Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА НОВОГО ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ВЖМ200 И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЛИТЬЯ МЕТОДОМ НАПРАВЛЕННОЙ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

РАЗРАБОТКА НОВОГО ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ВЖМ200 И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЛИТЬЯ МЕТОДОМ НАПРАВЛЕННОЙ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
33
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕЙНЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ / НАПРАВЛЕННАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / ПРИМЕСИ / ФАЗОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ДЛИТЕЛЬНАЯ ПРОЧНОСТЬ / МНОГОЦИКЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мин П.Г., Вадеев В.Е., Крамер В.В.

Во ФГУП «ВИАМ» разработаны новый жаропрочный никелевый сплав ВЖМ200 и технология его производства для литья рабочих лопаток с направленной (столбчатой) структурой перспективных газотурбинных двигателей. Представлены квоты его превосходства над зарубежным сплавом-аналогом DS200 Hf. Сплав ВЖМ200 производства ФГУП «ВИАМ» по стабильности химического состава, содержанию вредных примесей, газов, неметаллических включений и механическим свойствам не уступает сплавам-аналогам DS200 Hf и MAR M200+Hf зарубежных производителей - фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMET Ltd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мин П.Г., Вадеев В.Е., Крамер В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE NEW VZHM200 SUPERALLOY AND THE TECHNOLOGY OF ITS PRODUCTION FOR CASTING OF THE ADVANCED ENGINES’ BLADES BY THE DIRECTIONAL CRYSTALLIZATION

FSUE «VIAM» has developed a new nickel-based superalloy VZhM200 and its manufacturing technology for casting of turbine blades with directional (pillar-type) structure for advanced turbine engines. The advantages of the VZhM200 alloy over the DS200 Hf alloy are presented in the article. The quality of VZhM200 alloy produced by FSUE «VIAM» meets the DS200 Hf, MAR M200+Hf alloys produced by Cannon-Muskegon Corporation and HOWMET Ltd in chemical composition, content of harmful and non-metal impurities, gases and mechanical properties.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА НОВОГО ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ВЖМ200 И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЛИТЬЯ МЕТОДОМ НАПРАВЛЕННОЙ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

УДК 669.018.44:669.245

П.Г. Мин1, В.Е. Вадеев1, В.В. Крамер1

РАЗРАБОТКА НОВОГО ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА ВЖМ200 И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ЛИТЬЯ МЕТОДОМ НАПРАВЛЕННОЙ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-3-11-18

Во ФГУП «ВИАМ» разработаны новый жаропрочный никелевый сплав ВЖМ200 и технология его производства для литья рабочих лопаток с направленной (столбчатой) структурой перспективных газотурбинных двигателей. Представлены квоты его превосходства над зарубежным сплавом-аналогом DS200 Hf.

Сплав ВЖМ200 производства ФГУП «ВИАМ» по стабильности химического состава, содержанию вредных примесей, газов, неметаллических включений и механическим свойствам не уступает сплавам-аналогам DS200 Hf и MAR M200+Hf зарубежных производителей - фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMETLtd.

Ключевые слова: литейный жаропрочный сплав, направленная кристаллизация, структура, примеси, фазовая стабильность, длительная прочность, многоцикловая усталость.

P.G. Min1, V.E. Vadeev1, V.V. Kramer1

THE DEVELOPMENT OF THE NEW VZhM200 SUPERALLOY AND THE TECHNOLOGY OF ITS PRODUCTION FOR CASTING OF THE ADVANCED ENGINES' BLADES BY THE DIRECTIONAL CRYSTALLIZATION

FSUE «VIAM» has developed a new nickel-based superalloy VZhM200 and its manufacturing technology for casting of turbine blades with directional (pillar-type) structure for advanced turbine engines. The advantages of the VZhM200 alloy over the DS200 Hf alloy are presented in the article.

The quality of VZhM200 alloy produced by FSUE «VIAM» meets the DS200 Hf, MAR M200+Hf alloys produced by Cannon-Muskegon Corporation and HOWMET Ltd in chemical composition, content of harmful and non-metal impurities, gases and mechanical properties.

