Научная статья на тему 'Автоматизированная лабораторная установка для проведения вибрационных испытаний'

Автоматизированная лабораторная установка для проведения вибрационных испытаний Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ланко Р. Г., Гринберг Г. М.

Предложена структурная схема автоматизированной установки, предназначенной для проведения вибрационных испытаний и которая может быть использована для организации лабораторного практикума студентов-специалистов направления подготовки (специальности) 161101.65 и студентов-бакалавров техники и технологий направления подготовки 161100.62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ланко Р. Г., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная лабораторная установка для проведения вибрационных испытаний»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

зи, позволяют решить проблему удаленности обучающего от обучаемого.

С помощью космической связи может быть организованна высокоскоростная передача данных как в одном направлении, так и в двух. В первом случае лектор только передает информацию аудитории без обратной связи с ней, во втором случае лектор, находясь в одной точки Земли, может работать с аудиторией в другой точки Земли. В том числе отвечать на их вопросы в режиме реального времени. Так называемая видеоконференцсвязь.

Преимуществами спутниковой связи по сравнению с наземной проводной связью или наземной радиосвязью, является: широкая зона покрытия без строительства кабельной сети, с множеством промежуточных звеньев, до абонента; гибкость структуры (абонент перемещается вместе с приёмником спутникового сигнала, что в проводной сети невозможно); карта зоны покрытия спутниковой связи может быть изменена в зависимости от условий (например, диаграмма направленности антенн космического аппарата такова, что вещание осуществляется только на территории России и сигнал нельзя принять за её границами), что в наземной радиосвязи затруднительно. Космическая телефонная связи позволяет передавать информацию из любой точки земного шара.

На сегодня более 7000 тысяч абонентских спутниковых станций смонтированы в школах и принимают вещание спутникового образовательного канала. Спутниковые технологии как основа. В ближайшем будущем число абонентских станций увеличится вдвое - следовательно, более 15 тысяч российских школ будут включены в спутниковый Интернет. С вводом в эксплуатацию телепортов в городах Санкт-Петербурге и Томске увеличится мощность спутнико-

вых ресурсов системы образования, расширится спектр предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, спутниковые технологии вскоре будут играть значительную роль в организации и осуществлении образовательных программ, в создании и развитии системы открытого и дистанционного образования [5].

Библиографические ссылки

1. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М Губкина: [Электронный ресурс]. М., 2009-2014. URL: http://spgub.ru/prijem.html (дата обращения 1.04.2014).

2. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М Губкина: [Электронный ресурс]. М., 2009-2014. URL: http://www.gubkin.ru/info/ enrollee/entrants-social-support /29.2.1.1.pdf (дата обращения 1.04.2014).

3. Модель проведения урока с применением Интернет-технологий на основе спутниковой связи (урок-диалог): [Электронный ресурс]. 2011-2014. URL: http://www.coolreferat.com/ Педагогические_ условия_гуманизации_процесса_обучения_учащихся_ часть=6 (дата обращения 1.04.2014).

4. ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва: [Электронный ресурс]. Железногорск Красноярского края. 20082014. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=geoca& caid=35 (дата обращения 1.04.2014).

5. Демкин В. П., Можаева Г. В. Спутниковые технологии как основа мультисервисного обеспечения образовательных программ [Электронный ресурс]. 2005-2014. URL: http://www.aik-sng.ru/text/krug/2005/ 508-525.pdf (дата обращения 1.04.2014).

© Курдинова А. В., Струговец А. Г., 2014

УДК 681.39

Р. Г. Ланко Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

Предложена структурная схема автоматизированной установки, предназначенной для проведения вибрационных испытаний и которая может быть использована для организации лабораторного практикума студентов-специалистов направления подготовки (специальности) 161101.65 и студентов-бакалавров техники и технологий направления подготовки 161100.62.

