Научная статья на тему 'Разработка направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг на основе модифицированной методики «ИКРТ» (на примере Иркутской области)'

Разработка направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг на основе модифицированной методики «ИКРТ» (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
региональный туризм / конкурентоспособность / конкурентоспособность туризма / оценка конкурентоспособности / туристские услуги / рынок туризма / повышение конкурентоспособности / regional tourism / competitiveness / tourism competitiveness / competitiveness assessment / tourist services / tourism market / competitiveness increase

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ласси Марина Юрьевна

Туризм становится одной из наиболее динамично развивающихся сфер национальной экономики России. Сопутствующим фактором данной тенденции является существенное усиление конкурентной борьбы среди региональных рынков туристских услуг, обостряющее необходимость повышения уровня их конкурентоспособности. В этой связи вопрос о разработке перспективных направлений повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг представляется наиболее актуальным. Целью настоящей статьи стала проверка возможности и целесообразности разработки направлений повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области с использованием положений методики «Индекс конкурентоспособности регионального туризма» (ИКРТ). Рабочей гипотезой статьи является положение о том, что методика «ИКРТ» является наиболее эффективным инструментом при разработке перспективных направлений развития и повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, поскольку позволяет оперативно и качественно осуществлять расчет уровня конкурентоспособности по каждому отдельному элементу за счет универсального характера используемых элементов и применяемых методов количественной обработки данных. Методологическую базу настоящего исследования составили такие теоретические и эмпирические научные методы, как измерение, индукция и научное моделирование. На основании результатов оценки уровня конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, полученных с применением методики «ИКРТ», автором разрабатываются два направления развития данного рынка туристских услуг, способствующих повышению уровня его конкурентоспособности. В результате доказывается практическая возможность и целесообразность широкого использования методики «ИКРТ» для разработки и выбора наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности различных региональных рынков туристских услуг, что имеет высокую значимость в научном и практическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the directions of competitiveness increase of tourist services on the regional market based on the modified technique of «Regional tourism competitiveness index (RTCI)» (by example of Irkutsk region)

Now tourism is becoming one of the most dynamically developing spheres of Russian national economy. Contributing factor of this tendency is the essential strengthening of competition among the regional markets of tourist services aggravating need of competitiveness increase. In this regard the question of development of the perspective directions of competitiveness increase of tourist services on regional markets is represented as the most relevant one. Checking an opportunity and expediency of development of the directions of competitiveness increase of tourist services of the Irkutsk region on the market with use of provisions of the technique «Regional tourism competitiveness index» (RTCI) became the purpose of the present article. Working hypothesis of article is the provision that the technique of «RTCI» is the most effective tool developing the perspective directions of competitiveness increase of tourist services on the regional markets as it allows to calculate quickly and qualitatively the level of competitiveness for each separate element due to universal character of the used elements and the applied methods of quantitative data processing. The methodological base of this research was made by such theoretical and empirical scientific methods as measurement, induction and scientific modeling. On the basis of results of assessment of competitiveness level of the tourist services of the Irkutsk region on the market received with application of a technique of «RTCI», the author researches two directions of development of this market of the tourist services promoting increase of its competitiveness level. As a result the practical possibility and expediency of wide use of a technique of «RTCI» for development and the choice of the most perspective directions of competitiveness increase of tourist services on various regional markets is proved and this fact has the high importance in scientific and practical aspects.

Текст научной работы на тему «Разработка направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг на основе модифицированной методики «ИКРТ» (на примере Иркутской области)»

ЭКОНОМИКА / ECONOMICS

УДК 330.35

РО!: 10.24411/2413-693Х-2018-10212

Разработка направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг на основе модифицированной методики «ИКРТ» (на примере Иркутской области)

ЛАССИ Марина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Российская Федерация, аспирант, [email protected]

