Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секерин Владимир Дмитриевич, Сингилевич Дмитрий Александрович

Цель. Исследовать направления и подходы к разработке организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе в условиях цифровизации экономики. Процедура и методы. Проанализированы организационно-правовые основы формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе, представляющие собой регулируемую систему, включающую взаимосвязанные организационный, маркетинговый и правовой механизмы, функционирующие под воздействием ряда факторов в условиях цифровизации экономики. Осуществлены наблюдения за влиянием цифровизации экономики на инвестиционную деятельность, в результате которого затрагиваются рынки и отрасли (сферы деятельности), платформы, технологии и среда. Эти изменения сказываются на всех составляющих, так или иначе формирующих инвестиционный климат. Основное содержание исследования составляет анализ направлений цифровизации современной экономики, процессов кластеризации предприятий оборонно-промышленного комплекса, современных подходов к формированию благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе. Результаты. Исследованы направления цифровизации экономики, которые являются основой формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса; обоснована целесообразность кластеризации предприятий оборонно-промышленного комплекса как перспективного вектора развития института направления военнослужащих; раскрыты современные подходы к формированию благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе; обоснованы мероприятия по совершенствованию правовых основ формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложены мероприятия по разработке организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в соответствии с направлениями цифровизации экономики, которые позволят обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Секерин Владимир Дмитриевич, Сингилевич Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES FOR THE FORMATION OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE FIELD OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE DIGITAL ECONOMY

Aim. To explore directions and approaches to the development of organizational and legal foundations for the formation of the investment climate in the military-industrial complex in the conditions of digitalization of the economy. Methodology. The authors analyzed the organizational and legal foundations of the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex, which are a regulated system that includes interconnected organizational, marketing and legal mechanisms that function under the influence of a number of factors in the conditions of the economy digitalization. Observations were made on the impact of digitalization of the economy on the investment activities, which affect markets and industries (spheres of activity), platforms, technologies and the environment. These changes affect all the components that somehow shape the investment climate. The main content of the study is an analysis of the directions of digitalization of the modern economy, the clustering processes of enterprises of the military-industrial complex, modern approaches to the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex. Results. The article investigated the directions of digitalization of the economy as the basis for the formation of the investment climate in the field of the military-industrial complex; the expediency of clustering of enterprises of the military-industrial complex as a promising direction for the development of the institution of sending military personnel is justified; modern approaches to the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex are disclosed; measures to improve the legal framework for the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex are justified. Research implications. Measures are offered on developing the organizational and legal basis for the formation of the investment climate in the field of the military-industrial complex in accordance with the directions of digitalization of the economy, which will ensure the formation of a favorable investment climate in the field of the military-industrial complex in modern conditions.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 330.341.2

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-44-52

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Секерин В. Д.1, Сингилевич Д. А?

1Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, Российская Федерация 2Комитет Государственной Думы Российской Федерации по обороне 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Исследовать направления и подходы к разработке организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе в условиях цифровизации экономики.

Процедура и методы. Проанализированы организационно-правовые основы формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе, представляющие собой регулируемую систему, включающую взаимосвязанные организационный, маркетинговый и правовой механизмы, функционирующие под воздействием ряда факторов в условиях цифровизации экономики. Осуществлены наблюдения за влиянием цифровизации экономики на инвестиционную деятельность, в результате которого затрагиваются рынки и отрасли (сферы деятельности), платформы, технологии и среда. Эти изменения сказываются на всех составляющих, так или иначе формирующих инвестиционный климат. Основное содержание исследования составляет анализ направлений цифровизации современной экономики, процессов кластеризации предприятий оборонно-промышленного комплекса, современных подходов к формированию благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе.

Результаты. Исследованы направления цифровизации экономики, которые являются основой формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса; обоснована целесообразность кластеризации предприятий оборонно-промышленного комплекса как перспективного вектора развития института направления военнослужащих; раскрыты современные подходы к формированию благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе; обоснованы мероприятия по совершенствованию правовых основ формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе.

