Научная статья на тему 'Разработка модели управления запасами для торгового предприятия на примере ИП Беркетов А. Н'

Разработка модели управления запасами для торгового предприятия на примере ИП Беркетов А. Н Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / STOCKS / STOCK CONTROL SYSTEM / ECONOMIC MANUFACTURING QUANTITY / INVENTORY MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беркетов А. Н., Береговая Ирина Борисовна

У руководителей торговых организаций вопрос, связанный с формированием запасов, их пополнением, обеспечением сохранности, находится на постоянном контроле. В статье предложена модель управления запасами торгового предприятия, реализующего канцелярские товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WORKING OUT STOREKEEPING MODEL FOR TRADE ENTERPRISE ON EXAMPLE OF INDIVIDUAL ENTERPRISE «BERKETOV A.N.»

The chief executives of trading organizations have control over the issues related to stock creation, its replenishment, safety maintenance. The article in question suggests the inventory management model of a trade enterprise that sells stationery.

Текст научной работы на тему «Разработка модели управления запасами для торгового предприятия на примере ИП Беркетов А. Н»

А. Н. Беркетов, директор ИП Беркетов А.Н.

И. Б. Береговая, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Производственный менеджмент» Оренбургского государственного института менеджмента e-mail: beregib@mail.ru

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ИП БЕРКЕТОВ А. Н.

У руководителей торговых организаций вопрос, связанный с формированием запасов, их пополнением, обеспечением сохранности, находится на постоянном контроле. В статье предложена модель управления запасами торгового предприятия, реализующего канцелярские товары.

Ключевые слова: Запасы, система управления запасами, оптимальный размер заказа, модель управления запасами.

Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление запасами. Управление запасами представляет собой решение задач, связанных с учетом, систематизацией, анализом и оптимизацией уровня запасов. Управление запасами базируется на изучении закономерностей образования и расходования запасов. Современные предприятия еще не включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности.

Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, а также запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.

Отношение к запасам неоднозначно. С одной стороны, заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, с неудовлетво-

ренным спросом, и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции. С другой стороны, накопление излишних запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так и их недостаточное количество.

Поэтому в условиях рыночной экономики менеджер предприятия, руководство и сотрудники его служб снабжения и сбыта, плановой и финансовой служб должны стремиться к эффективному управлению движением материальных и финансовых ресурсов - управлению процессами снабжения, и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Наличие оптимальных запасов на предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля за потоками материальных и финансовых ресурсов, за состоянием и уровнем запасов, позволит предприятию бесперебойно функционировать при малом объеме «омертвленных» материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных средств, вложенных в эти запасы. Это позволит выявить излишние запасы, реализация которых даст возможность снизить издержки по содержанию самих запасов и, соответственно, повысить эффективность производства.

Поэтому построение эффективного процесса управления запасами является актуальным и перспективным направлением для современных предприятий.

С помощью системы управления запасами осуществляется разработка графиков размещения заказов, размещение заказов и их получение, контроль за исполнением заказов. Эта система позволяет отслеживать прохождение заказов и получать ответы на следующие вопросы: получил ли поставщик заказ, отгрузил ли он заказанные материалы, соблюдаются ли сроки, предусмотрены ли процедуры повторной выдачи заказов и возврата ненужных или дефектных материалов?

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса [5]. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

• учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

• определение размера гарантийного (страхового) запаса;

• расчет размера заказа;

• определение интервала времени между заказами.

Когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

• модель с фиксированным объемом (называемая также моделью экономичного размера заказа, или Q-моделью);

• модель с фиксированным периодом (называемая также периодической моделью, моделью периодического контроля, или Р-моделью).

Основополагающий параметр системы с фиксированным размером заказа - размер заказа. он зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами [4].

Применение данной системы управления оправданно, когда для запасов характерны следующие черты:

• высокая удельная стоимость предметов снабжения;

• высокие издержки хранения материально-технических запасов;

• высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов;

• скидка с цены в зависимости от заказываемого количества;

• относительно непредсказуемый или случайный характер спроса.