Keywords: casting superalloy, directional solidification, structure, impurities, phase stability, stress rupture strength, high-cycle fatigue.

;Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal State Unitary Enterprise «All-Russian Scientific Research Institute of Aviation Materials» State Research Center of the Russian Federation]; e-mail: admin@viam.r

Введение

С целью обеспечения технологического суверенитета авиастроения Российской Федерации (РФ) и импортозамещения газотурбинного двигателя (ГТД) SaM146 Правительство РФ поставило задачу АО «ОДК» - к 2023 г. разработать отечественный перспективный двигатель ПД-8 для самолета Sukhoi Superjet 100 [1-3] и самолета-амфибии Бе-200 [4, 5]. При этом двигатель должен быть изготовлен из отечественных материалов, которые по стоимости и эксплуатационным характеристикам не должны уступать зарубежным материалам.

Литейный жаропрочный никелевый сплав DS200 Hf (фирма Snecma, Франция) [6] - аналог сплава MAR M200 + Hf (фирма Cannon-Muskegon Corporation, США) разработан в 1970-1980 гг., однако востребован и в настоящее время в качестве материала рабочих лопаток современных ГТД для самолетов ведущих мировых производителей -например, Airbus A320neo (Франция), Boeing 737MAX (США) и Comac C919 (КНР).

Опыт применения данного сплава моторостроительными предприятиями при литье методом направленной кристаллизации рабочих лопаток турбины низкого давления (ТНД) двигателей LEAP-1B (для самолетов Airbus A320 и A330) и SaM146 (силовой агрегат для лайнера Sukhoi Superjet 100) [7, 8] показал высокую технологическую и экономическую эффективность: технология литья лопаток обеспечивает высокий выход годного и за счет отсутствия в системе легирования дорогостоящих элементов (рения, рутения и тантала) стоимость сплава многократно меньше стоимости современных отечественных и зарубежных монокристаллических жаропрочных никелевых сплавов -например, марок ВЖМ4, ВЖМ5, CMSX-4, CMSX-10 и др.

Задачей представленной работы являлась разработка нового жаропрочного никелевого сплава ВЖМ200 и технологии его производства с целью импортозамещения сплава DS200 Hf для литья рабочих лопаток перспективных ГТД, в том числе двигателя ПД-8.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 10. «Энергоэффективные, ресурсосберегающие и аддитивные технологии получения деталей, полуфабрикатов и конструкций» («Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года»).

Материалы и методы

В качестве объекта исследования выбран отечественный литейный жаропрочный никелевый сплав марки ВЖМ200 (табл. 1) [9] и зарубежные сплавы-аналоги марок DS200 Hf (фирмы HOWMET Ltd, Великобритания) и MAR M200 + Hf (фирмы Cannon-Muskegon Corporation, США).

Таблица 1

Содержание легирующих элементов и микродобавок в литейном жаропрочном никелевом сплаве ВЖМ200 [9]

Содержание элементов, % (по массе)

Ni C Cr Co W Al Ti Nb Hf B Zr La Ce Ca

Основа 0,080,14 8,010,0 9,011,0 11,512,5 4,755,25 1,752,25 0,751,25 1,52,0 0,010,02 <0,05 <0,05 <0,05 <0,005

Выплавку сплава ВЖМ200 проводили из свежих шихтовых материалов в промышленных вакуумных индукционных печах с емкостью тиглей 350 и 1000 кг. Для получения отливок с направленной структурой полученные литые прутковые заготовки после механической обработки переплавляли с заливкой в керамические блоки в пла-вильно-заливочной установке типа ВИП-НК или УВНК-9 [10-12] с применением поликристаллических затравок с кристаллографической ориентацией (КГО) <001>. Отливки подвергали термической обработке, включающей закалку (гомогенизацию) и старение в камерных электропечах сопротивления ЭСКВЭ-3/16ГМ5 и №ЬегШегт LT 15/13, после чего изготавливали образцы для испытаний механических свойств.

