ferentsiia «Gumanitarnoe i estestvenno-nauchnoe obrazovanie». [XV Conference «Education in the humanities and natural sciences»]. Р. 128-134. Available at: http://mce.su/rus/archive/abslracls/ mce15/secl287/. (In Russian)
9. Oleinikova O. N., Murav'eva A. A. i dr. Modul'nye tekhnologii: proektirovanie i razrabotka obrazovatel'nykh programm. [Module technologies: projection and development of educational programs]. Moscow: Alpha-M, 2010. 256 p. (In Russian)
10. Oleynikova O. N., Muravyova A. A., Coles M. Printsipy i prot-sedury razrabotki natsional'noi ramki kvalifikatsii. [Principles and procedures of development of national qualifications framework]. Moscow: Centre for VET Studies, 2006. 160 p. (In Russian)
11. Problemy podbora IT-spetsialistov. [Problems of IT personnel selection]. Available at: http://hr-hunler.com/lib/praclicum/60. (In Russian)
12. Osobennosti povedeniia sotrudnikov IT v sovremennykh or-ganizatsiiakh. [Peculiarities of IT staff behavior in modern organizations]. Available at: http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/ element.php? ID=1873. (In Russian)
13. Romanov N. S. Razvitie rynka truda v usloviiakh informat-sionnoi ekonomiki. [Development of labour market in conditions of information economy]. Cand. Diss. Saratov. 2007. 25 p. (In Russian)
УДК 37.001.76
Г. А. Морозова
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ
Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем сфер занятости трудоспособных граждан и современного профессионального образования - созданию национальной рамки квалификаций. Разработка и внедрение таких рамок квалификаций проводятся сейчас не в одной сотне стран, что обусловлено формированием постиндустриального общества и мировыми экономическими процессами ин-
тернационализации и международной интеграции, диктующими необходимость активизации мобильности трудовых ресурсов, а значит, упорядочения, прозрачности и сопоставимости их квалификационных характеристик. Анализируется опыт Германии - наиболее яркий пример, когда роль национальной рамки квалификаций не ограничивается ее формальным утверждением, а является мощным средством модернизации всей системы образования и важнейшим фактором усиления взаимодействия субъектов сферы образования и рынка труда. Рассмотрена структура немецкой рамки квалификаций (DQR), в которой учтены рекомендации Европейского Парламента и особенности четырехуровневой системы образования страны. Показаны предложенные «Ассоциацией по разработке рамки квалификаций Германии» («Arbeitskreis Deutscher Qualifikationsrahmen») механизмы обеспечения сопоставимости немецких и других европейских квалификаций. Описаны восемь уровней DQR и их дескрипторы.
Автор надеется, что представленный опыт Германии по осуществлению максимально полной классификации и систематизации квалификаций будет полезен для российских специалистов.
Ключевые слова: рамка квалификаций Германии (DQR), структура требований, сопоставимость квалификаций, дескрипторы уровней квалификаций, компетенции.
Morozova Galina A.
PRINCIPAL APPROACHES TO DEVELOPING THE NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK IN GERMANY IN THE CONTEXT OF LIFELONG LEARNING
Abstract. The paper gives an overview of the education system in Germany and explores the structure of National Qualifications Framework, developed in compliance with the Recommendations of the European Parliament and Council, and reflecting the specificity of the four-level educational structure. The author regards it as an effective means for educational system modernization and interaction with the labor market. Additionally, the research demonstrates the mechanisms, put forward by the Association for Developing the German Qualifications Framework to guarantee the compatibility and comparability of German and European qualifications; it also denotes the eight levels of German National Qualifications Framework along with their descriptors.
The author believes that German experience of classification and sys-tematization of qualifications in question can be used by Russian specialists.
Keywords: German National Qualifications Framework, structure of descriptors, comparability, level descriptors.
В настоящее время разработка и внедрение национальных рамок квалификаций ведутся не в одной сотне стран. Их создание ускоряют происходящие в мире экономические процессы. Отсутствие единых подходов к описанию квалификаций профессионального образования и обучения тормозит перемещение трудовых ресурсов на региональных и международных рынках труда и, следовательно, препятствует экономическому развитию государств, не получающих в оперативном режиме и достаточном количестве нужные квалифицированные человеческие ресурсы.
В этой связи в сфере образования в Европе активно осуществляются интеграционные процессы, известные как Копенгагенский процесс в профессиональном образовании довузовского уровня и Болонский процесс в высшем образовании. Оба процесса направлены на формирование общеевропейского образовательного пространства. Вместе с тем каждая страна стремится к сохранению собственных традиций образования и самобытности. Как отмечают эксперты в области изучения процессов интернационализации и мировой интеграции, не только у каждого государства, но даже у каждого учебного заведения есть собственные причины участвовать в международном сотрудничестве. Для определения рациональной национальной политики и обоснованного участия европейских партеров в этом сотрудничестве нужно понимать собственные цели и задачи развития, иметь представления о различных факторах, влияющих на него, о современных тенденциях и ожидаемых результатах [1].
Предметом нашего рассмотрения нашей статьи является опыт разработки национальной рамки квалификаций в Германии. Мы проанализировали структуру данной рамки, ее ключевые понятия, уровни и их дескрипторы.
Рамка квалификаций Германии (далее - DQR) охватывает все квалификации немецкой системы образования в контексте обучения в течение всей жизни. В процессе разработки DQR учитывались особенности образования, сложившиеся в стране, и выявлялись механизмы сопоставимости внутригосударственных квалификаций с внешними, имеющимися в ЕС.
Целью создания DQR стало повышение прозрачности квалификаций за счет их описания на основе результатов обучения
(«Outcome-Orientierung»), направленное на активизацию мобильности студентов и преподавателей как в самой Германии, так и за ее пределами для предоставления субъектам образования оптимальных возможностей профессиональной самореализации. Кроме того, рамка должна быьла помочь людям, потерявшим работу или не имеющим формальные квалификаций, сориентироваться в вопросах обучения или переобучения для обретения либо восстановления конкурентоспособности на рынке труда.
Утверждению DQR предшествовал длительныш процесс ее оформления. В октябре 2006 г. Федеральное министерство образования и научныгх исследований (BMBF) и Конференция министерств образования и культуры федеральный земель (КМК) приняли решение о совместной разработке национальной рамки квалификаций для обучения в течение всей жизни. Отправной точкой для принятия данного решения послужила Рекомендация Европейского Парламента и Совета об утверждении Европейский рамки квалификаций (далее - ЕРК) от 23 апреля 2008 г. В этом документе быьло указано на то, что общая референциальная рамка должна служить своеобразным «переходником» между квалификациями различные национальныгх систем образования. При этом каждый уровень квалификаций может и должен достигаться разными путями - образовательными траекториями. Таким образом, упомянутая Рекомендация способствовала более широким целям продвижения обучения в течение всей жизни и расширению возможностей трудоустройства, мобильности и адаптации на рышке труда различныгх категорий граждан.
Для создания DQR быьла учреждена «Координационная группа федеральных земель по разработке национальной рамки квалификаций Германии», в которую вошли представители системы общего, высшего и профессионального образования, социальные партнеров и экспертного сообщества. К разработке быми привлечены также отраслевые министры из федерального правительства и правительств федеральные земель. В феврале 2009 г. «Ассоциацией по разработке рамки квалификаций Германии» («Arbeitskreis Deutscher Qualiikationsrahmen AK DQR») на широкое обсуждение быьл представлен проект, включающий в себя пояснительную записку, структуру рамки и глоссарий. Апробация проекта состоялась в мае 2009 г., по ее результатам рамка быьла доработана.
Немецкая система образования и необходимость
национальной рамки квалификаций Германии
С помощью DQR впервые была осуществлена систематизация и классификация всего многообразия квалификаций, действующих в Германии и присуждаемых во всех сегментах системы образования.
