$
Образование за рубежом
УДК 378
Г.А. Морозова
Разработка национальной рамки квалификаций Германии в контексте стратегии обучения в течение всей жизни
Аннотация
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем сфер занятости трудоспособных граждан и современного профессионального образования — созданию национальной рамки квалификаций. Разработка и внедрение таких рамок квалификаций проводятся сейчас не в одном десятке стран, что обусловлено формированием постиндустриального общества и мировыми экономическими процессами интернационализации и международной интеграции, диктующими необходимость активизации мобильности трудовых ресурсов, а значит, упорядочения, прозрачности и сопоставимости их квалификационных характеристик. Анализируется опыт Германии — наиболее яркий пример, когда роль национальной рамки квалификаций не ограничивается ее формальным утверждением, а является мощным средством модернизации всей системы образования и важнейшим фактором усиления взаимодействия субъектов сферы образования и рынка труда. Рассмотрена структура немецкой рамки квалификаций (DQR), в которой учтены рекомендации Европейского парламента и особенности четырехуровневой системы образования страны. Показаны предложенные «Ассоциацией по разработке рамки квалификаций Германии» (Arbeitskreis Deutscher Qualifikationsrahmen) механизмы обеспечения сопоставимости немецких и других европейских квалификаций. Описаны восемь уровней DQR и их дескрипторы.
Автор надеется, что представленный опыт Германии по осуществлению максимально полной классификации и систематизации квалификаций будет полезен для российских специалистов.
I Ключевые слова: рамка квалификаций Германии (DQR), структура требований, сопоставимость квалификаций, дескрипторы уровней квалификаций, компетенции.
Abstract
The article dwells on one of the most urgent problems in the labor market and modern vocational training, namely, creation of a national qualification framework. Such framework is being developed and introduced in dozens of countries; this process is caused by formation of the post-industrial society and worldwide economic processes of internationalization and international integration; these, in turn, demand activation of mobility of manpower resources and, therefore, their qualification characteristics should be put in order and should be clear and comparable. The paper analyzes the experience of Germany. It is an excellent example of a national qualification framework whose role is not limited to formal approval, but it is a powerful tool for improvement of the whole education system and the most important factor contributing to strengthening ties between the labor and training practices. It gives an overview of the structure of the Deutscher Qualifikationsrahmen (German National Qualifications Framework, DQR), developed in compliance with the Recommendations of the European Parliament and Council, and reflecting the specificity of the four-level educational structure. Additionally, the research demonstrates the mechanisms put forward by the Association for Developing the German Qualifications Framework (Arbeitskreis Deutscher Qualifikationsrahmen) to guarantee the compatibility and comparability of German and European qualifications; it also describes eight levels of German National Qualifications Framework along with their descriptors.
The author believes that German experience of classification and systematization of qualifications can be used by Russian specialists.
I Keywords: German National Qualifications Framework, structure of requirements, qualification comparability, qualification and competence level descriptors.
76
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015
Innovation_technology.indd 76
05.03.2015 13:29:09
$
Разработка национальной рамки квалификаций Германии в контексте стратегии обучения в течение всей жизни 77
В настоящее время разработка и внедрение национальных рамок квалификаций ведутся не в одном десятке стран. Их создание ускоряют происходящие в мире экономические процессы. Отсутствие единых подходов к описанию квалификаций профессионального образования и обучения тормозит перемещение трудовых ресурсов на региональных и международных рынках труда и, следовательно, препятствует экономическому развитию государств, не получающих в оперативном режиме и достаточном количестве нужные квалифицированные человеческие ресурсы [2, 4, 9, 10, 13].
