Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ'

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПОИСК РАБОТЫ / РЫНОК ТРУДА / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козырева Лариса Дмитриевна, Лурье Алексей Александрович

В данной статье представлена методология исследования проблемы поиска работы выпускниками вузов (бакалавриат и специалитет), а также показана трансформация студенческих стратегий поиска работы, обусловленная с одной стороны, особенностями субъекта исследования, то есть представителями поколения Z, а с другой стороны - всеми потребностями современного рынка труда. В качестве методологической основы данного исследования предлагаются следующие теории: теория поколений, основы которой были заложены в 90-х гг. прошлого века У. Штраусом и Н. Хоувом, и сетевая теория, описанная М. Грановеттером. Выбор указанных теорий обусловлен тем, что теория поколений объясняет особенности поиска работы и трудовой мотивации с точки зрения поколенческих ценностей, а сетевая теория показывает механизм поиска работы через систему социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Козырева Лариса Дмитриевна, Лурье Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR RESEARCHING JOB SEARCH STRATEGIES FOR UNIVERSITY GRADUATES

The article presents a methodology for studying the problem of job search by university graduates (bachelor’s degree and specialty). The transformation of student search strategies is shown, conditioned on the one hand by the characteristics of the subject - representatives of generation Z, on the other - by the needs of the labor market. As a methodological basis for the study, we propose: the theory of generations, the foundations of which were laid in the 90s of the last century by W. Strauss and N. Howe, and the network theory of M. Granovetter. The choice of these theories is due to the fact that the theory of generations explains the features of job search and work motivation from the point of view of generational values, and the network theory is a search mechanism through a system of social connections.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ»

Разработка методологии исследования стратегий поиска работы выпускниками вузов

Козырева Лариса Дмитриевна,

доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: kozyreva-ld@ranepa.ru

Лурье Алексей Александрович,

аспирант кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: alure-14@edu.ranepa.ru

В данной статье представлена методология исследования проблемы поиска работы выпускниками вузов (бакалавриат и специалитет), а также показана трансформация студенческих стратегий поиска работы, обусловленная с одной стороны, особенностями субъекта исследования, то есть представителями поколения Z, а с другой стороны - всеми потребностями современного рынка труда. В качестве методологической основы данного исследования предлагаются следующие теории: теория поколений, основы которой были заложены в 90-х гг. прошлого века У. Штраусом и Н. Хоувом, и сетевая теория, описанная М. Грановеттером. Выбор указанных теорий обусловлен тем, что теория поколений объясняет особенности поиска работы и трудовой мотивации с точки зрения поколенче-ских ценностей, а сетевая теория показывает механизм поиска работы через систему социальных связей.

Ключевые слова: выпускники вузов, трудоустройство, поиск работы, рынок труда, теория поколений, сетевая теория.

Введение

Проблема трудоустройства выпускников вузов - далеко не новая проблема. Особое внимание ей уделялось в советское время, хотя в эпоху планового распределения выпускников в соответствии с потребностями народного хозяйства данная проблемы стояла не так остро, как в современных условиях. Через систему подведомственных структур государство брало на себя функцию поиска места работы для выпускника вуза. Сам же выпускник, иногда без особого желания или даже вопреки ему, отправлялся «по распределению» на гигантские стройки, в цеха заводов и фабрик, в НИИ и т.д.

Отказ от системы планового распределения, с одной стороны, привел к свободному выбору места приложения молодых сил, с другой, серьезно ослабил сферу непосредственного производства, где молодежная когорта последовательно и неуклонно сокращалась. Проблема усугубилась под действием еще целого ряда факторов.

Обострение проблемы занятости молодежи, и в частности, выпускников вузов, отражено в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 г. [1]. В этом документе подчеркивается необходимость изучения процесса формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда.

Таким образом, предпринимаемое нами исследование представляется не только актуальным, но практико-ориентированным.

Цель исследования - на основе анализа классических и современных исследований проблем трудоустройства выпускников вузов разработать методологию изучения данных проблем, позволяющую проследить изменения стратегий поиска работы, обусловленные трансформацией требований современного рынка труда и поколенческих ценностей. Разработка научно обоснованной методологии позволит провести эмпирические исследования проблем поиска работы выпускниками вузов и предложить практические рекомендации, направленные на совершенствование вузовской экосистемы, предполагающее, в первую очередь, трансформацию системы «вуз-работодатель» в соответствии с требованиями современного рынка труда и всестороннего развития личности.

