Научная статья на тему 'Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста'

Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шизофрения / социальное познание / модель психического / полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического» / schizophrenia / social cognition / theory of mind / semi-structured interview «The theory of mind assessment scale»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Румянцева Екатерина Евгеньевна

Приводятся данные отечественных исследователей о нарушении общения при шизо­фре­нии; данная проблема рассматривается в рамках современного подхода так называемой «модели психического» («theory of mind»). Приводятся результаты исследования функционирования модели психического в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Румянцева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SEMI-STRUCTURED INTERVIEW «THE THEORY OF MIND ASSESSMENT SCALE» FOR PSYCHICALLY NORMAL YOUTH AND YOUTH WITH SCHIZOPHRENIA

The article presents the data of Russian researchers about disorders of communication of schizophrenic patients. At the same time this problem is considered in the framework of the modern approach «Theory of mind». The article presents the results of the research how the theory of mind of psychically normal youth and youth with schizophrenia works.

Текст научной работы на тему «Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста»

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 15-21.

УДК 616.895.8-058

Е. Е. Румянцева

Научный центр психического здоровья (Москва, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ «СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО» В НОРМЕ И ПРИ ШИЗОФРЕНИИ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Приводятся данные отечественных исследователей о нарушении общения при шизофрении; данная проблема рассматривается в рамках современного подхода так называемой «модели психического» («theory of mind»). Приводятся результаты исследования функционирования модели психического в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста.

Ключевые слова: шизофрения; социальное познание; модель психического; полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического».

E. E. Rumyantseva

The Mental Health Research Centre (Moscow, Russia)

THE USE OF SEMI-STRUCTURED INTERVIEW «THE THEORY OF MIND ASSESSMENT SCALE» FOR PSYCHICALLY NORMAL YOUTH AND YOUTH WITH SCHIZOPHRENIA

The article presents the data of Russian researchers about disorders of communication of schizophrenic patients. At the same time this problem is considered in the framework of the modern approach «Theory of mind». The article presents the results of the research how the theory of mind of psychically normal youth and youth with schizophrenia works.

Keywords: schizophrenia; social cognition; theory of mind; semi-structured interview «The theory of mind assessment scale».

В клинической картине шизофрении присутствуют такие облигатные специфические расстройства, как аутизм, изменения психической активности, эмоций, мышления, поведенческих реакций, и в зависимости от степени прогредиентности болезни выраженность этих расстройств может варьироваться [10]. Изучение нарушений социального взаимодействия у больных шизофренией имеет давнюю историю [2; 5]. По мнению представителей отечественной патопсихологии, нарушения общения являются важной составляющей патопсихологического синдрома шизофренического дефекта [3; 6; 7]. Отечественными исследователями отмечалось, что психологическую основу аутизма составляют наруше-

ние потребности в общении, снижение социальной направленности и социальной регуляции действия и поведения. Следствием этого является снижение социальной активности, недостаточное развитие социальных эмоций, снижение социальной перцепции [7].

Больные шизофренией склонны формально и рационально воспринимать эмоциональные стимулы, игнорировать их эмоциональное содержание. При выполнении менее структурированных и неопределенных заданий на распознание эмоций больные шизофренией совершают больше ошибок. В ситуации неопределенности у больных шизофренией сильнее выражены нарушения в оценке жестов и пантомимики, чем мимики [8].

© Румянцева Е. Е., 2016

Во многом от степени нарушения общения у больных шизофренией зависит степень их социальной дезадаптации [8]. Отмечается снижение точности распознавания эмоций, снижение способности больных шизофренией к опознанию эмоциональных состояний по голосу и к распознаванию эмоциональных состояний по позе. Понимание ситуаций, в которых присутствует эмоциональный компонент, снижено у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми, в том числе потому, что в определенной степени ослаблена ориентация на внутренний мир другого человека, на его состояние. При этом больные шизофренией способны воспринимать эмоции другого человека, однако они не строят взаимодействие на основании эмоций другого. Авторы выделили следующие особенности, которые они отнесли к аутизму больных шизофренией: 1) ослабление ориентации на эмоциональные состояния других людей и связанное с этим 2) ослабление направленности на анализ взаимодействия между другими людьми [15; 16]. Ослабление направленности на восприятие эмоций другого приобретает при шизофрении устойчивый характер [4]. Отмечено, что чем более грубыми оказываются нарушения социального познания, тем отчетливее представлено снижение уровня социального функционирования у больных шизофренией [9; 12; 13].