Как известно, немецкая система образования состоит из четырех ступеней [3, 4, 5]. Дошкольный сектор до сих пор не входит в ее состав, хотя некоторые федеральные земли уже внесли изменения в соответствующие законы. За периодом дошкольного обучения следует обязательное обучение в начальной школе (Grundschule), которая считается первой ступенью образования и охватывает 1-4-й классы (1-6-й - в Берлине и Бранденбурге).
Вторая ступень (Sekundarstufe I) является первым уровнем среднего образования. Средние школы в Германии делятся на несколько типов: гимназия, реальная школа, основная школа, профессиональная школа, объединенная школа.
Следующая ступень (Sekundarstufe II) - второй уровень среднего образования - это старшие классы школы. Здесь реализуются как общеобразовательные программы, так и программы профессионального образования, включающие программы дуального профобучения. Всего имеется девять типов программ, реализующих различные цели и задачи.
Далее следует ступень высшей школы ФРГ, представленная в данный момент примерно четырьмя сотнями высших учебных заведений [4], которые способны удовлетворить потребности каждого студента. Основные задачи вузов Германии - создание возможностей для научной деятельности, фундаментальных и прикладных исследований, передачи новых знаний и умений в изучении и обучении, а также присуждение ученых степеней. Имеется несколько типов немецких высших учебных заведений:
• Hochschule - это, как правило, вуз гуманитарной направленности;
• Fachhochschule - институт прикладных наук или высшая профессиональная школа, особенность которых - тесная связь между теорией и практикой: все программы предполагают два обя-
зательны1х практических семестра. По статистическим данным, четверть студентов поступает именно в Fachhochschule;
• Universitaet - университет, где может реализовываться большое количество программ различных предметные областей (до 400). Студенты занимаются чисто научной деятельностью -фундаментальными и прикладными исследованиями. В случае успешного завершения определенные учебные циклов в университетах обучающимся присваиваются дипломы (Diplom), степени магистра (Magister) и доктора наук (Doktor), звание доцента/профессора (Habilitationrecht), а также может вручаться сертификат, дающий право преподавать в вузе [5].
Есть также ряд специализированные высших учебных заведений, например: педагогические училища, теологические школы1, художественные и художественно-музыжалыные школы, школы кинематографии и т. д.
Все формы непрерывного образования в Германии объединяет сектор Quartärbereich [4].
Ввиду многообразия, разветвленности и сложности немецкой системы образования создание национальной рамки квалификаций Германии быьло жизненно необходимо.
Структура национальной рамки квалификаций
Германии
DQR включает восемь уровней. Их дескрипторы отражают как профессиональные, так и личностные компетенции, обеспечивающие систематизацию квалификаций общего, высшего и профессионального образования. Компетенции исходя из сложности соотносятся с уровнями квалификаций, присваиваемыми на основе формальных результатов обучения. В ходе процесса оценивания и валидации (признания) компетентные учреждения устанавливают, насколько индивидуальные результаты соответствуют действующим стандартам.
Компетенции являются центральным понятием в DQR и трактуются как способность и готовность человека использовать в единстве свои знания и умения - личностные, социальные и методические, а также вести себя ответственно и в качестве представителя социума, и как индивидууму, т. е. компетенции выступают ком-
плексной поведенческой характеристикой, свидетельствующей о том, что обучающийся знает, понимает и в состоянии делать после завершения обучения.
Компетенции на каждом из восьми уровней БОИ представлены набором дескрипторов. Дескриптор - это общее, не связанное с конкретными видами и формами образования утверждение о знаниях, умениях и иных характеристиках, которыми необходимо обладать по окончании обучения. Предполагается, что ранжирование и присвоение квалификаций на основе рамочных требований к ним позволит в полной мере реализовать принцип - неважно, где ты учился, важно, что ты умеешь.
