Научная статья на тему 'Разработка образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта (на примере образовательной программы 38. 03. 03 «Управление персоналом»)'

Разработка образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта (на примере образовательной программы 38. 03. 03 «Управление персоналом») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1697
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Людмила Николаевна

В статье рассматривается алгоритм разработки общей образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка образовательной программы с учетом требований профессионального стандарта (на примере образовательной программы 38. 03. 03 «Управление персоналом»)»

Л.Н. СЕЛИВЕРСТОВА

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 38.03.03 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»)

В статье рассматривается алгоритм разработки общей образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 38.03.03

«Управление персоналом» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

Основная профессиональная образовательная программа, профессиональный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция, общая трудовая функция.

В настоящее время все педагогическое сообщество высшей школы активно обсуждает проблему разработки общих образовательных профессиональных программ (далее ОПОП) подготовки специалистов различных направлений всех уровней высшего образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, учет которых с 2017/18 учебного года становится обязательным требованием к реализуемым образовательным программам. В данной статье рассмотрим алгоритм разработки ОПОП по направлению 38.03.03 «Управление персоналом» (уровень бакалавриата) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

Согласно ч. 7 ст. 11 ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессио-нального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» [1]. Направление 38.03.03 «Управление персоналом» было выбрано в качестве примера, поскольку профессиональные стандарты, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС), по данному направлению подготовки в наличии имеются.

В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ от 2 мая 2015 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» «федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона» [2], т.е. в период с 1 июля 2016 г. по 1 июля 2017 г.

ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (уровень бакалавриата) [3], выбранный нами в качестве примера, утвержден 14 декабря 2015 г. № 1461 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 19 января 2016 г., регистрационный № 40640), подлежит приведению в соответствие с

ч. 7 ст. 11 ФЗ «Об образовании в РФ» в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональныхстандартовдо 1 июля 2017 г.

В «Методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (далее Методические рекомендации) Министерство образования и науки России закрепило «использование профессиональных стандартов как обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности» [4]. В этом документе описан пошаговый алгоритм разработки ОПОП с учетом требований профессиональных стандартов.

Прежде чем представить данный алгоритм, остановимся на содержании понятий «образовательная программа» и «профессиональный стандарт». Пункт 9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет образовательную программу как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)... форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [1].

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт представляет собой «характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определеннойтрудовойфункции» [5].

Далее рассмотрим пошагово разработку ОПОП 38.03.03 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Шаг первый предполагает создание рабочей группы. При этом Министерство образования и науки России рекомендует «для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) включить работодателей» [4].

Таким образом была сформирована группа из профессорско-преподавательского состава факультета управления Таганрогского института управления и

экономики, на котором реализуется ОПОП 38.03.03 «Управление персоналом». В рабочую группу также был включен ведущий инженер по подготовке и переподготовке кадров (управлению персоналом) Публичного акционерного общества «Таганрогский авиа-ционно-технический комплекс имени Г.М. Бериева».

Второй шаг разработки ОПОП заключается в выборе профессионального стандарта (стандартов) из числа имеющихся в Национальном реестре [6]. Наряду с Методическими рекомендациями по разработке ОПОП с учетом профессиональных стандартов, Министерство образования и науки России утвердило Методические рекомендации по актуализации действующих ФГОС ВО (т.н. ФГОС 3++) в январе 2015 г. [7], согласно которым ФГОС должен быть актуализирован в части разделов 4 и 5, содержащих характеристику (описание) профессиональной деятельности и требований к результатам освоения ОП. В раздел «Область профессиональной деятельности» должен быть внесен перечень профессиональных стандартов, которыми нужно руководствоваться при разработке ОП. До момента, пока не появится актуализированный ФГОС (3++), образовательная организация вправе самостоятельно выбирать профессиональный стандарт (стандарты) и учитывать их требования в ОП. Отсутствие актуализированного ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» позволяет образовательной организации выбирать профессиональные стандарты на свое усмотрение.

При поиске профессионального стандарта нужно учитывать, что профессии может соответствовать один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с ОП или синонимичное название; часть профессионального стандарта (одна из общих трудовых функций (далее ОТФ) или несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает специфику деятельности той или иной отрасли.

В письме Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России от 06.02.2015 № 05/268 содержится примерное соответствие принятых профессиональных и образовательных стандартов высшего образования [8]. Согласно этому письму, ФГОС по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» соответствуют 10 профессиональных стандартов:

Специалист по информационным ресурсам;

Менеджер по информационным технологиям;

Руководитель проектов в области информационных технологий;

Руководитель разработки программного обеспечения;

Специалист по управлению персоналом;

Специалист по производству продукции телерадиовещатель ных СМИ;

Редактор средств массовой информации;

Специалист по производству продукции печатных СМИ;

Специалист по управлению жилищным фондом;

Специалист по подбору персонала.

Из десяти имеющихся профессиональных стандартов с направлением подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», профилем «Управление персоналом организации» созвучны два: «Специалист по управлению персоналом» [9] и «Специалист по подбору персонала» [10]. Так как последний в основном рассчитан на специалистов с пятым уровнем, уровнем среднего профессионального образования, и только одна ОТФ (Формирование карты поиска кандидатов) предусмотрена для шестого уровня, уровня бакалавриата, то мы остановились на профессиональном стандарте «Специалиста по управлению персоналом». В нем описано пять ОТФ для уровня бакалавриата, среди которых:

1 ОТФ: Деятельность по обеспечению персоналом;

2 ОТФ: Деятельность по оценке и аттестации персонала;

3 ОТФ: Деятельность по развитию персонала;

4 ОТФ: Деятельность по организации труда и оплаты персонала;

5 ОТФ: Деятельность по организации корпоративной социальной политики.

Третий шаг разработки ОПОП предусматривает сопоставление требований образовательного и профессионального стандартов.

В профессиональном стандарте каждой ОТФ соответствует ряд трудовых функций (далее - ТФ), а во ФГОС каждый вид профессиональной деятельности предполагает выполнение ряда профессиональных задач. Чтобы определить основные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр исходя из потребностей рынка труда, нужно соотнести профессиональные задачи по каждому виду деятельности из ФГОС с ТФ по всем ОТФ из профессионального стандарта (табл. 1).

Таблица 1

Соотнесение ТФ профессионального стандарта и профессиональных задач образовательного стандарта

Трудовые функции ПС Профессиональные задачи ФГОС Выводы

Сбор информации о потребностях организации в персонале. Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом Соответствует задачам организацио нно -управленческо й и экономической деятельности

Сбор информации о потребностях организации в персонале Планирование кадровой работы и маркетинг персонала

Организация адаптации и стажировки персонала Организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию

Сбор информации о потребностях организации в персонале Прогнозирование и определение потребности в персонале Соответствует задачам информационно-аналитической деятельности

Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала Анализ рынка труда

Таблица 2

Сопоставление ОТФ профессионального стандарта и видов профессиональной деятельности _образовательного стандарта_

Общие трудовые функции профессионального стандарта Виды профессиональной деятельности ФГОС

Деятельность по обеспечению персоналом Информационно-аналитическая Проектная

Деятельность по оценке и аттестации персонала Организационно-управленческая и экономическая Информационно-аналитическая

Деятельность по развитию персонала Организационно-управленческая и экономическая Информационно-аналитическая Со циально -психо ло гическая

Деятельность по организации труда и оплаты персонала Организационно-управленческая и экономическая Проектная

Деятельность по организации корпоративной социальной политики Со циально -психо ло гическая Организационно-управленческая и экономическая Информационно-аналитическая

Так, например, среди ТФ, предусмотренных профессиональным стандартом в рамках ОТФ 1 «Деятельность по обеспечению персоналом», специалист по управлению персоналом должен уметь собрать информацию о потребностях организации в персонале, найти, привлечь, подобрать и отобрать персонал. Согласно ФГОС, бакалавр должен быть в состоянии разработать кадровую политику и стратегию управления персоналом, т.е. выполнять профессиональные задачи организационно-управленческой и экономической деятельности.

