УДК 378.046
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В. Лемешова
В статье раскрываются структура, содержание и способ функционирования модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий
Ключевые слова: когнитивная компетентность, интерактивные образовательные технологии, модель педагогического процесса.
Проблемы компетентностно-ориентированного образования активно исследуются в педагогической науке. Большой вклад в разработку теоретических основ реализации компетентностного подхода внесли такие отечественные исследователи, как В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.
В научный оборот и в практику введено понятие ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый член общества.
Главная особенность ключевых компетенций заключается в том, что они обладают интегративной природой и объединяют знания, навыки и интеллект. Обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, ключевые компетенции базируются на когнитивных умениях, способствующих самостоятельному приобретению знаний.
Таким образом, в состав ключевых компетентностей исследователи обязательно включают компетентность в сфере познавательной деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Пинский и др.) или учебно-познавательную компетентность (Т.В. Иванова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.). Мы согласны с мнением Л.В. Семиной о том, что «указанные компетентности отражаются в понятии когнитивная компетентность » [3, с. 25].
Проведенный анализ позволяет нам определить когнитивную компетентность студентов как интегративное качество личности, определяющее ее готовность и способность к реализации когнитивных механизмов учебно-познавательной деятельности (целеполагания, планирования, анализа, рефлексии) и включающее в себя мотивационно-ценностный, познавательно-результативный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Когнитивная компетентность является одной из ключевых видов компетентности личности, поэтому в современных условиях ею должен овладеть каждый специалист. Ее можно рассматривать как составной компонент других видов компетентности, как личностную основу непрерывного образования.
Формирование у студентов когнитивной компетентности закономерно приводит к необходимости рассмотрения проблемы образовательных технологий.
Проведенный нами анализ литературы показал, что значительными возможностями в формировании у студентов когнитивной компетентности обладают интерактивные образовательные технологии [2].
Интерактивная образовательная технология - это специфическая форма организации познавательной деятельности, основанная на активном взаимодействии преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой.
В отличие от активных методов обучения, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование в образовательном процессе активности обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, путем создания проблемных ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий.
Интерактивное обучение предполагает обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Интерактивные методы предполагают также использование игровых форм обучения, в которых проявляется активность обучающихся, осуществляется аккумуляция и передача социального и личного опыта, а также создаются условия для более полной самореализации личности.
В интерактивном обучении роль преподавателя в основном заключается в умении организовать продуктивную групповую коммуникацию обучающихся.
Исследователи отмечают, что сущность интерактивного обучения состоит в том, что оно опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.
Основными характеристиками интерактивных технологий являются: концептуальность, диалогичность, сотрудничество преподавателя со студентами, индивидуальная траектория обучения, создание свободного творческого пространства, самостоятельная познавательная деятельность обучаемых, рефлексия, вариативность и гибкость содержания обучения.
Исследователи выделяют различные виды интерактивных образовательных технологий в вузе: проблемные технологии, кейс-технологии, проектные технологии, дискуссионные технологии, тренинговые технологии и др. [1].
Педагогическими средствами формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий являются:
- субъект-субъектное и групповое взаимодействие;
- сотрудничество и кооперация;
- мыследеятельность и смыслотворчество;
- диалог-полилог;
- свобода выбора способов усвоения учебного материала;
- ситуация успеха;
- рефлексия и самооценка результатов.
Чтобы управлять процессом формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных технологий, нужно обосновать модель этого процесса.
Мы считаем, что структурными частями такой модели как системы являются теоретико-методологический, программно-целевой, процессуальный, содержательный, операционально-практический, этапно-результативный и образовательно-педагогический компоненты.
26
Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)
Теоретико-методологической основой организации процесса формирования у студентов когнитивной компетентности средствами интерактивных технологий являются системный, аксиологический, гуманистический и личностно-деятельност-ный подходы в образовании, а также теории развивающего, проблемного, контекстно-ситуационного обучения.
Программно-целевой компонент модели включает в себя цель и педагогические задачи по формированию у студентов когнитивной компетентности. Способы и механизмы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой составляют содержание процессуального компонента модели.
Содержательный компонент модели включает в себя содержание мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности студентов.
Педагогические средства интерактивных технологий определяют содержание операционально-практического компонента модели.
В этапно-результативный компонент модели входят этапы и результаты формирования у студентов когнитивной компетентности.
Проведенный анализ позволяет нам графически представить модель процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных технологий (рис. 1)._
Программно-целевой компонент Цель:
формирование у студентов высокого уровня когнитивной компетентности. Педагогические задачи: 1. Формирование мотивационно-ценностного компонента. 2. Формирование познавательно-результативного компонента. 3. Формирование рефлексивно-оценочного компонента
о §
о
Е-ч
Процессуальный компонент
Педагогическое взаимодействие
Содержательный компонент Содержание мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности
т
Операционально-практический компонент (педагогические средства)
1. Субъект-субъектное и групповое взаимодействие.
