Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЁТА ЗАТРАТ НА ЗАПРАВКУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ N1'

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЁТА ЗАТРАТ НА ЗАПРАВКУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ N1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / БЕНЗИН / СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕРОДНЫЙ ГАЗ / ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ЗАТРАТЫ НА ЗАПРАВКУ МОТОРНЫМ ТОПЛИВОМ / АВТОМОБИЛИ КАТЕГОРИИ №1 / ИНФРАСТРУКТУРА СЕТИ ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ ПРОБЕГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банкет М.В., Шаповал Д.В., Эйхлер И.А., Алешков Д.С., Погуляева И.В.

Введение. Снижение эксплуатационных затрат на моторное топливо для автомобилей возможно путём применения более дешёвых и в то же время менее вредных для экологии альтернативных источников энергии. Основной проблемой использования данных источников энергии, особенно для автомобилей категории N1, является недостаточно развитая инфраструктура сети заправочных станций для альтернативного топлива. Основным альтернативным видом моторного топлива в Российской Федерации является природный газ. Использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автомобилях категории N1 значительно увеличивает нулевые пробеги из-за удаленности заправочных станций, что снижает эффективность применения природного газа. Целью исследований является разработка методики расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1 с учетом расположения мест заправки (АЗС/АГЗС/АГНКС).Материалы и методы. В исследованиях представлена методика расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива, разработанная на основе многофакторного анализа эксплуатационных характеристик автомобиля, заданного маршрута движения автомобиля категории N1, особенностей работы водителя на маршруте и имеющейся инфраструктуры сети заправочных станций. Научной новизной является установление зависимости затрат на заправку моторным топливом от вида используемого топлива, имеющейся инфраструктуры сети заправочных станций, среднесуточного пробега и от технико-экономических показателей автомобилей категории N1.Результаты. Разработанная методика апробирована на предприятиях, осуществляющих перевозку грузов автомобилями категории N1 на территории г. Омска. Установлено, что для автомобилей категории N1 при осуществлении процесса перевозок грузов в г. Омске затраты на заправку моторным топливом составят от 1,77 до 15,62% от средних затрат на движение по маршруту.Обсуждение и заключение. Методика позволяет определить влияние используемого топлива на эксплуатационные затраты автомобилей категории N1 для выбора эффективного моторного топлива, а также осуществлять учёт затрат на заправку моторным топливом и более точно осуществлять определение себестоимости перевозки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банкет М.В., Шаповал Д.В., Эйхлер И.А., Алешков Д.С., Погуляева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST CALCULATION METHOD DEVELOPMENT FOR VARIOUS TYPES OF ENGINE FUEL FILLING FOR FIRST CATEGORY AUTOMOBILES

Introduction. Reducing the operating costs of motor fuel for cars is possible through the use of cheaper and at the same time less environmentally harmful alternative energy sources. The main problem with the use of these energy sources, especially for 1 category cars, is the underdeveloped infrastructure of the network of filling stations for alternative fuels. The main alternative type of motor fuel in the Russian Federation is natural gas. The use of compressed natural gas as a vehicle fuel on 1 category cars significantly increases zero mileage due to the remoteness of filling stations, which reduces the efficiency of using natural gas. The purpose of the research is to develop a methodology for calculating the cost of refueling with various types of motor fuel for 1 category cars, taking into account the location of refueling points (gas stations / gas filling stations / filling stations).Materials and Methods. The research presents a methodology for calculating the cost of refueling with various types of motor fuel, developed on the basis of a multivariate analysis of the vehicle performance, a given 1 category cars route, the driver’s work on the route, and the existing infrastructure of the filling station network. The scientific novelty is the establishment of the dependence of the cost of refueling with motor fuel on the type of fuel used, the existing infrastructure of the network of filling stations, the average daily mileage and on the technical and economic indicators of 1 category cars.Results. The developed methodology was tested at the enterprises that 1 category cars cargoes in the territory of Omsk. It has been established that for 1 category cars, when carrying out the process of transporting goods in Omsk, the cost of refueling with motor fuel will be from 1.77 to 15.62% of the average cost movement by the route.Discussion and conclusions. The methodology allows to determine the impact of the fuel used on the 1 category cars operating costs, to select an effective motor fuel, as well as to account for the cost of refueling with motor fuel and more accurately determine the cost of transporting goods.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЁТА ЗАТРАТ НА ЗАПРАВКУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ N1»

Научная статья УДК 656.13

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-1-76-91 EDN: GLTLCK

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЁТА ЗАТРАТ НА ЗАПРАВКУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАТЕГОРИИ N1

М. В. Банкет, Д. В. Шаповал, И. А. Эйхлер, Д. С. Алешков, И. В. Погуляева

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)

г. Омск, Россия

mikhail_banket@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1901-8150 dsh.omsk@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-3286-6795 vaniaeichler@gmail.com, http://orcid.org/0000-0003-4681-8468 denisaleshkov@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4204-7221 pogulyaeva_iv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-1109-5327

ответственный автор

АННОТАЦИЯ

Введение. Снижение эксплуатационных затрат на моторное топливо для автомобилей возможно путём применения более дешёвых и в то же время менее вредных для экологии альтернативных источников энергии. Основной проблемой использования данных источников энергии, особенно для автомобилей категории N1, является недостаточно развитая инфраструктура сети заправочных станций для альтернативного топлива. Основным альтернативным видом моторного топлива в Российской Федерации является природный газ. Использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автомобилях категории N1 значительно увеличивает нулевые пробеги из-за удаленности заправочных станций, что снижает эффективность применения природного газа. Целью исследований является разработка методики расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1 с учетом расположения мест заправки (АЗС/АГЗС/АГНКС). Материалы и методы. В исследованиях представлена методика расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива, разработанная на основе многофакторного анализа эксплуатационных характеристик автомобиля, заданного маршрута движения автомобиля категории N1, особенностей работы водителя на маршруте и имеющейся инфраструктуры сети заправочных станций. Научной новизной является установление зависимости затрат на заправку моторным топливом от вида используемого топлива, имеющейся инфраструктуры сети заправочных станций, среднесуточного пробега и от технико-экономических показателей автомобилей категории N1.

Результаты. Разработанная методика апробирована на предприятиях, осуществляющих перевозку грузов автомобилями категории N1 на территории г. Омска. Установлено, что для автомобилей категории N1 при осуществлении процесса перевозок грузов в г. Омске затраты на заправку моторным топливом составят от 1,77 до 15,62% от средних затрат на движение по маршруту. Обсуждение и заключение. Методика позволяет определить влияние используемого топлива на эксплуатационные затраты автомобилей категории N1 для выбора эффективного моторного топлива, а также осуществлять учёт затрат на заправку моторным топливом и более точно осуществлять определение себестоимости перевозки грузов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компримированный природный газ, бензин, сжиженный углеродный газ, заправочная станция, затраты на заправку моторным топливом, автомобили категории №1, инфраструктура сети заправочных станций, себестоимость перевозок грузов, среднесуточный пробег

Статья поступила в редакцию 24.11.2022; одобрена после рецензирования 28.12.2022; принята к публикации 20.02.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: авторы не имеют финансовой заинтересованности в представленных материалах и методах. Конфликт интересов отсутствует.

© Банкет М. В., Шаповал Д. В., Эйхлер И. А., Алешков Д. С., Погуляева И. В., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Я Check for updates

Для цитирования: Банкет М. В., Шаповал Д. В., Эйхлер И. А., Алешков Д. С., Погуляева И. В. Разработка методики расчёта затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1 // Вестник СибАДИ. 2023. Т. 20, № 1 (89). С. 76-91. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-1-76-91

Original article

DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-1-76-91 EDN: GLTLCK

COST CALCULATION METHOD DEVELOPMENT FOR VARIOUS TYPES OF ENGINE FUEL FILLING FOR FIRST CATEGORY AUTOMOBILES

Mikhail V. Banket, Dmitrii V. Shapoval, Ivan A. EychleГ, Denis S. Aleshkov, Irina V. Pogulyaeva

Siberian State Automobile and Highway University (SibADI), Omsk, Russia mikhail_banket@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1901-8150 dsh.omsk@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-3286-6795 vaniaeichler@gmail.com, http://orcid.org/0000-0003-4681-8468 denisaleshkov@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4204-7221 pogulyaeva_iv@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-1109-5327

corresponding author

ABSTRACT

Introduction. Reducing the operating costs of motor fuel for cars is possible through the use of cheaper and at the same time less environmentally harmful alternative energy sources. The main problem with the use of these energy sources, especially for 1 category cars, is the underdeveloped infrastructure of the network of filling stations for alternative fuels. The main alternative type of motor fuel in the Russian Federation is natural gas. The use of compressed natural gas as a vehicle fuel on 1 category cars significantly increases zero mileage due to the remoteness of filling stations, which reduces the efficiency of using natural gas. The purpose of the research is to develop a methodology for calculating the cost of refueling with various types of motor fuel for 1 category cars, taking into account the location of refueling points (gas stations / gas filling stations / filling stations). Materials and Methods. The research presents a methodology for calculating the cost of refueling with various types of motor fuel, developed on the basis of a multivariate analysis of the vehicle performance, a given 1 category cars route, the driver's work on the route, and the existing infrastructure of the filling station network. The scientific novelty is the establishment of the dependence of the cost of refueling with motor fuel on the type of fuel used, the existing infrastructure of the network of filling stations, the average daily mileage and on the technical and economic indicators of 1 category cars.