Аннотация. Туризм становится одной из наиболее динамично развивающихся сфер национальной экономики России. Сопутствующим фактором данной тенденции является существенное усиление конкурентной борьбы среди региональных рынков туристских услуг, обостряющее необходимость повышения уровня их конкурентоспособности. В этой связи вопрос о разработке перспективных направлений повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг представляется наиболее актуальным. Целью настоящей статьи стала проверка возможности и целесообразности разработки направлений повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области с использованием положений методики «Индекс конкурентоспособности регионального туризма» (ИКРТ). Рабочей гипотезой статьи является положение о том, что методика «ИКРТ» является наиболее эффективным инструментом при разработке перспективных направлений развития и повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, поскольку позволяет оперативно и качественно осуществлять расчет уровня конкурентоспособности по каждому отдельному элементу за счет универсального характера используемых элементов и применяемых методов количественной обработки данных. Методологическую базу настоящего исследования составили такие теоретические и эмпирические научные методы, как измерение, индукция и научное моделирование. На основании результатов оценки уровня конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, полученных с применением методики «ИКРТ», автором разрабатываются два направления развития данного рынка туристских услуг, способствующих повышению уровня его конкурентоспособности. В результате доказывается практическая возможность и целесообразность широкого использования методики «ИКРТ» для разработки и выбора наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности различных региональных рынков туристских услуг, что имеет высокую значимость в научном и практическом аспектах.

Ключевые слова: региональный туризм, конкурентоспособность, конкурентоспособность туризма, оценка конкурентоспособности, туристские услуги, рынок туризма, повышение конкурентоспособности

Для цитирования: Ласси М.Ю. Разработка направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг на основе модифицированной методики «ИКРТ» (на примере Иркутской области) // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 109-117. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10212.

Статья поступила в редакцию: 05.05.2018.

Статья принята к публикации: 05.06.2018.

Development of the directions of competitiveness increase of tourist services on the regional market based on the modified technique of «Regional tourism competitiveness index (RTCI)»

(by example of Irkutsk region)

Marina Yu. LASSI

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]

Abstract. Now tourism is becoming one of the most dynamically developing spheres of Russian national economy. Contributing factor of this tendency is the essential strengthening of competition among the regional markets of tourist services aggravating need of competitiveness increase. In this regard the question of development of the perspective directions of competitiveness increase of tourist services on regional markets is represented as the most relevant one. Checking an opportunity and expediency of development of the directions of competitiveness increase of tourist services of the Irkutsk region on the market with use of provisions of the technique «Regional tourism competitiveness index» (RTCI) became the purpose of the present article. Working hypothesis of article is the provision that the technique of «RTCI» is the most effective tool developing the perspective directions of competitiveness increase of tourist services on the regional markets as it allows to calculate quickly and qualitatively the level of competitiveness for each separate element due to universal character of the used elements and the applied methods of quantitative data processing. The methodological base of this research was made by such theoretical and empirical scientific methods as measurement, induction and scientific modeling. On the basis of results of assessment of competitiveness level of the tourist services of the Irkutsk region on the market received with application of a technique of «RTCl», the author researches two directions of development of this market of the tourist services promoting increase of its competitiveness level. As a result the practical possibility and expediency of wide use of a technique of «RTCI» for development and the choice of the most perspective directions of competitiveness increase of tourist services on various regional markets is proved and this fact has the high importance in scientific and practical aspects.

Keywords: regional tourism, competitiveness, tourism competitiveness, competitiveness assessment, tourist services, tourism market, competitiveness increase

For citation: Lassi, M. Yu. (2018). Development of the directions of competitiveness increase of tourist services on the regional market based on the modified technique of «Regional tourism competitiveness index (RTCI)» (by example of Irkutsk region). Servis plus, 12(2), 109-117. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10212. (In Russ.).

Submitted: 2018/05/05.

Accepted: 2018/06/05.

Введение. Поступательное развитие российского туризма сопровождается существенным усилением конкурентной борьбы региональных рынков туристских услуг за потоки туристов, что формирует необходимость повышения уровня конкурентоспособности регионов. В этой связи особую значимость для рынка туристских услуг любого региона имеет своевременное и объективное выявление внутренних проблем и конкурентных преимуществ с целью разработки наиболее эффективных направлений развития и повышения уровня конкурентоспособности данного рынка.