В этой связи в сфере образования в Европе активно осуществляются интеграционные процессы, известные как Копенгагенский процесс в профессиональном образовании довузовского уровня и Болонский процесс в высшем образовании. Оба процесса направлены на формирование общеевропейского образовательного пространства [15]. Вместе с тем каждая страна стремится к сохранению собственных традиций образования и самобытности [7, 12, 16]. Как отмечают эксперты в области изучения процессов интернационализации и мировой интеграции, не только у каждого государства, но даже у каждого учебного заведения есть собственные причины участвовать в международном сотрудничестве. Для определения рациональной национальной политики и обоснованного участия европейских партнеров в этом сотрудничестве нужно понимать собственные цели и задачи развития, иметь представления о различных факторах, влияющих на него, о современных тенденциях и ожидаемых результатах [1, 3, 8, 14, 5, 6, 11].
Предметом рассмотрения нашей статьи является опыт разработки национальной рамки квалификаций в Германии. Мы проанализировали структуру данной рамки, ее ключевые понятия, уровни и их дескрипторы.
Рамка квалификаций Германии (далее — DQR) охватывает все квалификации немецкой системы образования в контексте обучения в течение всей жизни. В процессе разработки DQR учитывались особенности образования, сложившиеся в стране, и выявлялись механизмы сопоставимости внутригосударственных квалификаций с внешними, имеющимися в ЕС.
Целью создания DQR стало повышение прозрачности квалификаций за счет их описания на основе результатов обучения (Outcome-Orientierung), направленное на активизацию мобильности студентов и преподавателей как в самой Германии, так и за ее пределами для предоставления субъектам образования оптимальных возможностей профессиональной самореализации. Кроме того, рамка должна была помочь людям, потерявшим работу или не имеющим формальных квалификаций, сориентироваться в вопросах обучения или переобучения для обретения либо восстановления конкурентоспособности на рынке труда.
Утверждению DQR предшествовал длительный процесс ее оформления. В октябре 2006 г. Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF) и Конференция министерств образования и культуры федеральных земель (КМК) приняли решение о совместной разработке национальной рамки квалификаций для обучения в течение всей жизни. Отправной точкой для принятия данного решения послужила Рекомендация Европейского парламента и Совета об утверждении Европейской рамки квалификаций (далее — ЕРК) от 23 апреля 2008 г. В этом документе было указано на то, что общая референциальная рамка должна служить своеобразным «переходником» между квалификациями различных национальных систем образования. При этом каждый уровень квалификаций может и должен достигаться разными путями — образовательными траекториями. Таким образом, упомянутая рекомен-
дация способствовала более широким целям продвижения обучения в течение всей жизни и расширению возможностей трудоустройства, мобильности и адаптации на рынке труда различных категорий граждан [17, 18, 19].
Для создания DQR была учреждена «Координационная группа федеральных земель по разработке национальной рамки квалификаций Германии», в которую вошли представители системы общего, высшего и профессионального образования, социальных партнеров и экспертного сообщества. К разработке были привлечены также отраслевые министры из федерального правительства и правительств федеральных земель. В феврале 2009 г. «Ассоциацией по разработке рамки квалификаций Германии» (Arbeitskreis Deutscher Qualiikationsrahmen AK DQR) на широкое обсуждение был представлен проект, включающий в себя пояснительную записку, структуру рамки и глоссарий. Апробация проекта состоялась в мае 2009 г., по ее результатам рамка была доработана.
Немецкая система образования и необходимость национальной рамки квалификаций Германии
С помощью DQR впервые была осуществлена систематизация и классификация всего многообразия квалификаций, действующих в Германии и присуждаемых во всех сегментах системы образования.
Как известно, немецкая система образования состоит из четырех ступеней [17, 18, 19]. Дошкольный сектор до сих пор не входит в ее состав, хотя некоторые федеральные земли уже внесли изменения в соответствующие законы. За периодом дошкольного обучения следует обязательное обучение в начальной школе (Grundschule), которая считается первой ступенью образования и охватывает 1-4-й классы (1-6-й — в Берлине и Бранденбурге).
Вторая ступень (Sekundarstufe I) является первым уровнем среднего образования. Средние школы в Германии делятся на несколько типов: гимназия, реальная школа, основная школа, профессиональная школа, объединенная школа.