Results. The developed methodology was tested at the enterprises that 1 category cars cargoes in the territory of Omsk. It has been established that for 1 category cars, when carrying out the process of transporting goods in Omsk, the cost of refueling with motor fuel will be from 1.77 to 15.62% of the average cost movement by the route. Discussion and conclusions. The methodology allows to determine the impact of the fuel used on the 1 category cars operating costs, to select an effective motor fuel, as well as to account for the cost of refueling with motor fuel and more accurately determine the cost of transporting goods.

KEYWORDS: compressed natural gas, gasoline, liquefied carbon gas, filling station, motor fuel refueling costs, 1 category cars, filling station network infrastructure, freight transportation cost, average daily mileage.

The article was submitted 24.11.2022; approved after reviewing 28.12.2022; accepted for publication 20.02.2023.

The authors have read and approved the final manuscript.

Financial transparency: the authors have no financial interest in the presented materials or methods. There is no conflict of interest.

For citation: Banket M. V., Shapoval D. V., Eychler I. A., Aleshkov D. S., Pogulyaeva I. V. Cost calculation method development for various types of engine fuel filling for first category automobiles. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2023; 20 (1): 76-91. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-1-76-91

© Banket M. V., Shapoval D. V., Eychler I. A., Aleshkov D. S., Pogulyaeva I. V., 2023

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ВВЕДЕНИЕ

Грузовые автомобильные перевозки в городах осуществляются в большей степени колесными транспортными средствами малой тоннажности (автомобилями категории N1). Во время выполнения транспортной работы возникают неопределенности, влияющие на общие затраты предприятия и региона в целом [1, 2]. К таким неопределенностям относится ряд факторов, одним из которых является изменяющаяся инфраструктура сети заправочных станций. Авторы в работе [3] предлагают методику многокритериального выбора автотранспорта в зависимости от имеющейся инфраструктуры транспортной сети. Авторами научных исследований [4] предложен алгоритм выбора грузовых транспортных средств в зависимости от конкретных условий на автотранспортном предприятии.

В научных исследованиях [5] рассмотрен вопрос повышения эффективности грузовых автомобильных перевозок в городах за счет разработки метода двухфакторного анализа работы автомобилей, но без учета выбора подвижного состава. В работе [6] представлена методика оценки эффективности применения грузовых автомобилей при перевозке грузов в городах.

Следует отметить, что на оценки эффективности перевозочного процесса также влияет стремление к нулевым выбросам [7]. В работах [8, 9, 10, 11] авторами дана оценка эффективности транспорта с точки зрения экологических показателей. Как отмечают авторы в работе [12], экологически чистые транспортные средства позволят решить проблему маршрутизации транспортных средств. Согласно оценке степени воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, выполненной авторами в работе [13], установлено, что рост мировых выбросов вредных веществ вызван ростом автопарка, работающего на топливе нефтяного происхождения. Подробный литературный анализ использования различных видов альтернативного топлива для автомобильного транспорта представлен в работах [14, 15].

Основными проблемами, ограничивающими использование альтернативных источников энергии на автомобильном транспорте, является недостаточно развитая структура

сети заправочных станций. Сеть автомобильных заправочных станций (АЗС), где заправка осуществляется бензином и дизельным топливом, развита достаточно хорошо. Сеть автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС) в большинстве регионов России развита практически так же, как и сеть АЗС [16]. Так, например, в г. Омске, по данным электронных справочников международной картографической компании 2GIS, существует более 96 АГЗС во всех частях города. И при правильно выбранном маршруте (проходящем через АГЗС) можно осуществить заправку в процессе перевозки груза. При этом время самой заправки жидким топливом для малотоннажных автомобилей составит от 5 до 15 мин (без учета очереди) в зависимости от наполняемого объема. А вот использование самого дешевого моторного топлива из доступных, а именно компри-мированного природного газа (КПГ), не всегда позволит добиться максимального экономического эффекта перевозочного процесса, несмотря на все его преимущества [17, 18]. Это обусловлено недостаточно развитой инфраструктурой автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) [19, 20, 21, 22]. Например, в г. Омске работают четыре АГНКС, а количество зарегистрированных автомобилей, использующих в качестве топлива КПГ - 186 единиц. (Форма №1-БДД)1. При этом в работе [23] предложена методика рационального планирования заправочных станций для стимулирования роста АТС на КПГ.

Помимо природного газа во всем мире в качестве альтернативы нефтяному моторному топливу применяют электроэнергию. Однако использование электричества в качестве топлива для автомобилей категории N1 затруднено высокой стоимостью самих транспортных средств [24], низким запасом хода [25] и низким уровнем развития инфраструктуры для зарядки [26, 27].

Еще одной проблемой использования электромобилей является получение электроэнергии [28], которая вырабатывается, в том числе за счет сжигания углеводородов. Хотя при этом наблюдается рост спроса на покупку электромобилей и их комплектующих [29, 30]. По данным источников [31, 32], в ряде городов РФ, например, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и др., активно развивается инфраструктура и данный вид транспорта. Но в подавляющем

1 Форма №1-БДД. Раздел 3. Количество автомототранспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, стоящих на учете. // Показатели состояния безопасности дорожного движения. УГИБДД УМВД России. URL: http://stat.gibdd.ru/, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения: 28.11.2022). Текст: электронный.

большинстве городов России на сегодняшний день использование электротранспорта не представляется возможным, что отражено в работах [33, 34].

Исходя из вышесказанного, в настоящих исследованиях в качестве моторного топлива рассматриваются следующие виды: дизельное топливо, бензин, сжиженный нефтяной газ (СУГ) и КПГ.

Авторами [35] разработан метод оптимизации затрат на топливо при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок, основанный на оценке расстояния до заправочной станции и стоимости топлива. Однако предложенный метод не позволяет сравнить эффективность использования различных видов моторного топлива с учетом неравномерности развития городской сети заправочных станций.

Согласно [36, 37, 38] у каждого автомобиля категории N1 в зависимости от обслуживаемых районов города по заданию может быть различный среднесуточный пробег. Запас хода зависит от определенного расхода моторного топлива и объема моторного топлива в топливном баке (баллоне). В свою очередь определение расхода ^го вида топлива на 100 км представлено в методике2, оценка затрат на заправку подвижного состава описана в [39], а экономический эффект от применения различных видов моторного топлива в [40].

Однако в существующих теоретических положениях и методиках отсутствует учет времени и пробега на заправку моторным топливом, поскольку при перевозке грузов используется подвижной состав на традиционных видах моторного топлива нефтяного происхождения (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ), а инфраструктура таких заправочных станций широко развита. При этом учетом времени и пробега на заправку моторным топливом в большинстве случаев пренебрегают, поскольку эту операцию осуществляют параллельно перевозочному процессу по возвращению на предприятие или при выходе на линию. С развитием альтернативных видов моторного топлива возникает проблема увеличения неучтенных затрат, связанных с процессом заправки моторным топливом ввиду ограниченной сети заправочных станций

для данного топлива. При этом отсутствуют методики, позволяющие оценить затраты на заправку моторным топливом.

Гипотеза исследования заключается в том, что отсутствие учета затрат на заправку моторным топливом ведет к несоответствию плановых и фактических показателей затрат на перевозку грузов и не позволяет получить объективную оценку общей себестоимости перевозок.

Целью данных исследований является разработка методики расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1 с учетом расположения мест заправки (АЗС/АГЗС/АГНКС). Для достижения которой решалась задача сопоставления средних затрат на заправку моторным топливом и средних затрат на движение транспортного средства по маршруту с учетом применения разных видов моторного топлива.

Проведя анализ литературных источников, установили, что отсутствуют теоретические положения, адекватно отражающие практику. Это приводит к принятию необоснованных решений при перевозке грузов автомобилями категории N1 в условиях удалённости заправочных станций. Для решения данной проблемы впервые в рамках теории грузовых перевозок и эксплуатации автомобилей категории N1 авторами установлена зависимость затрат на заправку моторным топливом от эксплуатационных показателей работы автомобилей категории N1 и развитости инфраструктуры заправочной сети конкретных видов моторного топлива. На основе установленной зависимости разработана методика расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Ограничения и выборка

Автомобили категории N1 в качестве моторного топлива в настоящее время используют бензин, дизельное топливо, СУГи комприми-рованный природный газ, при этом 62% всех автомобилей категории N1 в РФ составляют автомобили преимущественно марки ГАЗ (Газель) различных модификаций. Поэтому для настоящих исследований выбраны именно автомобили марки ГАЗ (Газель)3.

2 Трофимов А.В. Нормирование и контроль расхода горюче-смазочных материалов на предприятиях автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие / А. В. Трофимов, Б. В. Журавский, Б. С. Трофимов. Омск, 2021. (2-е издание, деривативное). 42 с.