Содержание легирующих элементов в сплаве определяли методами ICP-эмиссионной спектроскопии на спектрометре POTIMA 8300 фирмы PerkinElmer и волнодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии на установке S4 EXPLORER фирмы Bruker Support. Определение содержания серы, углерода, кислорода, азота проводили на газоанализаторах CS-600 и TC-600 фирмы Leco, остальных примесей - масс-спектрометрическим методом на установках iCAP Qc и Element GD фирмы Thermo Fisher Scientific.

Микроструктурные исследования проводили на оптическом микроскопе GX51 фирмы Olympus и растровом электронном микроскопе.

На термически обработанных образцах проводили испытания механических свойств: на растяжение - на машине Kappa 50 DS фирмы Zwick Roel, на длительную прочность - на машине ZST2/3-ВИЭТ фирмы Schenck, на многоцикловую усталость -

у

на машине LFV-100 фирмы Schenck на базе 10 циклов при коэффициенте асимметрии R = -1.

Результаты и обсуждение

За основу нового литейного жаропрочного никелевого сплава ВЖМ200 взята система легирования зарубежных сплавов-аналогов MAR M200 + Hf и DS200 Hf. С целью снижения содержания вредных примесей и газов, а также повышения характеристик длительной прочности и стойкости сплава ВЖМ200 к высокотемпературной газовой коррозии в его состав включили небольшие строго ограниченные количества щелочноземельного элемента кальция и редкоземельных элементов - лантана и церия. На состав разработанного сплава получен патент РФ [9].

Одним из критериев высокого качества сплава и обеспечения требуемого уровня его механических свойств является стабильность химического состава по основным легирующим элементам. Обеспечение высокой стабильности химического состава в узких интервалах легирования для данного сплава дополнительно осложняется наличием в системе легирования повышенного содержания гафния (1,5-2,0 % (по массе)) в сравнении с известными отечественными гафнийсодержащими сплавами марок ВКНА-1ВР (0,4-0,6 % (по массе) Hf), ЖС30 (0,3-1,2 % (по массе) Hf) и ЖС6Ф (1,0-1,5 % (по массе) Hf). Это связано с тем, что гафний является химически активным элементом и имеет повышенное сродство к кислороду, поэтому склонен к взаимодействию с керамикой плавильного тигля. Чем больше концентрация гафния в расплаве, тем интенсивнее происходит данное взаимодействие, что приводит к снижению его содержания в сплаве и дестабилизации химического состава.

Для возможности введения в расплав повышенного содержания гафния разработана гафний-никелевая лигатура собственного производства и установлены технологические параметры (порядок и температурно-временные режимы) ее введения при выплавке сплава ВЖМ200 в вакуумной индукционной печи.

Для обеспечения высокой стабильности химического состава сплава ВЖМ200 в заданных узких пределах легирования разработана технология корректировки химического состава во время плавки, которая заключается в проведении экспресс-анализа отобранной пробы с применением специально разработанного комплекта стандартных образцов данного сплава переменного состава и дошихтовки (при необходимости) элементов до оптимального (заданного) состава.

Отклонение содержания легирующих элементов от заданного химического состава сплава ВЖМ200 в сравнении со сплавами MAR M200 + Hf и DS200 Hf производства фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMET Ltd соответственно представлено в табл. 2.

Таблица 2

Отклонение от заданного состава в сплаве ВЖМ200 и в зарубежных сплавах-аналогах DS200 Hf и MAR M200 + Hf_

Сплав Изготовитель сплава Масса плавки,кг Отклонение от расчетного состава, % (по массе), по элементам

Cr Co W Al Ti Nb Hf C B

ВЖМ200 ФГУП «ВИАМ» (Россия) 350 +0,17 +0,12 -0,08 -0,04 -0,01 -0,03 -0,02 +0,006 +0,001

1000 +0,14 -0,02 -0,2 +0,05 -0,02 -0,01 0 -0,005 +0,002

DS200 Hf HOWMET Ltd (Великобритания) 2000 -0,1 0 0,2 -0,12 -0,06 -0,05 -0,12 0 -0,001

MAR M200+Hf Cannon-Muskegon Corporation (США) 6500 0 -0,19 -0,06 -0,11 0 0 +0,01 0 +0,001

Видно, что максимальное отклонение по содержанию легирующих элементов во всех трех сплавах не превышает ±0,2 % (по массе). При этом в сплаве производства ФГУП «ВИАМ» отклонение от расчетного состава по хрому больше, чем в зарубежном металле (+0,17 против -0,1 % (по массе)), однако по другим элементам (кобальт, алюминий, гафний) стабильность химического состава отечественного сплава превосходит стабильность зарубежных сплавов ведущих мировых производителей жаропрочных никелевых сплавов.

