Научная статья на тему 'Разработка параметрической модели сигнала ионного тока для ходовых двигателей подвижных объектов'

Разработка параметрической модели сигнала ионного тока для ходовых двигателей подвижных объектов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ION CURRENT / INTERNAL COMBUSTION ENGINE / PARAMETRIC MODEL / DISCRETE FOURIER TRANSFORM / GAUSSIAN MODEL / THE APPROXIMATION OF A SIGNAL / ИОННЫЙ ТОК / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИСКРЕТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФУРЬЕ / МОДЕЛЬ ГАУССА / АППРОКСИМАЦИЯ СИГНАЛА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мациборко В. В., Понимаш З. А., Береснев М. А., Мациборко М. А.

В статье представлены результаты аппроксимации сигнала ионного тока наиболее подходящими параметрическими моделями в программной среде Matlab. Показано, что несмотря на высокую точность аппроксимации, подобранные параметрические модели Гаусса имеют существенные недостатки. Для устранения выявленных недостатков авторами была разработана параметрическая модель, в которой для аппроксимации сигнала ИТ использовалось дискретное преобразование Фурье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мациборко В. В., Понимаш З. А., Береснев М. А., Мациборко М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a parametrical model of the ion current signal for driving engines of moving objects

The article presents the results of approximating of ion current signal of the most appropriate parametrical models in Matlab software. It is shown that in spite of the high accuracy of approximation, parametrical model Gaussian, which chosen early in Matlab, have significant drawbacks. In order to eliminate the identified deficiencies authors was developed parametric model in which the discrete Fourier transform was used to approximate of the ion current signal.

Текст научной работы на тему «Разработка параметрической модели сигнала ионного тока для ходовых двигателей подвижных объектов»

Разработка параметрической модели сигнала ионного тока для ходовых

двигателей подвижных объектов

В.В. Мациборко, З.А. Понимаш, М.А. Береснев, М.А. Мациборко Инженерно-Технологическая Академия Южного Федерального Университета, Таганрог

Аннотация: В статье представлены результаты аппроксимации сигнала ионного тока наиболее подходящими параметрическими моделями в программной среде МайаЬ. Показано, что несмотря на высокую точность аппроксимации, подобранные параметрические модели Гаусса имеют существенные недостатки. Для устранения выявленных недостатков авторами была разработана параметрическая модель, в которой для аппроксимации сигнала ИТ использовалось дискретное преобразование Фурье. Ключевые слова: ионный ток, двигатель внутреннего сгорания, параметрическая модель, дискретное преобразование Фурье, модель Гаусса, аппроксимация сигнала.

Выполнение ужесточающихся норм токсичности, предъявляемых к транспортным средствам, а также необходимость внедрения бортовой диагностики двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), обеспечивающей на протяжении всего периода работы двигателя непрерывный контроль механических и электронных узлов, своевременное выявление неисправностей и подачу управляющих воздействий для устранения некорректной работы ДВС, ведет к необходимости применения более эффективных методов контроля сгорания топливо-воздушной смеси (далее ТВС) и работы двигателя в целом [1, 2].

Одним из перспективных направлений решения этой проблемы являются методы и методики, основанные на анализе сигнала ионного тока (далее ИТ), применение которых позволяет решать задачи обнаружения пропусков воспламенения, диагностики детонации, определять максимальное давление и температуру в цилиндрах ДВС, а также при помощи применения специализированных алгоритмов определять неисправности двигателя [3-8].

Основной задачей данной работы является разработка параметрической модели сигнала ионного тока, позволяющей с высокой точностью

аппроксимировать сигнал при различных режимах работы и техническом состоянии ДВС.

Ранее авторами в работе [9] была выполнена аппроксимация сигнала ионного тока параметрическими моделями в программной среде МайаЬ. При этом наиболее приближенной оказалась модель Гаусса. На рисунке 1 представлен график сигнала ионного тока с графиком приближения - кривой Гаусса второго порядка, а на рисунке 2 представлен график сигнала ионного тока с графиком приближения - кривой Гаусса четвертого порядка.