В данном исследовании под выпускником вуза понимается молодой человек в возрасте 22-23 года, обучающийся на выпускном курсе бакалавриата или специа-литета по различным направлениям подготовки. Целесообразно выделить направления, реализуемые в вузах следующих профилей: технические, экономические, гуманитарные, естественнонаучные и педагогические.

Для того, чтобы точно определить поле исследования, разграничим понятия «занятости» и «трудоустройства» выпускников. Как отмечают специалисты, понятие трудоустройства выпускников вузов - более узкое, чем понятие занятости этой категории, а само трудоустройство предшествует занятости и является важнейшей его гарантией. Трудоустройство выпускников вуза в узком смысле - это процесс поиска подходящей работы, под-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

CM

готовки к ней и устройства на эту работу, который может происходить как самостоятельно, так и при содействии государственных органов по оказанию помощи гражданам в поиске подходящей работы, а также учреждений образования, работающих в контакте с будущей профессиональной средой [2].

Проблема поиска работы далеко не новая, она всегда привлекала социологов. Анализ научной литературы, посвященный этой проблеме, позволяет сделать вывод о том, что «пик» отечественных исследований пришелся на первое десятилетие века. В настоящее время -в ВШЭ изучаются карьерные траектории выпускников, но не поиск работы.

За это время произошли значительные трансформации как объекта исследования, так и предмета. Поэтому данное исследование представляется актуальным.

Классические и современные исследования проблем поиска работы молодежью

Методологическим фундаментом изучения проблем поиска работы выпускниками вузов будут две теории, которые позволят объяснить специфические особенности поиска работы в современных условиях и механизм его реализации. В качестве таких теорий выступают: теория поколений, основы которой были заложены в 90-х гг. прошлого века У. Штраусом и Н. Хоувом, и сетевая теория М. Грановеттера. Выбор именно данных теорий обусловлен тем фактом, что теория поколений объясняет особенности поиска работы и трудовой мотивации с точки зрения поколенческих ценностей, а сетевая теория - механизм поиска через систему социальных связей.

С начала 90-х гг. прошлого века на Западе, как в публицистике, так и в науке, проявился интерес к поко-ленческой проблематике. Одной из первых таких работ стала монография У. Штраус (William Strauss) и Н. Хоува (Neil Howe) «Поколения. История Американского будущего. 1584-2069», в которой на основе анализа значительного исторического материала целого ряда стран (США, Южной Корея, Гонконг, Сингапур, Япония, ЮАР, страны Европы и Латинской Америки) были сделаны выводы, составившие теорию поколений. В данной работе и последующих публикациях «поколение» определяется как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени (примерно 20 лет) или проживших в один исторический период как минимум одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст или старость, которая соответствует трем критериям: проживают в одну историческую эпоху с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями; разделяют определенные общие убеждения и модели поведения; имеют сходный опыт и особенности мировосприятия [3].

Теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува, несмотря на критику, на упреки в публицистичности, стереотипи-зации, обобщении и отсутствии надежной эмпирической базы, нашла поддержку в научном сообществе.

Так, следующим этапом в развитии теории поколений стали системные исследования (с 2003 г.) поколен-ческой динамики в рамках проекта «RuGeneratrcins - Теория поколений в России» под руководством Е. Шамис и Е. Никонова. Отечественные исследователи попытались адаптировать «классическую» теорию поколений к российским реалиям, результатом чего стали многочисленные публикации последователей теории поколений - экономистов, психологов, представителей управленческой науки и т.д.

Интересным представляется проект, подготовленный социологами Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), Фондом подготовки кадрового резерва «Государствен-

ный клуб», Фондом социальных и маркетинговых исследований (г. Калининград), в рамках которого было констатировано снижение и переориентация притязаний молодых, проявившееся в более выраженном стремлении к хорошей работе, карьере, образованию; чаще выражаемому желанию создать семью и воспитать детей; менее выраженном акценте на материальных ценностях. На основе метода интегральной типологизации социологи представили 5 типов российской молодежи поколения Y: «госрезерв» (16%); «яппи» (19%); «офисный планктон» (20%); «бюджетники» (13%); «пролетарии» (17%) [4].

