Научная статья на тему 'Разработка методов квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов как элемента экономического механизма природопользования'

Разработка методов квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов как элемента экономического механизма природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Ю. В., Ермоленко Б. В.

Предложен новый подход к управлению выбросами загрязняющих веществ в атмосферу крупных городов, основанный на распределении квот приземных концентраций между хозяйствующими субъектами. Разработана структура экономико-математической модели для решения задачи квотирования выбросов и методы ее построения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Ю. В., Ермоленко Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was suggested another way of looking the management system of pollutant emission into the atmosphere of metropolis, which based on allocation of quotas the surface concentrations. It were developed the structure of economical mathematical model for solving tasks of optimization the allocation of quotas and the model-building technique.

Текст научной работы на тему «Разработка методов квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов как элемента экономического механизма природопользования»

документы, указанные в п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ. Страховые выплаты перечисляются ФСС на счет застрахованного лица, открытый в отделении банка.

Сроки уплаты страховых выплат. В ст. 10 Закона N 125-ФЗ определены сроки, в течение которых осуществляются страховые выплаты. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исходя из максимальной суммы, утвержденной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год.

Степень утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности устанавливается медико-социальной экспертизой в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Утрата трудоспособности определяется в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний".

В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 21.07.2007 N 183-Ф3 "О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Закон N 183-ФЗ) размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляется в 2008 году исходя из суммы, равной 50 200 руб.

Размер ежемесячных страховых выплат. В соответствии со ст. 15 Закона N 183-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из среднего заработка застрахованного лица и не может превышать в 2008 году 38 500 руб. за месяц [1,2].

Список литературы

1. Обухова, Т. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и аудит. 2008. № 1.

2. Сильвестрова, Т. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и аудит. 2008. № 1.

3. Страхование / Под ред. Федоровой Т.А. - М.: Экономистъ, 2004.

УДК 66.047

Ю.В. Соловьева, Б.В. Ермоленко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ КВОТИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ГОРОДОВ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

It was suggested another way of looking the management system of pollutant emission into the atmosphere of metropolis, which based on allocation of quotas the surface concentrations. It were developed the structure of economical mathematical model for solving tasks of optimization the allocation of quotas and the modelbuilding technique.

Предложен новый подход к управлению выбросами загрязняющих веществ в атмосферу крупных городов, основанный на распределении квот приземных концентраций между хозяйствующими субъектами. Разработана структура экономико-математической модели для решения задачи квотирования выбросов и методы ее построения.

В настоящее время экологическим законодательством Российской Федерации определены основные элементы механизмов регулирования негативного воздействия хозяйствующих субъектов на состояние природного потенциала. Этими элементами являются экологическое нормирование и система взимания платежей за загрязнение окружающей среды, в том числе и за загрязнение атмосферного воздуха. Однако при решении задач нормирования выбросов и использования экономических механизмов снижения негативных воздействий хозяйственной деятельности на территории крупных городов и промышленных центров возникают определенные проблемы.

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) конкретного производственно-хозяйственного объекта, находящегося на территории крупного промышленного центра, он обычно рассматривается как локальный источник загрязнения атмосферы (ИЗА). Наличие других источников выброса, таких как автотранспорт, энергетические, промышленные и иные предприятия, осуществляющих загрязнение территории вместе с рассматриваемым объектом, учитывается фоновыми концентрациями (ФК), предоставляемые по запросу природопользователя территориальными органами Росгидромета. При этом, разработчики нормативов вынуждены мириться с тем, что наблюдения ведутся далеко не во всех населенных пунктах России, а там, где они все-таки ведутся, количество стационарных постов весьма ограничено, и чаще всего эти посты достаточно далеко расположены от территории рассматриваемого объекта. Существенным является также факт организации наблюдений лишь за весьма ограниченной номенклатурой загрязняющих веществ. Все эти факторы часто приводят к необоснованному увеличению нормативов ПДВ и, как результат, к значительному превышению санитарно-гигиенических нормативов.

Также далек от идеала и элемент экономического механизма регулирования негативного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Чрезвычайно низкие ставки экологических платежей (их официальная индексация более чем в 50 раз ниже темпов инфляции) практически свели на нет стимулирующий эффект платы за выбросы. Естественно, предприятию выгоднее платить за загрязнение окружающей среды, чем инвестировать средства в природоохранные мероприятия.

Решение ряда из перечисленных выше проблем Правительство г. Москвы видит в создании экономически и социально ориентированной системы квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При этом ориентация будет осуществляться на:

— формирование квот приземных концентраций, а не масс выбросов загрязняющих веществ;

— распределение квот между отдельными природопользователями с учетом: уровня экологичности применяемых у них технологий, - социальной значимости их хозяйственной деятельности для г. Москвы, - социальной значимости для города территорий, находящихся в зоне влияния объектов, с учетом их функционального назначения, определенного схемами регионального зонирования;= интенсивности воздействия каждого из участников на окружающую среду;

— решение задачи распределения квот с применением экономико-математических моделей и современных методов оптимизации;

— обеспечение возможности перераспределения полученных квот между природо-пользователями на коммерческой основе.

Одним из основным этапов в исследовании данного вопроса является разработка экономико-математических моделей, которые позволили бы решать задачи оптимизации распределения квот допустимых концентраций компонентов выбросов в расчетных точках зоны квотирования.

Экономико-математические модели строятся для: - для каждого ./-го загрязняющего вещества, являющегося объектом квотирования в к-й потенциальной области квот зв тзв 1 1 о V лтзв. об.кв I ~ ~

тирования - у е 7 где ик] = {1, 2,..., у,..., ык] }; - всех р-х предприятий, действующих в к-й объединенной потенциальной области квотирования и выступающих в

ней в качестве субъектов квотирования ]-го загрязняющего вещества - для Ур е РЩр, где Р= 2,..., р,..., ЫПРр }; = всех ¿-х источников выброса]-го загрязняющего вещества каждого р-го предприятия к-й объединенной потенциальной области квотирования

\-/4 ^ тИЗА ^ ТЗпР ТИЗА ( 1 о \ТИЗА \

- для У г е 1Ър] и Ур е Ркр, где 1Ър] = {1, 2,..., г,..., МЬр] }; - множества узловых точек У V = Vузл = (к, I) расчетного прямоугольника координатами ( Ху, Гу ) - для

Уу = Vузл = (к, I) = ( Ху, ) е N узд.р."., У к е Кузл°¥ , У1 е ЬузлЮХ , где:

^.р.". ={1,2,. . . , V,. . . , ыг}, цлШ ={1,2,. . ., к,. . . , щлШ} ьузлОХ ={1,2,. . . , I,..., ыузл оХ};

- множества всех точек Уу = ( Ху, ) е Nрасч.пр1Ш расчетного прямоугольника; -множества V = ( Ху, ) -х расчетных точек зоны квотирования ]-го загрязняющего вещества в к-й объединенной потенциальной области квотирования - для

Уу = ( Ху, ) е N0кв.расч, где N= {1, 2,. . . , V,. . . , ы™^}.

В качестве критерия оптимизации будем использовать максимум суммарной массы выбросов загрязняющего вещества всеми предприятиями, приведенной к базовым социально-экономическим, эколого-экономическим и технико-экономическим показателям. Функционал задачи оптимального распределения квот между хозяйствующими субъектами как раз и задает эту суммарную массу, приведенную к базовым значениям показателей. Функционал задачи является линейной функцией введенных вещественных переменных, т.е. является линейным функционалом.

77_ \ 1 \ 1 знач.ИЗА зв \ 1 пдопВСУ ВСУ \ 1 \ 1 радиксниж.зв сниж. зв

Р = ^ ^арг} ' Хргу - ^Ру ' УУу - ^ ' 2ргу

Уррр Уге1ИА У у е N1°'.кв.расч Урерр Уге1&

В качестве таких вещественных переменных используются переменные трех

групп: - переменная Хр г у характеризует массу выбросов конкретного загрязняющего вещества в единицу времени из определенного источника выбросов рассматривае-

ВСУ

мого предприятия; - переменная у . определяет уровень увеличения предельно допустимых концентраций до значений временно согласованных в конкретных точках

сниж. зв

территории; - переменная zpij задает, при необходимости, степень радикального

снижения выбросов из отдельных источников.

Все переменные, используемые в модели, являются неотрицательными вещественными переменными. Коэффициентами при переменных функционала являются: -комплексный показатель относительной значимости для города рассматриваемого ис-

_ ^ знач.ИЗА

точника выброса - ар1у ; - комплексный показатель допустимости перехода от

предельно допустимого уровня концентрации к временно согласованному в расчетной точке - рдопВСУ; - комплексный показатель допустимости радикального снижения вы-

радиксниж.зе

бросов вещества из рассматриваемого источника загрязнения атмосферы - /р, у .

Область допустимых решений задачи будет ограничиваться системой линейных уравнений и неравенств. Можно выделить следующие основные блоки ограничений: Ограничение на суммарную концентрацию в у- й расчетной точке будет иметь вид

I I cZj X, Y, <т жет) - yj ь сГдопзе X Л, <ет ,Ф7) для VveN hOHKe.расч

ир wfö

VpEPfi VEI™

, Ы„ ,ф„ ) - У,,. Ь C, \л ,, ,!„, и,, ,ф„ ) для V V EN hj

Сзв ( \г вет вет \

__ pij (X v ,YV, uv , фу ) - концентрация j-го загрязняющего вещества в у-

й расчетной точке зоны квотирования, создаваемая i-м источником загрязнения атмосферы p-го предприятия при единичной (1 г/сек) массе выброса и наиболее неблагоприятных для этой точки метеоусловиях - скорости ветра uevem и направлении ветра

вет ^квот.доп.зв / лг вет J.eem\

yv (удельная концентрация); Cj (X у, Yy, Uv ) - распределяемая квота

допустимой концентрации j-го загрязняющего вещества в у - й расчетной точке, получаемая как разность предельно допустимого уровня концентрации ПДУЗв (Xv ,Yv) в

-<зв фон!