В последние годы в мировой клинической психологии активно изучается функционирование так называемой модели психического (theory of mind) при шизофрении. Модель психического - это способность человека понимать как свой ментальный мир (мысли, намерения, чувства, желания), так и ментальный мир другого человека (мысли, намерения, чувства, желания).

Больные шизофренией хуже справляются с задачами на понимание модели психического по сравнению со здоровыми испытуемыми, и эти нарушения являются характерными для шизофрении [23; 24; 25]. Нарушения модели психического некоторые даже расценивают как характерный для шизофрении эндофено-тип, хотя этот вопрос на сегодняшний день так и остаётся спорным [18; 19; 26]. У больных шизофренией, у их родственников первой степени, а также в преморбиде шизофрении устойчиво регистрируется снижение функционирования модели психического [1; 17]. Обнаруживается связь между искажени-

ем понимания модели психического и поведенческими нарушениями [27]. Дефицитар-ность модели психического отражает нарушения всей психической жизни при шизофрении, включающей в себя и нейрокогнитив-ную дисфункцию. Больные шизофренией скорее не понимают, как пользоваться социальными навыками, чем не имеют представления о них [21]. Поскольку снижение понимания модели психического снижает успешность социального функционирования больных, предлагается включать обучение построению модели психического в тренинги социальных навыков [22].

Подводя итоги, можно отметить, что для больных шизофренией свойственно снижение понимания внутреннего мира себя и другого, что связано с дефицитарностью модели психического. Снижение модели психического при шизофрении «идет рука об руку» с аутизмом, снижением социальной направленности. Они выступают одновременно и как причина недостаточности развития психических процессов, качеств личности и коммуникативных способностей, и как следствие этой недостаточности.

В мировой и отечественной клинической психологии существует большая батарея методик для оценки функционирования модели психического у детей в норме и при психической патологии [14]. Однако методик для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых существенно меньше. И в настоящий момент в психологической науке и практике существует потребность в появлении новых методик для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых.

В данном исследовании применялась методика для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых - полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического».

Цель исследования. Экспериментальное применение методики для оценки функционирования модели психического (полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического») для нормативной и клинической (больные шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом и галлюцинаторно-бредовым синдромом) выборок лиц юношеского возраста.

Материал и методы. Было обследовано 86 больных заболеваниями круга шизофрении

(F20 по МКБ-10) (24 женщины и 62 мужчины), находящихся на излечении в ФГБНУ НЦПЗ и ГБУЗ ПКБ № 15 ДЗМ. Все больные были в клинически стабильном состоянии, обследовались на этапе становления ремиссии. Все больные получали индивидуально подобранную медикаментозную терапию. Средний возраст больных - 23,1±3,8 года у мужчин, 23,1±3,6 года у женщин.

Для анализа влияния ведущего психопатологического синдрома выборка больных шизофренией была поделена на подгруппы по ведущему психопатологическому синдрому. Группа больных шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом (А-Б с-м) включала в себя 26 человек. Группа больных шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом (Г-Б с-м) включала в себя 60 человек.

Контрольной группой выступали психически здоровые испытуемые - 157 человек (67 мужчин и 90 женщин). Средний возраст психически здоровых испытуемых составлял - 21,2±3,1 года у мужчин, 20,5±1,6 года у женщин.

Критерии включения в экспериментальную группу исследования: перенесенный первый или второй эндогенный приступ; манифестация первого приступа в период юношеского возраста; состояние становления ремиссии.

