, обладаемой системой и дающей ей превосходство перед конкурентами.

Вследствие этого любая коммерческая система заинтересована в сохранении и надежной защите этой «ценности», без которой бизнес будет неэффективен.

Одну из главных ролей в обеспечении конкурентоспособности инновационного бизнеса должна сыграть система безопасности (рисунок).

Для построения системы безопасности инновационного бизнеса необходимо всесторонне учесть все риски и угрозы для ценности, которые могут свести на нет конкурентные преимущества субъекта инновационной деятельности. Такими угрозами могут быть:

• политико-экономическая среда (командно-административная или конкурентно-рыночная);

• криминогенная ситуация в стране и в регионе;

• уровень деловой коррупции;

• кризис мировой финансово-кредитной системы;

• обострение энергосырьевой проблемы;

• другие внутренние и внешние угрозы.

Современная обстановка в России характеризуется тем, что бизнес ведется, как правило, во враждебной среде, в условиях конкурентной борьбы, неблагоприятного законодательства, широкого применения жестких методов воздействия на субъекты предпринимательской деятельности, риска рейдерства, часто нескоординированной деятельности различных надзорных органов.

Особое место в этом списке занимает криминал, стремящийся отнять или поставить под контроль прибыль от вложения активов. В наиболее острой форме это проявляется в банковском бизнесе, поскольку банки работают с самой сублимированной формой активов - деньгами, а атака на них наиболее результативна, потому что приносит быстрые и ощутимые результаты. Именно поэтому при изучении вопросов обеспечения безопасности бизнеса особое внимание следует уделить обеспечению банковской безопасности и вопросам воровства в банковской сфере [3].

Следствием этого является то, что все большее значение приобретает прогноз, то есть моделирование возможных рисковых ситуаций, и разработка превентивных защитных мер, позволяющих минимизировать последствия от атак на бизнес или на среду, обеспечивающую использование активов, составляющих основной элемент бизнеса.

Служба обеспечения безопас-

Издержки

Эффект

Схема обеспечения конкурентоспособности инновационного бизнеса

Следует отметить, что среди всего набора угроз и рисков существует определенная иерархия, по силе воздействия и уровню катастрофичности для бизнеса угрозы серьезно различаются. Более подробно эти вопросы рассмотрены автором в работе [1].

Обеспечение безопасности субъектов инновационной предпринимательской деятельности является неотъемлемой частью общей системы обеспечения национальной экономической безопасности. При этом с криминологической точки зрения субъекты бизнеса могут быть дифференцированы по критерию уровня виктимизации, который характеризуется отношением числа потерпевших от преступлений к общей численности обследуемой социальной группы.

По данным исследований, проведенных О.Б. Ма-лежиным [4], средний уровень виктимизации субъектов предпринимательской деятельности составил:

- в сфере индивидуального предпринимательства -61%;

- в сфере малого бизнеса - 57 %;

- в сфере среднего бизнеса - 29 %;

- в сфере крупного бизнеса - 14 %.

Таким образом, среди рассмотренных субъектов предпринимательской деятельности наиболее подверженными криминальным угрозам явились лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, и предприятия, функционирующие в сфере малого бизнеса, составляющие значительную часть инновационного сектора экономики.

Данный факт ещё раз свидетельствует о необходимости обеспечения защиты субъектов инновационного предпринимательства от посягательств со стороны организованной преступности, промышленного шпионажа, попыток рейдерского захвата и иных правонарушений.

Существует значительное число публикаций по различным аспектам безопасности, которые в большей или меньшей степени претендуют на некую точку зрения или интерпретации этого сложного вопроса применительно к инновационному бизнесу. При этом общих подходов к проблеме, как правило, не формулируется, каждый рассматриваемый и анализируемый аспект отражает только профессиональные предпочтения специалистов.

Очевидно, что в этом многоголосии практическому специалисту, который реально занимается вопросами обеспечения безопасности собственной организации, достаточно сложно ориентироваться, найти ответы на возникающие вопросы, выработать правильный путь деятельности.

Одним из практических шагов на этом пути является широкое использование зарубежных стандартов и лучших практик там, где до настоящего времени не удалось создать современных российских регламентов, стандартов и правил.

В России с этой целью приняты соответствующие поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании».

В связи со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) остро встал вопрос трансграничного взаимодействия экономических субъектов, а также институтов государств. Для такого взаимодействия также нужны универсальные правила, понятные, приемлемые и одинаково применимые в

странах, где находятся субъекты этих отношений.

На этом фоне безопасность как специфическая отрасль знаний и еще более специфическая научная дисциплина переживает исключительно динамичный этап развития. Не останавливаясь подробно на основных этапах развития теории безопасности бизнеса, отметим её основные направления за последние двадцать лет.