Ключевым свойством летательного аппарата в целом и (или) его частей (элементов, узлов, конструкции, бортового оборудования, двигателей и др.) является надежность. Надежность летательного аппарата и его частей состоит в их способности не выходить из строя и выполнять в полном объеме свои технические функции. Согласно ГОСТ 27.002-89 под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех пара-

метров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Условия применения (эксплуатации) - это совокупность факторов, действующих на объект при его эксплуатации. К условиям эксплуатации относятся климатические условия, механические и электрические нагрузки, электромагнитные воздействия и др.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Структурная схема установки для испытаний вибрацией: ПУВ - пульт управления вибростендом; АСОИУ - автоматизированная система обработки информации и управления; 1 - задающий генератор; 2 - усилитель мощности; 3 - вибратор; 4 - испытуемое изделие; 5 - виброизмерительный преобразователь; 6 - согласующий усилитель; 7 -- микроконтроллер; 8 - компьютер

Одними из наиболее характерных воздействий являются механические. Способность объекта выполнять свои функции в условиях механического воздействия называют механической устойчивостью, а после воздействия - механической прочностью. Основными механическими нагрузками, которым могут подвергаться летательные аппараты и их части в эксплуатационных условиях, являются ударные, вибрационные и линейные.

Для определения работоспособности изделий в условиях и (или) после воздействия механических нагрузок, а также обеспечения надежной работы летательного аппарата и его частей условия их эксплуатации должны быть имитированы в условиях лабораторий. С этой целью проводят механические лабораторные испытания, во время которых определяют механическую прочность и устойчивость, отсутствие резонансных частот в пределах спектра частот действующей вибрации.

Кафедра систем автоматического управления нашего университета осуществляет обучение студентов-специалистов направления подготовки (специальности) 161101.65 - Системы управления летательными аппаратами по двум специализациям: «Системы управления ракет-носителей и космических аппаратов» и «Системы управления ракет». А так же студентов-бакалавров техники и технологий направления подготовки 161100.62 -Системы управления движением и навигация

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования для названных направлений подготовки специалистов и студентов-бакалавров обозначены компетенции выпускников, составляющие совокупный ожидаемый результат обучения по завершении освоения основной образовательной программы. В области испытательно-эксплуатационной деятельности для выпускников специальности 161101.65 основной профессиональной компетенцией является ПК-36 - способность выполнять лабораторные и натурные испытания и эксперименты для решения эксплуатационных задач с использованием современной аппаратуры.

Основной профессионально-специальной компетенцией для выпускников этой специальности является ПСК-3.3 - способность принимать участие в проведении испытаний приборов и комплексов систем автоматического управления (САУ) на вибрационную надежность.

Для выпускников направления подготовки 161100.62 в области их испытательно-эксплуатационной деятельности основными профессиональными компетенциями является:

- ПК-10 - способность по готовым методикам выполнять теоретические, лабораторные и натурные исследования и эксперименты для решения исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры;

- ПК-12 - способность проводить лабораторные испытания и тестовые проверки.

Как следует из сказанного, у выпускников кафедры САУ должны быть сформированы компетенции проведения испытаний в условиях производства. В техническом вузе близким по смыслу и содержанию к промышленным испытаниям может быть физический и технический лабораторный эксперимент, осуществляемый студентами во время лабораторных занятий. Но для этого лабораторные занятия необходимо соответствующим образом организовать и оснастить: необходимо иметь лабораторную установку и методику выполнения на ней лабораторного эксперимента. Автором разработана структурная схема лабораторной установки для испытаний гармонической вибрацией (рисунок).

Управление работой установки может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режиме. При ручном управлении параметры виброиспытаний задаются с помощью органов управления, расположенных на лицевой панели пульта ПУВ. Измерение вибрационного воздействия, оказываемого вибратором 3 на испытываемое изделие 4, производится виброизмерительным преобразователем 5. Выходной сигнал преобразователя 5 подается на вход автоматизированной системы обработки информации и управления АСОИУ. Согласующий усилитель 6 усиливает выходной сигнал виброизмерителя 5 и преобразует его в вид, требуемый для нормальной работы микроконтроллера 7. Компьютер 8 осуществляет обработку полученных данных, их визуализацию, формирует отчет. Автоматическое управление экспериментом осуществляется управляющими сигналами, генерируемыми компьютером или микроконтроллером.

© Ланко Р. Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.