Научная статья на тему 'Вызовы перед логистикой'

Вызовы перед логистикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАС / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуринович Анна Алексеевна

В статье рассмотрены особенности проектирование системы управления запасами торгового оборудования для торгового зала магазина в организации, занимающейся розничной торговлей спортивной одеждой и обувью, описаны основные модели управления запасами, методы анализа запасов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the design features of the inventory management system of the trading equipment for sales area store in an organization dedicated to retail sportswear and footwear, describes the basic model of inventory management, inventory methods of analysis

Текст научной работы на тему «Вызовы перед логистикой»

ВЫЗОВЫ ПЕРЕД ЛОГИСТИКОЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проектирование системы управления запасами торгового оборудования для торгового зала магазина в организации, занимающейся розничной торговлей спортивной одеждой и обувью, описаны основные модели управления запасами, методы анализа запасов.

Ключевые слова: запас, материальный поток, товарно-материальные ценности, торговое оборудование, модели управление запасами.

CHALLENGES TO LOGISTICS

Annotation. The article describes the design features of the inventory management system of the trading equipment for sales area store in an organization dedicated to retail sportswear and footwear, describes the basic model of inventory management, inventory methods of analysis.

Keywords: stock, material flow, material goods, business equipment, inventory management model.

Тема управления складскими запасами освещается многими отечественными и зарубежными авторами, так как вызывает практический интерес в любой отрасли

Запас - это форма существования материального потока, который имеет границы во времени и пространстве. Запасами обладают производственные предприятия, розничные торговые предприятия, порты, страховые компании, биржи и так далее.

Торговое оборудование с точки зрения логистики является материальным потоком и запасом товарно-материальных ценностей. Данная категория имеет свои характеристики и особенности прогнозирования, заказа, поставки и потребления. В отличие от других товарно-материальных ценностей, торговое оборудование для розничной сети не может приносить чистую прибыль, если речь не идет о предприятии-изготовителе оборудования.

В конце 2014 г. многие предприятия в России столкнулись со сложной экономической и политической ситуацией, что не могло не отразиться на их деятельности.

Рассмотрим в качестве примера компанию ООО «Адидас», организация занимается розничной торговлей спортивными товарами, открывает собственные магазины, так как имела негативный опыт работы по франшизе. До середины 2014 г. целью компании было сокращение доли оптовых продаж в своем обороте - они не превышают 9 %, хотя в 2008 г. составляли 32 %. Это обеспечивает больший контроль за розницей - магазины должны соответствовать модному и инновационному имиджу бренда. Однако не секрет, что в начале 2015 г. компания объявила о намерении закрыть 200 «нерентабельных», по словам генерального директора компании, магазинов.

За 2013 и 2014 гг. Адидас открыл более 400 брендовых магазинов различных концепций: Adidas Performance, Adidas Kids, Neo, Originals, Rockport, Reebok Classic, Reebok Fit Hub, Reebok Kids. Для каждой концепции разработана соответствующая коллекция оборудования, которая учитывает характер представляемого товара. Например, во все магазины Reebok поставляются кубы для тренировок кроссфит (программа силовых упражнений с повышенной интенсивностью), кольца, гантели и утяжеленные мячи, что дает возможность покупателю протестировать обувь и спортивную одежду под руководством квалифицированного персонала прямо в магазине. Оборудование магазинов Kids адаптировано для детей: вешалки меньшего размера, яркие пуфики для примерки обуви, детские манекены для представления одежды.

УДК 164.01 А.А. Гуринович

Anna Gurinovich

© Гуринович А.А., 2015

Если основная деятельность компании - определенная сфера торговли, не связанная с торговым оборудованием, то неизбежно появляется еще одна задача - оборудование должно перейти в использование как можно скорее, чтобы не образовать неликвидный сток.

Сложно найти каналы сбыта; затраты на хранение велики по причине больших объемов занимаемой складской площади, таким образом, чтобы не нести дополнительные расходы, часто организация принимает решение об утилизации оборудования. С данной проблемой сталкиваются крупные организации, самостоятельно осуществляющие закупку торгового оборудования для собственного потребления. Чтобы избежать колоссальных убытков в этой области, организация должна спроектировать грамотную систему управления запасами с учетом специфики такого запаса товарно-материальных ценностей, как торговое оборудование.

Рассмотрим особенности торгового оборудования.