Критерии исключения испытуемых из исследования: начало заболевания (шизофрении) в детском возрасте; наличие выраженных изменений личности и продуктивных расстройств на доманифестном этапе заболевания; наличие тяжелой сопутствующей патологии, затрудняющей исследование; травмы головы в анамнезе с потерей сознания дольше 5 минут.

Для оценки функционирования модели психического была использована следующая методика - полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического» (СПМП). Данное полуструктурированное интервью, направленное на оценку функционирования модели психического, было переведено с английского языка (оригинальное англоязычное название «The theory of mind assessment scale» (Th.o.m.a.s.)) [20]. Производилась адаптация интервью на группе нормативных испытуемых, затем производилась экспертная оценка ответов испытуемых [11].

Полуструктурированное интервью включает в себя 39 открытых вопросов, которые позволяют испытуемому свободно выражать и формулировать свою мысль. Вопросы интервью направлены на выявление способности понимать и выражать свое ментальное состояние и понимать ментальное состояние другого. Для получения более полного ответа экспериментатор может попросить испытуемого привести примеры и на основании них оценить, насколько испытуемому доступно понимание своего «внутреннего», ментального мира и ментального мира других людей, то есть способность выстраивать модели психического себя и другого человека.

Ответам испытуемых присваивались баллы от 0 до 4 в зависимости от адекватности и репрезентативности их ответа. Ноль баллов присваивался, если ответ отсутствовал или был неверен, четыре балла присваивалось, если ответ был адекватным, репрезентативным, с адекватными примерами. Баллы по ответам суммировались по исследуемым шкалам.

Вопросы интервью были поделены на шкалы для измерения различных аспектов модели психического в соответствии с идеями авторов оригинальной версии методики и в соответствии с нашей модификацией.

Согласно авторской идее вопросы интервью относятся к четырем шкалам, разным аспектам модели психического.

• Шкала 1 «Я - о себе» направлена на исследование знания испытуемого о собственных психических состояниях, своем ментальном мире.

• Шкала 2 «Другие - про себя» направлена на исследование представлений испытуемого о том, как другие люди представляют себе свой ментальный мир, как они регулируют свою ментальную жизнь.

• Шкала 3 «Я - о других» направлена на выявление представлений испытуемого о том, как сам испытуемый представляет себе ментальный мир других людей.

• Шкала 4 «Другие - про меня» направлена на исследование того, как испытуемый представляет себе то мнение о его ментальном мире, которое есть у окружающих. Эта шкала - своего рода метавзгляд на свою модель психического.

Каждая шкала состояла из трех разделов:

1. Осведомленность - направлена на исследование способности испытуемого воспринимать и дифференцировать свои убеж-

дения, желания, эмоции и убеждения, желания, эмоции других людей.

2. Отношение - исследует способность интервьюируемого распознавать причинно-следственные отношения между различными психическими состояниями и их проявлениями, поведением.

3. Реализация - исследует способность интервьюируемого использовать эффективные стратегии для достижения своих целей.

Согласно нашей модернизации этой методики вопросы интервью были также поделены на две шкалы «Положительные» и «Отрицательные» эмоции, включающие в себя вопросы из всех шкал с первой по четвертую.

Для статистического анализа применялась программа SPSS 16. Использовались метод однофакторного дисперсионного анализа, критерий Стьюдента для независимых выборок, множественные сравнения переменных по критерию Бонферрони.

Результаты и их обсуждение

Нами было проведено сравнение основных показателей состояния модели психического (метод однофакторного дисперсионного анализа). Результаты представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что различия между нормой и больными шизофренией (с ведущими

аффективно-бредовым и галлюцинаторно-бре-довым синдромами) достоверны по всем показателям. При этом наибольшие различия сохраняются между группой нормы и больными с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом. Больные с ведущим аффективно-бредовым синдромом ближе к норме в понимании модели психического другого человека.

В табл. 2 представлены результаты множественного сравнения переменных между всеми тремя диагностическими группами.