Иркутская область - один из наиболее перспективных регионов с точки зрения развития туризма. Ежегодно его территорию посещает более 1,5 млн. туристов из разных уголков земного шара, а туристский потенциал Иркутской области большинством экспертов оценивается как «колоссальный». В 2017 году Иркутская область оказалась в первой группе (ТОП-20 регионов) по привлекательности среди туристов, заняв уверенное 13 место1, хотя еще в 2015 г. располагалась лишь на 36 месте2, что характеризует значительную положительную динамику по данному вопросу и отражает

1 Национальный туристический рейтинг - 2017.URL: http://russia-rating.ru/info/13018.html. (дата обращения: 15.01.2018).

2 Национальный туристический рейтинг (№ 1). URL: http://russia-rating.ru/info/9857.html. (дата обращения: 15.01.2018).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

общую «готовность» туристов посещать указанный регион. Однако принципиально важным моментом для Иркутской области в данном аспекте является постоянное поддержание достигнутого уровня туристской привлекательности, что представляется возможным только при условии разработки и дальнейшей реализации объективных и своевременных направлений развития и повышения собственной конкурентоспособности.

Проблема разработки направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг изучается зарубежными и российскими исследователями с использованием различных подходов. В частности, Е.С. Матина [1] и Е.В. Беликова [2] предлагают использование ресурсно-факторного подхода в данном вопросе. Работы У.Н. Воеводиной [3], С.А. Туменовой [4], Р. Наркъюнина [5], Дмитришин Л.И. и Павлюк Т.Д. [6], а также Б. Ковалева, И. Бурлаковой и В. Вороненко [7] основаны на применении экспертного подхода к оценке уровня конкурентоспособности рынков туристских услуг и дальнейшей разработке направлений по ее развитию и повышению; А.В. Чабанюк [8], Р. Триснавати [9] и А.Л. Флит [10] в данных целях предлагают использовать математический подход.

Однако большинство из перечисленных подходов не лишены такого существенного недостатка, как субъективный характер процесса оценивания показателей конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, осуществляемого исключительно путем проведения социологических опросов и интервьюирования представителей туристского бизнеса. Как представляется, использование в данных целях математического подхода способно дать более точные, объективные и наглядные результаты оценки конкурентоспособности. Однако представленные в рамках математического подхода методики содержат весьма ограниченный перечень элементов оценки, не способный объективно отразить состояние конкурентоспособности исследуемого рынка туристских услуг. Кроме того, существенные затруднения для исследователя возникают и на стадиях сбора и обработки данных по каждому из элементов оценки ввиду специфического (ограниченного) характера используемых элементов и методов обработки данных.

Учитывая данные обстоятельства, нами разработана авторская методика оценки конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг - «Индекс конкурентоспособности регионального туризма» (ИКРТ), основу которой составил агрегированный (модифицированный) показатель [11]. Результаты апробации данной методики на примере Иркутской области позволили сделать заключение о возможности и целе-

сообразности ее применения для получения комплексной объективной оценки конкурентоспособности любого регионального рынка туристских услуг, выявления проблем и конкурентных преимуществ исследуемого рынка и их ранжирования по степени влияния на общий результат конкурентоспособности [12].

Научная новизна данного исследования заключается в доказательстве практической значимости методики оценки конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг «ИКРТ» для разработки направлений повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, а также в доказательстве ее применения для решения подобных вопросов в рамках других регионов России.

Применение методики «Индекс конкурентоспособности регионального туризма» в рамках различных регионов может иметь существенную практическую значимость при формировании перспективных направлений развития и повышения уровня конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, что является одним из наиболее актуальных вопросов отечественной сферы туризма на современном этапе.

Цель данного практического исследования заключается в проверке возможности разработки направлений развития рынка туристских услуг Иркутской области, обеспечивающих повышение его конкурентоспособности, с использованием положений методики «ИКРТ».

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи.

1. Проверка практической возможности применения методики «ИКРТ» для разработки направлений повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области с использованием осуществленного ранее авторами тестирования научно-познавательных аспектов рассматриваемой методики.

2. Доказательство целесообразности использования методики «ИКРТ» с позиции разработки направлений повышений конкурентоспособности рынков туристских услуг других регионов.

Данные и методы. Основу получения данных для написания представленной работы составили количественные и качественные методы исследования. Так, основная информация была получена при помощи анализа внешних источников данных (интернет, сайты отечественных и зарубежных органов управления туризмом, статистические сборники, специализированная литература, спутниковые карты и сайты туристских компаний).

Отдельную эмпирическую базу исследования составила обработка результатов апробации агрегиро-

ванной (модифицированной) методики «ИКРТ» на примере Иркутской области, а также SWOT-анализ полученных результатов оценки, что стало возможным при использовании таких научных методов, как измерение, индукция и научное моделирование.

Полученные результаты. Проблема разработки направлений развития и повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг заключается в выборе наиболее перспективного направления в современных условиях.

Рабочей гипотезой данного исследования выступает положение о том, что методика «ИКРТ» является наиболее эффективным инструментом при разработке перспективных направлений развития и повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, поскольку позволяет оперативно и качественно осуществлять расчет уровня конкурентоспособности по каждому отдельному элементу за счет универсального характера используемых элементов и применяемых методов количественной обработки данных.

Результаты оценки конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, полученные при помощи апробации модифицированной (агрегированной) методики «ИКРТ» [12] свелись к двум положениям: наличие конкретных проблем и наличие нереализованных возможностей в отрасли, препятствующих достижению максимальных и устойчивых показателей по числу туристов, и негативно влияющих на общий уровень конкурентоспособности данного рынка туристских услуг. Конкретное наполнение этих положений осуществляется в результате ранжирования показателей, сведенных в три группы («нормативно-правовая база», «бизнес среда и инфраструктура» и «человеческие, природные и культурные ресурсы»), по величине набранных баллов и определения общей конкурентоспособности путем расчета средней арифметической величины.

Учитывая различный характер выявленных проблем и нереализованных возможностей, представляется необходимым использование SWOT-анализа как метода, позволяющего сопоставить выявленные внутренние и внешние проблемы и преимущества и найти наилучший вариант их решения и реализации в виде определения направлений развития и повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области. При этом следует особенно отметить невозможность применения SWOT-анализа в данных целях без предварительного использования методики «ИКРТ», поскольку указанная методика способствует преодолению субъективного подхода к выявлению

сильных и слабых сторон конкурентоспособности.

Процедура SWOT-анализа заключается в разделении выявленных элементов конкурентоспособности на четыре категории: strengths - сильные стороны (внутренние), weaknesses - слабые стороны (внутренние), opportunities - возможности (внешние), threats -угрозы (внешние) [13]. Очередность расположения элементов в каждой из категорий определяется количеством баллов, полученных при оценке уровня конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области: от максимальных значений до минимальных в категориях «сильные внутренние стороны» и «внешние возможности» и в обратном порядке в категориях «слабые внутренние стороны» и «внешние угрозы». Это позволяет наглядно представить элементы, которые необходимо задействовать в первую очередь при разработке направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг, и которые могут служить фундаментом данных направлений (табл. 1).

Логическим следствием сопоставления четырех зон SWOT-матрицы стало выделение четырех векторов для разработки направлений повышения конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг:

SO-вектор (max-max): максимизация «сильных сторон» исследуемого рынка (S) и «благоприятных возможностей» внешнего окружения (О);

ST-вектор (max-min): максимизация «сильных сторон» исследуемого рынка (S) и минимизация «угроз» внешнего окружения (T);

WO-вектор (min-max): минимизация «слабых сторон» исследуемого рынка (W) и максимизация «возможностей» внешнего окружения (О);

WT-вектор (min-min): минимизация «слабых сторон» исследуемого рынка (W) и минимизация «угроз» внешнего окружения (T) [14].

Разработка направлений повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области представляется возможной в каждом из четырех представленных векторов. Однако учитывая приоритетное влияние на общий уровень конкурентоспособности исследуемого региона таких подгрупп элементов, как «природные ресурсы» и «культурные ресурсы», а также высокий уровень оценки подгруппы элементов «политические правила» (по результатам апробации методики «ИКРТ» на примере Иркутской области [12]), разработка направлений повышения конкурентоспособности в рамках SO-вектора (максимизация «сильных сторон» исследуемого рынка и «благоприятных возможностей» внешнего окружения) представляется

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

наиболее целесообразной и эффективной в настоящий момент времени. При этом разрабатываемые направления должны в максимальной степени соответствовать решению следующего насущного вопроса: как можно воспользоваться открывающимися внешними возможностями, применяя собственные сильные внутренние стороны [15]?