Теоретическая и/или практическая значимость. Предложены мероприятия по разработке организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в соответствии с направлениями цифровизации экономики, которые позволят обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в современных условиях.

Ключевые слова: организационно-правовые основы, цифровая экономика, направления цифровизации, подготовка кадров, маркетинговая деятельность, нормативное правовое регулирование инвестиционной деятельности

© CC BY Секерин В. Д., Сингилевич Д. А., 2022.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES

FOR THE FORMATION OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE FIELD

OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE DIGITAL ECONOMY

V. Sekerin1, D. Singilevich2

1V. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences RAS

Profsoyuznaya ul. 65, Moscow 117997, Russian Federation

2State Duma Committee on Defense

Okhotny Ryad 1, Moscow 103265, Russian Federation

Abstract

Aim. To explore directions and approaches to the development of organizational and legal foundations for the formation of the investment climate in the military-industrial complex in the conditions of digitalization of the economy.

Methodology. The authors analyzed the organizational and legal foundations of the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex, which are a regulated system that includes interconnected organizational, marketing and legal mechanisms that function under the influence of a number of factors in the conditions of the economy digitalization. Observations were made on the impact of digitalization of the economy on the investment activities, which affect markets and industries (spheres of activity), platforms, technologies and the environment. These changes affect all the components that somehow shape the investment climate. The main content of the study is an analysis of the directions of digitalization of the modern economy, the clustering processes of enterprises of the military-industrial complex, modern approaches to the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex.

Results. The article investigated the directions of digitalization of the economy as the basis for the formation of the investment climate in the field of the military-industrial complex; the expediency of clustering of enterprises of the military-industrial complex as a promising direction for the development of the institution of sending military personnel is justified; modern approaches to the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex are disclosed; measures to improve the legal framework for the formation of a favorable investment climate in the military-industrial complex are justified.

Research implications. Measures are offered on developing the organizational and legal basis for the formation of the investment climate in the field of the military-industrial complex in accordance with the directions of digitalization of the economy, which will ensure the formation of a favorable investment climate in the field of the military-industrial complex in modern conditions.

Keywords: organizational and legal bases, digital economy, directions of digitalization, personnel training, marketing activities, regulatory legal regulation of investment activities

Введение

Организационно-правовые основы формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе представляют собой регулируемую систему, включающую взаимосвязанные организационный, маркетинговый и правовой механизмы, функционирующие под воздействием ряда факторов в условиях цифровизации экономики [1; 2]. Цифровизация экономики прямо влияет на инвестиционную деятельность, т. к. затрагивает рынки и отрасли (сферу деятельности), платформы, технологии и среду [4]. Эти изменения сказываются на всех составляющих, так или иначе формирующих инвестиционный кли-мат1. Изменения совокупности фактов и условий функционирования механизмов

1 «Ростех». Цифровая экономика. Видение 2025. Обзор основных технологических трендов развития цифровой

экономики. M., 2017. 33 с.

организационно-правовых основ требуют их соответствия предъявляемым требованиям, т. е. постоянного совершенствования или периодической полной переработки [7]. Но прежде чем определять направления и глубину совершенствования -перерабатывать или разрабатывать заново, косметические изменения или капитальный ремонт, необходимо уточнить направления цифровизации экономики, её уровни и требования, ею предъявляемые.

Направления цифровизации экономики как основа формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса

Уровни цифровой экономики определены программой «Цифровая экономика Российской Федерации»1, подготовленной в целях реализации Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 гг. и утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. К ним относятся: рынки и отрасли экономики; платформы и технологии; среда, обеспечивающая развитие платформ и технологий и эффективное взаимодействие субъектов рынков и отраслей экономики.

