Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аутсорсинг / управление / жилищно-коммунальное хозяйство / бизнес-процессы / затраты / эффективность / outsourcing / management / housing and communal services / business processes / costs / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черепанова Татьяна Геннадьевна, Попова Ирина Николаевна

Объектом исследования является анализ бизнес-процессов на предприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства; изучение специфики и видов деятельности этих организаций, передаваемых на аутсорсинг. Актуальность исследования связана с тем, что данная тема позволяет повысить эффективность деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе разработки методики выбора стратегии аутсорсинга. Ценность концепции для ЖКХ в том, что вспомогательных исполнителям возможность сосредоточиться на направлениях и при этом гибко реагировать на изменение рыночных условий, сохраняя при этом эффективность управления. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения методики выбора стратегии аутсорсинга для компаний, работающих в сфере ЖКХ с целью повышения эффективности деятельности предприятия. В работе проведен анализ экономической эффективности внедрения данной методики аутсорсинга на примере предприятия ООО «УЖК «УРАЛ-СТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черепанова Татьяна Геннадьевна, Попова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR CHOOSIING AN OUTSOURCING STRATEGY IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The object of the study is the analysis of business processes at enterprises in the field of housing and communal services; the study of the specifics and types of activities of these organizations that are outsourced. The relevance of the study is related to the fact that this topic allows to increase the efficiency of enterprises in the field of housing and communal services on the basis of developing a methodology for choosing an outsourcing strategy. The main value of the concept of outsourcing functions for housing and communal services is that the receivables transfer of auxiliary functions will save certificates to third-party performers, which gives the company the opportunity to focus on these main areas of its business and at the same time respond flexibly to changing market conditions, while maintaining management efficiency. The practical significance of the study lies in the possibility of applying the methodology for choosing an outsourcing strategy for companies working in the housing and utilities sector in order to improve the efficiency of the enterprise. The paper analyzes the economic efficiency of the implementation of this outsourcing methodology on the example of the company “ UZK “URAL-ST”.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-231 -251 ЧЕРЕПАНОВА Татьяна Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург, e-mail:aprel@rambler.ru

ПОПОВА Ирина Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург, e-mail:aprel@rambler.ru

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. Объектом исследования является анализ бизнес-процессов на предприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства; изучение специфики и видов деятельности этих организаций, передаваемых на аутсорсинг. Актуальность исследования связана с тем, что данная тема позволяет повысить эффективность деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства на основе разработки методики выбора стратегии аутсорсинга. Ценность концепции для ЖКХ в том, что вспомогательных исполнителям возможность сосредоточиться на направлениях и при этом гибко реагировать на изменение рыночных условий, сохраняя при этом эффективность управления. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения методики выбора стратегии аутсорсинга для компаний, работающих в сфере ЖКХ с целью повышения эффективности деятельности предприятия. В работе проведен анализ экономической эффективности внедрения данной методики аутсорсинга на примере предприятия ООО «УЖК «УРАЛ-СТ».

Ключевые слова: аутсорсинг, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бизнес-процессы, затраты, эффективность.

CHEREPANOVA Tatiana Gennadievna,

Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of enterprise Economics, Ural state University of Economics, Yekaterinburg

POPOVA Irina Nikolaevna,

Candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of enterprise Economics, Ural state economic University University, Yekaterinburg

DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR CHOOSIING AN OUTSOURCING STRATEGY IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Annotation. The object of the study is the analysis of business processes at enterprises in the field of housing and communal services; the study of the specifics and types of activities of these organizations that are outsourced. The relevance of the study is related to the fact that this topic allows to increase the efficiency of enterprises in the field of housing and communal services on the basis of developing a methodology for choosing an outsourcing strategy. The main value of the concept of outsourcing functions for housing and communal services is that the receivables transfer of auxiliary functions will save certificates to third-party performers, which gives the company the opportunity to focus on these main areas of its business and at the same time respond flexibly to changing market conditions, while maintaining management efficiency. The practical significance of the study lies in the possibility of applying the methodology for choosing an outsourcing strategy for companies working in the housing and utilities sector in order to improve the efficiency of the enterprise. The paper analyzes the economic efficiency of the implementation of this outsourcing methodology on the example of the company" UZK "URAL-ST'.

Key words: outsourcing, management, housing and communal services, business processes, costs, efficiency.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Введение

Важнейшим фактором успешного развития бизнеса в условиях глобализации становится менеджмент. Организациям, которые занимаются малым и средним бизнесом, необходимо постоянно развивать конкурентоспособность. Внедрение в менеджмент принципов процессного управления (В]зтеззРгосе5зМаг^етет) дало начало аутсорсингу бизнес-процессов (В^зтеБзРгосекБОШзоигси^, ВРО) как методу, логически дополняющему реинжиниринг бизнес-процессов ^¡ктеяяРгосея.чКеепдтеепг^, ВРЯ), В данном случае аутсорсеру целиком передаются отдельные бизнес-процессы, «выходы» которых потребляются организацией-клиентом. Аутсорсинг процессов бизнеса представляет собой частью совокупной программы реструктуризации организации-клиента в рамках ВРЯ.

Аутсорсинг представляется прогрессивной модификацией предпринимательства, которая гарантирует добавочные конкурентоспособные преимущества. Главный источник этих преимуществ - в использовании ресурсов (материальных и нематериальных) прочих организаций ради достижения преимущества и успеха на рынке.

Актуальность данной темы заключается в том, что результаты ее исследования позволяют повысить эффективность деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. Целью исследования является разработка методики выбора стратегии аутсорсинга на предприятиях данного профиля.

В ходе исследования была рассмортрена специфика и виды деятельности, передаваемые на аутсорсинг в сфере ЖКХ; проведен проанализ бизнес - процессов , финансово-экономические показателей и состав затрат на примере предприятия ООО «УЖК «УРАЛ-СТ»; разработаны рекомендации и спрогнозирован экономический эффект по применению аутсорсинга на предприятии .

Нами сформирована оценка эффективности аутсорсинга в сфере ЖКХ, которая проводится по четырем составляющим элементам, на основе которых предложена методика выбора стратегии аутсорсинга. Определено семь способов проверки и определения степени надежности потенциального подрядчика. Воспользовавшись всеми предложенными методами, приведенными в данной работе, у компании будет возможность определить бизнес-процессы, которые крайне необходимо передать на аутсорсинг и найти самых эффективных подрядчиков для этих работ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения методики выбора стратегии аутсорсинга для компаний, работающих в сфере ЖКХ с целью повышения эффективности их деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Научная новизна исследования заключается в разработке методики выбора видов деятельности, предаваемых на аутсорсинг . Каждое предприятие нацелено на получение прибыли, предложенная методика позволит оптимизировать процессы предприятий сферы ЖКХ и повысить эффективность их деятельности, что благоприятно отразится в дальнейшем на прибыли предприятия.

Аутсорсинг и бизнес-процессы на предприятиях в сфере ЖКХ

Аутсорсинг - широкое понятие, которое объединяет разные формы взаимовыгодного сотрудничества. К аутсорсингу, можно отнести:

- использование услуг специализированных компаний для решения внутренних недостатков компании (к примеру, создания проектов, кадрового обеспечения, обучения работников);

- покупка у сторонних корпораций услуг по продажи некоторых процессов бизнеса (к примеру, в сфере логистики, информационного и финансового обслуживания и т.п.);

- вынесение изготовления (сегментычно или целиком) в регионы с более недорогой трудовой силой;

- реализацию проектов (отчасти или целиком) силами внешних компаний, располагающих которые необходимы ресурсами, в том числе очень квалифицированным персоналом;

- вынесение части активов за пределы организации, формирование дочерних контор и коллективных организаций для осуществления некоторых типов работы (изготовления или услуг) [15],

Таким образом, аутсорсинг - это один из перспективных способов ведения предпринимательства, который помогает снять нагрузку с процессов бизнеса и тем самым увеличить эффективность работы компании.

Аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО) — итог формирования прогрессивного предпринимательства в целом. По мнению западных аналитиков, эволюция партнерских отношений в условиях «рынка потребителя)) сможет квалифицироваться тремя группами факторов:

1) научно-технические (партнерство в сфере улучшения свойства продукции и снижения затрат);

2) процессные (партнерство в сфере улучшения процессов создания стоимости);

3) коммерсантские (партнерство в сфере реорганизации предприятия сиречь рынка) [11, с. 2011].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Выбор между частичным или полным аутсорсингом как формой организации бизнеса с целью наиболее эффективного использования ресурсов компании и ее собственных компетенций, оптимальным разделением ответственности и рисков может быть осуществлен при помощи матрицы «уровень — качество компетенций» (рис, 1) [11, с. 2012].

Высокий

А

Уровень стратегическо и важности компетенций

т

Нникий

4 Вы<3орочнын аутеорси нг 3 Инсорсинг

1 Пош1 ый аутсорсикг 2 В ы Г> оро ч и ы н аутсорсинг

11нзк НС

Качество компетенций 11 обеспечение ресурсами

Вы сокое

Рисунок 1 — Матрица «уровень — качество компетенций»

На данном этапе для множества предприятий, работающих в сфере ЖКХ, большое значение приобретает аутсорсинг. Он признан одним из лучших способов для эффективной работы предприятия, а иногда и единственным шансом фирмы выжить на рынке. Наиболее эффективным способом управления многоквартирным домом является привлечение квалифицированной управляющей организации, которая, в свою очередь, привлекает на конкурсных условиях для оказания отдельных видов услуг специализированные жилищно-эксплуатапионные, коммунальные, ремонтные, строительные и другие организации [37].

В сфере жилищно-коммунального хозяйства на аутсорсинг передается множество предоставляемых услуг. Например в Управляющей Компании УРАЛ-СТ, таких как; у бирка мест общего пользования (клининг); аварийно-диспетчерское обслуживание; обслуживание информационных (приподъездных) досок; кронирование деревьев; вывоз снега; -вывоз твердых коммунальных отходов; паспортное обслуживание; услуги жилищно-эксплуатационных участков (электрики, сантехники, плотники и т.д.); 1Т услуги (услуги системного администратора в офисе) и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Бизнес-процесс - это комплекс мероприятий, совокупность разных видов деятельности направленных на создание максимально ценного для потребителя продукта или услуги, а так же оптимизации работы компании в целом. За каждым из бизнес-процессов должен быть закреплен «владелец» или другими словами ответственное лицо.

Существуют три вида бизнес-процессов:

1)Управляющие бизнес-процессы - это такие процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления, начиная с каждого конкретного бизнес-процесса и заканчивая системы управления в целом. Это и стратегическое планирование предприятием, и менеджмент окружающей среды, и оперативное управление процессами.