3 Парк транспортных средств в Российской Федерации // Автостат. Аналитическое агентство. URL: https://www. autostat.ru/, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения: 28.11.2022). Текст: электронный.

В качестве генеральной совокупности в настоящих исследованиях выбраны предприятия, осуществляющие перевозку грузов автомобилями категории N1 на территории г. Омска.

Автомобили категории N1 в г. Омске используются для перевозки различных грузов и находятся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и различных предприятий. На большинстве предприятий количество применяемых автомобилей составляет не более 10 ед. Однако существует и ряд крупных предприятий, к которым можно отнести ООО «Хлебопродукт» (Форнакс) и ОАО «Хлебодар», осуществляющие производство и перевозку хлебобулочных изделий собственным подвижным составом. Доля рынка хлебобулочных изделий в г. Омске у двух рассматриваемых предприятий составляет более 60%: у «Хлебодара» - 38%, у «Форнак-са» - 23%.

В качестве объекта исследования выбраны автомобили категории N1 предприятий ООО «Хлебопродукт» (Форнакс) и ОАО «Хлебодар», осуществляющих перевозку хлебобу-лочныхизделий в г. Ооскз, з колизехтзз 4р е 60 ед. соответсеветео.

Поскольубавтомс>еили исследуемые е|еед-приятий не использеют дизкоьное топливо, данный вид топлива не будет отражен в насто-ящюх испзедьваниях.

Для определения дальнейшиз рисчетов были птинятыследующие ахтощиния:

• райемаироисютсу т-)нико икетеигорон-скии тбрнниозни;

• учн-о-йи-ел тохзкн длеутбующеи АМСо АГЗС-А0НЗЫ-;

• дныи -абоих! п)э^,з)п|еиееы-ч посиерехо вкыбеиее гедо;

м еPлем басаКНхуооныв офук

ничен хныхи уесбнннрртnрlи евио-

мобилей категории N1 и является постоянной величиной;

• заправка подвижного состава осуществляется на заправочныыетанци ях,находящехы ся максим ал сиу бы изко к ы исо^ ^^^^ 1и предприятиям или местам разгризко;

• заправка бензином и КПГ происходит в конце смены по пути следования автомобиля на предприятие, согласно руководству по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе4, заправка СУГ осуществляется в начале смены при движении автомобиля категории N1 к первому пункту разгрузки, согласно руководству по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе5 и технике безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей;

• часовая тарифная ставка водителя, расход моторного топлива и стоимость конкретного вида топлива рассчитывается путем усреднения данных в течение года.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ

Определение стоимости одного километра пробега для грузовых автомобилей

Оценка затрат на заправку различными видами моторного топлива при перевозке грузов автомобилями категории N1 определяется согласно оазработаинор методике. Мовнияко ккл ювает в снбр мате мисечсакас модели с ма-висвмоото, гфедакрвланныв насее.

Д-р лиевой ряоскоинеарж 0ффкливaврнвв испольеования теоо или иного вида топлива произведемрасчет значения стоимости одного километра пробега в зовисимости от гримес океммво оиплрва. Тманно дагшмш вора;заяол1к лолвавро едисм из ои;н(К о! сь.1;^ оде ацивкр нслао сооС|:)гз;знои;ти тeоаoЛвллеоввния гюдиижд010 иíc-cк"ггтсa на вягюпсиаиаиио олфвккнaснвныo ви-1z:)(ид сквевиг-( а тснжг! зaоиoтoина Л[-вoмкCСигкя, рабореющнке нез возили ином сидо юотаоного (-oелтиa нс маршроны.

(C33"OdMOC"3b однсогз) килoзлк■^гк)a икоооег^^ в ;ia-итлималли ев исзмавaaмoм> (-oвз!иаa

£С\КМ _ Hi ' Цi К)

г " 100 '

едв Н, - расход /'-го вида топлива на 100 км, л (и^/ЮО ни; Ц - стоимость /-го вида топлива,

руб.

4РД 03112194-1095-03 Руководство по организации оксплуэгации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природное озн // Элеаирвызый ^нищ праоовыхи нормооивыт-тохаических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200034846/titles, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения к ресурсу: 19.12.2022). Текст: электронный.

5 РД 03112194-1094-03 Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих от сжиженном нефтяном газе // Электронный фонд правовых и норматтвно-телиечалких даиуменаов. УаСо НПроТаоыа.ипГО.ги/ document/1200039627, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения к ресурсу: 19.12.2022).Толсб: элекл/оовын.

Расход i-го вида топлива на 100 кил получен на основе методики6 и огредален усредненным показателем за гид, столмвать /'-во оода топлива определена уврвднвнаыио чоклтаитв лем за год для всех АЗС/АГЗС/АГН1ЛС п (.мска на основании показатела иСреднио потавба тельские цены (тарифы) на томоры п вгп^л°огк» (ЕМИСС)7.

Результаты расчет а по ф ск|Э1\вьал/з (1К т^д. ставлены в таблице 1.

Таблиеа в

Средняя стоимости оуногн километркив^ега ГАЗ-172412 в зависимоскч лн кттмоняпмвгл виов

топлива, руб.

Истопник: спсьпвлокк авмиртмг.

Table 1

The average cost of one kilometer мв GAZ-1U041M run depending on fha ty(( в- fuO us ed, rub.

SourcH снти11В ву tltK виЧол.

Показатель Зничерия

Вид топлива Бенпкн АИ-92 СУГ КПГ

Стоимость 1 км пробега, руб. 7, R4 R,33 Р,Г1

Из анализа полученных резульл^^т^с^^ следует, что наиболее эффекдивным ом топлива с точки зрения затрат на топливо для осуществления процесса перевызки автомдУилями марки ГАЗ является КН1Ы, ядналз ямс не дстн тывают величину пробнза ны лзглнднгнвку ссомояз ным топливом, которая будлвварьирдваться в зависимости от месторадднтвжыдия непма-вочных станций и неоТлыдндиеви н зяпдлеив>н топливом.

Определение годового вдыбега врувот вых автомобилей в зависимости от вида используемого топл ины

При этом годовой про ег грузовых автомобилей категории N1, рабатающих си типичных видах моторного тзауива, ^дев^нолеен, поскольку помимо пннЫега нл выпатоенме транспортной работы, г довой пробег будет учитывать пробеги до запаавки нваиясым топливом. Также стоит замапить, что чем^еь-ше объём топливных баков , соответственно, моторного топлива на борту автомобиля, тем больше запас хода и тем реже возникает не-

обтодимомть в заправке мооорным трпливор.

Запас хтда автомобили иаоегараи N1 для Игн оиде oieTOf:)oioi"o тг(аоо1К1 он мпордемсотст по срэо рит^чл е

Г с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l3X

QC -100 MTC :

(2)

i"6T Q'T - ofS"o:^M оотртпт в токоттнро бтме/ ПэгалмоЕн^ух, о (тО).

ПОИ выОРЛНеНИТ ПерТТТГКК орОзов ОГМОРТ-димо учитывать остатокоооторного топлива в баке°батлоте дтм оозонтжтоски свотв^мен-ногоего пополнения.

ОООSblS РСТРТоГ моООрОоГТ топОивР полисит от расстояния до мтста оооравки, то есть уда-лёлносну еоттмобиля ортегтроо NO отт-оро-Tpic-TS станрит.

Определит запат ооок .pio госот1«эн^о отр-щетнооет-о отоскоп /-зт лк-оиезт ооиорнтоо ттн

ПЛТВР1

l" =

13Х

Tgjl -KQQ MI.

-l'

(3)

где - расстояние от последнего места разгрузки до А ЗС/АГНКС и ли р асстояние от пред-приятиядо АГЗС,км.

Заправка моторным топливом может осу-Пн^С^ВЕ1ЫЯТгСУСГ ме клждый дес^Ыд товкольку ндэз малых среднесуточных пробегах остаток моторного топлива может быть достаточен для еывнмнпсия трсасс^пептавТ рнТоты вл следующие двбпотСдено.

C^пе^(ц(т.п^^^е ееличество дней без дозаправки/'- 1\и видом длтввк огп аоплив п:

Дбз с

к

с

со V

тте-Кг оо

T

- V:

(4)

где 1сс - среднесуточный пробег (без учета пробега на заправку моторным топливом), км.

Тогда необходимое количество заправок /'-м видом моторного топлива за год для одного автомобиля категории N1 примет вид

6 Трофимов А.В. Нормирование и контроль расхода горюче-смазочных материалов на предприятиях автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие / А.В. Трофимов, Б.В. Журавский, Б. С. Трофимов. Омск, 2021. (2-е издание, деривативное). 42 с.

7 Показатель «Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги» // ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31448, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения к ресурсу: 28.11.2022). Текст: электронный.

Ni =■

Др

1 ( Q'T ■ 100 _ /fv

(5)

/

сс V

H

У

На основе полученных математических моделей можно определить годовой пробег автомобиля на /'-м виде моторного топлива в зависимости от среднесуточного пробега с учетом пробега дозаправочных станций и количестве заправокмоторным топливом огод.

