УДК 334.021.1
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ
ЛЕСНОГО СЕКТОРА Т. Л. Безрукова, М. В. Драпалюк, И. В. Черкезия
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
bezrukova_t_l@mail.ru
Изучение опыта комплексного использования и воспроизводства природных ресурсов, рассмотренных на примере использования ресурсов различными типами предприятий в системе лесного комплекса, дает основание сформулировать общие положения и условия для интеграции и развития лесного кластера.
Показатели состояния экономики лесных предприятий, которые сформированы на базе ранее отдельно существовавших производств лесного комплекса: лесозаготовок, лесного хозяйства и деревопе-реработки, есть продукт их длительного развития (10 лет и более). Считаем, что все преимущества лесного кластера должны проявляться в процессе развития и его становления, а это определяется выбранной стратегией формирования материально-технической базы, создания трудовых коллективов, обоснования объемов и структуры производства. Опыт показывает, что поставленная единая цель - обеспечение комплексности использования и эффективности воспроизводства лесных ресурсов - зависит от масштабов и структуры (сочетания) вложений производственных ресурсов: природных (лесных), материальных, финансовых, трудовых [2].
На момент организации кластера нельзя давать какую-либо оценку эффекта
от проведения этой акции. Речь идет о создании на одной территории одного органа управления и производственной структуры в принятых границах (лесопункты, лесничества, побочное и вспомогательное хозяйства, деревообрабатывающие производства). Прямой эффект от такого объединения - это сокращение административно-управленческого персонала (которое потом опять может быть увеличено), слияние некоторых параллельно осуществляемых видов деятельности, некоторое совершенствование технологического процесса. Дальнейший эффект от развития лесного кластера будет складываться в результате целенаправленных мер по внедрению ресурсосберегающих, экологически совершенных технологий, освоению всех резервов лесопользования, установлению рациональной структуры производства, созданию стабильных коллективов и нормальной социально-бытовой инфраструктуры [3].
Именно такого рода стратегические и экологические задачи должны решаться на стадии создания лесного кластера на базе существующих лесопромышленных, деревообрабатывающих и лесохозяйственных организаций. Проектно-эколого-экономи-ческое обоснование создаваемого кластера должно включать в себя определение сле-
дующих параметров: границ территории; объема лесозаготовок по главному и промежуточному пользованию; объема и номенклатуры лесозаготовительных и дере-воперерабатывающих производств; объема и видов побочного пользования лесом; вспомогательно-обслуживающих производств; объема и структуры лесохозяйст-венных работ.
При установлении границы территории кластера исходными данными для проекта системы являются показатели производительных сил района:
- материалы лесоустройства, содержащие данные о лесных ресурсах (лесной площади, лесопокрытой площади, общем и эксплуатационном запасе, возрастном распределении ресурсов по площади и запасу, породном распределении ресурсов по площади и запасу, показателях прироста); - существующие производственные мощности по лесозаготовкам и уровень их использования (объемы лесозаготовок, сор-тиментная структура); - существующие производственные мощности деревопере-рабатывающих производств; - объемы побочного пользования; - объемы лесохозяй-ственных работ.
Выходные данные системы (продукция в натуральном и стоимостном выражении, численность работающих, прибыль, рентабельность, производительность труда, фондоотдача) будут зависеть от того, какие дополнительные производственные ресурсы можно привлечь, чтобы входные параметры преобразовать в выходные, конечные для народного хозяйства республики.
Переход на интеграционные формы
взаимодействия участников лесного кластера требует принципиально нового подхода к организации управления производством на межотраслевой основе. Для этих целей нужны специалисты широкого профиля, равно владеющие опытом и знаниями в области технических и лесоводствен-но-биологических дисциплин. Речь идет о создании научно обоснованного механизма управления, позволяющего вместо существующих итеративных методов совершенствования управления отдельными автономными организациями устанавливать рациональную структуру управления в разрезе его участников, опирающуюся на единый координационный центр.
Для настоящего исследования интерес представляет организационно-экономический механизм управления как совокупность методов планирования и экономического стимулирования производства, которая в процессе хозяйствования по существу выступает в качестве инструментария управления. Нами под механизмом управления понимается совокупность организационных структур, функций, принципов и методов управления, социальных, экономических и правовых норм, которые в комплексе обеспечивают устойчивое функционирование и поступательное развитие отрасли.
Для настоящего исследования важно не только сформировать механизм управления, но и наделить его специфическими чертами интегрированного образования -лесного кластера. Для этого рассмотрим сложившуюся управления лесным комплексом систему механизмов и принципов.
Сложившийся в постсоветский пери-
од механизм управления лесными ресурсами является административным и в условиях развития рыночных отношений в стране требует существенных изменений. Административный механизм управления лесным комплексом можно рассматривать как совокупность прямых административно-распорядительных воздействий со стороны органов власти на субъекты правоотношений в лесном комплексе [1].