2) Операционные - бизнес-процессы, которые составляют содержание основного бизнеса компании и формируют основной поток доходов. К ним относятся процессы: продаж, отгрузки, планирования, расчетов и подведения итогов и т.д.

3) Поддерживающие - бизнес-процессы, которые поддерживают операционные процессы. Это бухучет и составление баланса, менеджмент персонала и информации, контроль и обеспечение качества и т.д.

Рисунок 2 - Условная схема бизнес-процесса

Следовательно, бизнес-процесс - это непрерывная серия задач, решение которой осуществляется с целью преобразования входа в выход ( результат). Исходной точкой и конечным продуктом бизнес-процесса всегда является выход.

Организации, работающие в сфере управления недвижимостью, сталкиваются с задачей обработки больших объемов информации, а процессы, с которыми им приходится работать, зачастую достаточно сложны и глобальны, сами процессы формальны, требуется четкое выполнение регламентов; при этом предъявляются особенно высокие требования к вопросам качества управления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

>

В целом, использование информационных систем особенно востребовано там, где требуется четкое оформление и поддержка бизнес-процессов, обрабатываются большие объемы информации и обращаются большие денежные потоки - отрасль недвижимости прекрасно попадает под подобное определение. Поэтому автоматизация управления в организациях сферы ЖКХ с помощью передачи бизнес-процессов на аутсорсинг - задача действительно востребованная и актуальная.

Хотелось бы отметить, что под понятие сферы деятельности «Управление недвижимостью» попадают самые различные организации с самыми различными целями и интересами: от крупных предприятий, занимающихся управлением корпоративной собственностью, до управляющих компаний и ЖКХ. Естественно, что у них будут различные цели и требования к системе автоматизации деятельности.

Кроме того, существуют потребности, общие для всех организаций отрасли: все они заинтересованы в повышении эффективности управления огромными объемами информации, с которыми им постоянно приходится работать (управление зданиями, площадями, оборудованием, человеческими ресурсами и т. д.). Также спецификой отрасли являются сложные бизнес-процессы, в выполнении которых могут быть задействованы десятки исполнителей из различных отделов - такие бизнес-процессы требуют обязательного описания и четкого выполнения.

Для того, что бы передать бизнес-процесс подрядчику в работу, необходимо определиться с непосредственным аутсорсером, для этого можно воспользоваться методикой оценки подрядной организации:

- наличие положительного опта работы по объектам подобного уровня сложности;

- обеспеченность собственным квалифицированным персоналом, необходимыми ресурсами., собственной базой;

- процент выполненных работ с помощью привлеченных субподрядных организаций;

- качество выполняемых работ;

- своевременное выполнение графиков производства работ;

- оперативность устранения замечаний;

- наличие входного контроля качества оборудования применяемых материалов (наличие сертификатов качества, соответствие объема, стоимости выполняемых работ проектам и сметным расчетам, нормативам);

- общая организация процесса выполнения работ культура производства работ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

После оценки этих критериев можно принимать решение о выборе потенциальной организации. Вопрос заключается в том, какой компании и какие функции целесообразно передать на аутсорсинг.

Проведем анализ эффективности применения аутсорсинга на исследуемом предприятии. Анализ проводится на основе общей информации о компании и финансовой отчетности, опубликованной на сайте предприятия [16].

Согласно данным, полученным на официальном сайте ООО «УЖК «УРАЛ-СТ», компанией переданы на аутсорсинг следующие функции: транспортные услуги; ИТ-услуги и услуги телефонной связи; медицинские услуги; клининг; аварийно-диспетчерское обслуживание; расчётно-кассовое обслуживание; услуги паспортиста; услуги эксплуатационных участков (электрики, сантехники, плотники и др.); услуги по взысканию дебиторской задолженности в досудебном и после судебном порядке; услуги рекламщиков (РИ.); обслуживание приподьезных информационных досок; услуги по облагораживанию придомовых территорий и детских площадок; услуги экономистов; услуги газовой компании; проверка вентиляционных каналов; вывоз ТКО; вывоз снега/веток или деревьев; услуги альпинистов [16].

Экономическое обоснование эффективности применения аутсорсинга проведем на примере передачи сторонней организации ГК «ГАРАНТ» транспортной функции, обеспечивающей содержание и эксплуатацию собственного автотранспорта компании. Сначала определим целесообразность передачи на аутсорсинг транспортной функции, применив матрицу аутсорсинга Д.В. Хлебникова. Необходимо оценить данную функцию с точки зрения стратегической важности и соответствия объекта рассмотрения среднерыночному состоянию.

Автотранспорт компании состоит из спецтехники, которая применяется непосредственно в производстве, и парка легковых машин. Спецтехника в обязательном порядке вовлечена в производственный процесс в той или иной степени, легковые машины, возможно, являются корпоративными автомобилями, используемыми для перемещения между подразделениями компании. Исходя из вышесказанного, стратегическая важность представляется нам средней, а в случае со спецтехникой - высокой.

Оценивая функцию по шкале «качество компетенций», следует отметить, что данная функция является вспомогательной, так как предприятие специализируется на изготовлении труб, другими словами ее можно назвать« расходной», а не «доходной функцией», т.е. у компании нет прямой необходимости иметь высокую компетенцию в данной функции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Отсюда следует вывод, что компетенция компании ниже рыночной. Таким образом, рекомендуется ликвидировать транспортную функцию на предприятии и передать ее на аутсорсинг лидерам данной отрасли.

Аутсорсером транспортной функции является ГК «ГАРАНТ» - один из ведущих отечественных поставщиков услуг транспортного и логистического аутсорсинга для промышленных компаний. Проведем оценку целесообразности продолжения сотрудничества с данной компанией, используя методику, предложенную И.Д. Котляровым [7].

Сначала оценим добросовестность аутсорсера. По шкале оценки риска недобросовестного поведения, компания может быть оценена как надежный провайдер (со значением риска 0,1). У компании хорошая рыночная репутация, она была основана в 2014 г., имеет достаточный опыт выполнения данного процесса.

Соответственно добросовестность аутсорсера будет равна:

R = 1-0,1 =0,9

Рассчитаем риск неспособности аутсорсера обеспечить требуемые характеристики:

- в качестве i-ro показателя, описывающего процесс, выберем сокращение расходов по сравнению с выполнением функции собственными силами;

^минимальное приемлемое значение сокращения расходов (Yi) установим 15 %;

- в среднем, согласно данным на сайте компании ГК «ГАРАНТ», расходы клиентов компании сокращаются на 20 %. т.е. yi = 20 %;

- наихудшее измеренное значение i-го показателя - 12 %;

- поправочный множитель учета возможности отклонения средней величины в сторону отклонения:

Соответственно, вероятность того, что аутсорсер сможет обеспечить сокращение расходов в будущем в размере 15 % рассчитывается следующим образом: Ai =1 — 0,2 = 0,8. Допустим, что минимально приемлемое значение надежности (Rrain) - 0,8; способности обеспечить целевое значение (А min) - 0,7. На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что сотрудничество с выбранной компанией в будущем целесообразно.

Однако, прежде, чем будет принято окончательное управленческое решение по переводу исследуемого бизнеса на аутсорсинг, руководству необходимо проанализировать так называемую обратную сторону аутсорсинга, основываясь на критериях отказа от перевода бизнеса на аутсорсинг.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Основным и главным фактором отказа от использования аутсорсинга является потенциальная монополия со стороны возможного поставщика аутсорсинговых услуг, так как исполнение аутсорсинговых функций монополистом может привести к необоснованному и резкому увеличению цены аутсорсинговой продукции или услуги.

Отсутствие надежных поставщиков услуг в данном секторе бизнеса кроет в себе дополнительные риски, которые не следует допускать в непрерывном бизнес-процессе организации. Снижение оперативности ниже требуемого уровня сулит организации существенное увеличение сроков оказания аутсорсинговой компанией услуг, тормозящее процесс основного производства.

В заключение необходимо отметить, что выгоды использования услуг аутсорсинга являются следствием эффекта масштаба. Производство услуг в объеме, который экономически нецелесообразен из-за чрезмерных затрат на заработную плату сотрудникам, становится выгодным при передаче целого бизнес-процесса на аутсорсинг.

Методика выбора видов деятельности, передаваемых па аутсорсинг в сфере ЖКХ

В процессе исследования была разработана методика выбора видов деятельности, передаваемых на аутсорсинг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Управляющая Компания вправе передать на аутсорсинг абсолютно все работы и заниматься лишь управлением, т. е. формальной организацией предоставления услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов (далее МКД).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, такой подход является наиболее эффективным с точки зрения обеспечения качества услуг. Однако, финансовые ограничения, связанные со спецификой отрасли ЖКХ, резко сужают возможности применения такого инструмента, как аутсорсинг. Ценность концепции аутсорсинга для ЖКХ в том, что передача вспомогательных функций сторонним исполнителям дает компании возможность сосредоточиться на основных направлениях бизнеса и гибко реагировать на изменение рыночных условий, сохраняя при этом эффективность управления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

РЕЙТИНГ РАБОТ ПЕРЕДАВАЕМЫХ НА АУТСОРСИНГ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Работа с кадрам я буигадтерский Работа по расширению жилищного фонда УН

Лодбо&и обучр^нр персонала Одраш

Расчетно-кассаЬОе обслуживание Ремонтные работы (эксплуатационные участки) Клинннг

Взыскание дебиторской задолженности

Рисунок 3 - Рейтинг услуг чаще всего передаваемых на аутсорсинг Управляющими Организациями города Екатеринбурга

Общие экономические предпосылки перехода управляющих компаний на аутсорсинг : -сокращение затрат; -перераспределение ресурсов; -изменение постоянных затрат на переменные; -повышение эффективности деятельности компании. Таким образом, оценка эффективности аутсорсинга в сфере ЖКХ проводится по четырем составляющим, на основе которых была сформирована методика.

Сокращение затрат. Необходимо проанализировать затраты по имеющимся в организации бизнес-процессам и выделить наиболее значимые. В результате можно оценить , как изменится структура затрат при передаче тех или иных функций сторонним исполнителям.

Перераспределение ресурсов. Речь идет о высвобождении части имеющихся ресурсов с последующим их использованием при решении значимых для компании задач. Под ресурсами подразумевается рабочее время, оборудование, сооружения, денежные средств и т. д. Еще одним аспектом этой составляющей является преодоление внутреннего сопротивления организации изменениям в системе управления.

Изменение постоянных затрат на переменные. В данном случае возможно сокращение: накладных расходов (например, на строительство и заработную плату) за счет использования уже готовой инфраструктуры; снижение рисков, поскольку аутсорсинговые контракты предусматривают оплату по конкретным результатам. УК может привлечь специализированную аварийную службу, используя ее персонал и оборудование. Ежемесячная оплата будет ниже, чем затраты на заработную плату своего персонала, выполняющего те же функции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Повышение эффективности. Независимо от рода деятельности, специализированная компания всегда более эффективна, поскольку специализация расширяет компетентность. Снижение издержек обеспечивается увеличением объемов работ и повышением профессионализма работников в данной области.

При оценке возможности перехода управляющей компании на аутсорсинг не стоит забывать, что наряду с достоинствами у этого метода есть и недостатки [10]. Основные риски аутсорсинга для ЖКХ связаны с переключением части информационных потоков, которые обрабатывались в организации, на внешние источники. Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, концепция аутсорсинга позволяет повышать эффективность деятельности при быстро меняющихся рыночных условиях. Повышение требований к качеству и наличию бизнес-процессов (например, внедрение ГИС ЖКХ) и необходимость снижения затрат для повышения конкурентоспособности обуславливают объективные предпосылки для развития аутсорсинга в ЖКХ в целом и в системе управления МКД в частности [9].

Вместе с тем, прежде, чем принять решение по переводу управляющей компании на аутсорсинг, необходимо проанализировать возможные негативные последствия, основываясь на критериях отказа от перевода на аутсорсинг:

1. Увеличение затрат. В силу различных причин стоимость аутсорсинговых услуг может многократно превысить себестоимость тех же услуг, выполняемых своими силами. Именно эта причина стоит на первом месте у управляющих компаний в тех случаях, когда они отказываются от аутсорсинга.

2. Монополизм поставщика аутсорсинговых услуг. Исполнение аутсорсинговых функций монополистом приводит к необоснованному и резкому увеличению стоимости аутсорсинговой продукции или услуги. К сожалению, нередко подобный монополизм возникает и в отношении тех услуг, на которые требуется специальное разрешение (лицензирование),

3. Отсутствие надежных поставщиков. Другой проблемой аутсорсинга в ЖКХ является незрелость и нестабильность рынка подобных услуг. Отсутствие широкого выбора надежных компаний-подрядчиков несет в себе дополнительные риски, связанные с непрерывностью оказания услуг.

На основании вышеизложенного сконструируем алгоритм выбора видов деятельности передаваемых на аутсорсинг в организациях сферы ЖКХ:

1) Изучение преимуществ и недостатков перехода организации на аутсорсинг;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

2) Сокращение затрат: для этого необходимо выявить наиболее затратные бизнес* процессы;

3) Перераспределение ресурсов: для этого необходимо выявить « перегруженные» бизнес^процессы;

4) Изменение постоянных затрат на переменные: для этого этапа необходимо выявить бизнес-процессы, которые требуют определённой техники и персонала, но не требуются ежедневно;

5) Повышение эффективности: необходимо выявить отдел или штатную единицу, для которых в большей мере требуются затраты на повышение квалификации, а так же наносится более сильный урон интересам компании в случае потери сотрудника или же его болезни.

В настоящее время отсутствуют методические подходы для разработки и успешного использования универсальной модели, которая была бы пригодна для любого вида экономической деятельности и любых ситуаций. Поэтому была создана методика выбора аутсорсинг овой бизнес-модели, основанная на методе экспертных оценок [8]. Ее основные этапы показаны на рисунке 4:

Подбор команды экспертов (в нее должны входить руководители и собственники компании, компетентны« сотрудники, сторонние

консультанты).

"Установление перечня факторов, напрямую

влияющих на конкурентоспособность при использован»» определенного варианта

Формирование балльной системы и расчет баллов по каждому фактору (к примеру,, от О до 10; О — влияние; на конкурентоспособность отсутствует, Ю — фактор оказывает наибольшее влияние).

Расчет удельного веса влияния каждого фактора на конкурентоспособность определенного варианта аутгеорендг^эвой

Определение общего эффекта влияния всех факторов на конкурентоспособность определенного варианта ЙХ1£ЙВ.ЕЙЖ0ЙЖ бизнес модели и выделение варианта, получившего наивысшую опенку.

Рисунок 4 - Методика выбора аутсорсинговой бизнес-модели

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Эта методика сводится к определению наиболее эффективного варианта аутсорсинга, по следует отметить, что достижение положительного эффекта от его использования достигается лишь при организации успешного взаимодействия заказчика и исполнителя в рамках заключенного договора.

Для этого предложен механизм, практическая реализация которого подразумевает разработку и осуществление комплекса мер, направленных на достижение взаимовыгодного сотрудничества заказчика и исполнителя в рамках договора аутсорсинга. Такой механизм ориентируют на достижение стратегических целей компании, например,повышение конкурентоспособности и эффективное выполнение ключевых видов деятельности. На основе этих целей формулируются стратегические задачи - сокращение издержек,улучшение качества продукции или услуг, использование передового опыта, снижение рисков, высвобождение и перераспределение ресурсов и др.

Выбор подрядчика является ответственным моментом. Ниже описаны семь способов проверки и определения степени надежности компании-подрядчика.

1. Наличие лицензий и сертификатов. Сотрудничество с компаниями-подрядчиками, у которых есть необходимые допуски к работам, лицензии, сертификаты и свидетельства, имеет целый ряд преимуществ. Это важно даже в тех случаях, когда конкретный вид деятельности обязательному лицензированию не подлежит.

2. Опыт работы компании. Опыт компании подрядчика имеет огромное значение. Ведь можег оказаться, что приглянувшаяся вам компания наняла на работу молодых специалистов без опыта работы, а в качестве материала, подтверждающего результаты работ предоставляет ложную информацию.

3. Отзывы и рекомендации. При выборе подрядчика для оказания услуги необходимо тщательно изучить отзывы и рекомендации о претендентах, которые привлекли ваше внимание. Отзывы помогут узнать, насколько добросовестна компания, и нет ли у нее серьезных недостатков.

4. Официальный договор. Независимо от объема и сложности работ необходимо оформить официальное сотрудничество через письменное соглашение, в котором четко будут прописаны условия.

5. Ознакомиться с инструментами и оборудованием (программным обеспечением), которое есть в наличии у подрядчика.

6. Простота общения. Подрядчик должен давать простые и обоснованные ответы на любой вопрос. Аргументы должны быть понятны даже не специалисту.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

7. Проверка надежности финансового положения компании. Анализ баланса потенциального подрядчика за прошлый год и наличие убытков будет говорить о шатком положении этой компании.

Анализ эффективности применения аутсорсинга

Анализ эффективности применения аутсорсинга на предприятиипроводился на основе общей информации о компании и финансовой отчетности, опубликованной на сайте предприятия.

Экономическое обоснование эффективности применения аутсорсинга проводилось на примере сокращения бизнес-процессов ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» с помощью передачи их на аутсорсинг. Количество рабочего персонала в штате УК отсутствует, т.к. весь рабочий персонал (клининг, жилищно-эксплуатационные участки, подрядные организации, ресурсоснабжающие организации, энергоманиторинг и т.д.) находятся на аутсорсинге у компании. Анализ финансовой отчетности показал, что предприятие является рентабельным

на конец 2020 года. По результатам исследования можно сделать вывод, что чем больше

*

передается бизнес-процессов на аутсорсинг, тем выгоднее Управляющей Компании.

В качестве примера за бизнес-процесс мы взяли заключение договора на платную услугу, а именно получение технических условий. Составим карту участников процесса -последовательность и взаимосвязи действий (рисунок 5):

Приемная, ответствен ный-делопроизводител

Клиентский отдел, ответственный ■

Заказчик (клиент)

-4-

Руководитель КО

Инженер по эксплуатации

->| Курьерская служба

Энергомониторинг,

ответственный -специалист отдела

Рисунок 5 - Карга участников процесса

Процессы выполнены последовательно, на втором этапе совместно участвуют два звена - это «специалист клиентского отдела» и «руководитель клиентского отдела», который контролирует процесс на начальном и конечном этапе. Расчет времени по этапам и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

участникам процесса, исполнителям, ответственным и контролерам, позволил определить параметры эффективности процесса по операциям (таблица 1).

Таблица 1 - Параметры эффективности процесса по операциям

Параметр Участники Качество

Операция

Прием и регистрация заявления на выдачу технических условий Делопроизводитель, Руководитель КО Заявление зарегистрировано

Заключение договора на платную услугу Специалист КО, Руководитель КО Договор заключен

Подготовка сопроводительного письма в Эыер! ймОнито ринг Инженер по эксплуатации Сопроводительное письмо подготовлено

Отправка документов в энергомониторинг Делопроизводитель, Руководитель КО Документы отправлены

Доставка пакета документов Курьер Документы доставлены к кротчайшие сроки

Подготовка технических условий Специалист энергомониторинга, Инженер по эксплуатации Тщательно изучен запрос клиента, документ подготовлен и проверен на качество выполнения и соблюдение всех запросов клиента

Доставка пакета документов Курьер Документы доставлены В кротчайшие сроки

Выдача технических условий Специалист КО. Руководитель КО Технические условия выданы, клиент доволен

Далее была рассчитана стоимость бизнес-процесса.

Таблица 2 - Расчет стоимости бизнес-процесса

Параметр Участники Время (час/мин) Зараоотная плата,(руб.) Стоимость часа,( руб ■) Стоимость заботы,(руб ■) Отчисления, 30%

Операция

Прием и регистрация заявления на выдачу технических условий Делопроизводитель 10 мин 28 ООО 152,2 25,3 0,60

Руководитель КО 5 мин 45 ООО 244,5 20,4 0,5

Заключение договора на платную услугу Специалист КО 8 минут 30 000 163,0 21,7 0,5

Руководитель КО 2 мин 45 000 244,5 8,14 0,2

Подготовка сопроводительного письма в энергомониторинг Инженер по эксплуатации 20 минут 35 000 190,2 63,4 1=5

Отправка пакета документов в энергомониторин г Дело производитель 8 минут 28 000 152,2 20 0,4

Руководитель КО 2 минут 45 000 244,5 8,14 0,2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Доставка пакета документов Курьер 2 часа 25 000 135,8 276 6,5

Подготовка технических условий Специалист энергомониторинга 50 минут 35 000 190,2 158,5 3,5

Инженер по эксплуатации 10 минут 35 000 190,2 31,7 0,7

Доставка пакета документов Курьер 2 часа 25 ООО 135,8 276,0 6,5

Выдача технических условий Специалист КО 10 минут 30 000 163,0 27,0 0,6

Руководитель КО 5 минут 45 000 244,5 20,3 0,5

Итого: 6 человек 6 часов 10 минут 956,6 44,6

На основании произведенных подсчетов стоимость бизнес-процесса составила 1001,2 руб.