Задовгй пробег пптегореи 1й| 1

на /'-м виде меаорного тоалипа опродамоатся по формуле

т - т

^В ~1а

у

©Vd

i

сс V

QM -100

Ни

V

(6)

-1'

Таким образом, полученная математическая модель является функцией для двух варьлауемых падаметров средлрсуточного пробега и расстояния от локлепнего места разгрузки до АЗС/А ГН КС или рассроя ние от предарпоаия аоАГЗС (в о^^итв/соси от оида исямлизурма гмтопотоо).

Тогра годавпй среннааучтчный пробна чтимей а ид

©6'-

Тг

Д р

l'

(

I

сс \

QT ■100

H;

Л •

(7)

Годовой среднесусочкый пробег на заправку моторным топливом определяется по фор-

Uo( З)

1-

-

сс \

QT -100 H

л •

(8)

-1'

Результаты вычислений по формуле (8) для исследуемых предприятий при значениях среднесуточного пробега, которые варьируются от 50 до 250 км, и удалённости заправочных станций от выполняемого автомобилем марш-

рута от 300 м до 25 км для разных видов моторного топлива, представлены на рисунке 1.

Среднесуточный пробег определен на основе обработки маршрутных листов за год по предприятиям ОАО «Хлебодар» и ООО «Хлебопродукт». Рабочие дни - на основе обработки данных этих маршрутных листов. Расстояние от последнего места разгрузки до АЗС/АГНКС и расстояние от предприятия до АГЗС определено по ГИС-картам, на основе протяженности дорожной сети8, с учетом количества и месторасположения заправочных станций АЗС/АГЗС/АГНКС. Количество и месторасположения соответствующих станций определялось на основании данных портала Benzin-price.ru9.

С ростом среднесуточного пробега пропорционально увеличивается и количество заправок топливом, однако в зависимости от вида используемого топлива, месторасположения предприятия и маршрута движения транспорт-ногосредствапробегдо места заправки будет различным, поскольку инфраструктура запра-вочныхстанций развита неравномерно.

За минимальное удаление заправочных станций и связанных с этим пробегами автотранспортных средств был принят пробег по территории станций, при этом сама станция находится на маршруте автотранспортного средства (среднее расстояние движения по территории заправочных стаций определялось с помощью измерений на ГИС-картах и определении среднего пробега АТС). За максимальное удаление заправочных станций в настоящих исследованиях было принято среднее расстояние от территории предприятий до ближайшей станции, при этом рассматривалось, что кратчайшее расстояние находится на маршруте - последний пункт разгрузки (первый пункт загрузки) - «предприятие - заправочная станция». В этом случае пробег автотранспортного средства на заправку моторным топливом составит две длины маршрута «предприятие-заправочная станция».

С учетом вышеизложенных допущений и оценки состояния существующей инфраструктуры наименьшей вариативностью обладает бензиновое топливо - при его использования максимальные годовые среднесуточные про-бегисоставят3км.

8 Программыкомплексного развитиятранспортнойинфраструктурыОмской агломерации // Сибирский государствен-ныйавтомобильно-дорожныйуниверситет:официальныйсайт/ФГБОУВО«СибАДИ» /URLhttps://sibadi.org/proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-doogi/omskaya-gorodskaya-aglomeratsiya/(датаобращения:17.11.2022). Текст: электронный.

9 АЗСвОмскойобласти,заправкиОмскойобласти:официальныйсайт/пайопа1осеапю and atmospheric administration/-URL https://www.benzin-price.ru/(датаобращения:17.11.2021).Текст:электронный.

Рисунок 1 - Годовой среднесуточный пробег на заправку моторнымтопливомв зависимости от вида топлива

Источник: составленоавторами.

Figure 1 - Annual averagedailymileageforrefuelingwithmotor fueldependingonthe type of fuel

Source: compiled by the authors.

Что обусловлено достаточно большой распространенностью данныл заправочных станци й. Наибольшим и гооавыми тледнесуа рдспн1ми проЛооада и удштп осслрдонаооо обладает компримироаансыИ пллродный газ, что бвясап о с отнугствя ем досоаточпой ас фоаотррктрры и болвшей ^жв^ьча1ностй1й за-ьравсбдых лочнцбй донсрги уип-а<а ст месторкр-пьложеарс лайздилояной. »Лледода рометйть, рнл дыб донгзнеДРгиел исцекиецдо^^б!/!^! СЗк^^ЬЫ"1" рто лаоррены оари/^анд1ы я оркооналодаю! оодыды1м <яр)е!дн(^(ллотосн1:а|л кры(йчич1\к ^^тд!Г|:);ин^портнк1х сапьыак.

Mртoнтoольныe трвиcиoocтл лаляюасл бча знвыми элемчнтамк рлнбрСоочнеоС морд^ли, пиколыс лежат в нлиднч опредеблислзааблу ао зрпррнир адзпиеся1ми вчдами мооорлего тс^г^лк^^^ пррдваркeдрртoс ррялмс^илчми копегарзии N1 \

Oпpeдзлeннызaырат ро дапрадкд м^то^ч ным |нипливoм автомосилил квлегомии ИГ

Затраты на заправкд оосндоа1м тстлиоом1 тро. [69]:

о

Зз = £зд О)

i=1

где m - конечное значеним орое учеоо ксех пе-рчмонзыо, m = ЛI

Затраты на пробег тн месты стетнкх сттое яoбипе до местр окправкя м ое ммста з^к|и^^и1и1 до первого пункта разгрузки, о—о.:

З1 = l3 ■ Сш, (сод

где /з - расстояние от местастоянкс авкимобт-ля до места заправки и ои моста соарасмо до первого пункта разгрумко, им.

Затраты на оплату труда водителя за время движения транспортного средства от места стоянки автомобиля категории N1,110 места за-прсвки и от ортит зрправки до первого тунтта разгрузки,руб.:

1 -С

■е=-умб-, (01)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

где Ут - средняя техничиякая скорость, км/ч; Стч - часовая тарифная ставка водителя, руб./ч,

Зная е ния кредтой техничесит0 скорютат определеныподаннымсистемы ГЛОНАСС.

Знтоате! на опеаяр трррс вадеттсс за время лаголанаия тлпооннсаа яткр(1тзаеанс> -се-лона)моторнымтопливом:

= Нзапр ' ЧТтч ' (12)

где ¿апр- время заправки одного автомобиля, ч.

Время заправки одного автомобиля определено для каждого вида моторного топлива и объема топливного бака (газового баллона), а также остатка моторного топлива в топливном баке (газовом баллоне), данные результаты получены авторами методом хронометрирования с учетом правил проведения натурных наблюдений.

Конкретное значение затрат на заправку моторным топливом можно определить для конкретного анализируемого случая, зная конкретные величины параметров. Однако при планировании перевозочного процесса определить значения некоторых переменных можно только с какой-то долей вероятности, поэтому предлагается использовать средние затраты на заправку моторным топливом с учетомпеременных V ^ .

* ~ т ' запр

Затраты на пробег от м еста стоянки автомобиля категории N1 до места заоравки и от мести ооправки до рервого пункта разфузри ^31бое включрют псебя керепеезаых, о повоо-мо даноан величина каорат борат опкедетпро пртбктв<^рм<^0мегу1 велмоим, ^^(^^^д^с^ср с ную фортуау.

Исходо из вышпскичанного, е пбтра-

ты па Р5Рб|ЭКВ1<^ рткк|тным тыплквмм ртредрмя-ют^ся:

т-1

(13)

Т=1

вта Шм рр сркв(не^т)бкТыемтчкр|^^е значоаке за-срат птки ыпрбдблоаных ппреминнз1х;

21- среднеарифметичеркое ззачение за-тратприпеременной V и Н == соп^а;

к г- г- т заПр '

22- среднеарифметическое з^1ачет^ие затрат при переменной V =аопз3и 3 ;

~ ~ ~ ч зазр'

01н<еч^н1С(т пне

веор ^е^ипообморны^ V а Н .

~ ~ ~ т запр

Cpeaнволнфмeтирeбкап 01чазз^ни^ оаззит прп и 3 споспсче т аква^т^са;я по

~ ~ т зтго Х

Фoртеaт

Z, =

Зт+Ззг+(З2+Зз)г

( 14)

При изменении двуа перрденнымоч минув мальных до максимальны ( значений можно провестинеболеетрех расчетов.

Результаты расчета средних затрат на заправку моторным топливом для однойззити-цы подвижного составк тобоидунмв1хпредити-ятий представлены в ааСнице Но Разульнаты представлены с учетом раз вой заправки моторным топливом.

Расчеты проведены с учетом имеющейся

инфраструктуры заправочных станций. Для беанкна _

в нБ) ив СУО Р_3ауга Р<^<зчеа ар>овод^^с^я бЛЯ бНИЖаОШЧО ЗоППаВОаНеИ схансмс, ДПСааТ дляКЛ Г

(Ззспа) проводился для двух имеющихся А ГНКС.