Учитывая, что развитие рынков и отраслей невозможно без развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред [5], основные направления цифровизации экономики сконцентрированы на правовом регулировании, подготовке кадров и организации образования, формировании исследовательских компетенций и технологических заделов, т. е. на ключевых институтах, формирующих условия для развития цифровой экономики, и на развитии информационной инфраструктуры и информационной безопасности - основных инфраструктурных элементов цифровой экономики [6].

Заявленные направления в части развития ключевых институтов - правовое регулирование и кадровое обеспечение, включающее необходимую подготовку, -совпадают с направлениями совершенствования организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе, а именно с организационными и правовыми.

Следовательно, при разработке организационно-правовых основ необходимо руководствоваться требованиями, выдвигаемыми цифровизацией с учётом специфики отрасли. Усиление организационных, маркетинговых и правовых основ представляется необходимым проводить в соответствии с направлениями цифро-визации: нормативным регулированием, комплектованием ОПК подготовленными кадрами и формированием благоприятного имиджа с одновременным противодействием информационно-психологическому воздействию конкурентов.

Для разработки организационных основ одним из направлений совершенствования предлагается рассматривать оптимизацию организационной структуры системы управления как отдельными предприятиями, так и кластерами в составе ОПК.

Другое направление - усиление кадровой составляющей: в первую очередь, путём укрепления органов управления предприятий отрасли за счёт направления (прикомандирования) в данные структуры на должности руководителей, советников и консультантов военнослужащих, во-вторых, путём подбора, подготовки и расстановки специалистов нижнего и среднего уровня.

Кластеризация предприятий ОПК как перспективное направление развития института направления военнослужащих

Реструктуризация предприятий оборонной промышленности и системы управления ОПК в целом ведётся с 90-х гг. прошлого века. С 2010 г. начался процесс

1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской

Федерации от 28.07.2017 № 1632-р) // Гарант : [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/71634878/ (дата обращения: 06.12.2021).

кластеризации, когда ведущие в разных направлениях предприятия оборонпрома выступают в роли системообразующего ядра, вокруг которого собираются одно-отраслевые предприятия или предприятия-партнёры. Отличительным признаком формирования кластера выступает сфера военных действий, для которых создаётся вооружение: «Объединённая авиастроительная корпорация», Группа компаний «Калашников», Объединённая приборостроительная корпорация, Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и др.

В связи с новыми вызовами национальной безопасности России сегодня реализуется следующий этап совершенствования организационной структуры оборонных корпораций. Наиболее заметные преобразования спланированы в Объединённой авиастроительной корпорации: группирование всех КБ в Москве, исключение дублирующих структур, оптимизация управленческого персонала, комплектование всех звеньев управления.

Необходимо отметить, что для контроля качества выпускаемой продукции представителями ВС РФ в настоящее время на оборонных предприятиях выступают органы военной приёмки - военные представительства, а для сервисного сопровождения эксплуатируемого в частях вооружения представители промышленности постоянно находятся в войсках.

И если в части формирования структуры руководство корпорации представляется достаточно компетентным, то в части комплектования высококвалифицированными управленческими кадрами необходимо повышать эффективность функционирования существующего уже без малого 100 лет института направления (ранее - прикомандирования) военнослужащих в организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства.

Положениями «Прохождение службы по военному ведомству»1 и «Положение о прохождение службы средним, старшим и высшим начсоставом РККА в мирное время»2, утверждёнными приказами Реввоенсовета СССР 1924 и 1928 г. соответственно, была предусмотрена возможность занятия «лицами начсостава по совместительству должностей в гражданских государственных и общественных учреждениях или предприятиях».

Совместным постановлением ЦИК и СНК СССР 1936 г. «О зачислении 1 000 резервистов в кадры РККА с оставлением на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях»3 предусматривалось помимо других отраслей народного хозяйства для усиления оборонной промышленности направить на заводы и в конструкторские бюро военных инженеров, окончивших военно-технические академии.

