Научная статья на тему 'Разработка оптимального графика работы подготовительно-раскройного производства'

Разработка оптимального графика работы подготовительно-раскройного производства Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИК / подготовительно-раскройное производство / транспортные операции / гибкое производство / оптимизация / Schedule / pre-sewing-cutting manufacture / Transport operations / flexible production / Optimization

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мокеева Наталия Сергеевна, Заев Виктор Анатольевич, Сенникова Елена Владимировна

Обосновано одно из главных требований гибкого производства обеспечивать доставку предметов труда на операцию процесса точно к моменту начала ее выполнения, что возможно осуществить за счет рациональной организации во времени транспортных и технологических операций. Представлен новый подход к процессу планирования графика работы подготовительно-раскройного производства. Разработанная математическая модель представляет не только теоретический, но и практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Мокеева Наталия Сергеевна, Заев Виктор Анатольевич, Сенникова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper there has been grounded one of the main requirements to the flexible production to provide deli every of lab our objects for a process operation punctually to the beginning of its carrying out. Meeting such a requirement is possible through rational time organization of transport and technological operations. There has been presented a new approach to the process of work schedule planning for pre-sewing cutting manufacture. Besides the developed mathematical model is not only of theoretical but also practical interest.

Текст научной работы на тему «Разработка оптимального графика работы подготовительно-раскройного производства»

ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УДК: 658. 527

РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО ГРАФИКА РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-РАСКРОЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

© 2008 г. Н.С. Мокеева, В.А. Заев, Е.В. Сенникоеа

Новосибирский технологический институт Technological Institute of the Moscow State

Московского государственного университета University of the Design and Technologies,

дизайна и технологии (филиал) Novosibirsk

Обосновано одно из главных требований гибкого производства - обеспечивать доставку предметов труда на операцию процесса точно к моменту начала ее выполнения, что возможно осуществить за счет рациональной организации во времени транспортных и технологических операций. Представлен новый подход к процессу планирования графика работы подготовительно-раскройного производства. Разработанная математическая модель представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Ключевые слова: график, подготовительно-раскройное производство, транспортные операции, гибкое производство, оптимизация.

In the paper there has been grounded one of the main requirements to the flexible production - to provide deli every of lab our objects for a process operation punctually to the beginning of its carrying out. Meeting such a requirement is possible through rational time organization of transport and technological operations. There has been presented a new approach to the process of work schedule planning for pre-sewing - cutting manufacture. Besides the developed mathematical model is not only of theoretical but also practical interest.

Keywords: schedule, pre-sewing-cutting manufacture, transport operations, flexible production, optimization.

Планирование выпуска комплектов деталей кроя, готовых к передаче в швейные цеха, осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия по выпуску готовой продукции. Оперативное управление технологическими процессами подготовительно-раскройного производства (ПРЦ) обеспечивает соблюдение этого плана и является основным условием его эффективного функционирования.

Разработка графика работы ПРЦ, удовлетворяющего основному требованию гибкого производства -обеспечить доставку предмета труда (ПТ) на операцию процесса точно к моменту начала ее выполнения, является одной из важнейших производственных задач. Поэтому оптимизационная задача может быть сформулирована следующим образом: необходимо определить очередность и сроки выполнения транспортных операций, при которых отсутствует отклонение в большую сторону времени доставки ПТ на каждую операцию процесса подготовительно-раскройного производства от времени начала выполнения этой операции. То есть необходимо устранить все возможные задержки в транспортировании ПТ за счет рациональной организации во времени транспортных и технологических операций.

Производственная деятельность ПРЦ представляет собой реализацию производственного процесса (ПП), в результате которого исходные материалы (М) превращаются в комплекты деталей кроя (ДК):

Fпп = М ^{ДКг} .

Реализация этого процесса обеспечивается двумя видами ресурсов: оборудованием и обслуживающими его рабочими.

Основные классы объектов исследуемого процесса:

1. L = {1\1 = 1,..., I *} - номенклатура швейных изделий, для которых изготавливаются комплекты деталей кроя.

2. М = {т\т = 1,...,т *} - номенклатура обрабатываемых материалов.

3. ДК = {дк|дк=1,...,дк*} - множество деталей

кроя, входящих в состав изготавливаемых швейных изделий.

Для изготовления каждого наименования изделия (^ е L ) используются определенные виды материалов (т}- е М), из каждого материала делают определенные детали кроя (дкк е ДК):

дкук е т е 1г .

4. О = {о|о = 1,...,о *} - множество основных операций процесса, выполняемых в определенной последовательности.