При разработке технологии выплавки сплава ВЖМ200 были проанализированы имеющиеся на российском рынке шихтовые материалы, выбраны марки, допустимые к применению, и использованы последние достижения ФГУП «ВИАМ» в области рафинирования расплавов от вредных примесей при вакуумной индукционной плавке [13-17] -высокотемпературная обработка расплава и комплексное рафинирование от примесей щелочноземельными (кальцием) и редкоземельными (лантаном и церием) металлами с последующей фильтрацией расплава через пенокерамический фильтр. Это позволило обеспечить снижение содержания вредных примесей и газов в сплаве ВЖМ200 производства ФГУП «ВИАМ». В табл. 3 приведено содержание вредных примесей и газов в сплаве ВЖМ200 и в зарубежных сплавах-аналогах MAR M200 + Hf и DS200 Hf производства фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMET Ltd соответственно.

Таблица 3

Содержание вредных примесей и газов в сплаве ВЖМ200 и в зарубежных ^ сплавах-аналогах DS200 Hf и MAR M200 + Hf_

Сплав Место выплавки сплава Место проведения анализа Количество плавок, шт. Содержание примесей, ppm*

Fe Mn Si Cu P S Ag Se Pb Bi Te Tl O N

ВЖМ200 ФГУП «ВИАМ» (Россия) 4 90130 29 4060 <2 35 18 <0,9 <0,7 <0,1 <0,1 <0,2 <0,1 68 34

MAR M200+Hf Cannon-Muskegon Corporation (США) ФГУП «ВИАМ» (Россия) 1 140 1 42 2 5 6 <0,4 <0,2 <0,05 0,1 <0,1 <5 13 3

DS200 Hf HOWMET Ltd (Великобритания) 6 1001400 <100 <200 <100 <20 <10 <1 <1 <1 <0,1 <0,5 <0,2 - -

Спецификации фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMET Ltd (не более) 2500 2000 2000 1000 150 100 5 5 5 0,5 0,5 0,5 - -

* 1 ppm = 10-4 % (по массе).

Видно, что низкие содержания вредных примесей и газов получены как в сплаве ВЖМ200, так и в зарубежных сплавах-аналогах MAR M200 + Hf и DS200 Hf. При этом содержание кислорода в сплаве MAR M200 + Hf составило 13 ppm, а в сплаве ВЖМ200 -в пределах 6-8 ppm, что практически в 2 раза меньше. Дополнительно следует отметить, что итоговый балл чистоты по неметаллическим включениям, рассчитанный методом количественной металлографии, для всех трех сплавов равен 0, что свидетельствует об отсутствии в них загрязнений и подтверждает соответствие качества сплава производства ФГУП «ВИАМ» зарубежным сплавам-аналогам.

При разработке технологии литья заготовок из сплава ВЖМ200 впервые в России на отечественном материале в установках направленной кристаллизации с жидко-металлическим охладителем (типа УВНК-9А и ВИП-НК) применены поликристаллические (многозеренные) затравки, состоящие из ориентированных зерен с КГО <001>, что обеспечило получение заготовок с тонкостолбчатой направленной структурой, в которой каждое зерно имеет КГО, близкую к <001>.