К подобным перспективным направлениям повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области в рамках SO-вектора, позволяющим с наибольшей точностью решить поставленный вопрос, относится развитие экологического (природного) и этнографического (культурного) туризма на территории региона.

Таблица 1

SWOT-анализ результатов оценки конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, полученных с применением методики «ИКРТ»

Table 1

SWOT-analysis of assessment results of the competitiveness of the tourist service market of Irkutsk region, obtained using the technique of «RTCI»

Сильные внутренние стороны конкурентоспособности (strengths) Слабые внутренние стороны конкурентоспособности (weaknesses)

Внутренняя среда 1. Природные ресурсы (4,7 балла) 2. Культурные ресурсы (4,3 балла) 3. Инфраструктура воздушного транспорта (3,7 балла) 4. Информационно-коммуникационная инфраструктура (3,6 балла) 5. Инфраструктура наземного транспорта (3,5 балла) 6. Туристская инфраструктура (3,3 балла) 7. Привлекательность туризма и путешествий (3,1 балла) 1. Устойчивость окружающей среды (2,1 балла) 2. Гигиена и здоровье (2,5 балла) 3. Охрана и безопасность (2,6 балла) 4. Человеческие ресурсы (2,8 балла) 5. Ценовая конкурентоспособность в туризме и пу тешествиях (3,0 балла)

Внешняя среда Внешние возможности конкурентоспособности (opportunities) Внешние угрозы конкурентоспособности (threats)

1. Политические правила (3,5 балла) 1. Приоритетность сферы путешествий и туризма (2,1 балла)

Экологический туризм - это вид туризма, целью которого является получение удовольствия от общения с природой, экологическое просвещение и образование туристов, сохранение и минимизация вредного воздействия на окружающую среду, уважение прав местных коренных сообществ [16].

Выбор данного направления обусловлен наличием необходимой ресурсной базы на территории региона, которая является основой устойчивого конкурентного преимущества [17, с. 490], достаточной степенью развитости инфраструктуры, общей привлекательностью региона для туристов и благоприятными политическими правилами, способствующими росту иностранных инвестиций в развитие регионального туризма и дополнительному приросту туристского потока в виде иностранных туристов вследствие отсутствия визовых барьеров.

Кроме того, развитие экологического туризма в Иркутской области может способствовать решению

определенных проблем, выявленных в конкурентоспособности данного рынка туристских услуг на основе применения методики «ИКРТ».

С учетом специфики экологического туризма, подразумевающей отсутствие необходимости строительства отелей на территории дестинаций экологического туризма и приоритетность пешеходного перемещения туристов по территориям дестинаций, данная форма туризма является одной из самых экономичных и может оказывать существенное положительное влияние на такую выявленную проблему как низкая ценовая конкурентоспособность в туризме и путешествиях. Экологический туризм способен оказывать благотворное влияние на «устойчивость окружающей среды» региона, поскольку является наиболее щадящей и безопасной для природы формой развития туризма, что обеспечивает сохранность богатства природных ресурсов Иркутской области и снижение антропогенной нагрузки на ее дестинации (рис. 1).

Внутренние сильные стороны конкурентоспособности:

1) богатство природных ресурсов;

2) инфраструктура; 3) привлекательность региона для туристов

Внешние возможности конкурентоспособности:

1) политические правила

Экологический туризм

Решаемые проблемы конкурентоспособности:

1) низкая устойчивость окружающей среды; 2) низкая ценовая конкурентоспособность

Рис. 1. Экологический туризм как направление повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг

Иркутской области

Fig. 1. Ecological tourism as a direction of increasing competitiveness of tourist service market of Irkutsk region

Вторым направлением повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области является развитие этнографического туризма на территории региона.

Этнографический туризм - это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта различных народов и знакомство с музеями народного быта [18].

Территория Иркутской области имеет огромный потенциал для развития этнографического туризма на действующих дестинациях и для создания новых де-стинаций этнографического туризма. Огромное количество памятников культуры, богатое архитектурное наследие и неповторимый колорит местного этноса, включая одну из самых малочисленных национальностей России - тофов, представляют собой мощнейшую ресурсную базу для развития этнографического туризма и одно из главных конкурентных преимуществ рынка туристских услуг Иркутской области.