По такому принципу были сопоставлены все трудовые функции специалиста по управлению персоналом в рамках ОТФ и профессиональные задачи бакалавра, обозначенные ФГОС (табл. 2), и соотнесены с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата. В результате этого из четырёх видов

профессиональной деятельности организационно-управленческая и экономическая деятельность и информационно-аналитическая были выделены в качестве основных для дальнейшей разработки ОПОП по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом».

Четвертый и пятый шаги разработки ОПОП заключаются в формировании результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта, в разработке процедур и средств оценки результатов ее освоения. Перечень результатов освоения ОП составляют помимо общекультурных и общепрофессиональных также профессиональные компетенции (ПК), указанные во ФГОС. Под компетенцией следует понимать способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях [11]. ПК по двум видам профес-

сиональной деятельности, которые мы определили в качестве основных для ОПОП направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», двадцать восемь. Формулировки компетенций зачастую неоднозначны и сформировать отдельные из них в рамках одной дисциплины практически невозможно. Мы согласны с мнением специалистов относительно того, что в перечне компетенций лишь небольшая часть приобретается в ходе изучения какой-то одной дисциплины, большинство - в процессе освоения несколькихдисциплин [12].

В качестве примера рассмотрим содержание ПК-5, предусмотренной ФГОС (табл. 3). Содержание этой компетенции можно условно разбить на четыре части: 1) знание основ научной организации и нормирования труда; 2) владение навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности; 3) способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и 4) умение применять их на практике. Эта ПК кореллирует с ТФ «организация труда персонала». В профессиональном стандарте четко прописаны знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист для ее выполнения. В соответствии с профессиональным стандартом, чтобы организовывать труд персонала, нужно знать методы учета и анализа показателей по труду; методы определения, оценки и сравнения производственной интенсивности и напряженности труда; ме-

тоды нормирования труда; экономику труда; локально-нормативные акты организации, регулирующие порядок организации труда и нормирования персонала. Специалист по управлению персоналом должен уметь внедрять методы рациональной оптимизации труда; анализировать состояние нормирования труда, качество норм, показателей по труду; анализировать эффективность работы системы организации труда персонала и нормирования труда на рабочих местах, а также владеть навыками анализа успешных корпоративных практик по организации нормирования труда, разработки системы организации труда персонала и порядка нормирования труда на рабочих местах, выявления резервов повышения производительности и качества нормирования труда, подготовки предложений по изменениям условий труда персонала и пр. [9].

Таким образом, ПК-5, знания, умения и навыки, предусмотренные профессиональным стандартом, могут быть сформированы в рамках учебных дисциплин «Экономика и социология труда», «Основы безопасности труда», «Регламентация и нормирование труда», «Командообразование», а также в процессе прохождения практик. Требования ФГОС по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» предусматривают привлечение к реализации программы практикующих специалистов из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) ОП, в количестве не менее 20% от общего числа работников, обеспечивающихреализацию ОП [3].

Таблица 3

Соотнесение профессиональных компетенций образовательного стандарта и трудовых функций _профессионального стандарта_

ПК-5 (ФГОС) ТФ - организация труда персонала (ПС) Учебные дисциплины, практики

Знание основ научной организации и нормирования труда, владение навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике Знать: - методыучета и анализа показателей по труду; - методы определения, оценки и сравнения производственной интенсивности и напряженности труда; - методы нормирования труда; - экономику труда; - ЛНА организации, регулирующие порядок организации труда и нормирования персонала Уметь: - внедрять методы рациональной оптимизации труда; - анализировать состояние нормирования труда, качество норм, показателей по труду; - анализировать эффективность работы системы организации труда персонала и нормирования труда на рабочих местах Владеть навыками: - анализа успешных корпоративных практик по организации нормирования труда; - разработки системы организации труда персонала и порядка нормирования труда на рабочих местах; - выявления резервов повышения производительности и качества нормирования труда; - подготовки предложений по изменениям условий труда персонала Экономика и социология труда Основы безопасности труда Регламентация и нормирование труда Командообразование Производственная практика Преддипломная практика

Шестой шаг разработки ОПОП заключается в формировании структуры и содержания программы. Путем соотнесения содержания ПК ФГОС и ТФ профессионального стандарта выстраиваются компе-тентностная модель и перечень дисциплин для ее формирования в процессе обучения бакалавра.