В дальнейшем положениями о прохождении военной службы 19514, 19555, 19716 и 19857 гг. предусматривалось, что «лица офицерского состава могут быть прикомандированы к гражданским министерствам, ведомствам и организациям с оставлением

Положение «Прохождение службы по военному ведомству» (утв. приказом Революционного военного совета СССР от 02.10.1924 № 1244).

Положение о прохождение службы средним, старшим и высшим начсоставом РККА в мирное время (утв. приказом Революционного военного совета СССР от 13.07.1928 № 1225).

Постановление ЦИК и СНК СССР от 29.01.1936 № 21 «О зачислении 1000 резервистов в кадры РККА с оставлением на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях».

«Положение о прохождении службы офицерским составом Советской Армии» (утв. постановлением Совета Министров СССР от 28.04.1951 № 1409-710).

«Положение о прохождении службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морских Сил» (утв. постановлением Совета Министров СССР от 25.04.1955 № 818-490).

«Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР» (утв. постановлением Совета Министров СССР от 18.11.1971 № 846).

«Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР» (утв. постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 № 240).

2

4

6

на действительной военной службе для выполнения работ оборонного характера и других специальных обязанностей». И если изначально срок прикомандирования ограничивался 5 годами, то впоследствии эти ограничения были сняты.

Прикомандирование военнослужащих к органам государственной власти и предприятиям, решающим задачи оборонного характера, безусловно, ускорило решение и повысило его эффективность. Однако со временем прикомандирование стало своего рода синекурой для отдельных категорий военнослужащих, что существенно снизило качество функционирования данного института.

В первоначальной редакции Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривалось прикомандирование военнослужащих к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства. Количество прикомандированных военнослужащих в период с 1992 по 2007 гг. составляло порядка 5 000 человек из числа высших и старших офицеров. Однако с 01.01.2008 прикомандирование было заменено на направление, которое могло производиться и не на воинские должности с приостановлением военной службы. Численность направленных военнослужащих была снижена до 2 000 человек. Перечень организаций, учреждений и предприятий, выполняющих работу в интересах обороны страны и безопасности государства, стал утверждаться Президентом РФ1. Реорганизация института направления военнослужащих позволила существенно повысить эффективность его функционирования. Теперь предприятиям обронпрома приходится прилагать немалые усилия для включения их в перечень и для «заполучения» квалифицированных военных кадров.

Однако совершенствование организационных основ в части кадровой составляющей видится не только в направлении небольшого числа военнослужащих, но в массовом привлечении на предприятия для заполнения вакансий среднего и старшего менеджмента граждан из числа высших и старших офицеров, уволенных с военной службы и пребывающих в запасе. Предельный срок пребывания на военной службе составляет 60 лет для генералов, 55 лет - для полковников и 50 - для подполковников. Учитывая спланированное повышение пенсионного возраста, а также возможность нахождения на государственной службе или на руководящих должностях в государственных организациях до 70 лет, возможно использование опыта, знаний и умений офицеров запаса в течение 10-20 лет. Исходя из опыта военной службы и воинских званий, возможно использование высших офицеров и на должностях высшего руководства корпораций и компаний ОПК.

Безусловно, сегодня в различных организациях, выполняющих работу в интересах обороны страны и безопасности государства, трудится много генералов и адмиралов, старших офицеров, достойно выполнивших свой долг перед Родиной и пребывающих в запасе. Но всё это носит эпизодический несистемный характер и в большей степени зависит от воли руководства компаний.

Необходимо поднять эту проблему на государственный уровень, разработав и внедрив соответствующую федеральную программу. Применение системного под-

1 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2008 № 49 «О перечне организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, в которые военнослужащие, проходящие

военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности» // СПС Консультант Плюс.

хода не только при оптимизации организационной структуры предприятий ОПК, но и при решении вопросов комплектования их высококвалифицированными специалистами из числа военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, позволит провести совершенствование организационных основ с более высокой степенью эффективности.