2. Сотрудничество и кооперация.
3. Мыследеятельность и смыслотворчество.
4. Диалог-полилог.
5. Свобода выбора средств и способов познавательной деятельности.
6. Ситуация успеха. 7. Рефлексия и самооценка
Этапно-результативный компонент Этапы формирования когнитивной компетентности:
- формирование мотивационно-ценностного компонента (1 курс);
- формирование познавательно-результативного компонента (2-3 курсы);
- формирование рефлексивно-аналитического компонента (4-5 курсы). Результаты: уровни сформированном^ у студентов когнитивной компетентности (низкий, средний, высокий)
о
олсу
ог а д
о н н о
и
ц
цаз
и н
наг гОр
Рис. 1. Модель процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий
1 - Системный подход.
2 - Аксиологический подход.
3 - Гуманистический подход.
4 - Личностно-деятельностный подход.
Условные обозначения
Теоретико-методологические основы:
5 - Теория развивающего обучения.
6 - Теория проблемного обучения.
7 - Теория контекстно-ситуационного обучения.
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
Организационно-педагогические условия:
1 - Осуществление процесса формирования у студентов когнитивной компетентности средствами интерактивных образовательных технологий на основе научно обоснованной модели этого процесса.
2 - Комплексная реализация педагогических средств формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.
3 - Обеспечение информационной и методической поддержки процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.
4 - Реализация следующих этапов формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий: формирование мотивационно-ценностного компонента (1 курс), формирование познавательно-результативного компонента (2-3 курсы), формирование рефлексивно-оценочного компонента (4-5 курсы).
5 - Проведение промежуточного и итогового контроля эффективности процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.
6 - Осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными уровнями сформированности когнитивной компетентности, создание на занятиях с использованием интерактивных образовательных технологий доброжелательной атмосферы.
7 - Разработка и внедрение в практику учебно-методического комплекса по формированию у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.
Данная модель функционирует следующим образом.
В соответствие с целью и задачами формирования у студентов когнитивной компетентности в образовательном процессе вуза реализуются различные интерактивные технологии обучения: технологии проблемного обучения, кейс-технологии, проектные, игровые, дискуссионные, тренинговые, учебные, рефлексивно-оценочные и другие технологии.
Эти технологии реализуются посредством педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса: преподавателей со студентами, а также студентов между собой.
В результате этого взаимодействия у студентов формируются элементы мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности.
При этом используются различные педагогические средства: сотрудничество и кооперация, мыследеятельность и смыслотворчество, диалог-полилог, свобода выбора способов познавательной деятельности, ситуация успеха, рефлексия, самооценка и др.
Соблюдая принцип комплексности формирования у студентов всех компонентов когнитивной компетентности, необходимо обеспечивать приоритетное формирование определенных компонентов по курсам обучения: 1 курс - формирование мотивационно-ценностного компонента, 2-3 курсы - формирование познавательно-результативного компонента, 4-5 курсы - формирование рефлексивно-аналитического компонента.
При реализации модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности необходимо опираться на современные методологические подходы (системный, аксиологический, гуманистический, личностно-деятельностный) и педагогические теории развивающего, проблемного, контекстно-ситуационного обучения.
Кроме того, нужно соблюдать определенные организационно-педагогические условия реализации модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий: обеспечение информационной и методической поддержки, проведение промежуточного и итогового контроля эффективности педагогического процесса, осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными условиями сформирован-ности когнитивной компетентности и др.
Выявленные результаты сформированности у студентов когнитивной компетентности поступают к субъектам образовательного процесса (преподавателям и студентам). Они могут не соответствовать цели и задачам (поэтому эта связь на рисунке обозначена пунктирной линией). В этом случае в содержание и методику вносятся необходимые коррективы и процесс педагогического взаимодействия осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута запланированная цель.
Таким образом, спроектированная нами модель обеспечивает достижение высокого уровня сформированности у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий в вузе.
The article describes the structure, content and method of functioning of model of process of formation of students ' cognitive competence on the basis of interactive educational technologies
Keywords: cognitive competence, interactive educational technology, model, pedagogical process
Список литературы
1. Антюхов А.В. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учеб. пособие для магистров и аспирантов. М.: Педагогическое общество России, 2013. 320 с.
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011. 222 с.
3. Семина Л.В. Самостоятельная работа как средство формирования когнитивной компетентности бакалавров при изучении иностранного языка в педагогическом вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2013 214 с.
Об авторе
Лемешова Е.В - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского