Научная статья на тему 'Разработка модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий'

Разработка модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / COGNITIVE COMPETENCE / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MODEL / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лемешова Е.В.

В статье раскрываются структура, содержание и способ функционирования модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF STUDENTS '' COGNITIVE COMPETENCE ON THE BASIS OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article describes the structure, content and method of functioning of model of process of formation of students '' cognitive competence on the basis of interactive educational technologies

Текст научной работы на тему «Разработка модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий»

УДК 378.046

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В. Лемешова

В статье раскрываются структура, содержание и способ функционирования модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий

Ключевые слова: когнитивная компетентность, интерактивные образовательные технологии, модель педагогического процесса.

Проблемы компетентностно-ориентированного образования активно исследуются в педагогической науке. Большой вклад в разработку теоретических основ реализации компетентностного подхода внесли такие отечественные исследователи, как В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.

В научный оборот и в практику введено понятие ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый член общества.

Главная особенность ключевых компетенций заключается в том, что они обладают интегративной природой и объединяют знания, навыки и интеллект. Обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, ключевые компетенции базируются на когнитивных умениях, способствующих самостоятельному приобретению знаний.

Таким образом, в состав ключевых компетентностей исследователи обязательно включают компетентность в сфере познавательной деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Пинский и др.) или учебно-познавательную компетентность (Т.В. Иванова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.). Мы согласны с мнением Л.В. Семиной о том, что «указанные компетентности отражаются в понятии когнитивная компетентность » [3, с. 25].

Проведенный анализ позволяет нам определить когнитивную компетентность студентов как интегративное качество личности, определяющее ее готовность и способность к реализации когнитивных механизмов учебно-познавательной деятельности (целеполагания, планирования, анализа, рефлексии) и включающее в себя мотивационно-ценностный, познавательно-результативный и рефлексивно-оценочный компоненты.

Когнитивная компетентность является одной из ключевых видов компетентности личности, поэтому в современных условиях ею должен овладеть каждый специалист. Ее можно рассматривать как составной компонент других видов компетентности, как личностную основу непрерывного образования.

Формирование у студентов когнитивной компетентности закономерно приводит к необходимости рассмотрения проблемы образовательных технологий.

Проведенный нами анализ литературы показал, что значительными возможностями в формировании у студентов когнитивной компетентности обладают интерактивные образовательные технологии [2].

Интерактивная образовательная технология - это специфическая форма организации познавательной деятельности, основанная на активном взаимодействии преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой.

В отличие от активных методов обучения, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование в образовательном процессе активности обучающихся.

Использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, путем создания проблемных ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий.

Интерактивное обучение предполагает обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Интерактивные методы предполагают также использование игровых форм обучения, в которых проявляется активность обучающихся, осуществляется аккумуляция и передача социального и личного опыта, а также создаются условия для более полной самореализации личности.

В интерактивном обучении роль преподавателя в основном заключается в умении организовать продуктивную групповую коммуникацию обучающихся.

Исследователи отмечают, что сущность интерактивного обучения состоит в том, что оно опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Основными характеристиками интерактивных технологий являются: концептуальность, диалогичность, сотрудничество преподавателя со студентами, индивидуальная траектория обучения, создание свободного творческого пространства, самостоятельная познавательная деятельность обучаемых, рефлексия, вариативность и гибкость содержания обучения.

Исследователи выделяют различные виды интерактивных образовательных технологий в вузе: проблемные технологии, кейс-технологии, проектные технологии, дискуссионные технологии, тренинговые технологии и др. [1].

Педагогическими средствами формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий являются:

- субъект-субъектное и групповое взаимодействие;

- сотрудничество и кооперация;

- мыследеятельность и смыслотворчество;

- диалог-полилог;

- свобода выбора способов усвоения учебного материала;

- ситуация успеха;

- рефлексия и самооценка результатов.

Чтобы управлять процессом формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных технологий, нужно обосновать модель этого процесса.

Мы считаем, что структурными частями такой модели как системы являются теоретико-методологический, программно-целевой, процессуальный, содержательный, операционально-практический, этапно-результативный и образовательно-педагогический компоненты.

26

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

Теоретико-методологической основой организации процесса формирования у студентов когнитивной компетентности средствами интерактивных технологий являются системный, аксиологический, гуманистический и личностно-деятельност-ный подходы в образовании, а также теории развивающего, проблемного, контекстно-ситуационного обучения.

Программно-целевой компонент модели включает в себя цель и педагогические задачи по формированию у студентов когнитивной компетентности. Способы и механизмы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой составляют содержание процессуального компонента модели.

Содержательный компонент модели включает в себя содержание мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности студентов.

Педагогические средства интерактивных технологий определяют содержание операционально-практического компонента модели.

В этапно-результативный компонент модели входят этапы и результаты формирования у студентов когнитивной компетентности.