Анаеос |эезульсатовсастстз на^

трат на заправку мотозныа сонли вом позволил сделать вытод о тим, что для ООО «Хло-бопродукт» (Флреткc) и дкя ОАО «Хле6«0 ар» заправку КПГ цооесообуаино гсаществлять на АГНКС по улице Заводская, 1 7/1а. Поэтому в дальнейших исследовансях будем учитывать дакную АГНКС, поскольку именно по ней по-еачены минимальные завраты на заправку мо-торнымтопливом.

Полученные данные средних затрат на за-трг^пкус^;^^ит^р^1^|ри вадамс чоннрнога ^(^п^з-ча нсаобхзди-с;:) <Р0Р0(РСТР-ПСС11 со ноРоазАм ао-■рр»aзcЭ^чи еп дснпаеоое Рl-l3РмoР(eлoа н^^т«эгс^р>ин N1 за рзсшнату.

(епп>^п°е.^|рнч1е тамсно на днчжзоие по пуфи-руру нвтомаИзшля затесорас ПИ

А^дааа затночы па доижоата 3046^640 ро дпушоутy о )бби дри<тч.пбт<^з"^1р^он-

ные датиааы на таимое ч сиедние затрати пч оплнп"у чадз влдктело -ас зазре д^1^и1з-^«)б ач-томаби ля иaтепппун B(T па мтушнучу

Зн = З +З .

о т оп

(15)

Эксплуатационные затраты на топливо для адного антваeмппo аа сунки онppдидu^ютcя следующимобразом:

О _ 7

Зт ~ 1сс ' .

(16)

Таблица 2

Средние затраты на заправку моторным топливом в зависимости от применяемого топлива (на одну заправку)

Источник: составлено авторами.

Table2

Average costsforrefueling withmotorfueldepending on thefuelused(perrefueling)

Source: compiledbythe authors.

Вид топлива Средниезатратына заправкумоторным топливом, руб.

ООО «Хлебопродукт» (Форнакс) ОАО «Хлебодар»

Бензин АИ-92 123,5 116,4

СУГ 152,4 145,4

КПГ АГНКС № 1 - ул. Заводская, 17/1а 762,8 370,5

КПГ АГНКС № 2 - ул. Долинная, 11 817,0 627,6

Таблицз 3

Средние затраты на движение автомобиля категории N1 по маршруту в зависимости от авиднеебтознаад пробега дл^ ризитых виноб мотииноге тен^ива (за сутки)

1П(ыточн1/11^: цосаазлеэно антоцами.

Table 3

Average costs for 1 category cars movement along the route depending on the average dailу mileage

for different type) of motor fuel (per da^))

Source: cemfiietf py the arftiors.

Среднесуточный пробег, км. Затраты для различных видовмото рного топли ва, руб.

Бензин СУГ КПГ

АИ-92

(Зб ) (З ) к дСУГ) (З ) дКПГ

50 889,8 875,8 677,8

100 1778,6 1751,6 1353,6

150 2668,4 2627,4 2030,4

200 3557,2 3503,2 2706,2

250 4447,0 4379,0 3383,0

Затраты на оплату тоуда водиряпя за вте-мя таожтада атвамобиля пи мадшюотт:

Зу

Ру ' V_

(17)

Средние затраты на опнаев труда водителя

трюме ^^а1акор|и^ у£)те1"^рии ЬЛ

рд мерза^ит оп|вед^ляются мгп ср^днеяриисМ-метичес^ое? зхтченря затеат хрп пеокимя^нной

оо .

я

О'соц^лтчяст ы рт рриео гткдеих тиинцчт ео сои-жение тнтот10(зеок по \\я<ирхир>нз"0' с соессзоюоои оо <^\^^с^ннр^риео^(г аробегт для теоеых пидов моторного топлива (за сутки) представлены в таблице 3.

Следует отметить, что результаты расчета средних затрат на движение автомобиля категории N1 по маршруту в зависимости от среднесуточного пробега для разных видов моторного топлива получены без учета затрат на заправку моторным топливом. Поэтому данные значения змтратдля имследуемым предпримтий нданндоиы. Реяуаьтириизщими средними затратами на движение автомобила бодет ванад средних зан^е аа рыизясндн аотомеНтяа по дмдсяруту и средних затрат на ЗйРуДИТу МОТОраЫ МЧОаЛИВОМ.

РЕТДЛДТАТЫ

Свчдосттыление затрат на заправку рдвличными дчдами ммторнезго тоипимт и ни движениепо маршруту автомобиля потегории N1

Птртывясом сопосрр[злеыи^ срр1е|^нк;т ;зсо"\эа1^ те запцаикч йозыпчны[ои ^ии^мн моторного осхличе н сседаир ротoaипс дхижениг автомобиля по маршруту относительно среднесуточного пробега для исследуемых предприятий. Данное сопоставление можно выполнить дле роСогв ерееносллттндло плдУуро, в яатв-ствя г^втирлеел п1^|Лт^з /сс= 1ЛД ш ^р>ияутки 2, 3). Оодоврю чр>оСс<зги дмт еитоиюPпoeП орг йчтн1з1х редко иcпсмпкoсмсни иоливо oпpйдoметлl по фч^уяя Ыр.

Пpoизсрдя о.оспо и »(^[^¡^(эсзек1 зeзйлы"ятов poиеcоaвлeaчЯ( зйнaнoпoли, что плучтенные козонын пoиникaют в процессе перевозки грузов, связаны с необходимостью заправки моторным топливом.

Оценка затрат на заправку различными видами моторного топлива для исследуемых предприятий

Согласно разработанной методике расчета затрат на заправку различными видами мотораого товоиво пои перемозке грузов автомобилями категории N1 произведен расчет для исслеорздыхаредариятие. Расчет про-втнадза раа одаотоавтнмобиля за год при 1сс е [10; да) составят:

Для ООО «Хлебопродукт» (Форнакс):

• при использовании бензина: от 1358,6 руб. до 31124,3 руб., что составляет 1,88-2,04% от средних затрат на движение автомобиля;

• при использовании СУГ: от 1371,9 руб. до 31248,2 руб., что составляет 1,91-2,1% от средних затрат на движение автомобиля;

Рисунок 2 - Сопоставление средних затрат на заправку различными видами моторного топлива

и средних затрат на движение автомобилей категории N1 по маршруту при 1сс = 100 км для ООО «Хлебопродукт» (Форнакс) за год

Источник: составлено авторами.

Figure 2 - Comparison of the average costs for refueling with various types of motor fuel and the average costs for 1 category cars movement along the route with Icc = 100 km for OOO Khleboprodukt (Fornaks) for the year

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Source: compiled by the authors.

Рисунок 3 - Сопоставление средних затрат на заправку различными видами моторного топлива и средних затрат на движение автомобилей категории N1по маршруту при = 100 км для ОАО «Хлебодар» за год

Источник: составлено авторами.

Fig. 3 - Comparison of the average cost of refueling with various types of motor fuel and the average cost of 1 category cars

movement along the route at lcc = 100 km for OAO Khlebodar for the year

Source: compiled by the authors.

• при использовании КПГ: от 9154,1 руб. до 225801,1 руб., что составляет 15,43-15,62% от средних затрат на движение автомобиля.

Для ОАО «Хлебодар»:

• при использовании бензина: от 1280,3 руб. до 29331,6 руб., что составляет

1,77-1,92% от средних затрат на движение автомобиля;

• при использовании СУГ: от 1308,8 руб. до 29811,8 руб., что составляет 1,82-2,01% от средних затрат на движение автомобиля;

• при использовании КПГ: от 4446,5 руб.

до 109681,1 руб., что составляет 8,14 до 8,25% от средних затрат на движение автомобиля.

Следует отметить, что для ОАО «Хлебодар» затраты на заправку КПГ более чем в четыре раза выше, чем затраты на заправку бензином и СУГ, а для ООО «Хлебопродукт» (Форнакс) - более чем в семь раз. Это обуславливает обязательный учет затрат на заправку моторным топливом. При принятии решения о переводе подвижного состава на КПГ в настоящее время необходимо учитывать расположение заправочной станции от места стоянки подвижного состава.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволили разработать методику расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива при перевозке грузов автомобилями категории N1. Методика позволяет определить средние затраты на движение автомобилей категории N1 по маршруту и средние затраты на заправку различными видами моторного топлива. Результаты позволили определить конечные затраты, связанные с заправкой моторным топливом, с учетом среднесуточного пробега исследуемых автомобилей и имеющейся инфраструктуры заправочных станций. Отсутствие планирования данных затрат повлечет за собой финансовые потери и снижение прибыли от услуг перевозки.

Обоснование выбора вида топлива при перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо выполнять с учетом затрат на заправку моторным топливом и в зависимости от среднесуточного пробега, что позволяет сделать разработанная методика.

Дальнейшее развитие инфраструктуры использования КПГ на автомобильном транспорте за счет увеличения числа АГНКС будет приводить к снижению затрат на заправку моторным топливом в гиперболической зависимости и, соответственно, общие затраты предприятия на движение автомобилей категории N1 будут уменьшаться, а также росту экономической эффективности использования данного вида моторного топлива, даже при малом значении среднесуточного пробега.

