Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPUTER TESTING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшов А.Ю.

Рассматривается проблема организации промежуточной аттестации обучающихся, посредством компьютерного тестирования. Раскрывается сущность и результат компьютерного тестирования. Предлагается вариант мобильной системы компьютерного тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MOBILE COMPUTER TESTING SYSTEM TO CONDUCT THE INTERMEDIATE EVALUATION OF STUDENTS

The problem of the organization of intermediate certification of students through computer testing is considered. The essence and the result of computer testing are revealed. The variant of mobile computer testing system is offered.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 373

РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А. Ю. Кудряшов Научный руководитель - С. А. Шикунов

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: ndrey95@mail.ru, shik34@yandex.ru

Рассматривается проблема организации промежуточной аттестации обучающихся, посредством компьютерного тестирования. Раскрывается сущность и результат компьютерного тестирования. Предлагается вариант мобильной системы компьютерного тестирования.

Ключевые слова: компьютерное тестирование, образовательный процесс.

THE DEVELOPMENT OF MOBILE COMPUTER TESTING SYSTEM TO CONDUCT THE INTERMEDIATE EVALUATION OF STUDENTS

A. Iu. Kudryashov Scientific Supervisor - S. А. Shikunov

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: ndrey95@mail.ru, shik34@yandex.ru

The problem of the organization of intermediate certification of students through computer testing is considered. The essence and the result of computer testing are revealed. The variant of mobile computer testing system is offered.

Keywords: computer testing, educational process.

Задача повышения эффективности и качества образования всегда обращают на себя особое внимание. От эффективности обучения зависит качество подготовки учеников школ и качество подготовки будущих специалистов. На эффективность обучения оказывает прямое влияние ряд факторов, но наиболее сильное влияние оказывает мотивация [1, с. 357]. Любые изменения, которые мы вносим в учебный процесс или любое воздействие на него оказывает прямое влияние на мотивацию учащихся. Именно от заинтересованности учащихся в обучении зависит его вовлеченность в учебный процесс, его стремление к получению знаний, умений и навыков.

Существующая практика контроля с использованием традиционных методов не использует все возможности контроля, и не позволяет охватить полные объемы материала. Так, например, во время проведения устного опроса учащиеся обычно получают 1 или 2 «случайных» вопроса, при письменном опросе до 5. Поэтому зачастую невозможно составить целостную картину об усвоении учащимися пройденного учебного материала. Кроме того, при традиционных методах контроля учащиеся сталкиваются с ситуациями превращения контроля в самоцель на занятии, с использованием однообразных форм контроля, с субъективизмом выставления оценок, отсутствии критериев оценивания, нечеткости постановки вопросов, невостребованностью изученных знаний, что отрицательно сказывается на их заинтересованности.

Для решения большинства проблем при проведении контроля и оценивания в настоящее время стали широко использовать метод тестирования. Применение тестов позволяет преподавателю с минимальными затратами времени и усилий получать информацию о качестве усвоения учащимися изучаемого материала, одновременно систематизируя и корректируя их знания,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

а также развивать познавательный интерес к дисциплинам. А учитывая развитие информационно-коммуникационных технологий, возможности тестирования значительно расширились. Электронный тест может использовать адаптивные технологии, включать в себя элементы деловой игры, сложную по сценарию систему подсказок и справочную систему, отслеживать пошаговое выполнение учащимися каких-либо действий, фактически реализовывая функции индивидуального репетитора [2, с. 42].

Эти возможности практически обеспечивают каждому учащемуся индивидуальную программу обучения, которая подстраивается под его личностные особенности восприятия информации, тем самым, реализуя организующую, обучающую и мотивирующую функции педагогического контроля.

Интерес к использованию тестирований в процессе обучения, подтверждается работами ряда авторов. Так, вопросы организации тестирования, методические аспекты, методики разработки тестов рассматриваются таким авторами, как Н. Ф. Ефремова, B. C. Аванесов, Ж. А. Бай-рамовой.

Влияние регулярного применения текущего тестового контроля на качество обучения рассмотрено в работах В. Н. Ефимова, Н. В. Изотовой, М. Р. Кудаева.

Методологические и педагогические основы создания и использования программных комплексов, предназначенных для организации компьютерного тестирования, описаны в работах таких исследователей как А. Борк, Р. Вильяме, Е. И. Машбиц, С. Пейперт.

Основываясь на научных исследованиях, можно сказать, что вопросам использования такого метода контроля, как тестирование уделяется значительное внимание в педагогике, но, тем не менее, остаются ряд недостаточно освещенных вопросов. Так, например, разработке и использованию электронных тестов, разработке компьютерных систем для проведения компьютерного тестирования, уделяется не так много внимания, несмотря на то, что ИКТ в настоящее время прочно вошли в нашу жизнь и активно используются, в том числе, и в процессе обучения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить что работы, направленные на разработку и использование компьютерных систем для компьютерного тестирования при проведении промежуточной аттестации обучающихся являются важными и актуальными.

В основу была положена следующая гипотеза - разработка собственной программы для формирования компьютерных тестов позволит упростить процедуру разработки компьютерных тестов преподавателями и расширить практику их использования при промежуточной аттестации обучающихся.

Объектом исследования является образовательный процесс в образовательном учреждении.

Предметом исследования использование компьютерного тестирования при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

Научная новизна проекта заключается в разработке компьютерно-тестовой системы, предназначенной для разработки и организации компьютерного тестирования в рамках проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Для запуска и работы компьютерно-тестовой системы необходим компьютер со следующей конфигурацией и программным обеспечением:

• операционная система семейства WindowsXP /Windows 7/Linux;

• процессор: Pentium 1400 Mhz или выше;

• оперативной памяти: 512 Mb или выше;

• жесткий диск: 40 Gb;

• монитор с любым разрешением;

• устройства ввода: мышка и клавиатура;

• устройство вывода: принтер.

Компьютерно-тестовая система предназначена для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме тестирования. Работа с компьютерно-тестовой системой включает в себя два этапа:

1. Подготовку базы тестовых заданий, используя приложение «Администратор».

2. Непосредственное проведение тестирования, используя приложение «Клиент».

Приложение «Администратор».

Для подготовки тестирования используется приложение «Администратор», с помощью которого можно либо создавать новый тест, либо корректировать существующий (рис.1). Компьютерно-тестовая система работает с четырьмя типами вопросов:

• одиночный выбор;

• множественный выбор;

• установление соответствия;

• ручной ввод текста.

В тесте можно использовать сочетание различных типов вопросов.

Окно приложения «Администратор»

Приложение «Клиент».

Для непосредственного проведения тестирования используется приложение «Клиент». Открытие необходимого теста осуществляется с помощью панели меню «Файл», расположенной в верхней части окна.

После открытия теста, в левой части окна появится список вопросов, а так же запустится счетчик времени

В рамках работы была проведена апробация разработанной компьютерно-тестовой системы в МБОУ СОШ №10 г. Красноярск, с целью диагностики работы системы и её компонентов, для выявления возможных погрешностей и недоработок. По результатам апробации системы недоработок выявлено не было.

Библиографические ссылки

1. Аванесов В. С. Современные методы обучения и контроля знаний : учеб. пособие для проф. пед. состава вузов, преподавателей техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, обучающихся и аспирантов пед. вузов. М. : Кидди, 1998. 103 с.

2. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий : учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд. М. : Центр тестирования, 2005. 156 с.

3. Вилфорд Д. Современная типология педагогических тестов // Тесты в образовании. 1999. № 1. С. 14-29.

© Кудряшов А. Ю., 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.