Богатство культурных ресурсов региона наряду с достаточно высоким уровнем развития инфраструктуры, туристской привлекательностью и благоприятными внешними политическими правилами обусловливают выбор этнографического туризма как еще одного направления повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, позволяющего в максимальной степени реализовать открывающиеся внешние возможности, используя собственные

сильные внутренние стороны.

При этом развитие этнографического туризма на территории Иркутской области может способствовать решению таких проблем, характерных для данного рынка туристских услуг, как низкая конкурентоспособность человеческих ресурсов и низкая ценовая конкурентоспособность. Так, решение первой проблемы в рамках развития этнографического туризма представляется возможным путем создания новых и реновации имеющихся этнопарков и этномаршрутов на территории региона, что предусматривает профессиональное обучение и переподготовку сотрудников парков и экскурсоводов туристских компаний и в результате способствует общему повышению уровня профессионального образовании в сфере туристских услуг региона. Повышение ценовой конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области с позиции этнографического туризма возможно путем развития системы бюджетного проживания туристов у коренных народов региона (бурятов, эвенков, русских и тофов [19]) за счет джайлоо-туризма, каучсерфинга и создания специальных региональных интернет-площадок бронирования частного жилья), что, помимо снижения стоимости регионального туристского продукта, поспособствует улучшению благосостояния местных жителей региона и удовлетворению возрастающего туристского спроса на отдых в дестинациях, сохранивших природную первозданность и при этом несущих отпечаток различных этнических культур [20] (рис. 2).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Внутренние сильные стороны конкурентоспособности:

1) богатство культурных ресурсов;

2) инфраструктура; 3) привлекательность региона для туристов

Внешние возможности конкурентоспособности:

1) политические правила

Этнографический туризм

Решаемые проблемы конкурентоспособности:

1) низкая конкурентоспособность человеческих ресурсов;

2) низкая ценовая конкурентоспособность

Рис. 2. Этнографический туризм как направление повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг

Иркутской области

Fig. 2. Ethnographic tourism as a direction of increasing competitiveness of tourist service market of Irkutsk region

Обсуждение результатов. В ходе проведения данного исследования были разработаны два направления повышения конкурентоспособности рынка туристских услуг Иркутской области, фундаментальной базой для которых послужили результаты апробации методики «ИКРТ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмеченное положение в полной мере доказывает эффективность и целесообразность применения данной методики при разработке перспективных направлений развития и повышения конкурентоспособности любых региональных рынков туристских услуг, за счет универсального характера используемых элементов конкурентоспособности, доступности информационной базы, необходимой для исследования, и последующих применяемых методов обработки данных.

Однако необходимым условием разработки перспективных направлений повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг на основе методики «ИКРТ» является регулярность проведения процесса оценки уровня их конкурентоспособности. Поскольку получаемые результаты имеют весьма динамичный и изменчивый с течением времени характер, что не исключает возможности превращения сегодняшних «проблем» в завтрашние конкурентные «преимущества», и что, в свою очередь, потребует разработки и реализации совершенно иных направлений повышения уровня конкурентоспособности исследуемого регионального рынка туристских услуг.

Отдельного внимания заслуживает выбор

инструментов для анализа результатов методики «ИКРТ». На наш взгляд, наиболее рациональным для этой цели представляется использование SWOT-ана-лиза, как инструмента, позволяющего найти наилучшее решение проблем и реализации конкурентных преимуществ на основании различных вариантов сопоставления четырех зон SWOT-матрицы - векторов развития.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о возможности, целесообразности и доступности применения модифицированной (агрегированной) методики «Индекс конкурентоспособности регионального туризма» при разработке и выборе наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности различных региональных рынков туристских услуг.

Разрабатываемые с помощью данной методики направления позволяют не только наиболее эффективно и своевременно реализовывать конкурентные преимущества конкретного регионального рынка туристских услуг, но и способствуют решению его конкурентных проблем.

Представляется, что результаты данного исследования будут иметь весомую значимость в научном и практическом аспектах, за счет внесения существенного вклада в методические основания повышения конкурентоспособности региональных рынков туристских услуг, а также укрепления общего статуса и престижа национального рынка туристских услуг России ввиду усиления конкурентоспособности его региональных звеньев.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Литература

1. Матина Е.С. Ресурсно-факторный потенциал стратегии развития туристско-рекреационного комплекса //

Бизнес. Образование. Право. 2014. № 1 (26). С. 208-212.

2. Беликова Е.В., Сырбу А.Н. Комплексная оценка факторов формирования ресурсов Волгоградской области // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2 (27). С. 131-134.

3. Воеводина У.Н. Оценка конкурентоспособности развития делового туризма (на примере Псковского региона) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 1 (1). С. 27-32.

4. Туменова С.А. Оценка конкурентоспособности рекреационного комплекса региона и стратегические при-

оритеты (на материалах Кабардино-Балкарской республики) // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2009. № 3 (29). С. 108-116.

5. Narkjyunin R. Analysis of competitiveness of tourism of the region East Oksteytidzha // Agricultural bulletin of the Stavropol region. 2016. No. 1 (21). P. 4-8.

6. Dmytryshyn L.I., Pavliuk T. D. The role and place of competitiveness in regional tourism management // Austrian

Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 11-12. P. 294-296.

7. Kovalev B., Burlakova I., Voronenko V. Evaluation of Tourism Competitiveness of Ukraine's Regions // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. No 2. P. 460-466.

8. Чабанюк О.В. Проблемы совершенствования управления инновационным развитием индустрии туризма // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 3 (24). С. 54-59.

9. Trisnawati R. Analysis of the competitiveness tourism industries incising the local economy (The comparative study analysis of the competitiveness tourism between Surakarta and Yoguakarta // Economic Journal of Emerging Markets. 2008. No 2 (13). URL: http://journal.uii.ac.id/JEP/article/view/224/220. (date of viewing: 25.01.2018).

10. Флит А.Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 1 (б). С. 28-37.

11. Ласси М.Ю. Оценка конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг: модификация индекса конкурентоспособности туризма // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний. Сб. науч. трудов конф. Иркутск, 2017. С. 169-175.

12. Даниленко Н.Н., Ласси М.Ю. Апробация модифицированного (агрегированного) показателя оценки конкурентоспособности регионального туризма (на примере Иркутской области) // Известия Байкальского государственного университета. 2017. № 4 (27). С. 505-514.

13. Подгорнов В.В. SWOT-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4 (111). С. 309-314.

14. Ivanova E.A. Specific features of carrying out swot analysis in market research of the russian enterprises // Scientific-Information Journal Management Issues. 2009. №1(6). URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2009/01/13/. (date of viewing: 25.02.2018).

15. Чилимбаева Г.А. SWOT-анализ - выявление и решение возможных проблем в процессе // Молодой ученый. 2014. № 8-1 (67). С. 33-35.

16. Цвигун И.В., Васильев А.Ю. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №6. URL: http://brj-bguep.ru/reader/archive.aspx?id=541. (дата обращения: 12.03.2018).

17. Бисикало Е.Э. Организационные факторы конкурентоспособности фирмы // Известия Байкальского государственного университета. 2017. № 4 (27). С. 488-496.

18. Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма в России // Вестник РМАТ. 2013. № 4. С. 3-12.

19. Седых О.Г. Социальная поддержка представителей коренных малочисленных народов в Иркутской области // Baikal Research Journal. 2017. №2(8). DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).34. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21490. (дата обращения: 15.03.2018).

20. Ржепка Э.А. О развитии туристско-гостиничного бизнеса в Иркутской области // Baikal Research Journal. 2017. № 1 (8). DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).10. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21384. (дата обращения: 15.03.2018).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

References

1. Matina E.S., Resource-factor potential of regional tourist and recreational complex development strategy. Biznes.

Obrazovanie. Pravo, no. 1 (26), 2014, pp. 208-212. (In Russ.)

2. Belikova E.V., Syrbu A.N., Comprehensive assessment of the factors of the Volgograd region resources formation. Biznes. Obrazovanie. Pravo, no. 2 (27), 2014, pp. 131-134. (In Russ.)

3. Vojvodina U.N., Competitiveness assessment of business tourism development (on the example of Pskov region). Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1 (1), 2012, pp. 27-32. (In Russ.)

4. Tumenova S.A., Assessment of competitiveness of a recreational complex of the region and strategic priorities

(on materials of Kabardino-Balkar Republic). Izvestiia Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN, no. 3 (29), 2009, pp. 108-116. (In Russ.)

5. Narkjyunin R., Analysis of competitiveness of tourism of the region East Oksteytidzha. Agricultural bulletin of the

Stavropol region, no. 1 (21), 2016, pp. 4-8.

6. Dmytryshyn L.I., Pavliuk T. D., The role and place of competitiveness in regional tourism management. Austrian

Journal of Humanities and Social Sciences, no. 11-12, 2014, pp. 294-296.

7. Kovalev B., Burlakova I., Voronenko V., Evaluation of Tourism Competitiveness of Ukraine's Regions. Journal of Environmental Management and Tourism, no. 2, 2017, pp. 460-466.

8. Chabanyuk O.V., The problems of improving of the innovative development management of the tourist industry.

Biznes. Obrazovanie. Pravo, no. 3 (24), 2013, pp. 54-59. (In Russ.)

9. Trisnawati R., Analysis of the competitiveness tourism industries incising the local economy (The comparative study analysis of the competitiveness tourism between Surakarta and Yoguakarta [Electronic resource]. Economic Journal of Emerging Markets, no. 2 (13), 2008. Available at: http://journal.uii.ac.id/jEP/arti-cle/view/224/220. (Accessed on January 25, 2018).

10. Flit A.L., Approaches to definition and evaluation of factors of competitiveness in the tourism industry. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, no. 1 (6), 2014, pp. 28-37. (In Russ.)

11. Lassi M. Yu., Assessment of competitiveness of the regional market of tourist services: the modification of the index of tourism competitiveness. Activate the intellectual and resource potential of regions: new challenges for management companies: conference proceedings. Irkutsk, 2017, pp. 169-175. (In Russ.)

12. Danilenko N. N., Lassi M.Yu., Testing of the modified (aggregate) indicator of assessment of regional tourism competitiveness (case study of Irkutsk oblast). Izvestiia Baikalskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4 (27), 2017, pp. 505-514. (In Russ.)

13. Podgornov V.V., SWOT-analysis as a management tool of an integrated economic system. Vestnik Ady-geiskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4 (111), 2012, pp. 309-314. (In Russ.)

14. Ivanova E.A., Specific features of carrying out swot analysis in market research of the russian enterprises [Electronic resource]. Scientific-Information Journal Management Issues, no. 1 (6), 2009. Available at: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2009/01/13/. (Accessed on February 25, 2018).

15. Chilimbayeva G.A., SWOT-analysis: identification and solution of possible problems in process. Molodoi uchenyi, no. 8-1 (67), 2014, pp. 33-35.

16. Tsvigun I.V., Vasilyev A.Yu., Problems and prospects of development of eco-tourism in Russia [Electronic resource]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, no. 6, 2013. (In Russ.) Available at: http://brj-bguep.ru/reader/archive.aspx?id=541. (Accessed on March 12, 2018).

17. Bisikalo E. E., Organizational factors of enterprise competitiveness. Izvestiia Baikalskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4 (27), 2017, pp. 488-496. (In Russ.)

18. Trofimov E.N., Development of ethnographic tourism in Russia. Vestnik RMAT, no. 4, 2013, pp. 3-12. (In Russ.)

19. Sedykh O. G., Ilyina K.D., Social support of representatives of indigenous low-numbered ethnic peoples in Irkutsk oblast. Baikal Research Journal, vol. 8, no. 2, 2017. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).34. (In Russ.) Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21490. (Accessed on March 15, 2018).

20. Rzhepka E. A. On developing tourism and hotel business in Irkutsk Oblast. Baikal Research Journal, vol. 8, no. 1, 2017. DOI: 10.17150/2411 -6262.2017.8(1). 10. (In Russ.) Available at: http://brj-bguep.ru/reader/arti-cle.aspx?id=21384. (Accessed on March 15, 2018).

СЕРВИС pùis 2018 Том 12 №2

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

WWW.PHIL0S0PH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.