Проведенный анализ позволяет нам графически представить модель процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных технологий (рис. 1)._

Программно-целевой компонент Цель:

формирование у студентов высокого уровня когнитивной компетентности. Педагогические задачи: 1. Формирование мотивационно-ценностного компонента. 2. Формирование познавательно-результативного компонента. 3. Формирование рефлексивно-оценочного компонента

о §

о

Е-ч

Процессуальный компонент

Педагогическое взаимодействие

Содержательный компонент Содержание мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности

т

Операционально-практический компонент (педагогические средства)

1. Субъект-субъектное и групповое взаимодействие.

2. Сотрудничество и кооперация.

3. Мыследеятельность и смыслотворчество.

4. Диалог-полилог.

5. Свобода выбора средств и способов познавательной деятельности.

6. Ситуация успеха. 7. Рефлексия и самооценка

Этапно-результативный компонент Этапы формирования когнитивной компетентности:

- формирование мотивационно-ценностного компонента (1 курс);

- формирование познавательно-результативного компонента (2-3 курсы);

- формирование рефлексивно-аналитического компонента (4-5 курсы). Результаты: уровни сформированном^ у студентов когнитивной компетентности (низкий, средний, высокий)

о

олсу

ог а д

о н н о

и

ц

цаз

и н

наг гОр

Рис. 1. Модель процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий

1 - Системный подход.

2 - Аксиологический подход.

3 - Гуманистический подход.

4 - Личностно-деятельностный подход.

Условные обозначения

Теоретико-методологические основы:

5 - Теория развивающего обучения.

6 - Теория проблемного обучения.

7 - Теория контекстно-ситуационного обучения.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

Организационно-педагогические условия:

1 - Осуществление процесса формирования у студентов когнитивной компетентности средствами интерактивных образовательных технологий на основе научно обоснованной модели этого процесса.

2 - Комплексная реализация педагогических средств формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.

3 - Обеспечение информационной и методической поддержки процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.

4 - Реализация следующих этапов формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий: формирование мотивационно-ценностного компонента (1 курс), формирование познавательно-результативного компонента (2-3 курсы), формирование рефлексивно-оценочного компонента (4-5 курсы).

5 - Проведение промежуточного и итогового контроля эффективности процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.

6 - Осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными уровнями сформированности когнитивной компетентности, создание на занятиях с использованием интерактивных образовательных технологий доброжелательной атмосферы.

7 - Разработка и внедрение в практику учебно-методического комплекса по формированию у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий.

Данная модель функционирует следующим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствие с целью и задачами формирования у студентов когнитивной компетентности в образовательном процессе вуза реализуются различные интерактивные технологии обучения: технологии проблемного обучения, кейс-технологии, проектные, игровые, дискуссионные, тренинговые, учебные, рефлексивно-оценочные и другие технологии.

Эти технологии реализуются посредством педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса: преподавателей со студентами, а также студентов между собой.

В результате этого взаимодействия у студентов формируются элементы мотивационно-ценностного, познавательно-результативного и рефлексивно-аналитического компонентов когнитивной компетентности.

При этом используются различные педагогические средства: сотрудничество и кооперация, мыследеятельность и смыслотворчество, диалог-полилог, свобода выбора способов познавательной деятельности, ситуация успеха, рефлексия, самооценка и др.

Соблюдая принцип комплексности формирования у студентов всех компонентов когнитивной компетентности, необходимо обеспечивать приоритетное формирование определенных компонентов по курсам обучения: 1 курс - формирование мотивационно-ценностного компонента, 2-3 курсы - формирование познавательно-результативного компонента, 4-5 курсы - формирование рефлексивно-аналитического компонента.

При реализации модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности необходимо опираться на современные методологические подходы (системный, аксиологический, гуманистический, личностно-деятельностный) и педагогические теории развивающего, проблемного, контекстно-ситуационного обучения.

Кроме того, нужно соблюдать определенные организационно-педагогические условия реализации модели процесса формирования у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий: обеспечение информационной и методической поддержки, проведение промежуточного и итогового контроля эффективности педагогического процесса, осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными условиями сформирован-ности когнитивной компетентности и др.

Выявленные результаты сформированности у студентов когнитивной компетентности поступают к субъектам образовательного процесса (преподавателям и студентам). Они могут не соответствовать цели и задачам (поэтому эта связь на рисунке обозначена пунктирной линией). В этом случае в содержание и методику вносятся необходимые коррективы и процесс педагогического взаимодействия осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута запланированная цель.

Таким образом, спроектированная нами модель обеспечивает достижение высокого уровня сформированности у студентов когнитивной компетентности на основе интерактивных образовательных технологий в вузе.

The article describes the structure, content and method of functioning of model of process of formation of students ' cognitive competence on the basis of interactive educational technologies

Keywords: cognitive competence, interactive educational technology, model, pedagogical process

Список литературы

1. Антюхов А.В. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учеб. пособие для магистров и аспирантов. М.: Педагогическое общество России, 2013. 320 с.

2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011. 222 с.

3. Семина Л.В. Самостоятельная работа как средство формирования когнитивной компетентности бакалавров при изучении иностранного языка в педагогическом вузе: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2013 214 с.

Об авторе

Лемешова Е.В - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.