В отечественной практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например, удобство транспортировки или возможность загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т. е. самым лучшим в данных условиях. Критерием оптимизации в данной ситуации является минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.

Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

• используемая площадь складских помещений;

• издержки на хранение запасов;

• стоимость оформления заказа.

Эти факторы взаимосвязаны между собой, направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.

Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный заказ не имеют смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты сильно колеблются. в таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования логистической системы управления запасами. во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.

Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на

хране ние запасай повторение з аказарас-считывается по формуле Вильсона (1):

ОРЗ = .

2 Л8

(1)

где ОРЗ — оптимажный размерзаказа, шт.;

А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

5 — потребность в заказываемом продукте,

шт.;

г — за'фатына хранение единицы заказы -

ваемого продукта, руб./шт.

Затраты на поставку единицы заказываемого продуктавключают элементы:

• стоимость транспортировки заказа;

• затраты на разработку уел о вий поставки;

• стоимость контроля исполнения заказа;

• затраты на выпуеккаталогов;

• стоимостьформ документов.

Формула представляет собой первый вариант формулы Вильсона. Он ориентирован на мгновенное пополнение запасана складе. В случае, если пополнение запаса на складе производится за некоторый про-межутоквремени, формула (2) корректару-етоя на коэффициент, учитывающий скорость этого пополнения:

ОРЗ = .

2 А Б ¡к

(2)

где к — коэффициент, ^штывающий скорость пополнения запаса на складе.

Исходные данные для расчетапараме-тровсистемы следующие:

• потребность в заказываемомпродук-те,шт.;

• оптимальный размер заказа,шт.;

• возможная задержка поставки, дни;

• время поставки, дни.

Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на времяпред-полагаемой задержки поставки.Приэтом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы — пор ого—го уровня запаса.

Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого

производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается [2].

Третий основной параметр системы управления запасами с фиксированным размером заказа—желательный максимальный запас. В отличие от предыдущих пара-ме'фов, он не оказывает непосредстаенного воздействия на функционирование системы вцелом. Этотуровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загруз-киплощадей с точкизрения критериями-нимизации совокупных затрат.

В с истоме с фиксир ованным интервалом временимежду заказамизаказы делаются в строго определенные момента1 времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например, одпнрар в месяц, одпнразвнеделю.Этаспстема используется в томслучае, если предметыснабжения характеризуются следующим:

• представляют собой расходуемые материалы или предметы сневысокой стоимостью;

• запасы имеют низкие затраты на хранение;

• издержки (потери) незначительны, если запасы закончились;

• у одногоитого жепоставщика закупаю тся несколько видовзапасов;

• скидка с цены зависит от стоимости всего заказа;

• уровень спроса относительно постоянен.

Определить интервал времени между заказ амиможнос учетомоптимального раз-меразаказа. Оптпмальныйразмерзаказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и повторение заказа, атакжедостачьнаилучшего сочетания взаимодейстаующих факторов,та-ких как используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов истоимостьзаказа.

Расчетинторвалавременимежду заказами можнопроизводить по формуле (3):

(3)

где N — количество рабочих дней в году, дни;

5 — потребность в заказываемом продукте, шт.;

ОРЗ — оптимальный размер заказа, шт.

Полученный с помощью формулы интервал времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок. Например, при полученном расчетном результате (4 дня) возможно использовать интервал в 5 дней, чтобы производить заказы один раз в неделю [3].

Исходные данные для расчета параметров системы следующие:

• потребность в заказываемом продукте, шт.;

• интервал времени между заказами, дни;

• время поставки, дни;

• возможная задержка поставки, дни.

Гарантийный (страховой) запас, позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через пере-счетразмеразаказа такимобразом,чтобы е го поставка увеличила запасдожелатель-ного максимального уровня.

Так как в рассма'фиваемой системе момент заказа заранее ощэеделени не меняется ни при каких обстоятельствах, постоянно пересчитываемым параметром является именно размер заказа. Его пы-числение основывается паї прогнозируемом уровнепотребления домомента поступления заказа на склад организации. Расчет размеразаказавсистемес фиксщюванным интерваломвремгни между заказами про-изводитсяпоформуле(4):

РЗ = МЖЗ - ТЗ + ОП , (4)

где РЗ — размер заказа, шт.;

МЖЗ — желательный максимальный запас,

шт.;

ТЗ — текущий запас, шт.;

ОП — ожидаемое потребление за время поставки, шт.