Следующая ступень (Sekundarstufe II) — второй уровень среднего образования — это старшие классы школы. Здесь реализуются как общеобразовательные программы, так и программы профессионального образования, включающие программы дуального профобучения. Всего имеется девять типов программ, реализующих различные цели и задачи.
Далее следует ступень высшей школы ФРГ, представленная в данный момент примерно четырьмя сотнями высших учебных заведений [18], которые способны удовлетворить потребности каждого студента. Основные задачи вузов Германии — создание возможностей для научной деятельности, фундаментальных и прикладных исследований, передачи новых знаний и умений в изучении и обучении, а также присуждение ученых степеней. Имеется несколько типов немецких высших учебных заведений:
► Hochschule — это, как правило, вуз гуманитарной направленности;
► Fachhochschule — институт прикладных наук или высшая профессиональная школа, особенность которых — тесная связь между теорией и практикой: все программы предполагают два обязательных практических семестра. По статистическим данным, четверть студентов поступает именно в Fachhochschule;
► Universitaet — университет, где может реализовываться большое количество программ различных предметных областей (до 400). Студенты занимают-
05.03.2015 13:29:09
Innovation_technology.indd 77
$
78
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015
ся чисто научной деятельностью — фундаментальными и прикладными исследованиями. В случае успешного завершения определенных учебных циклов в университетах обучающимся присваиваются дипломы (Diplom), степени магистра (Magister) и доктора наук (Doktor), звание доцента/профессора (Habilitationrecht), а также может вручаться сертификат, дающий право преподавать в вузе [20].
Есть также ряд специализированных высших учебных заведений, например: педагогические училища, теологические школы, художественные и художественно-музыкальные школы, школы кинематографии и т. д.
Все формы непрерывного образования в Германии объединяет сектор Quartarbereich [9].
Ввиду многообразия, разветвленности и сложности немецкой системы образования создание национальной рамки квалификаций Германии было жизненно необходимо.
Структура национальной рамки квалификаций Германии
DQR включает восемь уровней. Их дескрипторы отражают как профессиональные, так и личностные компетенции, обеспечивающие систематизацию квалификаций общего, высшего и профессионального образования. Компетенции исходя из сложности соотносятся с уровнями квалификаций, присваиваемыми на основе формальных результатов обучения. В ходе процесса оценивания и валидации (признания) компетентные учреждения устанавливают, насколько индивидуальные результаты соответствуют действующим стандартам.
Компетенции являются центральным понятием в DQR и трактуются как способность и готовность человека использовать в единстве свои знания и умения — личностные, социальные и методические, а также вести себя ответственно и в качестве представителя социума, и как индивидууму, т. е. компетенции выступают комплексной поведенческой характеристикой, свидетельствующей о том, что обучающийся знает, понимает и в состоянии делать после завершения обучения.
Компетенции на каждом из восьми уровней DQR представлены набором дескрипторов. Дескриптор — это общее, не связанное с конкретными видами и формами образования утверждение о знаниях, умениях и иных характеристиках, которыми необходимо обладать по окончании обучения. Предполагается, что ранжирование и присвоение квалификаций на основе рамочных требований к ним позволит в полной мере реализовать принцип — неважно, где ты учился, важно, что ты умеешь.
В дескрипторах Национальной рамки квалификаций Германии различаются две категории компетенций — профессиональные и личностные. Первые охватывают знания, умения/способности и готовность решать текущие и нестандартные рабочие задачи и проблемы, методически сопровождать и оценивать результат деятельности. Вторые включают в себя социальные компетенции и автономность. В целом и те, и другие измеряют способность и готовность к самостоятельной и ответственной организации собствен-
ной жизни в социальном, культурном и профессиональном контекстах.
DQR имеет структуру таблицы, разделенной на четыре столбца, и поэтому получила соответствующее название (табл. 1).
Составляющие профессиональных компетенций характеризуются следующим образом:
► качество знаний — их объемом, глубиной и широтой;
► инструментальные умения — готовностью применять на практике идеи, теории, методы, технологии, оборудование;
► системные умения — способностью к генерированию нового знания;
► экспертные умения — способностью сопоставлять образовательный или рабочий процессы и их результаты с соответствующими критериями/этало-нами и производить их оценку.