Из табл. 2 видно, что наибольшие различия наблюдаются между группами нормы и больными шизофренией с ведущим галлю-цинаторно-бредовым синдромом: различия достоверны по всем представленным показателям. Больные с ведущим аффективно-бредовым синдромом в меньшей степени отличаются от нормы.

Таким образом, группы больных шизофренией и психически здоровых испытуемых различаются по всем параметрам полуструктурированного интервью СПМП, показывающего, насколько человеку доступно понимание своей собственной модели психического и модели психического другого человека, в рассказах о повседневном социальном функционировании.

Таблица 1

Результаты испытуемых по выполнению интервью СПМП

Шкалы интервью СПМП Диагноз Различия

Норма А-Б с-м Г-Б с-м Все больные Sch F P

Шкала 1 «Я - про Себя» 3,3 ± 0,6 2,8 ± 0,6 2,6 ± 0,6 2,7 ± 0,6 19,498 <0,001

Шкала 2 «Другие - про Себя» 2,9 ± 0,7 2,6 ± 0,6 2,4 ± 0,7 2,4 ± 0,6 8,716 <0,001

Шкала 3 «Я - про Других» 3,0 ± 0,8 2,8 ± 0,5 2,5 ± 0,6 2,6 ± 0,6 7,478 <0,001

Шкала 4 «Другие - про Меня» 3,0 ± 0,8 2,5 ± 0,6 2,2 ± 0,6 2,3 ± 0,6 12,553 <0,001

Шкала «Осведомленность» 3,1 ± 0,7 2,7 ± 0,5 2,5 ± 0,5 2,6 ± 0,5 13,506 <0,001

Шкала «Отношение» 3,1 ± 0,7 2,8 ± 0,5 2,5 ± 0,6 2,6 ± 0,6 12,207 <0,001

Шкала «Реализация» 3,0 ± 0,8 2,5 ± 0,6 2,2 ± 0,7 2,3 ± 0,7 13,932 <0,001

Шкала «Положительные эмоции» 25,23 ± 4,45 22,56 ± 4,98 20,70 ± 4,49 21,26 ± 4,67 13,028 <0,001

Шкала «Отрицательные эмоции» 25,43 ± 4,97 23,19 ± 4,17 21,30 ± 4,49 21,87 ± 4,44 9,706 <0,001

Таблица 2

Множественные сравнения основных переменных (по критерию Бонферрони)

Шкалы интервью СПМП Диагноз Диагноз

Норма А-Б с-м Г-Б с-м

Шкала 1 «Я - про себя» Норма 0,002 <0,000

А-Б с-м 0,002 1,000

Г-Б с-м <0,000 1,000

Шкала 2 «Другие - про себя» Норма 0,307 <0,000

А-Б с-м 0,307 0,649

Г-Б с-м <0,000 0,649

Шкала 3 «Я - про других» Норма 0,634 0,001

А-Б с-м 0,634 0,474

Г-Б с-м 0,001 0,474

Шкала 4 «Другие - про меня» Норма 0,069 <0,000

А-Б с-м 0,069 0,765

Г-Б с-м <0,000 0,765

Шкала «Осведомленность» Норма 0,032 <0,000

А-Б с-м 0,032 1,000

Г-Б с-м <0,000 1,000

Шкала «Отношение» Норма 0,189 <0,000

А-Б с-м 0,189 0,376

Г-Б с-м <0,000 0,376

Шкала «Реализация» Норма 0,037 <0,000

А-Б с-м 0,037 0,853

Г-Б с-м <0,000 0,853

Шкала «Положительные эмоции» Норма 0,101 <0,000

А-Б с-м 0,101 0,516

Г-Б с-м <0,000 0,516

Шкала «Отрицательные эмоции» Норма 0,265 <0,000

А-Б с-м 0,265 0,558

Г-Б с-м <0,000 0,558

Группы психически здоровых испытуемых и больных шизофренией статистически достоверно (р < 0,01) различаются по четырем шкалам (шкала 1 - шкала 4) интервью СПМП. Это указывает, что больным шизофренией сложно представлять себе свой «внутренний», ментальный мир (Шкала 1 «Я - про себя»), сложно представлять себе, как другие люди осмысляют свой ментальный мир (Шкала 2 «Другие - про себя»), сложно представлять себе ментальный мир других людей (Шкала 3 «Я - про других»), сложно представлять себе, как другие люди представляют себе их ментальный мир (Шкала 4 «Другие -про меня»).