Предложенная авторами настоящих научных исследований методика расчета затрат на заправку различными видами моторного топлива для автомобилей категории N1 позволяет произвести учет всех затрат, возникающих в процессе перевозки для любого предприятия, осуществляющего перевозочный процесс с учетом имеющейся инфраструктуры рассматриваемого региона.

Данная оценка должна осуществляться при принятии решения о закупке автомобилей категории N1 или при переоборудовании автомобилей в газобаллонные.

При определении затрат на топливо предприятий, осуществляющих перевозку, зачастую не учитывают затраты, связанные с заправкой автомобилей категории N1. В существующих методиках планирования перевозочного процесса учитываются нулевые пробеги. Однако в них не выделен пробег на заправку, а отсутствие учета данного показателя при планировании может привести к снижению эффективности перевозок. А при недостаточно развитой инфраструктуре заправочных станций возникают дополнительные затраты, связанные с заправкой моторным топливом. Это особенно актуально для газобаллонных автомобилей, использующих КПГ, поскольку инфраструктура АГНКС находится на этапе развития и зачастую не покрывает охват города.

В настоящих научных исследованиях произведен расчет стоимости одного километра пробега автотранспортного средства в зависимости от применяемого вида топлива. Данный расчет применяется перевозчиками при принятии решения переоборудования автомобилей категории N1 в газобаллонные для осуществления перевозок. Однако этот расчет не позволяет учесть ряд дополнительных затрат, связанных в первую очередь с заправкой автомобиля, что на практике приводит к наличию дополнительных затрат и увеличению срока окупаемости переоборудования автомобилей категории N1 в газобаллонные.

Произведен расчет количества заправок топливом в зависимости от среднесуточного пробега. Результаты расчета позволили сделать вывод, что в зависимости от вместимости топливного бака/газового баллона и среднесуточного пробега количество заправок будет изменяться, оказывая влияние на затраты, связанные с заправкой моторным топливом.

Авторами разработана методика определения средних затрат на заправку моторным топливом, позволяющая перевозчикам осуществлять учет затрат, связанных с заправкой моторным топливом. Эффективность разработанной методики заключается в возможности определения неучтенных затрат, связанных с заправкой моторным топливом и адекватной оценке срока окупаемости исследуемых автомобилей, работающих на различных видах моторного топлива.

Проведено сопоставление средних затрат на заправку моторным топливом и средних за-

трат на движение транспортного средства по маршруту с учетом применения разных видов моторного топлива. Установлено, что с учетом имеющейся инфраструктуры заправочных станций средние затраты на заправку моторным топливом при использовании бензина и СУГ для исследуемых предприятий могут составлять в пределах 2% от средних затрат на движение транспортного средства, а для КПГ могут достигать более 15%. Учет данных затрат позволит минимизировать финансовые потери, связанные с перевозочным процессом.

Настоящие научные исследования проведены для автомобилей категории N1 с учетом сложившейся инфраструктуры сети заправочных станций углеводородного топлива. Дальнейшие исследования будут направлены на создание алгоритма оценки затрат на заправку моторным топливом для всех типов автомобильного транспорта с учетом инфраструктуры сети заправочных станций не только углеводородного, но и водородного топлива и электричества. Применение результатов исследования возможно для определения эффективности использования автомототран-спортных средств, использующих различные виды топлива. Внедрение разработанной методики позволит улучшить планирование затрат при организации перевозок грузов исследуемыми автомобилями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Mohamad M. A. I. Ranking the Logistics Uncertainty in Malaysian Road Transport Operations / M.A.I. Mohamad, S.S.R. Shariff, W.M.W. Mohamed // 11th IEEE Control and System Graduate Research Colloquium (ICSGRC). 2020. pp.371-374.

2. Moschovou T. P. Road freight transportation in a period of economic instability: A panel data study in four EU Mediterranean countries. / T.P. Moschovou, A.G. Giannopoulos // Research in Transportation Business & Management. 2021. vol. 41. no. 100622 D0l:10.1016/j.rtbm.2021.100622

3. Stoilova, S. Methodology for Multi-criteria Selection of Transportation Technology in Transport Network / S. Stoilova // Modelling of the interaction of the different vehicles and various transport modes. 2020. pp. 1-103. D0I:10.1007/978-3-030-11512-8_1

4. Коновалова Т. В., Надирян С. Л. Алгоритм выбора подвижного состава для перевозки грузов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 239-242. DOI 10.23672/SAE.2019.10.39019

5. Aytbagina E. Method of Two-Factor Analysis of Cars Operation in the Road Transport System of Cargo Transportation / E. Aytbagina, E. Vitvitskiy // 8th International Scientific Siberian Transport Forum (TransSiberia). 2020, vol. 2. pp.968-974. DOI: 10.5937/ jaes0-36647

6. Putra, A. A. Model of logistic transport distribution in the urban area / A. A. Putra, L.O.M. Magri-

bi, M. Makmur // 3rd International Conference on Civil and Environmental Engineering (ICCEE). 2020. no. 012098. DOI 10.1088/1755-1315/419/1/012098

7. Enzmann J. Reducing Road Transport Emissions in Europe: Investigating A Demand Side Driven Approach / J. Enzmann, M. Ringel //Sustainability. 2020. vol. 12 (18). no. 7594. DOI: 10.3390/su12187594

8. Ma, Q.F. Green efficiency changes of comprehensive transportation in China: Technological change or technical efficiency change? / Q.F. Ma, P. Jia, H.B. Kuang // Journal of cleaner production. 2021. vol. 304. no. 127115.

9. Munoz-Villamizar, A. Measuring environmental performance of urban freight transport systems: A case study / A. Munoz-Villamizar, J. Santos, J.C. Velazquez-Martinez // Sustainable cities and society. 2020. vol. 52. no. 101844. DOI: 10.1016/j. scs.2019.101844

10. Palander T. Comparison of Energy Efficiency Indicators of Road Transportation for Modeling Environmental Sustainability in "Green" Circular Industry / T. Palander, H. Haavikko, K. Karha // Sustainability. 2020. vol. 12 (7). no. 2740. DOI: 10.3390/su12072740

11. Safranek, M. Alternative fuels in urban transport / M. Safranek, I. Voznakova // 8th Carpathian Logistics Congress on Logistics, Distribution, Transport and Management (CLC). 2019. pp.861-866.

12. Ghorbani, E. Survey on Environmentally Friendly Vehicle Routing Problem and a Proposal of Its Classification / E. Ghorbani, M. Alinaghian, G.A. Per-boli // Sustainability. 2020. vol. 12 (21). pp. 1-72. DOI: 10.3390/su12219079

13. Makarova I. Usage of Microscopic Simulation to Estimate the Environmental Impact of Road Transport / I. Makarova, P. Buyvol, K. Shubenkova // International Scientific Conference on LOGI - Horizons of Autonomous Mobility in Europe. 2020. vol. 44. pp. 86-93.

14. Johnson E. Cars and ground-level ozone: how do fuels compare? / E. Johnson // European Transport Research Review. 2017. vol. 9. no 47 (2017). DOI:10.1007/s12544-017-0263-7

15. Navas-Anguita, Z. A review of techno-eco-nomic data for road transportation fuels / Z. Navas-An-guita, D. Garcia-Gusano, D. Iribarren // Renewable& sustainable energy reviews. 2019.pp.11-26. DOI: 10.1016/j.rser.2019.05.041

16. Старинская, Г. Как в России устроен рынок АЗС / Г Старинская // Ведомости. URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2017/10/13/737707-kak-ustroen-rinok-azs, свободный. Заглавие с экрана (Дата обращения к ресурсу 20.08.2021).

17. Milojevic, S.T. Sustainable application of natural gas as engine fuel in city buses - benefit and restrictions. / S.T. Milojevic // Journal of Applied Engineering Science. 2017. vol. 15. no. 1. pp. 81-88. DOI:10.5937/ jaes15-12268

18. Tica, S. Study of the fuel efficiency and ecological aspects of CNG buses in urban public transport in Belgrade / S. Tica, P. Zivanovic, S. Bajcetic, B. Milo-vanovic, A. Nad // Journal of Applied Engineering Science. 2019. vol. 17. no. 1. pp. 65-73. DOI: https://doi. org/10.5937/jaes17-17035

19. Суворов А. С. Перевод российского автотранспорта на газомоторное топливо осуществляется медленно // АвтоГазоЗаправочныйКом-

плекс+Альтернативное Топливо. 2019. № 12. С. 556-557.

20. Тимирханова Л. Ф.,Пельменева А. А. Факторы развития рынка газомоторного топлива в регионах РФ // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2020. № 8 (188). С. 37-46.

21. Xie X. The Usage Analysis and Policy Choice of CNG Taxis Based on a Multi-stage Dynamic Game Model. / X. Xie, Y. Wang, X. Li // Computational Economics. Springer; Society for Computational Economics. 2019. vol. 54(4). pp 1379-1390. DOI: https://doi. org/10.1007/s10614-016-9645-5

22. Zhou Y. The current level of development of the Chinese CNG automobile market, its future trends and strategies / Y. Zhou, Z. Zhou // Natural Gas and LNG. 2009. vol.10. pp. 44-48. (2009). DOI: https://doi. org/10.1016/j.ngib.2018.04.010

23. Huang K., Prediction of CNG automobile ownership by using the combined model / K. Huang, Y. Lv, C. Huang, Y. Wang, Y. Niu, W. Yang // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. vol. 6. pp. 2422-2427.