1. Закупка. Из-за политики глобального офиса в Германии офис в России вынужден 95 % оборудования закупать у глобальных поставщиков - импортных, и только 5 % может закупать локально. Любая закупка сопровождается коммерческим обоснованием и нуждается в согласовании, это влияет на сроки подтверждения заказа и, как следствие, на сроки поставки. Отгрузка в магазин требует согласования территориальных менеджеров, так как они контролируют бюджет магазинов своей территории.

2. Сроки производства. Поставщик производит оборудование (иногда закупает у производителя) либо под конкретный заказ, либо по прогнозу на 3 месяца вперед. Сроки производства колеблются от 4 недель до 9 месяцев.

3. Транспортировка. Торговое оборудование для магазинов России и Казахстана, а также некоторых магазинов Украины, Азербайджана и Белоруссии, поставляется из Турции, Германии и Китая, Чехии, частично производится в России. Оборудование приезжает из Турции за 7-12 дней, из Чехии за 6-8 дней, из Германии за 5-7 дней, из Китая за 45 дней. В новые магазины оборудование поставляется напрямую от поставщика, минуя склад. Однако существуют и исключения, так как открытие магазина - процесс сложный, учитывает множество факторов, начиная от условий арендодателя, заканчивая политической и экономической ситуацией в стране. Из Турции все оборудование поступает исключительно на склад, так как преимущественно консолидируются множество заказов с целью экономии на транспортировке.

4. Стоимость. Большая часть торгового оборудования является основными средствами, т.е. стоимость превышает 40 тыс. руб. и срок эксплуатации больше года. Ввиду большой остаточной стоимости из закрывающегося магазина оборудование вывозится на склад под другие проекты, но система учета в системе оборудования по остаточной стоимости и контроля за расходом не налажена в полной мере из-за сложности технической проработки данного процесса.

5. Хранение.

6. Габариты. По сравнению с товаром, идущим на реализацию, оборудование имеет гораздо большие размеры, что означает сокращение складской площади, занятой под хранение товара.

7. Вес. Состав торгового оборудования - преимущественно металл, МДФ, стекло, акрил, тяжелое оборудование желательно хранить как можно ниже во избежание травм сотрудников склада. Сам состав также можно выделить в отдельную позицию к рассмотрению, так как он обуславливает иногда необходимость большого количества упаковочных материалов. Например, для манекенов, зеркал, оборудования из стекла.

8. Сбыт. Торговое оборудование может быть либо поставлено в магазин в рамках концепта, где его стоимость будет амортизироваться, либо будет продано клиенту, работающему с компанией по франшизе, либо продано другому рынку (например, в Бразилию), либо утилизировано. В отличие от обычного товара, который продается со скидкой, оборудование со скидкой не реализуется из-за сложности обоснования таких продаж и специфичности самого оборудования. В случае, когда обору-

дование перепродается другому рынку, компания обязана оплатить транспортировку оборудования, это увеличивает затраты компании.

Схема движения торгового оборудования отображена на рисунке 1.

Поставщик ТО

Склад

Магазин i / Утилиза!

Утилизация

Оптовый кли-

Другой рынок

Рис. 1 Схема движения торгового оборудования в компании ООО «Адидас»

Для регулирования запасов применяют две основные модели: с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между поставками. Существуют и другие модели: заказ партии поставки, соответствующей потребности, определение объема заказа на основе установленных правил. В учебнике Аникина Б.А. по логистике подробно рассмотрены обе основные модели, а также модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и модель «максимум-минимум ».

В компании Адидас модель управления запасами модель с фиксированным интервалом времени используется для позиций высокооборачиваемого оборудования. Бизнес-аналитик отдела снабжения рассчитывает размер заказа по объему потребления того же периода предыдущего года. Низ-кооборачиваемое оборудование закупается под проекты и новые открытия, т.е. везется напрямую в магазин, минуя склад. Однако следует учитывать такие факторы, как отмена проекта после отгрузки оборудования от поставщика. В этом случае оборудование везется на склад. Также есть закрывающиеся магазины, из которых оборудование вывозится на склад под проект, реализация которого может отложиться или отмениться. В каждом магазине находится индивидуальный набор торгового оборудования, поэтому оборудование от одного отменившегося проекта не всегда представляется возможным использовать в полном объеме в другом проекте.

С какими проблемами сталкиваются крупные компании в 2015 г.?

Во-первых, в настоящее время на складе компании находится большое количество оборудования, которое стало неликвидным запасом, так как постоянно происходят изменения в маркетинге, схемах продвижения, изменилась даже стратегия компании и ее миссия. На смену концепции Perfomance пришли магазины Homecourt, пока их только 4, все находятся в Москве. Это Москва Мет-рополис, Химки, Кунцево и строящийся Колумбус. Однако планируются открытия магазинов в Архангельске и Новосибирске. Оборудование там используется совершенно новое, никакой статистики по тому, как потреблялись артикулы нет, количество артикулов увеличилось, как и стоимость одного открытия. В среднем, стоимость открытия увеличилась в 3 раза. Уходит в прошлое концепция Neo, поэтому все оборудование со склада подлежит утилизации. На смену Originals приходит Neighbourhood, стоимость его также больше в 3 раза. Каждое такое изменение несет за собой большие расходы, однако даже в сложной экономической ситуации компания не готова отказаться от новых направлений и принимает решения об утилизации неликвидного оборудования с целью освобождения складских площадей.

Во-вторых, компания работает с поставщиком по прогнозам на несколько месяцев вперед. Весь сток, который был запрогнозирован, но не использован, подлежит оплате и либо использованию, либо утилизации. Такая схема работы осуществлялась с 2 поставщиками, поэтому в ближайшие месяцы Адидас должен оценить, какое оборудование еще можно использовать, а какое необходимо списать. Со склада и от двух поставщиков всего необходимо утилизировать оборудование на сумму

1,5 млн евро. Это утилизация оборудования на 700 тыс. евро со склада, которая освободит 2000 м2 склада. Также расчет с поставщиками позволит прекратить сотрудничество по неудобной схеме, обратиться к другим поставщикам и заказывать оборудование «под проект».

В-третьих, компании необходимо использовать и оборудование, бывшее в употреблении, с закрытий нерентабельных магазинов. Арендодатели запрашивают высокие ставки аренды в долларах, поэтому компания приняла решение в течение 2015 г. отказаться от магазинов, чей операционный результат не соответствует ожиданиям. Уменьшается количество плановых открытий в текущем году. Теперь перед отделом снабжения ставятся иные задачи, не просто поставки оборудования на новые магазины в срок, но и максимальная проработка закрытий, так как остаточная стоимость магазина под закрытие велика (не вся стоимость оборудования успела амортизироваться, на это необходимо 4 гг.). С закрытия оборудование везется на склад, где его необходимо оприходовать и использовать под новые открытия, проекты в существующих магазинах, замену поврежденного оборудования и т.д. Это создает на складе дополнительный запас, который невозможно спрогнозировать бизнес-аналитику.

Поэтому есть необходимость пересмотреть систему управления запасами, чтобы оптимально сократить издержки по хранению и транспортировке оборудования.

Чтобы определить модель управления запасами для торгового оборудования, нужно проанализировать сами запасы по их стоимостной структуре, скорости оборота, срокам доставки, срокам производства и т.д. Методами такого анализа являются АВС-анализ и XYZ-анализ, а также их синтез. Данные методы подробно рассмотрены в логистике, в 80-х гг. ХХ в. оба метода предполагали единую процедуру разделения на группы по разным показателям. В настоящее время между методами есть принципиальное отличие: АВС-анализ предполагает вычленение групп из общей совокупности запасов, объектом XYZ-анализа является каждая позиция номенклатуры.

Суть АВС-анализа - все запасы на складе можно разделить условно на несколько групп в зависимости от того, как часто нужно осуществлять поставку, от стоимости, габаритов и множества других факторов; для каждой из групп можно разработать свою систему управления запасами, которая позволит при минимуме рисков и затрат обеспечить необходимый уровень запасов. В группу А многие авторы предлагают определять те позиции, чья стоимость в денежном выражении велика, но на складе запас немногочислен, и сходятся во мнении, что данная группа запасов требует особого внимания, контроля и учета, определение величины заказа, интервал поставки должны производиться по каждой позиции индивидуально. Позиции в группе В занимают среднее положение в формирование запасов на складе, к ним следует применять обычный контроль ткущего и страхового запаса на складе. Большую часть запасов на складе составляет группа С, на нее приходится незначительная часть финансовых вложений, за этой группой рекомендуют вести периодический учет.

