© Плещёв В. В., 2012
ПЛЕЩЁВ Владимир Васильевич
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики и эконометрики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-61 e-mail: [email protected]
Разработка метрологии компетентно-ориентированных образовательных услуг
Ключевые слова: уровни изучения учебного элемента; условная цена учебного элемента; учебный рейтинг; потенциальная компетентность; потенциальная эрудиция; уровень учебной рентабельности; уровень потенциальной компетентности; уровень потенциальной эрудиции.
Аннотация. Определяется метрология компетентно-ориентированных образовательных услуг: показатели (уровни изучения и условная цена учебных элементов, учебный рейтинг, уровень учебной рентабельности, потенциальная компетентность и эрудиция и их уровни, интегральный рейтинг и др.), методы их измерения, расчета и применения.
В настоящее время активно развивается компетентностный подход к подготовке специалистов. Анализ литературы (например, [1-9]) выявляет два важных обстоятельства:
во-первых, в педагогической и нормативной литературе отсутствует устоявшаяся трактовка базовых терминов («компетенция», «компетентность», «компетентностный подход»), авторы определяют их в зависимости от цели и контекста исследования;
во-вторых, исследования носят, как правило, теоретический характер и не содержат обоснования и описания механизмов реализации компетентностного подхода и его метрологии.
В связи со сказанным предлагаем использовать следующие определения базовых понятий:
• компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним;
• компетентность - деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде;
• потенциальная компетентность (вводится автором) - компетентность, формируемая в процессе обучения, существующая в скрытом виде и проявляемая в практической деятельности;
• под компетентностным подходом к построению учебного процесса понимается ориентация всех его компонентов на приобретение будущим специалистом потенциальной компетентности и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Иерархическая последовательность построения профессиональных компетенций начинается с определения профессиональных компетенций на уровне специальности
или для некоторого блока взаимосвязанных учебных дисциплин (например, для профильных учебных дисциплин). Их дальнейшая детализация в виде определения дерева профессиональных компетенций для каждой дисциплины в отдельности позволяет решить проблему межпредметной согласованности и интеграции и получить единое дерево компетенций (модель специалиста).
Управление качеством обучения, включая компетенцию и компетентность, процедуры многокритериальной оптимизации, оценки и анализа вариантов обучения, требует определения количественных показателей качества. Трудность заключается в том, что компетентность - это приобретаемое в результате обучения интегральное качество, что обусловливает необходимость создания комплексных измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования.
Набор этих показателей, в свою очередь, зависит от конкретных критериев оптимальности формирования варианта обучения, в соответствии с которыми устанавливаются их номенклатура и значения. Каждый показатель может быть использован, если определена его метрика - методы измерения с оценочными шкалами, способы измерения или формула расчета для исходного или производного показателя соответственно. Все показатели по способу определения их значений можно разбить на две группы - исходные и расчетные, а по числу учитываемых факторов - на одно- и многофакторные (интегральные). Для оценки интегральных показателей могут применяться методики балльной оценки или определения и использования расчетных формул, которые учитывают существующие зависимости между показателями-факторами. Эти методики можно комбинировать.
Приведем порядок применения известной методики балльной оценки:
1) составляется дерево показателей-факторов;
2) каждой терминальной вершине эксперт присваивает оценку по десятибалльной шкале;
3) каждому исходному узлу дерева присваивается оценка, равная средней оценке ее подчиненных узлов;
4) для учета неоднородности показателей могут вводиться поправочные коэффициенты (веса), на которые умножаются оценки;
5) полученная оценка для корневого узла дает значение интегрального показателя.
При определении исходных и расчетных показателей были сделаны следующие
предположения.
В качестве исходных выбираются однофакторные показатели: уровни изучения, условная цена и нормативное учебное время по видам занятий, необходимое для изучения и освоения учебного элемента. Значения исходных показателей определяются экспертным путем. В оценке могут участвовать несколько независимых экспертов, полученные при этом результаты обрабатываются статистическими методами и методами теории экспертных оценок.
При определении значений показателей предполагается наличие линейной зависимости между интегральными и исходными показателями.
Выбор линейности обоснован следующими положениями.
