PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF TULA STATE UNIVERSITY,
AND THE DYNAMICS OF PARAMETERS DEPENDING ON THE LEVEL OF HEALTH
H.M. Ljashenko
Modern habitat does not require daily physical exertion, so only the required classes in physical education in high school allow at least partial satisfaction of biological needs of a young body in motion. The existing practice of forming groups for physical training on nosological and not on the functional principle does not give teachers comprehensive information on available reserves of functional adaptation of the students, which reduces the quality of the educational process.
Key words: students, blood pressure, motor tests, improving gymnastics.
Lyashenko Hristina Mikhaelovna, teacher, tinalya@rambler. ru, Russia, Tula, Tula state university
УДК 796.011.1
РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Р.С. Наговицын
Становление физической культуры личности обучающихся в педагогическом пространстве гуманитарного вуза на основе реализации национально-регионального компонента содержания обучения позволит решить одну из проблем, стоящих перед школой, а именно, сохранение и укрепление здоровья и физического развития подрастающего поколения через формирование физической культуры личности студента, способной полноценно и разносторонне осуществлять будущую профессиональную деятельность.
Ключевые слова: национально-региональный компонент содержания обучения, физическая культура личности студента.
Переход общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека, объективно требует принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала. Речь идет не о каких-то поправках, не о внесении чего-то нового, а о преобразовании образования, о формировании новых принципов, условий, форм его
организации - предметно-содержательных, структурных, смысловых. Так, одной из важнейших линий выступает необходимость внесения принципиальных изменений в сложившееся его содержание, которое во многих случаях оказывается невостребованным как в школьной, так и в послешкольной жизни детей [11].
Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки и физкультурной деятельности будущих специалистов на основе инновационных технологий. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.
Совершенствование физической культуры личности обучающихся в педагогическом пространстве гуманитарного вуза на основе реализации национально-регионального компонента содержания обучения позволит решить одну из проблем, стоящих перед школой, а именно формирование физической культуры личности студента, способной полноценно и разносторонне осуществлять будущую профессиональную деятельность.
Национально-региональный компонент содержания образования в последнее время занимает значительное место в исследованиях проблемы совершенствования педагогических систем (Бойцов Б.В., Буторина Т.С., Даринский А.В., Кряквана Т.Ф., Крянев Ю.В.) [6, 8], в том числе в Удмуртской республике (Владыкин В.Е., Хотинец В.Ю., Христолюбова Л.С., Шкляев Г.К.) [2, 12, 14], а именно, в поиске подходов к повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
На основе изучения научно-методической литературы по внедрению национально-регионального компонента содержания обучения в образовательно-воспитательный процесс учебных заведений Удмуртской республики и Республики Татарстан и анализа понимания его содержательных основ педагогическими работниками [1, 3, 4, 7, 13] в работе выявлено:
- в реализации национально-регионального компонента содержания обучения в учебных заведениях Республики Татарстан педагогическими работниками и руководством образовательных учреждений сделан акцент на разработку национальной составляющей национально-регионального компонента, что в свою очередь позволяет более эффективно развивать национальное самосознание обучающихся;
- в организации национально-регионального компонента содержания обучения в учебных заведениях Удмуртской республики учителями и преподавателями уделяется существенное внимание реализации региональной составляющей и меньшее - национальной составляющей национально-регионального компонента, что в свою очередь позволяет менее эффективно развивать национальное самосознание обучающихся.
В связи с выявленными положениями в исследовании определена необходимость включения национально-регионального компонента содержания обучения на основе доминирования национальной составляющей в авторскую методику для эффективного формирования физической культуры личности будущих педагогов через возрождение национального самосознания и взаимосвязанных с ним факторов [1, 9, 12].
Под национально-региональным компонентом содержания обучения в нашем исследовании мы понимаем часть содержания образовательновоспитательного процесса в вузе, отражающую национальные и региональные особенности [10], а именно:
1. Истоки удмуртского энтогенеза и становление Удмуртской республики.
2. География и культура народов Удмуртии.
3. Важнейшие характеристики удмуртского этноса.
4. Современное состояние, задачи и перспективы удмуртской этнографии и региона, популяризация национального языка.
В рамках реализации методики формирования физической культуры личности студента разработаны научно-методические основы внедрения национально-регионального компонента содержания обучения в образовательно-воспитательный процесс гуманитарного вуза. Модель реализации национально-регионального компонента содержания обучения в контексте формирования физической культуры личности будущих педагогов показывает взаимосвязь содержания национальнорегионального компонента с формированием компонентов физической культуры личности студента (рисунок).
Содержание обучения
Истоки удмуртского энтогенеза и региона География и культура республики Важнейшие характеристики удмуртского этноса Современное состояние, задачи и перспективы удмуртской этнографии республики, популяризация национального языка
1 Г
Учебные дисциплины
Безопасность жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Возрастная анатомия, физиология и гигиена Физическая культура
Возрождение национального Эффективность Обогащение
самосознания физкультурной деятельности профессиональной
подготовки
Мотивационноэмоциональный компонент физической культуры личности Деятельностный компонент физической культуры личности Когнитивный компонент физической культуры личности
1 Г 1 г 1 Г
Формирование физической культуры личности будущих педагогов
Модель реализации национально-регионального компонента содержания обучения в контексте формирования физической
культуры личности
Внедрение национально-регионального компонента в содержание обучения учебных предметов «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» будет содействовать:
- возрождению у обучающихся национального самосознания;
- эффективности реализации физкультурной деятельности студентов;
- обогащению содержания профессиональной подготовки в вузе.