Под организационно-экономическим механизмом рационального лесопользования авторами понимается система совокупных принципов и экономических методов целенаправленного взаимодействия всех участников лесных отношений с целью обеспечения устойчивого развития лесного комплекса и рационального применения и воспроизводства лесов, с сохранением последними средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных функций. В табл. 1 при-
ведена сопоставительная оценка признаков соответствующих экономических и административных механизмов управления лесными ресурсами. Считаем, что недостатки государственной собственности можно устранить, используя принцип делимости прав собственности. За государством оставить право распоряжения лесами. Представительские органы государства должны осуществлять это право через принятие законов, регулирующих лесные отношения. Они через исполнительные органы передают леса во владение и пользование хозяйствующим субъектам, которые ведут лесное хозяйство, возможен и арендный вариант. Хозяйственные механизмы командной и рыночной экономик существенно различаются. Считаем, что в условиях развития рыночной системы хозяйствования в республике предпочтение следует отдавать экономическим механизмам управления.
Таблица 1
Признаки, соответствующие административному и экономическому механизмам управления
лесным комплексом
Признаки Административный механизм управления Экономический механизм управления
1 2 3
Организационно-экономические основы лесного хозяйства Централизованное планирование и управление Разделение функций управления и хозяйствования
Формы собственности на лес и земли лесного фонда Единая государственная собственность Делимость прав собственности
Самостоятельность хозяйствующих субъектов в принятии решений Ограниченная Полная самостоятельность в рамках договорных отношений
Система финансирования Прямое сметно-бюждетное финансирование Все доходы от реализации лесных ресурсов поступают на счет лесного предприятия. Дотации как элемент дополнительного финансирования (лесоустройство, лесоохрана, дорожное строительство). Лесной налог взимается с лесохозяйственного производства
Окончание табл. 1
1 2 3
Ценообразование Нормированное Формирование цен по фактическим издержкам и результатам проведения конкурсов. Рынок лесоматериалов выступает регулятором ценообразования
Ориентация на промежуточные результаты, например, лесовосста-новление на конечные результаты - постоянство и неистощимости лесопользования
Система мотивации Отсутствует Существует и направлена на снижение затрат и повышение качества
Развитие принципов самоуправления Частичное Полное
В составе экономического механизма управления лесным кластером структурно можно выделить следующие элементы: планирование, экономическое стимулирование, ценообразование, финансирование и кредитование.
Основными взаимосвязями лесного кластера являются взаимосвязи с поставщиками и потребителями. В качестве поставщиков в данном механизме выступают физические лица - трудоспособное население, организации, поставляющие средства труда для осуществления комплексного лесохозяйственного производства. Важная роль в механизме отводится поставщикам финансовых ресурсов - финансовым институтам, представляющим государство, и отдельных частных инвесторов. В качестве покупателей и потребителей продукции лесного кластера выступают организации и лица как внутреннего, так и внешнего рынка.
Выделяются основные контуры возмущений участников кластера. В первую очередь это колебания окружающей среды. К колебаниям окружающей среды относятся возможные изменения, происходящие в ней: изменения потребительского спроса, экономической и политической
ситуации, изменения структуры рынка поставщиков, изменения на рынке конкурентов и др. Все названные позиции являются возмущениями, которые выводят лесной комплекс из режима стабильного состояния и в той или иной степени определяют его развитие. Создание системы, управляющей взаимодействием названных факторов, обеспечит развитие лесного комплекса.
Конструкция механизма управления лесным кластером (рис. 1) направлена на обеспечение его стабильного состояния на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, включает в себя систему внутренних социально-экономических отношений (организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы и методы хозяйствования), устанавливающих производственно-хозяйственные связи между структурными элементами лесного комплекса (лесохо-зяйственное, лесозаготовительное производство). Следовательно, планирование производства, его экономическое стимулирование и организационная структура управления -это элементы хозяйственного механизма, которые различаются содержанием и задачами, но вместе взятые образуют хозяйственный механизм как единое целое.
ю оо
л
Г5 О
ч л х 8
п с> К
й
V!
та 8 м Л
/ 2
о
и
К о Я о
К м
о та
м 8 8 м М 8 8 33
8 та
О 8 м СО О
д
Г5
ч со м
Рис. 1. Принципиальная схема организационно-экономического механизма управления лесным кластером
В краткосрочной перспективе лесной комплекс будет испытывать влияние названных факторов, что в свою очередь отразится на экономических условиях организаций лесного кластера. В этом случае приходит в действие блок сравнения и принятия управленческих решений, по результатам которых осуществляется прогнозирование развития лесного комплекса на ближайшую перспективу.
Задача функционирования механизма управления на оперативном уровне состоит в неотложной стабилизации деятельности, так называемая защитная реакция на неблагоприятные воздействия со стороны внешнего окружения.
Зная структурные составляющие механизма управления лесным кластером можно построить некоторую, весьма условную модель механизма, направленную на обеспечение устойчивого развития лесного кластера на тактическом и стратегическом уровнях.
Тактический уровень механизма управления необходим для перехода от функционирования к развитию, используя защитные мероприятия, устойчивое состояние лесного кластера, и опираясь на тактические методы управления.