В дескрипторах Национальной рамки квалификаций Германии различается две категории компетенций - профессиональные и личностные. Первые охватывают знания, умения/способности и готовность решать текущие и нестандартные рабочие задачи и проблемы, методически сопровождать и оценивать результат деятельности. Вторые включают в себя социальные компетенции и автономность. В целом и те, и другие измеряют способность и готовность к самостоятельной и ответственной организации собственной жизни в социальном, культурном и профессиональном контекстах.
БОИ имеет структуру таблицы, разделенной на четыре столбца, и поэтому получила соответствующее название (табл. 1).
Таблица 1
Структура четырех столбцов
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения/ способность Социальная компетенция Автономия
Глубина и широта Инструментальные, системные и экспертные умения Командные/лидерские умения, активное участие в коллективной работе и коммуникативные умения Самостоятельность / ответственность, рефлексия и умение учиться
Составляющие профессиональных компетенций характеризуются следующим образом:
• качество знаний - их объемом, глубиной и широтой;
• инструментальные умения - готовностью применять на практике идеи, теории, методы, технологии, оборудование;
• системные умения - способностью к генерированию нового знания;
• экспертные умения - способностью сопоставлять образовательный или рабочий процессы и их результаты с соответствующими критериями/эталонами и производить их оценку.
Знания, инструментальные, системные и экспертные умения в совокупности позволяют с определенной степенью адекватности оценивать ситуацию и, отталкиваясь от этого, осуществлять надлежащие действия, решать различные, в том числе нетипичные, сложные проблемы.
Социальные компетенции служат показателями умений работать в команде и лидерских качеств, демонстрируют меру активности и качества осуществления коммуникаций. Иначе говоря, социальная компетенция - способность и готовность целенаправленно работать с другими людьми, учитывать их интересы, социальное положение, рационально, разумно и ответственно взаимодействовать, формируя рабочее и жизненное пространство.
Автономия раскрывается через понятия независимости, ответственности, рефлексии и способности к обучению и обозначает умения / способности и стремление самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях.
Ниже подробнее описаны структура национальной рамки квалификаций Германии и дескрипторы ее уровней [3]. Описание основано на принципе «поглощения»: каждый последующий, более высокий уровень квалификации автоматически включает в себя (поглощает) все характеристики предшествующего, более низкого.
DQR совместима с рамкой квалификаций немецкого высшего образования. Уровни 6, 7, 8 коррелируют, соответственно, с уровнями бакалавра (первый цикл высшего образования), магистра (второй цикл ВО) и доктора наук (третий цикл).
Описание уровней немецкой Национальной рамки
квалификаций
1-й уровень DQR предполагает наличие компетенций для выполнения простых заданий в управляемой, стабильной и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности, выполнение заданий под контролем (табл. 2).
Таблица 2
Дескрипторы 1-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
Обладает элементарными общеобразовательными знаниями. Имеет первичные представления об области обучения или трудовой деятельности Обладает когнитивными и практическими умениями для выполнения заданий по заранее установленным правилам и оценке его результатов. Выделяет элементарные взаимосвязи Работает и учится в коллективе. Получает информацию из письменных и устных источников, обменивается ею Учится и работает под контролем. Оценивает собственные действия и действия других, учитывает рекомендации и советы
2-му уровню БОИ соответствуют компетенции для надлежащего исполнения основных требований в управляемой, стабильной и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности, выполнение задач под контролем (табл. 3).
Таблица 3
Дескрипторы 2-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
Обладает элементарными общеобразовательными знаниями. Обладает базовыми общеобразовательными знаниями и начальными профессиональными знаниями в области обучения или трудовой деятельности Обладает базовыми когнитивными и практическими умениями для выполнения заданий в учебной и трудовой области, оценивает их результативность по соответствующим нормам / стандартам и устанавливает взаимосвязи Работает в группе. Принимает и высказывает общие рекомендации, предложения, советы. В устной и письменной коммуникации действует адекватно ситуации Ответственно учится или работает в знакомых и стабильных условиях, в основном под руководством. Оценивает собственные действия и действия других. Использует предписанные учебные пособия и обращается за советом к наставнику
3-й уровень БОИ - наличие компетенций для самостоятельного выполнения профессиональных требований в частично управляемой открытой и структурированной сфере обучения или трудовой деятельности (табл. 4).
