Научная статья на тему 'Разработка оптимального варианта противопожарной защиты многотопливной АЗС с объектами обслуживания водителей и пассажиров, расположенных на её территории'

Разработка оптимального варианта противопожарной защиты многотопливной АЗС с объектами обслуживания водителей и пассажиров, расположенных на её территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка оптимального варианта противопожарной защиты многотопливной АЗС с объектами обслуживания водителей и пассажиров, расположенных на её территории»

РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОТОПЛИВНОЙ АЗС С ОБЪЕКТАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ

А.П. Лаптев, слушатель Воронежский институт ГПС МЧС России

В условиях непрекращающегося роста цен на нефтепродукты, в первую очередь - бензин, проблема поиска и повсеместного внедрения альтернативных источников энергии приобретает особую актуальность. Ведущим экономическим державам, к числу которых, безусловно, принадлежит и Россия, следует всерьез задуматься над тем, каким образом обеспечить себя достаточным количеством доступных энергоресурсов. Особенно учитывая темпы роста потребления энергии. В данной ситуации логичным решением представляется планомерное развитие рынка газового топлива как наиболее очевидной альтернативы бензину.

В связи с этим правительства многих европейских стран уже сегодня активно проводят программы перевода автомобильного транспорта на многотопливную основу. Растет и потребительский спрос на данном сегменте рынка. Мы в этом отношении пока отстаем от мировых тенденций. Широкое применение газового топлива позволит России не только сделать значительный шаг вперед на пути к экологически чистой эпохе, но и совершить качественный скачок в реализации ее топливно-энергетического и экономического потенциала.

Анализ ситуации, сложившейся на мировом и российском рынке моторного топлива в период 2009-2010 гг., свидетельствует о низких темпах развития бензиновых автозаправочных комплексов (АЗС).

По данным Федеральной службы государственной статистики, с января 2010 г. цены на бензин выросли почти на 12%, и этот рост неуклонно продолжается. Вместе с тем увеличивается разница между стоимостью бензина и газа. Как следствие, постоянный рост цен на светлые нефтепродукты вынуждает автомобилистов сокращать количество и протяженность поездок, что негативно сказывается на объемах реализации горючего и доходах операторов автозаправочного бизнеса. Очевидно, что в этих условиях экономическая эффективность АЗС уменьшается. Все эти факторы определяют необходимость развития газозаправочного бизнеса. И здесь видится два реальных направления: развитие структуры действующей АЗС до уровня многотопливного заправочного комплекса и строительство новых автогазозаправочных станций. Оба варианта предполагают дополнение наиболее распространенных видов топлива друг другом.

Что такое АЗС знает любой водитель. Термин Автозаправочная станция существует примерно столько, сколько существует массовый выпуск автомобилей. Но если раньше АЗС ассоциировалась исключительно с бензоколонкой, то современная АЗС - это, как правило, целый комплекс, включающий в себя, помимо собственно автозаправки, следующие компоненты:

• Мойка автомобилей. АЗС могут оснащаться простенькой мойкой и целыми моечными комплексами. Выбор типа мойки зависит от многих пара-

метров, но ключевыми являются стоимость и возможность должной загрузки оборудования;

• Станция технического обслуживания. Она может включать отдельные элементы и целые комплексы полного техобслуживания;

• Магазин. Это может быть и обычный ларек, и вполне достойный комплекс по продаже товаров повседневного спроса;

• Пункт питания. Может быть в виде кафе на пару столиков, или целый ресторанный комплекс.

Крупные АЗС с полным набором услуг уже принято называть АЗК - автозаправочные комплексы.

И всё же основное назначение АЗС - заправка автомобилей топливом. Если учесть, что и видов топлива, и требований к ним постепенно становится все больше, то и заправки стараются соответствовать этим требованиям:

• Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды бензина и солярки, что не очень удобно. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.

• МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.

• АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся обособленно от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин повышается и востребованность АГЗС.

Специфика аварий на МТАЗС

Специфика всякой аварии современного промышленного взрыво- и пожароопасного объекта представляется в обязательном прохождении ее некоторых характерных фаз:

Фаза инициирования аварии

В этот период установки переходит в нестабильное (предаварийное) состояние и вводится фактор неустойчивости. Такую ситуацию можно интерпретировать как наличие у установки "болевой точки", для которой незначительное отклонение от нормального режима эксплуатации способно вызвать крупную аварию и сопутствующие ей колоссальные разрушительные эффекты. Она наименее определена для новых установок и новых технологий там, где полностью отсутствует опыт эксплуатации и нет фактических данных о безопасности, т.е. отсутствует нормативная база для проектирования. На этой фазе существенно влияние человеческого фактора. Обстоятельный анализ статистических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала, т.е. тоже отсутствует нормативная база, регламентирующая вопросы взры-во- и пожаробезопасности при эксплуатации технологического оборудования. Следовательно, основным фактором опасности является неконтролируемый выход продукта из оборудования.

Как показывает статистика и приведенные примеры, аварии возникают в основном при вводе в эксплуатацию и ремонте систем транспорта и хранения топлива, а также вследствие не изученности причин резкого повышения давления в изотермических резервуарах.

Фазаразвития аварии Этот период характеризуется самопроизвольным выходом продукта и его разливом, процессом испарения, образованием облака взрывоопасных концентраций, контактом облака с источником зажигания. При этом в зависимости от массы испарившегося продукта развитие аварии может носить цепной характер, когда разрушительное действие инициирующего события многократно (иногда в сотни раз) усиливается вследствие вовлечения в процесс энергонасыщенных компонентов технологии. Для современных малоизученных технологий характерна неконтролируемость опасности как штатными системами обеспечения безопасности самого предприятия, так и специальными силами по борьбе с авариями и чрезвычайными ситуациями. Эта особе н-ность объясняет во многом автономный характер протекания аварии, когда темп нарастания событий (темп выделения энергии, опасности) превышает штатные силы, специально привлекаемые для нейтрализации разрушительных процессов возможности.

Большинство крупных аварий обусловлено воспламенением газовоздушной смеси, образующейся при утечке топлива на МТАЗС. Если она длится продолжительное время, то создается бассейн газовоздушной смеси, который может быть причиной взрыва и большого пожара.

Фаза выхода аварии за промышленное предприятие В современных условиях высокой концентрации объектов, близкого соседства различных зданий и сооружений разрушительное действие аварии при выходе за территорию объекта вовлекает дополнительные опасности для других объектов в ходе процесса и увеличивает масштаб катастрофы. Если же при этом затрагивается население, то авария становится событием социальным и политическим.

Для современного состояния проблемы взрыво- и пожаробезопасности характерна ограниченность знаний как в области дефектов и отклонений, накапливаемых под действием технологических нагрузок и способных вызвать аварийную ситуацию, так и в области их поведения под действием воздушных ударных волн, теплового излучения и других поражающих факторов, появляющихся в условиях аварий.

Для обеспечения безопасности необходимо выявление качественных и количественных закономерностей при исследовании взрыво- и пожароопасно-сти технологии хранения сырья для МТАЗС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.