После направленной кристаллизации и термической обработки сплав ВЖМ200 представляет собой дендритно-ячеистую структуру, состоящую из матричного у-твердого раствора, упрочненного упорядоченными частицами интерметаллида у'-фазы на основе №3А1 кубической формы и карбидами типа МеС преимущественно глобулярной морфологии (см. рисунок, а). Размер частиц у'-фазы как в осях дендритов, так и в междендритных участках, выровнен и составляет ~0,4 мкм (см. рисунок, б). Сплав ВЖМ200 обладает структурно-фазовой стабильностью: после испытаний на длительную прочность при температуре 900 °С на базе 1000 ч в его структуре отсутствуют выделения ТПУ-фаз (см. рисунок, в) [18-20].

Микроструктура (а - ><150; б, в - ><10000) сплава ВЖМ200 после полной термической обработки (а - общий вид; б - частицы у'-фазы) и испытаний на длительную прочность при температуре 900 °С и напряжении 275 МПа (т = 980 ч) (в)

Как показали результаты исследований, такая структура обеспечивает стабильно высокий уровень механических свойств: при проведении общей квалификации (паспортизации) сплава ВЖМ200 установлены квоты превосходства над зарубежным аналогом в соответствии с данными, приведенными в действующей нормативной документации на сплав Б8200 ИГ. Предположительно, нормы для сплава Б8200 ИГ установлены на основании результатов испытаний образцов, отлитых по методу Бриджмена на установках с медным охладителем, широко применяемых за рубежом. Сравнительные показатели свойств данных сплавов и квоты превосходства представлены в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Сравнительные механические свойства (средние значения) при кратковременном растяжении сплавов ВЖМ200 и DS200 Ш_

Свойства Температура Значения свойств для сплава Квоты превос-

испытания, °С ВЖМ200 Б8200 ИГ ходства, %

Предел прочности при растяжении, МПа 900 1000 1100 900 630 310 800 530 280 13 19 11

900 790 715 10

Предел текучести, МПа 1000 465 425 9

1100 225 235 -

900 24 11 В 2,2 раза

Относительное удлинение, % 1000 27 15 В 1,8 раза

1100 39 18 В 2,2 раза

Таблица 5

Сравнение длительной прочности и многоцикловой усталости (средние значения)

сплавов ВЖМ200 и DS200 Ш

Свойства Продолжительность Значения свойств для сплава Квоты превос-

испытания, ч ВЖМ200 Б8200 ИГ ходства, %

Длительная прочность, МПа,

при температуре, °С 900 100 400 350 14

500 315 275 15

1000 275 250 10

1000 100 200 180 11

500 145 135 7

1000 125 118 6

1100 100 79 77 3

500 55 49 12

1000 47 40 18

МнЦУ: стах, МПа,

при температуре, °С 900 На базе 275 240 15

1100 N = 107 циклов 100 85 18

Представленные в табл. 5 данные показывают, что разработанный сплав ВЖМ200 обладает в сравнении с зарубежным сплавом-аналогом марки ББ200 ИГ следующими основными преимуществами: по пределу длительной прочности при 900 °С на базе 500 ч - на 15 %, на базе 1000 ч - на 10 %, при 1000 °С на базе 500 ч - на 7 %, на базе 1000 ч - на 6 %, при 1100 °С на базе 500 ч - на 12 %, на базе 1000 ч - на 18 %; по

у

пределу многоцикловой усталости на базе 10 циклов при ЯО = -1 на гладких образцах при 900 °С - на 15 %, при 1100 °С - на 18 %.

Опытные партии литых прутковых заготовок из сплава ВЖМ200, выплавленные в современных промышленных вакуумных индукционных печах с емкостью тиглей 350 и 1000 кг в количестве 1640 кг, поставлены на предприятия АО «ОДК» для опробования при литье рабочих лопаток ТНД перспективного двигателя ПД-8. Результаты входного контроля механических свойств сплава ВЖМ200 и зарубежного сплава-аналога DS200 Н£, заготовки которых отлиты в условиях заказчика с применением поликристаллических затравок с КГО <001>, представлены в табл. 6.