Седьмой шаг предполагает разработку учебного плана и календарного учебного графика. Учебные планы направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» и календарные учебные графики для очной и заочной форм обучения представлены на официальном сайте вуза в разделе сведений об образовательной организации [13].

Заключительным, восьмым, шагом разработки ОП является ее оценка всеми участниками образовательного процесса: представителями работодателей, представителями обучающихся (студентами старших курсов, выпускниками) и профессорско-преподавательским составом, обеспечивающим реализацию ОП. С этой целью разработчики предоставляют рабо -тодателям ОП на рецензию и составляют с ними протокол согласования содержания, планируемых результатов, оценочных средств и прочих компонентов, включенных в состав ОПОП.

Из всех этапов разработки ОПОП наиболее трудоемким является составление рабочих программ дисциплин, практик, итоговой аттестации и фондов оценочных средств результатов обучения. Как правило, фонд оценочных средств по дисциплине проверяет уровень усвоения ее содержания, т.е. критерий «знания». Для проверки способности применять эти знания, а также умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях, т.е. уровня сформированное™ компетенции, необходимо смоделировать эту проблемную профессиональную ситуацию, что в рамках отдельной учебной дисциплины не всегда возможно. Поэтому необходимо сформировать фонд оценочных средств по ОПОП в целом для проведения итоговой аттестации, позволяющих определить уровень сформированное™ компетенций, предусмотренных данной ОП. Этот фонд может составить набор проблемных профессиональных ситуаций, так называемых кейсов или кейс-измерителей, предполагающих анализ определенной профессиональной задачи, организационной ситуации и принятие определенного решения. Написание кейсов - процесс весьма трудоемкий. Информацию для кейса можно получить либо путем специального исследования, например, сбора финансовой и прочей информации непосредственно в компании, либо из открытых источников. Для проведения такой работы необходимо налаживать тесное взаимодействие вуза с потенциальными работодателями.

Подводя итог вышесказанному, в качестве стратегической задачи вуза на ближайшее будущее можно обозначить необходимость разработки фондов оценочных средств и расширения форм взаимодействия с потенциальными работодателями, а также практикующими специалистами, деятельность которых непосредственно связана с направлениями подготовки и направленностью реализуемых вузом образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_140174 (датаобращения: 15.05.2017).

2. ФЗ от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://giod.consultant.ru/page.aspx73699563 (дата обращения: 15.05.2017).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 1461 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tmei.ru/images/sveden/EduStandart/ bakalavriat/3 8.03.03 _FGOS_Upr_personalom_ bakalavr.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессио-нальных стандартов, утвержденных Министерством образования и науки России 22 января 2015 г. № ДД - 1/05 вн [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 15.05.2017).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 15.05.2017).

6. Национальный реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).

7. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденные министром образования Российской Федерации Д.В. Ливановым от 22.01.2015 № ДД-02/05вн [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL2_05_ 2015.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

8. Письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России от 06.02.2015 г. № 05/268 «О доработке ФГОС ВО» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/merged1 .pdf (дата обращения: 15.05.2017).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. №691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71225016/ (дата обращения: 15.05.2017).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 октября 2015 г. №717н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по подбору персонала (рекрутер)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71244618 (дата обращения: 23.05.2017).

11. Звонников В.И., Челышкоеа М.Б. Контроль качества обучения при аттестации (компетент-ностный подход) [Электронный ресурс]. URL: http://www.libros.am/book/read/id/365206 (дата обращения: 23.05.2017).

12.Прахоеа М.Ю., Заиченко Н.В., Красное А.Н. Оценка сформированное™ профессиональных компетенций // Высшее образование в России. 2015. №2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-sformirovannosti-professionalnyh-kompetentsiy (дата обращения: 23.05.2017).

13. Сведения об образовательной организации ЧОУ ВО Таганрогский институт управления и экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.tmei.ru/sveden/education (дата обращения: 23.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.