УДК 165.194:371.025 doi: 10. 20310/1810-231X-2019-18-4(42)-27-33
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ «1С:УНИВЕРСИТЕТ ПРОФ»
Черкасова Татьяна Александровна, Копытова Наталья Евгеньевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: cherkasova-tatyana96@mail.ru
Постоянно развивающиеся наука и технологии предъявляют новые требования к содержанию высшего образования. Так как специалист каждого нового выпуска должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска, то качество подготовки во многом зависит от качества программы его обучения. Это влечет за собой непрерывное совершенствование образовательных программ, процесс который зачастую не автоматизирован, что ведет к большим временным затратам разработчика программы. В статье описан процесс автоматизации разработки образовательной программы с помощью «1С:Университет ПРОФ».
Ключевые слова: образовательные программы, 1С:Университет ПРОФ, автоматизация разработки образовательной программы
Управление:
стратегия и тактика
ь 1>1> »i> i>
!► !► !►
Формирование образовательной программы высшего образования в вузе чаще либо не автоматизировано, либо автоматизировано, но частично. Следует отметить, что это, в свою очередь, приводит к огромным временным, а также физическим затратам составителя, что крайне неблагоприятно в условиях сильной загруженности сотрудников вуза.
В связи с этим актуальной становится задача разработки некой информационной системы сопровождения образовательной программы, которая позволит в значительной степени сделать формирование образовательного процесса эффективным и продуктивным. Одним из самых распространенных средств для автоматизации деятельности является платформа «1С» и в частности ее программный продукт «1С:Университет ПРОФ». Системы, разработанные на данной платформе, имеют высокую адаптируемость и способны подстраиваться под все нюансы ограниченной предметной области.
Образовательная программа высшего образования (ОП ВО) - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [1]. Процесс разработки образовательных программ в учебном заведении происходит в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО).
Образовательная программа является главным комплектом документов, на основе которого осуществляется образовательная деятельность высшего учебного заведения, поэтому крайне важно соблюдать централизованный процесс постоянного обновления и регулирования данного документооборота в единой автоматизированной информационной системе.
Образовательная программа включает в себя перечень приложений и документов в их составе, которые регулируют обеспечение качества подготовки обучающихся при реализации соответствующей ОП ВО.
Так, в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина (ТГУ имени Г. Р. Державина) образовательная программа высшего образования состоит из общей характеристики ОП ВО и следующего комплекта приложений, регулирующих обеспечение качества подготовки обучающихся при реализации соответствующей образовательной программы:
1. Перечень результатов освоения образовательной программы (формируемых компе-
тенций) и их связь с профессиональными стандартами (при наличии).
2. Взаимосвязь компетенций с дисциплинами (модулями) и практиками (матрица компетенций).
3. Учебный план (учебные планы).
4. Календарный учебный график (календарные учебные графики).
5. Рабочие программы дисциплин (модулей).
6. Программы практик.
7. Программа ГИА.
8. Методические и иные материалы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса.
9. Аннотации рабочих программ дисциплин (модулей) и программ практик.
10. Сведения о кадровом обеспечении реализации ОП ВО.
11. Сведения о материально-техническом обеспечении образовательного процесса.
12. Экспертное заключение на ОП ВО.
13. Фонд оценочных средств.
ОП ВО обязаны ежегодно обновляться с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Поэтому в условиях реализации большого количества направлений подготовки в вузе возникает необходимость централизованного регулирования данного документооборота в единой автоматизированной системе, которая обеспечит не только единую базу для сбора документов, но и позволит сделать процесс подготовки и разработки образовательной программы более удобным, скоординированным и быстрым.
В настоящее время вузы внедряют автоматизированные информационные системы -прикладные решения, предназначенные для управления образовательным процессом [21. Одним из таких поставщиков программного обеспечения автоматизации управления образовательным процессом является фирма «1С» и в частности ее прикладное решение «1С:Университет ПРОФ».
Использование данного программного продукта определяет эффективное воздействие для автоматизации управленческой деятельности высшего учебного заведения. «1С:Университет ПРОФ» позволяет полностью автоматизировать процесс обработки, хранения, учета и анализа данных об основных процессах вуза [21.
Программный продукт «1С:Университет ПРОФ» предназначен для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего профессионального образования. Он
разработан на платформе «1С:Предприятие 8.2» и включает в себя все преимущества программных продуктов данного поколения:
- высокая производительность;
- масштабируемость;
- эргономичный интерфейс;
- развитые средства построения аналитической отчетности;
- удобство и интуитивность администрирования системы;
- различные современные подходы к интеграции и т.д.