В середине 1990-х годов международными экспертами в области безопасности было сформировано два направления развития - создание технических стандартов по обеспечению безопасности продуктов информационных технологий под общим названием «Общие критерии» и создание семейства стандартов качества, а в последнее время - управления под обобщенным названием «Стандарты аудита безопасности».

«Общие критерии» не получили широкого распространения в силу ограниченности сферы применения, сложности и ограниченности используемых механизмов оценок, поэтому началась их активная доработка в направлении второй группы стандартов, а сама группа стандартов аудита обогатилась концепцией «риск-ориентированного подхода», что означало фундаментальные изменения в концептуальных взглядах на проблему безопасности в сфере управления сложными техническими системами и коллективами, как эксплуатационного персонала, так и пользователей.

В последнее время в теории и практике управления возникло еще одно направление - создание стандартов управления организациями, имеющее своей целью оптимизацию внутренней структуры организации для получения максимального результата от их деятельности (реинжиниринг). Появились «Стандарты управления деятельностью организаций», которые рассматривают общие вопросы управления сложно организованными коллективами людей.

Но если говорить о безопасности как научной дисциплине, то, пожалуй, впервые за все время она подверглась анализу и глубоким разносторонним исследованиям, что, по-видимому, и послужило толчком для последних разработок на базе риск-ориентированных подходов.

Основной вывод этих исследований заключается в том, что объект защиты, т. е. то, к чему прикладываются сервисы безопасности с целью придать этому объекту важное дополнительное, изначально отсутствующее свойство - защищенность, представляет собой в абсолютном числе случаев сложную систему. При этом в практической жизни мы, как правило, имеем дело со сложными системами, составленными, в свою очередь, не из простых элементов, а сложных систем. Таким образом, мы имеем дело со «сложными системами сложных систем».

Применительно к вопросам безопасности инновационного бизнеса следует учитывать следующие свойства сложных систем:

- наиболее вероятный отклик сложной системы на единичное воздействие - хаотический;

- сложная система обладает иными новыми свойствами, нежели совокупность свойств элементов, составляющих эту систему;

- отклик сложной системы на воздействие является нелинейным и изменяется в зависимости от силы

этого воздействия.

Новые свойства системы при слабых воздействиях могут не проявляться, поэтому нельзя с уверенностью сказать, что свойства конкретной сложной системы полностью изучены и ее поведение под воздействием мощного воздействия предсказуемо.

Безопасность как самостоятельный объект исследования также имеет некоторые фундаментальные свойства:

- безопасность никогда не бывает абсолютной -всегда есть некий риск ее нарушения, таким образом, усилия по обеспечению безопасности реально сводятся к задаче понижения уровня риска до приемлемого уровня;

- измерить уровень безопасности невозможно, можно лишь косвенно его оценить, определив соответствующие показатели, характеризующие состояние безопасности системы; в связи с этим можно говорить только о вероятности наступления того или иного события и степени его последствий, т. е. использовать для оценок уровня безопасности рисковый подход;

- наступление рискового события в общем случае предотвратить невозможно, можно лишь понизить вероятность его наступления, т. е. добиться того, что такие события будут наступать реже;

- можно также понизить степень ущерба от наступления такого события, но при этом, чем реже наступает рисковое событие, тем сильнее ущерб от него;

- при любом вмешательстве в систему в первую очередь страдает ее безопасность.

Эффективность любого бизнеса, в том числе и инновационного, тем выше, чем выше прибыль. На величину последней влияет ряд факторов. Среди них выделяются наиболее существенные:

- величина внутренних издержек, в том числе на содержание коллектива и затрат на обеспечение безопасности в том числе. В результате задания неправильных требований по безопасности, величина издержек может стать настолько обременительной, что сделает бизнес неэффективным;

- качество управления собственным активом. Если кроме собственника актива или его представителя активом может управлять еще кто-то в собственных интересах, то актив может разворовываться, а бизнес - существенно ухудшаться;

- качество работы коллектива, обеспечивающего бизнес;

- скорость реакции коллектива на внешние факторы, влияющие на бизнес, или на управляющие воздействия;

- стратегия и качество ведения самого бизнеса;

- выбранная стратегия управления рисками, включая различные его виды.

К основным факторам, составляющим внутренние угрозы безопасности инновационного бизнеса, можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие у данных субъектов заказов, связанных с созданием в России новейших образцов техники и технологий, фундаментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой уровень;

• участие этих фирм в продвижении на мировой рынок высокотехнологических товаров;

• повышенный уровень угроз для экономики отрасли, региона, государства, определяемый вынужденной остановкой или сбоями в функционировании данных субъектов предпринимательской деятельности;

• зачастую повышенная экологическая опасность, связанная с деятельностью данных субъектов.

К факторам, составляющим внешние угрозы безопасности субъектов инновационной деятельности, можно отнести:

• организованную преступность и её формирования;

• негосударственные организации и отдельные лица, специализирующиеся на проведении промышленного шпионажа;

• деятельность спецслужб иностранных государств, ставящих своей целью добывание коммерческой информации.