В бизнес-процессе приняли участие 6 человек, весь процесс занял 6 часов 10 минут.

Внесём изменения в представленный процесс. Предлагаемые изменения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Направлять заявление напрямую в энергомониторинг не передавая в производственный отдел для написания сопроводительного письма, что сэкономит время инженера по эксплуатации.

2) Внедрить электронный документооборот, что позволит в данном бизнес-процессе отказаться от услуг курьера.

Данные изменения позволят сократить количество участников процесса, сократить время подготовки запрашиваемых документов, а также совместить время отработки некоторых операций. Составим карту участников процесса - последовательность и взаимосвязи действий с внесенными изменениями (рисунок 6):

Приемная, ответствснныИ-делопроизводитель

-__

Клиентский отдел, ответственный -специалист КО

Рисунок 6 - Карта участников процесса с внесенными изменениями

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Руководитель КО

Из схемы были убраны три подпроцесса (доставка в энергомониторинг и обратно, производственный отдел), и добавлен один подпроцесс (передача документов по электронному документообороту в приемную) что намного сокращает время бизнес-процесса.

Таблица 3 — Параметры эффективности процесса с внесёнными изменениями

Наименование ответственного лица Время Стоимость, руб. час/мин Качество

1 Делопроизводитель 10 минут 25,3+0,6-25,09 Заявление зарегистрировано в кротчайшие сроки

Руководитель КО 5 минут 20,4+0,5=20,9

2 Специалист КО 8 минут 21,7+0,52=22,22 Заключен договор на платную услугу

Руководитель КО 2 мин 8,14+0,2=8,34

3 Специалист КО 50 минут 3 58,5+3,5=162 Технические условия подготовлены и отправлены в кротчайшие сроки

4 Делопроизводитель 5 минут 12,65+0,3=12,95 Технически условия получены и переданы в КО

5 Специалист КО 10 минут 27+0,6=27,6 Технически условия выданы

Руководитель КО 5 минут 20,35+0,5=20,40

4 человека 1 час 35 минут 298,69

Из таблицы № 3 видно, что после внесения изменений в бизнес-процесс время сократилось на 4 часа 35 минут, и задействовано на два человека меньше, что позволит сократить затраты на заработную плату работников на 702,54 руб.

Таблица 4 - Сравнение параметров эффективности процессов

Параметр сравнения Процесс до изменения Процесс после внесения изменений

Количество участников, чел. 6 4

Общая стоимость процесса, руб. 1001,23 298,69

Время процесса 6 часов 10 минут 1 час 35 минут

На систему электронного документооборота была потрачена сумма в 150000 руб. Данные вложения окупятся через 81 рабочий день, то есть через три с половиной месяца. Таким образом, выгода будет очевидна, если сумма по договору услуг аутсорсинга будет меньше, чем оплата труда сотрудникам за потраченное время.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Приведем еще один пример эффективности аутсорсинга в ЖКХ. Согласно финансовому отчета за 2020 год, стоимость услуг клининга, переданных на аутсорсинг, обходится УК на примере одного многоквартирного дома в сумму 112 536 руб., в год, это 9 378 руб. в месяц. Рассмотрим вариант на примере одного многоквартирного дома, когда данная услуга не передана на аутсорсинг. В штат необходимо взять как минимум 2 уборщицы и 2 дворника.

Таблица 5 - Трудоустройство клининга в штат

Наименование Сумма заработной платы Количество необходимых работников Сумма оплаты труда за год

Уборщица 23 000,00 2 человека 552 000,00

Дворник 22 000,00 2 человека 528 000,00

На основании предоставленных данных видна явная выгода в передаче услуг клининга на аутсорсинг, т.к., передавая данную услугу, организация оплачивает - 112 536 руб. в год, а приняв в штат технический персонал, оплата труда четверых сотрудников в год будут составлять - 1 080 ООО руб.. Таким образом, с учетом жилого фонда в 322 многоквартирных дома УРАЛ-СТ однозначно необходимо передавать услугц, за которые отвечает технический персонал, на аутсорсинг, в обратном случае организация быстро разорится.

Таким образом, экономическая эффективность аутсорсинга заключается в сокращении затрат, перераспределении ресурсов, замене постоянных затрат переменными .Это позволяет получить больше свободных средств, увеличивая, с одной стороны, прибыль компании, повышая ее рентабельность, с другой стороны позволяя компании развиваться, повышая эффективность своей работы, и, в конечном итоге, более качественно удовлетворить потребности конечного потребителя в качественных коммунальных услугах.

Заключение

В данной работе нами предложена стратегия определения бизнес-процессов для аутсорсинга, состоящая из пяти этапов, а также алгоритм выбора бизнес-процесса на аутсорсинг. Если применить её на предприятиях сферы ЖКХ, можно говорить о новой концепции управления многоквартирными домами когда управляющие органы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

осуществляют только контроль над функциями обеспечения дома необходимыми коммунальными услугами, причем на качественно новом уровне.