5. £ = {кг]-1 - структура процесса, представленная

в виде матрицы связей между операциями. ку - элементы матрицы связей, г - номер строки матрицы, соответствующий номеру операции, у - номер столбца матрицы, соответствующий номеру операции, г Ф у .

[ 1 - если ПТ передается с i-й на j-ю операцию,

к-= L

[0 - в противном случае.

6. P = {p|p = 1,...,p*} - множество единиц оборудования, обеспечивающих выполнение основных операций о. Некоторые операции выполняются на одной единице оборудования (или комплексе единиц оборудования): {ог-} е Pj.

7. N = {n|n = 1,..., n *} - множество партий запуска, в виде которых ведется обработка и перемещение одноименных ПТ в производственном процессе.

8. R = {r|r = 1,...,r *} - множество транспортных

партий, составляющих партию запуска.

Каждой операции oi соответствует две характеристики:

1. toi - время обработки единицы ПТ на операции;

2. гаГ - размер входящей транспортной партии -количество ПТ, одновременно поступающих на i-ю с (М)-й операции;

3. г01вых - размер выходящей транспортной партии -количество ПТ, которое может быть одновременно передано с i-й на (/'+1)-ю операцию.

Связи между операциями к- могут быть условными, если начало последующей операции совпадает во времени с окончанием предыдущей, или фактическими (транспортными операциями), если обработка ПТ на последующей операции может начаться только после окончания транспортирования ПТ с предыдущей операции. Очевидно, что транспортные операции -это связи между единицами оборудования Pj, а внутри группы операций {ог- }е Pj все связи являются условными.

Каждой транспортной операции соответствуют качественные и количественные характеристики. Качественная характеристика - вид используемого транспортного средства - определяет количественную характеристику транспортной операции: скорость движения транспортного средства и,-.

Вторая количественная характеристика транспортной операции определяется размещением оборудования р, : расстояние С— между pi и p, при k, = 1

с учетом конфигурации пути перемещения.

Тогда основной характеристикой транспортной операции является время её выполнения 4-1 :

'-1 _ Сi - j

t'-1 e IV- 1 • t'-1 1

тр I нач.тр ' ок.тр I •

где ?Нач!тр - самый ранний срок начала транспортирования; ^Ок'ГР - самый поздний срок окончания транспортирования:

t

'-1 -

_ t

t'-1 _ t

октР нач. rB

где t вых - время окончания обработки выходящей

°кг01

транспортной партии на 1-й операции; t вх - время

нач. го!

начала обработки входящей транспортной партии на у-й операции.

Длительность транспортной операции может быть меньше данного интервала или равна ему. В первом случае существует определенный резерв времени ДС1 для выполнения данной операции

At'-1 _ t'-1 -1'-1 -1'-1

тр ок.тр нач.тр тр

Во втором случае At^,1 = 0.

Очевидно, что для выполнения требования «точно в срок» фактическое время начала транспортной операции СчтрФ должно находиться в интервале

V-1 • At'-11

1 нач.тр ' тр I

t'-1 At'-1 • At'-11

нач.тр.Ф нач.тр. ' тр J

Тогда фактическое время окончания транспортирования 1 Ф определяется как

t J _

t'-1 _ t'-1 +t'-1 ок.тр.Ф нач.тр.Ф тр '

Ограничениями на выполнение транспортных операций являются используемые ресурсы - рабочие, выполняющие транспортные операции: Г = {г|г = 1,...,г*}, т. е. выполнение ^ с гk может

начаться только после окончания выполнения с г ; и перехода г; к месту начала выполнения

^. Время этого перехода ^ определяется как

, _ С1-('+1) 'тр

О

г к

Выполнение транспортной операции может начаться только после окончания обработки выходящей транспортной партии на 1-й операции и должно быть закончено к планируемому началу обработки входящей транспортной партии на у-ой операции. Таким образом, существует некоторый интервал времени

IV-1 • t'-1 1

I нач.тр ' ок.тр J •

такой что

где С1-(г+1) - расстояние между у-м и (г-1)-м рабочими местами; - скорость движения рабочего, выполняющего ;-ю группу транспортных операций.