Отметим, что прочность положения любой инновационной фирмы в значительной степени зависит от владения информацией о результатах перспективных исследований и разработок, рыночной конъюнктуре, финансовом положении конкурентов, тенденциях развития в конкретных областях бизнеса. Именно этими вопросами, прежде всего, занимается экономическая разведка. Кроме того, она способствует выявлению уязвимых мест и недостатков в системе безопасности бизнеса, что позволяет разрабатывать адекватные меры защиты от промышленного шпионажа, мошенничества, угрозы рейдерского захвата и других угроз.

Обеспечение комплексной безопасности бизнеса на основе базовых принципов функционирования субъектов инновационной деятельности может реали-зовываться на четырех уровнях:

• Первый уровень касается соблюдения политико-правовых международных условий существования инновационного предпринимательства в рамках государства. В этом случае обеспечивается возможность свободного выбора и осуществление стратегических задач инновационного развития.

• Второй уровень предполагает обеспечение достижимости макроэкономических целей на федеральном и региональном уровне путем создания внутригосударственной системы безопасности бизнеса, предусматривающей своевременное выявление и нейтрализацию источников внешней и внутренней угрозы безопасности, защиту бизнеса от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа.

• Третий уровень предусматривает защиту субъектов инновационного предпринимательства от противоправных посягательств конкурентов с использованием, в основном, сил и средств самих объектов защиты.

• Четвертый уровень предусматривает сохранение конкурентных преимуществ субъекта инновационной деятельности, осуществляемое путем построения соответствующих подсистем обеспечения безопасности бизнеса.

Все уровни системы обеспечения комплексной

безопасности бизнеса не изолированы друг от друга и находятся в неразрывном единстве с сохранением централизованной координации.

Отметим, что современное состояние обеспечения комплексной безопасности инновационных орга-

низаций не отвечает в должной мере потребностям их эффективной и надежной защиты от источников внутренних и внешних угроз и выработке оптимальных решений в сфере формирования национальной инновационной системы.

Библиографический список

1. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник ИрГТУ. 2012. №11(70). С.

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Эксмо, 2005. 546 с.

3. Шаламов Г.А. Воровство в банковской сфере. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 140 с.

4. Малежин О.Б. Опыт обеспечения информационной безопасности естественных монополий // Сборник материалов

конференции «Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества». М., 2001. С. 46-51.

5. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

УДК 338.45:69

ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© И.В. Ханина1, Л.Б. Иванова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты исследований инновационного развития в дорожной отрасли России. Рассмотрена законодательная база, состояние территориальной дорожной отрасли России. Подробно рассмотрены проблемы и перспективы развития дорожного строительства в России. Приведены примеры зарубежного опыта в этой области. Акцентировано внимание на актуальности инноваций в дорожной сфере. Освещены некоторые инновационные разработки в дорожном строительстве, помогающие снизить расходы на ремонт и эксплуатацию, а самое главное - увеличить срок службы дорог. Ил. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновации; дорожное строительство; модифицированные битумы; дорожное покрытие; автомобильные дороги; эффективность.

INNOVATIONS IN ROAD SECTOR: PROBLEMS AND PROSPECTS I.V. Khanina, L.B. Ivanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper presents the results of innovation development studies in the Russian road sector. It examines the legal framework and the condition of the territorial road sector in Russia. A detailed description of the problems and development prospects of road construction in Russia is provided. The international experience in this field is exemplified. Having emphasized the innovation relevance in the road sector the authors discuss some innovative developments in road construction that reduce the cost of repairs and maintenance, and which is most important, increase the service life of roads. 2 figures. 5 sources.

Key words: innovation; road construction; modified bitumen; pavement; roads; efficiency.

Значительная площадь территории Российской Федерации обусловливает высокую значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности, геополитического влияния и конкурентоспособности на международном рынке. Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности российской экономики и конкурентоспособность международных перевозок грузов через территорию России. В наибольшей сте-

пени приведенное выше утверждение касается такого сегмента транспортной инфраструктуры, как дорожное хозяйство. В то же время объем инвестиций в строительство новых и содержание имеющихся дорог в России составляет 1,1% ВВП, при среднем уровне этого показателя в развитых странах от 3 до 5%.

По состоянию на 1 января 2006 года в России 600,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из которых федеральные автомобильные дороги составляют 47,1 тыс. км, дороги субъектов РФ - 553,5

1Ханина Ирина Валерьевна, магистрант, тел.: 89025784651, e-mail: irina [email protected] Khanina Irina, Undergraduate, tel.: 89G25784651 , e-mail: irina [email protected]

2Иванова Людмила Борисовна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025784583, e-mail: ivanova [email protected]

Ivanova Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management, tel.: 89G25784583, e-mail: ivanova [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.