До 2016 г. в ТГУ имени Г. Р. Державина в системе работы вуза функционировало собственное программное решение «Автоматизированная система управления» [3]. С 2016 г. университет стал активно внедрять в работу «1С:Университет ПРОФ».
За данный период использования удалось автоматизировать деятельность управления организации учебного процесса университета, в частности, удалось урегулировать процесс формирования учебных планов и учебных графиков (приложение 3 и 4 ОП ВО соответственно) на основе выгрузки данных из информационной системы «Планы ВПО» (рис. 1, 2).
Необходимость автоматизации процессов учета, оптимизации документов и документооборота в вузе очевидна, а успешная практика в данной области постоянно расширяется. В специфику работы вуза входят обязанности всестороннего регулирования документооборота. Так как зачастую подобный документооборот происходит в разных информационных системах, то заметно осложняется работа типовых массовых программных решений.
Поскольку учебные планы и учебные графики являются только частью образовательной программы, дальнейшая автоматизация образовательной программы в рамках программного продукта «1С:Университет ПРОФ» является актуальной задачей.
В 2019 г. осуществляется набор студентов по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования нового поколения - ФГОС ВО 3++. Это актуализирует необходимость разработки комплекта документов образовательной программы с учетом новых требований. На практике часто данная ситуация решается путем формализма в реализации компетентностного подхода, что, в свою очередь, означает увеличение нагрузки на преподавательский состав и необходимости сопоставления значительного количества данных из двух стандартов - ФГОС и профессиональные стандарты [4]. Требуется формирова-
ние целого комплекта документов, которые создаются в различных системах и базах.
В связи с этим была реализована функция, обеспечивающая автоматизацию процесса закрепления компетенций и профессиональных стандартов с дисциплинами. После того, когда
необходимый перечень формулировок был заполнен, стала возможна функция формирования данного списка в единое окно. В результате система показывает полный список формулировок компетенций, которые прикреплены к учебному плану (рис. 3).
- ----- к™ В 11 ЦГ-г: Г- 1 1К и псчисымм яич Грйлп
3 г 1 1 £ 1 Е 4 1 I К £ ! ^ | 5 1 | 1 Я 1 5 1 1 4 1 ж 1 1 1 | 1 5 5 1 1 г 1 I | 1 I Я 8 1 £ I » Я I I Я 5 5 1 I * г | ! 1 I р 8
ип.^^опюп™*,™,.™,! .110 411» 13. 101. »4 110 131 ю. 1« 1 4». 144 « 344 10. 1 41 60 11. 411 1« ИЗ Я 30 и 14.. 13
.Ь.,-. .V, | .шм 1434 140. 440 148. 160 40 1. 131 ООО 100 1 90 144 12 044 10. г 60 110 431 144
П 111 * 144 144 шя ' 114 411 144
течи ичкиивоснми .4, ■4, Я Л 3, - 1! 1. зз * 1
ЛрШЙЛЛЙ > сервиса = 1« 1« 3, • ' 1= я ■= 14
оюз 3 1 а: В! Я 1В * И 14 ш И И « *
Фи/иХофия и Пёгшлиии 1 ш т * * >= 14 '= 1
* * 14 * 1, *
„0. Т=адш| и чгаинд ырыкдошннн ннфидагнм = = из 1= 3, „1 = 1, -
Ы.ВДД1 = из 1= „ ш • ■ о » = 1, *
Б1.В.ОД2 V 1 я 2« К ш 11 в Ч * Я 1« 1 11 14 1!
Ы.В.ОДЗ (Я(ЫККМН Н И » > ■■ » *
Ы.В.ОД1 1 - *
„„„ 1 33, = 11, • 14 - .1 1, ,4, *
И.В.Ш.1.2 - ' 314 » » 1.1 » • = » = - .44 *
bl.BJB.13 Лдап - ацииипяг аишша 3 1 3!. 114 11 и. 0 1! 14 И 1! г, ,4. *
Рис. 1. Учебный план
Рис. 2. График учебного процесса
Рис. 3. Список компетенций
Таким образом, полученный сформированный список компетенций является приложением 1 ОП ВО - перечень результатов освоения образовательной программы (формируемых компетенций).
Следующий этап - формирование приложения 2 (матрица компетенций).
Матрица компетенций представляет собой характеризующий результат формирования требуемой компетенции в процессе ос-
воения обучающимися образовательной программы. На основе матрицы происходит последующая разработка рабочих программ дисциплин и практик, определяется технология и методика преподавания и обучения, ФОС для промежуточной и итоговой аттестаций, формирование рабочих и индивидуальных планов.