24. Ajanovic A. Economic and Environmental Prospects for Battery Electric - and Fuel Cell Vehicles / A. Ajanovic, R. Haas // A Review fuel cells. vol. 19 (5). 2019. pp.515-529. DOI: 10.1002/fuce.201800171

25. Synak F. Assessing the Energy Efficiency of an Electric Car. / F. Synak, M. Kucera, T. Skrucany // Communications - Scientific Letters of the University of Zilina. 2021. vol. 23. no. 1. pp. A1-A13. DOI: 10.26552/ com.C.2021.1.A1-A13

26. Campana, M. Optimal Sizing of Electric Vehicle Charging Stations Considering Urban Traffic Flow for Smart Cities /M. Campana, E. Inga, J. Cardenas // Energies. 2021. vol. 14 (16). no. 4933. DOI: 10.3390/ en14164933

27. Eltoumi F. M. The key issues of electric vehicle charging via hybrid power sources / F. M. Eltoumi, M. Becherif, H.S. Ramadan // Techno-economic viability, analysis, and recommendations, Renewable& sustainable energy reviews. 2021. vol. 138. no. 110534. DOI:10.1016/j.rser.2020.110534

28. Petrovic D.T. Electric cars are they solution to reduce CO2 emission?/ D.T. Petrovic, D.R. Pesic, R.M. Mijailovic // Thermal science. 2020. vol. 24(5). pp.2879-2889. DOI: 10.3390/su14063371

29. Ponsree, K. Environmental Awareness and Adoption Intention of Electric Cars in Young Adult / K. Ponsree, N. Gebsombut, P. Naruetharadhol // Modern management based on big data. 2021. pp. 165 -174.

30. Solcan, S. Designing a car seat for electrical car / S. Solcan, R. Rozsos, C. Neamtu // Actatechni-canapocensis series-applied mathematics mechanics and engineering. 2019. vol. 62 (4).pp. 617-622.

31. Новости. КАМАЗ и ГАЗ поставят Москве первые 200 электробусов // АвтоГазоЗаправочный-Комплекс+Альтернативное Топливо. 2018. № 7. 335 с.

32. На линии Москвы вышел 300-й электробус // АвтоГазоЗаправочныйКомплекс+Альтернативное Топливо. 2020. № 3. 152 с.

33. Блудян Н. О. Оценка перспективы использования электрических автобусов на городском транспорте // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2020. № 8. С. 28-36.

34. Предпосылки и тенденции развития электромобилей / В. Б. Мошков, В. В. Овчинников, А. Ю. Баранник, Д. В. Черняков, В. В. Кожемякин, М. Ю. Курбатов, А. С. Скоробогатая // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18, № 2 (68). С. 14-19.

35. FülöpM.T. EconomicDevelopmentBase-donaMathematicalModel: AnOptimalSolutionMethod-fortheFuel Supply of International Road Transport Activity / M.T. Fülöp, M. Gubán, G. Kovács, M. Avornic-ului // Energies. 2021. vol.14. no. 2963. DOI: 10.3390/ en14102963

36. Николин В. И. Грузовые автомобильные перевозки: монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. 480 с.

37. Николин В. И., Мочалин С. М., Погуля-ева И. В. Оцениваем эффективность // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2005. № 10. С. 36-38.

38. Войтенков С. С., Шаповал Д. В., Витвицкий Е. Е. К вопросу о терминологии на автомобильном транспорте // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 4 (44). С. 11-15.

39. Банкет М. В., Шаповал Д. В., Бакунов А. С. Применение природного газа общественным автобусным транспортом в городе Омске при условии рационального размещения газовых заправочных станций // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С. 78-82.

40. Банкет М. В., Шаповал Д. В., Войтенков С. С. Экономическая оценка использования природного газа на коммерческом автомобильном транспорте при перевозке хлеба в г Омске // Грузовик. 2021. № 12. С. 35-42.

REFERENCES

1. Mohamad M.A.I, Shariff S.S.R., Mohamed W.M.W. Ranking the Logistics Uncertainty in Malaysian Road Transport Operations, 11th IEEE Control and System Graduate Research Colloquium (ICSGRC). 2020: 371-374.

2. Moschovou T. P., Giannopoulos A. G. Road freight transportation in a period of economic instability: A panel data study in four EU Mediterranean countries. Research in Transportation Business & Management. 2021; vol. 41. no. 100622. DOI: 10.1016/j. rtbm.2021.100622

3. Stoilova S. Methodology for Multi-criteria Selection of Transportation Technology in Transport Network Modelling of the interaction of the different vehicles and various transport modes. 2020: 1-103. DOI:10.1007/978-3-030-11512-8_1

4. Konovalova T. V., Nadirjan S. L. Algoritm vybora podvizhnogo sostava dlja perevozki gru-zov [Algorithm for selection of rolling stock for cargo transportation]. Gumanitarnye, social'no-jekonomich-eskie i obshhestvennye nauki. 2019; 10: 239-242. DOI 10.23672/SAE.2019.10.39019 (In Russ.)

5. Aytbagina E., Vitvitskiy E. Method of Two-Factor Analysis of Cars Operation in the Road Transport System of Cargo Transportation, 8th International Scientific Siberian Transport Forum (TransSiberia). 2020; vol. 2: 968-974. DOI: 10.5937/jaes0-36647

6. Putra A. A., Magribi L.O.M., Makmur M. Model of logistic transport distribution in the urban area, 3rd International Conference on Civil and Environmental Engineering (ICCEE). 2020, no. 012098. DOI 10.1088/1755-1315/419/1/012098

7. Enzmann J., Ringel M. Reducing Road Transport Emissions in Europe: Investigating A Demand Side Driven Approach, Sustainability. 2020; 12 (18). no. 7594. DOI: 10.3390/su12187594

8. Ma Q.F., Jia P., Kuang H.B. Green efficiency changes of comprehensive transportation in China: Technological change or technical efficiency change? Journal of cleaner production. 2021; vol. 304. no. 127115.

9. Munoz-Villamizar A., Santos, J., Velazquez-Martinez J.C. Measuring environmental performance of urban freight transport systems: A case study, Sustainable cities and society. 2020; vol. 52. no. 101844. DOI: 10.1016/j.scs.2019.101844

10. Palander T., Haavikko H. Karha K. Comparison of Energy Efficiency Indicators of Road Transportation for Modeling Environmental Sustainability in "Green" Circular Industry. Sustainability. 2020; vol. 12 (7). no. 2740. DOI: 10.3390/su12072740

11. Safranek M., Voznakova I. Alternative fuels in urban transport, 8th Carpathian Logistics Congress on Logistics, Distribution, Transport and Management (CLC). 2019: 861-866.

12. Ghorbani E., Alinaghian M., Perboli G.A. Survey on Environmentally Friendly Vehicle Routing Problem and a Proposal of Its Classification, Sustainability. 2020; vol. 12 (21): 1-72. DOI: 10.3390/su12219079

13. Makarova I., Buyvol P., Shubenkova K. Usage of Microscopic Simulation to Estimate the Environmental Impact of Road Transport, International Scientific Conference on LOGI - Horizons of Autonomous Mobility in Europe, 2020. vol. 44: 86-93.

14. Johnson E. Cars and ground-level ozone: how do fuels compare? European Transport Research Review, 2017; vol. 9. no 47 (2017). DOI:10.1007/ s12544-017-0263-7

15. Navas-Anguita Z., Garcia-Gusano D., Iribar-ren D. A review of techno-economic data for road transportation fuels. Renewable & sustainable energy reviews, 2019, pp.11-26. DOI: 10.1016/j.rser.2019.05.041

16. Starinskaya G. Kak v Rossii ustroen rynok AZS? [How the gas station market is arranged in Russia]. Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2017/10/13/737707-kak-ustroen-ri-nok-azs, last accessed 20.08.2021.

17. Milojevic S.T. Sustainable application of natural gas as engine fuel in city buses - benefit and restrictions. Journal of Applied Engineering Science. 2017; vol. 15. no. 1: 81 -88. DOI:10.5937/jaes15-12268

18. Tica S., Zivanovic P., Bajcetic S., Milovanovic B., Nad A. Study of the fuel efficiency and ecological aspects of CNG buses in urban public transport in Belgrade. Journal of Applied Engineering Science. 2019; vol. 17. no. 1: 65-73. DOI: https://doi.org/10.5937/ jaes17-17035

19. Suvorov A. S. Perevod rossiTskogo avtotrans-porta na gazomotornoe toplivo osushhestvljaetsja medlenno [The transfer of Russian vehicles to gas engine fuel is slow]. AvtoGazoZapravochnyj kompleks + Al'ternativnoe toplivo. 2019; vol.18. no. 12: 556-557. (In Russ.)

20. Timirhanova L. F. Pel'menjova A. A. Faktory razvitija rynka gazomotornogo topliva v regionah rF [Factors of development of the gas engine fuel market in the regions of the Russian Federation]. Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2020; vol. 8 (188):37-46.

