Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
зи, позволяют решить проблему удаленности обучающего от обучаемого.
С помощью космической связи может быть организованна высокоскоростная передача данных как в одном направлении, так и в двух. В первом случае лектор только передает информацию аудитории без обратной связи с ней, во втором случае лектор, находясь в одной точки Земли, может работать с аудиторией в другой точки Земли. В том числе отвечать на их вопросы в режиме реального времени. Так называемая видеоконференцсвязь.
Преимуществами спутниковой связи по сравнению с наземной проводной связью или наземной радиосвязью, является: широкая зона покрытия без строительства кабельной сети, с множеством промежуточных звеньев, до абонента; гибкость структуры (абонент перемещается вместе с приёмником спутникового сигнала, что в проводной сети невозможно); карта зоны покрытия спутниковой связи может быть изменена в зависимости от условий (например, диаграмма направленности антенн космического аппарата такова, что вещание осуществляется только на территории России и сигнал нельзя принять за её границами), что в наземной радиосвязи затруднительно. Космическая телефонная связи позволяет передавать информацию из любой точки земного шара.
На сегодня более 7000 тысяч абонентских спутниковых станций смонтированы в школах и принимают вещание спутникового образовательного канала. Спутниковые технологии как основа. В ближайшем будущем число абонентских станций увеличится вдвое - следовательно, более 15 тысяч российских школ будут включены в спутниковый Интернет. С вводом в эксплуатацию телепортов в городах Санкт-Петербурге и Томске увеличится мощность спутнико-
вых ресурсов системы образования, расширится спектр предоставляемых образовательных услуг.
Таким образом, спутниковые технологии вскоре будут играть значительную роль в организации и осуществлении образовательных программ, в создании и развитии системы открытого и дистанционного образования [5].
Библиографические ссылки
1. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М Губкина: [Электронный ресурс]. М., 2009-2014. URL: http://spgub.ru/prijem.html (дата обращения 1.04.2014).
2. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М Губкина: [Электронный ресурс]. М., 2009-2014. URL: http://www.gubkin.ru/info/ enrollee/entrants-social-support /29.2.1.1.pdf (дата обращения 1.04.2014).
3. Модель проведения урока с применением Интернет-технологий на основе спутниковой связи (урок-диалог): [Электронный ресурс]. 2011-2014. URL: http://www.coolreferat.com/ Педагогические_ условия_гуманизации_процесса_обучения_учащихся_ часть=6 (дата обращения 1.04.2014).
4. ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва: [Электронный ресурс]. Железногорск Красноярского края. 20082014. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=geoca& caid=35 (дата обращения 1.04.2014).
5. Демкин В. П., Можаева Г. В. Спутниковые технологии как основа мультисервисного обеспечения образовательных программ [Электронный ресурс]. 2005-2014. URL: http://www.aik-sng.ru/text/krug/2005/ 508-525.pdf (дата обращения 1.04.2014).
© Курдинова А. В., Струговец А. Г., 2014
УДК 681.39
Р. Г. Ланко Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
Предложена структурная схема автоматизированной установки, предназначенной для проведения вибрационных испытаний и которая может быть использована для организации лабораторного практикума студентов-специалистов направления подготовки (специальности) 161101.65 и студентов-бакалавров техники и технологий направления подготовки 161100.62.
Ключевым свойством летательного аппарата в целом и (или) его частей (элементов, узлов, конструкции, бортового оборудования, двигателей и др.) является надежность. Надежность летательного аппарата и его частей состоит в их способности не выходить из строя и выполнять в полном объеме свои технические функции. Согласно ГОСТ 27.002-89 под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех пара-
метров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Условия применения (эксплуатации) - это совокупность факторов, действующих на объект при его эксплуатации. К условиям эксплуатации относятся климатические условия, механические и электрические нагрузки, электромагнитные воздействия и др.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Структурная схема установки для испытаний вибрацией: ПУВ - пульт управления вибростендом; АСОИУ - автоматизированная система обработки информации и управления; 1 - задающий генератор; 2 - усилитель мощности; 3 - вибратор; 4 - испытуемое изделие; 5 - виброизмерительный преобразователь; 6 - согласующий усилитель; 7 -- микроконтроллер; 8 - компьютер
Одними из наиболее характерных воздействий являются механические. Способность объекта выполнять свои функции в условиях механического воздействия называют механической устойчивостью, а после воздействия - механической прочностью. Основными механическими нагрузками, которым могут подвергаться летательные аппараты и их части в эксплуатационных условиях, являются ударные, вибрационные и линейные.
Для определения работоспособности изделий в условиях и (или) после воздействия механических нагрузок, а также обеспечения надежной работы летательного аппарата и его частей условия их эксплуатации должны быть имитированы в условиях лабораторий. С этой целью проводят механические лабораторные испытания, во время которых определяют механическую прочность и устойчивость, отсутствие резонансных частот в пределах спектра частот действующей вибрации.
Кафедра систем автоматического управления нашего университета осуществляет обучение студентов-специалистов направления подготовки (специальности) 161101.65 - Системы управления летательными аппаратами по двум специализациям: «Системы управления ракет-носителей и космических аппаратов» и «Системы управления ракет». А так же студентов-бакалавров техники и технологий направления подготовки 161100.62 -Системы управления движением и навигация
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования для названных направлений подготовки специалистов и студентов-бакалавров обозначены компетенции выпускников, составляющие совокупный ожидаемый результат обучения по завершении освоения основной образовательной программы. В области испытательно-эксплуатационной деятельности для выпускников специальности 161101.65 основной профессиональной компетенцией является ПК-36 - способность выполнять лабораторные и натурные испытания и эксперименты для решения эксплуатационных задач с использованием современной аппаратуры.
Основной профессионально-специальной компетенцией для выпускников этой специальности является ПСК-3.3 - способность принимать участие в проведении испытаний приборов и комплексов систем автоматического управления (САУ) на вибрационную надежность.
Для выпускников направления подготовки 161100.62 в области их испытательно-эксплуатационной деятельности основными профессиональными компетенциями является:
- ПК-10 - способность по готовым методикам выполнять теоретические, лабораторные и натурные исследования и эксперименты для решения исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры;
- ПК-12 - способность проводить лабораторные испытания и тестовые проверки.
Как следует из сказанного, у выпускников кафедры САУ должны быть сформированы компетенции проведения испытаний в условиях производства. В техническом вузе близким по смыслу и содержанию к промышленным испытаниям может быть физический и технический лабораторный эксперимент, осуществляемый студентами во время лабораторных занятий. Но для этого лабораторные занятия необходимо соответствующим образом организовать и оснастить: необходимо иметь лабораторную установку и методику выполнения на ней лабораторного эксперимента. Автором разработана структурная схема лабораторной установки для испытаний гармонической вибрацией (рисунок).
Управление работой установки может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режиме. При ручном управлении параметры виброиспытаний задаются с помощью органов управления, расположенных на лицевой панели пульта ПУВ. Измерение вибрационного воздействия, оказываемого вибратором 3 на испытываемое изделие 4, производится виброизмерительным преобразователем 5. Выходной сигнал преобразователя 5 подается на вход автоматизированной системы обработки информации и управления АСОИУ. Согласующий усилитель 6 усиливает выходной сигнал виброизмерителя 5 и преобразует его в вид, требуемый для нормальной работы микроконтроллера 7. Компьютер 8 осуществляет обработку полученных данных, их визуализацию, формирует отчет. Автоматическое управление экспериментом осуществляется управляющими сигналами, генерируемыми компьютером или микроконтроллером.
© Ланко Р. Г., 2014