DEVELOPMENT OF STAFF MOTIVATION IN ORGANIZATIONS Soltgirieva H.I.1, Hasayeva M.H.2 (Russian Federation) Email: Soltgirieva536@scientifictext.ru
'Soltgirieva Hapta Ibragimovna — Student;
2Hasayeva Malika Halidovna — Student, FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY
Abstract: this article discusses theoretical aspects of effective system of motivation, as well as the evolution of this theory, presented through the main theories of motivation. Examines the most important criteria of efficiency of motivation in organizations. Motivation of employees is one of the Central places in the management of the staff, as it is the direct cause of their behavior. One of the most important aspects affecting the efficiency of the staff is motivation, a model that exists in every enterprise or firm. It is a related principles and factors that motivate employees to high employment, thereby ensuring productive work of the whole system. Keywords: motivation, criteria, theories of motivation, efficiency.
РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ Солтгириева Х.И.1, Хасаева М.Х.2 (Российская Федерация)
'Солтгириева Хапта Ибрагимовна — студент;
2Хасаева Малика Халидовна — студент, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты эффективной системы мотивации, а также эволюция развития этой теории, представленная через основные теории мотивации. Исследуются самые главные критерии эффективности мотивации в организациях. Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является мотивация, определенная модель которой существует на каждом предприятии или фирме. Она представляет собой взаимосвязанные принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системе.
Ключевые слова: мотивация, критерии, теории мотивации, эффективность.
Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является мотивация, определенная модель, которая существует на каждом предприятии или фирме. Она представляет собой взаимосвязанные принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системе.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации.
Мотивация — стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного варианта поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [3].
Мотивация сотрудников позволяет существенно улучшить производительность и эффективность работы компании. Теоретики, которые занимаются системами мотивации, пришли к выводу, что мотивация на результат - это совершенная система мотивации. Мотивация на результат дает возможность сотрудникам увеличить свой доход или получить премию в зависимости от приложенных ими самими усилий [4].
Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.
В большинстве организаций используются только два основных подхода к мотивации сотрудников:
Первый основан на положительном подкреплении желаемого поведения персонала. Это знакомые всем премиальные и другие финансовые поощрения, создание лучших условий для труда, нематериальные награды и разнообразные похвалы.
Второй подход является прямой противоположностью первому и направлен на возникновение у работников желания избежать неприятностей [3]. Используются выговоры и «словесные разносы», штрафы, угрозы (в т.ч. и угроза увольнения).
Существует несколько критериев определения эффективности системы мотивации персонала.
Критерий 1. Воздействие на достижение целей предприятия. Один из критериев эффективности - ее воздействие на достижение стратегической цели предприятия. То есть, прежде чем создать систему мотивации на предприятии, нужно определиться в целях, стратегии компании и выстроить систему мотивации таким образом, чтобы сотрудники достигали результатов, способствующих выполнению целей предприятия. По утверждению Нортона и Каплана, «когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого».
Критерий 2. Комплексность системы мотивации [1].
Система не будет эффективной, если она не будет комплексной.
Наряду с наличием материального финансового стимулирования, необходимо с учетом мотивационных факторов сотрудников разработать систему материальной немонитарной мотивации: систему льгот, бенефитов и систему нематериальной мотивации - возможность профессионального и карьерного роста, возможность участия в новых проектах, эмоциональную поддержку, позитивную оценку по результату работы, разнообразие трудовой деятельности.
Критерий 3. Рост фонда оплаты труда должен быть не выше роста оборота компании. В большинстве компаний Фонд оплаты труда определяется в % от оборота. При внедрении эффективной системы мотивации и оплаты труда при росте оборота компании и прибыльности абсолютное значение фонда оплаты труда может увеличиваться, но темпы роста выручки или прибыли должен опережать темп роста ФОТ.
Критерий 4. Средняя зарплата сотрудников не должна быть ниже соответствующей на рынке для специалиста соответствующей квалификации. При разработке системы мотивации важно провести мониторинг рынка зарплат для данной отрасли. Зарплата сотрудников ниже рыночной обычно приводит к повышению текучести на предприятии, (если предприятие не единственное на данной территории), если зарплаты выше рыночной (и компания не монополист), становится существенным проведение анализа и выяснения причин и смысла таких затрат для предприятия.
Критерий 5. Относительный рост баллов при проведении оценки персонала (в динамике) [5].
Завершая данную тему, хотелось бы отметить, что не существует идеальной системы премирования, и какую бы систему не разработали, прежде чем ее внедрять, желательно выявить ограничения, возникающие для конкретного вашего предприятия, и учесть их влияние на эффективность системы мотивации, проанализировать с точки зрения критериев эффективности. По опыту, после этого приходится корректировать и саму разработанную систему мотивации и оплаты труда [2].
Список литературы / References
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. / В.Р. Веснин. М.: Проспект,
2010. 432 с.
2. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др. Под ред.
М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. 540 с.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2012. 438 с.
4. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генника. М.: Высшая школа, 2010. 599 с.
5. Управление персоналом организации. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013. 489 с.