21. Xie X., Wang Y., Li X. The Usage Analysis and Policy Choice of CNG Taxis Based on a Multi-stage Dynamic Game Model. Computational Economics. Springer; Society for Computational Economics. 2019; vol. 54(4): 1379-1390. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10614-016-9645-5

22. Zhou Y., Zhou Z. The current level of development of the Chinese CNG automobile market, its future trends and strategies. Natural Gas and LNG. 2009; vol.10: 44-48. DOI: https://doi.org/10.1016/j. ngib.2018.04.010

23. Huang K., Lv Y., Huang C., Wang Y., Niu Y., Yang W. Prediction of CNG automobile ownership by using the combined model. Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. vol. 6: 2422-2427.

24. Ajanovic A., Haas R. Economic and Environmental Prospects for Battery Electric - and Fuel Cell Vehicles, A Review fuel cells. 2019; vol. 19 (5): 515529. DOI: 10.1002/fuce.201800171

25. Synak F., Kucera M., Skrucany T. Assessing the Energy Efficiency of an Electric Car. Communications - Scientific Letters of the University of Zilina. 2021; vol. 23. no. 1: A1-A13. DOI: 10.26552/ com.C.2021.1.A1-A13

26. Campana M., Inga E., Cardenas J. Optimal Sizing of Electric Vehicle Charging Stations Considering Urban Traffic Flow for Smart Cities. Energies. 2021; vol. 14 (16). no. 4933. DOI: 10.3390/en14164933

27. Eltoumi F. M., Becherif M., Ramadan H. S. The key issues of electric vehicle charging via hybrid power sources: Techno-economic viability, analysis, and recommendations. Renewable & sustainable energy reviews. 2021; vol. 138 no. 110534. DOI:10.1016/j. rser.2020.110534

28. Petrovic D. T., Pesic D. R., Mijailovic R. M. Electric cars are they solution to reduce co2 emission? Thermal science. 2020; vol. 24(5): 2879-2889. DOI: 10.3390/su14063371

29. Ponsree K., Gebsombut N., Naruetharadhol P. Environmental Awareness and Adoption Intention of Electric Cars in Young Adult. Modern management based on big data. 2021: 165 -174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Solcan S., Rozsos R., Neamtu C. Designing a car seat for electrical car. Acta technica napocensis series-applied mathematics mechanics and engineering. 2019; vol. 62 (4): 617-622.

31. Novosti. KamAZ I GAZ postavjat Moskve per-vye 200 jelektrobusov [News. KAMAZ and GAZ will supply Moscow with the first 200 electric buses]. Av-togazozapravochnyj kompleks + al'ternativnoe toplivo. 2018; 7: 335. (In Russ.)

32. Na linii moskvy vyshel 300-j jelektrobus. Av-togazozapravochnyj kompleks + al'ternativnoe topli-vo [The 300th electric bus entered the Moscow line]. 2020. vol. 3:152. (In Russ.)

33. Bludjan N. O. Ocenka perspektivy ispol'zo-vanija jelektricheskih avtobusov na gorodskom transporte [Assessment of the prospects for the use of electric buses in public transport]. Transport: nauka, tehnika, upravlenie. nauchnyj informacionnyj sbornik. 2020; vol. 8: 28-36. (In Russ.)

34. Moshkov V. B., Ovchinnikov V. V., Barannik A.J u. Predposylki i tendencii razvitija jelektromobilej [Prerequisites and trends in the development of electric vehicles]. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2021; 2 (68): 14-19. (In Russ)

35. FQlop M.T., Guban M., Kovacs G., Avornicului M. Economic Development Based on a Mathematical Model: An Optimal Solution Method for the Fuel Supply of International Road Transport Activity. Energies. 2021; vol.14, no. 2963. DOI: 10.3390/en14102963

36. Nikolin V. I. Vitvickij E. E., Mochalin S. M. Gru-zovye avtomobil'nye perevozki: monografija. [Freight road transportation: Monograph]. 2-e izdanie. Sibirska-ja gosudarstvennaja avtomobil'no-dorozhnaja aka-demija (SibADI), 2004. 480 p. (In Russ.)

37. Nikolin V. I. Mochalin S. M., Poguljaeva I. V. Ocenivaem jeffektivnost'. [We assess the effectiveness]. Gruzovoe i passazhirskoe avtohozjajstvo. 2005. no. 10. pp. 36-38. (In Russ)

38. Vojtenkov S. S., Shapoval D. V., Vitvickij E. E. K voprosu o terminologii na avtomobil'nom transporte [To the question of terminology in road transport]. Vest-nik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2015;4 (44):11-15. (In Russ.)

39. Banket M. V., Shapoval D. V., Bakunov A. S. Primenenie prirodnogo gaza obshhestvennym avto-busnym transportom v gorode Omske pri uslovii racio-nal'nogo razmeshhenija gazovyh zapravochnyh stancij [he use of natural gas by public bus in the city of Omsk, subject to the rational placement of gas filling stations]. Intellekt. Innovacii. Investicii. 2017; 3: 78-82. (In Russ.)

40. Banket M. V., Shapoval D. V., Vojtenkov S. S. Ekonomicheskaya otsenka ispol'zovaniya prirodnogo gaza na kommercheskom avtomobil'nom transporte pri perevozke khleba v gorode Omske [Economic assessment of the use of natural gas on commercial road transport when transporting bread in Omsk]. Gruzovik. 2021; 12. (2021): 35-42.

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Концептуализация - Банкет М. В., Алешков Д. С.

Методология - Банкет М. В., Шаповал Д. В.

Программное обеспечение - Шаповал Д. В., Эйхлер И. А., Валидация - Банкет М. В.

Официальный анализ - Шаповал Д. В., Алеш-ков Д. С.

Исследования - Банкет М. В., Шаповал Д. В., Алешков Д. С., Ресурсы - Банкет М. В., Погуля-ева И. В.,Эйхлер И. А.,

Курирование данных - Погуляева И. В., Эйх-лер И. А.

Подготовка первоначального проекта - Шапо-вал Д. В.

Обзор и редактирование - Банкет М. В., Погу-ляева И. В.

Администрирование проекта - Алешков Д. С., Эйхлер И. А.

AUTHOR CONTRIBUTION STATEMENT

Conceptualization - Mikhail V. Banket, Denis S. Aleshkov

Methodology - Mikhail V. Banket, Dmitry V. Shapoval

Software - Dmitry V. Shapoval, Ivan A. Eychler

Validation - Mikhail V. Banket

Official analysis - Dmitry V. Shapoval, Denis S. Aleshkov

Research - Mikhail V. Banket, Dmitry V. Shapoval, Denis S. Aleshkov

Resources - Mikhail V. Banket, Irina V. Pogulyae-va, Ivan A. Eychler

Data management - Irina V. Pogulyaeva, Ivan A. Eychler

Preparation of the initial draft - Dmitry V. Shapoval

Review and editing - Mikhail V. Banket, Irina V. Pogulyaeva

Project administration - Denis S. Aleshkov, Ivan A. Eychler

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михаил Викторович Банкет - канд. техн. наук, доц., и.о. директора института «Автомобильный транспорт, нефтегазовая и строительная техника», доц. кафедры «Автомобильный транспорт», SPIN-код: 3698-4459.

Дмитрий Владимирович Шаповал - канд. техн. наук, доц., доц. кафедры «Организация перевозок и безопасность движения», институт «Автомобильный транспорт, нефтегазовая и строительная техника», SPIN-код: 1720-5332.

Эйхлер Иван Андреевич- канд. экон. наук, доц. кафедры «Экономика, логистика и управления качеством», институт «Информационные системы, экономика и управление», SPIN-код: 7562-4729.

Денис Сергеевич Алешков - канд. техн. наук, доц., доц. кафедры «Автоматизация и энергетическое машиностроение», институт «Автомобильный транспорт, нефтегазовая и строительная техника», SPIN-код: 2503-8585.

Ирина Владимировна Погуляева - канд. техн. наук, доц., доц. кафедры «Экономика, логистика и управления качеством», институт «Информационные системы, экономика и управление», SPIN-код: 4007-8472.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mikhail V. Banket - Cand. of Sci., Associate Professor, Director of the Automobile Transport, Oil and Gas and Construction Equipment Institute, Associate Professor of the Automobile Transport Department, SPIN-код: 3698-4459.

Dmitry V. Shapoval - Cand. of Sci., Associate Professor, Transportation and Traffic Safety Department, Oil and Gas and Construction Equipment Institute, SPIN-код: 1720-5332.

Ivan A. Eychler - Cand. of Sci., Associate Professor, Economics, Logistics and Quality Management department, Information Systems, Economics and Management Institute, SPIN-код: 7562-4729.

Denis S. Aleshkov - Cand. of Sci., Associate Professor, Automation and Power Engineering Department, Oil and Gas and Construction Equipment Institute, SPIN-код: 2503-8585.

Irina V. Pogulyaeva - Cand. of Sci., Associate Professor, Economics, Logistics and Quality Management Department, Information Systems, Economics and Management Institute, SPIN-код: 4007-8472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.