Как видно из формулы, размер заказа рассчитывается таким образом, что при условии точного соответствия фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до желательного максимального уровня. Разница между желательным максимальным и текущим запасом определяет величину заказа, необходимую для восполнения запаса до желательного максимального уровня на момент расчета, а ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это воспол-нениевмомент осуществленияпоставки.

Поддержание запаса на необходимом уровне (контроль уровня, выполнение расчетов, размещение очередных заказов, получение заказанных материалов и т. д.) требует определенных затрат труда персонала и денежных расходов. Эти ресурсы всегда ограничены, поэтому появляется естественное желание использовать имеющиеся ресурсы для управления запасами оптимальным образом. Иными словами, сосредоточиться на наиболее важных элементах материального запаса. Эту задачу можно решить с помощью анализа структуры запасов. Сначала стоит все запасы разделить на предметные группы. Для установления за различными группами товара уровней контроля и уровня их важности следует провести АВС-анализ.

В связи с тем, что ИП Беркетов А. Н. — это торговое предприятие, реализующее канцелярские товары, проведем АВС-анализ на примере данной товарной группы. Формально рынок канцтоваров делится на две условные части: школьные и офисные принадлежности. Как правило, они отличаются лишь ассортиментом и уровнем исполнения. Учащиеся пользуются определенным набором, а работникам офисов требуется куда больше разных предметов.

На канцелярские товары школьного назначения максимум продаж приходится на период с 15 августа по 15 сентября, а с марта их реализация практически замирает. У офисных принадлежностей объем продаж более стабилен в течение всего года. К тому же у продавцов этого товара есть круг постоянных клиентов. Единственным заметным «пиком» продаж является декабрь, поскольку в преддверии новогодних и рождественских праздников закупается максимум сувениров, бизнес-аксессуаров и канцтоваров. «Пиковый» сезон длится около полутора месяцев: с 15 ноября по 31 декабря.

Для установления степени контроля за различными категориями товаров следует провести АВС-анализ. С этой целью необходимо разделить канцелярские товары по назначению. Они по данному признаку подразделяются на:

• средства оргтехники;

• принадлежностидля письма;

• принадлежности для черчения;

• принадлежности для рисования — то-варыхудожественного назначения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предметы офисной техники;

• школьные товары.

Исходные данные для проведения АВС-анализа приведены в таблице 1. Школьные

принадлежности и офисный ассортимент следует отнести к группе запасов А, принадлежности для письма и принадлежности для черчения относятся к группе запасов В, принадлежности для рисования и средства оргтехники, на долю которых вместе приходится менее одного процента в общем объеме товарооборота, относим к группе запасов С.

Запасы товаров группы А подлежат постоянному контролю и подсчету, основанием для формирования запасов данной группы является прогноз спроса.

Таблица 1 Исходные данные для проведения АВС-анализа

Товарная группа Объем реализации за 3 мес., шт. Объем реализации за 3 мес., руб. Доля в общем объеме, %.

1. Средства оргтехники 4 325 0,30

2. Принадлежности для письма 801 18969 18,02

3. Принадлежности для черчения 535 14000 13,29

4. Принадлежности для рисования 12 700 0,66

5. Офисный ассортимент 455 22750 21,61

6. Школьные принадлежности 922 48520 46,09

Итого: 2296 105264 100

Для стабильного удовлетворения спроса на товары данной группы при условии его повышения необходимо создать страховой запас. В зависимости от времени года номенклатура товаров группы А может резко изменяться. Например, в начале учебного года в ней могут преобладать товары для школьников, а в сезон новогодних праздников — товары в подарочном исполнении. Спрос на эти товары высок, скорость реализации велика, соответственно, количество товара на складе должно быть достаточным для обеспечения потребностей. Стоимость товара напрямую влияет на оборачиваемость товаров в данной группе, т. к. данный товар не всегда является «сверхнеобходимым» и его можно купить в любом месте.