Метод XYZ предполагает группировку запасов в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования [5]. Объектом анализа являются данные по реализации позиции, признак анализа - степень неравномерности расхода каждой позиции. спрос сложно, тенденции отследить нет возможности. В классическом варианте XYZ-анализа используется коэффициент вариации V, который рассчитывается как отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению [5]. По итогам двух анализов строится совместная матрица, после чего выделяются позиции, требующие наиболее тщательного контроля. Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запасами, так как категория А связывает в запасах значительную часть средств. Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период с еженедельной или ежемесячной проверкой запасов, колебания спроса на эти позиции значительны. Сложным вопросом является управление запасами, входящими в группы ВХ, BY, BZ, запасы составляю небольшую, но значимую группу, относительно колебаний спроса сложно сделать какие-либо

выводы. Во многих источниках предлагается применять как одинаковые, так и индивидуальные технологии планирования.

Для торгового оборудования сложно использовать такие критерии, как рентабельность, прибыль от реализации и т.п. Торговое оборудование в магазине носит обеспечивающую функцию, покупатель не оценивает отдельные элементы этого оборудования, а оценивает общий вид и состояние магазина - комфортно или некомфортно в магазине, удобно или неудобно оно расположено, насыщен ли магазин товаром или представлен скудный ассортимент. Таким образом, основная сложность проектирования системы управления запасами торгового оборудования кроется в определении и разработке классификаторов для анализа, так как от правильности выбора классификатора зависит исход исследования, общеизвестные классификаторы не дадут точного результата.

Литература по логистике содержит информацию по управлению запасами для товара, реализуемого потребителю, и во многом базируется на спросе. Поэтому применение рекомендуемых моделей и систем управления ограничено в сфере управления запасами торгового оборудования. Спрос на торговое оборудование регулируется не покупателем, а рядом факторов, внешних и внутренних: арендодатели, территориальные менеджеры, контроллинг, курс валюты, политическая ситуация в стране, политика глобального офиса и так далее. Учесть множество факторов гораздо сложнее, чем учесть предпочтения потребителя. Однако анализ структуры запасов, прогнозирование их потребления, оценка тенденций могут стать ключевым фактором для поддержания репутации компании, а также ее положения на рынке.

Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в стране, компания не отказывается от самостоятельной стройки магазинов розничной сети, появилась новая задача, новые цели, выполнение или невыполнение которых приведет либо к успеху, либо к провалу компании и потере доли на рынке. Это делает актуальным исследование в области разработки управления запасами торгового оборудования в крупной компании.

Библиографический список

1. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики / Т. А. Родкина: учебник; - М. : Проспект, 2013. - 608 с. - ISBN 978-5-392-09200-0.

2. Аникин, Б. А. Логистика / Б. А. Аникин. - М. : Проспект, 2006. - 406 с. ISBN 5-482-00771-5

3. Гайдаенко, А. А Логистика: учебник для вузов / О. В. Гайдаенко М.:КНОРУС, 2013 - 244 с. ISBN: 978-5390-00212-4

4. Галимова, Е. О. Куда уходят деньги, или логистика для предпринимателей: практическое пособие / Е. О. Галимова. - М.: КНОРУС, 2013 - 224 с. ISBN: 978-5-406-02828-5.

5. Канке, А. А. Основы логистики / А. А. Канке, И. П. Кошевая.: учебное пособие - М. : КНОРУС, 2010. -576 с. ISBN: 978-5-406-00172-1.

6. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная] / Д. В. Курочкин : курс лекций. - Минск : ФУАинформ, 2012. - 268 с.

7. Линдерс, М.., Управление снабжением и запасами. Логистика / Фирон, Х. М.: Виктория плюс - 2010, 768 с. ISBN 5-7931-0181-0

8. Мельников, В. П. Логистика / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе, А. К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с. ISBN 978-5-9916-2558-6

9. Миротин, Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов М.: Феникс, 2011 - 335 с ISBN 978-5-222-15076-4;

10. Миротин, Л. Б. Основы логистики Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2010. - 200 с. , ISBN: 5-238-02339-0

11. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник - 4-е изд-, перераб. и доп, - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. -520 с. ISBN 5-482-00348-5

12. Никифоров, В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок / М.: ГроссМедиа, 2011, 192с. ISBN 9785-476-00525-4

13. Стерлигова, А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник.-М.:ИНФРА-М, 2012. - 430с. ISBN: 978-5-16-003089-0

14. Уотерс, Д. Логистика: Управление цепью поставок Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г. - 503 с. ISBN 0-333-96369-5, ISBN 5-238-00569-5

15. Федоров, Л. С. Общий курс логистики / Учебное пособие М.: КНОРУС, 2013. - 224 с. ISBN 978-5-40602888-9

16. Фирон, X., Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. - СПб. : Полигон, 2012. - 768 с. ISBN 5-7931-0181-0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.