На основе разработки модели реализации национальнорегионального компонента определено содержание национальнорегионального компонента в контексте формирования физической
культуры личности будущих педагогов [2, 5, 9], реализованное на практике следующими основными обучающими теоретическими и практическими модулями:
1. Историческое влияние различных факторов на развитие физкультурной деятельности населения Удмуртской республики и удмуртского этноса.
2. Особенности физической подготовки удмуртов и народов региона в различные периоды истории.
3. Возрождение национального самосознания средствами допризывной физической подготовки обучающихся.
4. Антропологические и физиологические характеристики удмуртского этноса и народов, населяющих регион.
5. Психологические особенности удмуртского этноса и народов, населяющих регион.
6. Дифференциация видов спорта и физкультурной деятельности на основе учета особенностей студентов-удмуртов и обучающихся различных национальностей.
7. Развитие национальных видов физических упражнений, спортивных и подвижных игр.
8. Национальные и региональные праздники как важнейшее средство формирования осознанной потребности обучающихся в ведении физкультурного образа жизни.
9. Формирование патриотизма и гражданственности средствами физической культуры.
10. Региональные особенности в организации массовой физической культуры и культивировании здорового образа жизни подрастающей молодежи.
11. Изучение национального языка в рамках организации национальных физкультурных мероприятий.
12. Выдающиеся спортсмены Удмуртской республики.
Внедрение разработанного национально-регионального компонента
содержания обучения в образовательно-воспитательный процесс вуза через формирование компонентов физической культуры личности будущих педагогов обогатит профессиональную подготовку будущих педагогов.
Модернизация физкультурной деятельности будущих учителей в вузе, основанная на формировании физической культуры личности, содействует повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. В свою очередь разработка содержания физкультурнооздоровительной деятельности в вузе на основе нетрадиционных и инновационных подходов, таких как реализация национальнорегионального компонента содержания обучения, физкультурнооздоровительных систем физических упражнений с учетом национальных и региональных особенностей, обеспечат современные запросы и потребности молодежи.
Список литературы
1. Васильева Г.Н. История и перспективы развития национального образования в Удмуртской республике: дис. ...канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 187 с.
2. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: монография. Ижевск, 1991. 159 с.
3. Гафиятуллина Л.А. Этнокультурные традиции в повседневной культуре: на примере казанских татар: дис. .канд. филос. наук. Казань, 2005. 147 с.
4. Гизатуллина Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков: дис. .канд. пед. наук. Казань, 1999. 236 с.
5. Гришкина М. В. Удмурты. Ижевск: Удмуртия, 1994. 166 с.
6. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика, 1996. № 1. С. 18-20.
7. Закиров Р.З. Формирование этнической и культурной идентичности татар в XX веке: дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 2007. 544 с.
8. Кряквана Т.Ф. Проблемы взаимосвязи национальных культур и образования (философско-социологический аспект): автореф. .дис. д-ра филос. наук. Омск, 1995. 37 с.
9. Об этнической психологии удмуртов: сб. статей / сост. и отв. ред. Г.К. Шкляев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1998. 143 с.
10. Тотров В.Б. Национально-региональный компонент как фактор
повышения качества среднего образования: на примере
общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания: дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 164 с.
11. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Проблемы современного образования: доклад на общем собрании. 2012. № 6. С. 48-70.
12. Хотинец В.Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека (Методология, теория, эмпирика и педагогическая практика. На материале исследования коренных народов Западного Урала): дис. .д-ра психол. наук. Пермь, 2000. 413 с.
13. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни развития традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв. Казань: Гасыр, 2004. 640 с.
14. Шкляев Г.К. Очерки этнической психологии удмуртов: монография. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы. УрО РАН, 2003. 300 с.
Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
THE DEVELOPMENT OF NATIONAL AND REGIONAL COMPONETS TRAINING FOR FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENT PERSONALITY
R.S. Nagovitsyn
The formation of the physical training of the person enrolled in the pedagogical space liberal arts college on the basis of the implementation of the national-regional component of the training content will solve one of the problems facing the school, namely the preservation and promotion of health and physical development of the younger generation through the formation of physical education student's personality, able to fully and versatile implement future professional activity.
Key words: national- regional component of the training content, physical education student's personality.
Nagovicyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Head of Department, [email protected], Russia, Udmurtia, Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute the name of V.G. Korolenko
УДК 796.011
ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Л.А. Семенов
В статье на основе анализа программ по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в начальной школе определяется проблема критериев оценки итоговых результатов в дошкольном физическом воспитании, заключающаяся в отсутствии в настоящее время единых тестовых методик и нормативных требований. Обосновывается вывод о невозможности при таком положении определения «единых стартовых возможностей» детей, выпускающихся из ДОУ, и обеспечения преемственности между дошкольным и школьным физическим воспитанием.
Ключевые слова: дошкольное физическое воспитание, программа, физическая подготовленность, критерии оценки, итоговые показатели.
Ключевым положением принятых в последние годы Федеральных государственных требований (ФГТ) [4, 5] в сфере дошкольного
образования является обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе, создание «равных стартовых возможностей» для