В связи с тем, что торговое предприятие находится в непосредственной близости от Автотранспортного колледжа, значительна доля принадлежностей для черчения, на нее приходится 13,29% товарооборота. За-

купки производятся стабильно в течение учебного года. Спрос на чертежные принадлежности снижается во время летних каникул. В это время запасы чертежных принадлежностей не пополняются.

Для номенклатурных позиций группы В применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций группы А, но реже и с большими приемлемыми допусками. Цена товара в данной группе товара влияет на скорость оборачиваемости товара, но незначительно. Это объясняется близостью данного торгового предприятия к Автотранспортному колледжу и отсутствием поблизости других торговых точек с таким же ассортиментом чертежных принадлежностей.

Как уже говорилось, к группе С отнесены принадлежности для рисования, средства оргтехники. Основной особенностью товаров группы С является их наличие на складе. Покупаются они «от случая к случаю», вносят незначительный вклад в общий товарооборот. Взаимосвязи между ценой и объемом продаж данного товара в нашем случае не обнаружено.

общую структуру запасов в торговом предприятии ИП Беркетов А. Н. можно представить в виде круговой диаграммы, представленной на рисунке 5. Он соответствует структуре товарооборота.

Средства

21,61%

Рисунок 1. Структура запасов в ИП Беркетов А. Н.

Для более глубокого анализа ассортимента был проведен АВС-анализ внутри товарных групп, отнесенных к группам А и В. Он позволил выявить товары-«локомотивы». В группе школьных принадлежностей таковыми являются тетради, доля которых составляет 80,71% объемов продаж этой группы. В группе офисного ассортимента лидирует товарная позиция «Папки и скоросшивате-

ли», на ее долю приходится 79,89%. Среди пишущих принадлежностей лидером являются ручки, их доля в этой группе составляет 77,38%. Наиболее популярным товаром среди принадлежностей для черчения является форматная бумага, она занимает 85,71% товарооборота этой группы.

Благодаря данному анализу была установлена периодичность и степень контроля за запасами. Было выявлено, что инвентаризация и заказ элементов группы А должны производиться еженедельно, позиции группы В следует заказывать один раз в две недели, а для товаров группы С - один или два раза в месяц.

Таким образом, установив четкий контроль за запасами тетрадей, папок и скоросшивателей, ручек и форматной бумаги, можно быть уверенным, что на 80% продажи будут обеспечены необходимыми запасами.

в настоящее время в торговом предприятии ИП Беркетов А. Н. применяется система с фиксированным интервалом времени между заказами, заказы делаются в строго определенные моменты времени. интервал времени равен семи дням.

Так как в рассматриваемой системе момент заказа заранее определен и не меняется ни при каких обстоятельствах, постоянно пересчитываемым параметром является именно размер заказа. Его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступле-ниязаказа на склад организации. Расчет размера заказа в системесфиксированным интерваломвременимежду заказами производится по фор муле (4). Размер заказа в ИП Беркетов А. Н. равен:

Р3=1203 613+567=1157 шт.

Для анализа эффективности управления запасами следует также проанализировать показатель равномерное™ поставок р. Он рассчиталваетсяпоследующим формулам (5), (6):

p = l00-V, (5)

V = 1-------------*100% , (6)

х

где V —коэффициент вариации; х. — объемпоставок в г-периоде; х — среднеарифметическое значение; п — количество периодов.

Проведя расчеты, мы получаем:

Таблица 2 Данные для расчетов показателя равномерности поставок

Период Объем поставок, шт. Отклонение от среднего Квадрат отклонения

1 4814 1867 3485689

2 1577 -1370 1876900

3 2452 -495 245025

Среднее 2947

Сумма - - 5607614

Показатель равномерности поставок равен 53,61%, это говорит о крайней неравномерности поставок. Для устранения данного недостатка нужно пересмотреть политику поставок, уравнивая поставки по количеству.