Таблица 6

Механические свойства сплавов ВЖМ200 и DS200 Ш, отлитых с применением поликристаллических затравок с КГО <001>_

Сплав Место выплавки сплава Место проведения литья и испытаний Испытания на кратковременное растяжение при температуре 20 °С Испытания на длительную прочность при температуре 980 °С и напряжении 220 МПа

Количество испытанных образцов Ов О0,2 % Количество испытанных образцов Среднее время до разрушения, ч

МПа

ВЖМ200 ФГУП «ВИАМ» ФГУП «ВИАМ» 5 1120; 1230 970; 990 10,5; 12,5 6 83; 116

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Входной контроль у заказчика 8 1085; 1230 909; 1000 7,4; 10,5 4 100; 113

Б8200 ИГ ИОЖМБТ Ш Входной контроль у заказчика 12 1042; 1135 921; 950 9,8; 13 9 102; 110

Примечание. Приведены минимальное и среднее значения в соответствии с количеством испытанных образцов.

Видно, что сплав ВЖM200 производства ФГУП «ВИAM» не уступает сплаву DS2QQ Hf производства фирмы HOWMET Ltd, отлитому по аналогичной технологии: средние значения пределов прочности и текучести, относительного удлинения при комнатной температуре и времени до разрушения при испытании на ползучесть при температуре 980 °С и напряжении 220 сплава DS200 Hf, испытанного у заказчика, составляют 1135 и 950 M^, 13 % и 110 ч соответственно, а для сплава ВЖM200, испытанного в условиях ФГУП «ВИAM»: 1230 и 990 Mü^, 12,5 % и 116 ч, в условиях заказчика: 1230 и 1000 ЫПа, 10,5 % и 113 ч соответственно.

Во ФГУП «ВИAM» внедрена технология производства сплава ВЖM200 на научно-производственном комплексе по изготовлению литых прутковых заготовок из жаропрочных сплавов, оснащенном самым современным производственным, аналитическим и испытательным оборудованием. В настоящее время производственная мощность данного участка составляет 4QQ тонн в год, что позволит обеспечить потребности моторостроительных предприятий новым высококачественным жаропрочным никелевым сплавом.

Заключения

С целью импортозамещения сплава DS2QQ Hf во ФГУП «ВИAM» разработаны сплав ВЖM200 и технология его производства для литья рабочих лопаток с направленной (столбчатой) структурой перспективных ГТД, в том числе двигателя ПД-8.

Сплав ВЖM200 является структурно-фазовостабильным и обладает преимуществами перед зарубежным сплавом-аналогом DS2QQ Hf при температурах 900-1100 °С: по пределу длительной прочности на базах 500 и 1000 ч - на 6-8 %, по пределу многоцикловой усталости на базе 107 циклов - на 15-18 %.

По стабильности химического состава, содержанию вредных примесей, газов, неметаллических включений и механическим свойствам сплав ВЖM200 не уступает сплавам-аналогам DS2QQ Hf и MAR M2QQ + Hf зарубежных производителей - фирм Cannon-Muskegon Corporation и HOWMET Ltd.

Опытные партии литых прутковых заготовок из сплава ВЖM200 в количестве 1640 кг поставлены на предприятия AО «ОДЮ» для опробования при литье рабочих лопаток ТНД перспективного двигателя ПД-S. Во ФГУП «ВИAM» организовано серийное производство литых прутковых заготовок из сплава ВЖM200 для обеспечения потребностей отечественной авиационной промышленности.

Библиографический список

1. ^злова С.Ы. «Суперджет-100»: под крылом кооперации // Ыир транспорта. 2007. № 2 (18). С.50-53.

2. Толбоев Ы.О. Гражданская авиация России: до и после Суперджета // Стандарты и качество. 2019. № 7. С. SQ-82.

3. Базикова И.В. Основные проблемы реализации проекта «Sukhoi Superjet 100» // Вестник университета. 2Q1S. № б. С. 4S-54.

4. Дурицын Д.Ю., Соколянский В.П. Результаты противопожарных операций самолетов-амфибий Бе-200 в 2004-2007 гг. // Полет. 2QQS. № 12. С. 35-37.

5. Тарасова A^. Самолет-амфибия Бериев Бе-200 Aльтаир // Ыолодежный научно-технический вестник. 2Q14. № 12. С. 4.