В совокупности матрица компетенций позволяет однозначно соотнести результаты обучения по элементу образовательной про-
граммы с результатами освоения образовательной программы в целом, что, в свою очередь, является требованием при составлении рабочей программы дисциплины.
Для формирования матрицы необходимо ранее введенные компетенции присвоить соответствующей дисциплине. И вскоре после того, как все компетенции были распределены и присвоены дисциплине, формируется матрица компетенций (рис. 4).
Результаты освоения учебного плана
выпускника по направлению 09.04.03 "09.04.03 - Прикладная информатика"
/1НДВК1 Результат освоения Б1.0 Б1.В Б1.В.ДВ.01 Б1.В.ДВ.0
Теоретические основы информационного общества Е х S 1" е- s s Технологии открытого образования Методология и технологии проектирования информационных систем Разработка информационных ресурсов Интеллектуальные информационные системы Архитектура и сервисы компьютерных сетей предприятия Корпоративные информационные системы ï Разработка мобильных приложений Автоматизация информационных систем предприятий Автоматизация информационных процессов в 1С Адаптационная дисциплина для инвалидов и лице ОВЗ "Программирование на VBA" ш || s Методология образования Адаптационная дисциплина для инвалидов
ОПК-5 модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем; * -
ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; * *
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами; *
ОПК-В Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов. * * -
ПК-1 Способен осуществлять экспертную поддержку разработки архитектуры информационных систем * - * -
ПК-2 Способен осуществлять организационное и технологическое обеспечение разработки баз данных информационных систем - - * -
ПК-3 Способен осуществлять управление эффективностью работы персонала в проекте *
ПК-4 Способен выполнять идентификацию конфигурации информационных систем * * - * -
ПК-5 Способен выполнять согласование и утверждение документации * »
Рис. 4. Матрица компетенций
Таким образом, в результате удалось автоматизировать процесс разработки в системе двух дополнительных приложений ОП ВО: перечень результатов освоения образовательной программы и матрицу компетенций, то есть приложения 1 и 2 соответственно. Разработка данных функций для реализации ранее перечисленных приложений объединяет в себе возможности гибкой и простой настройки в соответствии с требованиями учебного процесса образовательной организации и комплексный подход к автоматизации.
В перспективе перед нами встает следующая задача - реализация в системе приложений 5 и 6 ОП ВО - рабочие программы дисциплины (РПД) и практики (РПП), соответственно (рис. 5, 6).
При разработке рабочих программ в условиях активного изменения учебных планов преподаватель отдаляется от сути дисциплины ввиду значительного объема рутинной работы по формированию и заполнению шаблонных форм. Поэтому руководству становится практически невозможно эффективно проконтролировать и проанализировать все этапы подготовки комплекса РПД [5].
Использование программных комплексов автоматизированной подготовки РПД, которые будут интегрированы с базами учебных планов, позволяет значительно повысить качество подготовки РПД.
Для автоматизации процесса подготовки РПД планируется разработать специальные вспомогательные структуры и механизмы
формирования данных. Они помогут автоматизировать ряд процессов подготовки информационного обеспечения образовательных программ вуза (например, информации об
3 1
учебно-методическом и материально-техническом обеспечении, описании информационных технологий, библиотечного фонда и ресурсов интернет) (рис. 7).
РПД
Программа дисциплины
Утверждение рабочих программ
Образовательные программы Образовательные программы
Индикаторы универсальных компетенций Индикаторы общепрофессиональных компетенций Профессиональные стандарты ФГОС по направлению подготовки
Справочники
Области и сферы профессиональной деятельности Библиотечный фонд Ресурсы сети "Интернет" Программное обеспечение
Профессиональные базы данных и информационные справочные системы
Настройка
Подписи рабочих программ Настройки рабочих программ
Рис. 5. Модуль «РПД»
Рис. 6. Макет рабочей программы дисциплины
Рис. 7. Макет формы «Библиотечный фонд»
Для целей автоматизированного заполнения раздела материального обеспечения в РПД планируется реализовываться механизм ведения технического паспорта учебного помещения, а также создания таблицы автоматического отражения в содержании РПД. Для включения в систему данных ФГОС и профессиональных стандартов будут разработаны специальные справочники, соответствующие
описанию стандартов. Их функционирование будет обеспечиваться структурой вспомогательных подчиненных справочников (виды деятельности, профессиональные задачи, компетенции и пр.) [6].