Таблица 4
Дескрипторы 3-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции
Личностные компетенции
Знания
Умения
Социальная компетенция
Автономия
Обладает расширенными общеобразовательными знаниями или расширенными профессиональными знаниями в области обучения или трудовой деятельности
Обладает спектром когнитивных и практических умений для планирования и выполнения простых профессиональных задач в области обучения и профессиональной деятельности. Оценивает результаты по заданным нормам / стандартам. Осуществляет элементарный / ограниченный перенос результатов
Сотрудничает в группе и оказывает ситуативную поддержку. Способствует формированию учебной и рабочей среды, представляет / оформляет процессы, адресно представляет результаты
Самостоятельно и ответственно работает и обучается в малознакомых условиях. Оценивает собственные действия и действия других. Обращается за советом (к наставнику). Выбирает различные средства для обучения
4-й уровень представлен компетенциями для самостоятельного планирования и выполнения профессиональных задач в динамичной, изменяющейся области обучения и / или трудовой деятельности (табл. 5).
На 5-м уровне БОИ к предыдущим знаниям, умениям и навыкам добавляются компетенции для самостоятельного планирования и решения комплексных профессиональных задач в специализированной динамичной области обучения или профессиональной деятельности (табл. 6).
Таблица 5
Дескрипторы 4-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Социальная компетенция
Знания Умения Автономия
Обладает глубо- Обладает широ- Способствует Ставит цели
кими общеобра- ким спектром работе в группе в области обуче-
зовательными когнитивных и ее учебной ния и професси-
знаниями или и практических и рабочей обста- онального разви-
начальными умений, кото- новке, оказыва- тия, рефлекти-
профессиональ- рый способству- ет постоянную рует и несет за
ными теорети- ет самостоятель- поддержку. них ответствен-
ческими знани- ному решению Обосновывает ность
ями в образова- задач и проблем, процессы и ре-
тельной области а также оценке зультаты. Всес-
или в области результатов торонне обсуж-
трудовой де- и процессов, дает производ-
ятельности в том числе ис- ственные фак-
пользуя альтер- ты/вопросы
нативные вари-
анты действий
и взаимодей-
ствий на стыке
смежных облас-
тей / направле-
ний.
Осуществляет
перенос резуль-
татов
Таблица 6
Дескрипторы 5-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
1 2 3 4
Обладает интегрированными начальными профессиональными знаниями в области обучения или Обладает очень широким спектром специализированных когнитивных и практических умений. Стратегически / Планирует и проектирует трудовые процессы в разнородных группах, оказывает всестороннюю консультационную Рефлексирует, оценивает, отслеживает собственные и чужие образовательные и профессиональные цели, а также
1 2 3 4
интегрированными знаниями в профессиональной области, которые включают в себя также глубокие профессиональные теоретические знания. Знает объем и границы образовательной области и области трудовой деятельности масштабно планирует рабочие процессы и оценивает их, в том числе используя альтернативные варианты способов действия и взаимодействия на стыке областей поддержку, представляет междисциплинарные комплексные факты/вопросы структурировано, целенаправленно и адресно. Учитывает интересы и потребности участников несет ответственность за последствия рабочего процесса в команде
6-й уровень БОИ предполагает владение компетенциями для планирования, решения и оценки комплексных профессиональных задач и проблем, а также для самостоятельного/автономного управления процессами в отдельных направлениях научной области и/или в области профессиональной деятельности (табл. 7). Структура описания такой деятельности характеризуется сложными и частыми изменениями.