На наш взгляд, социальный механизм поиска работы возможно объяснить с помощью сетевой теории, одним из классиков которой является Марк Грановеттер. Он на примерах поиска работы показывает силу и эффективность «слабых связей». Понятие «сила связи» является центральным в теории М. Грановеттера [5]. Под «силой связи» он понимает комбинацию (вероятно, линейную) продолжительности, эмоциональной интенсивности, близости, или взаимного доверия, и реципрокных (обратных, взаимных) услуг, характеризующих данную связь. Исходя из силы связи, Грановеттер разделяет социальные связи на сильные (между индивидом и его ближайшим окружением), слабые (между индивидом и знакомыми) и отсутствующие (в ситуации отсутствия всяких отношений и несущественной значимости). Анализируя значительный массив теоретического и эмпирического материала, проводя собственные исследования «силы связи», М. Грановеттер акцентирует внимание на слабых связях, подчеркивая их «силу», позволяющую предотвратить изоляцию индивида и обеспечивающую более эффективную интеграцию в обществе.

Изучение поведенческих стратегий молодежи на российском рынке труда

Для того, чтобы показать изменения поведенческих стратегий поиска работы выпускниками вузов, обратимся к работам начала века. В это время появился целый ряд работ, посвященных исследованию таких стратегий. На наш взгляд, значительный вклад в разработку указанных стратегий внести работы Е.Л. Омельченко [6], И.И. Задорожной [7].

Так, Е.Л. Омельченко, изучая стилевые стратегии трудоустройства, делает вывод о том, что в зависимости от стилей жизни практики трудоустройства подразделяются на пассивные и активные. Пассивные - на вынужденные и добровольные. Вынужденные связаны с крайне тяжелым положением родительской семьи и необходимостью ее содержать. Добровольные стратегии трудоустройства оказались характерны для молодых женщин, чаще других полагающихся на помощь родителей. Активные практики трудоустройства характерны для юношей и девушек, стиль жизни которых отличается высокой мобильностью, профессиональной амбициозностью и устойчивой адаптивностью к рыночным условиям.

И.И. Задорожная утверждает, что выпускники вузов демонстрируют умеренно-приспособительную и позитивно-инструментальную поведенческие стратегии на рынке труда. Для первой характерно делегирование решения проблемы занятости государству, а для второй - поддержка государства необязательна, важнее свобода для достижения высокого материального уровня, а образование рассматривается как инструмент для обеспечения профессиональной карьеры [7].

Интересные для нашего исследования данные приводит В.А. Шилова. Результаты ее исследования свиде-

тельствуют о том, что самым эффективным способом поиска работы оказался поиск через друзей и знакомых: так нашли свою работу 19,1% респондентов. Часть респондентов - 13,1% - получили работу, ответив на объявление предприятия. Такую же долю составляют респонденты, нашедшие работу посредством размещения резюме в Интернете. Для 12,0% молодежи работу нашли родственники, 10,9% участников исследования работодатель нашел сам, 8,0% самостоятельно предлагали свои услуги организациям и таким образом получили работу [8].

Отметим, что данный материал интересен нам для сравнения стратегий поиска молодежи как определенной возрастной когорты и выпускников вызов, т.е. тех молодых людей, которые ищут работу во время учебы или сразу после нее.

Изменения рынка труда и трудовой мотивации

На проблемы поиска работы выпускниками вузов влияет целая система факторов. В первую очередь это социально-экономические и технико-технологические факторы, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

- Обострение демографической проблемы. Несколько «демографических ям» привели к тому, что только за последние 10 лет численность молодых работников уменьшилась на 6 млн человек, или на 36,3%. При этом за то же время общее число занятых выросло на 1,85 млн [9]. И по прогнозам специалистов, ситуация нормализуется только во второй половине текущего десятилетия.

- Отток молодых кадров. Пока еще нет точных оценок, но определенная часть молодого поколения в силу различного рода причин в последние месяцы выехала из страны.

- Рост доли прекарной молодежи. Как отмечает Ю.В. Голиусова, на российском рынке труда сформировалась и увеличивается особая стратификационная группа - молодежный прекариат. Причем, полученное выпускниками вузов образование высшее образование не является гарантией трудоустройства. Однако, прекарная молодежь не стремится повысить уровень человеческого капитала - переобучиться, повысить квалификацию и т.д. Иными словами, в данной стратификационной группе образование не рассматривается как ресурс для упрочения своих позиций и продвижения на рынке труда [10].

- Рост молодежной безработицы. Доля безработных среди молодежи от 18 до 29 лет увеличилась с традиционных 14%, до 16% (показатели 2021 г.) [11]. 14 декабря 2021 г. была утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 г. В данном документе проанализированы основные проблемы в сфере трудоустройства молодежи, выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи [12].