То есть возможное начало ((/-/)+1)-й транспортной операции ^"Урв определяется как

t ('- Л+1 _ t'-1 +1 '

нач.тр.В ок.тр.Ф тр •

(1)

ок.г

U

В Microsoft Excel - ГРАФИК

:§Г] Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка

fx =Р6

Введите вопрос ■»■ _ fi> X

чо чж/ag fe

А В С D Е F I G H I J К

1 2 наименование операции код операци

I ВХОДЯЩИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПАРТИИ 1 ПЗ

3 транспортирование на 01 0:00:00 0:04:52 1:05:00 1:09:52 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

4 транспортирование на 02 3:06:29 3:10:50 3:36:29 3:40:50 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 _0

5 комплектование основных материалов для подачи на раскройный участок 01 0:04:52 0:13:52 1:09:52 1:18:52 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

6 транспортирование с 01 на 03

7 комплектование подкладочных и прокладочных материалов для подачи на раскройный участок 02 3:10:50 3:16:50 3:40:50 3:46:50 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

8 транспортирование с 02 на 08; 12; 15

9 настилание основных материалов 03 0:17:15 1:22:15 1:22:15 2:27:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00

10 контроль настила из основного материала 04 2:23 :15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 рассекание настила из основного материала 05 3.1: обработки :15

12 вырезание и комплектование деталей из основного материала 06 1 1ТП :15 4:24:15 5:01:15 5:01:15 5:46:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

з:эи. ID I "г.¿Я

13 транспортирование с 06 на 07

14 нумерация деталей из основного материала 07 4:07:21 4:32:21 4:32:21 4:57:21 4:57:21 5:24:21 5:24:21 5:51:21 5:51:21 jî

15 транспортирование с 07 на 18

16 настилание подкладочных материалов 08 3:18:15 3:50:15 3:50:15 4:22:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00

17 рассекание настила из подкладочного материала 09 4:22:15 5:32:15

18 вырезание и комплектование деталей из подкладочного материала 10 4:42:15 5:10:15 5:10:15 5:41:15 5:41:15 6:19:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

19 транспортирование с 10 на 11

20 нумерация деталей из подкладочного материала 11 5:18:35 5:29:35 г 5:29:35 5:40:35 ' 5:40:35 5:52:35 r 5:52:35 6:04:35 6:04:35 JÎ

21 транспортирование с 11 на 19

22 настилание клеевых прокладочных материалов 12 3:18:15 3:48:15 3:48:15 4:18:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 J)

23 рассекание настила из клеевого прокладочного материала 13 4:18:15 4:42:15

24 вырезание и комплектование деталей из клеевого прокладочного материала 14 4:25:15 4:46:15 4:46:15 5:09:15 5:09:15 5:37:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

25 транспортирование с 14 на 18

26 настилание некпеевых прокладочных материалов 15 4:42:15 5:07:15 5:07:15 5:32:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0:00:00 J)

27 рассекание настила из неклеевого прокладочного материала 16 5:33:15 5:57:15

28 вырезание и комплектование деталей из неклеевого прокладочного материала 17 5:40:15 5:57:15 5:57:15 6:16:15 6:16:15 6:39:15 0:00:00 0:00:00 0:00:00 0

?Q тпанг.ппптиппаание г 17 ня 1.0

|н < ► ►! / ЗВ для 2 ПЗ / Секционный настил 1 / Секционный настил 2 \ график работы ПРЦ / гр | < > Готово 14им

пуск fc программа рас... ßj Microsoft Excel ., RU *

Образец листа «График работы ПРЦ»

Таким образом, задача нахождения оптимального графика движения транспортных средств на раскройном участке ПРЦ заключается в следующем: найти

i - j

нач.тр.Ф

при целевой функции

t

i - j

-1

i - j

ок.тр.Ф ^ок.тр

^ 0

и ограничении (1).

В программной среде Microsoft Excel разработана

программа «ГРАФИК», позволяющая автоматизировать выполнение расчета. Документ Microsoft Excel «ГРАФИК» включает три основных листа и семь вспомогательных. Основные листы предназначены для ввода переменных исходных данных и вывода результата расчета в виде графика, переменные - для выполнения всех промежуточных расчетов.

Фрагмент полученного графика представлен на рисунке.

Поступила в редакцию

6 апреля 2008 г.

Мокеева Наталия Сергеевна - проф., докт. техн. наук, зав. кафедрой «Технология и дизайн швейных изделий» Новосибирского технологического института МГУДТ (филиал). Тел. 8 (383) 222-03-51. E-mail [email protected]

Заев Виктор Анатольевич - профессор, докт. техн. наук, зав. кафедрой «Высшая математика», зам. директора по научно-инновационной деятельности Новосибирского технологического института МГУДТ (филиал). Тел. 8 (383) 222-67-15. E-mail [email protected]

Сенникова Елена Владимировна - ассистент кафедры «Технология и дизайн швейных изделий» Новосибирского технологического института МГУДТ (филиал). Тел. 8 (383) 222-03-51. E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.