Кроме этого, для анализа эффективности управления запасами следует рассмотреть стоимость хранения единицы продукции. В связи с тем, что для хранения используется арендованное помещение, стоимость аренды является основной статьей затрат на хранение. Данные таблицы отражают стоимость хранения единицы продукции в разные периоды времени при разном объеме запаса.

Таблица 3 Данные для расчета издержек на хранение запасов

Период времени Суммарные затраты,руб. Объем ед. хранения, шт. Затраты на хранение, руб./ ед.

1. Февраль 1700 4814 0,35

2. Март 1700 1577 1,07

3. Апрель 1700 2452 0,69

Из данных, представленных в таблице

3, видно, что наименьшие затраты на единицу товара приходятся в период времени, когда на складе присутствует наибольшее количество запасов.

из этого можно сделать вывод о том, что хранение большего количества запасов выгоднее.

Анализируя эффективность управления запасами, нельзя не затронуть такой аспект деятельности торгового предприятия, как работа с поставщиками продукции. в г. Оренбурге представлено достаточное количество оптовых организаций, предлагающих самые разнообразные марки канцелярских товаров и дополнительные услуги. в целом возможны три варианта пополнения запасов:

• закупка и самостоятельная доставка запасов;

• закупка запасов у поставщика, который берет доставку на себя;

• закупка запасов вне г. Оренбурга (на крупнооптовых складах в г. Самаре, г. Москве).

В основном в настоящее время вся продукция для торговой деятельности закупается в одном месте с самостоятельной доставкой до места торговли. Преимуществом данного варианта является возможность выбора самого оптимального ценового варианта и визуальный контроль качества продукции. При таком варианте закупочная цена является самой низкой. Но недостатком являются значительные транспортные издержки.

в целом можно сделать вывод о том, что процесс управления запасами в торговом предприятии ИП Беркетов А. Н. налажен удовлетворительно. Для его совершенствования необходимо:

• работать над равномерностью поставок;

• пересмотреть оптимальный размер заказа с целью оптимизации расходов на хранение и транспортировку заказов;

• более гибко подходить к определению порядка пополнения запасов (в нашем случае лучшим вариантом пополнения запасов является самостоятельная их доставка).

определенного внимания заслуживает закупка товаров в крупных распределительных центрах городов Москвы и самары и их самостоятельная поставка, так как это позволяет увеличить прибыль предприятия, а также дает большее преимущество перед конкурентами в виде более низких цен.

Модель управления запасами зависит от специфики деятельности предприятия. Для ИП Беркетов А. Н. следует отметить следующие особенности деятельности.

Во-первых, спрос на канцелярские товары имеет разную величину в зависимости от разных периодов времени. В качестве таких периодов следует выделить четыре:

• подготовка к новому учебному году;

• предновогодний период;

• окончание учебного года;

• межсезонье.

В периоды подготовки к новому учебному году, предновогодний период, в момент окончания учебного года следует строго контролировать уровень запасов, для того чтобы не потерять клиентов из-за отсутствия какого-

либо товара. В этот момент не рекомендуем использовать систему управления запасами с фиксированным периодом времени. Преимущество здесь будет у системы управления запасами с фиксированным объемом. Во-вторых, между пиками спроса, т. е. в межсезонье, достаточно долгие отрезки времени, когда спрос на товар не высок и предсказуем. В эти отрезки времени использование системы управления с фиксированным объемом нецелесообразно. И здесь на первый план выходит система управления запасами с фиксированным периодом времени.

На основе выводов, изложенных ранее, в торговом предприятии ИП Беркетов А. Н. предлагаем использовать комбинированную систему управления запасами, синтезирующую в себе основополагающие черты модели с фиксированным периодом и модели с фиксированным объемом.

Как известно, модель с фиксированным периодом используется при управлении малоценными запасами, имеющими постоянный спрос, и главное, что при той ситуации, когда какие-либо запасы кончились, предприятие понесет небольшие потери. как было сказано выше, период между заказами в ИП Беркетов А. Н. равен 7 дням, срок пополнения — 1 день. Данная система применяется в период между пиками повышения спроса, спрос на товар в этот период относительно постоянен и точно прогнозируем.