Современные подходы к формированию благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе

При разработке маркетинговых основ усилия необходимо сосредоточить, с одной стороны, на формировании и продвижении на внутреннем и внешнем рынках благоприятного имиджа (облика) предприятий оборонно-промышленного комплекса и всей отрасли в целом [3], с другой стороны, на нейтрализации информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации, и противодействие тенденции к увеличению материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики РФ. Негативное информационное воздействие на предприятия ОПК организуется и реализуется по инициативе прямых конкурентов на международном рынке вооружений. Воздействие идёт как со стороны государства-конкурента России посредством наложения санкций на юридических и физических лиц, так и со стороны предприятий-конкурентов через аффилированные и не только СМИ. Санкции накладываются какна предприятия, являющиеся конкурентами, так и на предприятия, могущие таковыми стать. При воздействии через СМИ и контролируемые социальные сети используется любая негативная информация о неудачном применении продукции отечественного ОПК, причём независимо от реального положения вещей, условий применения, подготовки личного состава, исправности ВВ(С) Т, даётся отрицательная характеристика, масштаб неуспеха многократно увеличивается, делаются «серьёзные аналитические» выводы, подталкивающие потенциальных покупателей к принятию решения в пользу конкурентов, о продукции которых говорится только положительно. Любая информация, которая может нарушить формируемую позицию, либо блокируется, либо опровергается, как правило, голословными и бездоказательными утверждениями.

Учитывая, что возможности СМИ, формирующих мировую информационную повестку, сосредоточенных в руках 5 медиакорпораций и взаимосвязанных с военно-промышленными комплексами ведущих западных стран - прямыми конкурентами российского ОПК, многократно превышают российские медиавозможности, противодействовать информационному воздействию необходимо с помощью нестандартных методов и решений, используемых в «гибридных» войнах для обеспечения информационной безопасности.

Возможные направления обеспечения информационной безопасности от информационных угроз определены и закреплены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, к ним относятся: прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз; нейтрализация информационно-психологического воздействия; повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, в т. ч. за счёт создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории РФ.

В рамках совершенствования правовых основ формирования благоприятного инвестиционного климата в оборонно-промышленном комплексе необходимо:

- разработать комплексный законодательный акт, регулирующий инвестиционную деятельность. В настоящее время вопросы инвестиционной деятельности регулируются большим количеством правовых актов, в т. ч. 10 федеральными законами;

- закрепить в законодательстве нормы, в полной мере раскрывающие суть правовой защиты инвесторов и инвестиций, чтобы сделать эффективными как правовое регулирование инвестиционной деятельности, так и правовое обеспечение защиты инвестиций;

- систематизировать нормотворческий процесс в области инвестиционной деятельности на федеральном уровне и в регионах для создания и развития во всех регионах соответствующей правовой базы;

- предусмотреть законодательно возможность приобретения гражданами Российской Федерации ценных бумаг предприятий ОПК. Такие меры позволят привлечь в ОПК не только деньги государства, но и сбережения граждан, которые будут без опасений вкладывать их в акации серьёзных и надёжных компаний. С другой стороны, вклады граждан подтвердят надёжность компаний и обеспечат благоприятный инвестиционный климат.

Заключение

Таким образом, для разработки организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в соответствии с направлениями цифровой экономики представляется необходимым провести следующие мероприятия:

- разработать и реализовать федеральную программу по комплектованию предприятий оборонпрома военнослужащими, имеющими большой опыт управленческой и инженерно-технической деятельности;

- разработать и реализовать программу комплексного противодействия информационно-психологическому воздействию со стороны конкурентов на мировом рынке вооружений;

- разработать и принять пакет правовых актов, включая комплексный законодательный акт, регулирующий инвестиционную деятельность в целом.

Названные мероприятия по совершенствованию организационно-правовых основ, проводимые в соответствии с направлениями цифровой экономики, позволят обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайпан В. А., Губин Е. П., Егорова М. А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.

2. Голубев С. С., Горбунова В. В., Ефремов А. А. Методика отбора приоритетных технологий для развития производственно-технологической базы предприятий ОПК России // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 4. С. 24-29.

3. Горохова А. Е., Секерин С. В. Потенциал стратегического инновационного маркетинга в современных условиях // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8. С. 43-47.

4. Дудин М. Н., Горохова А. Е. Сущность и специфика инновационных трансформаций социально-экономических систем // Известия МГТУ МАМИ. 2013. № 4 (18). Т. 1. С. 44-48.

5. Мингалева Ж. А., Шуралева С. В. Дистанционная занятость на онлайн интернет-платформах: современное состояние и проблемы правового регулирования в России // Ex jure. 2021. № 2. С. 102-117.

6. Мингалева Ж. А., Старков Ю. В., Тарасов А. В. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе выбора стратегических альтернатив развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 2. С. 155-164.

7. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование.

2018. № 10 (118). С. 46-63.

REFERENCES

1. Vaipan V. A., Gubin E. P., Egorova M. A. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskikh otnoshenii v sovremennykh usloviyakh razvitiya tsifrovoi ekonomiki [Legal regulation of economic relations in modern conditions of development of the digital economy]. Moscow, Yustitsinform Publ.,

2019. 376 p.

2. Golubev S. S., Gorbunova V. V., Efremov A. A. [Methodology for selecting priority technologies for the development of the production and technological base of Russian defense industry enterprises]. In: Nauchnyi vestnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii [Scientific Bulletin of the Russian Military-Industrial Complex], 2019, no. 4, pp. 24-29.

3. Gorokhova A. E., Sekerin S. V. [The potential of strategic innovative marketing in modern conditions]. In: Vestnik ekonomicheskoi integratsii [Bulletin of Economic Integration], 2013, no. 8, pp. 43-47.

4. Dudin M. N., Gorokhova A. E. [The Essence and Specificity of Innovative Transformations of Socio-Economic Systems]. In: Izvestiya MGTUMAMI [Proceedings of MSTU MAMI], 2013, no. 4 (18), vol. 1, pp. 44-48.

5. Mingaleva ZH. A., Shuraleva S. V. [Remote employment on online Internet platforms: the current state and problems of legal regulation in Russia]. In: Ex jure, 2021, no. 2, pp. 102-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mingaleva Zh. A., Starkov Yu. V., Tarasov A. V. [Increasing the competitiveness of enterprises based on the choice of strategic development alternatives]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Economics. Management. Law], 2019, vol. 19, no. 2, pp. 155-164.

7. Khalin V. G., Chernova G. V. [Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks]. In: Upravlencheskoe konsultirovanie [Management consulting], 2018, no. 10 (118), pp. 46-63.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Секерин Владимир Дмитриевич - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН; e-mail: bcintermarket@yandex.ru

Сингилевич Дмитрий Александрович - кандидат военных наук, доцент, полковник запаса, руководитель секции правовых проблем обороны государства, заместитель руководителя Экспертного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне; e-mail: dsingilevich@yandex.ru

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

Г

2022 / № 1

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vladimir D. Sekerin - Dr. Sci. (Economics), Prof., Chief Researcher, V. A. Trapeznikov Institute of

Control Sciences RAS;

e-mail: bcintermarket@yandex.ru

Dmitriy A. Singilevich - Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof., Reserve Colonel., Head of the Legal Problems of State Defense Section, Deputy Head of the Expert Council of the State Duma Committee on Defense, e-mail: dsingilevich@yandex.ru

Секерин В. Д., Сингилевич Д. А. Разработка организационно-правовых основ формирования инвестиционного климата в сфере оборонно-промышленного комплекса в условиях цифровой экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 44-52. БО!: 10.18384/2310-6646-2022-1-44-52

Sekerin V. D., Singilevich D. A. Development of Organizational and Legal Bases for the Formation of the Investment Climate in the Field of the Military-industrial Complex in the Digital Economy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no. 1, pp. 44-52. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-44-52

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.