На процесс поиска работы выпускниками вузов воздействуют и субъективные факторы - трансформация системы поколенческих ценностей, мотивации труда.

За последние двадцать лет существенные изменения претерпела система ценностей молодого поколения. Приходится констатировать, что у поколения Z сформировалось собственное представление о труде.

Труд как ценность сохраняет свою высокую позицию в системе ценностей поколения, однако изменятся представление о «труде» [13]. Вступление поколения Z в трудовую жизнь совпадет с торжеством «концепции открытого офиса», согласно которой местоположение офиса не имеет особого значения. Сегодня большинство представителей поколения предпочитают автономность рабочего места. Специалисты утверждают, что данное поколение станет «самым внутренне разнообразным поколением» [14]. Добавим, что еще и сильно поляризованным. Основной мотивирующий фактор - интерес.

Демотивирующими факторами могут выступать разочарование в уровне предлагаемого и недоступность качественного образования, невозможность найти работу по специальности, неудовлетворенность уровнем заработной платы, нестабильность рынка труда и др. Влияние оказывают и социально-психологические характеристики личности: образовательная неуспешность, стремление к социальной изоляции, неумение выстраивать отношения с людьми, нарциссизм, нежелание и неумение планировать собственную жизнь и т.п. [15].

Указанные факторы, а также гиперопека со стороны родителей приводят к тому, что выпускники вузов, завершая обучение, всячески оттягивают момент трудоустройства. Следует признать, что многие из них уже к этому времени являются собственниками движимого и недвижимого имущества и научились извлекать не совсем трудовой капитал.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема поиска работы выпускниками вузов (студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета различных направлений подготовки) не является новой для социологии, тем не менее значительные изменения, произошедшие за последние два десятилетия, делают ее изучение весьма актуальным и необходимым, как для развития теории, так и ее практического применения.

2. Трансформации рынка труда и системы трудовой мотивации являются объективными и субъективными факторами, определяющими процесс поиска работы выпускниками вузов.

3. Изучение процесса поиска работы выпускниками методологически фундируется на двух основаниях: теории поколений и сетевой теории. И если первая теория объясняет поведенческие особенности и систему ценностей поколения нынешних выпускников, то вторая - механизм поиска работы через систему социальных связей, образующих сети.

4. На основе эмпирических исследований проблем поиска работы выпускниками вузов предполагается разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование вузовской экосистемы, и предполагающее, в первую очередь, трансформацию системы «вуз-работодатель» в соответствии с требованиями современного рынка труда и всестороннего развития личности.

Литература

1. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. - URL: https://mino-brnauki.gov.ru/rPqTKcZXAGKm9YF3xVcoANoHZSUn-npE6.pdf (дата обращения 07.11.2022).

2. Родина Г.Е., Любицкая В.А. Теоретические подходы к обоснованию модели трудоустройства выпускников вузов в региональной экономике // Вестник Алтайской науки. 2014. № 1. С. 74-75.

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

3. Поколение XXI века: опыт социологического исследования [Электронный ресурс]. - URL: https:// docplayer.ru/294571 05-Pokolenie-xxi-veka-opyt-sociologicheskogo-issledovaniya.html(qaTa обращения 11.11.2022).

4. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31-50.

5. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 37-46.

6. Задорожная И.И. Трудоустройство выпускников вузов: социологический анализ. Автореф дис. на соискание уч. степени канд. социолог. наук. Н. Новгород, 2004. С. 20.

7. Шилова В.А. Коммуникативные особенности процессов поиска, трудоустройства и работы современной российской молодежи // ИНАБ № 1-2018. Молодежь: конструирование трудовой биографии [Электронное издание] / [М.К. Горшков и др.]; отв. редактор М.К. Горшков. - Электрон. дан. (объем 1,6 Мб). - М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. С. 24.

8. Елисеева Ю. Время юных: доля работающей молодежи снизилась до исторического минимума. - URL: https://iz.ru/1410366/iuliia-eliseeva/vremia-iunykh-dolia-rabotaiushchei-molodezhi-snizilas-do-istoricheskogo-minimuma (дата обращения 16.11.2022).

9. Голиусова Ю.В. Молодежный прекариат: проблема определения стратификационной группы // ИНАБ № 2-2017. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении [Электронное издание] / [М.К. Горшков и др.]; Отв. редактор М.К. Горшков. -Электрон. текст. дан. (объем 1,5 Мб) - М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. - С. 69-74.

10. Глава Минтруда назвал процент безработных среди российской молодежи - URL: https://tass.ru/ekonomi-ka/11571509.

11. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. - URL: https://mino-brnauki.gov.ru/rPqTKcZXAGKm9YF3xVcoANoHZSUn-npE6.pdf (дата обращения 08.11.2022).

12. Козырева Л.Д. Труд в системе ценностей поколений X, Y, Z / Труд и общество в реалиях XXI века: сборник научных статей / Р.В. Карапетян (отв.ред.). СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 559-608.

13. Решетников О.В. Поколение Z и недалекое будущее рынка труда // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 67.

14. Демиденко С.Ю. Молодежь и труд в изменяющемся мире //Социологические исследования. 2021. № 7. С. 158.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR

RESEARCHING JOB SEARCH STRATEGIES FOR

UNIVERSITY GRADUATES

Kozyreva L.D., Lurye A.A.

North -West Institute of Management of the Russian Academy of National

Economy and Public Administration

The article presents a methodology for studying the problem of job

search by university graduates (bachelor's degree and specialty).

The transformation of student search strategies is shown, conditioned on the one hand by the characteristics of the subject - representatives of generation Z, on the other - by the needs of the labor market. As a methodological basis for the study, we propose: the theory of generations, the foundations of which were laid in the 90s of the last century by W. Strauss and N. Howe, and the network theory of M. Granovetter. The choice of these theories is due to the fact that the theory of generations explains the features of job search and work motivation from the point of view of generational values, and the network theory is a search mechanism through a system of social connections.

Keywords: university graduates, employment, job search, labor market, generational theory, network theory.

References

1. Long-term youth employment promotion program for the period up to 2030. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation Federation of December 14, 2021 No. 3581-R. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/rPqTKcZXAGKm9Y-F3xVcoANoHZSUnnpE6.pdf (date of application 07.11.2022).

2. Rodina G., Lyubitskaya V. Theoretical approaches to substantiating the model of employment of university graduates in the regional economy // Bulletin of Altai Science. 2014. No. 1. pp.7475.

3. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow & Company, 1991. - 649 p.

4. Generation of the XXI century: the experience of sociological research [Electronic resource]. URL: https://docplayer. ru/29457105-Pokolenie-xxi-veka-opyt-sociologicheskogo-issledovaniya.html(date of application 11.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Granovetter M. The strength of weak ties // Economic sociology. 2009. Vol. 10. No. 4. pp. 31-50.

6. Omelchenko E. Stylistic employment strategies and their gender characteristics // Sociological research. 2002. No. 11. pp.37-46.

7. Zadorozhnaya I. Employment of university graduates: a sociological analysis. Autoref dis. for the academic degree of cand. Sociologist. nauk. N. Novgorod, 2004. p.20.

8. Shilova V. Communicative features of the processes of search, employment and work of modern Russian youth // INAB No. 1-2018. Youth: constructing a work biography [Electronic edition] / [M. Gorshkov et al.]; editor M. Gorshkov. - Electron. dan. (volume 1.6 Mb). - Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2018. p. 24.

9. Eliseeva Y. Time of the young: the share of working youth has fallen to a historic low. - URL: https://iz.ru/1410366/iuliia-eliseeva/ vremia-iunykh-dolia-rabotaiushchei-molodezhi-snizilas-do-istoricheskogo-minimuma (date of application 16.11.2022).

10. Goliusova Y. Youth precariat: the problem of determining the stratification group // INAB No. 2-2017. Youth employment in the motivational and structural dimension [Electronic edition] / [M. Gorshkov et al.]; Editor-in-chief M. Gorshkov. - Electron. text. dan. (volume 1.5 Mb) - Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2017. - pp. 69-74.

11. The head of the Ministry of Labor named the percentage of unemployed among Russian youth - URL: https://tass.ru/ekonomi-ka/11571509.

12. Long-term youth employment promotion program for the period up to 2030. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 14, 2021 No. 3581-R. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/rPqTKcZXAGKm9YF3xV-coANoHZSUnnpE6.pdf (date of application 08.11.2022).

13. Kozyreva L. Labor in the value system of generations X, Y, Z / Labor and society in the realities of the XXI century: a collection of scientific articles / R.V. Karapetyan (ed.). St. Petersburg: Scythia-print, 2017. pp. 559-608.

14. Reshetnikov O. Generation Z and the near future of the labor market // School technologies. 2014. No. 1. p. 67.

15. Demidenko S. Youth and labor in a changing world //Sociological research. 2021. No. 7. p.158.

со ■_

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.