0.5

0.45

0.05 0

Рис. 1 - Подбор кривой Гаусса второго порядка

-0.1

50 100 150 200 250 300

Рис. 2 - Подбор кривой Гаусса четвертого порядка Как видно из представленных выше рисунков, наиболее приближенно сигнал ИТ аппроксимирует модель Гаусса четвертого порядка, функция которой выглядит следующим образом:

f (x) = a * exp

' ' x - b >2 ^

v ci

+ a 2 * exp

' ' x - b >2 ^

V C2

+ a3 * exp

' ' x - b >2 ^

V c3

+ a4 * exp

' ' x - b V ^

V c 4 J

Несмотря на относительно высокую точность аппроксимации модель Гаусса четвертого порядка имеет существенные недостатки - это сложность вычисления, которая является препятствием при обработке вектора данных сигнала ИТ, и как следствие причиной некорректной работы системы регистрации и анализа данных. Вторым существенным недостатком является отсутствие возможности адаптации параметрической модели к различной форме сигнала, которая будет меняться в зависимости от нагрузки на двигатель, его технического состояния и оборотов.

Для устранения изложенных выше недостатков в рамках данной работы разработана параметрическая модель, в которой для аппроксимации сигнала ИТ использовалось дискретное преобразование Фурье (далее ДПФ)

1

[10], являющееся одним из наиболее подходящих инструментов для спектрального анализа сигналов.

Разработанная при помощи ДПФ функция параметрической модели выглядит следующим образом:

1

_ а-со2

2 ст.2

у2

Б (Г) = 2,5 * * е

У42П

V

* е

(г-С2)2

2ст,2

)

где Б(г)- выходной сигнал, г -время, ^-центр первого пика сигнала ИТ,

1

— ширины первого пика сигнала ИТ, с2 -центр второго пика сигнала ИТ,

V

и2 — ширины второго пика сигнала ИТ, — - отношение амплитуды первого

пика к амплитуде второго пика сигнала ИТ.

Проверка и доработка представленной функции параметрической модели ИТ была выполнена в программе, разработанной авторами на языке программирования С#. Для тестирования был использован оцифрованный сигнал ионного тока без искрового пробоя, представленный на рисунке 3.

Рис. 3 - Оцифрованный график сигнала ионного тока

1

*

На рисунке 4 представлен график сигнала ионного тока с графиком приближения - параметрической моделью сигнала ионного тока, разработанной при помощи ДПФ.

р- Модель Реальный |

300 250 200 150

<

100 50 0

-50

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 4 - График оцифрованного сигнала ИТ (синяя линия) и график приближения - параметрическая модель сигнала ионного тока, разработанная

при помощи ДПФ (красная линия) С целью определения эффективности параметрической модели ДПФ было выполнено её сравнение с наиболее приближенной моделью Гаусса седьмого порядка в программной среде МайаЬ. Для аппроксимации был также использован оцифрованный сигнал ИТ, который представлен на рисунке 3. На рисунке 5 изображен график сигнала ионного тока с графиком приближения - кривой Гаусса седьмого порядка.

1

0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5

Рис. 5 - График оцифрованного сигнала ИТ (синие точки) и график приближения - кривая Гаусса седьмого порядка (красная линия) Функция подобранной параметрической модели Гаусса седьмого порядка представлена ниже:

(

/ (х) = «1 * ехр (

+ а5 * ехр

х - Ь,

х -Ь

С1

> 2 ^

У У

\ 2 Л

+ а2 * ехр

' ( х - Ь >2 ^

V С2 У

+ а3 * ехр

' ( х - Ь >2 ^

V Сз У

+ а4 * ехр

' ' х - Ь >2 ^

V С 4

+ а6 * ехр

' 'х - Ь ^ ^

V С6 У

+ а7 * ехр

' ( х - Ь >2 ^

V С7 У

Таким образом, следует сделать вывод о том, что разработанная при помощи ДПФ параметрическая модель ИТ позволяет аппроксимировать сигнал с высокой точностью и достоверностью, при этом функция данной модели является упрощенной в сравнении с функциями стандартных параметрических моделей сигнала ИТ, подобранных в программной среде ММаЬ и предоставляет возможность аппроксимации сигнала с постоянными составляющими при различных режимах работы и техническом состоянии ДВС.

+

С

На практике разработанная параметрическая модель может использоваться для создания эталонных моделей сигнала ионного тока при различных оборотах и режимах работы ДВС в каждом отдельном цилиндре с целью обработки и анализа вектора данных сигнала, а также подачи управляющих воздействий для поддержания оптимального пика давления [6] в камере сгорания двигателя.