Обнаружено, что больные шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом и больные шизофренией с ведущим галлюци-наторно-бредовым синдромом статистически

достоверно (р < 0,01 по критерию Бонферро-ни) хуже справляются со шкалой 1 «Я - про себя», что также указывает на снижение понимания, прежде всего своего ментального мира. Эти данные частично согласуются с данными других исследователей [26], полученными при исследовании понимания модели психического больными шизофренией в сфере зрительной модальности, - распознавание своего собственного «внутреннего», ментального мира у больных шизофренией снижено. Шкалы 2-4 у больных шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом статистически достоверно (р < 0,01 по критерию Бонферрони) отличаются от нормы, а у больных шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом не отличаются. Вероятно, снижение мотивации [6; 7], характерное для данной нозологической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы, отвечает за нечувствительность больных к своему ментальному миру. При этом в силу разности протекания приступа из-за разных ведущих синдромов способность выстраивать модель психического другого человека у больных шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом менее нарушена. Следовательно, они могут быть более успешны в своем социальном функционировании.

Группы нормы и больных шизофренией испытуемых статистически достоверно (р < 0,01) различаются по трем шкалам интервью: «Осведомленность», «Отношение», «Реализация». В группе больных шизофренией наблюдается снижение функционирования модели психического как в рамках своего собственного знания о своем ментальном мире и ментальном мире других людей, так и в понимании отношения к разным проявлениям эмоционального состояния субъекта и реализации своих намерений и желаний. По шкалам «Осведомленность» и «Реализация» больные шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом и больные шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом имеют более низкие баллы, чем психически здоровые испытуемые (р < 0,01 по критерию Бонферрони). Это указывает как на сниженный интерес к ментальному миру себя и других людей у больных шизофренией, так и на неактивное проявление больными себя в эмоциональности и интенционально-сти, что согласуется с более ранними данными отечественных исследователей [6; 7]. При этом по шкале «Отношение» нет статистически значимой разницы (по критерию Бонфер-рони) между нормой и больными шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом, что указывает на большую сохранность личностного, эмоционально окрашенного отношения к явлениям социального мира в данной подгруппе больных шизофренией.

С восприятием и пониманием как положительных, так и отрицательных эмоций (своих и других людей) больные шизофренией статистически достоверно (р < 0,01) справляются хуже, чем психически здоровые испытуемые, при этом нет «предпочтения» определенному вектору эмоций. Согласно полученным данным, больным шизофренией в равной менее доступна способность понимать как свои положительные и отрицательные эмоции, так и эмоции других людей. При бо-

лее подробном анализе не было обнаружено статистически достоверной (по критерию Бонферрони) значимости в различии между нормой и больными шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом, что указывает на большую сохранность данной нозологической группы в рамках понимания своего и чужого эмоционального состояния. Выводы

1. Применение методики полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» является адекватным для исследования функционирования модели психического в группах психически здоровых испытуемых и при эндогенной патологии в молодом возрасте.

2. Для больных с заболеваниями круга шизофрении характерно снижение функционирования модели психического. В группе больных шизофренией наблюдается снижение понимания модели психического как в рамках своего собственного знания о своем ментальном мире, так и в понимании модели психического других людей.

3. Обнаружено, что изменение структуры модели психического не однородно внутри группы больных шизофренией, внутри-групповые различия определяются ведущим психопатологическим синдромом. Больные с ведущим аффективно-бредовым синдромом более успешны в понимании ментального мира других людей, чем больные шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредо-вым синдромом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алфимова М. В. Наследственные факторы в нарушениях познавательных процессов при шизофрении : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 46 с.

2. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. -М.: Изд-во Независим. психиатр. ассоциации, 1993. - 542 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М. : Апрель-Пресс, 2000. - 576 с.

4. Карловская Н. Н. Восприятие эмоционального состояния другого человека больными шизофренией : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1986. - 25 с.

5. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику : пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М. : Бином. Лаб.знаний, 2007. - 493 с.

6. Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 254 с.

7. Критская В. П., Мелешко Т. К. Патопсихология шизофрении. - М. : ИП РАН, 2015. -389 с.

8. Курек Н. С. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоциональных процессов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1988. - № 7. - С. 109-113.

9. Руденко С. Л., Рычкова О. В. Нарушение социального познания у больных шизофренией как условие снижения уровня их социального функционирования // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 6. - С. 141-147.

10. Руководство по психиатрии : в 2 т. / под ред. А. С. Тиганова - М. : Медицина, 1999. - Т. 1. - 705 с.

11. Румянцева Е. Е. Модель психического и когнитивное функционирование у больных молодого возраста после перенесенного эндогенного приступа : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 24 с.

12. Рычкова О. В., Сильчук Е. П. Нарушение социального интеллекта у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010 . - № 2. - С. 5-15.

13. Рычкова О. В. Структура нарушений социального интеллекта при шизофрении // Психологические исследования. - 2013. -Т. 6, № 28. - С. 11. - URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2013v6n28/811-rychkova28.html.

14. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусако-ва О. А. Модель психического в онтогенезе человека. - М. : ИП РАН, 2009. - 415 с.

15. Хломов Д. Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 21 с.

16. Щербакова Н. П., Хломов Д. Н., Елигула-швили Е. И. Изменение перцептивных компонентов общения при шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении : сборник / под ред. Ю. Ф. Полякова. - М. : Изд-во Ин-та психиатрии АМН СССР, 1982. - С. 186-203.

17. Anselmetti S. et al. «Theory» of mind impairment in patients affected by schizophrenia

and in their parents // Schizophrenia Research.- 2009. - Vol. 115. - P. 278-285.

18. Bora E., Yucel M., Pantelis C. Theory of mind impairment in schizophrenia: Meta-analysis // Schizophrenia Research. - 2009. - Vol. 109. -P. 1-9.

19. Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis // Schizophrenia research. - 2013. - Vol. 144, № 1. - P. 31-36.

20. Bosco F. M. et al. Th.o.m.a.s.: An exploratory assessment of Theory of Mind in schizophrenic subjects // Consciousness and Cognition. -2009. - Vol. 18. - P. 306-319.

21. Brune M. Theory of mind and the role of IQ in chronic disorganized schizophrenia // Schizophrenia Research. - 2003. - Vol. 60. - P. 5764.

22. Brune M. Emotion recognition, «theory of mind» and social behavior in schizophrenia // Psychiatry Reseach. - 2005. - Vol. 133. -P. 135-147.

23. Brune M., Brune-Cohrs U. Theory of mind-evolution, ontogeny, brain mechanisms and psychopathology (review) // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2006. - Vol. 30. -P. 437-455.

24. Brunet-Gouet E., Decety J. Social brain dysfunctions in schizophrenia: а review of neuro-imaging studies // Psychiatry Research. -2006. - Vol. 148. - P. 75-92.

25. Corcoran R. Theory of mind and schizophrenia // Social cognition and schizophrenia / P. W. Corrigan, D. L. Penn (Eds.). - Washington, DC : American Psychological Association, 2001. - P. 149-174.

26. Irani F. et al. Self-face recognition and theory of mind in patients with schizophrenia and first-degree relatives // Schizophrenia Research. - 2006. - Vol. 88. - P. 151-160.

27. Pickup G. J., Frith C. D. Theory of Mind in schizophrenia: symptomatology, severity and specificity // Psychological Medicine. - 2001. -Vol. 31, № 2. - P. 207-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.