Таблица 7
Дескрипторы 6-го уровня БОК
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
1 2 3 4
Обладает широкими и интегрированными знаниями о научных принципах, практическом применении научных знаний, при этом критически воспринимает имеющиеся теории и методы (соответствует Ступени 1 [бакалавр] рамки квалификаций высшего образования Германии). Владеет большим спектром методов для решения комплексных проблем в одной из научных областей (соответствует Ступени 1 [бакалавр] рамки квалификаций высшего образования Германии). Или имеет собственное поле профессиональной деятельности. Работает ответственно в составе экспертных групп. Или управляет ответственно группой или организацией, профессиональным развитием других и стремится предотвратить возникновение проблем в команде. Аргументированно формулирует комплекс- Определяет цели образовательного и трудового процессов, рефлексирует и оценивает их. Организует образовательный и трудовой процессы самостоятельно и на устойчивой долгосрочной основе
1 2 3 4
Или обладает широкими интегрированными профессиональными знаниями, включающими актуальные тренды, знания для дальнейшего развития научной области. Или имеет собственное профессиональное поле деятельности. Обладает общими знаниями о смежных областях Разрабатывает новые решения и оценивает их с учетом различных норм/стандартов, в том числе в ситуации меняющихся требований ные профессиональные проблемы и их решения, планирует совместную работу
7-й уровень требует наличия компетенций для разработки новых комплексных задач и проблем, автономного / самостоятельного управления процессами в научной области и/или в стратегически ориентированной области профессиональной деятельности, где происходят частые и непредвиденные изменения (табл. 8).
Таблица 8
Дескрипторы 7-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
1 2 3 4
Обладает комплексными, глубокими, специализированными новейшими знаниями в научной области (соответствует Ступени 2 [магистр] рамки квалификаций высшего образования). Или обладает комплексными профессиональными знаниями в стратегически ори- Владеет концептуальными (когнитивными и познавательными) умениями для решения задач, в том числе стратегических, в научной области (соответствует Ступени 2 [мастер] рамки квалификаций высшего образования). Или в профессиональном поле деятельности предлагает альтерна- Ответственно руководит группой или организацией при решении комплексных задач и может представить результаты работы. Способствует профессиональному развитию других. Проводит содержательные дискуссии в рамках своей области деятельности Определяет цели для новых практико-ори-ентированных и теоретических задач, оценивая их потенциальные общественные, экономические и культурные влияния/риски. Используя соответствующие задачам средства, самостоятельно осуществляет поиск новых знаний
1 2 3 4
енттированном профессиональном поле деятельности. Обладает широкими знаниями в смежных областях тивные решения на основе неполной информации. Разрабатывает новые идеи и методики или модели процессов, применяет и оценивает их с использованием различных критериев
На высшем (8-м) уровне БОИ необходимы компетенции для формирования исследовательских знаний в научной области и / или для разработки инновационных решений и методов в области профессиональной деятельности (табл. 9).
Таблица 9
Дескрипторы 8-го уровня БОИ
Профессиональные компетенции Личностные компетенции
Знания Умения Социальная компетенция Автономия
1 2 3 4
Обладает комплексными специализированными, системными знаниями о методах и способах исследования, которые используются в данной предметной области, и содействует распространению знаний о методах исследования в данной профессиональной области (соответствует Ступени 3 [доктор] рамки квалификаций высшего образования). Или обладает комплексными профессиональными знаниями в стратегически и ин- Обладает комплексными умениями для идентификации и решения новых проблем исследовательского или инновационного характера в специализированной научной области (соответствует Ступени 3 [доктор] рамки квалификаций высшего образования) или в области профессиональной деятельности Проектирует, реализует, управляет, рефлектирует и оценивает инновационные процессы, в том числе междисциплинарного характера.. Оце- Ответственно управляет организациями и группами при решении комплексных (т. е. междисциплинарных) задач, при этом активизирует их потенциал. Оказывает целевую долговременную поддержку профессиональному развитию других. Управляет междисциплинарными дискуссиями в профессиональной области и при обсуждении специализированной области вносит инновационные предложения, в том числе и в международном Определяет цели новых комплексных исследовательских и практико-ориенти-рованных задач, оценивая их возможные/потенциальные общественные, экономические и культурные последствия, выбирает адекватные средства, разрабатывает новые идеи и процессы
1 2 3 4
новационно-органи-зованном профессиональном поле деятельности. Обладает соответствующими знаниями в смежных областях нивает новые идеи и методы
Приведенные выше дескрипторы DQR показывают, что в ней учтены:
• задачи обучения в течение всей жизни;
• растущее многообразие траекторий и результатов обучения;
• возможность доступа к высшему образованию для выпускников дуальной системы и тех граждан, которые сначала выбрали для себя неакадемическое образование;
• иерархию компетенций с точки зрения результатов обучения, значимых для социальных партнеров.