Знания, инструментальные, системные и экспертные умения в совокупности позволяют с определенной степенью адекватности оценивать ситуацию и, отталкиваясь от этого, осуществлять надлежащие действия, решать различные, в том числе нетипичные, сложные проблемы.
Социальные компетенции служат показателями умений работать в команде и лидерских качеств, демонстрируют меру активности и качества осуществления коммуникаций. Иначе говоря, социальная компетенция — способность и готовность целенаправленно работать с другими людьми, учитывать их интересы, социальное положение, рационально, разумно и ответственно взаимодействовать, формируя рабочее и жизненное пространство.
Автономия раскрывается через понятия независимости, ответственности, рефлексии и способности к обучению и обозначает умения/способности и стремление самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях.
Ниже подробнее описаны структура Национальной рамки квалификаций Германии и дескрипторы ее уровней [17]. Описание основано на принципе «поглощения»: каждый последующий, более высокий уровень квалификации автоматически включает в себя (поглощает) все характеристики предшествующего, более низкого (табл. 2).
DQR совместима с рамкой квалификаций немецкого высшего образования. Уровни 6, 7, 8 коррелируют, соответственно, с уровнями бакалавра (первый цикл высшего образования), магистра (второй цикл ВО) и доктора наук (третий цикл).
Описание уровней немецкой Национальной рамки квалификаций
1- й уровень DQR предполагает наличие компетенций для выполнения простых заданий в управляемой, стабильной и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности, выполнение заданий под контролем.
2- му уровню DQR соответствуют компетенции для надлежащего исполнения основных требований в управляемой, стабильной и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности, выполнение задач под контролем.
Таблица 1. Структура четырех столбцов
Глубина Инструментальные, систем- Командные/лидерские умения, активное участие в Самостоятельность/ответствен-
и широта. ные и экспертные умения. коллективной работе и коммуникативные умения. ность, рефлексия и умение учиться.
Innovation_technology.indd 78
05.03.2015 13:29:09
ф
Разработка национальной рамки квалификаций Германии в контексте стратегии обучения в течение всей жизни 79
Ф
Таблица 2. Дескрипторы уровней DQR
Обладает элементарными общеобразовательными знаниями. Имеет первичные представления об области обучения или трудовой деятельности.
2-й уровень
Обладает элементарными общеобразовательными знаниями. Обладает базовыми общеобразовательными знаниями и начальными профессиональными знаниями в области обучения или трудовой деятельности.
Обладает когнитивными и практическими умениями для выполнения заданий по заранее установленным правилам и оценке его результатов. Выделяет элементарные взаимосвязи.
Работает и учится в коллективе. Получает информацию из письменных и устных источников, обменивается ею.
Учится и работает под контролем. Оценивает собственные действия и действия других, учитывает рекомендации и советы.
Обладает базовыми когнитивными и практическими умениями для выполнения заданий в учебной и трудовой области, оценивает их результативность по соответствующим нормам/ стандартам и устанавливает взаимосвязи.
Работает в группе. Принимает и высказывает общие рекомендации, предложения, советы. В устной и письменной коммуникации действует адекватно ситуации.
Ответственно учится или работает в знакомых и стабильных условиях, в основном под руководством. Оценивает собственные действия и действия других. Использует предписанные учебные пособия и обращается за советом к наставнику._________________
3--й уровень
Обладает расширенными общеобразовательными знаниями или расширенными профессиональными знаниями в области обучения или трудовой деятельности.
Обладает спектром когнитивных и практических умений для планирования и выполнения простых профессиональных задач в области обучения и профессиональной деятельности. Оценивает результаты по заданным нормам/стандартам. Осуществляет элементарный/ограниченный перенос результатов._________________
Сотрудничает в группе и оказывает ситуативную поддержку. Способствует формированию учебной и рабочей среды, представ-ляет/оформляет процессы, адресно представляет результаты.
Самостоятельно и ответственно работает и обучается в малознакомых условиях. Оценивает собственные действия и действия других. Обращается за советом (к наставнику). Выбирает различные средства для обучения.
4-й уровень
Обладает глубокими общеобразовательными знаниями или начальными профессиональными теоретическими знаниями в образовательной области или в области трудовой деятельности.
Обладает широким спектром когнитивных и практических умений, который способствует самостоятельному решению задач и проблем, а также оценке результатов и процессов, в том числе используя альтернативные варианты действий и взаимодействий на стыке смежных областей/направлений. Осуществляет перенос результатов.
Способствует работе в группе и ее учебной и рабочей обстановке, оказывает постоянную поддержку. Обосновывает процессы и результаты. Всесторонне обсуждает производственные факты/вопросы.
Ставит цели в области обучения и профессионального развития, рефлектирует и несет за них ответственность.
5- й уровень
Обладает интегрированными начальными профессиональными знаниями в области обучения или
интегрированными знаниями в профессиональной области, которые включают в себя также глубокие профессиональные теоретические знания. Знает объем и границы образовательной области и области трудовой деятельности.
6- й уровень
Обладает широкими и интегрированными знаниями о научных принципах, практическом применении научных знаний, при этом критически воспринимает имеющиеся теории и методы (соответствует Ступени 1 {бакалавр} рамки квалификаций высшего образования Германии).
Или
обладает широкими интегрированными профессиональными знаниями, включающими актуальные тренды, знания для дальнейшего развития научной области.
Или
имеет собственное профессиональное поле деятельности. Обладает общими знаниями о смежных областях.
Обладает очень широким спектром специализированных когнитивных и практических умений. Стратегически/масштабно планирует рабочие процессы и оценивает их, в том числе используя альтернативные варианты способов действия и взаимодействия на стыке областей.
Владеет большим спектром методов для решения комплексных проблем в одной из научных областей (соответствует Ступени 1 {бакалавр} рамки квалификаций высшего образования Германии).
Или
имеет собственное поле профессиональной деятельности. Разрабатывает новые решения и оценивает их с учетом различных норм/стандартов, в том числе в ситуации меняющихся требований.
Планирует и проектирует трудовые процессы в разнородных группах, оказывает всестороннюю консультационную поддержку, представляет междисциплинарные комплексные факты/вопро-сы структурировано, целенаправленно и адресно. Учитывает интересы и потребности участников.
Рефлексирует, оценивает, отслеживает собственные и чужие образовательные и профессиональные цели, а также несет ответственность за последствия рабочего процесса в команде.
Работает ответственно в составе экспертных групп.
Или
управляет ответственно группой или организацией, профессиональным развитием других и стремится предотвратить возникновение проблем в команде. Аргументированно формулирует комплексные профессиональные проблемы и их решения, планирует совместную работу.
Определяет цели образовательного и трудового процессов, рефлексирует и оценивает их. Организует образовательный и трудовой процессы самостоятельно и на устойчивой долгосрочной основе.
Окончание таблицы на следующей странице
Innovation_technology.indd 79
Ф
05.03.2015
Ф
13:29:09
ф
80
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2015
Ф
Таблица 2. Окончание
7-й уровень
Обладает комплексными, глубокими, специализированными новейшими знаниями в научной области (соответствует Ступени 2 {магистр} рамки квалификаций высшего образования).
Или
обладает комплексными профессиональными знаниями в стратегически ориентированном профессиональном поле деятельности. Обладает широкими знаниями в смежных областях.
Владеет концептуальными (когнитивными и познавательными) умениями для решения задач, в том числе стратегических, в научной области (соответствует Ступени 2 {магистр} рамки квалификаций высшего образования).
Или
в профессиональном поле деятельности предлагает альтернативные решения на основе неполной информации. Разрабатывает новые идеи и методики или модели процессов, применяет и оценивает их с использованием различных критериев.
Ответственно руководит группой или организацией при решении комплексных задач и может представить результаты работы. Способствует профессиональному развитию других. Проводит содержательные дискуссии в рамках своей области деятельности.
Определяет цели для новых практико-ориентированных и теоретических задач, оценивая их потенциальные общественные, экономические и культурные влияния/риски. Используя соответствующие задачам средства, самостоятельно осуществляет поиск новых знаний.
8-й уровень
Обладает комплексными специализированными, системными знаниями о методах и способах исследования, которые используются в данной предметной области, и содействует распространению знаний о методах исследования в данной профессиональной области (соответствует Ступени 3 {доктор} рамки квалификаций высшего образования).
Или
обладает комплексными профессиональными знаниями в стратегически и инновационно-организованном профессиональном поле деятельности. Обладает соответствующими знаниями в смежных областях.
Обладает комплексными умениями для идентификации и решения новых проблем исследовательского или инновационного характера в специализированной научной области (соответствует Ступени 3 {доктор} рамки квалификаций высшего образования) или
в области профессиональной деятельности.
Проектирует, реализует, управляет, рефлектирует и оценивает инновационные процессы, в том числе междисциплинарного характера. Оценивает новые идеи и методы.
Ответственно управляет организациями и группами при решении комплексных (т.е. междисциплинарных) задач, при этом активизирует их потенциал.
Оказывает целевую долговременную поддержку профессиональному развитию других. Управляет междисциплинарными дискуссиями в профессиональной области и при обсуждении специализированной области вносит инновационные предложения, в том числе и в международном.
Определяет цели новых комплексных исследовательских и практикоориентированных задач, оценивая их возможные/ потенциальные общественные, экономические и культурные последствия, выбирает адекватные средства, разрабатывает новые идеи и процессы.
3- й уровень DQR — наличие компетенций для самостоятельного выполнения профессиональных требований в частично управляемой открытой и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности.
4- й уровень представлен компетенциями для самостоятельного планирования и выполнения профессиональных задач в динамичной, изменяющейся области обучения и/ или трудовой деятельности.
На 5-м уровне DQR к предыдущим знаниям, умениям и навыкам добавляются компетенции для самостоятельного планирования и решения комплексных профессиональных задач в специализированной динамичной области обучения или профессиональной деятельности.
6- й уровень DQR предполагает владение компетенциями для планирования, решения и оценки комплексных профессиональных задач и проблем, а также для самостоя-тельного/автономного управления процессами в отдельных направлениях научной области и/или в области профессиональной деятельности. Структура описания такой деятельности характеризуется сложными и частыми изменениями.
7- й уровень требует наличия компетенций для разработки новых комплексных задач и проблем, автономного/само-стоятельного управления процессами в научной области и/
или в стратегически ориентированной области профессиональной деятельности, где происходят частые и непредвиденные изменения.
На высшем (8-м) уровне DQR необходимы компетенции для формирования исследовательских знаний в научной области и/или для разработки инновационных решений и методов в области профессиональной деятельности.
Приведенные выше дескрипторы DQR показывают, что в ней учтены:
► задачи обучения в течение всей жизни;
► растущее многообразие траекторий и результатов обучения;
► возможность доступа к высшему образованию для выпускников дуальной системы и тех граждан, которые сначала выбрали для себя неакадемическое образование;
► иерархию компетенций с точки зрения результатов обучения, значимых для социальных партнеров.
Опыт Германии — яркий пример, когда роль национальной рамки квалификаций не ограничивается ее формальным утверждением, а является мощным средством модернизации всей системы образования и важнейшим фактором усиления взаимодействия субъектов сферы образования и рынка труда.
Литература
1. Аксенова Н.М., Муравьева А.А., Олей- международная интеграция и сотруд-
никова О.Н. Интернационализация, ничество в области профессиональ-
ного образования и обучения. М.: Логос, 2014.
Innovation_technology.indd 80
Ф
05.03.2015
Ф
13:29:09
$
Разработка национальной рамки квалификаций Германии в контексте стратегии обучения в течение всей жизни 81
2. Аксенова Н.М. Международный опыт разработки национальных систем квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5. С. 23-33.
3. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013.
№ 7. С. 17-28.
4. Есенина Е.Ю. Национальная рамка квалификаций (международный опыт использования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 14-20.
5. Зайцева Е.Г. Особенности формирования новых федеральных государственных стандартов профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 14-18.
6. Золотарева Н.М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5. C. 14-23.
7. Зяблюк Р.Т. Национальные традиции в общеевропейском образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 57-63.
8. ЛейбовичА.Н. Методология и политика разработки и применения на-
циональной системы квалификаций // Образование и наука. 2012. № 4.
С. 16-25.
9. Морозова Г.А. Основные подходы к разработке национальной рамки квалификаций Германии в контексте стратегии обучения в течение всей жизни // Образование и наука. 2014. № 5. С. 67-82.
10. Муравьева А.А. Международный опыт формирования национальной системы квалификаций // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 62-69.
11. Муравьева А.А. Управление системой квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5. C. 82-93.
12. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Болонский процесс и проблемы регионального вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-2. С. 32-36.
13. Новикова Т.Г. Финский опыт реализации профессионального образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С. 72-78.
14. Олейникова О.Н. Предпосылки формирования и назначение национальной системы квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5.
С. 4-14.
15. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров высшего образования. Берлин, 19 сентября 2003 года. [Электрон.ресурс] URL: http://www.russia.edu.ru/infor-mation/legal/law/inter/berlin/ (дата обращения: 15.01.2014).
16. ЧепуринаМ.А. Международно-политические проблемы в развитии общеевропейского образовательного пространства // Вестник МГИМО. 2012. № 2. С. 251-256.
17. Deutscher Qualiikationsrahmen fur lebenslanges Lernen verabschiedet vom Arbeitskreis Deutscher Qualiikationsrahmen (AK DQR) am 22. Marz 2011. URL: http://www.deutscherqualifika-tionsrahmen.de (Zeitpunkt der Behand-lung: 15.01.2014).
18. Bildungssystem in Deuschland. URL: http://de.academic.ru/dic.nsf/dewi-ki/171291 (date of appeal: 15.01.2014).
19. Deutsches Bildungssystem. URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/ File:Deutsches_Bildungssystem-quer. svg (date of appeal: 15.01.2014).
20. German System of Education. URL: http://www.pro-rector.ru/default. aspx?did=290 (date of appeal: 15.01.2014).
#
#
Журнал научно-прикладных исследований «Инновационные проекты и программы в образовании» публикует статьи, содержащие результаты оригинальных исследований в области общей педагогики (в том числе методологии и теории исследования организации и управления образования), истории педагогики, психологических, социологических и культурологических исследований в области образования, философии образования, теории и методики профессионального образования, частных методик педагогической деятельности с применением интернет-технологий, описывающие передовой педагогический опыт, нуждающийся в диссеминации.
Издание — рецензируемое. Это означает, что каждая статья, принимаемая редакцией, если она соответствует тематике журнала и удовлетворяет техническим требованиям, изложенным в правилах для авторов, направляется на рецензию экспертам.
РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРУ
► Рекомендуем Вам в начале текста статьи одним-двумя абзацами обозначить объективно существующую актуальную проблему, в рамках разрешения которой Вы проводите исследование. Не следует приводить долгих рассуждений и пересказов на общие темы, с которыми читатель может познакомиться и вне рамок Вашей статьи. Старайтесь как можно быстрее переходить к сути Вашего сообщения, т.е. к тому, что никто, кроме Вас, с Вашей точки зрения, сообщить не может.
► Далее, четко обозначьте цель своего конкретного исследования, увязав его с проблемой. Если Вы пишете статью по результатам всего своего диссертационного исследования, то очевидно, Вы должны в качестве цели обозначить цель диссертационного исследования. Но, если Вы собираетесь отразить в статье лишь часть всей работы, Вам надлежит выч-
05.03.2015 13:29:09
Innovation_technology.indd 81