Предлагаемая информационная система может быть внедрена и успешно использована как на уровне кафедры вуза, так и на уровне управления организации учебного процесса.
Также стоит отметить, что используемая платформа обладает высокой степенью расширяемости, а это позволяет в будущем реализовать и добавить в нее еще большее количество объектов и отчетов по необходимости.
Поэтому использование «1С:Университет ПРОФ» в рамках разработки реализации образовательных программ является целесообразным решением, так как автоматизированная система обладает достаточно широким набором функций, облегчает работу значительному количеству сотрудников учебного заведения, а также соответствует современным требованиям для формирования необходимого перечня документов.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2 // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Генералов И. Г., Алексеева Л. А. Место «1С: Университет» среди информационных технологий // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 24-32.
3. Мазиков К. И., Копытова Н. Е., Слетков И. А. Внедрение системы «1С: Университет» в работу Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Новые информационные технологии в образовании: в 2 ч. М., 2018. Ч. 2. С. 36-37.
4. Правосудов Р. Н. Формирование образовательных программ вуза в «1С: Университет» // Новые информационные технологии в образовании: в 2 ч. М., 2018. Ч. 2. С. 131-134.
5. Правосудов Р. Н. Рабочие программы дисциплин в «1С: Университет» // Новые информационные технологии в образовании: в 2 ч. М., 2017. Ч. 2. С. 114-117.
6. Разинов А. В., Ботина А. В., Правосу-дов Р. Н. Обеспечение требований ФГОС на основе «1С: Университет» // Новые информационные тех-
нологии в образовании: в 2 ч. М., 2017. Ч. 2. С. 108111.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii». St. 2 [Federal Law No. 273-FL on 29.12.2012 (ed. 26.07.2019) «About Education in the Russian Federation». 2 Article] // Available at «Konsul'tantPlyus». (In Russian).
2. Generalov I. G., Alekseeva L. А. Mesto «1S: Universitet» sredi informatsionnykh tekhnologij [Place of «1С: University» among information technologies] // Vestnik NGIEI. - Bulletin NGII. 2015, no. 5 (48), pp. 24-32. (In Russian).
3. Mazikov K. I., Kopytova N. E., Sletkov I. А. Vnedreniye sistemy «1S: Universitet» v rabotu Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina [Introduction of the system «1С: University» in the work of Derzhavin Tambov State University] // Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: v 2 ch. - New information technologies in education: 2 parts. Moscow, 2018, part 2, pp. 36-37. (In Russian).
4. Pravosudov R. N. Formirovaniye obrazova-tel'nykh programm vuza v «1S: Universitet» [Formation of educational programs of the university in «1С: Uni-versity»] // Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: v 2 ch. - New information technologies in education: 2 parts. Moscow, 2018, part 2, pp. 131-134. (In Russian).
5. Pravosudov R. N. Rabochiye programmy distsiplin v «1S: Universitet» [Work programs of disciplines in «1С: University»] // Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: v 2 ch. - New information technologies in education: 2 parts. Moscow, 2017, part 2, pp. 114-117. (In Russian).
6. Razinov А. V., Botina А. V., Pravosudov R. N. Obespecheniye trebovanij FGOS na osnove «1S: Universitet» [FSES requirements based on «1С: University»] // Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: v 2 ch. - New information technologies in education: 2 parts. Moscow, 2017, part. 2, pp. 108-111. (In Russian).
* * *
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL HIGHER EDUCATION PROGRAMS ON THE «1C: UNIVERSITY PROF» BASE
Cherkasova Tatyana Aleksandrovna, Kopytova Natalya Evgenyevna Derzhavin Tambov State University,
Russia, Tambov e-mail: cherkasova-tatyana96@mail.ru
Constantly developing science and technology put new demands on the content of higher education. Since the specialist of each new issue should have higher level of training than the specialist of the previous issue, the quality of training largely depends on the quality of his training program. This entails
continuous improvement of educational programs, a process that is not often automated, which leads to large time costs for the developer of the program. The article describes the process of automation of the development of the educational program with the help of «1C: University PROF».
Key words: educational programs, 1C: University PROF, automation of educational program development
Об авторах
Черкасова Татьяна Александровна, специалист отдела экспертизы образовательных программ Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Копытова Наталья Евгеньевна, кандидат химических наук, доцент, директор института развития магистратуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Cherkasova Tatyana Aleksandrovna, Specialist of the Expertise of Educational Programs Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov
Kopytova Natalya Evgenyevna, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Director of the Master's Development Institute, Derzhavin Tambov State University, Tambov