Благодарности

Работа поддержана Министерством образования и науки РФ, НИР по государственному заданию ВУЗам и научным организациям в сфере научной деятельности (№114041540005).

Литература

1. Eriksson L., Nielsen L., Glavenius M. Closed Loop Cycle Ignition Control by Ion Current Interpretation// Linkoping University, SAE 970854, 1998. pp. 1216-1223.

2. Balles, E., VanDyne, E., Wahl, A., Ratton, K. et al., "In-Cylinder Air/Fuel Ratio Approximation Using Spark Gap Ionization Sensing," SAE Technical Paper 980166, 1998, doi:10.4271/980166.

3. А.Л. Береснев, А.Ю. Будко. Повышение эффективности теплоэнергетических установок методом контроля горения топлива по сигналу ионного тока // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1973/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ладоша Е.Н. Имитация рабочего процесса поршневых двигателей на основе моделей химических реакций, турбулентности и теплообмена // Инженерный вестник Дона, 2008, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2008/78/.

5. Смоленский В. В. Применение метода самоорганизации для мониторинга ионных токов в камерах сгорания тепловых двигателей //

сборник статей v международной заочной научной конференции. ПВГУС, Тольятти, 2008 - с. 2-7 URL: tolgas.ru/org_structura/kaf_se/science/g2008/.

6. Andersson I. Cylinder Pressure and Ionization Current Modeling for Spark Ignited Engines// Linkoping University, ISBN 91-7373-379-2, 2002. 93 p.

7. Shamekhi A. H., Ghaffari A. Ion Current Simulation During the Post Flame Period in SI Engines// IJCCE, Vol. 24, No. 2, 2005. pp. 51-58.

8. Wickstrom N., Larsson M., Taveniku M., Linde A., etc. Neural Virtual Sensors - Estimation of Combustion Quality in SI Engines using the Spark Plug// International Conference on Artificial Neural Networks ICANN 98, 1998. pp. 215220.

9. Мациборко В.В., Мациборко М.А., Береснев А.Л. Обработка сигнала ионного тока в программной среде MatLab //Сборник научных статей, посвященных проблемам филологических, педагогических, исторических, юридических, социально-экономических, естественных, инженерно-технических наук. КГУ, Элиста, 2015 - С. 573-576.

10. William H. Press, Saul A. Teukolsky, William T. Vetterling at all. Numerical recipes in C. The Art of Scientific Computing. Cambridge: Cambridge University Press, 2-nd edition, ISBN 0-521-43 108-5, 2002. 965 p.

References

1. Eriksson L., Nielsen L., Glavenius M. Linkoping University, SAE 970854, 1998. pp. 1216-1223.

2. Balles, E., VanDyne, E., Wahl, A., Ratton, K. et al., "In-Cylinder Air/Fuel Ratio Approximation Using Spark Gap Ionization Sensing," SAE Technical Paper 980166, 1998, doi:10.4271/980166.

3. Beresnev A.L., Budko A.Y. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1973/.

4. Ladosha E.N. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2008, №2 URL:

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2008/78/.

5. Smolenskij V.V. Sbornik statej v mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. PVGUS (Collection of articles v International extramural scientific conference. PVGUS), Tol'jatti, 2008. pp. 2-7. URL: tolgas.ru/org_structura/kaf_se/science/g2008/.

6. Andersson I. Linkoping University, ISBN 91-7373-379-2, 2002. 93 p.

7. Shamekhi A. H., Ghaffari A. IJCCE, Vol. 24, No. 2, 2005. pp. 51-58.

8. Wickstrom N., Larsson M., Taveniku M., Linde A., etc. International Conference on Artificial Neural Networks ICANN 98, 1998. pp. 215-220.

9. Matsiborko V.V., Matsiborko M.A., Beresnev A.L. Sbornik nauchnykh statey, posvyashchennykh problemam filologicheskikh, pedagogicheskikh, istoricheskikh, yuridicheskikh, sotsial'no-ekonomicheskikh, estestvennykh, inzhenerno-tekhnicheskikh nauk. KGU, Elista, 2015. pp. 573-576.

10. William H. Press, Saul A. Teukolsky, William T. Vetterling at all. Numerical recipes in C. The Art of Scientific Computing. Cambridge: Cambridge University Press, 2-nd edition, ISBN 0-521-43 108-5, 2002. 965 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.