Линейность предполагает некоторую пропорциональность элементов в системе, а нелинейность - ее отсутствие (например, важность некоторого элемента системы непропорциональна его размеру или весу). В нашем случае значение исходного показателя важности учебного элемента (будет рассмотрено ниже) задается его условной ценой - экспертной оценкой вероятности востребованности в практической работе результатов изучения учебного элемента, а не объемом получаемых знаний. Таким образом, мы исключили нелинейные зависимости при оценке важности учебного элемента. Линейность упрощает понимание этих формул и получаемых результатов. Поиск,
обоснование и применение более сложных нелинейных зависимостей целесообразны, когда получаемый результат от использования линейных зависимостей неудовлетворителен.
Предлагаемые далее расчетные формулы носят относительный, а не абсолютный характер. Главное назначение исходных и расчетных показателей - задать шкалы измерения для сравнения учебных элементов (различных уровней) по заданным показателям.
Приведем описание основных метрик (показателей).
Уровни изучения учебных элементов - средства, явления и методы деятельности, отобранные из изучаемой области дидактически. Не существует формальной процедуры определения уровня изучения. Обычно уровни (их число и содержание) определяются преподавателем индивидуально, исходя из его опыта, представлений о предмете, о вариативном обучении, об индивидуальных особенностях обучаемых и о самом процессе обучения. Классификация предметного содержания по уровням позволяет задать достаточно однородный по сложности и востребованности учебный материал и организовать поэтапный процесс обучения с переходом от одного уровня к другому, с учетом ранее полученных данных, достигая конечного результата, соответствующего способностям и мотивации обучаемых. Используя уровни изучения при групповой форме обучения, можно разделить группу обучаемых на подгруппы по способностям, мотивации и целям обучения. В качестве типового рабочего примера, апробированного на практике, предлагаем рассматривать три уровня изучения: начальный, основной и углубленный.
Учебный рейтинг - произведение экспертных оценок (по десятибалльной системе) объема получаемых знаний, навыков и быстроты освоения (оценка учебного времени, затрачиваемого на изучение) учебного элемента. Быстрота освоения обратно пропорциональна сложности учебного элемента. Значение учебного рейтинга можно расценивать как оценку эффективности изучения и освоения учебного элемента (программного средства). Чем выше учебный рейтинг, тем проще учебный материал и больше объем получаемых знаний за единицу учебного времени.
Условная цена учебного элемента - количественная экспертная оценка (по десятибалльной шкале) важности и вероятности использования (востребованности) в практической работе полученных знаний, навыков и умений (профессиональной компетенции) в результате изучения учебного элемента. Предметные компетенции по-разному действуют на формируемую компетентность. Очевидно, что чем больше вероятность использования предметной компетенции в практической работе, тем выше должна быть ее оценка с точки зрения формируемой компетентности. В информационной модели эта вероятностная оценка выбрана в качестве условной цены учебного элемента, формирующего эту компетенцию и, следовательно, соответствующую потенциальную компетентность. Будем считать оценкой для компетенций и потенциальных компетентностей, формируемых составными учебными элементами, сумму оценок для входящих учебных элементов. Таким образом, оценка компетенций и потенциальных компетентностей носит накопительный характер. Чем выше значение этого показателя, тем важнее для практической работы получаемые обучаемым (после изучения учебного элемента) знания и умения.
Уровень учебной рентабельности (учебная рентабельность) есть частное от деления условной цены на нормативное учебное время, затрачиваемое на изучение учебного элемента. Этот показатель характеризует эффективность использования учебного времени с точки зрения получения новых знаний и навыков (вне зависимости от уровня изучения). В учебной рентабельности учитываются не только объем получаемых знаний, умений или навыков, но и вероятность их использования в практической работе. Учебная рентабельность косвенно отражает сложность учебного элемента (очевидно,
что сложный учебный материал требует больше времени на изучение и освоение, чем простой).
Потенциальная компетентность - произведение уровня изучения учебного элемента на значение его условной цены. Будучи результатом обучения, потенциальная компетентность формируется из результатов изучения отдельных учебных элементов. Поэтому учебные элементы можно оценивать с точки зрения их значимости в формируемом результате обучения как потенциальной теоретической возможности формирования компетентности будущего специалиста. Из определения условной цены следует, что чем больше значение условной цены, тем выше потенциальная компетентность специалиста. Логично предположить, что знания, получаемые на более высоких уровнях изучения, имеют большую ценность при формировании компетентности, так как отражают их глубину (компетентный специалист имеет глубокие знания в некоторой области). Исходя из этих двух предположений для оценки потенциальной компетентности и предлагается данная расчетная формула. Как было сказано, компетенцию в образовании можно рассматривать как составную часть компетентности, поэтому формулу расчета значения показателя оценки потенциальной компетентности логично распространить и на компетенцию.
