Научная статья на тему 'Разработка организационно-методических условий проведения междисциплинарных практических занятий'

Разработка организационно-методических условий проведения междисциплинарных практических занятий Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Анисимов П.В., Макшева Ю.А., Мацук Н.В., Гринберг Г.М., Тимошев П.В.

Приведены противоречия, сложившиеся в конструкторско-технологической подготовке специалистов в настоящее время. Обозначены организационно-методические условия, направленные на ослабление этих противоречий. На примере изготовления печатной платы методом оконтуривания рассмотрен один из путей практического воплощения этих организационно-методических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Анисимов П.В., Макшева Ю.А., Мацук Н.В., Гринберг Г.М., Тимошев П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка организационно-методических условий проведения междисциплинарных практических занятий»

Секция

«ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 681.39

П. В. Анисимов, Ю. А. Макшева, Н. В. Мацук Научные руководители - Г. М. Гринберг, П. В. Тимошев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Приведены противоречия, сложившиеся в конструкторско-технологической подготовке специалистов в настоящее время. Обозначены организационно-методические условия, направленные на ослабление этих противоречий. На примере изготовления печатной платы методом оконтуривания рассмотрен один из путей практического воплощения этих организационно-методических условий.

Современное состояние конструкторско-техноло-гической подготовки специалистов в учебных заведениях страны породило ряд противоречий методологического, дидактического и организационного характера, проявляющихся в несоответствии между:

- все возрастающей потребностью общества в компетентных специалистах, способных творчески применять современные средства конструкторско-технологической подготовки производства в своей профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем разработанности содержания соответствующих учебных дисциплин и осуществляемого процесса конструктор-ско-технологического образования студентов;

- необходимостью усиления прикладного, практического характера профессионального образования, а также обеспечения оптимального соотношения теоретической и практической подготовки и недостаточностью имеющихся организационно-педагогических условий для обеспечения этого;

- предметной системой обучения, исторически сложившейся в образовании, следствием которой является разобщенность преподавания отдельных дисциплин и необходимостью целостного подхода к процессу формирования комплексной конструкторско-технологической компетентности специалистов.

Одним из путей преодоления указанных противоречий видится создание таких организационно-методических условий проведения занятий, которые позволили бы усилить практическую направленность этих занятий и установить межпредметные связи.

Авторами в данной работе на примере изготовления печатной платы (ПП) методом оконтуривания рассматриваются организационно-методических условия проведения практических занятий по дисциплинам «Основы конструирования приборов» и «Технология приборостроения». Эти дисциплины преподаются для студентов-специалистов специальности 161101.65 «Системы управления летательными аппаратами» и студентов-бакалавров специальности 161100.62 «Системы управления движением и навигация», обучающихся на кафедре систем автоматического управления нашего университета.

Суть изготовления ПП методом оконтуривания заключается в следующем: изоляционные зазоры между проводниками формируются механическим удалением при помощи режущего инструмента.

Для изготовления односторонних печатных плат можно обойтись всего одним станком с числовым программным управлением (ЧПУ), позволяющим по программе сверлить сквозные отверстия и скрайбиро-вать зазоры. Метод отличается коротким технологическим циклом изготовления, малой капиталоемкостью, не создает экологических проблем. Он очень удобен для изготовления полноценных экспериментальных образцов монтажных подложек [1].

Организация выполнения учебных задач для рассматриваемого примера будет соответствовать схеме, представленной на рисунке.

На I этапе студентам выдается техническое задание (ТЗ) на изготовление печатной платы. Студенты выполняют анализ технического задания, производят планирование предстоящих работ, разрабатывают маршрут изготовления печатной платы.

На II этапе по заданной электрической схеме электронного устройства с помощью программы РСАЭ 2006 конструируется печатная плата (осуществляется компоновка на ней электронных компонентов, трассировка соединительных проводников, простановка размеров, разработка технических требований). Результатом этого этапа является разработанный чертеж печатной платы, подготовленный с учетом требований к изготовлению ее методом оконтуривания (фрезерования).

На III этапе выполняется технологическая подготовка (ТП) изготовления ПП, которая включает в себя две задачи. Первая задача - разработка управляющей программы для фрезерного станка с ЧПУ (для студентов доступен станок €N0 системы ЧПУ 8Р 2115 типа РС^). Вторая задача - разработка технологии изготовления печатной платы (выбор и обоснование необходимых материалов, инструментов, оборудования, расчет режимов резания и нормирование выполняемых операций).

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Разработка технологии изготовления ПП

Технология изготовления ПП

V , IV

Итоговая оценка вы- Готовая Изготовление ПП на фре- Выполнена ТП

полненных работ ^— ПП 4— зерном станке с ЧПУ ч— изготовления ПП

Маршрут изготовления печатной платы (ПП)

IV этап - на фрезерном станке с ЧПУ изготавливаются разработанные печатные платы.

Работы по II этапу изготовления печатной платы проводится в процессе изучения дисциплины «Основы конструирования приборов». После этого этапа предусмотрен промежуточный отчет студентов.

Работы по III и IV этапам изготовления печатной платы проводится в процессе изучения дисциплины «Технология приборостроения».

V этап является контрольно-оценочным, включающим индивидуальные и групповые отчеты студентов по выполненным ими работам на всем маршруте изготовления ПП и их оценку.

С названными дисциплинами можно связать и другие, если, например, изготовленную ПП использо-

вать для изготовления какого-либо электронного устройства.

Таким образом, в результате предлагаемого подхода обеспечиваются междисциплинарные связи и практическая направленность выполняемых студентами в раках этих дисциплин работ.

Библиографическая ссылка

1. Медведев, А.М. Печатные платы. Конструкция и материалы [Текст] / А.М. Медведев. - М.: Техносфера, 2005. - 304 с.

© Анисимов П. В., Макшева Ю. А., Мацук Н. В., 2014

УДК 37.01

Д. А. Васильев, И. Ю. Войтов, Р. Ю. Спицин, С. И. Якушин

Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА «ИЗУЧЕНИЕ ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ»

Предложена блок-схема лабораторной установки, предназначенной для изучения различных приборов и методик измерения скорости вращения.

Кафедра систем автоматического управления (САУ) осуществляет обучение студентов-бакалавров направления подготовки 161100.62 Системы управления движением и навигация, студентов-специалистов по специальности 161101.65 Системы управления летательными аппаратами и по специальности 160403 Системы управления летательными аппаратами.

Одними из объектов профессиональной деятельности выпускников кафедры САУ являются: управляющие, навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов; приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации летательных аппаратов; системы управления летательными аппаратами.

Необходимые профессиональные компетенции в области разработки, испытания и эксплуатации перечисленных объектов студенты получают при изуче-

нии следующих дисциплин профессионального цикла: «Основы теории пилотажно-навигационных систем», «Информационно-измерительные системы и устройства», «Технические средства навигации и управления движением», «Эксплуатация и испытания систем управления летательных аппаратов».

В процессе освоения этих дисциплин студенты, в частности, должны изучить принципы работы различных приборов и агрегатов, входящих в состав систем управления летательными аппаратами. Одними из таких приборов являются измерители скорости вращения, как самих летательных аппаратов, так и их вращающихся конструктивных элементов (разнообразных деталей и узлов, входящих в конструкцию исполнительных механизмов, двигательных установок и др.).

Цель работы - разработать схему лабораторной установки, предназначенной для организации лабора-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.