6. Mataveli Suave L., Cormier J., Villechaise P., Bertheau D., Benoit G., Cailletaud G., Marcin L. Anisotropy in creep properties of DS200 + Hf alloy // Materials at High Temperatures. 2016. No. 33. P. 361-371. DOI: 10.1080/09603409.2016.1159836.

7. ^блов E.H., Ечин A^., Бондаренко ЮА. История развития технологии направленной кристаллизации и оборудования для литья лопаток газотурбинных двигателей // Труды ВИAM. 2020. № 3 (S7). Ст. 01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 15.02.2021). DOI: 10.18577/2307-6046-2020-0-3-3-12.

8. Тихонов А.И., Сазонов А.А. Инновационный Российский самолет Sukhoi Superjet 100 как вектор развития авиастроения будущего // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 289-292.

9. Жаропрочный литейный сплав на основе никеля и изделие, выполненное из него: пат. 2740929 Рос. Федерация. № 2020114551; заявл. 20.04.20; опубл. 21.01.21.

10. Каблов Е.Н., Бондаренко Ю.А., Ечин А.Б. Развитие технологии направленной кристаллизации литейных высокожаропрочных сплавов с переменным управляемым температурным градиентом // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 24-38. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-24-38.

11. Герасимов В.В., Висик Е.М., Колядов Е.В. О направленной кристаллизации крупногабаритных отливок на установке УВНК-15 // Литейное производство. 2013. № 3. С. 22-24.

12. Герасимов В.В., Колядов Е.В. Технические характеристики и технологические возможности установок УВНК-9А и ВИП-НК для получения монокристаллических отливок из жаропрочных сплавов // Литейщик России. 2012. № 11. С. 33-37.

13. Мин П.Г., Сидоров В.В., Каблов Д.Е., Вадеев В.Е. Рафинирование монокристаллических жаропрочных никелевых сплавов от примесей серы и кремния и нейтрализация вредного влияния фосфора // Труды ВИАМ. 2017. № 4 (52). Ст. 04 (дата обращения: 15.02.2021). URL: http://www.viam-works.ru. DOI: 10.18577/2307-6046-2017-0-4-4-4.

14. Сидоров В.В., Мин П.Г., Бурцев В.Т., Каблов Д.Е., Вадеев В.Е. Компьютерное моделирование и экспериментальное исследование реакций рафинирования в вакууме сложнолегиро-ванных ренийсодержащих никелевых расплавов от примесей серы и кремния // Вестник РФФИ. 2015. № 1 (85). С. 32-36.

15. Каблов Д.Е., Сидоров В.В., Герасимов В.В., Симонов В.Н., Мин П.Г. Исследование закономерностей поведения азота при получении монокристаллов жаропрочного никелевого сплава ЖС30-ВИ // Наука и образование. 2012. № 4. С. 12-12. URL: http://www.cyberlenika.ru (дата обращения: 20.02.2021).

16. Каблов Д.Е., Сидоров В.В., Пучков Ю.А. Особенности диффузионного поведения примесей и рафинирующих добавок в никеле и монокристаллических жаропрочных сплавах // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 1 (40). С. 24-31. DOI: 10.18577/2071-9140-20160-1-24-31.

17. Каблов Е.Н., Сидоров В.В., Каблов Д.Е., Мин П.Г. Металлургические основы обеспечения высокого качества монокристаллических жаропрочных никелевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2017. № S. С. 55-71. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-55-71.

18. Назаркин Р.М., Колодочкина В.Г., Оспенникова О.Г., Орлов М.Р. Изменения микроструктуры монокристаллов жаропрочных никелевых сплавов в процессе длительной эксплуатации турбинных лопаток // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 4 (45). С. 9-17. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-4-9-17.

19. Пигрова Г.Д. ТПУ-фазы в сплавах на никелевой основе с повышенным содержанием хрома // Металловедение и термическая обработка металлов. 2005. № 12 (606). С. 15-23.

20. Киселев Ф.Д. Исследование структуры материала рабочих лопаток турбин авиационных газотурбинных двигателей в процессе эксплуатации // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. № 2. С. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.