Потенциальная эрудиция (широкая осведомленность в какой-либо области), формируемая учебным элементом, - это частное от деления значения условной цены на уровень изучения учебного элемента. Очевидно, что эрудиция, формируемая в результате изучения учебного элемента, связана с его условной ценой: чем больше ее значение, тем выше эрудиция. Из определений эрудиции и уровня изучения следует, что знания, получаемые на более низких уровнях изучения, имеют большую ценность при формировании эрудиции, так как являются базовыми, более «популярными» в практической работе и более простыми при изучении, и за счет этого можно максимально увеличить при обучении объем получаемых знаний из различных областей, повышая эрудицию.
Уровень потенциальной компетентности/эрудиции - частное от деления значения потенциальной компетентности/эрудиции на нормативное учебное время, затрачиваемое на изучение учебного элемента. Это понятие аналогично понятию «учебная рентабельность», но уже по отношению к потенциальной компетентности/эрудиции. Оно характеризует эффективность использования учебного времени с позиции получения потенциальной компетентности или эрудиции соответственно. Очевидно, что показатель уровня потенциальной компетентности равен произведению значений уровней изучения и учебной рентабельности учебного элемента.
Относительный (процентный) рейтинг учебного элемента (например, условной цены) равен отношению значения учебного показателя для учебного элемента (например, темы) к максимальному его значению среди всех учебных элементов данного уровня анализа (условной цены по темам). Этот рейтинг позволяет сравнивать (в процентом выражении) учебные элементы между собой и с учебным элементом, который имеет максимальное значение показателя. Относительный рейтинг расставляет учебные элементы по шкале с градацией от 0 до 100 по соответствующему показателю.
Интегральный рейтинг (ИР) вычисляют по формуле:
ИР = ВЦ х РЦ + ВК х РК + ВЭ х РЭ + ВУР х РУР + ВУК х РУК+ ВУЭ х РУЭ,
где ВЦ, ВК, ВЭ, ВУР, ВУК, ВУЭ - значения весовых коэффициентов относительных рейтингов условной цены (РЦ), компетенции (РК), эрудиции (РЭ); уровней рентабельности (РУР), компетенции (РУК) и эрудиции (РУЭ) соответственно.
Данный рейтинг дает интегральную оценку учебного элемента с учетом значений указанных шести процентных рейтингов и их весовых коэффициентов.
Приведем обоснование этой расчетной формулы. Для пользователя может представлять интерес анализ учебных элементов и всего учебного варианта не по одному,
а сразу по группе показателей. В этом случае расчетная формула должна включать все показатели группы. В нашем случае, естественно, нужно включить процентные рейтинги по всем шести показателям, так как они имеют одну размерность и однозначно определяются значениями показателей, имеют одинаковую направленность. Примем линейную зависимость между этими шестью процентными рейтингами. Возможность варьирования весовых коэффициентов позволяет пользователю устанавливать приоритеты между показателями вплоть до нулевого (исключать из рассмотрения показатели, не нужные для анализа). Таким образом, пользователь может гибко изменять и адаптировать расчетную формулу к конкретным условиям анализа и проводить различные виды анализа.
Средние значения условной цены, компетенции, эрудиции, уровня изучения, учебного времени для одного учебного элемента отражают степень детализации составных учебных элементов, состоящих из нескольких учебных элементов. Использование этих показателей позволяет выявить чрезмерно или, наоборот, недостаточно детализированные составные учебные элементы и принять меры к устранению такой ситуации. При анализе вариантов обучения пользователь может выбирать нужные показатели и сохранять этот вариант настройки для последующего использования, что упрощает процесс анализа.
Информационная модель, построенная с использованием предложенной метрики позволяет автоматизировать процесс формирования (оптимального при наличии временных ограничений) и оценки предоставления образовательных услуг с точки зрения формирования максимальной компетентности при ограниченном учебном времени и, как результат, повысить качество образовательных услуг.
Источники
1. Башкирский А. И. Развитие компетентности в педагогическом общении у преподавателей учебных заведений МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002.
2. Белкин А. С., Нестеров В. В. Педагогическая компетентность : учеб. пособие. Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003.
3. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалиста как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: методология и практика : материалы Х симпозиума / под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М., 2002. Кн. 6.
4. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27).
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. М. : Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие. М. : АПК и ПРО, 2003.
7. Петров А. П. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестн. высш. шк. 2004. № 10.
8. Махмутова З. М. Теоретические основы профессиональной компетентности // Информатика и образование. 2004. № 12.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002.