Опыт Германии - яркий пример, когда роль национальной рамки квалификаций не ограничивается ее формальным утверждением, а является мощным средством модернизации всей системы образования и важнейшим фактором усиления взаимодействия субъектов сферы образования и рынка труда.
Литература
1. Аксенова Н. М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Москва: Логос, 2014. 120 с.
2. Deutscher Qualiikationsrahmen für lebenslanges Lernen verabschiedet vom Arbeitskreis Deutscher Qualiikationsrahmen (AK DQR) am 22. März 2011. http://www.deutscherqualiiikationsrahmen.de.
3. Bildungssystem in Deuschland. Available at: http://de.academic.ru/ dic.nsf/dewiki/171291
4. Deutsches Bildungssystem. Available at: http://commons. wikimedia.org/ wiki/File: Deutsches_Bildungssystem-quer.svg.
5. Система образования в Германии. Available at: http: / / www.pro-rector.ru/default.aspx? did=290.
References
1. Aksenova N. M., Murav'eva A. A., Oleinikova O. N Internatsion-alizatsiia, mezhdunarodnaia integratsiia i sotrudnichestvo v oblasti pro-fessional'nogo obrazovaniia i obucheniia. [Internationalization, International Integration and Cooperation in the field of Vocational Education and Training]. Moscow: Logos, 2014. 120 p. (In Russian)
2. Deutscher Qualiikationsrahmen für lebenslanges Lernen verabschiedet vom Arbeitskreis Deutscher Qualiikationsrahmen (AK DQR) am 22 März 2011. Available at: http://www.deutscherqualiiikationsrahmen.de/
3. Bildungssystem in Deuschland. Available at: http://de.academic.ru/ dic.nsf/dewiki /171291
4. Deutsches Bildungssystem. Available at: http://commons.wikimedia.org^/ wiki/File: Deutsches_Bildungssystem-quer.svg.
5. German System of Education. Available at: http://www.pro-rector.ru/default. aspx? did=290.
УДК 377
А. А. Муравьева УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ КВАЛИФИКАЦИЙ1
Аннотация. В статье в контексте международной практики рассматриваются аспекты управления системами квалификаций, призванными обеспечивать баланс спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг. Описаны объекты и механизмы такого управления. Подробно представлены содержание деятельности и сфера полномочий различных институциональных структур, осуществляющих регулирование квалификаций. Особое внимание уделяется отраслевому принципу управления системами квалификаций, который доказал свою эффективность как на уровне национальных государств, так и на общеевропейском уровне. Эти структуры изначально формировались в отдельных странах регулирования качества квалификаций и обеспечения их сопоставимости, что крайне важно в ситуации экономической глобализации и развития трудовой и академической мобильности. Особо подчеркивается роль министерств труда и образования в регулировании и поддержании устойчивости системы квалификаций. В качестве примера продуктивной деятельности отраслевых советов как инструментов непрерывного со-
1 Статья публикуется в авторской редакции. 82 Образование и наука. 2014. № 5 (114)