Наиболее значимая роль в механизме отведена стратегическому уровню управления. Принимаемые на этом уровне управленческие решения обеспечивают развитие лесного комплекса.
Стратегическая направленность управления состоит в создании системы рыночного комплексного лесного хозяйства, которая основана на государственной или частной собственности на леса и иные
средства производства. Она характеризуется совмещением в едином предприятии лесохозяйственного и лесозаготовительного производств. Финансируются расходы на лесовыращивание за счет себестоимости продукции лесозаготовок и переработки или прибыли лесозаготовительного (деревообрабатывающего) производства. Эта форма экономических отношений была характерна для многих европейских стран: Польши, Чехии, Словакии, Болгарии. С некоторыми модификациями она апробирована в Украине, Латвии, Беларуси, внедряется и в России. По сравнению со сметно-бюджетной система комплексного лесного хозяйства является более прогрессивной, но требует жесткого лесного законодательства по регулированию размеров лесопользования и лесовозобновления, так как зависимость источников финансирования лесохозяйственного производства от результатов промышленной деятельности толкает руководителей на необоснованную экономию затрат на лесо-выращивание и вырубку в первую очередь наиболее доступного и качественного лесосечного фонда.
Важными условиями эффективного функционирования этой системы являются: а) равномерное распределение лесов по возрастным группам, которое позволяет вести постоянное и относительно равномерное лесопользование; б) наличие экономически обоснованных цен на готовую лесопродукцию с учетом издержек на возобновление лесных ресурсов; в) высокая культура производства; г) жесткий государственный контроль за соблюдением правил лесопользования и лесовозобнов-
ления.
По сути эта система предполагает разделение функций лесоуправления, которые должны остаться за государством, и лесохозяйственной деятельности, которую должны осуществлять хозяйствующие субъекты.
Результатами внедрения механизма стратегического управления можно считать постепенное улучшение породной и возрастной структуры лесов, рациональное использование древесины, развитие производственной инфраструктуры (в лесу должен быть один хозяин), углубление хозяйственного расчета, т.е. экономической ответственности за состояние лесов. Вместе с тем эта система при наличии государственной собственности на леса представляет собой государственную монополию, при которой отсутствуют конкуренция на рынке лесных материалов и рыночные стимулы в развитии производства.
Схематическое выражение механизма управления позволяет облегчить решение задачи постоянного, неистощительно-го лесопользования. Принципиальная схема механизма устойчивого развития, представленная на рис. 1, дает информацию по взаимодействию совокупности элементов лесного комплекса и организационных механизмов, их отношений и факторов, влияющих на состояние устойчивости [5].
Основной организационной формой интегрирования компаний лесного комплекса является лесной кластер как интегрированная организация лесохозяйствен-ных, лесозаготовительных и деревообрабатывающих организаций, которая представляет собой совокупность юридических
лиц, ведущих совместную деятельность и связанных системой имущественного и неимущественного участия. Особенностью кластерных отношений является взаимодействие, территориально-гео-графическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Собственно объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего кластера, объединяющего несколько отраслей [4].
Содержание системы управления взаимодействием участников лесного кластера включает в себя:
а) отношения собственности и контроль за ее использованием;
б) финансово-кредитные отношения между управляющей компанией (ядром) и участниками кластера;
в) производственные взаимодействия между участниками (лесозаготовительными, деревообрабатывающими организациями и смежниками);
г) отношения с организациями лесного хозяйства по вопросам воспроизводства лесов, мониторинга и защиты;
д) сбытовые отношения.
Основная идея состоит в описании
содержания функций корпоративного центра, главной целью которого является получение добавленной стоимости и формирование синергетического эффекта взаимодействия на основе научно-обоснован-
ных и технологически реализуемых комплексных ресурсосберегающих технологий, а также коммерческих механизмов условия для перевооружения лесной отрасли с целью формирования и развития лесного кластера.
Библиографический список
1. Безрукова Т.Л. Развитие сельских территорий: организационно-экономический аспект природопользования (монография) / Безрукова Т.Л., Попкова Е.Г., Забазнова Т.А., Борисов А.Н. Под ред. проф. Е.Г. Попковой. М.: ИТД «КноРус», 2010. 243 с.
2. Безрукова Т.Л., Кущ С.А. Вопросы государственного регулирования экономических отношений в лесном комплексе // Воронеж: «Финансы, экономика,
стратегия», 2008, № 9 (50). С. 43-45.
3. Безрукова Т.Л. Экологический маркетинг в контексте экономики природопользования (монография). / Безрукова Т.Л., Попкова Е.Г., Волосатова У.А., Забазнова Т.А., Яковлева Е.А., Борисов А.Н. Под ред. проф. Е.Г. Попковой. М.: ИТД «КноРус», 2010. 236 с.
4. Резанов В.К., Шихалев В.М. Алгоритмы и механизмы управления интеграционным развитием лесного комплекса / Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского университета, 2010. 304 с.
5. Безрукова Т.Л., Воронина В.Ф., Морковина С.С. Производственный менеджмент и маркетинг в отраслях лесопромышленного комплекса (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. 2010. № 2. С. 144-145.