Оценка эффективности аутсорсинга в сфере ЖКХ проводится по четырем составляющим экономических предпосылок. Общие экономические предпосылки перехода Управляющих Компаний на аутсорсинг: сокращение затрат; перераспределение ресурсов; изменение постоянных затрат на переменные; повышение эффективности.

Таким образом, достоинства внедрения аутсорсинга на предприятиях сферы ЖКХ очевидны и проистекают из описанных выше преимуществ, плюс оптимизация налогообложения и снижение затрат на брендирование и рекламу. Последний фактор имеет большое значение на фоне повышения конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Список литературы:

[1] Ефимова С. Аутсорсинг, - М.: Научная книга - М., 2020. - 995 с.

[2] Йордон Э. ИТ-Аутсорсинг. - М,: ЛОРИ, 2019. -370 с.

[3] Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний; -М.: Дело 2019. - 272 с.

[4] Кицис В.М., Калабкина И.М. Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования // Вестник Волжского университета им. R.H. Татищева. 2010. №21. - С. 75-79.

{5] Королькова Н. Логистический ГТ-аутсорсинг. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020.- 116 c.

[6] Кузнецов В., Смородин А., Эйтингон В, ИТ-аутсорсинг. Новая форма организации деятельности компании. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 148 с.

[7] Котляров И.Д. Взаимодействие предприятий при аутсорсинге: экономические, организационные и финансовые аспекты // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 2. - С. 143.

[8] Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика. - М: Инфра-М, 2017. - С. 112.

[9] Курицкий В.В. Что такое аутсорсинг? // Общество и право. 2018. № 1, - С. 102.

[10] Лазанюк И.В. Аутсорсинг как поиск оптимального решения управления проектом // ГИАБ. 2018. №8.-С. 334.

[11] Ланская Д.В. Методологические основания аутсорсинга // Научный журнал КубГАУ -ScientificJoumalofKubSAU. 2017. № 101. - С. 2375.

[12] Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства: монография. - М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 2020. - 449 с.

[13] Рассел Дж. Аутсорсинг бухгалтерии. - М.: VSD, 2017. - 997 с.

[14] Сборник методических рекомендаций по деятельности управляющей компании, Иркутск: БТУЭП, 2018. - С. 140.

[15] Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве.. - М.: ИНФРА-М, 2017.-С. 352.

[16] Официальный сайт ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ugkural-st.ru/ (дата обращения: 12.02,2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[17] Официальный сайт Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬЦрз://епе^у.гшс1ш,а1.ги/ (дата обращения: 12.02.2021).

[18]Официальный сайт МИНЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mingkh.ni/ (дата обращения: 12.02.2021).

Spisok literatury:

[1] Efimova S. Autsorsing. - M.: Nauchnaya kniga - M., 2020. - 995 c.

[2] Jordon E. IT-Autsorsing. - M.: LORI, 2019. - 370 c.

[3] Kalendzhyan S.O. Autsorsing i delegirovanic polnoraochij v deyatel'nosti kompanij; - M.: Delo 2019.-272 c.

[4] Kicis V.M., Kaiabkina I.M. Autsorsing: ponyatie, sushchnost', predposylki i preimushchestva ispol'zovaniya II Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N, Tatishcheva. 2010. № 21. - S. 75-79.

[5] Korol'kova N. Logisticheskij IT-autsorsing. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. -116c,

[6] Kuznecov V., Smorodin A., Ejtingon V. IT-autsorsing. Novaya forma organizacii deyatel'nosti kompanii. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 148 c.

[7] Kotlyarov i.D. Vzaimodejstvie predpriyatij pri autsorsinge: ekonomicheskie, organizacionnye i finansovye aspekty // Ekonomicheskie i social'nye pereineny: fakty, tendencii, prognoz. 2017. № 2.-S. 143.

[8] Kurbanov A.H., Plotnikov V.A. Autsorsing: istoriya, metodologiya, praktika. - M,: Infra-M,

2017. - S. 112.

[9] Kuriekij V.V. CHto takoe autsorsing? II Obshchestvo i pravo. 2018. № 1. - C. 102.

[10] Lazanyuk I.V. Autsorsing kak poisk optimal'nogo resheniya upravleniya proektom // GIAB.

2018. № 8. - C. 334.

[11] Lanskaya D.V. Metodologicheskie osnovaniya autsorsinga // Nauchnyj zhurnal KubGAU -ScientificJournalofKubSAU. 2017. № 101. - C. 2375.

[12] Moiseeva N.K. Autsorsing v razvitii delovogo partnerstva: monografiya. - M.: Infra-M, Finansy i statistika, 2020. - 449 c.

[13] Rassel Dzh. Autsorsing buhgalterii. - M.: VSD, 2017. - 997 c.

[14] Shornik metodicheskih rekomendacij po deyatel'nosti upravlyayushchej kompanii. - Irkutsk: BTUEP, 2018. - S. 140.

[15] Slinyakov YU.V. Menedzhment v zhihshchno-kommunal1nom hozyajstve.. - M.: INFRA-M, 2017.-S. 352.

[16] Oficialfnyj sajt OOO «UZHK «URAL-ST» [Elektrormyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ugkural-st.ru/ (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[17] Oficial'nyj sajt Ministerstva energetiki i ZHKKH Sverdlovskoj oblasti [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://energy.midural.ru/ (data obrashcheniya: 12.02.2021).

[18]Oficial'nyj sajt MINZHKKH [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mingkh.ru/ (data obrashcheniya: 12.02.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.