"J

транспортными магистралями, т.е.

С квот. доп.зв / лг \т вет вет \ т~г ТТЛ тзв / лг \т \ /—<звфон{ у \т вет вет \ -JV (Xv ,Yv, U , Фу ) = ПДУ](Xv ,Yv) - Сз ф (Xv ,Yv, U , Фу )

Кроме ограничений на суммарную концентрацию предусмотрено два вида ограничений на массу выбросов вещества из каждого источника. Ограничения снизу задаются неравенствами

зв . сниж.зв^ „„min зв

*pij + Zpij > mprj для Vi Е I™ , Vp Е РПР,

min зв

Где mp i j - минимально возможная масса выброса j-го вещества из i-го источника p-го предприятия в г/сек, которая соответствует наиболее совершенной с экологической точки зрения технологии производства, образующего выбросы из рассматриваемого источника, и применению наиболее эффективных методов очистки. Такая масса может считаться техническим нормативом выбросов.

Ограничения сверху лимитируют массу выбросов обоснованной заявкой на развитие производства, увеличение объемов выпуска продукции, появление новых источников выделения

, „ /^звфонг v v вет вет \

этой точке и фоновой концентрацией Сj (Xv,Yv, uv ,yv ), создаваемой авто-

„зв ^ „„max зв

XpU Ь mpij для Vi E I™ , Vp E РП

■pi]----pi] vl^*hp]>

max зв

где mp i ] - максимальная масса выброса j-го вещества из i-го источника p-го

предприятия в г/сек, заявленная предприятием на предстоящий период и предварительно согласованная с природоохранными органами.

Органами охраны окружающей среды должны быть сформированы ограничения на ррост допустимых концентраций. Такие ограничения будут иметь вид

< ДВСУ^ для Vv е Nз]в расч

Переменные модели линейного программирования, как уже говорилось выше, не должны принимать отрицательные значения. Условия неотрицательности переменных будут иметь следующий вид

Х3рв1] > о для V/е 1ИА, ^ЕРЛ,

л,всу \Ул, е= ~\гзонкв■ Расч

УУ] > 0 для vve ^

сниж■ зв /л у,- ТИЗА \_/„ ^ ппр

Z р/ } > 0 для ^ 6 ¡Ир] > ^ 6 РИ Р

Таким образом, введенная система ограничений, позволяет обеспечить требования к качеству атмосферного воздуха, а функционал - распределить квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу между хозяйствующими субъектами с учетом их социальной и экономической значимости, а также степени экологичности применяемых технологий. Введение системы квотирования создаст основу для внедрения эффективных экономических и других механизмов, обеспечивающих выполнения общих и индивидуальных условий комплексного природопользования.

УДК 657

Н.В. Старостина, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Данная статья посвящается взаимоотношениям бухгалтера с сетью Интернет.

Интернет расширяет информационные возможности бухгалтера. В настоящее время появились необходимые и полезные для бухгалтера сервисы сети. В сети представлены сайты официальных органов Российской Федерации (например, Управление ФНС РФ по г. Москве). Заслуживают внимание сайты с правовыми базами данных (www. garant.ru, www.referent.ru). Кроме того, существует возможность почитать электронные версии периодических изданий (www.buhgalt.ru).

Сегодня бухгалтер может проходить дистанционное обучение и повышать свою квалификацию. Так, например, на сайте Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (www.ipbr.ru) предоставляется такая возможность. В сети всегда можно узнать о проводимых семинарах по интересующим темам. С приходом Интернета стала возможной идея работы на дому. Удаленный доступ к Сети посредством специализированного программного обеспечения и сетей VPN (Virtual Private Network -Виртуальная частная сеть) сделал возможной работу бухгалтера на дому. Сети VPN обеспечивают безопасный доступ к корпоративным сетям.

Благодаря внедрению электронных систем аутентификации и электронных цифровых подписей появилась возможность отсылать через Интернет формы отчетности.

Бухгалтеры повсеместно используют системы «Клиент-Банк», и последняя тенденция - все больше физических лиц предпочитают эту систему походу в сберкассу.

Рассмотрим электронно-цифровую подпись. При внедрении электронных систем часто возникает «узкое место» - это вопрос подтверждения источника документа, его достоверности и целостности. И кроме того, стало необходимым проверять получате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.