Главным же преимуществом системы с фиксированным количеством является постоянный контроль уровня запасов. она применяется для управления дорогими запасами, при непредсказуемом спросе и в тех ситуациях, когда дефицит товара принесет большие издержки. Применяется она в периоды максимального спроса, когда нехватка товара обернется для предприятия большими убытками. В это время необходимо постоянно контролировать уровень запасов. к таким периодам можно отнести три периода в году:

• подготовка к школе (15 августа — 30 сентября). В этот период в товарообороте будет преобладать ассортимент школьных принадлежностей, а именно тетради, дневники, пеналы и др.;

• предновогодний период и период зимней сессии (1 декабря - 31 января). В этот период основная доля товарооборота будет приходиться на офисный ассортимент, а именно на дорогие подарочные ручки и сувениры, скоросшиватели и разнообразные папки для курсовых работ;

• окончание учебного года в вузах и колледжах (15 мая — 30 июня). В этот период товарами-«локомотивами» будут товары, которые связаны со сдачей итоговых работ. Ими могут быть папки для дипломных работ и проектов, ватманы, форматная бумага и пр. Наглядно данная система представлена на рисунке 2.

Данная система, синтезирующая в себе две основные системы управления запасами, позволяет использовать все достоинства обеих систем в интересах предприятия.

Применение синтезированной системы дает следующие преимущества: в моменты повышенного спроса мобильно реагировать на изменение спроса и количества запасов на складе, исключать ситуации дефицита товара, а следовательно, уменьшать возможные потери прибыли; в периоды между пиками спроса уменьшать затраты времени на инвентаризацию и контроль уровня запасов.

Модель управления запасами можно представить на рисунке 3. Описать ее можно следующим образом: потребитель формирует спрос, и в зависимости от периода спрос бу-

Уровень

спроса

/ Подготовка к школе V (15 августа 30 сентябре

I Предновогодний период

/ Окончание учебного го, I (15 мая 30 июня)

Систем а с фиксированным

объемом

Система с фиксированным

оба емом

Система с фиксированным об, амом

15 августа 30 сентября Ідекабря 31 декабря

5

Рисунок2. Система управления запасами в ИП Беркетов А. Н.

Рисунок 3. Модель управления запасами в ИП Беркетов А. Н.

дет различаться. Это объясняется разными потребностями клиентов в разные периоды времени. Модель управления запасами учитывает способ закупки товара. В нашем случае более предпочтительной является закупка товара на крупнооптовых складах ООО «Самсон — Опт», находящихся в г. Самаре. При «спокойном» спросе мы можем сделать относительно точный прогноз потребления товаров и поэтому можем рассчитывать на время поступления заказа из складов, находящихся вне города Оренбурга. во время пиков спроса потребности нельзя точно определить, поэтому на все запросы клиентов следует мобильно реагировать, и такой вариант, как закупка товаров у крупнооптовых поставщиков, не подходит, так как затраты времени в этом случае очень велики. в этом случае необходимо закупать товар у местных оптовых фирм.

Эффектом от внедрения данной модели будет являться:

• экономия времени на пополнение склада товаром;

• удовлетворение больших потребностей клиентов за счет мобильного реагирования на запросы клиентов;

• снижение убытков от неудовлетворенного спроса;

• снижение закупочных цен на 48,8%, а следовательно, и увеличение валовой прибыли на 48,8%, при условии сохранения розничных цен на прежнем уровне при закупке товаров у ООО «Самсон - Опт».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, руководитель, зная количество запасов на складе и анализируя спрос, определяет, какую систему предпочтительнее использовать в данный период времени. Предлагаемая модель позволяет оптимизировать затраты на управление запасами и увеличить эффективность своей деятельности.

Литература

1. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика : учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. — М. : Проспект, 2006. — 437 с.

2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. — М. : ИНФРА-М, 2003. — 364 с.

3. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. М. Гаджинский. — М. : информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. — 432 с.

4. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии : учебник / Б. М. Генкин. — М. : норма, 2008. — 480 с.

5. Экономика труда: социально-трудовые отношения : учеб. пособие для вузов / под ред. Волгина, Ю. Г. Одетова. — М. : Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.