Щ SCIENCE TIME Щ
РАЗРАБОТКА НОВЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ Суслопаров Денис Владимирович, Научный руководитель: Киселева Мария Георгиевна, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, г. Москва E-mail: den.susloparov@gmail.com
Аннотация. Модель психического, в отечественной литературе известная также как теория психического и теория разума, является ключевым феноменом, необходимым для изучения и понимания нарушений социальной сферы индивидов как в норме, так и при патологии. На данный момент
существует дефицит валидных методических средств оценки нарушений модели
психического как в норме, так и в патологии, эта проблема обостряется тем, что модель психического играет существенную роль в нормальном социальном функционировании.
Ключевые слова: норма, патология, модель психического.
В исследовании Ronchi [1] описывается связь между социальной тревогой и низким уровнем модели психического. В исследовании Brune [2] в свою очередь описывается существенная роль нарушения функционирования модели психического в нарушении социального функционирования у пациентов с диагнозом шизофрения.
Можно констатировать, что модель психического занимает ключевое место в анализе нарушений социального функционирования у людей разных возрастов и нозологических групп, в частности, шизофрении. Несмотря на это, существует определенный дефицит методологических материалов, посвященных изучению нарушений модели психического в норме и патологии. Так, Д.А. Брагин [3] описывает актуальную на данный момент проблему малого количества исследований, посвященных ранней диагностике нарушений социального функционирования больных шизофренией, а также указывает на методологическую трудность изучения данного предмета.
Зачастую в работах, посвященных изучению нарушений модели психического, текстовые методики сочетаются с оценкой данной функции путем клинического интервью [4], что может оставлять пространство для произвольной интерпретации представленных фактов и еще больше затруднить
1 SCIENCE TIME 1
анализ исследуемых нарушений. Интерпретация же используемых методик также часто является произвольной, как и форма их предъявления. Кроме текстовых методик, существуют также методики, направленные на оценку модели психического по результатам оценки выражений лиц, однако такой тип методик оценивает только эмоциональный и социально-перцептивные компоненты модели психического.
Для того, чтобы восполнить дефицит количественных методик, оценивающих модель психического (а именно - когнитивного и социально-когнитивного компонента), была разработана методика, представляющая собой набор из нескольких историй повышающейся сложности, способных комплексно и точно оценить объем нарушений модели психического как у испытуемых без психических нарушений, так и у людей с различными расстройствами психики. Методика оценивает как модель психического первого уровня (понимание мира другого), так и второго (понимание о том, как другой понимает еще кого-то). По сравнению с существующими аналогами, она обладает более простой и понятной структурой текста, что позволяет увеличить вероятность понимания историй испытуемыми, имеет большее количество предъявляемых историй, что позволяет оценить уровень развития модели психического точнее, а также исключает вероятность произвольной интерпретации, предоставляя объективные критерии оценки уровня нарушений.
Данная методика может быть применена не только для оценки модели психического у клинически здоровых испытуемых, но и у людей с психическими расстройствами, поскольку простота представленных историй позволяет практически гарантировать их понимание и усвоение, высокий процент прохождения и получение значимого результата.
Литература:
1. Ronchi L., Banerjee R., Lecce S. Theory of mind and peer relationships: The role of social anxiety // Social Development. - 2020. - Т. 29. - № 2. - С. 478-493.
2. Brüne M. Theory of mind and social competence in schizophrenia // Clinical Neuropsychiatry: Journal of Treatment Evaluation. - 2006.
3. Брагин Д.А. Особенности диагностики нарушений социального и эмоционального интеллекта больных шизофренией на ранней стадии течения заболевания // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований. - 2020. - С. 555-557.
4. Румянцева Е.Е. Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». -2016. - № 1. - С. 15-21.
»
78